Анализ стихотворения «Бежит тропинка с бугорка» Цветаевой
Первый сборник стихотворений Марины Ивановны Цветаевой сочувственно приветствовали М. Волошин, В. Брюсов и Н. Гумилев. Ностальгическое произведение «Бежит тропинка с бугорка» до сих пор трогает сердце читателя безыскусностью и теплотой.
Стихотворение опубликовано в сборнике «Волшебный фонарь» 1912 года. Об ушедшем детстве грустит двадцатилетняя поэтесса. Что ж, и впрямь уже собран солидный жизненный багаж: на свои средства, но все же издана дебютная книга «Вечерний альбом», она замужем и мать маленькой дочери. До начала Первой Мировой войны оставалось 2 года, до революции — 5 лет.
По жанру — элегия, яркая пейзажная зарисовка, по размеру — четырехстопный ямб с охватной рифмовкой, 4 строфы. Лирическая героиня — сама поэтесса. В ее строках оживает любимая дача в Тарусе Калужской губернии, куда девочку впервые привезли еще во младенческом возрасте. М. Цветаева рисует любимый пейзаж: летняя тропинка, река Ока, храм и дом. Рядом — елочка, посаженная отцом в честь рождения Марины. Восклицания и риторические вопросы завершаются многоточием в самом конце. Это придает динамичному, взрывному стихотворению оттенок меланхоличности. Строка «куда ушли, в какую даль вы?» невольно перекликается с пушкинской «куда, куда вы удалились» из «Евгения Онегина». Не стоит забывать, что Таруса связана у автора с еще одним событием: здесь после продолжительной болезни скончалась ее мать. Марине тогда было 14 лет.
Почуевская долина на левом берегу реки была излюбленным местом детских игр с сестрой и местными ребятишками, тайным уголком для обдумывания первых стихов. Уменьшительный суффикс слова «бугорок» подчеркивает нежность поэтессы, задумавшейся о «добром, старом, детском времени». Ничего вокруг не изменилось, но другой стала она. Экспрессии придает дважды повторенное слово «рай». Детский взгляд преображал все: лопаты были шпагами, сарай — замком. Эпитеты: царственным, лениво, детском, сонно-тяжело. Мальвы, кстати — высокие яркие садовые цветы. Олицетворение: бежит тропинка. Широко использован прием инверсии: движется Ока, качаются мальвы. Героиня грустит, сознавая, что пути назад нет. Она словно видит себя ребенком, который не знает, что его ждет.
Молодая поэтесса М. Цветаева в свой второй сборник стихов поместила короткое стихотворение «Бежит тропинка с бугорка». В нем отразились впечатления счастливого детства, которое пришлось на рубеж XIX и XX веков.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Средства выразительности
При создании сокровенного образа беззаботного, веселого детства поэтесса употребляет в тексте широкий спектр художественных приемов. Рассмотрим традиционные тропы:
- Эпитеты. Делают создаваемые образы выразительными, конкретными, например, «сонными лугами», «замком царственным».
- Сравнения. Они вносят особый смысл в текст: «как под детскими ногами», «утро было рай».
- Метафоры. Оживляют рисуемый Цветаевой пейзаж: «сонными лугами», «лениво движется».
- Олицетворения: «бежит тропинка», «спешат удары».
Так, употребляя разные художественные тропы, поэтесса передает нам собственные эмоции и волнения, испытываемые ею при воспоминании о счастливых и печальных моментах своего детства. Через всю жизнь Цветаева проносит в памяти те пережитые в детские годы яркие мгновения.
План анализа стихотворения Бежит тропинка с бугорка
Определите жанр
- Эпитафия — посмертное;
- эпиграмма — сатирический портрет;
- элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
- послание, поэма, баллада, роман в стихах;
- песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;
Выделите ведущую тему стихотворения
- Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
- Пейзаж — описывается красота природы.
- Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
- Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.
Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:
- Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
- Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
- Дактиль (‘_ _ _ )
- Амфибрахий (_ _’ _)
- Анапест (_ _ _’) и т.д.
Определим какую рифму использовал автор
- абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
- аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
- абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).
Проведем анализ лексики
- аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
- ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
- гипербола — художественное преувеличение;
- литота — художественное преуменьшение;
- метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
- олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
- сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.
Проведем анализ синтаксиса
- повторение
- инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
- риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
- риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
- риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.
Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:
- аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
- ассонанс — повторение гласных звуков;
- анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
- эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Образы и символика
Центральным в произведении является образ лирической героини, которая предается воспоминаниям о родной даче в Тарусе. В тот небольшой городишко Цветаева приехала со своей сестрой Настей. Поэтесса особенно тепло и проникновенно рисует картину собственной юности: их уютный и светлый дом, реку Оку, бегущую с бугра тропку, церковь.
Цветаева показывает детское восприятие окружающего мира лирической героиней. Она обладает богато развитым воображением, которое придает яркость и многоцветность обычной реальности, делают ее необыкновенной, фантастической. Например, обыкновенный сарай в ее воображении – это замок, а простая лопата – шпага. Но героиня повзрослела и теперь воспринимает действительность такой, какой она есть, без прикрас и магической пелены, которой она была окутана в детстве. Поэтесса вместе с героиней тоскует по тому чудесному, сказочному времени, в котором каждый новый день для них казался раем, а окрестности Тарусы — очаровывали своей красивой природой.
В тексте также имеет большое значение и образ реки. Описывая Оку, автор сравнивает ее с бегущей тропкой, но ее движение иное. Оно видится Цветаевой неторопливым, плавным, именно так протекает взрослая жизнь человека. Также поэтесса рисует и изящные прибрежные пейзажи.
Образ Оки и образ тропки противопоставлены. Изначально в стихотворении мы видим тропинку, которая, как живое существо, «бежит». Этот глагол придает ей одушевленность, легкость, стремительность. К данному образу очень подходит выражение «как бы под детскими ногами» такой конкретный прием сравнения. Он говорит о непредсказуемом поведении тропы, то вьющейся, будто лента, то прячущейся в густой траве.
В произведении важную роль играет и колокольный звон. Этот образ символизирует боль утраты, потери близкого человека. Он связан со смертью мамы поэтессы, которая ушла из жизни, когда Марина была совсем еще молодой.
Краски русского пейзажа
Особое внимание в стихотворении Цветаева уделила прорисовке деталей пейзажа, где каждая мелочь наполняет сердце теплотой. Ленивое движение Оки под гул колоколов, поющих о доброте и справедливости, происходит на фоне качающихся на клумбах мальв, словно бы произносящих молитву. Ленивое движение Оки под гул колоколов, поющих о доброте и справедливости, происходит на фоне качающихся на клумбах мальв, словно бы произносящих молитву
Ленивое движение Оки под гул колоколов, поющих о доброте и справедливости, происходит на фоне качающихся на клумбах мальв, словно бы произносящих молитву.
В третьей строфе Цветаева грустит об ушедшем детстве, где всякая пора дня была раем – и утро, и полдень, и закат. В то время любая лопата становилась шпагой, в любой сарай был замком, где прятались феи и принцессы (хорошая аналогия со стихотворением Наши царства).
В финале стиха автор грустит за ушедшее детство, задавая извечный вопрос, почему так, что пролегло между детством и взрослой жизнью? В отвит лишь покачиваются на клумбах мальвы, словно бы зная ответ, но не желая раскрывать секреты Божьи.
На момент написания строк Марина Ивановна уже замужем и у неё растет дочка, поэтому прошедшее детство кажется ей раем, где не было забот и хлопот, где весь мир казался её царством. Сейчас ей 20 лет, а хочется вновь 10-15.
Композиция
Стихотворение состоит из 4 строф, в каждой из них по 4 строки. В смысловом соотношении его можно разделить на 2 части, которые несут конкретную эмоциональную окраску. В первой – мы ощущаем легкость, скоротечность жизни, изменчивость бытия и особую, яркую эмоциональность детского взгляда на окружающий мир.
К концу стиха эмоциональный фон становится иным: появляется легкое чувство грусти, вызванное пониманием неизбежности вступления во взрослую жизнь, и зрелое восприятие реальности. Находясь под влиянием этих эмоций, лирический герой наблюдает за сонливостью мира природы и передает свое настроение читателю.
Жанр, размер, направление
Этот текст является лирическим стихом. Как считают многие критики и литературные исследователи, это яркий образец пейзажной лирики, так как в нем описана природа во всей своей красе.
Произведение написано в ямбическом стихотворном размере. В нем употреблена кольцевая рифмовка, которая делает его особенно напевным.
Творчество Марины Ивановны относится к Серебряному веку, в целом его считают модернистским, но ее лирика является настолько индивидуальной, самобытной, что ее не относят ни к какому направлению той эпохи. Да и сама поэтесса не посещала тогда известные поэтические объединения.
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Анализ литератора
Жанр стихотворения – элегия (пейзажная лирика), написано оно в размере четырехстопного ямба и имеет комбинированную кольцевую и параллельную рифмовку (бугорка – ногами – лугами – Ока). Рифмуются между собой первая и четвертая (кольцевая), а также вторая и третья строки (параллельная рифмовка).
Средства выразительности:
- Метафоры (лениво движется Ока, сонными лугами).
- Сравнения (утро было рай, полдень рай, как детскими ногами).
- Олицетворения (спешат удары, бежит тропинка, поют колокола, лениво движется Ока).
Также в произведении присутствуют эпитеты, которые помогают наделить предметы и явления необходимыми свойствами (детскими ногами, сонными лугами, доброе старое время, сонно-тяжело качаются мальвы).
Отметим и несколько риторических вопросов в последней строфе, а также восклицание в предпоследнем катрене.
В стихотворении не так много глаголов, но они составляют основу стиха, помогая нарисовать картину безмятежного детства (бежит, движется, звонят, поют и т д).
Главная мысль, идея
В жизни каждого человека детство – самая светлая, безмятежная пора, которая, к сожалению, очень быстро проходит. Но, даже став взрослыми, мы особенно нежно и тепло вспоминаем о нем. Центральная мысль рассматриваемого текста – ностальгия по незаметно пролетевшему детству, легкая грусть по прошлому.
Этот стих наводит нас на мысль, что нужно научиться быть наблюдательным, видеть красоту окружающего нас мира – простых вещей, предметов, явлений. Он также доносит до нашего сознания понимание того, что нужно бережно относиться к своим детским воспоминаниям, хранить в памяти все те лучшие, счастливые, сокровенные моменты, которые мы испытывали в детские годы. А каждый ребенок должен не торопиться стать взрослым, а радоваться своей детской беззаботной поре. Идея стихотворения выражается в том, что надо помнить, ценить и любить прекрасные и светлые впечатления своей детской поры.