Анализ стихотворения «Она не погибнет – знайте…» (Зинаида Гиппиус «Нет»)
Зинаида Николаевна Гиппиус – русский литератор серебряного века. Писала художественные произведения, стихотворения, занималась литературной критикой и эссеистикой. Основным направлениям творчества был символизм. Зинаида Николаевна часто работала в паре с мужем Дмитрием Мережсковским, создавая эксцентричный дуэт того времени.
История создания
Стихотворение «Она не погибнет – знайте» Зинаида Николаевна написала в 1918 году, выразив, таким образом, свое отношение к революции. Поэтесса не была против изменения государственного управления, она была против крови, против смерти и против войны.
Стихотворение вошло в сборник с красноречивым названием «Последние стихи».
В 1920 году это же стихотворение вышло в сборнике «Походные песни» авторства Антона Кирши, только называлось уже «Знайте!».
Жанр
Произведение «Нет» написано трехстопным дольником и имеет перекрестную рифмовку. По своей сути стихотворение можно отнести к неклассической оде, так как есть восклицания и торжественность в произведении. Стилистика произведения – модернистский символизм, любимый стиль поэтессы.
Композиция
Произведение «Она не погибнет – знайте» содержит два четверостишья, которые по смыслу можно разделить на три части.
В первой части автор раскрывает нам тему основного сюжета произведения:
«Она не погибнет, Россия…»
Во второй части акцент ставится на разъяснения основной мысли поэтессы:
«И мы не погибнем – верьте!»
В заключительной части Гиппиус делает свои выводы, которыми старается воодушевить своего читателя и дать надежду на спасенье:
«И близко ее воскресенье».
Символика произведения
Главный образ в стихотворении – это Россия, с ее величественными полями и бессмертной душой. Именно такой Зинаида Николаевна ее хочет видеть, именно в спасение «своей» России она верит и делится своей верой с читателями.
Лирический герой произведения сама поэтесса воспевающая величие своей страны, ради которой стоит сражаться. Зинаида Гиппиус говорит, о том, что все смогут спастись, если будут верить, но не это самое главное, а главное страна, которая должна воскреснуть.
Произведение «Нет» короткое, но благодаря своей законченной мысли и силе духа вложенного в него, оно производит неизгладимое впечатление на читателя, рождая в нем чувства и эмоции настоящего патриота.
Художественные приемы
- эпитеты: «золотые поля»;
- цветовой символизм: «золото»;
- олицетворения «Россия воскреснет»;
- повторение: «верьте»:
- восклицания.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Темы, проблемы, настроение
Можно выделить четыре основные темы, вокруг которых вращается всё творчество Гиппиус: Бог, Любовь, Человек, Смерть.
Поздняя лирика автора, как было отмечено выше, выделяется своей общественно-политической направленностью, частым обращением к теме человека, к его ответственности за свои взгляды и свои поступки. В ней так же просматривается тема любви, но любовь эта сплетена с патриотизмом, это нежное чувство обращено к угасающей «её России».
Поначалу Зинаида Николаевна с мужем воспринимали грядущие изменения с неким энтузиазмом, с трепетом и восторгом, рассматривая их как путь к свободе, к демократии, но дальнейшие события, которые отличались явно выраженным пренебрежением к гуманистическим идеям, сломали их представление о революции.
Все эти идейные трансформации нашли своё отражение в произведениях поэтессы. Негодование и гнев! Отныне этими эмоциональными красками окрашена лирика автора, теперь Гиппиус – это поэт-гражданин, которая докопалась до «звериной» сути большевиков.
В это время Зинаида Гиппиус в своих произведениях поднимает проблему личностного бытия, существования общества в сложившихся обстоятельствах, проблему сосуществования отдельной личности и нынешнего общества.
Настроение данных стихотворений, в частности стихотворения «Так есть», патриотическое. Данные стихи – это страстный порыв, отчаянное желание крикнуть всем: «Что Вы творите?!».
Зинаида Гиппиус — Смотрю на море жадными очами ( Бессилие )
Smotryu na more zhadnymi ochami, K zemle prikovanny, na beregu. Stoyu nad propastyu — nad nebesami, — I uletet k lazuri ne mogu.
Ne vedayu, vosstat il pokoritsya, Net smelosti ni umeret, ni zhit. Mne blizok Bog — no ne mogu molitsya, Khochu lyubvi — i ne mogu lyubit.
Ya k solntsu, k solntsu ruki prostirayu, I vizhu polog blednykh oblakov. Mne kazhetsya, chto istinu ya znayu — I tolko dlya neye ne znayu slov.
Cvjnh/ yf vjht ;flysvb jxfvb, R ptvkt ghbrjdfyysq, yf ,thtue/// Cnj/ yfl ghjgfcnm/ — yfl yt,tcfvb, — B ektntnm r kfpehb yt vjue/
Yt dtlf/, djccnfnm bkm gjrjhbnmcz, Ytn cvtkjcnb yb evthtnm, yb ;bnm/// Vyt ,kbpjr ,ju — yj yt vjue vjkbnmcz, [jxe k/,db — b yt vjue k/,bnm/
Z r cjkywe, r cjkywe herb ghjcnbhf/, B db;e gjkju ,ktlys[ j,kfrjd/// Vyt rf;tncz, xnj bcnbye z pyf/ — B njkmrj lkz ytt yt pyf/ ckjd/
Интересные факты о знаменитой поэтессе
Внешность Зинаиды Николаевны Гиппиус, как и ее творчество, были поистине уникальны и неповторимы. Новых знакомых поражал ее яркий и неординарный внешний вид — густые локоны с медным отливом, миндалевидные зеленые глаза, худоба и необычные наряды. Однако еще более экстравагантным было ее поведение.
Критиков приводили в бешенство известные всей России строки:
Первое впечатление о Зинаиде складывалось неоднозначное. Многие литературоведы отмечают, что Гиппиус казалась высокомерной и холодной особой. Она умела добиться от толпы восхищения и вела себя как королева. Но при этом внутри она оставалась чутким и добрым человеком. Именно она помогла обрести известность многим талантливым поэтам, в числе которых были Сергей Есенин, Осип Мандельштам, Александр Блок. С последним она разорвала отношения после начала Октябрьской революции.
Зинаида питала слабость к мужскому образу. Некая маскулинность ее характера резко констатировала с нежным нравом ее супруга. Она часто использовала мужские псевдонимы, писала стихи от лица мужчины. А порой появлялась на публике в мужских костюмах и с ярким макияжем.
Анализ стихотворения «Все кругом»
Анализ лирического произведения «Все кругом» З. Гиппиус Страшное, грубое, липкое, грязное, а Жёстко тупое, всегда безобразное, а Медленно рвущее, мелко-нечестное, б Скользкое, стыдное, низкое, тесное, б Явно-довольное, тайно-блудливое, а Плоско-смешное и тошно-трусливое, а Вязко, болотно и тинно застойное, б Жизни и смерти равно недостойное, б Рабское, хамское, гнойное, чёрное, а Изредка серое, в сером упорное, а Вечно лежачее, дьявольски косное, б Глупое, сохлое, сонное, злостное, б Трупно-холодное, жалко-ничтожное, а Непереносное, ложное, ложное! а Но жалоб не надо. Что радости в плаче? б Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. б
Сначала, признаться, я решила взять стихотворение футуриста. Ничего удивительного, ведь футуристы оригинальны во всем — начиная с внешнего вида и заканчивая новаторством в поэзии. Но немного поразмышляв, решила, что символисты гораздо ближе мне по духу. Таким образом, выбор пал на яркую представительницу символизма — Зинаиду Гиппиус. Стихотворение «Все кругом» было написано в 1904 году. Изучив хронологию событий в России за этот год, я выяснила, что ничего особенного, кроме начала Русско-японской войны, не было. Так как поэзия Гиппиус все-таки исторична, можно было предположить, что написание стихотворения как-то связано с конфликтом. Но думаю, смысл стиха куда шире. Название «Все кругом» необъятное. Оно включает в себя буквально все! Отношения между людьми, между простым народом и властью, условия проживания этих людей, социальное неравенство и т.д. Каждый найдет в нем что-то свое. Это стихотворение вызывает во мне бурю эмоций. Я думаю, что это очень сильное произведение. В голове мгновенно всплывают яркие, в большинстве своем, какие-то отвратительные картинки, вызванные обилием «нелестных» прилагательных. Ураган беспорядочных цветов и эмоций. Скорее всего, автор была в очень эмоциональном состоянии и, желая выпустить возмущение наружу, написала это произведение. Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая — очень эмоциональная, довольно красочная и немного безумная смесь определений. В глаза сразу бросаются несколько окказионализмов: мелко-нечестное, явно-довольное, тайно-блудливое, плоско-смешное, тошно-трусливое и т.д. Гиппиус, для еще большей выразительности, соединила по два определения, которые обычно используются отдельно. Первая часть строится исключительно на прилагательных и наречиях. Вторая же, в отличие от первой, пронизана безграничной верой в светлое будущее:
Но жалоб не надо. Что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
Но, неизвестно почему, мне мерещится некоторая ирония. Быть может, она на самом деле здесь присутствует, а может быть, это чувство вызывает резкий контраст между частями. Точно судить не могу. В стихотворении, по разным источникам, есть либо одна, либо две строфы. Я все-таки решила, что их две и делятся они точно так же, как и смысловые части. В первой строфе 14 строк, во второй- всего 2. Рифма здесь — смежная. В стихотворении используется два размера — дактиль (в первой строфе) и амфибрахий (во второй):
Страшное, грубое, липкое, грязное _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (дактиль)
Но жалоб не надо. Что радости в плаче? _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (амфибрахий)
Уже упоминалось, что в первой строфе используется дактиль. А в дактиле, как известно, ударение падает на первую часть. Из этого можно выстроить довольно интересную теорию. Первая строфа, в ней дактиль (с ударением на первую часть)- начало истории. Вторая строфа, как середина рассказа, а в ней амфибрахий (с ударением на вторую часть). Финал, к сожалению, неизвестен, но думаю, он был бы написан с помощью анапеста.
Стихотворение имеет слегка резковатое, на мой взгляд, звучание. Думаю, это вызвано одиночными словами. В произведении, среди употребляемых частей речи, чаще всего встречаются прилагательные и наречия. С помощью этого, слегка необычного, приема достигается очень интересная атмосфера всего стихотворения в целом. Автор также дважды использует рефрен:
Непереносное, ложное, ложное! И Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
Первый рефрен подчеркивает особую ложность того, о чем пишет. А с помощью второго, скорее всего, пытается убедить саму себя в том, что в итоге все изменится к лучшему. Нужно признать, что это стихотворение нравится далеко не всем. Не понимаю почему. На мой взгляд- оно просто потрясающее, так как вызывает множество эмоций. Произведение являет собой некоторое новаторство. Я больше нигде не видела, чтобы большая часть стиха состояла лишь из определений. Как писал о Гиппиус Сергей Маковский: «Она вся была – «наоборот», вызывающе, не как все». И это полностью подтверждается в данном стихотворении.
Композиция
Стихотворение «Так есть» состоит всего из 4 строк, но оно несёт в себе мощную энергетику, оно ёмкое, лёгкое по звучанию и тяжёлое по содержанию, оно бьёт правдой по ушам.
Композиционно его можно разделить так же, на четыре части, отметив то, что оно построено по принципу градации.
Всё стихотворение «Так есть» – это размышление поэтессы. Мысли сменяют друг друга последовательно, но не плавно, а резко, отрывисто, что может говорить об авторе произведения, как о человеке конкретном, уверенном, бесстрашном.
Первая строка – это констатация всем известного факта. Зинаида Николаевна начинает своё рассуждение с самого простого и элементарного.
Следующая строка также несёт довольно естественную мысль. «Зверь» — человек, не уважающий чувства других людей, руководствующийся только своими низшими потребностями. Лирический герой стихотворения «Так есть» данными строками чётко обозначает свою позицию по поводу таких «зверей».
Данная строка, довольно жуткого содержания, передаёт готовность автора к обороне, к защите себя и своих близких от беспринципных, от безжалостных, от тех, кто хуже «зверя», от тех, кого в страшные годы революции было бесчисленное множество.
Эта строка несёт в себе всю боль, отчаянье, печаль, скопившиеся за время революции в душе автора. Такой эмоциональный комплект несла в себе не только Зинаида Николаевна, но именно она смогла лаконично, точно, ёмко передать его в данном стихотворении. Данная строка является отражением мировосприятия очень многих людей того времени, которые поспешно покидали уже «не свою» Россию, которым было не суждено вернуться на Родину.
Зинаида Гиппиус биография кратко
Зинаида Гиппиус краткая биография поэтессы, представительницы Серебряного века русской поэзии, кратко изложенные в этой статье.
Зинаида Гиппиус биография кратко
Зинаида Николаевна Гиппиус появилась на свет в городе Белеве 8 ноября 1869 года в дворянской семье. Ее отец был знаменитым юристом и служил обер-прокурором в Сенате. Из-за служебных переводов Николая Романовича семья жила в частых переездах – Тула, Саратов, Харьков, Нежин. Гиппиус получила домашнее образование, которое сама считала «бессистемным», но уже с раннего возраста много читала и писала «тайные» дневники. Одновременно увлекалась музыкой, живописью, танцами и особенно верховой ездой. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет
В 1880 году отец будущей поэтессы получил должность судьи, и они вновь переезжают в город Нежин. Здесь Зинаида пошла в женский местный институт, где, как надеялись родители, она получит нормальное образование. Спустя год внезапно от туберкулеза скончался отец Гиппиус. Девушка на полгода закрылась в себе и перестает посещать институт. После его смерти от туберкулеза, которая произвела на 12-летнюю Гиппиус сильное впечатление, отразившееся впоследствии в ее поэзии, мать с детьми (у Зинаиды было три младших сестры) перебралась Москву. Но вскоре у Зинаиды тоже обнаружили туберкулез, из-за этого семья переехала из Москвы в Ялту, а потом к брату в Тифлис.
В 1888 году под псевдонимом «З. Г.» выходят ее первые произведения. Летом того же года она познакомилась с Мережковским, который впоследствии изменит ее жизнь. Вскоре они поженились, и вместе прожили 52 года.
В 1890 году она создала прозу «Простая жизнь», рассказывающую о женщине, которая влюбилась в 2-ух мужчин из разных слоев общества. Тематика написанного «способствовала» тому, что прозу долго не хотели печатать ни в одном журнале. Ее премьера состоялась в «Вестнике Европы» (и все благодаря Мережковскому). Вдохновленная маленькой победой, поэтесса Зинаида Гиппиус создает «Два сердца», «В Москве», «Без талисмана», «Мелкие волны». Редакторы журналов уже сами стают в очередь с предложением издаваться у них.
Гиппиус вместе со своим другом Мережковским была сторонницей Февральской революции и верила, что она освободит народ от насильственной власти. Супруги поддерживали революционеров, а их квартира была филиалом Государственной Думы, где каждый вечер проходили дебаты и обсуждения. В этот период вышли сборники такие рассказов как «Черное по белому» «Лунные муравьи»,романы «Чертова кукла» и «Роман-царевич». В произведениях поэтесса утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.
Влед за Февральской последовала Октябрьская революция, после которой пара вынуждена была бежать: сначала в Польшу, потом во Францию. В 1927 году Зинаида Гиппиус создает общество «Зеленая лампа» в Париже. Оно должно было сплотить эмигрантов-писателей, вынужденных покинуть родную страну. Собрания общества были закрытыми, гости приглашались по списку. Среди постоянных участников значились Марк Алданов, Борис Зайцев, Алексей Ремизов, Иван Бунин, Николай Бердяев и Надежда Тэффи.
После смерти мужа Зинаида Николаевна была немного не в себе. Сначала она с трудом восприняла его смерть, даже хотела покончить с собой, выбросившись из окна. Затем вдруг успокоилась, говоря, что Дмитрий Сергеевич жив, даже разговаривала с ним.
Она пережила его на несколько лет. Зинаида Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года, ей было 76.
Поражать, притягивать и очаровывать
В эмоциональном плане у Зиночки было развито стремление выделиться, казалось бы такая черта личности характерна для многих подростков. Но дело было не в ее качестве, а в количественном выражении, в интенсивности этого стремления. «Ей очень хотелось поражать, притягивать, очаровывать, покорять.
В те времена, в конце XIX века, не было принято так увлекаться косметикой, как это после первой мировой войны начали делать женщины во всех странах мира. А Зинаида румянилась и белилась густо, откровенно, как делают актрисы для сцены. Это придавало ее лицу вид маски, подчеркивало ее выверты, придавало искусственность. И движения у нее были странные, под углом. Когда она двигалась, ее длинные руки и ноги вычерчивали геометрические фигуры, не связанные с тем, что она говорила».
Гиппиус любила оригинальничать, что само по себе большим «грехом» считать нельзя: «Мне мило отвлеченное: им жизнь я создаю». Но все хорошо к месту. Летом 1888 года 18-летняя Гиппиус познакомилась в Боржоми с 22-летним поэтом Дмитрием Мережковским. Через полгода в Тифлисе они обвенчались, и вот что она вскоре пишет: «Наш день прошел, как вчерашний… Д. С. ушел к себе в гостиницу довольно рано, а я легла спать и забыла, что замужем. Да так забыла, что на другое утро едва вспомнила, когда мама, через дверь, мне крикнула: “Ты еще спишь, а уж муж пришел! Вставай!”»
Молодожены сразу решили, что детей у них не будет и главное в их браке – «притяжение душ, а отнюдь не зов тела». Более того, в условия брачного договора было записано еще одно: «супруги условились, что их возвышенное любовное общение будет осуществляться лишь в сфере духовной и будет очищено от всякой “телесной грязи”».
Анализ стихотворения «Все кругом»
Анализ лирического произведения «Все кругом» З. Гиппиус Страшное, грубое, липкое, грязное, а Жёстко тупое, всегда безобразное, а Медленно рвущее, мелко-нечестное, б Скользкое, стыдное, низкое, тесное, б Явно-довольное, тайно-блудливое, а Плоско-смешное и тошно-трусливое, а Вязко, болотно и тинно застойное, б Жизни и смерти равно недостойное, б Рабское, хамское, гнойное, чёрное, а Изредка серое, в сером упорное, а Вечно лежачее, дьявольски косное, б Глупое, сохлое, сонное, злостное, б Трупно-холодное, жалко-ничтожное, а Непереносное, ложное, ложное! а Но жалоб не надо. Что радости в плаче? б Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. б
Сначала, признаться, я решила взять стихотворение футуриста. Ничего удивительного, ведь футуристы оригинальны во всем — начиная с внешнего вида и заканчивая новаторством в поэзии. Но немного поразмышляв, решила, что символисты гораздо ближе мне по духу. Таким образом, выбор пал на яркую представительницу символизма — Зинаиду Гиппиус. Стихотворение «Все кругом» было написано в 1904 году. Изучив хронологию событий в России за этот год, я выяснила, что ничего особенного, кроме начала Русско-японской войны, не было. Так как поэзия Гиппиус все-таки исторична, можно было предположить, что написание стихотворения как-то связано с конфликтом. Но думаю, смысл стиха куда шире. Название «Все кругом» необъятное. Оно включает в себя буквально все! Отношения между людьми, между простым народом и властью, условия проживания этих людей, социальное неравенство и т.д. Каждый найдет в нем что-то свое. Это стихотворение вызывает во мне бурю эмоций. Я думаю, что это очень сильное произведение. В голове мгновенно всплывают яркие, в большинстве своем, какие-то отвратительные картинки, вызванные обилием «нелестных» прилагательных. Ураган беспорядочных цветов и эмоций. Скорее всего, автор была в очень эмоциональном состоянии и, желая выпустить возмущение наружу, написала это произведение. Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая — очень эмоциональная, довольно красочная и немного безумная смесь определений. В глаза сразу бросаются несколько окказионализмов: мелко-нечестное, явно-довольное, тайно-блудливое, плоско-смешное, тошно-трусливое и т.д. Гиппиус, для еще большей выразительности, соединила по два определения, которые обычно используются отдельно. Первая часть строится исключительно на прилагательных и наречиях. Вторая же, в отличие от первой, пронизана безграничной верой в светлое будущее:
Но жалоб не надо. Что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
Но, неизвестно почему, мне мерещится некоторая ирония. Быть может, она на самом деле здесь присутствует, а может быть, это чувство вызывает резкий контраст между частями. Точно судить не могу. В стихотворении, по разным источникам, есть либо одна, либо две строфы. Я все-таки решила, что их две и делятся они точно так же, как и смысловые части. В первой строфе 14 строк, во второй- всего 2. Рифма здесь — смежная. В стихотворении используется два размера — дактиль (в первой строфе) и амфибрахий (во второй):
Страшное, грубое, липкое, грязное _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (дактиль)
Но жалоб не надо. Что радости в плаче? _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (амфибрахий)
Уже упоминалось, что в первой строфе используется дактиль. А в дактиле, как известно, ударение падает на первую часть. Из этого можно выстроить довольно интересную теорию. Первая строфа, в ней дактиль (с ударением на первую часть)- начало истории. Вторая строфа, как середина рассказа, а в ней амфибрахий (с ударением на вторую часть). Финал, к сожалению, неизвестен, но думаю, он был бы написан с помощью анапеста.
Стихотворение имеет слегка резковатое, на мой взгляд, звучание. Думаю, это вызвано одиночными словами. В произведении, среди употребляемых частей речи, чаще всего встречаются прилагательные и наречия. С помощью этого, слегка необычного, приема достигается очень интересная атмосфера всего стихотворения в целом. Автор также дважды использует рефрен:
Непереносное, ложное, ложное! И Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
Первый рефрен подчеркивает особую ложность того, о чем пишет. А с помощью второго, скорее всего, пытается убедить саму себя в том, что в итоге все изменится к лучшему. Нужно признать, что это стихотворение нравится далеко не всем. Не понимаю почему. На мой взгляд- оно просто потрясающее, так как вызывает множество эмоций. Произведение являет собой некоторое новаторство. Я больше нигде не видела, чтобы большая часть стиха состояла лишь из определений. Как писал о Гиппиус Сергей Маковский: «Она вся была – «наоборот», вызывающе, не как все». И это полностью подтверждается в данном стихотворении.
Срочно нужен анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Все кругом»
Константин Мате
Мастер (1265), закрыт 3 года назад
Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно довольное, тайно блудливое, Плоско смешное и тошно трусливое, Вязко, болотно и тонно застойное, Рабское, хамское, гнойное, черное. Изредко серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глубпое, сохлое, сонное, злостное, Трупно холодное, жалко ничтожное, Непереносное, ложное, ложное! Но жалом не нодо; что радости в плаче?
Тёма
Знаток (312) 6 лет назад
Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус — «Все кругом»
Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях. Рассудочно – холодное осмысление сущего постоянно смешивалось с жалобными мотивами смиренности и сентиментальности. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) родилась в небогатой дворянской семье, в городке Белеве Тульской губернии. Но детство и юность ее прошли преимущественно в северной столице, где родители предпочитали жить большую часть года. Там же, после окончания женской гимназии, начинающая поэтесса познакомилась со студентом университета Д. Мережковским, за которого вскоре вышла замуж. В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии. Художнические интересы Гиппиус были широки: она писала лирические стихи и романную прозу, охотно выступала с критическими статьями, вместе с Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала литературный журнал “Новый путь”. Высокая, интеллигентная талантливость Мережковских снискала им уважение в культурных кругах Петербурга. Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, А. Н. Толстой и другие. Позднее, Когда супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году). их друзьями стали И. Бунин и А. Куприн. Лирика Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала текущего столетия. Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее явлений: Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко – тупое, всегда безобразное, Медленно – рвущее, мелко – нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно – довольное, тайно – блудливое, Плоско – смешное и тошно – трусливое, Вязко, болотно, и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское… Все кругом.
Светлана Попова
Профи (962) 6 лет назад
Композиция
Данное произведение содержит 8 строк. Стихотворение «Нет» можно разделить на три композиционные части, что характерно для жанра оды.
Первая часть – вступление, обозначение главной темы.
Открыто и уверенно эти строки заявляют об основной теме всего произведения.
Вторая часть – это разъяснения, уточнения.
Данные строки очень лаконично, обобщающе, но ярко дают характеристику предмету воспевания, то есть России. Всего три строки, которые передают чистую любовь, негасимое восхищение своей Родиной, верой в неё, верой в её победу над невзгодами.
Третья часть – заключение, вывод.
Эмоционально сильное завершение стихотворения, которое в читателя вселяет такую же сильную, горячую веру в Россию, как у автора.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Нет» — это вдохновляющий своей уверенностью человек, патриот, у которого «горят глаза», который любит свою Родину и верит в неё.
Правильным будет начать рассуждение об образах и символах произведения с названия, в котором заключён основной смысл стихотворения. «Нет» — это нежелание верить в падение, в гибель России, это вера в её величие, в её стойкость и нерушимость.
Почему автор во второй композиционной части заостряет внимание читателя именно на «полях»? Возможно, потому, что издавна они были гордостью нашего края, богатством. Именно поэтому они «золотые»!. Золотой цвет – это возвышенный цвет, впитавший в себя солнечный свет; золото – это символ власти, величия
Также золото часто символизирует сердце, что вполне сопоставимо с контекстом стихотворения. Поля России – это её сердце, её душа. Россия предстаёт перед читателем в образе человека! Она живая! Сильная, величественная, непобедимая! Олицетворение России можно воспринять как доказательство безукоризненной любови автора к своей Родине!
Золотой цвет – это возвышенный цвет, впитавший в себя солнечный свет; золото – это символ власти, величия. Также золото часто символизирует сердце, что вполне сопоставимо с контекстом стихотворения. Поля России – это её сердце, её душа. Россия предстаёт перед читателем в образе человека! Она живая! Сильная, величественная, непобедимая! Олицетворение России можно воспринять как доказательство безукоризненной любови автора к своей Родине!