«лунный свет» — анализ стихотворения константина бальмонта

Лучшие стихи константина бальмонта

Стихотворения Константина Бальмонта

1893Фантазия1894АвгустЧайкаЧелн томленьяГорный корольГрустьЛунный светМне ненавистен гул гигантских городов…Надгробные цветыНить АриадныО, женщина, дитя, привыкшее играть…Памяти И.С.ТургеневаРодная картинаСмертьТебя я хочу, мое счастье…Я мечтою ловил уходящие тени…У фьордаУходит светлый май…Зарождающаяся жизнь1895КамышиКовыльЛебедьВетерВоскресшийВсе мне грезится Море…1897В царстве льдовВенчаниеЯ вольный ветер, я вечно вею…1898Белый пожарДо последнего дняПламя1899Ангелы опальныеИзбранныйПроклятые глупостиРаненыйЯ не из техЯ заснул на распутьи глухом…1900Ad infinitumБезглагольностьФра АнджеликоIncubusОтпаденияПоэтыПред итальянскими примитивамиРиввейраТерциныВеликое ничтоЗачарованный грот1901Играющей в игры любовныеЕще необходимо любить и убивать…КострыЛесные травыМаленький султанВеласкес, Веласкес, единственный гений…Я — изысканность русской медлительной речи1902Скорбь АгурамаздыЯ не знаю мудростиЗавет бытия1903Голубая розаК ЕленеЛинии светаЛюблю тебя, люблю…Меж подводных стеблейМои врагиМорская душаОна отдалась без упрека…ОзимандияПечаль луныПесня арабаСтарая песенкаЯ больше ее не люблю…Я буду ждатьЗолотая рыбка1905Бледная травкаДругуФейные сказки: ПосвящениеФеяЛоманые линииРешение ФеиТрудно ФееЯ с ужасом теперь читаю сказки…Я в этот мир пришел…1907Царь — ложьПолночь и свет1908Долины снаИсландияОсень. Мертвый простор…ПрощайВозглас болиЯ сбросил ееЗаглянутьЗемля1913ДовольноДурной сонТак скороВ адуВ тюрьмеЖенщина — с нами, когда мы рождаемся…1914Кто когоМолитва вечерняяОгоньОпричникиСквозь мир случайностей, к живому роднику…Слова любвиВ домах1915БеатричеФата МорганаКак ИспанецКолокольный звонЛесной пожарМолитваОжесточенномуПоспевает брусника…СкифВыше, вышеЯ откроюсь тебе в неожиданный миг…1916Красный цветСреди камнейСнежинкаПоследний лучОтцвелиВо власти всех вещейГолос дьяволаВоспоминание о вечере в Амстердаме1917БеладоннаХочу!К Гермесу ТрисмегистуМои звериПрощание с древомСознаниеВ глухие дниЗашумела волна, покачнулся челнок…1918АуБог создал мир из ничего…ДымК царице фейКинжальные словаК случайнойЛюбиМы убиваем гения стократно…РазлучностьСигурдСмерть Димитрия КрасногоСоперникиВерьте мне, обманутые люди…ВодаЯ люблю далекий след — от весла…Заколдованная деваЗатон1920БезрадостностьХвала сонетуНет дня, чтоб я не думал о тебе…Остров Вилиэ-ЛьяволаПохвала умуРазлукаСлово заветаСолнце удалилосьВ синем храмеУтопленники1921Фея за деломКрасныйМинутаНам нравятся поэты…От умершего к живомуРусалкаСумрачные областиВесь — веснаЯ Русский1922АнитаЧасыКак ночьКто?Молитва о жертвеНабатОпятьПо всходамПоединокПросветыСкорпионСкрижалиТолькоТончайший звук…В преисподнейУзникЗакрыв глаза…1924Дух волныГлушьКрик часовогоМой друг, есть радость и любовь…МолебенОтчего мне так душно? Отчего мне так скучно?..ПроповедникамРассветВ башнеВолна1925Близ пышной Мексики, в пределах Аризоны…БретаньКолокольчики и колоколаМоя душаОсеньПоздноПожарЗамок Джэн ВальморЗа то, что нет благословения…Жар-Птица1927Аромат СолнцаБабочкаБлаговещенье в МосквеИ плыли ониК дальнемуК людямЛестница любвиМорской разбойникМожно жить с закрытыми глазами…Он спросил меня: Ты веришь?..ОстровокРавнинаСознанье, Сила и Основа…1928Бог и ДьяволХлопья туманаКузнецPax hominibus bonae voluntatisУмер бедный цветок. На груди у тебя…Зеленый и черный1929К зимеНа мотив из Зенд-АвестыОтдать себяПод ярмомПосле балаСкифыСразуЯ ласкал ее долго, ласкал до утра…Зачем?1930Чем выше образ твой был вознесен во мне…Мои проклятияНежнее всегоВетер перелетный1932Что мне нравитсяЯ люблю тебя1933Смотри, как звезды в вышинe…Страна неволиУроды1934Закатные цветы1935В окрестностях Одессы1936Конец мира

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Мечта» является стансом. Пять строф объединены одной идеей, но каждая из них имеет свою законченную мысль, что является основной отличительной чертой данной жанровой формы.

Константин Дмитриевич принадлежал к течению старших символистов, хотя его можно было бы причислить и к импрессионистам, но стиль этот не перерос в отдельное направление в литературе, а стал неким бликом в произведениях авторов, принадлежащих различным течениям. Эти блики мы замечаем и в поэзии Бальмонта. Символисты своим творчеством стремились указать на прекрасное, идеальное в Мире, что замечается мимолетно, чем мгновенно вдохновляешься и уже забыть не имеешь возможности.

Данное стихотворения – это яркий пример импрессионистично-символистичного творчества Бальмонта. Стихи поэта отличаются музыкальностью, напевностью.

Размер стихотворения «Мечта» – шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи – ничем не скованная творческая натура поэта. Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека. Лирический сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья». Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели» и так далее. Образы Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья». «Фантазия» пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом дожде»; даже сны – ясные и светлые. «Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья, дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся. Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез – тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе – риторические вопросы. Общее впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.

8559 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бальмонт К. / Разное / Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

«Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта

Образ родной стороны, русской природы присутствует в стихотворениях почти каждого поэта. Чаще всего это пейзажная лирика, исполненная умиротворения и красоты. Константин Дмитриевич Бальмонт, русский поэт и прозаик, ключевая фигура символизма в поэзии, иначе видит окружающий его мир. В его стихотворении «Безглагольность», созданном поэтом в 1900 году, картина русской природы лишена светлых и радостных тонов, она печальна и сумрачна. Куприяновский писал об этом времени так: «В условиях больших изменений в общественной жизни России происходят существенные сдвиги в мироощущении русских символистов. С середины 1900-х годов реальная жизнь все более вторгается в их творчество, и Россия, иногда в мистифицированном виде, становится их темой. Бальмонта можно считать ее зачинателем».

Через призму пейзажа Бальмонт хочет донести философские смыслы и думы о славянской культуре, о ее людях. Русские люди, особенно человек маленький, долгие годы терпели тиранию государственного строя, классовое неравенство и нищету, не имея права голоса и свободы. Это выражено в следующих строках: «Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали». Родная природа зачастую рождает тоску в душе человека, опустевший сад и утренняя река, скрытая в клубах тумана вселяют в сердце неизбывную печаль. Стихотворение написано будто бы «без глагола», без действия, в нем как бы застыла невыразимость чувства.

Душа русского человека — вот о чем хочет рассказать поэт. О сердце русского человека, что «плачет невольно», которое не радуют бескрайние просторы родной земли, а деревья, что «так сумрачно-странно-безмолвны», чернеющая «громада застывшего бора» вселяют в него грусть. У человека отняли возможность высказаться, распахнуть душу, открыться, безглагольность — это невозможность говорить, это вынужденное молчание. «Безглагольность покоя» — это безглагольность тоски, пронизывающей пейзаж вокруг героя и его самого. Настроение этого стихотворения перекликается с трагическими событиями жизни Бальмонта, переживающего неудачный брак и неудавшееся самоубийство, приковавшее его к постели. Произведение выражает и личную драму поэта, и трагическое положение русского народа.

Русскому человеку присущи душевная чуткость, глубоко сокрытая внутри печаль, безбрежность души, ее широта и милосердие, именно об этом говорит первое четверостишие стихотворения. Тоска — это ключевой концепт русского языка и культуры, как пишет Вержбицкая. Второе четверостишие — это обращение к ближнему, кто сможет понять. Переломный момент произведения — это третье четверостишье, где отрицается надежда, отрицается возможность действовать, говорить, звучать, быть услышанным: «Во всем утомленье — глухое, немое». Четвертое четверостишие погружает в атмосферу прохладной глуши, которая окутывает человека, заставляющая его душу застыть в безмолвии. Пятое четверостишие — это мечта о лучшей жизни, о красоте и любви, которой душе не досталось: «Как будто душа о желанном просила, и сделали ей незаслуженно больно».

В произведении использовано большое количество красочных эпитетов, таких как «безмолвная боль», «усталая нежность», «безвыходность горя», «затаенная печаль». Присутствуют также метафоры и олицетворения: «сердце плачет», «сердце простило», «душа о желанном просила», «луга убегают далеко-далеко». Использование Бальмонтом однородных подлежащих, повторений слов с компонентом «без», предложений, близких по лексическому содержанию создает почти музыкальный ритм в стихотворении. Также поэт применяет аллитерацию буквы «б» и ассонансы буков «а», «е».

  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

По произведению: «Безглагольность»

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Анализ стихотворения «Русский язык» Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт является одним из ярчайших представителей Серебряного века в русской литературе. «На Бальмонте – в каждом его жесте, шаге, слове – клеймо – печать – звезда поэта», — говорила о нем Марина Цветаева, знавшая его долгое время. Стихотворение «Русский язык» написано в 1924 году. В это время поэт находился в эмиграции во Франции и очень скучал по родине. Он несколько раз порывался вернуться, но так и не решился. Вместо этого он написал множество произведений, пронизанных тоской и любовью к России.

Темой данного произведения является русский язык, во всем его величии и красоте. Главная идея – передать любовь, которую автор испытывает к своему родному языку. «Язык, великолепный наш язык», — используя местоимение «наш», Бальмонт подчеркивает свою принадлежность, свою причастность к русскому языку. Он еще не раз использует этот прием: «наш Олег», «подснежник наш», «над нашим водоемом».

Логически стихотворение можно разделить на две части. В первой части Бальмонтом описывается вся красота русской природы, жизнь и звуки обычной деревни. Поэт рассказывает, какие образы у него встают перед глазами, когда он слышит звучание русского языка. Ему представляется березовая роща, жаворонки, зеленый луг, молодые девушки у колодца, крестьяне, пашущие землю и родной дом. Бальмонту слышится журчание ручья, звон колоколов, в лесу кукушка, треск костра и былины про Соловья-разбойника. Когда читаешь эти строки, действительно представляешь себе Россию, чувствуешь какую любовь пытался передать автор.

Для того, чтобы передать атмосферу, Бальмонт использует множество эпитетов: небесный дождь, весенний луч, веселый хоровод, проворные салазки. Также используется такой прием, как одушевление: бег зарницы, подснежник прорвет снег, зарницы сцепляются.

Во второй части автор обращается к русской истории. Он упоминает Олега, затем поход Ермака, Петра Великого и Пушкина. Отдельно стоит упомянуть образ Богородицы, переданный следующими строками:

Автор использует перекрестную рифму во всем стихотворении: язык – рык, ключа – меча, наяву – Неву. Для создание звукового «рисунка» используется эпифора: «Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше», «Здесь хорошо. А там — смотри, смотри». Также можно проследить по всему произведению наличие ассонанса – повторения гласных и .

Перечисляются также географические названия, названия которых значат много для любого русского человека, в том числе и для Бальмонта, вынужденного покинуть свою родину и воспевать ее красоты из чужой земли. Они звучат словно заклинания, возрождая в памяти великолепные по красоте картины русской природы.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Темы, проблемы, настроение

В раннем творчестве К. Д. Бальмонта преобладает настроение любования, то есть просматривается постоянное стремление к Красоте

Автор обращает внимание читателя на мельчайшие детали, вздохи природы, которые находят отражение в душе человека, являясь едва уловимыми нотами, мотивами, которые определяют основное звучание жизни. Такова основная тема стихотворения «Мечта»

Настроение стихотворения «Мечта» меланхоличное, но не печальное и ранимое, а умеренно-медлительное и чувственное, тихо-оптимистичное, то есть не пышет яркими красками, не мажорное, но радостное и светлое.

Ранняя лирика поэта отличается стремлением уйти в мир неги, грёз, мечты. Этой философской теме принадлежат многие произведения автора, в том числе и данное стихотворение.

У раннего Бальмонта сложно найти стихотворения на «русскую» тему. Его не интересовал человек, как таковой, не интересовала его природа, как многих поэтов-современников. Он придавал большое значение неосязаемому, недосягаемому: небу, звездам, вечности, мимолётности, прозрачности, тишине, мечте. Проблематика его стихов вдохновляет читателя мыслить глубоко и широко.

Сам автор старался жить своими ощущениями и чувствами, к чему и призывал читателей.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение стоит из трёх строф, состоящих из восьми стихов. В первом лирический герой рассуждает о том, в чём счастье утомлённой души. Он приходит к выводу, что счастье в том, чтобы жить внутренней жизнью, не тратясь на окружающий мир. Во второй строфе лирический герой обращается к образу ядовитого цветка. Она так же действует ночью, как и уставшая душа. Её действия незаметны, «ласковы», но она убивает.

Третья строфа разъясняет сопоставление утомлённой души с белладонной. Лирический герой обращается к возлюбленной, рассуждая, кто из них погубит другого, а кто станет жертвой коварства. Этот вопрос не был праздным: в 1890 году Бальмонт выбросился из окна после неудачного первого брака. Склонность к самобичеванию и даже самоубийству оставалась у него и позже.

Тема стихотворения – любовь, которая становится болью, причиной несчастий и даже смерти. Основная мысль может быть заключена в цитате из стихотворения: «Радости нет без печали». Мир амбивалентен, сочетает в себе противоположности. Любовь включает в себя и радость, и печаль.

Размер и рифмовка

Стихотворение сложно ритмически организовано. Восьмистишья имеют оригинальную рифмовку: АбАбВВВб. Женская рифма чередуется с мужской, а перекрёстная рифмовка – с парной и кольцевой. Ритмический рисунок тоже непрост. Трёхсложный дактиль чередуется с двухсложным во втором и последнем стихах.

  • «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

По произведению: «Белладонна»

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Константин Бальмонт — Хороша эта женщина в майском закате ( Минута )

Семантическое ядро

Семантическое ядро отсутствует.

Если у вас есть свой анализ стихотворения Константина Бальмонта «Хороша эта женщина в майском закате» (Минута) — оставьте комментарий с вашим вариантом! Нужно определить тему, идею и основную мысль стихотворения, а также описать какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

Комментарии

Khorosha eta zhenshchina v mayskom zakate, Shelkovistye pryadi volos v veterke, I gorenye zhelanya v tsvetakh, v aromate, I dalekaya pesnya grebtsa na reke.

Khorosha eta dikaya volnaya volya: Protyanulas ruka, prikosnulas ruka, I skovala dvoikh — na mgnovenye, ne bole, — Ta minuta lyubvi, chto prodlitsya veka.

[jhjif nf ;tyobyf d vfqcrjv pfrfnt, Itkrjdbcnst ghzlb djkjc d dtnthrt, B ujhtymt ;tkfymz d wdtnf[, d fhjvfnt, B lfktrfz gtcyz uht,wf yf htrt/

[jhjif nf lbrfz djkmyfz djkz: Ghjnzyekfcm herf, ghbrjcyekfcm herf, B crjdfkf ldjb[ — yf vuyjdtymt, yt ,jkt, — Nf vbyenf k/,db, xnj ghjlkbncz dtrf/

Композиция

Стихотворение «Золотая рыбка» состоит из 8 строф. Композиционно произведение можно разделить на четыре части.

  1. 1-я часть – это 1-я строфа, в которой автор знакомит читателя с происходящими событиями, с особенностями ландшафта. Всё вполне естественно, обычно. Нет предчувствия чего-то необычного.
  2. 2-я часть – это 2-я, 3-я и 4-я четверостишия. Данная часть начинает окутывать читателя волшебной дымкой. Уже самые обычные вещи не кажутся обычными. Все действия приобретают флёр таинственности: «кружились… опьянённые весной, бабочки…», «пруд качал в себе звезду», «гнулись травы гибко». Причём примечательно то, что последняя строка во 2-й и 4-й строфе «Золотая рыбка», что добавляет уверенности читателю в том, что действительно происходит что-то чудесное.
  3. 3-я часть – 5-я, 6-я и 7-я строфы, в которых волшебство ощутимо, в которых на глазах случаются чудеса. Никто рыбку не видит, но чувствуют её: «но от рыбки, от нее, музыка звучала», «золотая рыбка промелькнет… меж гостей улыбка», «и в сердцах любовь журчит, и весна смеется».
  4. 4-я часть – заключительная 8-я строфа, которая является выводом из всего случившегося. «…так светло и зыбко, оттого что там в пруду — Золотая рыбка» — эти строки наполнены радостью и надеждой, неописуемым чувством, которое заполняет всю грудь опьяняющим дымком, когда мы верим и даже знаем, что желаемое несомненно исполнится, когда мы этого очень ждём.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Мечта» является стансом. Пять строф объединены одной идеей, но каждая из них имеет свою законченную мысль, что является основной отличительной чертой данной жанровой формы.

Константин Дмитриевич принадлежал к течению старших символистов, хотя его можно было бы причислить и к импрессионистам, но стиль этот не перерос в отдельное направление в литературе, а стал неким бликом в произведениях авторов, принадлежащих различным течениям. Эти блики мы замечаем и в поэзии Бальмонта. Символисты своим творчеством стремились указать на прекрасное, идеальное в Мире, что замечается мимолетно, чем мгновенно вдохновляешься и уже забыть не имеешь возможности.

Данное стихотворения – это яркий пример импрессионистично-символистичного творчества Бальмонта. Стихи поэта отличаются музыкальностью, напевностью.

Размер стихотворения «Мечта» – шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Мечта» состоит из 5 четверостиший. Композиционно его можно разделить также на пять частей, так как каждая строфа имеет свою законченную мысль.

1 строфа – поэт только начинает касаться образами нашего воображения. Мы видим происходящее со стороны. Стихотворение автор начинает с описания поверхности воды, затем обозначаются нежные взгляды. Последняя строка возводит нас в ранг свидетелей зарождения светлого чувства.

2 строфа – автор позволяет заглянуть глубже, в мысли влюблённых

Теперь мы знаем, как они выглядят в глазах друг друга, нам передаётся трепет их сердец, который не позволяет им открыто обмениваться взглядами.

3 строфа – это рассуждения поэта о юной влюблённости, о лёгкости пребывания в этом состоянии, об очарованности этим чувством.
4 строфа – вновь наше внимание приковано к двум конкретным влюблённым, которым не нужны слова для объяснений, которым хорошо и просто вдвоём без красивых речей, которые легко впустили светлое чувство в сердце и также легко выпустили его, сохранив тёплое, приятное воспоминание о нём.
5 строфа замыкает цепь рассуждений автора. Лёгкую влюблённость автор сравнивает с«мечтой», сопоставляет её с «Севером», а знойную страсть — с «Югом»

Поэту ближе «бледный Север», нежели «светлый Юг».

Также можно предположить, что стихотворение имеет не пять, а две части.

  • Первая часть – это первые четыре строфы-воспоминания, в которых автор рассуждает о влюблённости.
  • Вторая часть – последнее четверостишие, в котором автор возвращается к реальности, подводит итог своим рассуждениям, приходя к выводу, что «Север» ему милее «Юга».

Русский язык

Язык, великолепнейший наш язык,

Речное и степное раздолье.

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.

Березовая роща, свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий на дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном — бег зарницы.

Костер бродяг, за лесом, на горе.

Про Соловья-разбойника былины.

«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.

В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска мирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.

Ярит борзых и гончих доезжачий.

Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?

Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.

Из тесноты идут вразброд дороги.

Как хорошо в чужих краях вздохнуть

О нем — там в синем, — о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.

В размах грозы сцепляются зарницы.

К Царь-граду не ходил ли наш Олег?

Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,

Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»

Тебя потопит льдяная река,

Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра

Не удержать в окованном вертепе,

Пойдешь ты в путь дорогою Петра,

Чтоб брызг морских добросить в лес в степи.

Гремучим сновиденьем наяву,

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал.

Зальешь и запоешь умы и страны.

Не твой ли он, колдующий Байкал,

Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,

Свой говор, златозвонкий, среброкрылый,

До той черты, где Тихий океан

Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,

Как радуга над нашим водоемом.

Ты в черный час вместишься в малый вздох.

Но завтра — встанет! С молнией и громом!

3 июля 1924 года, Шатэлейон

Размер и рифмовка

Сонетная строфа – строгая форма. Сонет состоит из 14 строф – двух катренов и двух терцетов. Бальмонт пишет стихотворение в форме классического итальянского сонета, немного изменив систему рифмовки терцетов (в итальянском сонете вгв гвг, а у Бальмонта вгв вгв. Рифмовка в катренах и терцетах кольцевая, женская рифма чередуется с мужской. Сонет написан традиционным для этой строфы размером – пятистопным ямбом.

  • «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Осень», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта

  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта

  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

По произведению: «Люби»

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Белый ангел

От детских дней одна черта пленила

Мои мечты, в чьих зыбях таял сон,

В глаза печальный отблеск заронила,

В мой ум вошла как дальний тихий звон.

Мне снился грустный ангел, белоснежный,

С улыбкой сожаления в глазах,

Я с ним дышал одной печалью неясной,

Я видел бледный Рай в его слезах.

Он мне являлся в разные мгновенья,

И свет храню я этих беглых встреч.

Есть проблески, которым нет забвенья,

Есть взгляд без слов, его не молкнет речь.

Любил — еще люблю я — неземное,

Ум сердца — луч холодному уму,

Я верю в Небо, синее, родное,

Где ясно все неясное пойму.

С небесным я душой не разлучаюсь,

И встретив чей-нибудь глубокий взор,

Я с ним, я с Белым Ангелом встречаюсь,

Таинственным и близким с давних пор.

*****

Россия

Есть слово — и оно едино.

Россия. Этот звук — свирель.

В нем воркованье голубино.

Я чую поле, в сердце хмель,

Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,

Береза слабые листочки

Раскрыла — больше снег не враг,

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

Тоска ли в сердце медлит злая?

Гони. Свой дух утихомирь.

Вновь с нами ласточка живая,

Заморского отвергшись края,

В родимую влюбилась ширь.

И сердце, ничего не зная,

Вновь знает нежно, как она,

Что луговая и лесная

Зовет к раскрытости весна.

От солнца — ласка властелина,

Весь мир — одно окно лучу.

Светла в предчувствии долина.

О чем томлюсь? Чего хочу?

Всегда родимого взыскую,

Люблю разбег родных полей,

Вхожу в прогалину лесную —

Нет в мире ничего милей.

Ручьи, луга, болота, склоны,

В кустах для зайца уголок.

В пастушью дудку вдунул звоны,

Качнув подснежник, ветерок.

Весенним дождиком омочен,

Весенним солнцем разогрет,

Мой край в покров весны одет,

Нерукотворно беспорочен.

Другого в мире счастья нет.

1923 год

*****

К. Бальмонт и символизм

Поэт родился в эпоху, названную в литературе Серебряным веком. Буйство течений и направлений не могло не увлечь молодого поэта. Изо всех направлений наиболее близким Бальмонту оказался символизм. Именно в ключе символизма создано стихотворение, анализ которого мы будем проводить.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» не будет полным без знания некоторых особенностей этого направления в литературе.

Название «символизм» происходит от французского слова. Именно во Франции и зародилось это течение. Его отличительными чертами были поиск особой формы, выражение эмоций символическими образами. Поэзия данного жанра должна была воспевать мистические душевные порывы. Не поучать, но увлекать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: