Революция в творчестве м.волошина

Большевизм и революция в понимании Волошина

 Можно сказать, что он первым назвал большевиков прямыми продолжателями политики самодержавия. Поэт считал, что они лишь поначалу явились отрицателями и разрушителями имперской государственности России. Продвигаясь далее, они стали строить те же «стены империи», сокрушенные ими в революционном порыве.

А социальный идеал, провозглашенный ими, был неприемлем мыслителем  сразу, хотя, следует заметить, что саму революцию Волошин в целом принимал.

Социализм как европейское изобретение он обозначал как «неорганичное» для России, поскольку в его основе поэт видел возвеличивание «комфортабельного эгоизма», которое ограничивается якобы распределением по справедливости, но нисколько не занимается ни практическим, ни моральным упорядочиванием его. Волошин в одном из писем даже склонен считать весь марксизм научным абсурдом.

В итоге получается, что все революционная борьба, идущая под лозунгами социалистических целей на деле:

  • Является мятежом за потребление (как пролетариата, так и буржуа),
  • Не выводит общество из круга несправедливости как государственного устройства,

Поскольку базируется на все том же принципе присвоения и расширения возможностей такого присвоения.

Война как итог революций 

Ошибочная односторонность революционных целей неизменно приводит к разрушению и войне. Это еще один итог мятежа по Волошину. Однако сам поэт в условиях Гражданской войны призывал к «братству Каина», молясь за обе противоборствующие стороны. В победе одной из них поэт не видел будущего, которое возможно для него лишь в устойчивом балансе этих двух «правд» истории. Поэтому смысл всей крови гражданской войны поэт видел лишь в обретении и признании такого «Каинова братства».

Большевизм как национальная черта

Если идеи социализма у поэта определялись как привнесенные, то феномен большевизма Волошин всецело называл национальным. В нем, по мнению публициста, скрыта темная и древняя суть, которую сдерживало самодержавие и которая вскипела тотчас же, когда оно пало.

Правда эта состояла в том, что она являла собой отчаянную нетерпимость, желание тотального уничтожения противника, что, по мнению поэта, характеризует большевизм как психологическую заразу и опасность.

Именно поэтому классовая ненависть – это признак большевизма у поэта — свойствен не только красному террору, но и белым, сеявшим аналогичные кровавые жертвы среди своих врагов. 

Социальный идеал революции у Волошина

 Идеалом для поэта была, впрочем, тоже революция. Но революция, не имеющая материальных целей, а несущая стране духовное воскрешение. Об этом Волошин пишет в статье «Вся власть патриарху», где обозначает единственный для страны путь к гражданскому примирению – духовный.

Мечта о социальном рае обязательно рухнет, — считает он, — тогда и свершится самая важная для России революция – религиозная.

Устройство же новой социальной системы будет базироваться на духе Христовом. Работать гражданин будет бесплатно, необходимое же ему для жизни он получит как милостыню. Тогда все вокруг будет иметь формы лишь благодеяния и дара. А вся экономика будет основана на нищенстве.

Такой путь должна пройти не только Россия, но и все человечество, в этом его крест, убежден поэт.

 Поскольку все это лишь точки исторического и миссионерского пути страны в Град Божий. Мы лишь отметим здесь еще одно – все эти мировоззренческие позиции поэта Волошина прямо перекликаются с основной проблематикой всей русской философии и особенно с ее религиозной мыслью.

Презентация на тему: » Максимилиан Волошин «Гражданская война». История создания Всегда казавшийся далёким от действительности, погружённым в мистические переживания и мало.» — Транскрипт:

1

Максимилиан Волошин «Гражданская война»

2

История создания Всегда казавшийся далёким от действительности, погружённым в мистические переживания и мало приспособленным к реальной жизни, М.Волошин после Октябрьской революции вдруг стал невероятно энергичен. Когда речь шла о спасении чьей-то жизни, он действовал решительно и бесстрашно: выручал людей, которым грозила тюрьма, а то и расстрел, невзирая на их принадлежность к красным или белым. На его счету много спасённых жизней, в их числе Осип Мандельштам, Сергей Эфрон, Кузьмина-Караваева.

3

В водовороте ошеломляющих, небывалых событий поэт чувствует себя летописцем. Он спешит закрепить в стихах образы этих годин, развертывая целую вереницу их: «Буржуй», «Спекулянт», «Матрос», «Красногвардеец», «На вокзале», «Гражданская война». И неизменно в стихах Волошина – его вера в светлую судьбу России и готовность пройти вместе с ней через все испытания. Его произведениями этого периода зачитывались и та, и другая стороны.

4

Тема, идея, композиция стихотворения -Тема: Гражданская война; -Идея: выражается в последней строке стихотворения: «Молюсь за тех и за других».

5

-Композиция: а) завязка – 1 и 2 строфы, автор представляет враждующие стороны; б) развитие действия – 3-7 строфы, объясняются различия между ними; в) действие – 8-10 строфы, мы видим, к чему привело противостояние; г) кульминация – 11 строфа, Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас – тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». д) развязка – последняя строфа, в ней выражается главная мысль, подводя итог всему сказанному: И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.

6

Настроение Основное настроение стихотворения – горечь, грусть о судьбе России, захваченной войной: Cгноить ее пшеницы груды, Ее бесчестить небеса, Пожрать богатства, сжечь леса И высосать моря и руды. Но заканчивается произведение неизменными словами, выражающими веру в светлое будущее.

7

Средства выразительности и изобразительности — в первой половине используется анафора – повторение слов «одни» и «другие», чтобы обратить внимание на различие между сторонами; -в стихотворении очень много эпитетов, что делает его очень метким и красочным; -для усиления впечатления автор использует слова разговорного стиля (сгноить, пожрать и т.п.)

8

Вывод Стихотворение М.Волошина «Гражданская война» было создано в 1919 году. Оно ясно отражает позицию автора по отношению к историческим событиям того времени. Он считал, что свержение старой власти неизбежно, но главное — понимание того, что человечество – одна семья народов, что общечеловеческие ценности важнее любых других. Основная его деятельность – борьба с террором как «белых», так и «красных».

Анализ стихотворения Волошина «Гражданская война»

Стихотворение «Гражданская война» было написано в ноябре 1919 года, когда напряжение гражданского конфликта в революционной России достигло своего максимума. Ужасы братоубийственной войны стадии поводом для создания Волошиным целого цикла стихотворений, и «Гражданская война» стала одним из самых ярких, наиболее полно отразивших боль поэта и гражданина.

М. А. Волошин принципиально занимал нейтральную позицию, всеми силами пытаясь постичь правду обеих враждующих сторон, что и отражает стихотворение. Произведение большого мастера полно удивительных выразительных средств, свойственных творческой манере Волошина, это:

  • ряды однородных членов предложения – «из подполий, ссылок, фабрик, рудников», «гнев, жадность, хмель», «размыкать, продать, сгноить, бесчестить, пожрать, сжечь, высосать» – предельно реалистично изображающие и причины, и страшные последствия войны;
  • олицетворения – «отравленные волей и дымом», «хмель не потух», «разнуздать стихию», «ревущее пламя», «дух жив», «война вдохнула»;
  • эпитеты – «горький дым», «темная воля», «дворянские гнезда», «степной разгульный дух», «буржуазное зло», «мещанский рай», «мрачный хмель», «жадная стая», «золотые великолепия», «великие фетиши (предметы поклонения, духовные ценности)»;
  • метафоры – «хмель разгула», «надрыв и смута дней», «дым городов», «возносят бред», «гниль (в значении «факторы, приводящие к развалу, разлагающие») империй»;
  • синекдоха – «дух Разиных и Кудеяров (символы русской вольницы и разбоя)», «дух столицы», «освобождать Москву», «сковать Россию», «крадется хищник стаей», «светлые пролетариаты», «великолепие жнитв (жнивья – сжатые поля)»;
  • синтаксический параллелизм – «весь цвет, вся гниль, все золото, весь тлен», одновременно оформляющий ряд однородных членов предложения;
  • оксюморон – «рай на земле», «научные суеверия»;
  • контекстуальные антонимы – «степной – тлетворный», «одни – другие», «сковать – разнуздать»;
  • перифраз – «бесчестить небеса»: употребляя слово «небеса», поэт подразумевает духовное, высокое, небесное, все то, что свято для любого русского человека – традиции, историю, память предков, величие огромной страны, понятия о чести;
  • инверсия – «силами своими», «из рядов военных», «братьев убиенных», «не потух хмель», «жив дух», «крадется хищник», «стаей жадной», «России неоглядной», «ее пшеницы груды» – выделяет главное слово каждый фразы и обеспечивает рифму;
  • эллипсис – «другие – (появились) из рядов военных», «в других – (жив) тлетворный дух»;
  • цитирование – «Кто не за нас – тот против нас», причем цитата содержит эпифору, которая создает акцент на местоимении «мы»;
  • парцелляция – «…против нас. Нет безразличных…» выделяющая каждую часть;
  • архаизмы – «погост», «убиенные», «доселе».

Упоминание классиков русской литературы – Толстого, Чехова, Достоевского, разоренные дворянские гнезда (отсылка к И. С. Тургеневу) – является обращением к духовным скрепам, завуалированным призывом к гуманизму русского народа.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: