Анализ стихотворения Е. А. Баратынского «Когда исчезнет омраченье…»
Стихотворение написано Е. А. Баратынским в 1834 году. Это нелегкий период в творчестве поэта: он утрачивает мотивацию писать. Сегодня о причинах этого явления можно только догадываться. Возможно, это была личная драма, возможно – подавление декабристского восстания либо запрет на выпуск журнала «Европеец», который, как полагал поэт, поставил крест на его словесных трудах. В период с 1831 по 1835 год он написал всего несколько стихотворений, и «Когда исчезнет омраченье…» – одно из них.
Произведение украшают такие средства художественной выразительности, как:
- инверсии – «исчезнет омраченье», «души болезненной моей», «меня опутавших», «дума роковая», «на ум мой» – изменение порядка слов призвано подчеркнуть яркие определения каждого понятия;
- устаревшая лексика – «отыдет (отойдет, оставит в покое)», «сей», «вотще» является приметой времени написания;
- олицетворения – «могила приняла», «удушая, на грудь … дума … легла» – придают образность;
- эпитеты – «болезненная душа», «мервтящий сон», «чадный (зловонный) демон», «всеозаряющий день», «святая поэзия», «легкий дар», «роковая дума», «пробужденное вдохновенье» – позволяют лаконично описать явления и чувства;
- многочисленные риторические вопросы – «Когда исчезнет?..», «Когда увижу?..», «Когда … отыдет?.», «Вотще (напрасны) ль?..», «напрасны ль?..», «увижу ль вас?» – обращены к самому себе и отражают охватившее поэта уныние;
- риторическое восклицание – «Вотще!» – единственный ответ на поставленные вопросы, знак отчаяния;
- метафоры – «омраченье души», «крылья духа», «сени садов», «светила садов», «освобожусь воображеньем», сокращающие объем текста, хотя такая цель и не ставилась;
- ряд однородных членов предложения – «увижу, освобожусь, подыму, обниму»;
- синтаксический параллелизм – «Вотще ль?..», «напрасны ль?..», «Увижу ль?..»;
- перифраз – «сады поэзии святой» – поэт имеет в виду поэтическое творчество, увидеть сени этих метафорических садов – значит, стать причастным к такому творчеству, начать работать, творить, «светила садов» – то, что способно в переносном смысле осветить их, иными словами, прославить творца – его вдохновение;
- сравнение – «легла насыпью»;
- синонимы – «вотще», «напрасны».
Ряд слов требуют объяснения. «Разрешение сетей» – устранение препятствий, решение проблемы, в контексте речи – это избавление от сетей, пут, препятствующих полету творческой мысли. Слово «пени» означает укоры, сожаления.
Эстетика Баратынского предполагает обоснование принципа «истины чувств» – в рамках стихотворения поэт обнажает перед читателем душу, делится сокровенным.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Анализ стихотворения Баратынского «Осень»
Одна из вершин поэтического наследия Баратынского, произведение появилось в начале 1837 г. и было опубликовано в номере пушкинского «Современника», вышедшего в свет после гибели знаменитого издателя, литератора и друга.
Художественный текст, насыщенный разнообразными внутренними микросюжетами, отличается жанровой неоднородностью и сочетает в себе признаки элегии, оды, идиллии. Сложна и трактовка образа осени, созданного Баратынским. Многозначный символ связан с темами угасания «красы природы», цикличного движения земледельческого календаря и подведения жизненных итогов.
Постепенное похолодание, ведущее к господству безмолвной «седой мглы», отображается в пространных картинах пейзажа. Меркнут яркие краски: блеск солнца и «златочешуйчатых» вод, желтизна дубов и красные оттенки осиновых листьев. Умолкает радостный птичий гам, слышатся лишь свист ветра и шум качающихся деревьев, которые сменяются тишиной. Холмы и леса темнеют, цепенеют под властью мороза, разбрасывающего «свои сребристые узоры». Лирический герой сожалеет об уходе волшебного и беззаботного времени «летних нег», выражая свою печаль в серии риторических восклицаний. Они поддерживаются анафорой «прощай, прощай».
Сбор обильного урожая и зримые доказательства крестьянского благополучия – предмет изображения в четвертой и пятой строфах. Опоэтизированные картины сельского быта изобилуют лексикой с положительной семантикой и броскими нарядными деталями: «блестящие», «весело», «отрадное». Сложный эпитет «золотоверхий» перекликается с аналогичной характеристикой, описывающей отражение солнечных лучей в осенней воде. Оригинальная метафора уподобляет хлебные скирды чудесному «граду», в одночасье выросшему среди скромных изб.
Земледелец, живущий по мудрым законам природы, достойно подготовился к грядущей зиме. С какими итогами подошел к рубежу человек, вспахивавший «жизненной поле»? Из этого противопоставления вытекает ключевая тема произведения – философская. Экзистенциальная ситуация заканчивается катастрофой: дерзость, безумство, лицемерие, обман, обиды – в незавидной судьбе смертного не находится места для положительных понятий. Стремительно растут унылые и мрачные интонации: лирическое «я» безжалостно разрушает надежды тех, кто искал выход в душевном охлаждении или стремлении к романтическому идеалу. Хотя перед «снежной пеленой» вечности уравниваются все обстоятельства земной жизни, финальная строка завершает текст неутешительным прогнозом: персонажу, не выдержавшему испытаний, отказано в будущем.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Сумерки ✑