Введение
Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.
Он прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять — двенадцать лет и из этого небольшого числа прожитого им на земле, — только и всего! — можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная»), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…
Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.
«А вот нате вам! — как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. — Так вот надо работать». И многочисленные «середняки» от кино и литературы, озадаченные «шукшинским феноменом», либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…
Произведения Шукшина — яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя «изюминка», неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть «Калина красная», ставшая одной из ярких его режиссерских работ.
Краткое содержание Шукшин Калина красная для читательского дневника
Егор Прокудин выходит из зоны. Его мечта – завести собственное хозяйство. Он должен встретиться с будущей женой. Егор и Любовь Федоровна знакомы только по переписке. Егор встречается со своими друзьями, которые в очередной раз готовятся к грабежу. Горе, как зовут Егора друзья, не хочет во всем этом участвовать. Вскоре оказывается, что всем необходимо разбегаться, поскольку милиция поймала их подельников.
Егор встречается с Любой. Та знакомит его со своими родителями. Любовь знает все о будущем муже. Она знает что Егор вор рецидивист, но слушает того сказки, что он был бухгалтером и попал в тюрьму по случайности. Отец невесты расспрашивает Егора, на что тот реагирует с насмешкой и нервно. Брат Любови очень безразличен и к Егору и к его прошлому. Все, кажется, недовольны выбором девушки. Егор уезжает, сказав Любе, что сам не знает вернется или нет. Ему все кажется, что друзья преследуют его. Герой ведет странный образ жизни. Он выпивает, угощает незнакомых, бросает деньги на ветер.
Люба устраивает жениха водителем на ферму, но тот через день уходит с работы. Егор едет с Любой к матери. В один день бывший муж Любови приходит пьяный к ней. Егор вступает в драку с ним и его дружками. Егор работает в поле. Бывшие дружки везут Егора в лес на разборку. Люба находит его тяжело раненым. Егор умирает. Петро догоняет дружков и справляется с ними.
Читать краткое содержание Калина красная. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Чем слово отзовется
Советской литературе, в которой автору платили в зависимости от количества печатных листов в произведении (с поправкой на титулы, разумеется), не очень везло с новеллистикой. Малые формы оставались уделом или начинающих авторов, или, наоборот, литературных генералов, давно решивших свои финансовые вопросы, или великого Юрия Казакова, романов не писавшего в принципе.
Шукшин романы, разумеется, писал, более того — книгу о Разине «Я пришел дать вам волю» считал, вероятно, своей главной работой. Но всё же именно в рассказах, которыми Шукшин не уставал заниматься всю жизнь, его писательский дар, скупой на фантазию, зато щедрый на детали, получил ту самую разинскую волю — в тесном объеме ему поразительным образом оказалось легче.
Василий Шукшин (слева) в роли Лопахина на съемках фильма «Они сражались за Родину»
Фото: РИА Новости
Слово «рассказ» для шукшинских новелл не просто жанровое определение, а идеально точная характеристика. В основе любого из них не просто нарратив, но предельно конкретная, а зачастую и реальная история. И если лучшие рассказы того же Казакова носят названия яркие, надрывные, такие, чтобы вовек не забыть, — «Во сне ты горько плакал», «Свечечка», «Плачу и рыдаю», то у Шукшина это «Крепкий мужик», «Обида», «Срезал», «Лида приехала», «Мой зять украл машину дров», «Как помирал старик», «Случай в ресторане», «Как Андрей Иванович Куринков, ювелир, получил 15 суток». Так могли бы называться анекдоты, если бы анекдоты имели названия. Новеллы Казакова, при всем их несомненном величии, невозможно представить себе в форме застольного разговора или трепа на завалинке. Рассказы Шукшина только в таком виде и существуют.
Мир его героев — все эти петьки красновы, сашки ермолаевы, владимир-семенычи «из мягкой секции», генки-пройдисвет, малахольные, чудики, шурины, девери и свояки — невозможно описать даже в терминах вроде «реализм». Реализм всё же — об отражении действительности в искусстве. Здесь же на первый взгляд и вовсе нет никакого искусства — Шукшин вроде бы лишь с бесстрастием фоторепортера фиксирует саму жизнь, и, только перевернув последнюю страницу, начинаешь задыхаться от понимания, что ты только что, буквально минуту назад, просто был рядом, бок о бок с этими людьми.
Василий Шукшин в роли Егора и Лидия Федосеева-Шукшина в роли Любы в фильме «Калина красная»
Фото: кадр из фильма
Высоцкий, написавший самый убедительный поэтический панегирик Шукшину, создал в нем образ скуластого бунтаря, упрямо плывущего против течения жизни. Это, разумеется, преувеличение и смешение автора с его героями. Внешне Шукшин был по советским меркам успешным и системным человеком. Убежденный коммунист, вступивший в партию ещё до оттепели и писавший — не в «Правду», в рабочий дневник: «Всякое явление начинает изучаться с истории. Предыстория — история. Три измерения: прошлое — настоящее — будущее — марксистский путь исследования общественной жизни». Баловень государственного признания: в 38 лет, на седьмом фактически году профессиональной жизни — орден Трудового Красного Знамени, чуть позже — Государственная премия, звание заслуженного деятеля искусств. Любимец кинопроката: уже дебютный фильм «Ваш сын и брат» вышел на экраны рекордным для 1964 года тиражом — 1164 копии (и в дальнейшем ни один фильм менее гроссмейстерских 1 тыс. копий не получал).
И всё же он был поразительно свободен, той странной свободой, которую обычно называют «внутренней», подразумевая при этом внешнее смирение с обстоятельствами. С Шукшиным было не так: он не подстраивался под обстоятельства, он строил их под себя, основательно, хоть и торопливо, словно понимая, что может не успеть. Объем его наследия поразителен, если учитывать, что, даже считая от дипломного фильма, вся творческая жизнь Шукшина уместилась менее чем в полтора десятилетия. Два больших романа, три повести, три пьесы, больше 120 рассказов, пять фильмов, два десятка киноролей (не считая тех, что в собственных картинах).
Он умер на съемочной площадке, и это получилось, при всей вопиющей несвоевременности, очень по-шукшински: крестьянин не может не работать, даже если этот крестьянин — писатель и режиссер.
Предубеждения
Общественная мораль довольно четко прописана в повести «Калина красная». Содержание (Шукшин неоднократно показывает влияние общества на индивидуума) разговоров Любы, ее матери и невестки о новом знакомом сводится к недовольству только по одной причине: Егор только что вышел из тюрьмы. Женщины передают мнение односельчан.
А сам Егор проводит время в бане с братом Любы, Петром. Этот неразговорчивый человек абсолютно равнодушен к происходящему. Ему лень знакомиться с Егором и вести с ним задушевные беседы. Сцены с обидой Егора на Петра, с последовавшим за этим пониманием того, что не гордость и предубеждения движут им, а обычная неразговорчивость, очень ярко описал Василий Шукшин. «Калина красная» (краткое содержание мы пытаемся вспомнить) продолжается криком Петра из бани, все хватаются «за тяжелое» и бегут на выручку. А на самом деле Егор случайно плеснул кипятка на Петра. Инцидент превращают в шутку, и остаток вечера проходит в «теплой дружественной обстановке».
Проблематика
Секрет необычайной популярности фильма в том, что Шукшин смог показать суть русского характера. Законы жизни подобны воровским: ошибки порой невозможно исправить, они влияют на всю жизнь. Таким образом, основной вопрос повести – можно ли изменить прошлое, освободиться от его влияния, загладить вину и исправить ошибки.
Другие проблемы и вопросы: делают ли деньги счастливым; стоит ли рисковать жизнью, свободой, честью ради денег; важность семейных отношений; любовь, меняющая жизнь; долг человека перед матерью и родными. Затрагиваются также актуальные проблемы пьянства и возвращения бывшего преступника в общество
Призы
- Главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Баку ()
- Приз польских кинокритиков «Варшавская сирена » за лучший иностранный фильм 1973 года , показанный в Польше .
- Название «Калина красная», применительно к фильму, подсказала Лидия Федосеева-Шукшина . Взято из одноимённой песни, которую она спела Шукшину во время первого знакомства.
- После долгих неудачных попыток запустить киноленту о Степане Разине Шукшин пришёл на киностудию «Мосфильм», где частью трудового договора был запуск фильма о советской современности. Этим фильмом и стала кинокартина «Калина красная».
- Немецкий кинорежиссёр и сценарист Р. В. Фассбиндер включил картину «Калина красная» в число десяти своих самых любимых фильмов .
- В роли Куделихи, матери Егора, снялась жительница деревни Мериново, ныне Садовая, крестьянка Ефимия Быстрова, чья история жизни совпадала со сценарием. Старушка при съёмках не играла роль, а просто рассказывала Лидии Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях. В 2003 году её односельчане поставили на её могиле памятник с фотографией из фильма
- В эпизодической роли конферансье тюремного концерта снялся заместитель директора картины .
- В разговоре с Егором отец Любы упоминает имя односельчанина, вернувшегося с курорта с опытом, но без денег: Васька Белов. Скорее всего, упоминается писатель-деревенщик Василий Белов , который и родился в Вологодской области.
- После просмотра готового фильма комиссией Госкино и требования многочисленных исправлений Шукшин был госпитализирован из-за обострения язвы желудка. Пролежав некоторое время, он сбежал оттуда, чтобы заняться правками . Количество внесённых исправлений не удовлетворило руководство, однако картина была выпущена, потому что комиссия испугалась смерти режиссёра, узнав обстоятельства его болезни. Кроме того, это совпало по времени с 50-летием киностудии «Мосфильм», во время празднования которой член Политбюро Николай Подгорный произнёс речь о поддержке реализма в советском киноискусстве .
- После премьеры режиссёр получил несколько писем от воров в законе , которые критиковали его за недостоверность. В этих письмах опровергалось мнение о том, что отошедших от воровской жизни убивают бывшие «коллеги» .
- 2 июля 2009 года по маршруту Барнаул -Бийск в Алтайском крае введён в обращение скорый пригородный поезд «Калина красная ».
Факты
- Название «Калина красная» придумала Лидия Федосеева-Шукшина. Название взято из одноименной песни, которую она спела Шукшину во время первого знакомства.
- Немецкий кинорежиссёр и сценарист Райнер Вернер Фассбиндер включил картину «Калина красная» в число десяти своих самых любимых фильмов.
- В роли Куделихи, матери Егора, снялась жительница деревни Садовой, крестьянка Ефимия Быстрова, чья история жизни совпадала со сценарием. Старушка при съемках не играла роль, а просто рассказывала Лидии Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях. Снимали скрытой камерой. В 2003 году её односельчане поставили на её могиле памятник с фотографией из фильма. — Журнал «Огонёк», № 10 (5088), 20.07.2009
- В эпизодической роли конферансье тюремного концерта снялся заместитель директора картины.
- Фильм снимался в городе Белозерске Вологодской области и в его районе, где есть две паромные переправы через реку Шексну. Когда брат Любы на самосвале сбивает воровскую шайку в реку, это происходит на переправе в деревне Десятовская, а последний кадр с видом на реку и затопленную церковь — это уже другая переправа, в деревне Крохино.
- В разговоре с Егором отец Любы упоминает имя односельчанина, вернувшегося с курорта с опытом, но без денег: Васька Белов. Скорее всего упоминается писатель-деревенщик Василий Белов, который и родился в Вологодской области.
- Колония, из которой в начале фильма выходит Егор Прокудин, это современная ФГУ ИК 256/5 расположенная на острове Огненном в районе поселка Новозеро, Вологодской области и больше известная под именами «Огненный остров» или «Вологодский пятак». С 1997 года данная колония входит в число пяти исправительных учреждений для заключенных с пожизненными сроками.
- После просмотра готового фильма комиссией Госкино и требования многочисленных исправлений, Шукшин был госпитализирован из-за обострения язвы желудка. Пролежав некоторое время, он сбежал оттуда, чтобы заняться правками.
- Количество внесённых исправлений не удовлетворило руководство, однако картина была выпущена, потому что комиссия испугалась смерти режиссёра, узнав обстоятельства его болезни. Кроме того, это совпало по времени с 50-летием киностудии, во время празднования которой член Политбюро Николай Подгорный произнёс речь о поддержке реализма в советском киноискусстве.
- После премьеры режиссёр получил несколько писем от воров в законе, которые критиковали его за недостоверность. В этих письмах опровергалось мнение о том, что отошедших от воровской жизни убивают бывшие «коллеги».
Смысл фильма
“Калина красная” – изысканная философская, немного жутковатая притча о добре и зле. В центре повествования – Егор, человек с рыдающими глазами, в душе которого всю жизнь идет борьба. По мнению многих зрителей, суть фильма заключается в описании психологических тонкостей процесса осознанного выбора. Но дело не только в том, что главный герой, пройдя тюрьму и встретив близкого по духу человека, осознанно встал “на сторону добра”.
Дело еще и в том, что в Егоре Прокудине символически показана история целого народа, оторвавшегося от своих корней. Главный герой мечется и кажется “неприбитым”, неприкаянным, а если еще точнее – ненайденным. Понимая (или, скорее, чувствуя) это, он ищет опору. Это не только созвучная советскому идеологическому посылу социальная составляющая “дом, работа, семья”, но и нечто большее. Подтверждением этого является пронзительная мизансцена с матерью.
По ходу сюжета невольно задаешься вопросом: Егор был обречен на сиротство, или он сам обрек себя на него? В любом случае, он снедаем комплексом вины и жаждет ее искупить. Только как это сделать?
Иван Рыжов в роли отца Любы, Фёдора Байкалова. Кадр из фильма.
Смысл фильма “Калина красная” не в том, что труд сделал из уголовника человека – нет в картине Шукшина никакого советского перевоспитания. Он, как ни странно, в березах. И во взятом крупным планом Храме. Именно на этом фоне Егор приходит к мысли об искуплении. К сожалению, в его случае оно могло быть только таким.
Нельзя сказать, что режиссер “ударяется в религию”. Но можно предположить, что он видит утраченную опору – не в религии даже как таковой, а в искренней живой вере. Многие уверены, что такой концовкой Василий Шукшин предсказал события собственной жизни.
Вероятно, так и есть, но дело не только в финале, который в книге, кстати, куда мрачнее. На всех этапах производства фильма Василий Макарович бился с чиновниками от кино за каждый кадр, монолог и диалог. А все для того, чтобы донести основную идею: жить, будучи оторванным от корней, страшно, а существовать без веры – бессмысленно. Разумеется, Шукшин говорит здесь о том, что вынес из жизни только для себя. С ним можно поспорить, только стоит ли это делать?
Артур Макаров (1931 — 1995)
- Похоронен на Кунцевском кладбище
- Роль: Бульдя, член воровской малины
- Крылатая фраза героя: «Читай «Мурзилку», дыши ровно»
Приемный сын режиссера Сергея Герасимова и актрисы Тамары Макаровой написал два десятка киносценариев. Вел богемный образ жизни, дружил с Высоцким, Тарковским и Шукшиным. Долгие годы разрывался между женой Людмилой и любовницей — актрисой Жанной Прохоренко. В лихие 90-е занялся бизнесом: открыл фирму по огранке алмазов, спонсировал изготовление паленой водки. В результате был убит у себя дома охотничьим ножом. Преступник до сих пор не найден.
Фото: moscow-tombs.ru
Герои повести
Егор Прокудин по прозвищу Горе – 40-летний вор-рецидивист. Выходя из тюрьмы, он обещает начальнику жить честно, в его понимании, – заняться сельским хозяйством, купить корову, ведь он же из крестьян.
Егор – человек совсем не примитивный, чего можно было бы ожидать от уголовника. Он умеет подниматься на такую высоту, «где обитают слова красивые и пустые». Выйдя из тюрьмы, он цитирует сразу два стихотворения Есенина, причём одно, длинное, почти полностью с небольшими пропусками.
Егор совершенно не труслив и склонен к авантюризму. Эти качества проявляются, когда Егор уводит милицию, выручая тем самым Губошлёпа, разбирается с бывшим мужем Любы.
Егор вполне презирает «вонючие деньги» и доказывает это делом, отдав собранным официантом Михалычем на «праздник» людям по червонцу.
Герой постоянно повторяет, что слова ничего не стоят. Он всё доказывает делом: не может работать на побегушках у председателя колхоза (водителем), зато с удовольствием работает на тракторе; он отваживает от Любиного дома её бывшего мужа-пьяницу.
Две страсти есть у Егора: берёзки, которыми он любуется, с которыми разговаривает, и корова, о которой он мечтает. Егор с детства помнит, как жестокие соседи прокололи вилами живот их корове, которая ходила под соседским плетнём.
К концу повести Егор разительно меняется. Бандиты отмечают, что даже походка его стала трудовой, пролетарской, крестьянской. Смерть его – смерть крестьянина, лежащего «в родной степи, вблизи от дома».
Люба (Байкалова Любовь Фёдоровна) – «заочница», с которой переписывался Егор. Начальнику в тюрьме Егор показывает фотографию Любы. У неё доверчивое, «милое русское простое лицо». Егор называет её сибирским оладушком, сдобной дорогушей. Поначалу он не испытывает к ней нежности, а проявляет скрытую агрессию, собираясь её съесть, «разорвать и схавать». Когда Егор увидел её, приехав в село Ясное, то понял, что она красавица. Егору на ум приходят фольклорные ассоциации: зоренька ясная, Колобок, Красная шапочка.
Люба выгнала своего мужа, потому что он был пьяница. Узнав, что Егор назвался бухгалтером, Люба прямо говорит, что не верит ему. Она писала его начальнику и знает, что Егор – вор.
Когда Егор едет в город, Люба не останавливает его, только говорит, что ей будет жалко, если Егор не вернётся. Люба учит Егора слушать свою душу. Она удивляется, что прикипела к нему за сутки, и душа у неё болит так, будто век его знала. Она говорит о Егоре и его матери, которую только что узнала, прижимая голову Егора к своей груди: «Чего вы такие дорогие-то?»
Старики Байкаловы
Родители Любы на всё готовы ради счастья дочери. Между собой они договариваются, что будут привечать Егора «по-людски», даже если придётся положить жизни. Дед сразу ставит Егора на место и так же, как Люба, говорит, что не верит в бухгалтерскую историю Егора. Он сразу догадывается, что Егор сел за воровство или драку.
Дед «стахановец вечный» с 18-ю похвальными грамотами. В дальнейшем старик принимает сторону Егора и утверждает, что теперь только ждать, какой человек окажется. Ночью старуха-мать ревностно следит, чтобы Егор не подкатывался к Любе и чего не украл.
Брат Любы Петро – «здоровый мужчина, угрюмоватый, весь в каких-то своих думах». Он такой же открытый человек, как вся Любина родня: быстро прощает Егора, случайно окатившего его кипятком.
Бандитская компания Егора
Люсьен противопоставлена Любе. Она – искусственность и бравада, Люба – естественность и гармония. Отличительная черта главаря Губошлёпа – злость. Шукшин сравнивает его с ножом, он «странный своей молодой ненужностью», весь ушёл в горевшие злобой глаза.
Проблематика
Секрет необычайной популярности фильма в том, что Шукшин смог показать суть русского характера. Законы жизни подобны воровским: ошибки порой невозможно исправить, они влияют на всю жизнь. Таким образом, основной вопрос повести – можно ли изменить прошлое, освободиться от его влияния, загладить вину и исправить ошибки.
Другие проблемы и вопросы: делают ли деньги счастливым; стоит ли рисковать жизнью, свободой, честью ради денег; важность семейных отношений; любовь, меняющая жизнь; долг человека перед матерью и родными. Затрагиваются также актуальные проблемы пьянства и возвращения бывшего преступника в общество
Вариант 2
Наверняка, у многих на слуху название фильма «Калина красная». Шукшин изначально задумывал произведение как киноповесть и, уже через год после написания, она переросла в сценарий и вышла на большие экраны. На тот момент, а это 1973-1974 года, данная тема была актуальна.
Начало повести не затяжное. С первых же строк Шукшин начинает описывать главного героя, который проводит свой последний вечер в тюрьме. Его срок за воровство подходит к концу. Уже завтра Егор Прокудин будет на свободе, и его будут окружать новые проблемы. После «отсидки» Егор не знает, куда ему податься, но дает обещание начальнику тюрьмы, что обязательно «возьмется за ум» и начнет «новую жизнь». Хотя в 40 лет это достаточно сложно, тем более вору-рецидивисту. Но главный герой отправляется на свою родину, в одну из алтайских деревушек. Там он пытается заняться сельским хозяйством и построить личную жизнь с односельчанкой Любой.
Шукшин «рисует» нам Прокудина, как человека образованного. Ведь не каждый «зек» может наизусть процитировать несколько стихотворений Сергея Есенина. А Егор делает это с легкостью. Хотя, этот человек достаточно не предсказуем. Ведь часто его лирика сменяется ершистостью, а нежность резко становится грубостью. Эта двойственность проявляется и в том, что он едет в город, там ведет разгульный образ жизни, а потом снова желает вернуться в деревню к Любе.
Через все произведение Шукшин пронес поэзию и песни. Это словно символ того, что «Калина красная» — это о русском характере. Ведь многие строки говорят о том, что даже в самых трудных ситуациях Егор Прокудин никогда бы не попросил помощи и не принял её.
А в конце повести, Василий Шукшин описывает смерть Егора. А ведь он умер в поле, в родной степи, как настоящий крестьянин. Этим своеобразным приемом автор показал, что часть Прокудина все-таки изменилась, в лучшую сторону, ведь даже его бывшие «подельники» заметили изменения. Они говорили, что даже походка у него стала, как у работника колхоза, а не у вора-рецидивиста.
В своем произведении Василий Маркович показал жизнь русских людей их разные характеры. Помимо этого автор точно раскрывает тему деревни. Он не приукрашивал своих героев. Шукшин не стеснялся писать о воровстве, пьянстве, безработице.
Стилистические особенности
Очень важны в повести песни и поэзия. Шукшин рассчитывал на то, что читатели (зрители) – люди достаточно образованные, чтобы узнать поэтические тексты и вспомнить их целиком. Например, строчка из стихотворения Есенина «Май мой синий! Июнь голубой!», которую Егор читает случайной старушке, — это цитата из стихотворения «Снова пьют здесь, дерутся и плачут».
Оно посвящено «пропащей гульбе» тех, кто пошёл сомнительной дорожкой, таких, как Егор.
А стихотворение, которое Егор читает водителю «Волги» почти целиком – это стихотворение Есенина «Мир таинственный, мир мой древний», которое посвящено умиранию деревни, стеснённой цивилизацией, вместе со всеми её душевными истоками. Это стихотворение пророчит гибель Егору.
Песня «Калина красная» впервые звучит среди воров. Это песня ожидания и надежды. Калина – символ горькой любви и пролитой преждевременно крови.
Второй раз мотив калины красной и песня возникают в минуту, когда Егору грозит опасность: один из бандитов, представившийся Шурой, приезжает, чтобы вернуть его в «семью». Для Егора это песня ожидания, предвкушения и победы. Он поёт её вместе с Любой.
Цвета повести символичны. Это белые берёзки, чёрная земля и красная калина, которая в финале превращается в кровь из раны Егора, окрашивающую стволы белых берёз.
-
«Калина красная», краткое содержание повести Шукшина
-
«Чудик», анализ рассказа Шукшина
-
«Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
-
«Критики», анализ рассказа Шукшина
-
«Сапожки», анализ рассказа Шукшина
-
«Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина
-
«Срезал», анализ рассказа Шукшина
-
«Обида», анализ рассказа Шукшина
-
«Одни», анализ рассказа Шукшина
-
«Волки!», анализ рассказа Шукшина
-
«Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
-
«Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
-
«Верую!», анализ рассказа Шукшина
-
«Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
-
«Экзамен», анализ рассказа Шукшина
По произведению: «Калина красная»
По писателю: Шукшин Василий Макарович
Новый дом, новая семья
Дом у Любы был большой, жила она с родителями. Через стенку жил бат с семьей. Видя Любу с гостем, старики тайком осуждают дочь за такой плохой выбор. Родители Любы ради ее счастья готовы на многое, и свою неприязнь к бывшему заключенному стараются не показывать. Они спрашивают Егора о его сроке и верят в легенду о бухгалтерской работе. Егор остался один на один с родителями Любы. Старик сразу раскусил ложь и спросил, как попался на самом деле? Егор ответил:
Оказывается, он так шутил. Старик и это понял, но в сказку про бухгалтера снова не поверил. Видит же, перед ним здоровый мужик крестьянской закваски! Подивился Егор смекалке старика, но перехватил инициативу допроса и задавил малограмотного деда своим красноречием. Оказывается, Егор хорошо знает историю и другие области знания. Деревенские люди стушевались и уже по-иному посмотрели на приезжего:
Творчество и биография Шукшина
Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, находящемся в Сибирском крае. Был обычным ребенком из бедной крестьянской семьи. Отец мальчика Макар Леонтьевич Шукшин был обычным рабочим в колхозе. Он расстрелян в 1933 году за различного рода «заговоры против советской власти». Мать Мария Сергеевна Попова занималась воспитанием детей.
Актерская карьера Василия Макаровича началось в 1955 году, когда ему стало поступать множество предложений о съемках в кино. В фильме «Тихий дон» он впервые сыграл матроса. Роль оказалась очень удачной и Василию предложили сняться в киноленте «Два Федора». В качестве актера Шукшин был более востребован, нежели в качестве сценариста. Однако Василий имел сильную мотивацию на создание собственных киношедевров.
Анализируя произведения этого великого писателя, можно выделить следующие характерные черты, присущие его творчеству:
- основными действующими лицами рассказов и фильмов являются обычные русские крестьянские люди из села с нелегкой судьбой и неоднозначными характерами;
- основное место отводится раскрытию нравственных проблем, а также моральных ценностей и русских национальных традиций;
- наличие глубокого описания быта села;
- некоторые персонажи имеют нестандартное мировоззрение, что, по мнению советского общества, рассматривалось как «чудачество».
Помимо съёмок в кино, Шукшин занимался написанием сценариев и рассказов. При жизни за свой вклад в развитие советского кинематографа он удостоился множества наград и премий. Среди них можно выделить получение звания заслуженного деятеля искусств в 1969 году, а также Государственной премии СССР (1971).
Великий кинорежиссер скончался в 1976 году по невыясненным причинам на съемках фильма «Они сражались за родину» в 1974 году, когда ему было всего лишь сорок пять лет. По одной из версий он причиной тому стала язва желудка, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя. Другие считают, что Василия Шукшина отравили. Этого мнения придерживается известный кинорежиссер Сергей Бондарчук. В качестве доказательства он приводит тот факт, что перед съемками кинокартины Шукшин прошел медицинское обследование и каких-либо патологий в его организме не было выявлено.
Таким образом, в киноповести «Калина красная» раскрыты те социальные проблемы, которые остаются актуальными с советских времен и по настоящее время. Основная идея, которую стремится донести до читателя Василий Макарович Шукшин, заключается в том, что любой человек имеет право исправиться и встать на правильный жизненный путь. Кроме того, в произведении освещается проблема непринятия советским обществом бывших преступников и алкоголизма.
Предыдущая запись «Река Оккервиль» — краткое содержание рассказа Татьяны Толстой
Следующая запись «Американская трагедия» — краткое содержание романа Теодора Драйзера
Георгий Бурков (1933 — 1990)
- Похоронен на Ваганьковском кладбище
- Роль: Губошлеп, член воровской малины
Под конец жизни Бурков страдал целым букетом болезней. И это вовсе не алкоголизм, как можно было бы подумать по его ролям, а стенокардия, ишемия и атеросклероз. Интроверт и философ был мало похож на своих экранных героев.
Долгие годы он обивал пороги чиновников в надежде создать Центр Шукшина.
— Он стал часто уставать, говорил: «Я полежу», — вспоминала вдова артиста. — А внутри у него уже происходили микроинфаркты.
Фото Руслана Вороного
Однажды, пытаясь добраться по лестнице за книгой на верхней полке, Бурков упал и сломал ребро. Скорая приехала поздно. Его отвезли в больницу, вроде бы удачно прооперировали, а через два дня он умер от тромбоэмболии.
В тот момент, когда артиста не стало, рухнула несущая стена в его дачном домике.
— Как будто снаряд попал, кирпичи разлетелись на 10-15 метров, — с ужасом рассказывал сосед Лев Дуров. — Причем совпадение не в минутах, а в секундах.
Гранитный крест на могиле Буркова сделали из того же куска горной породы, что и памятник Василию Шукшину на Новодевичьем. А спустя восемь лет упавшее после урагана гигантское дерево взрыло могилу Георгия Ивановича до такой степени, что обнажило остатки гроба.