Анализ произведения волки! шукшина

«волки» в. шукшина – краткое содержание

Спектакль «Охота жить» по рассказам Василия Шукшина

«Охота жить» от Заслуженных артистов России Всеволода Чубенко и Олега Емельянова. Это спектакль для тех, кто соскучился по простым человеческим чувствам и живому слову. По «шукшинскому» слову, которому не нужно подбираться к сердцу зрителя окольными путями – оно доходит до него сразу, напрямик, как откровение, как задушевный разговор с близким человеком.

Тандем заслуженных артистов России Всеволода Чубенко и Олега Емельянов представляют на суд зрителей новую работу – спектакль «Охота жить» по рассказам Василия Шукшина. Предыдущий совместный проект этих артистов был оценен Гран Призом на Первом международном фестивале «Друскининкайский летний театральный перекресток». А Всеволод Чубенко хорошо известен нашему зрителю по знаменитому спектаклю «Кыся», в котором он блестяще сыграл более 30 ролей и вошел в золотой фонд моноспектаклей.

В спектакль вошли семь рассказов Василия Шукшина: «Хозяин бани и огорода», «Воскресная тоска», «Раскас», «Забуксовал», «Космос, нервная система и шмат сала», «Дядя Ермолай» и «Охота жить».

«Мы говорим о людях, об отношениях – а они вечные, и без разницы, в каком веке и в какой социальной среде это происходит. Мы выбрали то, что максимально не привязано к конкретному времени – оно привязано к жизни. Все, что мы показываем, – это про всех нас и для всех нас». – считает Всеволод Чубенко.

«Люди, как нам кажется, соскучились по простым человеческим чувствам, – добавляет Олег Емельянов. – Создается ощущение, что все, что вокруг нас сейчас происходит, вся эта информационная среда пытается подменить настоящую жизнь каким-то суррогатом. Мнимое вытесняет настоящее. Настоящее – оно простое и понятное, обычное, но в этом и есть его ценность. И к этой ценности мы пытаемся вернуть зрителя нашим спектаклем – увести его от мнимости, от пошлости современной жизни к основам, к истокам, к простоте».

«Мы постарались, чтобы спектакль был разноплановый: зритель сам выберет, что ему будет особенно близко и интересно. Кто-то придет посмеяться – пожалуйста, на здоровье. Кто-то придет задуматься – и в этом тоже преуспеет, – рассказал Всеволод Чубенко. – В конце спектакля мы вместе с Шукшиным размышляем: а как жили эти люди, его герои, а «про что» они жили, а правильно ли они жили? И звучит основная мысль, закольцовывающая все действие: охота жить!».

Спектакли состоятся

30 октября в 18,30 в Вильнюсе на сцене Музея театра, музыки и кино (ул. Вильняус, 41),

31 октября в 18.30 в Висагинасе, в зале „Драугисте“.

Фото и информация организаторов

Жанровые и стилевые особенности

Василий Шукшин в своём рассказе «Чудик», читать онлайн который можно в любое время, показывает небольшой эпизод жизни своего героя, где отражается вся его судьба. Из этого небольшого отрывка становится ясна и понятна вся его жизнь: и то, что было у главного героя в прошлом, и то, что ожидает его в будущем.

Если сравнить этот рассказ Василия Шукшина с остальными его произведениями, представленными в печатных изданиях и онлайн, то можно заметить, что в нём очень мало диалогов. Но зато в монологе главного героя, который он постоянно произносит внутри себя, можно увидеть его представление о мире, узнать то, чем он живёт, какие эмоции его одолевают. Бесхитростный герой Шукшина «Чудик», краткое содержание, которое есть в этой статье, предстаёт перед читателем так, что где-то ему хочется сочувствовать, а где-то ещё можно и осуждать.

Герои рассказа

Никитич, житель таёжной деревни, с малых лет таскался по тайге и любил её. Ему нравилось бродить в одиночестве, так он чувствовал себя свободным. Старик гордится своим умением выжить в тайге один со спичками и зарядами и презирает городских за их беспомощность.

Никитич живёт по законам тайги, но это не звериные законы, а законы милосердия. Например, охотник рассуждает о том, что нельзя убивать самок с детёнышами. Парня Никитич тоже жалеет. Узнав, что тот убежал из заключения, старик думает о его отце и матери и как будто ставит себя на их место. Парень обращается к нему «отец» и сравнивает заботу о нём Никитича с материнской.

Старый охотник волнуется о том, чтобы парень не пропал без ружья в тайге. Он не боится преступника: «За убивство тебя бог накажет, не люди».

Никитич — человек с нормальной системой ценностей, который не делает зла осознанно. Он открывает гостю, как совершил в молодости плохой поступок, соблазнив девушку из семьи верующих (кержаков) и зачав с ней ребёнка, хотя у самого была жена. Никитич раскаивается в этом поступке и считает его единственным сделанным им злом.

Может быть, именно из-за раскаяния Никитич помогает парню: он не лицемер и понимает, что истина порой неопределима.

Никитич хороший человек и о других думает хорошо. Именно поэтому он доверяет преступнику, несмотря на его беспринципность, ведь Коля украл ружьишко и кисет с табаком, не подумав, как Никитич обойдётся без них в тайге.

Парня, позже назвавшегося Колей, который приходит в избушку, Никитич принимает за «иолога» (геолога), который отстал от своих. Как человек наблюдательный, Никитич подмечает, что парень здоровый, но руки у него не рабочие и он не охотник. Старику нравится «молодой, сильный, красивый» парень. Никитич отмечает его сходство с учителем, нездешний «рассейский» выговор и золотые зубы.

Парень открывает, что его зовут Коля, что был он агентом по снабжению, а ещё учёным, доцентом, и писал научную работу о борьбе с колорадским жуком. Таким образом Шукшин подчёркивает «вредность» героя.

Постепенно поведение парня меняется. Он начинает говорить «крепко, зло и напористо» и следит в окно, будто ищет кого-то (читатель догадывается, чего он опасается). В беседе проявляется основная черта героя – эгоцентризм. Жизнь и волю он воспринимает как женщин, которых нужно покорить, завоевать. Символический смысл жизни для Коли – «огни большого города», который предназначен для него одного.

Коля говорит, что не боится смерти, но это не совсем так: он не боится чужой смерти. Этот человек не имеет никаких моральных принципов, его тошнит от боженьки и он возмущается лицемерием святош: «Нету на земле святых».

Парень производит впечатление «безнадёжно избитого судьбой человека». В рассказе не происходит перерождения героя-преступника.

Главная мысль

Трагическая ситуация, в которую попадают герои, выявляет особенности их характеров. Дегтярев, оказавшись без защиты перед волками, не растерялся, посчитав, что вместе с Климом они могут одержать верх над стаей. Кречетов предал зятя, которого недолюбливал. Поняв, что совершил бесчестный поступок, Наум начинает оправдываться и оговаривать Ивана. Шукшин проводит параллель между стаей волков, действующих сообща, и людьми, не способными поддержать друг друга. Автор показывает, что в любых обстоятельствах нельзя терять человеческое лицо.

Краткие содержания других произведений:

Живет такой парень кратко.

По дорогам Шукшина…

Пока одних людей волнует вопрос, куда поехать на море, другие свое свободное время проводят в поездках по стране, с неожиданных сторон открывают для себя малую родину. Как мало еще мы знаем об Алтайском крае и знаменитых земляках. Среди них — писатель, актер и режиссер Василий Макарович Шукшин. Прочитать его биографию может каждый в сети Интернет. А побывать на малой родине, посмотреть дом, где вырос, и школу, где учился этот человек — такая возможность ближе всего жителям нашего края, — Дарья Епанчинцева, барнаульская школа № 42. Мы, ученики 5 класса «А», с удовольствием воспользовались возможностью побывать в Сростках. Красивый снаружи и уютный внутри электропоезд «Калина Красная» везет нас до Бийска. За окном унылые весенние картины — голые деревья, поля и серое небо. Природа в конце марта еще не проснулась, холодно, но мы тепло одеты, в хорошем настроении, и полны решимости осуществить задуманное. Три часа пути за разговорами и шутками незаметно пролетают. В Бийске мы пересаживаемся на автобус, который мчит нас в деревню, где родился, вырос и некоторое время жил Василий Шукшин. За окном все чаще мелькают деревянные домики, пасется стадо свиней. В городе такого не увидишь и нам интересно. Сростки встречают очень красивым храмом Великомученицы Екатерины, — недавно построенным, как рассказал экскурсовод. Раньше здесь стояла деревянная церковь. К Музею Шукшина идем по широкой дороге. Во времена Василия Макаровича она не была асфальтированной, и он, наверное, ходил по ней весной, когда грязно, в больших резиновых сапогах — в таких же как на его фотографиях. Музей расположился в бывшей школе. Здесь Шукшин учился с 1 по 7 класс, позднее в этой же школе он трудился директором.

6 стр., 2577 слов

Шукшин, Василий Макарович

… октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе … творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нем зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности (рассказы … на Новодевичьем кладбище. 1.3. Личная жизнь Первая супруга Шукшина — его односельчанка, школьная …

В старой классной комнате не трудно представить себя учеником середины прошлого века. На стенах висят плакаты с надписями на немецком и картинами исторических битв. Очень понравились широкие, устойчивые старые парты, за которыми нам разрешили посидеть. А вот школьная доска совсем потускнела и выцвела. Нам показали старинные перьевые ручки, чернильницы и тетради школьников с аккуратным почерком. Кстати, Василий Макарович в школе делал успехи по истории и литературе. А вот математика ему давалась трудно. Он был гуманитарий. В музее несколько залов, много фотографий, одежда. Есть предметы, который рассказывают о быте в период детства писателя. Например, прялка. Много документов, связанных с писательским и режиссерским творчеством. Запоминающийся экспонат — огромная кинокамера для видеосъемки. Она настолько тяжелая, что её переносили 4 человека. С особой нежностью Василий Макарович относился к своей матери — Марии Куксиной. Когда он уже жил в Москве, то писал ей очень ласковые письма. Мы побывали в старом доме матери Шукшина, где он провел свое детство. Позднее Василий Макарович купил маме более новый дом. Его мы тоже увидели. В доме детства тесно, всего две комнаты. Большой интерес у нас вызвала печка, а также колодец — во дворе. Жила семья Василий Макаровича очень просто, но это не помешало ему состояться в жизни.

Мы долго поднимались по дороге, ведущей на гору Пикет. Здесь открывается красивый вид на деревню, реку Катунь и установлен памятник Шукшину. Смотришь на него и легко представляешь, как Василий Макарович вот так же сидел десятки лет назад на холме, глядел на родные пейзажи, мечтал о будущем и сочинял свои рассказы. В Сростках мы узнали о Василии Макаровиче много интересных фактов. Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Многое успел сделать. А главное — был настоящим патриотом, в своих рассказах прославил свою малую родину. И теперь со всей страны круглый год сюда приезжают туристы, во многом благодаря этому Сростки процветают. Символично название последней кинокартины, в которой снимался Шукшин — «Они сражались за Родину».

Статистика голосов

Голоса посетителей

По дорогам Шукшина… reviewed by admin на 20.04.2016 rated 4.9 of 5

Анализ произведения «Волки» В.М.Шукшин

1. Василий Макарович Шукшин

2. «Волки»

3. Для 11 класса

4. Рассказ

5. Произведение было написано в 1967 году. Этот год открытий, некоторого снятия цензуры на культуру. Девушки уже могут носить мини-юбки, люди часто ходят на комедии и танцуют твист. Построена Останкинская телебашня в Москве. Также это год процветания поп-музыки.

6. Действие происходит в какой-то деревне, возле которой находится лес. Время, можно предположить, послевоенное, относительно тяжёлое и бедное.

7. Главным героем является Иван. Человек сильный, смелый, но нередко предающийся лени. У него есть жена, в общем то послушная девушка, но подвластная своему отцу Науму.

С которым у Ивана отношения не заладились с самого начала. Так как Наум обладает теми неприятными свойствами характера, которые отталкивают людей честных и порядочных. Мне хотелось бы быть похожей на Ивана, так как он даже в опасной ситуации сохраняет рассудок холодным и спасает свою жизнь. Не зря ведь волк, посмотрев в глаза Ивана, решил отступить. Если бы он увидел в них страх, а главное — слабость, то бой был бы проигран и окончился бы смертью Ивана.

8. Наум и Иван едут на лошадях в лес, чтобы собрать дров. По пути на них нападают волки. Наум начинает истошно кричать и молить о пощаде, что наводит на Ивана даже смех. Впрочем потом Иван осознаёт всю опасность ситуации и старается взять её под контроль. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Для этого ему требуется помощь родственника. Но тот уже уносится прочь, оставляя зятя в беде. Иван просит кинуть ему хотя бы топор, Наум едва ли слышит это с третьего раза и впопыхах бросает ему топор и уносится в деревню. Иван остаётся с волками наедине. Его лошадь съедают, почти ничего не оставляя от неё. Но самого Ивана волки не трогают, видя в нём достойного противника. Иван возвращается в деревню, очень сожалея о зря потерянной лошади и желая наказать и проучить Наума. Но он скрывается в доме и вызывает милиционера. История остаётся открытой, ведь Иван уходит с милиционером, оба они понимают всю подлость человеческой натуры, но не могут позволить самосуда.

9. Книга интересна. Как и все произведения Шукшина она очень душевная и проникновенная. Если даже история кажется банальной и простой, то сам язык повествования не оставит вас равнодушным. Советую к прочтению.

Полезный материал по теме:

  1. «Осенью» В.М. Шукшин
  2. «Срезал» В.М.Шукшин
  3. «Микроскоп» В.Н.Шукшин
  4. «Чудик» В.М.Шукшин
  5. «Сапожки» В.М.Шукшин

Главная мысль:

страстное желание жить, взять от жизни всё не останавливают героя рецидивиста ни перед чем, он готов даже на убийство.

Старый охотник Никитич ночует в избушке в тайге, вокруг ни души. В избу забредает молодой парень не из местных, во время разговора он признается, что бежит из заключения. Парень молод, красив, здоров, горяч и в предвкушении свободы, осталось лишь выбраться из глухой тайги.

В полночь, когда старик и парень улеглись, приходят на ночлег трое: местный милиционер и двое любителей поохотиться. Никитич не выдаёт беглеца.

Рано утром Никитич обнаруживает, что парень сбежал, прихватив с собой ружьё, единственную ценность старика. Охотник идет вслед за беглецом и догоняет его. Парень уже было собрался уходить с ружьем, которое старик ему одалживает на время. Но Никитич вдруг говорит парню, что среди спящих в избе людей милиционер. Беглец убивает удаляющегося старика выстрелом в спину, испугавшись, что тот его выдаст и продолжает свой путь.

Оружие против волка

Защититься от нападающего волка без оружия крайне сложно. Это ловкий, хитрый и выносливый зверь, который не проявляет жалости к своей жертве. Поэтому у каждого, кто отправляется в лес, где могут быть хищники, должно быть хоть какое-нибудь оружие. Подойдет не только охотничье ружье или пистолет, но и любой нож, электрошокер или перцовый баллончик.

Из подручных материалов можно использовать что угодно – острые предметы из охотничьего или туристического снаряжения, палки, камни и даже песок, который можно бросить в глаза противнику. Когда речь идет о спасении собственной жизни, любые средства могут быть полезны.Нож, палка или камни помогут справиться с волком

Стилистические особенности

В рассказе важны внесюжетные элементы. Шукшин не даёт портрет героев-людей, но зато подробно описывает внешность волка: крупный, грудастый, с палёной мордой, с круглыми жёлтыми глазами, взгляд которых прям и прост.

В трёх коротких предложениях изображён пейзаж.

Покой и дрёма поездки в санях по тихому зимнему лесу прерываются появлением волков. Шукшин пользуется короткими неполными предложениями без подлежащих. Только в последнем неполном предложении появляются нарушители покоя: «Вышли из леса, стоят, ждут. Волки».

Речь героев – основная их характеристика. Через крик Наума «грабют» передаётся его животный страх, грубые слова мужиков – проявление их эмоций. Житейская мудрость Наума подкрепляется пословицами.

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина

  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина

  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

  • «Критики», анализ рассказа Шукшина

  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина

  • «Обида», анализ рассказа Шукшина

  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина

  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина

  • «Одни», анализ рассказа Шукшина

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

  • «Горе», анализ рассказа Шукшина

  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина

  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Волки!»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Популярные сегодня пересказы

  • Огневушка поскакушка — краткое содержание сказки Бажова В тёмном лесу сидели как-то люди вокруг костра. Старатели. Взрослых четыре человека, среди них Ефим – старый уже дед, да был ещё мужик, а с ним его сынок, Федюнька.
  • Весёлая семейка — краткое содержание повести Носова Произведение повествует о приключениях двух закадычных друзей Коли и Миши, которые, предприняв неудачную попытку создания паровой машины, решают провести эксперимент по выведению в домашних условиях цыплят.
  • Дубровский — краткое содержание романа Пушкина Все соседи боятся богатого и жестокого помещика Кирилла Петровича Троекурова. Может быть, коме одного. Андрей Гаврилович Дубровский когда-то давно был сослуживцем соседи. Оба гвардейские поручики
  • Девяносто третий год — краткое содержание романа Гюго В 1793 года во Франции происходили разные переломные моменты. Действие исторического романа происходит, начиная с конца мая месяца.

Рассказ Ивана Бунина

В 1940 году Иван Бунин написал произведение под названием «Волки». Это история о любви, случившейся в жизни героини. Чувство было скоротечным, но осталось у барышни в памяти. Вот как можно кратко охарактеризовать главных и второстепенных персонажей:

  • Красивая девушка с решительным характером и горячей кровью. Это основное действующее лицо.
  • Мальчик. Парень из крестьянской семьи. Седок на козлах, управляющий повозкой, в которой ехали влюблённые.
  • Гимназист. Молодой человек, в которого влюбилась барышня. Как и мальчик, это второстепенный персонаж. Сначала юноша вёл себя раскованно, но в минуту опасности растерялся.

В цикле «Тёмные аллеи» «Волки» занимают важное место. По жанру это рассказ, но сюжет делает его приближённым к зарисовке

Повествование ведётся от третьего лица, однако иногда рассказчик излагает события будто бы с точки зрения героини.

Анализ «Волков» Бунина позволяет обнаружить много символов: хищники — олицетворение разлуки и одиночества, шрам — след не только возле губ, но и в душе.

Начало истории

Однажды в августе красивая барышня и гимназист катались в повозке, запряжённой лошадьми. Телегой управлял крестьянский мальчик. Девушка кокетничала и смеялась. Она в шутку говорила, что боится волков. Стояла ночь, и барышня поджигала спички и бросала их, так как огонь отпугивает волков, которых на самом деле ещё не было.

Накануне жители деревни всполошились из-за того, что хищник забрался в сарай, где сидели овцы, и зарезал одну из них. Подоспели мужики с дубинами и отбили околевшее животное у волков. Так что барышня не зря боялась. На голове у неё был повязан красивый платок, а вырез платья открывал шею.

Гимназист настойчиво обнимал и целовал девушку, а она хохотала и делала вид, что не замечает действий молодого человека.

Опасное происшествие

Лошади почуяли опасность, остановились, и мальчик вскрикнул «Волки!». Голос его был испуганным. Как раз в этот момент вспыхнула зарница и небо осветилось настолько, что можно было разглядеть троих волков. Лошади перепугались и стали метаться. Седоки поняли, что они могут разбиться в любой момент. Мальчик старался остановить телегу, но это не удавалось.

Барышня смотрела на это, а когда лошади взметнулись особенно сильно, она выхватила вожжи из рук крестьянского мальчика. Девушка не заметила, как обо что-то ударилась и рассекла кожу возле губ. На память об этом происшествии у неё остался шрамик. Потом, когда у неё спрашивали, что это, она с загадочной улыбкой говорила: «Дела давно минувших дней».

Шрамик долго напоминал девушке о тёплых августовских днях, когда она вместе с гимназистом нежилась на сеновале и любовалась падающими звёздами.

Сюжет и композиция

Начало рассказа похоже на сценарий: «Поляна на взгорке, на поляне – избушка». Описание избушки напоминает театральные декорации. Автор готовит читателей к драматическим событиям.

В избушку охотника приходит уставший молодой человек. Старик Никитич угощает парня и расспрашивает его. Центральный диалог рассказа связан с заголовком. Парень рассуждает о том, что ему охота жить. Никитич пытается обратить рассуждения парня в общечеловеческие: «Жить всем охота».

Но диалога в прямом смысле слова не получается: парень не слушает Никитича, а старик слушает его историю. В этом месте рассказа читатель должен насторожиться: молодой герой не способен к сочувствию. Но сам Никитич не настораживается, не пугается рассказа парня о том, что тот сбежал из заключения, и помогает ему, а не сдаёт случайно зашедшему поохотиться начальнику милиции.

В этом рассказе Шукшина, в отличие от большинства его рассказов, есть отрицательный герой, противопоставленный положительному. Шукшин не раскрывает причины, по которой парень попал в заключение. Остаётся загадкой, почему Никитич берётся помогать парню, нарушая закон. То ли он не понимает, что помощь заключённому – это преступление. То ли парень напоминает ему внуков, уехавших искать лёгкой жизни в городе. Возможно, Шукшин намекает на то, что далеко не каждый заключённый в СССР был преступником, и все это понимали.

Даже убедившись в подлости и эгоизме молодого человека, Никитич доверяется ему снова, давая на время ружьё, которым преступник и убивает старика, стреляя в спину.

У рассказа открытый финал, читатель не знает, поймают ли убежавшего заключённого

Да это и неважно, потому что важной становится жизнь старика, которому тоже охота была жить, но его жизнью распорядился другой человек, жестокий и эгоистичный, преступник

Несколько интересных сочинений

  • Сочинения для 8 класса

    Образы сочинений и темы в 8 классе

  • Герои произведения Пиковая дама Пушкина

    Германн — Молодой человек, инженер по профессии. Он всегда сдержан, хладнокровен

  • Образ и характеристика князя Всеволода в Слове о полку Игореве сочинение

    Всеволод – один из главных героев, он был младшим братом главного героя – Игоря. Его жена – Ольга, внучка Юрия Долгорукого.

  • Отношение Печорина к Бэле в романе Герой нашего времени

    Бэла — второстепенная героиня романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Все второстепенные герои отражают характер главного героя — Печорина.

  • Трагедия народа в поэме Реквием Ахматовой сочинение

    В своей поэме «Реквием» Анна Ахматова описала весь ужас сталинских репрессий. Уникальность поэмы заключается в том, что написана она была как раз тогда, когда происходили эти страшные события

Рассказ «Волки» сталкивает в экстремальной двух героев: тестя и зятя. У них нет друг к другу симпатии. Они вечно посмеиваются друг над другом, критикуют друг друга, но ради женщины, которая их связала, сохраняют мир.

Всем известно, что тесть (Наум) не самый приятный человек. Он довольно вредный мужик. А зять его Иван просто очень молод.

И вот однажды им вдвоем приходится ехать за дровами. Зять не очень хотел в такую холодную погоду ехать, уже почти стемнела, но он не мог допустить, чтоб тесть обвинил его в лени. И вот за пригорком они вдруг увидели, что из леса выходит стая голодных волков. Только сильный голод мог выгнать хищников на дорогу. Зять на лошади, а тесть едет на телеге. Конь ещё молодой – он испугался, начал спотыкаться. Пока молодой человек пытался успокоить животное, он вдруг осознал, что тесть его сбежал на телеге. Зять начал кричать, чтобы он не бросал на съедение волкам. Наум бросил ему топор, а сам уехал, крича: «Грабят!»

Оставшись один на один с волками, молодой человек понял всю разницу между собакой и хищником. Он видел, что волка не остановит ни окрик, ни удар, этот голодный хищник – убийца. Человек стал отбиваться, но волков слишком много. И получилось так, что ему пришлось пожертвовать конём. Насытившись, волки не стали трогать человека.

Наума на телеге зять нашел за поворотом. Вроде Наум даже обрадовался, что зять жив. Всё же он не хотел ему смерти, но молодой человек в гневе. Он считает, что они могли бы отбиться от волков, а так пришлось рисковать своей жизнью и коня погубить. Тесть изумляется, он ведь топор-то бросил. Что, дескать, ещё надо?

И Наум снова уезжает. Вернувшись в деревню, зять выпивает водки и идёт к тестю. А там его ужен ждут… Милиционер. А Наум ещё и наговаривает на зятя, что он «несоветский» человек. Милиционер забирает Ивана, предлагая поиграть в шахматы.

Рассказ учит, что иногда лучше, чтоб тебя отвели от беды – ради твоего же блага.

Отзыв

Дата написания рассказа — 1966 год. В сюжете этой истории описывается борьба разных типажей мужчин, совершенно противоположных по характеру. Первый, Иван — сильно ленивый мужчина, который любит выпить, и второй — Наум, тесть Ивана — хитрый, трусливый, расторопный старик. Мужчины взаимно недолюбливают друг друга и каждый из них обвиняет другого в каких-то недостатках, при этом не замечая собственных. Автор также говорит нам, что Наум терпит Ивана только потому что дочь его защищает и любит. Но в одной семье два таких характера уживаются плохо и происходят постоянные конфликты между ними. Кроме того, в семье случаются различные происшествия и неожиданные опасности, как в случае с волками, и тогда мы видим, как эти характеры реагируют на каждый случай по-своему. 

Я думаю, главная тема произведения “Волки” — эта тема взаимоподдержки людей в экстремальных условиях. Может быть Наум и Иван не переносят друг друга в обычной жизни, но при нападении волков бросать зятя было непозволительно для Наума. Мы видим, как отличается реакция на опасность у двух этих мужчин — как испугался и запаниковал Наум, как он сбежал, не оглядываясь на зятя и совершенно потеряв контроль над собой. Его крик «Грабуют!» выдает полную потерю самообладания и абсолютную неспособность справиться со своими эмоциями. Дегтярёв ведёт себя несколько иначе — он проявляет храбрость и делает попытки самостоятельно прогнать голодных животных. В этом случае автор показывает нам трусливый и предательский характер Наума и как контраст — мужественный и собранный нрав Ивана, который хоть и пожертвовал лошадь, но справился с бедой и вернулся домой живым.

Однако, в деревне положение дел переворачивается с ног на голову — тут совершенно сбитый с толку, рассерженный, яростный Иван с явным намерением избить человека кидается на тестя. Он явно не контролирует себя. Получается, уже не животное гонится за человеком, а человек за человеком. Дегтярёв мечтает отомстить Науму за трусость во что бы то ни стало. И если бы не милиция, всё могло было бы закончится очень плохо. Итог всей истории следующий: в любых ситуациях нужно быть людьми и не скатываться до животных реакций. Нужно держать разум и волю выше своих чувств. 

Прочитав рассказ и поразмыслив над ним, мы понимаем, что название сочинения — “Волки” — имеет двоякий смысл. Автор явно имел ввиду не только хищников из леса, когда давал своему произведению такое название. Абсолютно волчье поведение, нахождение в состоянии враждебном, агрессивном заставляет двух героев рассказа терять в глазах читателя всякую моральность, превращаться в животных. 

Давайте подытожим: чему хочет научить Шукшин? Я думаю, автор хочет показать нам как важно не поддаваться эмоциям и оставаться в трезвом уме при любых обстоятельствах. Каждый из читающих этот рассказ невольно задумывается про себя: а как бы я повёл себя на месте героев, что было бы, если бы со мной случилось такое же? Мог бы быть некий другой финал у этой истории? Возможно, помоги Наум Ивану прогнать волков и прояви он храбрость в этой ситуации, их многолетняя семейная неприязнь могла бы закончится и мужчины бы помирились? Может быть

Таким для меня стал рассказ Шукшина “Волки”. Отмечу также, что этот рассказ помог мне подумать над сложными вопросами, которые касаются семейных отношений. Возможно, эти размышления станут тем самым ключиком, который поможет мне правильно построить отношения в своих будущих или настоящих семьях.

Герои рассказа

  1. Иван Дегтярев – молодой сильный мужчина, недавно женившийся на дочери Наума. С неохотой живет в деревне, так как не любит работать без отдыха. В критической ситуации не теряет самообладание, может вступить в схватку с дикими зверями. Обладает вспыльчивым характером.

  2. Наум Кречетов – хитрый и изворотливый мужчина среднего возраста, тесть Ивана. Недолюбливает своего зятя, считая, что тот пришел на все готовое. Во время встречи с волками пугается и бросает Ивана, но считает, что ничего плохого не совершил. Для того, чтобы обезопасить себя, способен солгать.

  3. Милиционер – спокойный и рассудительный представитель власти. Поддерживает позицию Ивана, жалеет его, но руководствуется в своих действиях законом.

Герои рассказа

Наум Кречетов — мужик хитрый и обаятельный, расторопный, ещё не старый. Наум терпел Ивана, «жалеючи дочь», договорился о дровах. Он всё подмечает, например, что Иван с похмелья. Попадая в экстремальную ситуацию, Наум утрачивает всю разумность.

Когда мужики встретились с волками, Наум так испугался, что стал кричать «грабют» и убегать на своих санях. Четыре раза Иван просил Наума придержать свою лошадь, но Наум заботился, прежде всего, о своей жизни. Он видел, что Ивану грозит смертельная опасность, но не только не остановился, чтобы помочь, но даже отвернулся. За поворотом, в безопасном месте, он дождался зятя, потому что «на совести у него всё-таки было нелегко».

Наум радуется тому, что Иван живой, но боится, что Иван будет его бить, поэтому снова стегает лошадь, а Иван пешком не может его догнать. Хитрый Наум придумывает, как не быть битым. Пока Иван добирается до дома тестя, тот зовёт дочь и милиционера.

Иван недаром считает тестя бесчеловечным. Поняв, что его поступок низкий, Наум вместо оправдания начинает обвинять Ивана во всех грехах. И в том, что Иван пришёл в дом на всё готовенькое, и в том, что хотел бы жить в городе, и даже в том, что Иван приехал в деревню возбуждать народ против Советской власти. Это было серьёзное обвинение, которое, скажи его Наум при Сталине, могло бы привести к аресту. Но рассказ написан в 1967 году, так что милиционер, приняв сторону Ивана и жалея его, быстро уводит из избы, утешает, обещает сыграть с ним в отделении в шахматы.

Иван Дегтярёв

Это типичный шукшинский герой, руководствующийся не здравым смыслом, а сердечными побуждениями. Иван ленивый, любит выпить. Он мечтает о лёгкой жизни в городе, где можно поработать, а потом отдыхать.

В момент нападения волков Иван видит ситуацию как бы со стороны, страх у него смешивается со жгучим любопытством. Какое-то время Иван насмехается над тестем, который ведёт себя, как сумасшедший, заполошно крича «грабют». Почувствовав страх за свою жизнь, Иван просит Наума бросить ему топор. Он обращается к Науму всё более эмоционально по мере приближения волков: отец – гад такой – отец, сука.

Иван не склонен уступать волкам. Он сначала идёт на вожака с топором, а потом отступается от убитого коня, сказав: «Ваша взяла. Жрите, сволочи». Ивану жаль коня, он обвиняет тестя в случившемся, называет его гадом ползучим и шкурой, паразитом. Иван жаждет мести, не желая понять, что ситуацию нельзя повернуть вспять. Милиционер вместе с Иваном сожалеет, что тот не догнал тестя в лесу и не побил его наедине, но «теперь нельзя».

Волки

Пятеро волков – полноценные герои рассказа. В отличие от людей, они действуют слаженно. Стая загоняет жертву привычным способом, двигаясь наперерез коню. Иван понимает, что вожака остановит только смерть.

Человек и волк в рассказе стремятся победить, чтобы выжить. В отличие от людей, у волков строгая иерархия. Вожак выравнивает строй, пуская в ход клыки. Каждый из волков знает, какова его роль в охоте. Не так у людей. Тесть с зятем всё время оскорбляют и обижают друг друга, как будто выясняя, кто из них главнее. Наум спасает свою жизнь и не собирается действовать в интересах другого.

Иван занимает место того самого волка, от которого убегал раньше: «Началась другая гонка: человек догонял человека». Но и Наум ведёт себя, как охотник, устраивающий на волка засаду. Шукшин сопоставляет поведение волков, которые убивают, чтобы есть и выживать, и людей, которые уничтожают друг друга для самоутверждения.

Вариант 2

Рассказ Шукшина волки предлагает читателю рассмотреть людей в тяжелых жизненных обстоятельствах, именно в такой ситуации, когда проявляются качества человека наиболее ярко и наиболее характерно. Тем не менее, рассказ следует рассмотреть последовательно, для того чтобы понять как композиция предлагает увидеть героев как бы в разных ипостасях.

Шукшин делит рассказ на условные три части: сборы, встреча с волками, приход домой.

Начинается история с того как просыпается с похмелья Иван, к которому приходит тесть Наум и зовет ехать за дровами. В образе Ивана явно прослеживаются коннотации сказочного Иванушки, который лежит на печке и ничего не хочет. Иван также хочет быть в городе, где нужно поменьше работать, да и дрова, например, колоть не нужно.

Наум в свою очередь представляет весьма положительного персонажа, но он пренебрежительно отзывается об Иване и является в числе всего остального хитрым. Деталь довольно существенная, которая проявляется во второй части.

Мужчины едут в санях, которые настигают волки, Науму удается уйти вперед, Иван берет в руки топор, собирается отбиться, но в итоге волки забирают коня и вожак волков охраняет собственную стаю, он готовится к натиску Ивана и может броситься, но Иван решает оставить волков в покое и идет домой.

Третья часть условно начинается с диалога между двумя мужчинами в поле. Иван негодует на Наума, он даже хочет его побить, так как, по сути, тот бросил его.

Далее ситуация продолжается в доме, в деревне, куда приходит Иван и видит остальную семью. Они собрались и позвали милиционера, который собирается забрать молодого человека, для того чтобы тот не натворил ничего. При этом семья всячески бранит Ивана по разным поводам, которые, вероятно, являются частыми упреками, когда возникают разногласия.

Иван де пришел на готовое, он не склонен к активному труду и подобное. Мы видим некие эталоны человеческого общества, которые являются аргументами для упреков, тем не менее, когда эти носители как бы человеческих идеалов оказываются в трудных условиях, они ведут себя хуже волков. Вожак стаи волков был готов защищать стаю, Наум, который формально является вожаком своей стаи, старшим в семье, не собирается защищать собственную стаю, проявляет малодушие.

Таким образом Шукшин предлагает посмотреть как обстоятельства меняют людей. Они всегда разные и многое становится понятным только при смене ситуаций. Если Наум упрекает Ивана по самым разным поводам, то в действительно трудной ситуации он становится сам достойным всяческих упреков, а Иван наоборот действует наиболее достойным образом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: