Статьи раздела литература
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Ход НОД:
Логопед:
Дети, посмотрите на портрет поэта, который писал очень хорошие стихи о нашей русской природе. Это А. Фет. Благодаря его стихам мы внимательнее вглядываемся в то, что происходит в природе и начинаем больше любить и понимать то, что нас окружает, видеть красоту полей, лесов, всего живого вокруг нас. Послушайте замечательное стихотворение :
«Кот поёт, глаза прищуря…»
Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай.»
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и всё поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Логопед:
-Дети, подумайте и скажите, какое время года описал А. Фет в своём стихотворении?
-Что делает кот?
-Что делает мальчик?
-Что делает буря?
-Что делает ветер?
-Что произошло дальше?
-Как вы думаете, кто мог предложить мальчику отправиться спать?
-Что мальчик должен сделать прежде, чем лечь спать?
Молодцы! Вы многое запомнили из того, что я вам прочитала и то, что в стихотворении говорится о буре.
Давайте сделаем дыхательную гимнастику «Буря». Приготовьте пальчики и, выдыхая воздух, не забывайте показывать бурю.
(дети под чётким контролем логопеда выполняют дыхательную гимнастику с участием движения руки- вверх и более резкого движения вниз)
Логопед:
Мне очень понравилась ваша «буря».А теперь послушайте стихотворение ещё раз и постарайтесь запомнить то, какими словами поэт описывает бурю.
(повторное чтение стихотворения)
Логопед:
-Кто запомнил слова о буре? Что она делает?
Правильно. «Буря свищет у ворот.»
-А как поэт говорит о буре в самом начале? «Во дворе играет буря.»
-Как вы думаете, почему вначале буря играла, а в конце стихотворения она уже свищет? Я вам подскажу. Поэт показывает, что буря становится всё сильнее.
-Мальчик встал, чтобы уйти спать, а что делает кот? Правильно. Он проводил мальчика глазами и «всё поёт». Это он поёт потому, что ему тепло и он не боится бури. Дети, пройдите за столы. Я приготовила для вас весь необходимый материал и предлагаю потренировать свои пальчики и раскрасить котика.
(дети выполняют задание под руководством педагога и развешивают свои работы на мольберте)
Логопед:
Какие чудесные котики. У каждого из вас получился котик, который не похож на всех остальных. Сразу видно, что вы очень старались. Мне нравятся все ваши работы.
А сейчас послушайте ещё раз стихотворение и если вспомните слова, можете произносить их вместе со мной.
(логопед третий раз читает стихотворение и даёт возможность детям вместе с ней договаривать строки)
Логопед:
-Дети, кто из вас решил, что уже запомнил стихотворение и может его прочитать?
(С помощью логопеда стихотворение читают 2-3 ребёнка, получая хвалу и одобрение
Особое внимание уделяется выразительным средствам языка.). -Сегодня вы все очень хорошо себя проявили
Мне понравились ваши котики, но больше всего мне запомнилось, как хорошо вы отвечали на вопросы
-Сегодня вы все очень хорошо себя проявили. Мне понравились ваши котики, но больше всего мне запомнилось, как хорошо вы отвечали на вопросы.
-Что нового вы узнали?
-Дети, а что бы вы ещё хотели узнать?
Это интересно: Детские стихи про весну — расписываем все нюансы
Анализ стихотворения Фета «Кот поет, глаза прищуря…»
Произведение 1842 г., включенное в цикл «Снега», предваряют стихотворения, изображающие мертвенную красоту зимней природы. Зловещий степной ветер, играющий снегом, или печальное великолепие березы, убранной по «прихоти» мороза, – пейзажные образы сложны, исполнены противоречий.
Анализируемый поэтический текст отличается от своих «предшественников» принципиально иной позицией лирического субъекта. Последний наблюдает за непогодой из теплой комнаты. Читатель чувствует неопределенность ситуации: по всей вероятности, сюжет разворачивается в помещичьем доме деревенской усадьбы. Непонятно, кто выступает в роли взрослого, отправляющего ребенка спать. Судя по безапелляционности тона, это не няня или гувернантка, а кто-то из родителей.
Противопоставление домашнего уюта и покоя разгулу зимней бури – основная антитеза, которая организует композицию текста. Первую часть стилистической фигуры символизирует «песня» мирно дремлющего кота, вторую – свист ветра, буря и снег за окном. Чтобы представить картину законченной и объемной, поэт задействует аллитерацию с опорой на согласные «р» и «с». Тот же эффект поддерживают повторы семантически близких фраз, касающихся описания ненастья.
Рефрен, который еще раз акцентирует основные компоненты антитезы, расставляет четкие границы художественного пространства: в комнатах господствуют порядок и уют, за пределами дома – хаотическая вакханалия стихии. Показательно соотношение лексем «играет» – «игрушки», которые относятся к противопоставленным сегментам художественного мира. Первая из них характеризует пугающую мощь непогоды, а вторая обладает исключительно мирными коннотациями.
Категоричность приказа взрослого, прямая речь которого звучит в центральном четверостишии, зависит от интонации конкретного чтеца. Можно вложить в текст ласковые увещевательные или твердые повелительные нотки. Легкое или более выраженное раздражение вызвано тревожным ожиданием окончания бури. Ребенок не разделяет чувств родителя: он убаюкан мерным мурлыканьем и не сомневается в надежности дома-крепости.
Нервное состояние персонажа-взрослого близко лирическому герою. В финальном катрене точкой «атаки» зимней стихии становится окно – прозрачная, хрупкая и уязвимая граница семейной гармонии. Оба взрослых встревожены: они следят за звучанием второй акустической доминанты, символизирующей враждебные и разрушительные внешние силы.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Публикация «Разучивание стихотворения А, Фета „Кот поет, глаза прищурил…“» размещена в разделах
- Кот, котенок. Сказки, стихи, произведения о кошках
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
«Кот поёт, глаза прищуря…» Кот поёт, глаза прищуря; Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе. «Полно тут тебе валяться, Спрячь игрушки да вставай! Подойди ко мне прощаться, Да и спать себе ступай.» Мальчик встал, а кот глазами Проводил и всё поёт; В окна снег валит клоками, Буря свищет у ворот.
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, какое время года описал А. Фет в своём стихотворении?
Воспитанники: Зиму.
Воспитатель: Что делает кот?
Воспитанники: Кот поет!
Воспитатель: Что делает мальчик?
Воспитанники: Мальчик дремлет.
Воспитатель: Что делает буря?
Воспитанники: Буря играет на дворе
Воспитатель: Что делает ветер?
Воспитанники: Ветер свищет.
Воспитатель: Что произошло дальше?
Воспитанники: Мальчик встал и кот проводил его глазами.
Воспитатель: Как вы думаете, кто мог предложить мальчику отправиться спать?
Воспитанники: Его родители.
Воспитатель: Что мальчик должен сделать прежде, чем лечь спать?
Воспитанники: Принять душ, почистить зубы, расстелить кровать.
Воспитатель: Молодцы! Вы многое запомнили из того, что я вам прочитала и то, что в стихотворении говорится о буре.
Воспитатель: Давайте сделаем дыхательную гимнастику «Буря». Приготовьте пальчики и, выдыхая воздух, не забывайте показывать бурю.
Воспитанники выполняют дыхательную гимнастику
Воспитатель: Мне очень понравилась ваша «буря».А теперь послушайте стихотворение ещё раз и постарайтесь запомнить то, какими словами поэт описывает бурю.
Воспитатель повторно читает стихотворение
Воспитатель: Кто запомнил слова о буре? Что она делает?
Воспитанники: Буря свищет у ворот
Воспитатель: Правильно, а как поэт говорит о буре в самом начале?
Воспитанники: Во дворе играет буря.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вначале буря играла, а в конце стихотворения она уже свищет?
Воспитанники думают над ответом
Воспитатель: Я вам подскажу. Поэт показывает, что буря становится всё сильнее.
Воспитатель: Мальчик встал, чтобы уйти спать, а что делает кот?
Воспитанники: Он проводил мальчика глазами и «всё поёт».
Воспитатель: Правильно, это он поёт потому, что ему тепло и он не боится бури. Дети, пройдите за столы. Я приготовила для вас весь необходимый материал и предлагаю потренировать свои пальчики и раскрасить котика.
Воспитанники выполняют задание под руководством педагога и развешивают свои работы на мольберте
Воспитатель: Какие чудесные котики. У каждого из вас получился котик, который не похож на всех остальных. Сразу видно, что вы очень старались. Мне нравятся все ваши работы.
А сейчас послушайте ещё раз стихотворение и если вспомните слова, можете произносить их вместе со мной.
Воспитатель третий раз читает стихотворение и даёт возможность детям вместе с ней договаривать строки
Воспитатель: Дети, кто из вас решил, что уже запомнил стихотворение и может его прочитать?
С помощью воспитателя стихотворение читают 2-3 ребёнка, получая хвалу и одобрение
Особое внимание уделяется выразительным средствам языка
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Воспитанники: Мы узнали о том, что делает буря, как автор стихотворения описывает природу.
Воспитатель: Дети, а что бы вы ещё хотели узнать?
Воспитанники: Больше о творчестве поэта и стихи о природе!
Воспитатель: Я обещаю вам прочитать ещё много стихов о нашей замечательной русской при
Анализ стихотворения Фета «Мама! глянь-ка из окошка…»
Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта. В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века. Обращаясь к матери, ребенок о. Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым. Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.01:02:33
Похожие материалы:
- Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? — —
- Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? — —
- Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? — —
- Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? — —
- В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») — —
- Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») — —
- Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? — —
- Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма? — —
- Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? — —
- < Назад
- Вперёд >
Метр и ритм
Стихотворение
написано четырехстопным хореем с чередующимися женскими и мужскими окончаниями
стихов – размером семантически нейтральным, за которым в русской литературе не
были закреплены какие-то определенные темы и смыслы. Метрическая схема
четырехстопного хорея: 10/10/10/10 (в четных строках стихотворения Фета
последняя, четвертая, стопа усечена и имеет вид: /1). Цифрой «1» обозначены
позиции (слоги) в стихе, на которые согласно метрической схеме должно падать
ударение, а цифрой «0» – позиции, которые должны быть безударными (в реальности
в поэтических текстах обычны отступления от метрической схемы, обычно –
пропуски ударений). Знак «/» отмечает границу между стопами.
В
русской литературе XVIII в. четырехстопным хореем писались иногда так
называемые духовные оды (подражания библейской поэзии – псалмам, поэтические
философские размышления), четырехстопный хорей преимущественно употреблялся в
так называемой легкой поэзии (прежде всего в любовной лирике, создаваемой в
подражание древнегреческому стихотворцу Анакреону, или Анакреонту), в песнях и
романсах, связь этого размера с анакреонтическими мотивами веселья, упоения
жизнью и любовью и с народной песней сохраняется и в первые три десятилетия XIX
столетия, когда этот размер также используют в своих стихотворных сказках В.А.
Жуковский, А.С. Пушкин и автор «Конька-горбунка» П.П. Ершов. Также этот размер
был характерен для некоторых баллад (см. подробнее: Гаспаров М.Л. Очерк истории
русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984. С. 54-55, 63-65,
113-115).
Нейтральность
размера, как и строгость композиционной структуры, призвана создать ощущение
уравновешенности. Упорядоченная поэтическая форма словно противостоит одной из
тем стихотворения — дисгармонии, разгулу стихии.
Вместе
с тем для Фета, очевидно, была значима связь этого размера с некоторыми темами
и жанрами. «Кот поет, глаза прищуря…» – своеобразная сценка с пунктирно
намеченным сюжетом, а образ домовитого кота характерен для народной поэзии.
Поэтому автор стихотворения мог учитывать соотнесенность четырехстопного хорея
с литературными стихотворными сказками и с литературными песнями – подражаниями
народной поэзии. Но несомненна сохраненная в фетовском произведении память о
«Зимнем вечере» А.С. Пушкина, также написанном четырехстопным хореем с
рифмовкой АБАБ и с таким же чередованием женских и мужских рифм: «Буря мглою
небо кроет, / Вихри снежные крутя, / То, как зверь, она завоет, / То заплачет,
как дитя». Однако явное тематическое сходство двух текстов (зимняя буря, вой
или свист ветра) сочетается с разительным отличием: Фет заменяет печальный тон
пушкинского стихотворения («горькая подруга бедной юности моей», «выпьем с
горя»), в котором нет антитезы «вьюга на дворе – уют дома», настроением,
исполненным покоя и отрешенности, на первый взгляд почти безмятежной.
В
ритмическом отношении стихотворении Фета традиционно для образцов
четырехстопного хорея: «II стопа чаще несет ударения, чем I-я, а I-я – чаще,
чем III-я» (Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика.
Рифма. Строфика. М., 1984. С. 76, подробнее об этой тенденции см.: Там же. С.
77, 134). Так и в стихотворении «Кот поет, глаза прищуря…» ударение на первой
стопе пропущено в третьей, седьмой, восьмой строках, в то время как на второй
стопе ударение сохранено во всех строках, а на третьей стопе оно пропущено во
второй, четвертой, шестой и двенадцатой строках.