«на железной дороге»

Анализ стихотворения «на железной дороге» ( блок). а

Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»

Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.

Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда. Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужно, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству. Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил
.

Кто она была – понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения. Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом. Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.

Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайно надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины. Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века
. Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром. К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения. Понимая всю безвыходности ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем

Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет – поезд, несчастная любовь или же предрассудки. Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть – одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставят женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью

Сегодня есть практически у каждого: произведения можно приобрести в виде сборников в книжных магазинах или ознакомиться с их электронными вариантами благодаря помощи Интернета. Однако если прочитать творения великих лириков труда не составляет, то понять их оказывается уже сложнее. Сегодня мы обратимся к произведению такого небезызвестного поэта, как Александр Александрович Блок. «На железной дороге» (анализ стихотворения будет представлен далее) — это творение во всех смыслах любопытное, и вот почему.

Стихотворение «На железной дороге». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «На железной дороге» было нашим Блоком в 1910 г. (посвящено М.П. Ивановой). Оно вот в известный цикл «Родина». В примечаниях поэт пип что оно создано под влиянием одного из эпизодов ром Л.Н. Толстого «Воскресение»: «Катюша Маслова ви и в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещение купе первого класса». Явно перекликается сюжет Блока и i стихотворением Н.А. Некрасова «Тройка». Мотив поруган н» красоты, загубленной женской судьбы является общим д) обоих произведений.

Так начинается стихотворение Некрасова. Он предрекает своей героине обыкновенную, банальную судьбу крестьянской девушки — замужество, черную и трудную работу, страдания и несчастья. Это один из вариантов (самый реальный и прозаичный) развития событий.

Блок же предлагает нам другой вариант. В его стихов творении столкновение мечты и реальности оборачивается трагедией — гибелью прекрасной молодой девушки.

Жанр стихотворения — рассказ в стихах. Открывается оно картиной гибели героини, завершается — осмыслением этой трагедии (мы имеем кольцевую композицию). Центральная же часть произведения посвящена прошлой жизни героини. Однако здесь мы не видим каких-либо конкретных нений и мотивировок ее поведения. Используя прием ретроспекции, поэт словно пытается разгадать загадку этой девушки. Однако сделать это уже невозможно.

Первая строфа фотографична, она напоминает нам газетную заметку, рассказ, очерк. Вместе с тем сцена эта у Блока противоестественна, антитеза жизни и смерти предельно насыщает ее, придавая прозаическому рассказу подлинный драматизм:

Первая строфа является своеобразным вступлением, композиционно это — первая часть стихотворения.

Вторая часть чуть-чуть приоткрывает нам страницу судьбы героини. Поэт не дает нам каких-либо подробностей, но ведущей темой становится здесь мечта девушки о счастье и трагическое осознание недостижимости его.

Исследователи отмечали, что героиня Блока противопоставлена окружающей ее реальности, т. к. в душе ее живы чувства, она способна волноваться, тосковать, страстно желать любви, горевать. Напротив, окружающий ее мир — безжизненный и пустой, мертвенный. Антитеза жизни и смерти, таким образом, получает у Блока оригинальное воплощение: погибшая девушка напоминает о жизни, а продолжающий жить мир бездушен, пропитан мертвенностью. Отношение героини к миру и мира к ней контрастно противоположно.

У нее — «жадный взор», юность, открытая для новых впечатлений, сердце, страстно жаждущее счастья, разум, устремленный к иной жизни. Но окружающий мир жесток, он равнодушен к мечтам, порывам, его не способна вдохновить красота:

В глазах проезжающих эта юная девушка становится всего лишь частью провинциального пейзажа. Пустота окружающей жизни порождает в душе ее неизбывную тоску, сопоставимую с образом поезда и железной дороги:

Дорога здесь становится еще и символом жизненного пути, символом неумолимо бегущего времени. Кульминацией противостояния мечты и реальности становятся у Блока следующие строки:

Третья композиционная часть стихотворения словно подводит итог юной загубленной жизни. Одновременно мы ощущаем здесь горячее сочувствие поэта, обличение им этого бездушного мира, в котором гибель человека способ­ на породить лишь обывательский интерес и любопытство.

Здесь звучит приговор и бездушному времени, «железному веку», ломающему человеческие судьбы. В подтексте едва уловимо звучит мотив противостояния прогресса, вечного движения вперед (железная дорога) и внутренней жизни Человека (вечной мечты о счастье):

Через судьбу героини поэт осмысливает и судьбу России (такая трактовка распространена в работах исследователей).

Стихотворение относится к городской лирике, оно написано катренами. Четырехстопный ямб чередуется здесь с пятистопным. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («тоска дорожная, железная»), сравнение («лежит и смотрит, как живая»), анафору («Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало»), олицетворение («Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая»), градацию («любовью, грязью иль колесами»).

Символизм стихотворения

Какие же скрытые смыслы заложил в свое творение Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения поэта-символиста не может не коснуться и этой категории) являет собой систему самых разнообразных смысловых комбинаций. Образы поезда и железной дороги отсылают читателя к мотиву жизненного пути, причем произведение не случайно относится к циклу «Родина», в котором и множество других стихотворений имеют в основе центрального элемента образ дороги. В этой дороге заключается история развития всей страны.

Женский образ — не только олицетворение всех загубленных русских женщин (что представляет собой качественно новый, отличный от предыдущих, взгляд поэта; это очевидно, например, в сравнении с образом Прекрасной дамы), но и символ самой России.

Не случайно девушка отдавала «так много» поклонов проезжающим поездам (мотив идолопоклонничества), не просто так написана строка «Давно уже сердце вынуто!» (мотив жертвоприношения). Все это отсылает читателя к язычеству, столь характерному для начальных этапов становления Руси. Несмотря на трагичный исход, героиня описывается поэтом как живая, а значит, страшного предзнаменования для будущего всего государства Блок не делал. Наоборот, несмотря на ощущение ключевого преломления эпох, он продолжал верить в красоту «нищей России», уважал ее внутреннюю чистоту и святость точно так же, как уважает это в погибшей девушке.

Таким образом, анализ стихотворения «Железная дорога» (Блок), кратко или полно представленный (в зависимости от необходимости), отражает огромную жизнеутверждающую силу.

Размышления поэта и реальные случаи женских смертей

Еще одним импульсом к созданию стихотворения послужили личные мысли поэта, которыми он поделился в письме со своим другом, Евгением Ивановым. Александр Александрович писал о том, как безразлично он наблюдал за людьми, словно проносившимися перед ним в поезде. Он же одиноко стоял на платформе и видел их — веселых, грустных, скучных, пьяных… Позже, в 1910 году, и Евгений поделился с поэтом виденной лично им историей о том, как однажды, проезжая мимо Стрельнинских парков, он увидел рядом с канавой молодую девушку, почти подростка (13-15 лет), которая отравилась. Собравшиеся зеваки-дачники стояли поодаль от нее.

Именно сестре Иванова и близкой подруге матери Блока, Марии Павловне, которую поэт безмерно уважал за ее доброту и отзывчивость, и посвящено данное творение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: