Вариант 2
Рассказы Шукшина производят на меня неоднозначный эффект. С одной стороны сопереживаешь главным героям, наполняешься какой-то светлой тоской, которая у Шукшина повсюду, с другой – понимаешь, что в каком-то смысле писатель поет гимн обывателю.
Мне не хочется сказать, что быть обывателем плохо, даже наоборот Шукшин видит красоту и выводит человечность из самой простой жизни. Он практически и перерисовывает жизнь советского человека немного неказистую и такую полную страданием и простыми радостями. Такие произведения развивают сострадание к простому человеку и этим следует восхищаться, этому следует радоваться.
Тем не менее, если посмотреть с другой стороны, большое ли дело какие-то сапожки? А столько эмоций у людей, столько переживаний.. и ведь из этого состоит жизнь, человеческая жизнь, такая величественная конструкция замыкается на каких-то сапожках.
Конечно, Шукшин по большому не об этом и он сам подчеркивает данный факт в заключительной части рассказа, где главный герой отводит от себя банальную мысль о том, почему его супруга стала более ласковой.
Шукшин во многом именно об отношениях и чувствах, о любви. Его герой искренний и простой человек, он не скупой, но больше рассудительный. Его супруга также предстает простой и любящей, способной и радоваться и грустить и в ее поведении сквозит буквально мудрость, настоящее понимание жизни.
В каком-то смысле Шукшин и показывает подобными рассказами читателю: да – вот она жизнь, именно такая, с заботами о том, как купить сапоги и вечной любовью, с простыми спорами и философскими рассуждениями. Возможно, если относиться к людям более жестоко, то изображаемое автором может казаться просто нелепым, а его герои чрезмерными простаками, но, мне кажется, тут речь идет о святой простоте или чем-то подобном. Иногда в народе говорят о простоте, которая хуже воровства, но мне подобные высказывания кажутся крайне циничными и отвратительными, лучше, наверное, такая чистая простота героев Шукшина, чем воровство.
Кстати, в этом тоже прослеживается своя связь. Его герои – честные работники, к примеру у этом рассказе, главный герой испытывает явные страдания, 65 рублей для него – значительная сумма и будь он нечестным, то мог бы так не страдать банально из-за денег, мог бы легче принести радость своей семье, но выбор его жизненного пути, вероятно, нравственный и, как бы претенциозно ни звучало, он страдает за этот выбор. Да это всего лишь сапожки, но рассказ далеко не только об этом..
В окопах Сталинграда
Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных укреплений полк отходит без единого выстрела, а первый батальон во главе с комбатом Ширяевым остаётся для прикрытия. В помощь комбату остаётся и главный герой повествования лейтенант Керженцев. Отлежав положенные два дня, снимается и первый батальон. По дороге они неожиданно встречают связного штаба и друга Керженцева химика Игоря Свидерского с известием о том, что полк разбит, надо менять маршрут и идти на соединение с ним, а немцы всего в десяти километрах. Они идут ещё день, пока не располагаются в полуразрушенных сараях. Там и застают их немцы. Батальон занимает оборону. Много потерь. Ширяев с четырнадцатью бойцами уходит, а Керженцев с ординарцем Валегой, Игорь, Седых и связной штаба Лазаренко остаются прикрывать их. Лазаренко убивают, а остальные благополучно покидают сарай и догоняют своих. Это нетрудно, так как по дороге тянутся отступающие в беспорядке части. Они пытаются искать своих: полк, дивизию, армию, но это невозможно. Отступление. Переправа через Дон. Так они доходят до Сталинграда.
В Сталинграде они останавливаются у Марьи Кузьминичны, сестры бывшего Игоревого командира роты в запасном полку, и заживают давно забытой мирной жизнью. Разговоры с хозяйкой и её мужем Николаем Николаевичем, чай с вареньем, прогулки с соседской девушкой Люсей, которая напоминает Юрию Керженцеву о его любимой, тоже Люсе, купание в Волге, библиотека — все это настоящая мирная жизнь. Игорь выдаёт себя за сапёра и вместе с Керженцевым попадает в резерв, в группу особого назначения. Их работа — подготовить к взрыву промышленные объекты города. Но мирная жизнь неожиданно прерывается воздушной тревогой и двухчасовой бомбёжкой — немец начал наступление на Сталинград.
Сапёров отправляют на тракторный завод под Сталинград. Там идёт долгая, кропотливая подготовка завода к взрыву. По нескольку раз в день приходится чинить цепь, порванную при очередном обстреле. В промежутках между дежурствами Игорь ведёт споры с Георгием Акимовичем, инженером-электриком ТЭЦ. Георгий Акимович возмущён неумением русских воевать: «Немцы от самого Берлина до Сталинграда на автомашинах доехали, а мы вот в пиджаках и спецовках в окопах лежим с трёхлинейкой образца девяносто первого года». Георгий Акимович считает, что спасти русских может только чудо. Керженцев вспоминает недавний разговор солдат о своей земле, «жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя». Он не знает, как это назвать. Толстой называл это «скрытой теплотой патриотизма». «Возможно, это и есть то чудо, которого так ждёт Георгий Акимович, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с чёрными крестами».
Город бомбят уже десять дней, наверное, от него уже ничего не осталось, а приказа о взрыве все нет. Так и не дождавшись приказа о взрыве, сапёры резервного отправляются на новое назначение — в штаб фронта, в инженерный отдел, на ту сторону Волги. В штабе они получают назначения, и Керженцеву приходится расстаться с Игорем. Его направляют в 184-ю дивизию. Он встречает свой первый батальон и переправляется с ним на тот берег. Берег весь охвачен пламенем.
Батальон сразу же ввязывается в бой. Комбат гибнет, и Керженцев принимает командование батальоном. В его распоряжении четвёртая и пятая роты и взвод пеших разведчиков под командованием старшины Чумака. Его позиции — . Здесь они задерживаются надолго. День начинается с утренней канонады. Потом «сабантуй» или атака. Проходит сентябрь, начинается октябрь.
Батальон перебрасывают на более простреливаемые позиции между «Метизом» и концом оврага на Мамаевом. Командир полка майор Бородин привлекает Керженцева для сапёрных работ и строительства землянки в помощь своему сапёру лейтенанту Лисагору. В батальоне всего тридцать шесть человек вместо положенных четырёхсот, и участок, небольшой для нормального батальона, представляет серьёзную проблему. Бойцы начинают рыть окопы, сапёры устанавливают мины. Но тут же оказывается, что позиции надо менять: на КП приходит полковник, комдив, и приказывает занять сопку, где располагаются пулемёты противника. В помощь дадут разведчиков, а Чуйков обещал «кукурузники». Время перед атакой тянется медленно. Керженцев выставляет с КП пришедших с проверкой политотдельщиков и неожиданно для себя сам отправляется в атаку.
«Чудик» — читательский дневник по рассказу В. Шукшина
Рассказ «Чудик» Василия Шукшина был опубликован в 1967 году в журнале «Новый мир».
Описание книги для читательского дневника
Шукшин Василий МакаровичНазвание произведения: «Чудик»Жанр: рассказГод написания: 1967Издательство: КарелияГод издания: 1983
Главные герои и их краткая характеристика
Чудик — Князев Василий Егорыч. 39 лет. Киномеханик. Романтик, совершенно счастливый человек. Добрый, отзывчивый, готов всем помогать. Считается неудачником. Дмитрий — брат Чудика. Несчастный человек, жалеет себя, растяпа. Софья Ивановна. Сноха Чудика. Буфетчица. Злая, громкоголосая, нетерпимая.
Краткое содержание и сюжет
Киномеханик Князев Василий Егорыч среди односельчан имеет славу странноватого мужчины. И даже жена ласково называет его Чудиком, поскольку он часто попадает в нелепые ситуации.
Однажды Чудик решает навестить брата, которого не видел двенадцать лет. Перед поездкой на Урал к родственникам он отправляется в магазин. Купив племянникам гостинцы, Чудик замечает на полу крупную купюру в пятьдесят рублей. Он поднимает ее и оставляет на кассе, чтобы ее смог забрать владелец. На улице Чудик понимает, что это он потерял деньги. Однако он не смеет вернуться и забрать их.
Поначалу Чудик едет на поезде, затем летит на самолете. Герой находит на земле вставную челюсть своего соседа, потерявшего ее во время посадки. Однако вместо благодарности Чудик слышит в свой адрес ругань – мужчина был недоволен тем, что его челюсть оказалась в руках постороннего.
У брата Чудик чувствует себя очень неловко из-за снохи, которая сразу его невзлюбила. Братья покидают дом, и на улице предаются воспоминаниям и философствуют. На следующий день Чудик решает сделать приятное хозяевам, и разрисовывает детскую коляску. Увидев его художества, сноха с криком выставляет Чудика за порог. Герой возвращается к себе домой. Он искренне не понимает, отчего люди становятся злыми.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Чудик собрался к брату на Урал и хотел купить племянникам подарки. Он нашел пятьдесят рублей и отдал кассиру, а потом понял, что сам и потерял эти деньги. Чудик ехал на поезде, потом летел на самолете, который сел на картофельное поле. Чудик помог соседу найти вставную челюсть, но тот его обругал. Брат Дмитрий плакал и жаловался на жизнь, а сноха орала, когда Чудик раскрасил коляску. Домой Чудик вернулся по дождю, но пел от радости.
План пересказа
- Короткие сборы
- Случай в магазине
- Разговоры в тамбуре
- Полет на самолете
- Вставная челюсть
- Жалобы Дмитрия
- Расписная коляска
- Ругань снохи
- Возвращение
Чему учит
Рассказ учит любить природу, любить людей, делать добро. Учит не стремиться к материальному достатку, а стремиться к внутреннему совершенству. Учит соизмерять возможности и желания. Учит радоваться жизни.
Мне понравился этот рассказ и понравился его герой, которого я не считаю чудиком. Напротив, мне показалось, что он самый нормальный человек в этом рассказе. Я не люблю людей, которые преклоняются перед деньгами, властью, работой. Человек прежде всего должен быть свободным внутри себя, и только тогда он обретет счастье.
Вывод и мое мнение
Искренность, открытость и доброта часто принимаются за чудачество. Но Чудик сохранил в себе прекрасные качества, которые не замечают люди. Шукшин показывает что нужно воспринимать человека, каким он является. Прогресс и цивилизация городской жизни негативно влияет на человека, делает душу черствой.
Пословицы
- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
- Легко найти счастье, а потерять и того легче.
- Всяк своего счастья кузнец.
- Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит.
- Тот жизнь ругает, кто счастья не знает.
Характеристика центрального персонажа
Сашка Ермолаев — типичный образец советского гражданина, строго придерживающегося установленных в обществе моральных норм. Как известно, мораль в социалистическом государстве гласила, что все должны быть вежливыми и дружелюбными, а любой спорный вопрос должен решаться в ходе уважительной беседы, но никак не с помощью кулаков. Именно по этой причине главного героя обижают:
- аморальные прозвища,
- обвинения в алкоголизме.
Сашка способен к рефлексии, он чуткий и ранимый человек, из-за чего тяжело переносит любого рода критику и тем более необоснованные обвинения. Это остро чувствующая несправедливость и наделенная душевной тягой к прекрасному личность. Неизвестно, чем он занимается в обычной жизни, но ведет себя достаточно интеллигентно. Об этом можно судить по тому, как он реагирует на хамство продавщицы и человека в плаще: ни она, ни он не могут заставить Сашку скатиться до их уровня.
Художественные особенности
По большей части рассказ состоит из речи: мысленных монологов наблюдателя и диалогов обитателей больницы. Через них и происходит знакомство с героями, их внутренним миром. Стараясь передать стиль общения, автор употребляет специфические слова («пидет» – придет, пивет – привет, «атобус – автобус, «што» — что). Преимущественно они встречаются в речи самого Бори.
Присутствуют эпитеты, позволяющие воссоздать портреты героев: «здоровенный», «полный», «крупный» и др. Можно отыскать риторические вопросы, невольно заставляющие поразмышлять вместе с повествователем («Что же жизнь – комедия или трагедия?», «… неужели он злиться умеет?», «Тогда почему же он – недоумок?» и пр.).
Все эти приемы позволяют глубже погрузиться в атмосферу рассказа.
Любовь в произведениях И. А. Бунина (кратко)
Всякая любовь есть счастье,
даже если она не разделена.
И. Бунин
Многие произведения И. А. Бунина, и прежде всего его рассказы о любви, открывают нам его тонкую и наблюдательную душу писателя-художника, писателя-психолога, писателя-лирика.
В лучших своих вещах, написанных как на родине, так и на чужбине, Бунин предстает перед нами певцом любви. Так, как он писал об этом чувстве, не писал до него никто в русской литературе. В многочисленных рассказах писателя можно найти самые разнообразные оценки и причудливые разновидности любви: это и любовь-жалость, неотделимая от нежности и сострадания («Таня»), и продажная любовь («Барышня Клара»), и любовь женщин необычайной душевной красоты, наделенных талантом любви и способных поделиться своим счастьем («Руся», «Генрих», «Натали»).
Цикл «Темные аллеи» — это сборник новелл, жизненных зарисовок, основной темой которых является высокое и светлое человеческое чувство. И здесь Бунин предстает смелым новатором, насколько откровенна, натуралистически отчетлива и в то же время легка, прозрачна, неуловима любовь в этих рассказах.
Все рассказы Бунина о любви имеют неповторимый сюжет, оригинальных лирических героев. Но объединяет их всех общий «стержень»: внезапность любовного озарения, страстность и кратковременность отношений, трагический исход. Это происходит потому, что истинная любовь, как считал писатель, обречена быть только вспышкой и не терпит продления.
Как о высшем даре судьбы сказано о любви в рассказе «Солнечный удар». Но и здесь трагичность высокого чувства усугубляется именно тем, что оно взаимно и слишком прекрасно, чтобы продлиться, не превращаясь в обыденность.
Удивительно, но несмотря на несчастливые финалы рассказов, любовь у Бунина почти всегда совершенна, гармонична, взаимна, ее не могут испортить или подточить ни ссоры, ни проза жизни. Может быть, поэтому она так коротка? Ведь эти мгновения возвышающих и мужчину, и женщину отношений не проходят бесследно, они остаются в памяти ориентирами и надежными светлыми маяками, к которым люди возвращаются на протяжении всей жизни.
Несхожесть «любовных сюжетов» рассказов Бунина помогает нам понять разнообразие, индивидуальность, неповторимость каждой истории любви: счастливая или несчастная, взаимная или безответная, возвышающая или уничтожающая… На протяжении всей жизни человек может не единожды прикоснуться к этой тайне, возникающей глубоко в сердце и переворачивающей, раскрашивающей в яркие цвета весь мир, — и каждый раз его любовь будет новой, свежей, непохожей на прошлое… Я думаю, именно это и хотел передать в своих рассказах И. А. Бунин.
Так ли это?
Именно благодаря усилиям тех, кто нынче стал старым, существует наш мир. Именно они вкладывали свои время, ресурсы, возможности в построение нынешнего общества – пусть не идеального, но лучшего, нежели многие другие. Эти люди не щадили себя, чтобы создать лучшие условия для жизни своих детей. Они опытны и много знают, могут немало рассказать, если их поспрашивать. Уважительное отношение к таким персонам должно быть нормальной практикой. В реальности ситуация складывается несколько иначе. Те наши сверстники, кто воспринимает стариков как «отработанное», бесполезное и ненужное, находят поддержку в глазах окружающих. Никто не осуждает такого отношения, все лишь понимающе соглашаются или стыдливо отворачиваются, не смея подать голос в защиту уходящего поколения. Зачастую те, кто считает стареющих людей бесполезными, даже не знают, как много эти старики сделали, насколько важна и значима их роль – и как много они могут сделать сегодня, если относиться к ним с должным уважением, почитанием, которого они, безусловно, достойны.
Крепкий мужик :: Шукшин Василий
——————————————— Василий Шукшин
КРЕПКИЙ МУЖИК
В третьей бригаде колхоза «Гигант» сдали в эксплуатацию новое складское помещение. Из старого склада — из церкви — вывезли пустую вонючую бочкотару, мешки с цементом, сельповские кули с сахаром-песком, с солью, вороха рогожи, сбрую (коней в бригаде всего пять, а сбруи нашито на добрых полтора десятка; оно бы ничего, запас карман не трет, да мыши окаянные… И дегтярилн, и химией обсыпали сбрую — грызут), метла, грабли, лопаты… И осталась она пустая, церковь, вовсе теперь никому не нужная. Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала ее вокруг себя, далеко выставляла напоказ.
Бригадир Шурыгин Николай Сергеевич постоял перед ней, подумал… Подошел к стене, поколупал кирпичи подвернувшимся ломиком, закурил и пошел домой. Встретившись через два дня с председателем колхоза, Шурыгин сказал:
— Церква-то освободилась теперь…
— Ну.
— Чего с ней делать-то?
— Закрой, да пусть стоит. А что?
— Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил, чем с завода-то возить.
— Это ее разбирать — надо пятерым полмесяца возиться. Там не кладка, а литье. Черт их знает, как они так клали!
— Я ее свалю.
— Как?
— Так. Тремя тракторами зацеплю — слетит как миленькая.
— Попробуй.
В воскресенье Шурыгин стал пробовать. Подогнал три могучих трактора… На разной высоте обвели церковку тремя толстыми тросами, под тросы — на углах и посреди стены — девять бревен…
Сперва Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом, — крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями. Перестал материться и не смотрел на людей — вроде и не слышал их и не видел.
— Николай, да тебе велели али как? — спрашивали. — Не сам ли уж надумал?
— Мешала она тебе?!
Подвыпивший кладовщик, Михаиле Беляков, полез под тросами к Шурыгину.
— Колька, ты зачем это?
Шурыгин всерьез затрясся, побелел:
— Вон отсудова, пьяная харя!
Михаиле удивился и попятился от бригадира. И вокруг все удивились и примолкли. Шурыгин сам выпивать горазд и никогда не обзывался «пьяной харей», Что с ним?
Между тем бревна закрепили, тросы подровняли… Сейчас взревут тракторы, и произойдет нечто небывалое в деревне — упадет церковь. Люди постарше все крещены в ней, в пей отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и ее…
Опять стали раздаваться голоса:
— Николай, кто велел-то?
— Да сам он!.. Вишь, морду воротит, черт.
— Шурыгин, прекрати своевольничать!
Шурыгин — ноль внимания. И все то же сосредоточенное выражение на лице, та же неподкупная строгость во взгляде. Подтолкнули из рядов жену Шурыгина, Кланьку… Кланька несмело — видела: что-то непонятное творится с мужем — подошла.
— Коль, зачем свалить-то хочешь?
— Вон отсудова! — велел и ей Шурыгин. — И не лезь!
Подошли к трактористам, чтобы хоть оттянуть время — побежали звонить в район и домой к учителю. Но трактористам Шурыгин посулил по бутылке на брата и наряд «на исполнение работ».
Прибежал учитель, молодой еще человек, уважаемый в деревне.
— Немедленно прекратите! Чье это распоряжение? Это семнадцатый век!..
— Не суйтесь не в свое дело, — сказал Шурыгин.
— Это мое дело! Это народное дело!.. — Учитель волновался, поэтому не мог найти сильные, убедительные слова, только покраснел и кричал: — Вы не имеете права! Варвар! Я буду писать!..
Шурыгин махнул трактористам… Моторы взревели. Тросы стали натягиваться. Толпа негромко, с ужасом вздохнула. Учитель вдруг сорвался с места, забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной.
Популярные сегодня темы
Полутыкин — один из героев данного произведения. Мелкий помещик, который проживал в Калужской губернии. Тургенев относился к своему герою очень хорошо и писал о нем теплыми словами
На данном полотне художник изобразил Мари Константиновна Олив. Данная дама известная в широких кругах населения меценатка. Она была родственницей Мамонтова. Мари Константиновна приходилась ему двоюродной племянницей.
Женские образы занимают в творчестве Пушкина большую роль. Его героини олицетворяют любовь, спасительное, исцеляющее для человека чувство.
Совершенно недавно я прочла довольно интересный рассказ под названием «Одни», написанный Василием Макаровичем Шукшиным в тысяча девятьсот шестьдесят третьем году. Действие в произведении происходит в советское время.
Главными героями рассказа являются пожилые Марфа и Антип Калачиковы, воспитавшие и выпустившие из гнезда двенадцать детей и под конец жизни оставшиеся вдвоем. Женщина всю жизнь заставляла мужа работать не покладая рук. Был Антип шорником, то есть изготавливал уздечки, сбруи и другую снасть для лошадей.
Марфа же вязала. Была она очень хватка и скупа всегда, что касалось денег. Но это нельзя назвать необоснованным. Ведь иначе не смогла бы она вырастить двенадцать детей. Антип же работал, пересиливая себя. Зарабатываемых денег он никогда не видел. И была в его жизни одна единственная отдушина- балалайка. Всегда раздражало Марфу, когда муж ее, отвлекаясь от работы, начинал играть на ней. Ей казалось это абсолютно бесполезным занятием, не приносящим в дом копейку.
Однажды, дождливым осенним вечером сидели они вдвоем в комнате. Каждый увлеченно занимался своим делом, но тут Антип завел разговор о том, правильно ли они живут. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Марфа ответила, что да, ведь супруги посветили всю жизнь детям и сумели обеспечить их существование, а Антип сказал, что совсем они не думали о себе. Тут он взял в руки балалайку и стал задорно играть и петь частушки для своей старухи. И заулыбалась она, и заплакала одномоментно, но все- таки согласилась с мужем. И даже разрешила ему купить в магазине чикушку да выпить немного. Он обрадовался, но тут же попросил у нее денег на новую балалайку. Она поначалу разозлилась, сказав, что и старая еще играет. Но перед самым уходом его протянула заветные шесть рублей. Старик обрадовался и убежал скорее, пока Марфа не передумала.
Мне очень понравился этот рассказ. Он, в большей своей степени, о человеческой любви и взаимоотношениях. Как ни эксплуатировала старуха Антипа, как ни раздражало ее его увлечение, она его любит, а он, терпя ее покорно, любит свою старуху в ответ. Они остались одни, но быт их без детей не разладился, а в дальнейшем, возможно, стал только крепнуть с новой балалайкой.
-
Проект вклад в будущее в детском саду
-
На какой орган возложено руководство всей системой рсчс и какие задачи он решает кратко
-
Что такое караул кратко
-
Для чего нужна жена кратко
- Как хранить пластилин в детском саду
Герои рассказа
Главный герой рассказа зовётся Чудик. Так называла его жена, часто в негативном контексте. Слово «чудик» стало определением типичного шукшинского героя. Особенность этих героев в том, что они просты, бесхитростны, не приспособлены к жизни и неудобны для близких. С ними всё время что-нибудь случается, и это мешает жить другим. Они вредят нечаянно, желая другим добра. Чудики инфантильны, живут сердцем.
Таков Чудик. Его портрет подчёркивает простоту и беззлобность, он похож на младенческий: круглое мясистое лицо, круглые иссиня-белые глаза. Автор сразу сообщает, что Чудик не умеет шутить, делает вид, что не боится дальней дороги, уважает городских людей. Все эти черты характера тоже детские, хотя герою 39 лет.
Подростковое желание произвести впечатление заставляет Чудика «весело и остроумно» сообщить очереди, что у прилавка лежит 50-рублёвая бумажка (половина месячной зарплаты). Чудику кажется, что у него получилось. Но читатель ведь уже знает, что Чудик не умеет острить. Даже обнаружив, что это он потерял деньги, Чудик не решается их забрать. Как подросток, он не уверен в себе и боится, что его осудят и бумажку не отдадут.
Чудик боится даже своей жены, как ребёнок боится ругани матери. И действительно, жена пару раз стукнула его шумовкой по голове.
Люди подмечают простоту Чудика и учат его жить, делают ему замечания, хотя он старается всем угождать.
Когда он подбирает в самолёте вставную челюсть пассажира, тот ругает Чудика, что подобрал он её грязными руками. Строгая телеграфистка отказывается отправлять телеграмму жене в стихах, напоминая ему, что он – «взрослый человек. Не в детсаде». Сноха Софья Ивановна тоже делает замечание, когда Чудик громко поёт (с её точки зрения – орёт): «Вы ж не на вокзале». Лучшее дело Чудика – украшение детской коляски. Чудик – мастер своего дела, он уже расписывал печку, «что все дивились».
Шукшин подводит читателя к мысли, что чудной и ненормальный вовсе не Чудик, а окружающие, которые отвергают проявление чувств и сами чувства, называя их поцелуями и соплями.
В Чудике нет злости, поэтому он так тяжело переносит злость в других: «Когда его ненавидели, ему было очень больно». Сталкиваясь с ненавистью, Чудик теряет смысл жизни, не борется, а уходит.
Брат Чудика Дмитрий и его сноха Софья Ивановна – выходцы из деревни, но живут в городе. Дмитрий тоскует по родине, расспрашивает брата о доме и мечтает приехать с семьёй в гости. Софья Ивановна стремится порвать все старые связи и мечтает о карьере, как она её понимает. Своего мужа и его брата Софья считает неудачниками, потому что они из деревни. Её карьера состоит в том, что она работает буфетчицей в каком-то управлении. Детей она тоже готовит к городской успешной жизни, по словам отца, мучит их на «пианинах» и на фигурном катании. По замыслу Шукшина, её делает злой разрыв с родной деревней, с природой. Хотя трудно не разозлиться, если коляску (дорогую вещь) разукрасили детскими красками, которые смываются водой при первом дожде. Так что Шукшин не принимает чью-либо сторону в конфликте.
Анализ рассказа Шукшина «Чудик»
В своих произведениях Шукшин часто использовал образы простых людей. Их он искал среди народа. Чаще всего его интересовали необычные образы. Несмотря на то, что многим они были понятны не сразу, их отличала близость к русскому человеку. Именно этот образ мы смогли увидеть, изучая рассказ Шукшина Чудик. А чтобы познакомиться со его смыслом и понять, чему учит рассказ Василия Шукшина, предлагаем его краткое содержание и анализ.
Краткий пересказ сюжета
Если говорить вкратце о сюжете, то в самом начале мы знакомимся с Василием Егоровичем Князевым. Однако жена Князева часто называет мужа просто — Чудик. Особенность этого человека — вечные истории, в которые он попадал. С Чудиком постоянно что-то приключается, и вот он решает ехать к брату на Урал. Эту поездку Чудик давно планировал, ведь целых двенадцать лет он не видел родную кровь. Поездка осуществилась, но и она не обошлась без приключений.
Так, вначале своего путешествия Чудик решает купить своим племянникам подарки. Там в магазине он увидел купюру в пятьдесят рублей, и считает, что ее кто-то выронил. Но поднять чужие деньги он не решился. Вот только беда, деньги оказались его. Не сумев себя пересилить, дабы забрать деньги, он идет домой, чтобы вновь снять деньги с книжки. Естественно, дома он получает нагоняй от жены.
Следующая ситуация произошла с героем, когда он летел в самолете. По определенным причинам, самолету приходится садиться не на взлетной полосе, а в чистом поле. Здесь у соседа, что сидел рядом с Чудиком, от переживания и от тряски, выпадает челюсть. Герой хочет помочь и поднимает вставную челюсть, за что получает не благодарность, а высказывание. Другой бы ответил или обиделся, а наш Чудик еще и к брату в гости своего соседа по поездке приглашает, чтобы там прокипятить челюсть. Такой реакции не ожидал этот самоуверенный человек, а тут еще и телеграфистка приказывает поменять текст телеграммы, которую Чудик хочет отправить жене.
В доме брата Василий чувствует враждебность, что идет от снохи. Она презирает деревенских, хоть сама родом из села. Однако желает всячески забыть все деревенское, чтобы полностью считаться городской. Вот и относится к сельскому жителю Василию с враждебностью. Братьям приходится идти на улицу и там предаваться воспоминаниям.
С утра Чудик обнаружил, что дома он остался один. Чтобы хоть как-то смягчить жену брата, тот решает украсить коляску, разрисовав ее. После пошел гулять по городу. Вернулся только к вечеру и увидел, как ругается муж с женой. Причиной был он и разрисованная коляска. Чтобы больше не раздражать сноху, Чудик отправляется обратно домой. Это причинило душевную боль герою, и чтобы хоть как-то обрести душевное спокойствие, ему захотелось пройтись босиком по земле, которая промокла от парного дождя.
Главные герои рассказа Чудик
Главным героем рассказа Шукшина является тридцати девятилетний Чудик. Именно так его зовет жена, хоть от рождения его имя Василий. Образ героя бесхитростный и простой. Это человек, который не решился забрать свои деньги, считая их чужими, и положил их на прилавок. А когда обнаружил, что это его купюра, не решается за ними вернуться. Боится, что в очереди сочтут, будто он берет чужое.
Для него было странным, что он вызывал всегда неоднозначную реакцию у людей своей искренностью и открытостью, хоть по его мнению, он вел всегда себя естественно. Но беда была в том, что люди давно уже стали закрыты и к такому не привыкли. Главный герой Чудик всегда поступает, как подсказывает ему сердце и это решение он считает правильным. Кстати, образ сельского жителя автор использует не просто так, ведь автор уверен, только людям из глубинки присущи такие качества, как наивность, доброта, искренность, о которых давно позабыли городские жители.
В чем смысл рассказа
В своем рассказе автор поднимает такую тему, как отношения людей в деревне и городе, а также семейные отношение, где одни строят их на доверии и уважении, а другие — на недовольстве и конфликтах. Смысл рассказа заключается в желании автора показать насколько сильно мир нуждается в таких людях, как чудики. Именно они являются украшением жизни и именно Чудики изгоняют любую пошлость и равнодушие человечества.