«на краю света», краткое содержание по главам повести лескова

Краткое содержание повести «очарованный странник» по главам (н.с. лесков)

Краткая история создания

«Тупейный художник» был впервые напечатан в 1883 году в «Художественном журнале с приложением художественного альбома» — малозначительном издании, предназначенном в большей степени для любителей живописи, нежели для поклонников литературы. Публикация сопровождалась пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота “поминовения усопших”». В произведении есть автобиографические моменты, связанные с детством Лескова. При этом сын писателя отмечал, что повествовательница в «Тупейном художнике» – Любовь Онисимовна – могла и не иметь никакого отношения к семейству Лесковых.

Другие пересказы для читательского дневника

В обычной русской семье у отца было трое сыновей, младший из которых Емеля отличался нежеланием работать, ленью, постоянно полеживая не печке.

Женившись, доктор Ватсон стал реже видеться со своим другом. В один прекрасный вечер Шерлок Холмс навестил товарища и поведал ему о гении криминального мира

При посещении Луны, молодой, подающий большие перспективы космический доктор Павлышев, чисто случайно попадает на празднество. Он там сталкивается и знакомится с весьма молоденькой, интересной и очень странной особой Мариной

Главный герой поэмы тяжело работает на берегу моря, он добывает камень, который возит на осле к железной дороге. По пути он идет поблизости от приятного и прохладного сада с цветами и «соловьиным напевом».

Село, в котором жил мальчик Витя, в 1933 году придавило голодом. Исчезли голуби, притихли ватаги мальчишек и собаки. Люди добывали себе пищу, как могли. Охотники отправились в тайгу, чтобы ловить зверя. Однако тот ушел в глубину леса, подальше от голода. Лишь самые опытные и умелые охотники возвращались с добычей. Мясо они делили на всю деревню. Люди отправились в город, чтобы сдать в «Торгсин» свои вещи и золото.

Витиной семьей руководила бабушка. Она была предприимчивой в делах и изворотливой в хозяйстве. Бабушка называла мужиками своих домочадцев – дедушку, Витю и сына Кольчу-младшего. Вскоре к этой компании присоединился двоюродный брат Вити Алешка. Его мать, тетка Августа, перешла работать с лесозаготовок на Усть-Манский сплавной участок. Здесь женщине обещали выделить паек. Однако вскоре выяснилось, что этот паек не сможет прокормить семью. Содержимое старого сундука бабушки пошло в ход. Из всего богатства, которое было в доме, спустя некоторое время осталась только швейная машинка «Зингер». Ее никто не захотел купить. Семья была вынуждена питаться мякиной, картофельными очистками и прочей дрянью.

Главные герои Человек на часах

Итак, перед непосредственным хронологическим изложением событий, обратимся – коротко – к характеристике персонажей этого произведения.

Образ Постникова

Главный герой произведения представлен солдатом, который служит в Измайловском полку. Несмотря на то что Постников – военный, дозорный, натура молодого человека – как у японского поэта Рюноске Акутагавы – нервная, чувствительная, совершенно не вписывающаяся в окружающий мир. Военный должен руководствоваться уставом, приказом, но для Постника главным выступает все же веление сердца, совесть, приказ души. Это пример гуманизма, сострадательного отношения к людям. За благородное дело героя «наградили» двумястами ударами розгами, но Постников все равно не поступил бы иначе, если бы удалось вернуть время назад и изменить свое решение.

Образ Николая Ивановича Миллера

Капитан – воплощение натуры тонкой, образованной и доброжелательно настроенной по отношению к людям. Это благородный и хорошо воспитанный офицер, который ценит хорошую литературу. Ответственность за тех, кто находится у него в подчинении, мягкость души, умение проявить жалость – вот характерные черты личности этого героя. При этом, такие положительные характеристики заставляют окружающих офицеров ненавидеть Миллера, осуждать героя. Герой – перфекционист, педантичный и аккуратный исполнитель своего долга.

Образ Свиньина

Подполковник – негативный персонаж этого произведения. Свиньина вполне можно окрестить «службистом», который считает, что мотивы солдат – дело двадцать пятое. Главное – устав, приказ

Если нарушил устав – неважно, из-за каких причин, – значит неси наказание. И, как правило, Свиньин выбирал самые строгие наказания

Подполковник не знает жалости и сострадания, ценит лишь собственное реноме и служебные перспективы. Свиньин готов на любое выслуживание, лишь бы поместить свою персону в ряд исторических деятелей России. Нет, нельзя сказать, что Свиньин совершенно бездушный мужчина, просто этот герой – чрезмерно строг, а работа, время, может быть, душевные травмы, сделали Свиньина черствым. Это тоже, безусловно, свидетельствует о слабости натуры.

Образ Кокошкина

Писатель представляет обер-полицмейстера как удивительно тактичного человека. При этом, у Кокошкина есть способность «делать из мухи слона». С одной стороны (по мнению окружения), это требовательный, строгий начальник. Однако, с другой стороны, Кокошкин проявляет себя порой и мягким, и усердным, и покровительственным другом. Герой способен защищать товарища и ближнего. Для мужчины характерный чрезмерный трудоголизм, часто идущий в ущерб состоянию здоровья. Способности и воля для Кокошкина – залог достижения небывалых высот.

Главы 2−5

Иван Северьяныч Флягин родился крепостным в поместье богатого графа из Орловской губернии. Граф разводил лошадей, а отец Ивана служил при нём кучером. У матери Ивана долго не было детей, и женщина вымолила ребёнка у бога, а сама умерла при родах. Мальчик родился с огромной головой, поэтому дворня звала его Голованом.

Брифли существует благодаря рекламе:

Раннее детство Иван провёл на конюшне и полюбил лошадей. В одиннадцать лет его посадили форейтором на шестёрку, которой правил его отец. Иван должен был кричать, прогоняя с дороги людей. Зазевавшихся он стегал кнутом.

Однажды Иван с отцом везли графа в гости мимо монастыря. Мальчик стегнул кнутом заснувшего в возу монаха. Тот испугался, упал с телеги, лошади понесли, и монаха задавило колёсами. Ночью Ивану явился убитый им монах, сказал, что Иванова мать не только вымолила его, но и обещала богу, и велел идти в монастырь.

Иван не придал значения словам мёртвого монаха, но вскоре случилась его «первая погибель». По дороге в Воронеж упряжка графа вместе с экипажем чуть не рухнула в глубокую пропасть. Иван сумел остановить лошадей, а сам упал под обрыв, но чудом выжил.

За спасение своей жизни граф решил наградить Ивана. Вместо того чтобы попроситься в монастырь, мальчик захотел гармошку, играть на которой так и не научился.

Продолжение после рекламы:

Вскоре Иван завёл себе пару голубей, от них пошли птенцы, которых повадилась таскать кошка. Иван кошку поймал, высек, отрезал у неё хвост и прибил над своим окном. Кошка принадлежала любимой горничной графини. Девушка прибежала к Ивану ругаться, тот огрел её «метлою по талии», за что был выпорот на конюшне и сослан дробить камень для садовых дорожек.

Иван дробил камень так долго, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть насмешки — мол, осудили его за кошкин хвост — и решил Иван повеситься в ближайшем осиновом леске. Только повис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану идти с ним в воры. Тот согласился.

Чтобы Иван не сорвался с крючка, цыган заставил его украсть лошадей из графской конюшни. Коней продали дорого, но Иван получил только серебряный рубль, поругался с цыганом и решил сдаться властям. Он попал к ушлому писарю. За рубль и серебряный нательный крест тот справил Ивану пропуск и посоветовал идти в Николаев, где было много работы.

Брифли существует благодаря рекламе:

В Николаеве Иван попал к барину-поляку. Его жена сбежала с военным, бросив грудную дочь, которую Иван должен был нянчить и кормить козьим молоком. За год Иван привязался к ребёнку. Однажды он заметил, что ножки у девочки «колесом идут». Лекарь сказал, что это «аглицкая болезнь» и посоветовал закапывать ребёнка в тёплый песок.

Иван начал носить воспитанницу на берег лимана. Там ему снова привиделся монах, звал его куда-то, показывал большой белый монастырь, степи, «диких людей» и говорил ласково: «Тебе ещё много надо терпеть, а потом достигнешь». Очнувшись, Иван увидел, как незнакомая дама целует его воспитанницу. Дама оказалась матерью девочки. Забрать ребёнка Иван не позволил, но разрешил им встречаться у лимана втайне от барина.

Дама рассказала, что мачеха насильно выдала её замуж. Первого мужа она не любила, а нынешнего любит, потому что с ней он очень ласков. Когда даме пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку большие деньги, но тот отказался, поскольку был человеком «должностным и верным».

Реклама:

Тогда явился сожитель дамы, улан. Иван сразу захотел с ним подраться и плюнул на деньги, которые тот давал. «Ничего, кроме телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги поднимать не стал, и этим благородством очень понравился Ивану. Попытался улан дитя забрать, Иван сперва не дал, а потом увидел, как мать к нему тянется, и сжалился. В этот момент появился барин-поляк с пистолетом, и Ивану пришлось уехать вместе с дамой и уланом, оставив у поляка свой «беззаконный» паспорт.

В Пензе улан сказал, что он, человек военный, держать у себя беглого крепостного не может, дал Ивану денег и отпустил. Решил Иван в полицию сдаваться, но сначала зашёл в трактир, напился чаю с кренделями, поле чего забрёл на берег Суры. Там хан Джангар, «первый степной коневод» и царь, продавал дивных лошадей. За одну кобылицу два богатых татарина решили биться.

Знакомец, с которым Иван чай пил, объяснил ему все тонкости татарской борьбы, и двадцати­трёхлетний богатырь захотел поучаствовать.

Глава первая

На святках архиерей принимает у себя за чаем семерых гостей. Архиепископ, хозяин дома, стар, болен и немощен. Речь зашла о том, что наши миссионеры неспособны к просветительской деятельности. Архиепископ не согласился, что в России Христа понимают хуже, чем в Европе.

В качестве доказательства архиепископ показал свой альбом с изображениями Христа европейских художников на библейские сюжеты (разговор Христа и самаритянки, поцелуй Иуды, фарисей с динарием)

Во всех этих картинах архиепископ обращает внимание на отражённые в лице Христа человеческие слабости: равнодушие, гадливость, презрение

В лике на иконе нет страстей, но есть выражение. Иисус на иконах прост. Народное искусство наиболее удачно поняло черты Христа, а народный дух – его характер. Об этом архиерей рассказывает правдивую историю.

Направление и жанр

Жанровая принадлежность «Тупейного художника» некоторыми литературоведами определяется как «рассказ на могиле». По мнению Л. И. Вигериной и ряда других исследователей, творение можно отнести одновременно к агиографическому и исповедальному жанрам. Литературное направление произведения — критический реализм.

История о любви талантливого художника и балерины показывает, через какие страдания приходится пройти тому, кто находится в подчинении деспотичных господ. Парадокс в том, что девушка и молодой человек пострадали безвинно, ведь они обладали способностями, которые не остались незамеченными. Не будь этих талантов, возможно, судьбы обоих сложились бы иначе. Как и другие произведения того времени, созданные в духе реализма, «Тупейный художник» — яркая иллюстрация того ужаса, который приходилось переживать крепостным, причём не только крестьянам, но и людям искусства.

Глава одиннадцатая

Епископ понял, что серебряная диадема – это замёрзшие волосы дикаря, который оставил шапку в пустой юрте как залог за отрезанную лапу медведя, потому что владыка не дал ему денег. Дикарь тут же уснул, а епископ поел сырого мяса и стал рассуждать о том, почему Господь заключил высокий дух в неуклюжем теле и поместил в пустыне.

Северное сияние представило дикаря могучим сказочным богатырём, который теперь казался епископу прекрасным. Епископ понял, что не сможет обижать этого человека, живущего по сердцу, не сможет разбить его религию. Владыка спал с дикарём, как с ангелом, покрыв его голову своею полою и благословив его.

Глава девятая: Месть татарам и освобождение

Прошёл ещё год. В степь вновь явились двое пришлых хивяков. Говорили они на смешанном языке: то на русском, то на татарском. Один из них всё время носил с собой ящички. Они говорили, что пришли из Хивы закупать коней, что воевать будут с кем-то, а с кем именно не сообщали. Они попросили татар перегнать к ним на реку Дарью коней и там рассчитаться. Татары не знали, как поступить, даже побаивались этих пришлых, которые продолжали уговаривать:

Они продолжали угрожать, что их индийский бог пустит огненные искры. Однажды ночью так и произошло: послышалось шипение и хлопок, после чего небо осветилось искрами, загорелось пёстрое зарево. Татары кинулись в погоню за хивяками, а тех уже и след простыл, только ящики свой они оставили. Иван Северьяныч заглянул в них, а там разные снадобья и бумажные трубки лежат. Пленник поднёс одну из трубок к костру, она взорвалась такими же искрами, и понял он, что это фейерверки. Стал Иван Северьяныч пускать их, запугивая тем степняков. Те боялись, просили прощения, что в бога его не верили, умоляли помиловать. Так он заставил их креститься, а убитого миссионера наказал почитать как мученика и молиться за него.

Потом странник нашёл в ящиках едкую землю, стал прикладывать её к пяткам, набитым щетиной, и конский волос весь вышел из-под кожи с гноем. Чтобы сбежать из орды, притворился он больным, заставил жителей молиться за себя, назначил пост и запретил три дня им из юрт выходить, для страха запустил напоследок самый большой фейерверк. Так и сбежал Иван Северьяныч из орды.

На третий день пути странник увидел реку, людей: крестятся и водку пьют. Так он понял, что они русские. Он им и объявился. Люди эти оказались рыбаками. Они встретили его радушно и предложили ему выпить. Он стал пить и рассказывать обо всём, что с ним приключилось. Так всю ночь и просидели они. После весёлой гулянки пошёл он дальше. Так и добрался до Астрахани.

В Астрахани заработал Иван Северьяныч на поденщине один рубль и запил. Не помня, как очутился он в другом городе, попал в острог, откуда его по пересылке послали в свою губернию. Привели его в родной город, в полиции высекли и доставили в имение к графу, жена которого давно уже померла, а сам он постарел и больше не интересовался конной охотой. Батюшка отец Илья не стал его исповедовать и на три года не разрешил ему причащаться. Граф не захотел его держать у себя, его выселки, дали паспорт и пустили на оброк.

Глава первая

На святках архиерей принимает у себя за чаем семерых гостей. Архиепископ, хозяин дома, стар, болен и немощен. Речь зашла о том, что наши миссионеры неспособны к просветительской деятельности. Архиепископ не согласился, что в России Христа понимают хуже, чем в Европе.

В качестве доказательства архиепископ показал свой альбом с изображениями Христа европейских художников на библейские сюжеты (разговор Христа и самаритянки, поцелуй Иуды, фарисей с динарием)

Во всех этих картинах архиепископ обращает внимание на отражённые в лице Христа человеческие слабости: равнодушие, гадливость, презрение

В лике на иконе нет страстей, но есть выражение. Иисус на иконах прост. Народное искусство наиболее удачно поняло черты Христа, а народный дух – его характер. Об этом архиерей рассказывает правдивую историю.

Направление и жанр

Жанровая принадлежность «Тупейного художника» некоторыми литературоведами определяется как «рассказ на могиле». По мнению Л. И. Вигериной и ряда других исследователей, творение можно отнести одновременно к агиографическому и исповедальному жанрам. Литературное направление произведения — критический реализм.

История о любви талантливого художника и балерины показывает, через какие страдания приходится пройти тому, кто находится в подчинении деспотичных господ. Парадокс в том, что девушка и молодой человек пострадали безвинно, ведь они обладали способностями, которые не остались незамеченными. Не будь этих талантов, возможно, судьбы обоих сложились бы иначе. Как и другие произведения того времени, созданные в духе реализма, «Тупейный художник» — яркая иллюстрация того ужаса, который приходилось переживать крепостным, причём не только крестьянам, но и людям искусства.

Глава шестая

Первый день товарищи катили на доброй тройке. Кириак рассказывал инородческие религиозные предания, рассуждал о том, что при обращении дикарей нужно как можно меньше «обрядничать», а показывать пример праведной жизнью и не торопиться.

После ночёвки в юрте поехали на оленях, которые бежали нетвёрдо и неровно, с «задышкой». Это двухдневное путешествие было невесёлым, так что товарищи ни о чём не беседовали. К вечеру второго дня пересели на собак. Их запрягали по 15 в одни сани. Каждый ехал с проводником. Кириак хотел посадить владыку с более надёжным, но владыка сел с другим.

Поклажу разделили. Владыка взял узелок с бельём и книгами, а Кириак – мирницу, дароносицу и походную провизию.

Ехали быстро, но было неудобно. Владыка узнал, что его проводник крещён зырянином. Вечером путники поменялись проводниками, потому что тот, кого сразу посоветовал Кириак, вёз ровнее. Владыка, которого туземец называл бачка (батюшка) узнал, что этот проводник не крещён, потому счастлив. Проводник объяснил, что в крещении для него большое зло: его будут бить зайсан, шаман, лама, который ещё и сгонит олешков. У проводника уже так разорили дядю и брата, который крещён два раза, потому что крестится за других родственников, чтобы спасти их от разорения.

Крещёный брат теперь пропащий, потому что ему никто не верит: он украдёт — его поп простит. А нужно принести украденное, чтобы и человек простил, и бог.

О боге проводник знал, что он ходил по воде, топил свиней в море, был жалостлив: исцелил слепого и «рыбка народца кормил». Ничего другого из рассказанного епископом дикарь не понял.

Глава вторая

Появился Флягин на свет в Орловской губернии. Родительская семья была из крепостных, в подчинении графа. Отец Ивана Северян служил кучером при дворе, поэтому сын, можно сказать, вырос в конюшне. С детства Иван узнал о лошадях абсолютно все.

Мальчик подрос и тоже стал выполнять обязанности кучера. Однажды, когда он вез графа, на узкой дороге ему не захотела уступить путь чья-то повозка. В ней спал старый монах. Флягин, пытаясь обогнать воз, нечаянно ударил монаха кнутом по спине. Тот спросонья потерял равновесие и упал на землю. Монах попал под колеса и был раздавлен насмерть.

Делу хода не дали, но в ту же ночь погибший священник явился молодому кучеру во сне. Он смотрел на Флягина с укоризной и напророчил ему несчастную жизнь. Это пророчество звучало примерно так: Иван будет много раз находиться на краю гибели, но сможет избежать быстрой смерти, а потом острижется в монахи.

Пророчество убитого стало сбываться уже через несколько дней. Повез Флягин графа, а у подножия крутой горы у повозки отказали тормоза. Лошади, что были впереди, упали в пропасть, но задних кучер смог удержать. Графа он спас, а сам улетел куда-то вниз. Остался Иван жив лишь чудом – упал на глиняную глыбу и съехал с нее, словно на санках.

Глава пятая

Кириак сказал, что крестить язычников скорохватом, не научив, он не хочет, веру можно вызвать сердцем, а не разумом. Епископ узнал, что Кириак придерживается в жизни «главного катехизиса»: делать то, что можно сделать во славу Христа.

Кириак открыл, что инородцы до сих пор приходят к нему, чтобы он «разобрал по-христосикову» их споры, а также приходят больные за молитвой, причём многих присылают шаманы. Они помнят, как Кириак носил им в отрог «калачики» и «словцом утешал». По словам Кириака, дикари «сами не чуют, как края ризы его касаются».

В это время епископ получил извещение, что в Сибири «увеличивается число буддийских капищ и удваиваются штаты лам». Миссионеры пешком возвращались в монастыри, потому что ламы запретили давать им лошадей, оленей и собак. Они рассказали, что по степям люди боятся лам, которые богаты и дают чиновникам взятки. При этом народ нищает, потому что ламы берут с него штрафы.

Вскоре в соседней епархии объявился зырянин поп Пётр, которому удавалось окрестить множество дикарей. Кириак скорбел об этом, утверждал, что Пётр Христа кровью затопит.

Епископ не послушал Кириака и «одолжил» в соседней епархии зырянина. Через три недели Пётр использовал для крещения уже целую коробку крестов. Епископ был этому рад, а Кириак скорбел.

В сердце владыки закрались сомнения: как зырянин добивается такого результата. Епископ решил посетить отдалённые места своей паствы. В товарищи себе он выбрал опытного Кириака.

История создания

Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой. Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.

В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.

Символичность названия

Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».

Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.

Герои

Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.

Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.

Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.

  • Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
  • Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
  • Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
  • Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
  • Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
  • Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
  • Евгения Семеновна – любовница князя.
  • Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
  • Татары – обобщенный образ.
  • Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.

https://youtube.com/watch?v=fJ-IOZvtGy8

Глава первая

На святках архиерей принимает у себя за чаем семерых гостей. Архиепископ, хозяин дома, стар, болен и немощен. Речь зашла о том, что наши миссионеры неспособны к просветительской деятельности. Архиепископ не согласился, что в России Христа понимают хуже, чем в Европе.

В качестве доказательства архиепископ показал свой альбом с изображениями Христа европейских художников на библейские сюжеты (разговор Христа и самаритянки, поцелуй Иуды, фарисей с динарием)

Во всех этих картинах архиепископ обращает внимание на отражённые в лице Христа человеческие слабости: равнодушие, гадливость, презрение

В лике на иконе нет страстей, но есть выражение. Иисус на иконах прост. Народное искусство наиболее удачно поняло черты Христа, а народный дух – его характер. Об этом архиерей рассказывает правдивую историю.

Рассказ Николая Лескова «Жемчужное ожерелье»

Святочный рассказ «Жемчужное ожерелье» Лескова был опубликован в 1885 году. Требования, которые предъявляются к святочному рассказу: история должна происходить в период от Рождества до Крещения, должна быть хоть сколько-нибудь фантастична, непременно должна иметь мораль и благополучный конец. Вот такой рассказ и написал Лесков.

Трое друзей пьют чай и один из них рассказывает историю, которая произошла с его братом. К рассказчику три года назад на Святки приехал брат.

Он заявил, что ему надоела холостая жизнь, и попросил женить его срочно за две недели, и чтобы непременно, он на крещение обвенчался. Рассказчик воспринял это как легкомыслие, и посчитал, что это невозможно.

Но жена решила помочь в женитьбе брата, и в тот же день познакомила его с девушкой Машей Васильевой. Они понравились друг другу и решили быстренько пожениться.

Маша была из богатой семьи, но её отец слыл скрягой. Рассказчик с женой посчитали, что отец обманет брата и не даст за ней приданого. Но брат был по-настоящему влюблён, ему не нужно было приданое невесты. Он подарил Маше целую корзину драгоценных подарков.

Встречать Рождество два брата и жена поехали к своим будущим родственникам – невесте и ее родителям. Обрученные и обе семьи радовались, пили шампанское.Через две недели на Новый год опять собрались в доме невесты. Отец невесты при всех гостях сам надел на дочь ожерелье из жемчуга. Оно было красивое и на вид очень дорогое.

Сразу после крещения брат рассказчика и Маша обвенчались. На следующий день после венчания рассказчик с женой отправились навестить молодых. Брат рассказал им, что отец Маши прислал молодым письмо, в котором сообщалось, что жемчуг фальшивый.

Вечером отец пришёл к зятю и очень удивился тому, с каким почтением он его встретил. Отец поинтересовался у него: «Читал ли письмо?» Брат рассказчика рассмеялся и сказал, что это письмо его сосем не огорчило, но Маше не зачем знать, что ожерелье не настоящее.

Она не должна обижаться на отца и должна по-прежнему любить и почитать его. Отец Маши ещё больше удивился и посчитал, что дочери повезло с мужем.

Он сказал, что сестры Маши и их мужья узнают об этом приданном, и тогда сёстры перессорятся между собой, а это не допустимо. Тогда отец разделил все деньги на три части поровну и велел Маше подарить их сестрам от себя.

Маша этому поступку отца очень обрадовалась. Отец плакал от навалившегося на него счастья.

Заключение

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких, самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем: то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Рекомендуем ознакомиться не только с кратким пересказом «Очарованного странника», но и оценить повесть Лескова в полном варианте.

Глава десятая

Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава по ярмаркам прогремела» , пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером. Периодически у героя случаются «выходы» : мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.

Глава девятая

Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей. Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы: подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.

Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк» .

Глава одиннадцатая

Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм» : он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести» . Иван попросил его избавить от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.

Глава восьмая

Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров» . «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают» . «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет» .

В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.

Глава девятнадцатая

Голован, «сам себя не понимая» бежал от того места. По дороге ему встретился старичок. Его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Голован пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет» и рассказал свою историю.

За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.

После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: