Анна ахматова 📜 ива

Анализ стихотворения «молитва» (а.а. ахматова)

Жанр, направление, размер

Согласитесь, сложно представить себе стихотворение под названием “Любовь”, принадлежащему не к любовной лирике. Название говорит за себя и тут даже распространяться не над чем.

Примечательно то, что лирическое стихотворение написано Ахматовой, еще не пережившей профессионального влияния со стороны мужа-акмеиста. Видя, как много сложных и отвлеченных образов представляет нам поэтесса, можем с уверенностью сказать, что стихотворение «Любовь» написано в духе символизма, приверженкой которого была ранняя Ахматова, о чем мы можем судить по содержанию ее первого сборника “Вечер”, представляющего собой настоящую политическую беллетристику, сдобренную девичьей сентиментальностью, сдерживаемой статусом замужней женщины, имеющей претензии на рациональность и авторитетность своего мнения, проецируемого в творчество.

Стихотворение «Любовь» написано трехстопным амфибрахием, к которому уже ставшая популярной Ахматова не раз возвращалась, как старому инструменту, которым были выстроганы когда-то ее первые труды. Рифмовку поэтесса выбрала стандартную для русской лирики — перекрестную (АВАВ), причем в строках АА вышла мужская рифма, а в ВВ — женская.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Молитва» – самоотверженная женщина, жена, мать, которая жертвует самым дорогим для блага родного народа.

Можно сказать, что лирической героиней является сама Анна Ахматова, так как Молитва – это глубоко личное, потаённое обращение к Богу. Это неподдельное, не повторяющееся прошение, которое льётся из самой души конкретного человека.

  • Под словосочетанием «песенный дар» автор подразумевает свой дар, талант. Она готова им пожертвовать, не задумываясь, не оглядываясь. Это крайняя обозначенная в стихотворении жертва. Она уже оторвала, вырвала из сердца «и ребёнка, и друга». Что ещё отдать?! Только себя. Насколько нужно быть отрешённой, жертвенной, чтобы отдать то, что, по сути, и является тобой?
  • «Томительные дни», «туча над тёмной Россией» — это образное, символическое описание того страшного военного времени, периода мучительного ожидания. Последняя строчка в стихотворении пропитана светом, надеждой.
  • «Облако в свете лучей» — это образное определение, это воспоминание о тяжёлых годах войны, но это уже не чёрная туча, это белое облако в лучах радости, гордости и счастья.

Особенности композиции

Стихотворение лишено излишней эмоциональности, автор дает понять, что настоящая любовь к родной стране не выражается внешне, поскольку перед ней не стоит цель покорить слушателя. Это личное чувство каждого и, в зависимости от человека, у нее свое проявление.

Композиция стихотворения по своей структуре поделена на 2 части:

  1. В первой лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания понятия родины. Она отрицает излишнюю экспрессию в проявлении любви к ней.
  2. Во второй части она объясняет, что же для нее значит родина и в чем она проявляется.

Опытному читателю сразу станет заметна схожесть между стихотворением Ахматовой и «Родиной» Михаила Лермонтова. В каждом из них авторы в первых строках отрицают пафос и патриотизм, смыслом которого является прославление и пение гимнов.

Поэты показывают иную любовь к отечеству, ее не нужно доказывать стихами и ладанками на груди. И ни к чему, гордо выпрямив спину, кричать окружающим о своем патриотизме, как о чем-то великом. И Лермонтов, и Ахматова говорят, что настоящая любовь к родине лишена внешних проявлений чувств. Ей не нужен зритель, поскольку это интимное чувство для каждого человека, оно не похоже на то, что переживают другие.

Анализ стихотворения «Он любил три вещи на свете» Ахматовой

Произведение «Он любил три вещи на свете» Анны Андреевны Ахматовой вошло в сборник «Вечер».

Стихотворение датируется ноябрем 1910 года. В этот период молодая поэтесса находится в Киеве. Весной она вышла замуж за Н. Гумилева, вместе они несколько месяцев провели в Париже. В сентябре он уехал в Африку на четыре месяца. Она же какое-то время пожила в семье мужа, ненадолго ездила в Киев к родственникам, много писала – и сомневалась: продолжать ли? В это же время до нее все чаще доходили слухи об увлечениях мужа. Осталось ли это все в прошлом? Какой будет их семейная жизнь? Жанр – любовная лирика, а еще – портрет Н. Гумилева в преломлении восприятия А. Ахматовой. Ритм раскованный, рифмовка прихотливая, финальная строка оставлена без рифмы. «Три вещи на свете»: перекличка с любимым писателем юности поэтессы К. Гамсуном. «За вечерней пенье»: вполне биографическая подробность. Она сама была верующим человеком, впрочем, пройдя в течение жизни через различные этапы сомнений и заблуждений. Возможно, общая горькая ирония стиха в этой строке указывает на то, что герой бывал на богослужениях в большей степени из-за красоты пения хора. «Белых павлинов»: весьма редкий зверь. Автор подчеркивает экзотичность (немножко смешную, видимо) вкусов героя. «Стертые карты»: от постоянного разворачивания. «Америка»: ее образ временами возникает в поэзии Н. Гумилева. Прием параллелизма позволяет автору раскрыть в столь коротком стихотворении еще и нелюбимые героем «вещи». Среди них – детский плач (перекличка со стихами И. Анненского, писавшего, что он любит детей и готов просыпаться от их плача посреди ночи. Этого поэта высоко ценил Н. Гумилев). В эту пору своих детей у них еще не было. Впрочем, здесь опять сказано немного о другом: героя тяготит быт, земная жизнь в приземленном, а не романтическом изводе. «Чая с малиной»: уютные семейные вечера имели свойство быстро приедаться. «Женской истерики»: тут и самокритичность, и точка зрения самого поэта, видимо, когда-то высказанная жене. «Была его женой»: Кажется, идет речь о полной несовместимости. Однако было бы ошибкой считать, что здесь два отдельных портрета, а не галерея подчас иллюзорных образов людей друг о друге. В самом деле, трудно сказать, насколько она сама любила плачущих ребятишек и взвинченных женщин. Вроде бы, ручаться можно только за чай. Впрочем, опять-таки это лирические маски. В прошедшем времени говорит она об этом браке и словно просит рассудить читателя – был ли у героев шанс на счастье, кто виноват, и чья вина больше.

Любовная миниатюра А. Ахматовой «Он любил три вещи на свете» — калейдоскоп метких деталей, убийственной иронии и сомнений.

On three things he looked with favor:
Vespers singing, white peacocks and faded
Worn-out America maps;
He disliked weeps at kids’ misbehavior,
To have jam at his tea, and he hated
Female frenzied screaming habdabs
… And I occurred to be his wife.

Текст оригинала:

Он любил три вещи на свете
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
… А я была его женой.

Рецензии

Спасибо, Евгения! Конечно, можно обойтись без передачи рифмы и размера, но они важны, и, на мой взгляд, так ближе к оригиналу. Согласен, что другой подход вполне возможен — к примеру, Stanley Kunitz with Max Hayward перевели так:
Three things enchanted him:
white peacocks, evensong,
and faded maps of America.
He could»t stand bawling brats,
or raspberry jam with his tea,
or womanish hysteria.
… And he was tied to me.
Всех благ!

Я тоже сделала скромную попытку перевести в рифму и сохранив по возможности размер и музыкальность… Мой вариант:

By three things he was gratified:
Evening prayer singing, white-feathered peacocks,
And faded maps of America.
He disliked it when children cried,
And women getting hysterical.
… And I was married to the man.

Большое спасибо!! Ваш анализ мне очень созвучен, я согласна по поводу местоимения

Мне чисто ритмически важно передать звучание, так что буду продолжать поиск. С Наступающим и Вас, всех благ в Новом Году!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру — порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Жанр, направление, размер

Название стихотворения Анны Ахматовой «Молитва» определяет жанр этого произведения. Молитва, как жанр лирики, представляет собой художественное высказывание, обращение лирического героя к Богу, Богородице, Святым. Для данного жанра важна диалогичность, которая хорошо отражена в поэзии Анны Ахматовой. Данное стихотворение – это бескорыстная молитва, молитва-прошение. Лирическая героиня отчаянно просит об освобождении Родины. Она готова пожертвовать чем угодно ради этого!

Раннее творчество Анны Андреевны можно отнести к такому направлению как модернизм. Ахматова была членом объединения «Цеха поэтов», которые причисляли себя к течению акмеистов. Но Анна Андреевна не вмещалась в эти тесные рамки. Её творчество имело черты и символизма, и акмеизма, и реализма.Многие называли поэтессу «Душой Серебряного века».

Размер стихотворения «Молитва» – трёхстопный анапест, перекрёстная рифмовка, рифма чередуется (мужская сменяет женскую).

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

Анна Ахматова является одной из немногих
представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как
женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не
только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.
Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему
периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной
женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов.
Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после
бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение
мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила
множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось
тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила
Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано
или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между
тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась
верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно
относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный
незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной
вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое
воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали
той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя
таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем
своих произведений.

Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты
взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая,
зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую
рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях
ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух
близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его
героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала
руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что
«терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою
неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли
возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить
по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее
мыслями, желаниями и поступками.

Не менее
тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения,
который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь
догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко
придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин.
Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных
штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал
стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить
возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную
фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы
растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно
– нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

Анна
Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в
такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям
возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот
прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя
вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев , которые расстались из-за
нелепой ссоры.

«Я научилась просто, мудро жить…» Анна АхматоваЯ научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Эпиграмма

Могла ли Биче словно Дант творить, Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить! 1958 Мурка, не ходи, там сыч На подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, Дедушка услышит. Няня, не горит свеча, И скребутся мыши. Я боюсь того сыча, Для чего он вышит? 1911 Сразу стало тихо в доме, Облетел последний мак, Замерла я в долгой дреме И встречаю ранний мрак. Плотно заперты ворота, Вечер черен, ветер тих. Где веселье, где забота, Где ты, ласковый жених? Не нашелся тайный перстень, Прождала я много дней, Нежной пленницею песня Умерла в груди моей. Июль 1917, Слепнево Тот город, мной любимый с детства, В его декабрьской тишине Моим промотанным наследством Сегодня показался мне. Все, что само давалось в руки, Что было так легко отдать: Душевный жар, молений звуки И первой песни благодать — Все унеслось прозрачным дымом, Истлело в глубине зеркал… И вот уж о невозвратимом Скрипач безносый заиграл. Но с любопытством иностранки, Плененной каждой новизной, Глядела я, как мчатся санки, И слушала язык родной. И дикой свежестью и силой Мне счастье веяло в лицо, Как будто друг, от века милый, Всходил со мною на крыльцо. 1929 Вижу выцветший флаг над таможней И над городом желтую муть. Вот уж сердце мое осторожней Замирает, и больно вздохнуть. Стать бы снова приморской девчонкой, Туфли на босу ногу надеть, И закладывать косы коронкой, И взволнованным голосом петь. Все глядеть бы на смуглые главы Херсонесского храма с крыльца И не знать, что от счастья и славы Безнадежно дряхлеют сердца. Осень 1913 В каждых сутках есть такой Смутный и тревожный час. Громко говорю с тоской, Не раскрывши сонных глаз. И она стучит, как кровь, Как дыхание тепла, Как счастливая любовь, Рассудительна и зла. 1917

Анализ стихотворений Ахматовой

  • Анализ стихов
  • Ахматова
  • А там мой мраморный двойник
  • А, ты думал я тоже такая
  • Белой ночью
  • Бессонница
  • В Царском Селе
  • Вечером
  • Все расхищено, предано, продано
  • Высокомерьем дух твой помрачен
  • Гость
  • Двадцать первое ночь понедельник
  • Дверь полуоткрыта
  • Заплаканная осень, как вдова
  • Ива
  • Как люблю, как любила глядеть я
  • Клевета
  • Клятва
  • Когда в тоске самоубийства
  • Летний сад
  • Любовь
  • Мне голос был. Он звал утешно…
  • Молитва
  • Молюсь оконному лучу
  • Мужество
  • Муза
  • Перед весной бывают дни такие
  • Песня последней встречи
  • Победа
  • Последнее стихотворение
  • Реквием
  • Родная земля
  • Сероглазый король
  • Сжала руки под темной вуалью
  • Стихи о Петербурге
  • Творчество
  • Я научилась мудро жить
  • Я не любви твоей прошу

Ахматова родилась в восемьдесят девятом году двадцатого века. Её настоящей фамилией является Горенко. Для написания произведений Ахматова использовала смешанный стиль, который состоял из двух:

  1. Классический
  2. Модернистский

За свою творческую жизнь поэтесса написала начиная от маленьких стихов и заканчивая сложными произведениями, ярким примером служит «Реквием». Творческое произведение является признаком того, что автор использует сдержанность в отношении эмоций. Это является основоположным признаком, который служит отличием Ахматовой от других писателей.

Успех поэтессы зависел от того, что все чувства в тексте передаются не через изображения, а именно словами. В стихотворениях описывается любовь. Сам текст написан очень простыми словами, что увеличивает возможность очень легко представить читателю, данную ситуацию.

Также отличительным признаком является то, что описанные действия всегда происходят в определённых местах. Сам текст у неё несёт огромный смысл, но в очень малом объёме.

Всё её творчество можно разделить на две части. Между этими частями был промежуток времени, когда она очень мало писала. Это время было очень тяжёлым, так как творчество Ахматовой подвергалось необоснованному осуждению. Поэтому некоторые её написанные произведения были опубликованы спустя десяти лет, после написания. Анне предлагали и не один раз, чтобы иммигрировать из России, но она постоянно отказывалась. Ахматова желала остаться в гуще событий, тех страшных событий, которые происходили в сталинские годы. Она описывала как было тяжело жить во времена правления коммунизма.

Информационные сведения о творчестве поэтессы, на данный момент, очень малы, так как войны и революции уничтожили практически всю рукопись Ахматовой.

Смысл

Главная идея стихотворения «Приговор» — идея человеческой стойкости и мужества. Поэтесса уверяет всех, что можно выйти победителем из любой ситуации, из любой проблемы, которую посылает судьба. Нельзя отчаиваться, нужно быть всегда готовым, что последует новый удар.

Также стоит сказать о том, что поэтесса находит универсальное решение для всех людей — «каменелость»: нужно забыть все, что было ранее, все, что напоминает о хорошей прошлом, и жить заново, находить новые радости и при этом стать чуточку черствее, чтобы мелкие трудности не смогли сломить дух. Это и есть главная мысль стихотворения.

Образы и символы

В этом стихотворении, так же как и в другой гражданской лирике, присутствует образ Родины. Ахматова представляет читателям ее не в виде страны, а землей, которая всегда своя, хоть и грязная, неровная. В произведении нет большого количества символов, автор пишет о родине, как о художественном образе.

Образом лирического героя служит сама поэтесса, поэтому все выражаемые им мысли ее собственные. Анна рассказывает не только о том, что есть для нее отечество, но и на какие поступки она сама готова ради него пойти. Она спокойно выражает свои мысли, не используя при этом знаков восклицания. Несмотря на сухость произведения, создается впечатление, что Ахматова говорит о любви к родине с тихой печалью. Ведь это чувство просто есть, оно существует и от него никуда не деться.

Ахматова как поэт-акмеист

Акемизм — это одно из течений модернизма. Представители этого направления вступили в противоречие с символистами и их мистицизмом. Для акмеистов поэзия — это ремесло, ему можно научиться, если постоянно практиковаться и совершенствоваться. Ахматова придерживалась того же мнения. У акмеистов в стихах мало образов и символов, слова отбираются тщательно, поэтому совсем не обязательно использовать их в переносном смысле. Одно из известнейших стихотворений, которые написала Ахматова, -«Мужество». Анализ стихотворения показывает, насколько значимым для поэтессы был русский язык. Атор относится к нему очень трепетно и уважительно: это проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания. Средств выразительности в стихотворении практически нет, фразы короткие и емкие.

Анализ стихотворения Молитва Анны Ахматовой

Россия в 1914г году попала в страшную пучину- войну. Не могли эти события не отразиться и на поэтической плеяде. Не исключением из неё стала и Ахматова. Её супруг Н.Гумилев записался добровольцем на фронт. Изначально жена воспринимала все это как некую шалость, пока не увидела собственными глазами, как с фронта возвращаются искалеченные или умершие солдаты. Данное стихотворение было написано поэтессой в 1915г, она предполагала отправить его на фронт Николаю, однако посчитала, что это будет своего рода усмешкой для него, и отказалась от данной мысли.

Стихотворение достаточно мало по размеру, представляет собой прямой призыв к Богу, просьбу о помиловании Родины. Именно с точки зрения того, что Ахматова пренебрегая собственными тяготами, радеет за будущее родной страны и показывает её как истинного патриота. Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная.

Лирическая героиня молит Господа, имя которого не употреблено в тексте в прямой форме, а завуалировано под местоимением, употребленным с большой буквы «Твоей», о собственной немощи, в болезни, трудностях. Предлагает отнять у неё ребенка и друга, другом является её супруг, разлука с которым уже итак исключила возможность построения семейных отношений. Она даже готова пожертвовать самым ценным, что есть у поэта – умением писать » таинственный песенный дар». И все это только ради одного, чтобы Россия не просто закончила войну, но и вышла из неё победительницей в лучах славы. Лирическая героиня утомлена тем, что находится в постоянном неведении происходящих на фронте событий, переживаниями не только за своих близких, оказавшихся на фронте, но и за весь народ, попавший в эту смертельную пучину. Война представляется её тучей темной, закрывшей не только солнце, обеспечивающее жизнь, но и весь небосвод, словно, нарочно, забрав у людей свет, а с ним и надежду на светлое будущее.

В данной молитве голос поэтессы словно сливается с сотнями других голосов, женщин, матерей, сестер, жен, дочерей, так же ждущих своих родных, так же надеющихся быть услышанными создателем. Ахматова, как непосредственная представительница акмеизма, лишний раз доказывает свое единение с миром земным, с его тяготами, лишениями и болями, проходящими непосредственно через её собственную душу, дающие право ей гордо носить звание народного поэта.

>Картинка к стихотворению Молитва

  • Анализ стихотворения Пушкина К морю 9, 10 класс

    Поэты – творческие души, черпающие вдохновение из своих эмоциональных потрясений, случающихся с ними событий и, конечно же, людей. Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении «К морю» вовсе не стал исключением

  • Анализ стихотворения Есенина Возвращение на Родину

    Есенин в стихотворении пишет о том, что приехал в отчий дом больше чем через десять лет. Он не узнал родную деревню и был удивлен изменениям в ней. В деревни все стало чуждо и незнакомо Есенину, кроме большой горы с камнем у подножия.

  • Анализ стихотворения Маяковского Вам

    Россия стояла на пороге больших испытаний, начиналась Первая мировая война. Буквально никто не остался равнодушным к тяжестям, приготовленным судьбой. В 1915 году российская армия взяла удар на себя, обеспечив своим союзникам небольшую

  • Анализ стихотворения Есенина Гори, звезда моя, не падай

    «Гори, звезда моя, не падай» можно назвать чуть ли не биографическим стихотворением, ведь Есенин устами лирического героя излагает свою грядущую судьбу. Для всей поздней лирики поэта характерна мрачная атмосфера и тяжёлый

  • Анализ стихотворения Фета Только встречу улыбку твою

    Афанасий Афанасиевич Фет является предшественником совершенно нового направления в искусстве царской России — направления импрессионализма. В своих произведениях поэт часто касается темы любви, которую раскрывает при помощи

Анна Ахматова: стихи о Родине

Прошло пять лет,— и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя,
и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.

И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.

Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.

Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки,—
Там мать поет, качая колыбель.

Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.

Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.Май 1950

Приморский Парк Победы

Еще недавно плоская коса,
Черневшая уныло в невской дельте,
Как при Петре, была покрыта мхом
И ледяною пеною омыта.

Скучали там две-три плакучих ивы,
И дряхлая рыбацкая ладья
В песке прибрежном грустно догнивала.
И буйный ветер гостем был единым
Безлюдного и мертвого болота.

Но ранним утром вышли ленинградцы
Бесчисленными толпами на взморье.
И каждый посадил по деревцу
На той косе, и топкой и пустынной,
На память о великом Дне Победы.

И вот сегодня — это светлый сад,
Привольный, ясный, под огромным небом:
Курчавятся и зацветают ветки,
Жужжат шмели, и бабочки порхают,
И соком наливаются дубки,
А лиственницы нежные и липы
В спокойных водах тихого канала,
Как в зеркале, любуются собой…
И там, где прежде парус одинокий
Белел1 в серебряном тумане моря,—
Десятки быстрокрылых, легких яхт
На воле тешатся…
Издалека
Восторженные клики с стадиона
Доносятся…
Да, это парк Победы.1950

И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
Стихи о любви и про любовь

***

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
Стихи о любви и про любовь
***

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Стихи о любви и про любовь
***

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

С самолета

1

На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое —
Душа моя и тело.

2

Белым камнем тот день отмечу,
Когда я о победе пела,
Когда я победе навстречу,
Обгоняя солнце, летела.

3

И весеннего аэродрома
Шелестит под ногой трава.
Дома, дома — ужели дома!
Как все ново и как знакомо,
И такая в сердце истома,
Сладко кружится голова…
В свежем грохоте майского грома —
Победительница Москва!

Темы, проблемы, настроение

Во всём творчестве Анны Андреевны вера и любовь неразделимы, они едины. Как человек верующий, она понимала любовь широко, объёмно. Она для Ахматовой – это и трепетные, нежные отношения между мужчиной и женщиной, это и пылкая, жертвенная любовь к Родине, к народу.

Тема стихотворения «Молитва» — любовь к Родине, единство личности со всей страной. Всё, чем живёт человек в мирное время, — семья, друзья, любимое дело – всё это, можно сказать, отступает перед лицом общечеловеческой трагедии. Поэтесса преисполнена чувством веры в победу России. Она готова жертвовать всем ради народа, ради родной страны.

Настроение стихотворения «Молитва» отчаянно-торжественное. Именно такой парадоксальный окрас имеют строки произведения «Молитва». Лирическая героиня не сразу просит о заветном, она сначала перечисляет всё то, что несравнимо дорого ей, но что она готова отдать ради одного – светлого неба над головами соотечественников.

Анна Андреевна осознаёт неотделимость своей судьбы от судьбы России. Её жертва – это не сиюминутное решение, сказанное сгоряча, а продукт долгих размышлений, работы души, это результат её чистой, искренней любви.

Анализ стихотворения Ахматовой «Ива»

В 1940 году Ахматова написала стихотворение «Ива». Ему предпослан эпиграф из творчества Пушкина, одного из любимых поэтов Анны Андреевны: «И дряхлый пук дерев…». Взят он из незавершенного лирического произведения «Царское Село». И в лирике Ахматовой, и в лирике Пушкина Царское Село появляется достаточно рано. Александр Сергеевич связывает его главным образом с периодом обучения в Лицее, взрослением, обретением верных друзей. Анна Андреевна переехала вместе с семьей в Царское Село в начале 1890-х. Впоследствии она говорила, что ее «первые детские воспоминания – царскосельские». На всю жизнь поэтесса запомнила ипподром с пестрыми лошадками, выгон, куда маленькую Ахматову водила гулять няня, «зеленое, сырое великолепие парков». Кроме того, Царское Село навсегда осталось для Анны Андреевны тесно связано с экс-супругом – Николаем Степановичем Гумилевым, расстрелянным в 1921 году. Именно в этом городе впервые встретились юные поэты, в ту пору бывшие еще гимназистами.

Начинается «Ива» с описания картин идиллических. Героиня рассказывает, что росла в узорной тишине, «в прохладе детской молодого века», что голос ветра в то время был милее человеческого голоса. Ей нравились неказистые растения, которые вряд ли приглянутся обычной девчонке, – лопухи да крапива. Больше всех она любила серебряную иву. Дерево это сопровождало лирическую героиню практически на всем протяжении жизни. Плакучая ива – общеизвестный символ горя, несчастной любви. Также у многих народов она связывается с похоронами. Недаром именно рядом с ивой умирает Офелия – героиня шекспировской трагедии «Гамлет». Дерево со столь мрачной символикой Ахматова выбрала для себя не случайно. К 1940 году на ее долю выпало немало несчастий. Как говорилось выше, в 1921 расстреляли Гумилева. В период с 1923 по 1934 стихотворения Анны Андреевны почти не печатались – ни новые, ни старые. В 1938 ее единственного сына – Льва Николаевича Гумилева – приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Ко всем личным горестям необходимо прибавить трагедии, происходившие в масштабах страны, – три революции, насильственную смену власти, Первую мировую и русско-японскую войны.

В финальной части стихотворения героиня с удивлением признает, что сумела пережить иву. От дерева остался только пень. Там, где когда-то оно росло, другие ивы что-то говорят «чужими голосами».

Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Сила поэтического слова

Как ни удивительно это может показаться, все действительно сбылось. Первая мировая война закончилась, но на смену ей пришли революция и гражданская война. Сначала, по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре, был расстрелян муж Ахматовой – Николай Степанович Гумилев, потом арестован сын – Лев Гумилев. Бог принял ее огромную жертву. Лишь одного не отнял он у Ахматовой – удивительного «песенного дара», который, возможно, и помог ей пережить тяжелейшие испытания, выпавшие на ее долю. В своих лирических произведениях Анна Андреевна постоянно ведет диалог с неким воображаемым собеседником. Незримый собеседник, знающий все тайны героини, присутствует и в «Молитве». Однако теперь стихотворение обретает совершенно иной, вселенский масштаб, ведь лирическая героиня обращается к самому Богу. Очень красива и зрительно ощутима метафора, положенная в основу финала. Как будто на глазах у читателя, черную тучу пронизывают солнечные лучи, и она внезапно превращается в ослепительно прекрасное, сверкающее облако.

Трепетная, возвышенная любовь, глубокая, искренняя вера и мощное поэтическое слово неразделимы в поэзии Ахматовой. Любовь для нее – это не только нежные отношения между мужчиной и женщиной, но и жертвенная любовь к родине, и христианская любовь к Богу. Потому-то и совсем небольшое стихотворение «Молитва» наделено такой глубокой внутренней силой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: