Анализ стихотворения Александра Александровича Блока «Когда ты загнан и забит…»
Произведение, написанное в начале 1911 г., было включено автором в третью главу незавершенной поэмы «Возмездие». Эпизод, предшествующий отрывку, передает противоречия душевного состояния сына, только что похоронившего отца — нелюбимого, странного, при жизни казавшегося чужим, злым и циничным. Гонимый скорбью, усталостью и холодом, герой бесцельно бродит по заснеженной Варшаве. Он оказывается во власти черной ночи, и «вечный» снег кажется ему саваном, готовым укрыть слабеющее тело. Путаясь, мысли становятся «почти несвязным бредом», в ушах слышится неясный звон. Измученный и потерянный скиталец прислоняется к решетке городского сада.
Зачин стихотворения моделирует ситуацию, аналогичную описанной выше. Жизненный кризис, затянувший лирического адресата, спровоцирован внешними и внутренними причинами: неудачами, нуждой, болезнью, потерей идеалов. Отчаяние и тоска овладевают героем, тихо бредущим домой по враждебной «городской пустыне».
Призыв субъекта речи будто прерывает поток бесконечных жалоб. Он предлагает лирическому «ты» прислушаться к ночной тишине. В ней скрыт тайный потенциал, способный придать сил, возродить упавших духом к новой жизни.
Приоритет музыкального начала в блоковской поэтике обусловливает тот факт, что процесс «перезагрузки» души начинается с акта вслушивания. За ним следуют многочисленные визуальные образы, перечисление которых фиксирует свершившееся преображение городского пейзажа. Вместо картины агрессивной ночной тьмы возникают изображения снежных улиц, устремленных в даль, спящего «запушённого» сада, морозных узоров на стеклах. Отдельное место в визуальном ряду занимает образ матери, существующий как полузабытое сокровенное воспоминание. Оно ассоциируется с любовью — отравленной противоречиями, но искренней.
Особый интерес представляет яркая метафора «книга между книг», имеющая библейские корни. Иносказательная конструкция указывает на незримое присутствие божественного начала в несовершенном земном мире.
Осознание красоты обыденных деталей влияет на внутреннее состояние лирического «ты». В душе, казавшейся опустошенной, вдруг вспыхивают положительные эмоции: благодарность, тихая радость. Примирившийся герой освобождается от заблуждений крайнего максимализма, для выражения которых поэт обращается к образу бескомпромиссного священника, персонажа Генрика Ибсена. Лирический адресат, преодолевший духовный кризис, открыт вечному и прекрасному миру.
Особенности языка стихотворения «Когда ты загнан и забит»
Строки стихотворения «Когда ты загнан и забит» Блока отличаются выразительностью и метафоричностью, которые достигаются за счет использования необычных комбинаций слов и символов. Например, в первой строфе поэт использовал глагол «топчут», который обычно не применяют в отношении к человеку, чтобы описать жестокое обращение с ним.
Стихотворение состоит из двух стихов, при этом второй стих значительно короче. Это создает эффект замирания дыхания, как будто поэт не смог продолжить свое произведение, потому что тема слишком тяжела.
Большое внимание Блок уделяет синкретизму, когда понятия смешиваются, и появляются ассоциации. Например, в последней строке второго стиха поэт использует слово «жернова», которое обычно ассоциируется с измельчением зерна, чтобы описать бесконечный круговорот судьбы
Кроме того, в стихотворении очень много символики, которую можно интерпретировать по-разному. Например, птицы, лес, луна – все это могут быть символами свободы, уединения, надежды. Однако, конечное толкование будет зависеть от того, какой смысл эти символы для читателя имеют.
Итог: Язык стихотворения «Когда ты загнан и забит» Блока наполнен метафорами и синкретизмом, что создает особый трагический эффект. Символы, используемые поэтом, мультиинтерпретативны, что позволяет каждому читателю найти в произведении свое смысловое приложение.
Жизненный опыт автора и символика произведения
Поэт и мыслитель Александр Блок был свидетелем революционных потрясений и ужасов Первой мировой войны. Эти переживания оставили сильный след в его творчестве и определили выбор символов и образов в стихотворении «Когда ты загнан и забит».
Главным символом произведения является лошадь, которая олицетворяет все живое и надежду на будущее. Этот образ встречается в разных культурах и традициях, часто символизируя силу, красоту и свободу. Однако в стихотворении Блока лошадь становится жертвой и напоминает о трагедии войны, где жизнь теряет свою ценность и превращается в ничто.
Кроме лошади, в произведении также присутствуют другие образы, которые подчеркивают трагический характер идеи автора. Например, солдат, который игнорирует страдания лошади и продолжает выполнять свой долг, символизирует жестокость и безжалостность войны. А затемненное небо является знаком неизбежности и конца, намекая на то, что мир не может продолжаться в условиях боли и страдания.
Таким образом, символика в стихотворении «Когда ты загнан и забит» является отражением жизненного опыта автора, который проникся ужасом и болезненностью тех времен. Образы лошади, солдата и затемненного неба служат выражением трагизма и бессмысленности войны, а также напоминанием о том, что жизнь должна быть ценной и прекрасной, а не жертвой насилия и войны.
Рифмовка
Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке
голоса
Рейтинг статьи
Александр Блок«Когда ты загнан и забит. »
Когда ты загнан и забитЛюдьми, заботой иль тоскою;Когда под гробовой доскоюВсе, что тебя пленяло, спит;Когда по городской пустыне,Отчаявшийся и больной,Ты возвращаешься домой,И тяжелит ресницы иней,-Тогда – остановись на мигПослушать тишину ночную:Постигнешь слухом жизнь иную,Которой днем ты не постиг;По-новому окинешь взглядомДаль снежных улиц, дым костра,Ночь, тихо ждущую утраНад белым запушенным садом,И небо – книгу между книг;Найдешь в душе опустошеннойВновь образ матери склоненный,И в этот несравненный миг –Узоры на стекле фонарном,Мороз, оледенивший кровь,Твоя холодная любовь –Все вспыхнет в сердце благодарном,Ты все благословишь тогда,Поняв, что жизнь – безмерно боле,Чем quantum satis* Бранда воли,А мир – прекрасен, как всегда.
Стихотворная стопа
Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов. Двухсложные стопы состоят из двух слогов: хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии. Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов: дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий). Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее. Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти. Больше о стопах
Александр Александрович Блок. «Когда ты загнан и забит…»
Александр Александрович Блок
Когда ты загнан и забит Людьми, заботой иль тоскою; Когда под гробовой доскою Все, что тебя пленяло, спит; Когда по городской пустыне, Отчаявшийся и больной, Ты возвращаешься домой, И тяжелит ресницы иней,- Тогда — остановись на миг
Послушать тишину ночную: Постигнешь слухом жизнь иную, Которой днем ты не постиг; По-новому окинешь взглядом Даль снежных улиц, дым костра, Ночь, тихо ждущую утра Над белым запушенным садом, И небо — книгу между книг; Найдешь в душе опустошенной Вновь образ матери склоненный, И в этот несравненный миг — Узоры на стекле фонарном, Мороз, оледенивший кровь, Твоя холодная любовь — Все вспыхнет в сердце благодарном, Ты все благословишь тогда, Поняв, что жизнь — безмерно боле, Чем quantum satis* Бранда воли, А мир — прекрасен, как всегда.
* В полную меру (лат.)
Произведение, написанное в начале 1911 г., было включено автором в третью главу незавершенной поэмы «Возмездие». Эпизод, предшествующий отрывку, передает противоречия душевного состояния сына, только что похоронившего отца — нелюбимого, странного, при жизни казавшегося чужим, злым и циничным. Гонимый скорбью, усталостью и холодом, герой бесцельно бродит по заснеженной Варшаве. Он оказывается во власти черной ночи, и «вечный» снег кажется ему саваном, готовым укрыть слабеющее тело. Путаясь, мысли становятся «почти несвязным бредом», в ушах слышится неясный звон. Измученный и потерянный скиталец прислоняется к решетке городского сада.
Зачин стихотворения моделирует ситуацию, аналогичную описанной выше. Жизненный кризис, затянувший лирического адресата, спровоцирован внешними и внутренними причинами: неудачами, нуждой, болезнью, потерей идеалов. Отчаяние и тоска овладевают героем, тихо бредущим домой по враждебной «городской пустыне».
Призыв субъекта речи будто прерывает поток бесконечных жалоб. Он предлагает лирическому «ты» прислушаться к ночной тишине. В ней скрыт тайный потенциал, способный придать сил, возродить упавших духом к новой жизни.
Приоритет музыкального начала в блоковской поэтике обусловливает тот факт, что процесс «перезагрузки» души начинается с акта вслушивания. За ним следуют многочисленные визуальные образы, перечисление которых фиксирует свершившееся преображение городского пейзажа. Вместо картины агрессивной ночной тьмы возникают изображения снежных улиц, устремленных в даль, спящего «запушённого» сада, морозных узоров на стеклах. Отдельное место в визуальном ряду занимает образ матери, существующий как полузабытое сокровенное воспоминание. Оно ассоциируется с любовью — отравленной противоречиями, но искренней.
Особый интерес представляет яркая метафора «книга между книг», имеющая библейские корни. Иносказательная конструкция указывает на незримое присутствие божественного начала в несовершенном земном мире.
Осознание красоты обыденных деталей влияет на внутреннее состояние лирического «ты». В душе, казавшейся опустошенной, вдруг вспыхивают положительные эмоции: благодарность, тихая радость. Примирившийся герой освобождается от заблуждений крайнего максимализма, для выражения которых поэт обращается к образу бескомпромиссного священника, персонажа Генрика Ибсена. Лирический адресат, преодолевший духовный кризис, открыт вечному и прекрасному миру.
Завершающие мысли об анализе стихотворения «Когда ты загнан и забит» Блока: трагизм и символика
Символика стихотворения «Когда ты загнан и забит» Блока является ключевым элементом понимания его трагического настроения. Персонаж стихотворения словно попадает в ловушку и вынужден совершать безнадежные действия. Вместе с этим он является символом души человека, которая сломлена и которую мучают страх и отчаяние. Это дает понимание того, что стихотворение не только описывает конкретную ситуацию, но и является метафорой нашей жизни и ее проблем.
Трагический черт стихотворения выражается в его атмосфере безысходности и отчаяния. В нем ощущается непреодолимый барьер между персонажем и его окружением, которое воспринимается им как угрожающее и недружелюбное. В то же время, боль и страдания героя тонки и глубоки, что создает эффект максимально реалистичной передачи трагедии.
Александр Блок использовал особый язык, чтобы выразить суть своих идей и эмоций
Все символы и метафоры стихотворения «Когда ты загнан и забит» работают вместе, чтобы подчеркнуть важность духовной свободы и необходимость бороться с тиранией жизни
- В целом, стихотворение «Когда ты загнан и забит» Блока является произведением, которое дает возможность увидеть мир глазами потерявшего надежду человека.
- Оно также дает понимание того, что мы все боремся с проблемами и трудностями, и только наша сила и творческое отношение к жизни помогают жить и не умереть душевной смертью.
Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока
Александр Блок — один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм — одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».
А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «божественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соловьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама — это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…
Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.
Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незнакомка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой.
В поэме «Двенадцать», которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.
Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.
Строфа
Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах
Анализ стихотворения Александра Александровича Блока “Когда ты загнан и забит…”
Произведение, написанное в начале 1911 г., было включено автором в третью главу незавершенной поэмы «Возмездие». Эпизод, предшествующий отрывку, передает противоречия душевного состояния сына, только что похоронившего отца — нелюбимого, странного, при жизни казавшегося чужим, злым и циничным. Гонимый скорбью, усталостью и холодом, герой бесцельно бродит по заснеженной Варшаве . Он оказывается во власти черной ночи, и «вечный» снег кажется ему саваном, готовым укрыть слабеющее тело. Путаясь, мысли становятся «почти несвязным бредом», в ушах слышится неясный звон. Измученный и потерянный скиталец прислоняется к решетке городского сада.
Зачин стихотворения моделирует ситуацию, аналогичную описанной выше. Жизненный кризис, затянувший лирического адресата, спровоцирован внешними и внутренними причинами: неудачами, нуждой, болезнью, потерей идеалов. Отчаяние и тоска овладевают героем, тихо бредущим домой по враждебной «городской пустыне».
Призыв субъекта речи будто прерывает поток бесконечных жалоб. Он предлагает лирическому «ты» прислушаться к ночной тишине. В ней скрыт тайный потенциал, способный придать сил, возродить упавших духом к новой жизни.
Приоритет музыкального начала в блоковской поэтике обусловливает тот факт, что процесс «перезагрузки» души начинается с акта вслушивания. За ним следуют многочисленные визуальные образы, перечисление которых фиксирует свершившееся преображение городского пейзажа. Вместо картины агрессивной ночной тьмы возникают изображения снежных улиц, устремленных в даль, спящего «запушённого» сада, морозных узоров на стеклах. Отдельное место в визуальном ряду занимает образ матери, существующий как полузабытое сокровенное воспоминание. Оно ассоциируется с любовью — отравленной противоречиями, но искренней.
Особый интерес представляет яркая метафора «книга между книг», имеющая библейские корни. Иносказательная конструкция указывает на незримое присутствие божественного начала в несовершенном земном мире.
Осознание красоты обыденных деталей влияет на внутреннее состояние лирического «ты». В душе, казавшейся опустошенной, вдруг вспыхивают положительные эмоции: благодарность, тихая радость. Примирившийся герой освобождается от заблуждений крайнего максимализма, для выражения которых поэт обращается к образу бескомпромиссного священника, персонажа Генрика Ибсена . Лирический адресат, преодолевший духовный кризис, открыт вечному и прекрасному миру.
Анализ стихотворения «Когда ты загнан и забит» Блока: трагизм и символика
Строфа трагического стихотворения «Когда ты загнан и забит» Александра Блока представляет собой яркий образ внешней борьбы и внутреннего разрыва. Автор описывает мучительное состояние души героя, который загнан в угол и борется за свою жизнь.
Блок использует глубокую символику, чтобы выразить чувства и мысли персонажа. В стихотворении упоминаются множество образов, таких как «железный кулак», «флаг», «лес», «кошка», «ветер». Каждый образ несет свой смысл и отражает часть внутренней борьбы главного героя. Например, «железный кулак» символизирует жесткую непреклонность того, кто находится в ситуации, когда нужно выстоять и не сдаваться.
Кроме того, стихотворение говорит о безнадежности и невозможности изменить свою судьбу. Это ощущение подчеркивается метафорой леса, который окружает героя и не дает ему понять, как действовать. Однако трагичность также связана с его внутренней борьбой и нерешимостью, что осложняет ситуацию и вынуждает героя действовать неопределенно.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога – это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд – столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока
— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)
— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.
— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?
— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство
(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)
— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)
— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.
— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?
— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?
— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)
— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?
— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость
(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)
— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср
– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)
— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?
— В чем символика этого образа?
Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».
Символизм в творчестве А.А. Блока
Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.
Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.
Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.
Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной а,— писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов)
Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.
Метафоры, использованные Блоком
В стихотворении «Когда ты загнан и забит» А.А. Блок использует разнообразные метафоры, чтобы передать трагическую суть советской действительности. Одной из таких метафор является «джунгли заросших кладбищ», которые символизируют отчуждение от жизни и надежды. Персонажи стихотворения находятся в жестоком мире, который уводит их от свободы и приносит только страдания.
Другая метафора, «ожерелье ледяных глыб», описывает холодность и бесчувственность общества, отказывающегося признавать человеческие потребности и желания. Невозможность пересечь этот ледяной барьер приводит к потере любви, свободы и надежды на будущее.
Также Блок использует метафору «заточенный мешок», чтобы описать тесные рамки, в которых проживает человек. Узкий мир и жесткие правила, налагаемые режимом, заставляют персонажей чувствовать себя заточенными и безнадежными.
Заключительная метафора стихотворения — «грудь железная, а сердце оловянное» — выражает разрыв между слабыми надеждами на будущее и прочной мощью диктатуры. Советское государство притворяется, что заботится о своих гражданах, но на самом деле лишь усиливает контроль и насилие.
Таким образом, метафоры, используемые Блоком, помогают читателю понять глубокий трагизм и бессмысленность жизни в советской России.
2 комментария в “«Когда ты загнан и забит…»”
Я боюсь вы не поняли насколько все серьезно в тексте что вам так понравился. Причем тут сезонные депрессии? Блок бы от души посмеялся над такой интерпретацией. Начнем с того что это не стих, а отрывок из поэмы «Возмездие». Контекст очень важен, редуцировать не надо. У конкретно этого отрывка есть во первых контекст локальный. Сын похоронил отца, жизнь бессмысленна, наследия от отца (не материального) он не получил, с отцом были сложные отношения
Он мучительно пытается найти что то важное в его и соответственно в своей скучной унылой жизни. Он чувствует как подбирается смерть
Во вторых есть контекст глобальный. Можете прочитать пролог и начало первой главы. Это ситуация, когда русский дух ушел из Романовской империи, великие идеалы прошлого потухли, жизнь простых людей все больше омещанивается, высоких идеалов уже нет, империя идет к гибели и тд. В третьих есть контекст творчества Блока в целом, и времени в котором он жил. Например статья «Безвремение». Какие еще сезонные депресии?! На нашу жизнь, по Блоку, покушаются страшные темные силы, если мы их не остановим, смерть все поглотит. У него все пронизано метафизикой борьбы. А это небо, которое в такой тотально безнадежной ситуации может найти человек в свой опустошенное душе — оно идет из самой глубины сознания из потаенных недр. Взять это и развит удается единицам из людей и при этом они становятся героями, пророками или просто большими Людьми. С депрессиями люди в 99% справляются методом вытеснения. Если человек простой и машинальный ему это удается без особых трудностей и в итоге он становиться гармоничным жизнерадостным мертвецом…
Александр, спасибо! В ответ на ваш комментарий я хочу сказать следующее: я не литературовед, и не обладаю такими глубокими познаниями в области творчества Блока, теперь я знаю больше, спасибо вам! Я услышала этот отрывок в передаче, и, поскольку он меня сильно впечатлил, тут же нашла его в интернете по первой строчке, там он был представлен, как стихотворение, а не как часть поэмы. Мне кажется, когда автор пускает в свет свое детище, он знает, что количество интерпретаций будет равно количеству прочитавших… Здорово, что вы защищаете Блока, но не думаю, что я его обидела своим прочтением и пониманием, и не думаю, что он бы смеялся… Он описывает здесь состояние и эмоции, которые люди испытывают в разных драматических и трагических обстоятельствах, и эта «метафизика борьбы» знакома многим… Поэтому эти строки и находят отклик в душах… Блок чувствовал, что способность соприкасаться с абсолютом через какие-то внутренние дверцы свойственна многим, в том числе внешне простым и даже примитивным людям, и к такому соприкосновению он и призывает в этом отрывке
Каждый здесь найдет что-то важное для себя…
С вашим представлением о легкости преодоления депрессии, о единичных особенных личностях, которым свойственно истинное понимание этих строчек и обо всех остальных людях, которых вы считаете «гармоничными жизнерадостными мертвецами», я не могу согласиться, но это уже совсем другая история… А про сезонные депрессии — это профессиональное: «Что ты видала при дворе? — Видала мышку на ковре…»
Трагизм в стихотворении «Когда ты загнан и забит» Блока
Строчки стихотворения «Когда ты загнан и забит» Блока несут в себе чувства глубокой трагедии и боли. Автор передает свою отчаянную душевную боль через слова и образы, которые вызывают у читателя особое настроение.
Форма и содержание этого произведения символизируют сильные переживания автора, связанные с любовью, потерей и отчаянием. Внутреннее состояние героя метафорически выражается образами диких зверей и грозы, которые нападают на него.
Блок передает свои мысли без всяких ограничений, что отображает его эмоциональную разгруженность и многослойность личности.
Из стихотворения проступает необъяснимый мистицизм, который дополняет общую картину. Он придает стихотворению загадочный оттенок и позволяет истолковать строки по-разному. Мистические силы конфронтируются с человеческими чувствами в борьбе за душу героя.
В целом, стихотворение «Когда ты загнан и забит» Блока отличается отчаянным трагизмом, который великолепно передается через слова и символику. Его трагическое содержание вполне оправдано, оно позволяет читателю завораживаться этим произведением и видеть за его поверхностными словами более глубокие мысли автора.