Краткий анализ стихотворения «цветок» (цветок засохший…) по плану

Краткий анализ стихотворения «у лукоморья дуб…» по плану

Анализ стихотворения первой строфы «К морю» Александра Пушкина: лексика, метафоры

«К морю» Пушкин В первой строфе море предстает пред Пушкиным великой силой. Об этом говорят его обороты «свободная стихия», «блещешь гордою красой». Что же касается «заунывного ропота друга», поэт имеет в виду, что его молчаливый собеседник (море) внезапно может разразиться губительным для судов рокотом волн. Этим он намекает на своенравный характер моря. Но, тем не менее, автор не боится стихии, он доверяет ей.

Вот еще анализ стихотворения первой строфы «К морю» Александра Пушкина с объяснением лексики и метафор:

Шум моря бывает как грустным, так и призывным – это также весьма интересный оборот.
Возможно, данная характеристика намекает на возможность человека обратить внимание на те секунды, когда море неспокойно.
Вполне вероятно, что оно бушует, потому, что зовет к себе друга, которым является поэт, манит его.
Конечно же, это иносказательно.

Пушкин просто указывает на то, что слыша рокот моря, он не может оставаться в стороне, его словно магнитом манит на берег насладиться великолепием.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветок.История создания – “Цветок” написан в 1828 году, когда поэт уже полтора года как жил в Петербурге. Напечатано стихотворение в следующем, 1829 году, в журнале “Галатея”.

Тема стихотворения – прошедшая любовь, символом которой стал засохший цветок.

Композиция – одночастная: поэт просто рассказывает о мыслях, которые посетили его после того, как он нашел между страниц книги вложенный туда цветок.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.

Метафоры – “душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.

Сравнение – “как сей неведомый цветок”.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения представлена аллитерациями с шипящими и свистящими согласными. Сочетания «сч», «чл», «чн» передают волнение говорящего, создают атмосферу тайного сговора.

Ассонансы с итоговыми «и», «у», «ы» рождают настроение преодоления трудностей. Ариону пришлось тяжело, но он выстоял и продолжит петь.

В стихотворении преобладают сложные предложения, в которых описываются отношения корабельщиков со свирепой стихией.

Противительные союзы «а» в составе сложносочинённых предложений подчёркивают особую участь «таинственного певца», выброшенного грозой на берег.

Словарный состав стихотворения почти полностью относится к общеупотребимой лексике, но встречаются в нём и старославянизмы:

  • кормщик – это капитан корабля, стоящий на корме;
  • чёлн – судно;
  • риза – одежда пловца.

Эти слова настраивают на высокий лад, подчёркивают иносказательность сюжета.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.История создания – было создано в 1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «чёрный отдалённый путь».

Сравнение – «горюешь, будто на часах».

«Воспоминание» (Когда для смертного умолкнет шумный день…), анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.

В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте. Первые названия – «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен. Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Всё стихотворение – это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет (толкование равноценно) освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения – тяготящие человека тяжёлые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны. Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями. Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрёстная.

Тропы и образы

Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью. Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю .

Общие интересы

Любовь к литературе способствовала развитию общих интересов и тем для разговора. Пушкин вместе с Жуковским и своими родителями стал посещать гостиные Карамзина, Батюшкова и других известных писателей. Вместе со своим старшим другом он стал членом кружка «Арзамас», где занимались изучением поэзии, писали и декламировали стихи, соревновались в литературном мастерстве. Отношения Жуковского и Пушкина становились все более теплыми и доверительными. Разница в возрасте не мешала этой дружбе: мудрость и жизненный опыт одного всегда нередко помогали охладить юношеский пыл другого.

«Вакхическая песня» анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение «Вакхическая песня» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1825 году в его родовом имении Михайловское. Выдающийся поэт пребывал в ссылке и переживал не лучшие времена. В глухомани не было никаких развлечений, и лишь изредка Пушкина тайком посещали его друзья.

Дружба всегда была для поэта ключевой ценностью. Именно этой теме и посвящено стихотворение «Вакхическая песня».

Произведение «Вакхическая песня» относится к жанру анакреонтической поэзии — так называется лирика, которая восхваляет радость

беспечной жизни. Данное стихотворение — один из образцов творчества Александра Сергеевича Пушкина в литературном направлении реализм. «Вакхическая песня» относится к реалистическим произведениям поэта, так как он описывает события, происходящие в стихотворении, максимально приближенно к действительности.

Строки «Вакхической песни» написаны разностопным Амфибрахием — стихотворным размером с сильным ударением на втором слоге. Первые два четверостишия произведения связаны кольцевой рифмовкой, заключительные два — сплетенной рифмовкой, которая сочетает в себе смежную и перекрестную.

Эта схема создает в стихотворении особое настроение и необычный, напористый ритм.

Стихотворение не имеет развивающегося сюжета. «Вакхическая песня» — это в большей части воспевание друзей, объединенных в круг за праздничным столом. Этот образ многое значит для поэта, такой же дух имеют множество стихотворений Пушкина, в которых он говорит о лицейском братстве. Помимо теплых отношений, друзей соединяло свободомыслие.

Тема свободы и независимости также звучит в «Вакхической песне»: неспроста поэт сравнивает бледнеющую лампаду с тлением «ложной мудрости». В подобном художественном приеме наблюдается инакомыслие, которое Пушкин не проявляет открыто. «Да здравствует солнце, да скроется тьма» — восклицает в конце произведения поэт, понимая под этими строками победу света и свободы над самодержавием.

Несмотря на то, что в основе сюжета произведения лежит пир и его воспевание, поэт не является поклонником бездумных развлечений. Торжественные восклицания, которыми наполнено стихотворение, на самом деле не восхваляют праздное веселье, а доносят до читателя высокий смысл таких строк. Для Пушкина пиры с друзьями являются своеобразным ритуалом духовного единения, символом неразрывной связи.

Из-за ссылки, в которой поэт пребывал во время написания «Вакхической песни», о таких встречах он мог лишь вспоминать и надеяться на скорейшее воссоединение с единомышленниками. При этом стихотворение не является ностальгическим, напротив, оно несет в себе надежды на многочисленные праздники в тесном кругу друзей, победу света над тьмой, великое будущее. Несмотря на проблемы, которые окружали его в то время, Пушкин верил, что в дальнейшем все наладится.

Логически стихотворение разделено на три цельные части, центром каждой из них являются здравицы. В нашем современном языке восклицание «Да здравствует» считается возвышенным, но оно не воспринимается как древняя, церковнославянская форма. В пушкинскую эпоху это выражение употреблялось только в высокоторжественной речи и сохраняло свой архаический оттенок.

Первая здравица, используемая автором, представляется похвалой любви: «Да здравствуют нежные девы». Эта тема, как и тема дружбы, является одной из ключевых в творчестве Пушкина.

Вторая здравица посвящена поэзии: «Да здравствуют музы, да здравствует разум». Творчество и вдохновение играет основную роль в жизни поэта.

Третья и последняя здравица — это финал, воспевающий победу добра над злом: «Да здравствует солнце, да скроется тьма».

«Вакхическая песня» отличается большим количеством троп. Среди этих средств выразительности присутствуют многочисленные Эпитеты , Олицетворения , Анафоры , Метафора .

При написании стихотворения поэт использовал различные славянизмы , которые способствуют созданию величественного настроения.

Волевое звучание произведению придает многообразие повелительных глаголов . Это создает впечатление праздничного призыва, тоста, дарит стихотворению особую энергию.

«Вакхическая песня» — это особенное произведение Александра Сергеевича Пушкина. Поэт не только затронул множество философских тем, но и создал необычайно красивый гимн о добре, любви и дружбе.

Анализ стихотворения Пушкина «Герой»

Болдинская осень стала для Александра Пушкина не только серьезным испытанием чувств, но и одним из самых плодотворных периодов творчества. В этот момент происходит переосмысление многих жизненных ценностей, и поэт начинает воспринимать многие исторические события в другом ракурсе. Положение Пушкина в обществе нельзя назвать стабильным. Несмотря на то, что он получил поддержку самого императора, отношения с власть имущими у поэта складываются достаточно противоречиво. Раздумывая над тем, что же происходит на самом деле, в сентябре 1830 году Пушкин публикует стихотворение «Герой». в котором пытается ответить на простой и, одновременно, довольно сложный вопрос: кого можно считать избранными мира сего? Стихотворение построено в форме диалога поэта с неизвестным другом. Причем, беседа больше напоминает спор, в котором обличителем выступает таинственный незнакомец. Именно он укоряет Пушкина в том, что все нынешнее поколение молодых бунтарей отдает дань уважения лишь тем, кто овеян славой. «За новизной бежать смиренно народ бессмысленный привык», — отмечает собеседник поэта. Действительно, именно толпа создает себе героев, очень часто приписывая им поступки и мысли других людей. Именно поэтому поэт задается вопросом о том, кто же действительно властвует его душой, и для кого в ней отведено почетное место настоящего героя?

В итоге пот приходит к выводу, что ни полководцы, ни великие воины не вызывают в нем столь огромного уважения, как «пришлец сей бранный, пред кем смирилися цари». В первую очередь, Пушкин имеет ввиду декабристов, которые смогли вызвать панический страх у правительства. Однако если учесть, что в этот период Пушкин активно увлекается историческими исследованиями и параллельно работает над прозой, то можно предположить, что автор проводит параллель и со многими другими русскими героями, среди которых – Степан Разин и Емельян Пугачев. Таким образом, героем для поэта становится тот, кто пытается восстановить справедливость, и нередко делает это ценой собственной жизни. Пушкин подчеркивает, что такому герою уготована незавидная участь, ему не стать знаменитым полководцем и не занять царский трон. «Одров я вижу длинный строй, лежит на каждом труп живой», — отмечает поэт. Это означает, что все те герои, попытавшиеся бороться за счастье других, были беспощадно уничтожены. Однако автор убежден, что «тот будет небу другом, каким бы ни был приговор», намекая на то, что время всех нас рассудит, и имена истинных героев останутся не только в истории, но и в памяти людей.

»» .

Да, слава в прихотях вольна. Как огненный язык, она По избранным главам летает, С одной сегодня исчезает И на другой уже видна. За новизной бежать смиренно Народ бессмысленный привык; Но нам уж то чело священно, Над коим вспыхнул сей язык. На троне, на кровавом поле, Меж граждан на чреде иной Из сих избранных кто всех боле Твоею властвует душой?

Все он, все он — пришлец сей бранный. Пред кем смирилися цари, Сей ратник, вольностью венчанный, Исчезнувший, как тень зари.

Когда ж твой ум он поражает Своею чудною звездой?

Тогда ль, как с Альпов он взирает На дно Италии святой ; Тогда ли, как хватает знамя Иль жезл диктаторский ; тогда ль, Как водит и кругом и вдаль Войны стремительное пламя, И пролетает ряд побед Над ним одна другой вослед; Тогда ль, как рать героя плещет Перед громадой пирамид, Иль, как Москва пустынно блещет, Его приемля, — и молчит?

Нет, не у счастия на лоне Его я вижу, не в бою, Не зятем кесаря на троне ; Не там, где на скалу свою Сев, мучим казнию покоя, Осмеян прозвищем героя, Он угасает недвижим, Плащом закрывшись боевым. Не та картина предо мною! Одров я вижу длинный строй. Лежит на каждом труп живой, Клейменный мощною чумою, Царицею болезней. он, Не бранной смертью окружен, Нахмурясь ходит меж одрами И хладно руку жмет чуме И в погибающем уме Рождает бодрость. Небесами Клянусь: кто жизнию своей Играл пред сумрачным недугом, Чтоб ободрить угасший взор, Клянусь, тот будет небу другом, Каков бы ни был приговор Земли слепой.

Увы! его раздался глас 1) ,— И где ж очарованье света!

Темы и проблемы

Основных тем в произведении можно выделить две.

Первая – это тема свободы. Герой хочет убежать от окружающего его устоя, но вспомнив Наполеона и Байрона, понимает, что не добьется желаемого. Он считает, что в Европе, как и в России, нет свободы. Поэтому, какой смысл куда-то бежать? Везде его ждет одно и то же.

Второй проблемой Александр Сергеевич поднимает тему одиночества. Он видит, что такие известные люди, как Наполеон и Байрон умерли одинокими, так и не понятыми другими. Он разделяет их судьбу, так как тоже является своего рода одиночкой. Его не понимает толпа, он не понимает власть и не собирается с ней мириться. Единственным близким другом ему становится море, но и его он вынужден покинуть из-за очередной ссылки.

Не обошлось и без темы любви. О ней автор говорит вскользь, но именно она стала причиной его решения остаться.

Проблемой же этого стихотворения автор видит всемирную тиранию. Отсутствие возможности жить свободной жизнью, ущемление взглядов, и невозможность прямо выражать свои мысли – это то, с чем не может смириться автор.

Проблема разлуки появляется на фоне все той же тирании. Автор вынужден уезжать от своего товарища в ссылку, а ведь он так полюбил море. Эму безумно грустно и больно расставаться, но жизнь не оставляет ему выбора.

История создания

История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским -, где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он, наконец, признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин, в первую очередь, вызывал интерес как молодой поэт и поэтому внимание знаменитости тешило ее тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной скандалов между влюбленными

Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но все же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

Анализ стихотворения Пушкина «Арион»

Восстание декабристов в 1825 году заставило Александра Пушкина переосмыслить роль поэзии в общественной жизни. Автор пришел к выводу, что стихи способны стать довольно мощным оружием в руках поэта, если в них заложен определенный смысл. Благодаря этому осознанию в 1827 году им было написано стихотворение «Арион», посвященное декабристам и рассказывающее о событиях двухлетней давности.

Повествуя о восстании, Пушкин прибег к весьма распространенному в те времена приему аллегории. За основу своего поэтического повествования автор взял древнегреческий миф об Арионе – известно певце, который зарабатывал себе на жизнь, путешествуя и исполняя лирические баллады перед знатной публикой. Согласно легенде, после одного из публичных выступлений Ариону был преподнесен сундук с несметными сокровищами, с которыми певец решил отправиться на остров Коринф. Однако моряки, прознав о содержимом сундука, решили утопить Ариона в море и завладеть его богатствами. Когда поэт был выброшен за борт, его подобрал дельфин и, тем самым, спас жизнь Ариону, который после рассказал публике свою печальную и удивительную историю.

Отождествляя себя с древнегреческим певцом, Пушкин в стихотворении «Арион» несколько отклонился от мифического сюжета. По его версии, он был одним из членов команды судна, дружной и объединенной общей целью. «Нас было много на челне», — так начинается стихотворение, и первая его фраза является недвусмысленным намеком на то, что команда судна – тайное общество будущих декабристов, которые отправились в опасное путешествие по волнам жизни, готовя покушение на царя и смену общественного строя.

Ариону в этой команде была отведена роль поэта, который, «беспечной веры полон», пел пловцам свои удивительные песни. В этой фразе также угадывается очень тонкая аллегория, так как Пушкин был лично знаком со многими будущими декабристами, и его творчество вдохновило их на более решительные действия по свержению самодержавия. Рассказывая о том, как развивались последующие события, автор вновь отступает от мифологической канвы сюжета, о. В результате шторма погибли «и кормщик, и пловец», а сам Арион был «на берег выброшен грозою», но не отчаялся тому, что с ним произошло. «Я гимны прежние пою. И рису влажную мою сушу на солнце под скалою», — такими строчками завершает поэт стихотворение «Арион».

Если проанализировать финал этого произведения, то параллель с событиями 1825 года вновь напрашивается сама собой. Действительно, Пушкин оказался одним из немногих друзей декабристов, которые по счастливой случайности были «выброшены на берег» и не участвовали в заговоре. Массовые аресты не коснулись поэта, хотя десятки представителей русской аристократии были казнены либо сосланы на каторгу в Сибирь. Существует несколько версий, которые объясняют произошедшее. Однако наиболее вероятным является допущение, что декабристы, ценя литературный дар Пушкина, не рискнули подвергать его опасности, поэтому скрыли от поэта дату предполагаемого восстания.

В итоге события 1825 года лишь косвенно коснулись поэта. Как близкий друг декабристов, он все же попал под подозрение и, выражаясь образным языком, был вынужден «сушить рису», т. е. доказывать свою непричастность к восстанию. Однако поэт не отказался от своих убеждений, о чем прямо заявил в стихотворении «Арион», Он стал лишь более осторожным и рассудительным, осознав, что как поэт может принести своему народу гораздо больше пользы, разбудив самосознание людей своими тонкими и не лишенными сарказма стихами.

Стихотворение «Арион» написано Александром Пушкиным в 1827 году. В его основе – придание о древнегреческом поэте и музыканте Арионе, жившем в седьмом – шестом веках до нашей эры.

Однажды, когда Арион плыл из Италии в Грецию, его решили убить корабельщики, чтобы овладеть его богатством. Он попросил у них позволения спеть перед смертью песню и затем бросился в море, но был спасен дельфином, очарованным его пением. Таков сюжет придания.

Исследователи жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина предполагают, что в стихотворении он в аллегорической форме рассказал о своей верности заветам декабристов, воспел их мужество и свободолюбие.

Стихотворение «Арион» звучит в записи актера Дмитрия Журавлева.

Фонограмма из фонотеки Отдела искусств Краснодарской краевой юношеской библиотеки (КЮБ 1094-1095)

Тексты других выпусков радиопередачи «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина»:

Стихотворение Пушкина А.С. «Герой»

Что есть истина?

Да, слава в прихотях вольна. Как огненный язык, она По избранным главам летает, С одной сегодня исчезает И на другой уже видна. За новизной бежать смиренно Народ бессмысленный привык; Но нам уж то чело священно, Над коим вспыхнул сей язык. На троне, на кровавом поле, Меж граждан на чреде иной Из сих избранных кто всех боле Твоею властвует душой?

Всё он, всё он — пришлец сей бранный, Пред кем смирилися цари, Сей ратник, вольностью венчанный, Исчезнувший, как тень зари.

Когда ж твой ум он поражает Своею чудною звездой? Тогда ль, как с Альпов он взирает На дно Италии святой; Тогда ли, как хватает знамя Иль жезл диктаторский; тогда ль, Как водит и кругом и вдаль Войны стремительное пламя, И пролетает ряд побед Над ним одна другой вослед; Тогда ль, как рать героя плещет Перед громадой пирамид, Иль, как Москва пустынно блещет, Его приемля,- и молчит?

Нет, не у счастия на лоне Его я вижу, не в бою, Не зятем кесаря на троне; Не там, где на скалу свою Сев, мучим казнию покоя, Осмеян прозвищем героя, Он угасает недвижим, Плащом закрывшись боевым. Не та картина предо мною! Одров я вижу длинный строй, Лежит на каждом труп живой, Клейменный мощною чумою, Царицею болезней. он, Не бранной смертью окружен, Нахмурясь, ходит меж одрами И хладно руку жмет чуме, И в погибающем уме Рождает бодрость. Небесами Клянусь: кто жизнию своей Играл пред сумрачным недугом, Чтоб ободрить угасший взор, Клянусь, тот будет небу другом, Каков бы ни был приговор Земли слепой.

Мечты поэта — Историк строгий гонит вас! Увы! его раздался глас,- * И где ж очарованье света!

Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к соблазну жадной, Он угождает праздно! — Нет! Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман. Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран.

29 сентября 1830, Москва.

Стихотворение Пушкина А.С. — Герой

См. также Александр Сергеевич Пушкин- стихи (Пушкин А. С.) :

Глухой глухого звал к суду.

Глухой глухого звал к суду судьи глухого, Глухой кричал: Моя им сведе.

Гнедичу

С Гомером долго ты беседовал один, Тебя мы долго ожидали, И светел т.

Средства выразительности

В стихотворении присутствуют метафоры: “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”, “душе настало пробужденье” “сердце бьётся в упоенье”; есть в нём и другие средства выразительности: сравнения: “как мимолётное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты”, “безнадёжная грусть”, “чудное мгновенье”.

Стихотворный размер произведения очень типичен для Пушкина – это четырёхстопный ямб с перекрестным способом рифмовки АВАВ. Благодаря сквозным рифмам (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». ритм стихотворения становится очень чётким и музыкальным. Мелодичность стихов также усилена волнообразным чередованием ямбических стоп.

Анализ стихотворения «Я вас любил» А.С. Пушкин — кратко, для презентации: жанр, размер, направление

«Я вас любил» Пушкин Если вам нужно сделать презентацию по поэзии А.С.Пушкина, то понадобится краткий анализ стихотворения «Я вас любил». Вот описание жанра, размера и направления этого стиха:

Без сомнения, данное творение Пушкина можно причислить к любовной лирике. Используются пятистопный ямб и перекрестная рифма. Примечательно, что Александр Сергеевич чередует исконно «женскую» и «мужскую» рифму. Вполне возможно, это сделано намеренно.

  • Структура довольно тонкая – это касается и синтаксиса, и интонаций, и звуков. Система рифм упорядочена.
  • Все нечетные рифмы инструментированные на звук «ж»: «быть может, тревожит, безнадежно, нежно», а все четные – на «м»: «совсем, ничем, томим, другим».

Используются метафоры. Можно сказать, что автор отпускает чувство, которое так и не нашло подобающего отклика в сердце красавицы. Стихотворение наполнено грустной иронией человека, который столкнулся с неразделенной любовью. Однако он не собирается прятаться и будет говорить о своей любви.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения помогает создать образ тихого увядающего растения.

Поэт использует аллитерации с «з», «ц», «с», «ш», «х», благодаря которым кажется, будто слова шелестят и похрустывают, словно страницы пожелтевшей книги или лепестки засохшего цветка, царапающие бумагу.

Ассонансы с «о», «ы», «и», «у» усиливают настроение тишины и печали.

В стихотворении преобладают вопросительные предложения. Поэт задаёт самому себе вопросы. Он не знает наверняка, но лишь предполагает, какой была судьба цветка и тех, кто его сорвал.

Лексика стихотворения сочетает общеупотребительные слова со слегка устаревшими лексемами («безуханный», «сей»). Такое переплетение стилистических особенностей выражает идею о связи прошлого с настоящим.

Анализ стихотворения «Арион» Пушкина

Стихотворение “Арион” занимает важное место в творчестве Пушкина – с его помощью поэт высказывает свои взгляды на восстание декабристов. Краткий анализ “Арион” по плану может использоваться на уроке русской литературы как основной или дополнительный материал

Он поможет ученикам 9 класса лучше понять произведение.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Арион.

История создания – произведение написано в 1827 году, всего два года спустя после восстания декабристов. Поскольку так явно высказывать свои взгляды Пушкину было опасно, впервые его опубликовали без подписи в “Литературной газете”.

Тема стихотворения – борьба декабристов с самодержавием, за которую они заплатили высокую цену, каждый свою.

Композиция – в стихотворении четко прослеживается три структурные части. Первая описывает напряженную работу на корабле, вторая посвящена стихии, которая разбила челн, а третья рассказывает о событиях, которые произошли после этого.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “мощные веслы”, “умный кормщик”, “беспечная вера”, “шумный вихорь”, “таинственный певец”, “прежние гимны”, “влажная риза”.

Метафоры – “иные парус напрягали”, “на берег выброшен грозою”.

Связь Пушкина с декабристами была общеизвестным фактом. И хотя его не было на площади, а никто из друзей не выдал поэта, его неоднократно вызывали на допросы. И даже в 1827 году, спустя два года после восстания, поэту небезопасно было в открытую высказывать свои мысли.

И все же он не мог не высказаться – и написал стихотворение “Арион”, история создания которого тесно связана с судьбой декабристов. Использованная Пушкиным в качестве основы легенда настолько не похожа на сего произведение, что становится понятно, это – не аллегория, а только прикрытие.

Поэт рассказывает историю декабристов, показывая через образы кормчего и гребцов, какую высокую цену им пришлось заплатить за решение изменить судьбу России. Сам Пушкин говорит о том, что он не изменил этим идеям и поет прежние гимны.

Несмотря на то, что стихотворение составляют всего четыре строфы, его легко можно разделить на три части.

В первой высказывается идея о дружной совместной работе людей, которые ведут корабль в гавань, и певца, подбадривающего их своими песнями. Вторая часть – описание стихии, которая вторгается в жизни корабельщиков.

И, наконец, третья часть – это рассказ о том, что поэт спасся. Трактовать его спасение можно двояко: с одной стороны, это случилось потому, что он доверился миру, с другой же Пушкин снова высказывает мысль о том, что поэт является божьим избранником. В этой же строфе он высказывает самую главную мысль о верности идеям декабристов.

Несмотря на иносказательность, произведение легко отнести к жанру гражданской лирики. Поэт говорит о декабристах как о людях, которые умело вели корабль, но им помешала неожиданная самодержавная буря. И хотя они заплатили за свой смелый поступок, остался поэт, который будет воспевать их подвиги и доносить до масс их идеи.

Для лирики Пушкина всегда было характерно изобилие художественных средств, с помощью которых поэт выражал заложенную в произведении идею. В стихотворении “Арион” использованы:

  • Эпитеты – “мощные веслы”, “умный кормщик”, “беспечная вера”, “шумный вихорь”, “таинственный певец”, “прежние гимны”, “влажная риза”.
  • Метафоры – “иные парус напрягали”, “на берег выброшен грозою”.

Автор показывает, что рассказанная им история – не просто тонкая аллегория, но практически прямое выражение главной мысли о том, что борьба с самодержавием продолжается, и поэт остается на стороне правды. Он стал более осторожным, но его песни продолжают звучать.

Будь в числе первых на доске почета

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: