Анна ахматова сероглазый король история создания. анализ стихотворения ахматовой сероглазый король. анализ стихотворения «сероглазый король» ахматовой

Анализ стихотворения а. а. ахматова «сероглазый король»

Жанр, рифма, тема и тропы

Стихотворение можно отнести к жанру баллады, так как в нём много её признаков – образы средневековья, таинственность сюжета, загадка преступления и т д.

Размер стиха – это четырехстопный дактиль.

Рифмовка парная (ал – сказал, принесли – нашли), где доминирует мужская рифма.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (сероглазый король, безысходная боль, вечер осенний, старый дуб, работа ночная, серые глазки).
  2. Инверсия (вечер осенний).
  3. Метафора (шелестят тополя).

Отметим также риторические обращения и восклицания, с последнего стих начинается, придавая ему с первых строк нужную в разумении Ахматовой динамику.

Косвенные доказательства

Воодушевлённые этой версией, биографы начали искать косвенные подтверждения своей сенсационной гипотезы.

В итоге они предположили, что знакомство пары могло произойти в Царском селе, где окна дома Ахматовой смотрели прямиком на Александровский дворец – резиденцию императорской семьи, парки которой были открыты для свободного посещения.

По мнению Евсевьевых, именно связью с венценосной особой объясняется стремительный успех дореволюционного творчества Ахматовой, которая самолично называла стихи из сборников «Вечер» (1912) и «Четки»(1914) «беспомощными», в то время как официальные критики пели им дифирамбы.

Вероятно, никто из них не осмеливался дать правдивую оценку литературному таланту Анны лишь из боязни прогневить её любовника Николая II.

Кстати, как предполагают, некоторые биографы, именно из-за романтических отношений с императором Ахматова всю жизнь испытывала магическое влечение к мужчинам с именем Николай: так звали двух её мужей – Гумилёва и Пунина, а также любовника Недоброво.

Царские амбиции

Ища причину, по которой Анна Горенко выбрала в качестве псевдонима фамилию Ахматова, которая принадлежала её прабабушке, а например не Стогова (девичья фамилия матери), Мотовилова или Воронина (фамилии бабушек), Евсевьевы отмечают её царские амбиции.

Согласно изысканиям самой Анны фамилия её бабушки по материнской линии свидетельствовала о её принадлежности к известному ханскому роду борджигинов, к которому восходил своими корнями Чингисхан.

Побывав в роли императорской фаворитки Анна, вероятно, хотела продемонстрировать всем и своё высокое происхождение, поэтому и стала подписываться псевдонимом Ахматова.

Кроме того, все знавшие поэта лично, непременно отмечали авантажность её манер, которые она «простая мещанка», скорее всего, переняла от своего аристократического покровителя.

Писатель Корней Чуковский, описывая образ Ахматовой отмечал: «В ее глазах, в осанке и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая особенность ее личности: величавость царственная, монументально важная поступь…», а сын – Лев Гумилёв, часто одёргивал родительницу словами: «Мама, не королевствуй!».

Эмигрантская версия

Мысль заострить внимание на стихотворных образах Ахматовой Евсевьевым подали представители «белой» эмиграции, с которыми они сблизились во время проживания в Провансе. Лично знакомые с Анной и многими представителями петербургского бомонда начала XX века, они настаивали на том, что между поэтом и императором в 1910-х годах существовала страстная любовная связь

Вера Булыгина, представлявшаяся юношеской подругой Ахматовой, утверждала, что последняя, буквально сходила с ума по правителю, ревнуя его к прежней пассии – балерине Матильде Кшесинской.

Будучи тайной фавориткой Николая II Ахматова сожалела о своём высоком росте, с завистью мечтая о миниатюрных и женственных параметрах танцовщицы.

Кроме того масло в огонь подлила изданная в 1934 году в Берлине сатирическая книга Юрия Анненкова «Повесть о пустяках», в которой Евсевьевы обнаружили цитату: «Вся литературная публика в те годы судачила о романе Николая II и Ахматовой».

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Структурный анализ стихотворения

Тема запретной любви и загадочного преступления, средневековые образы, таинственные события, стихотворный размер, наличие прямой речи – все эти признаки позволяют отнести произведение к жанру баллады. Использование трехсложных стоп, состоящих из двустиший с парными мужскими рифмами, также характерно для английского фольклора.

Повествование начинается с сообщения о смерти. В дальнейших строфах можно наблюдать развитие действия, появление новых персонажей. Простой язык и ясность изложения дают понять отношение лирической героини к происходящему. Шестая строфа выступает кульминацией: несчастная женщина с нежностью сообщает о ребенке с серыми глазами.

Ахматова использует такие средства выразительности, как метафора, гипербола, эпитет.

Ярко и точно показав скрытое горе, тоску по любимому мужчине, невозможность что-либо изменить, душевную боль, ощущение одиночества, поэтесса создала один из лучших образцов лирики Серебряного века.

Анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король»

Стихотворение «Сероглазый король», написанное Анной Ахматовой в 1910 году, является, пожалуй, одним из наиболее загадочных лирических произведений поэтессы. До сих пор критики спорят о том, кому именно оно было посвящено, и кто был тем таинственным королем, смерть которого произвела на Ахматову столь неизгладимое впечатление.

В окружении молодой поэтессы, которая к этому времени была полностью погружена в семейный быт и даже не думала об издании своего первого сборника стихов, не было ни одного мужчины, который мог бы подходить под описание «сероглазого короля». Поэтому существует предположение, что он, как и многие другие герои произведений Ахматовой, является поэтическим вымыслом. А сама идея воплотить в стихах образ рыцаря навеяна свадебным путешествием по Европе. Поэтому неудивительно, что стихотворение «Сероглазый король» по своей форме напоминает старинную балладу. Однако его содержание переносит читателя в два параллельных мира, которые по воле автора неожиданно пересекаются.

Таинственный король, погибающий на охоте, привносит в жизнь автора «безысходную боль», которая резко контрастирует с равнодушием окружающего мира . Даже тот факт, что эту печальную весть приносит не кто иной, как муж, вычитавший новость из газет, лишь подчеркивает, что никому нет дела до того, что же на самом деле испытывает героиня этого стихотворения, с которой себя олицетворяет Ахматова. Ее супруг, представленный в произведении, как вполне спокойный и уравновешенный человек, предпочитает жалеть не собственную супругу, а вдову-королеву, так как «за ночь одну она стала седой». И это – первый намек на то, что семейная жизнь Ахматовой весьма далека от идеала. Но со свойственным любой женщине стремлением представить себя в более выгодном свете, в личных проблемах поэтесса подспудно винит именно супруга, к которому испытывает лишь дружеские чувства, а не любовь.

Истинный ее возлюбленный, мифический сероглазый король, мертв. Таким нетривиальным образом Ахматова пытается поставить точку на собственном счастье, считая, что замужней женщине не пристало заводить романы на стороне, если ее брак оказался неудачным . Однако в стихах поэтесса дает волю своей фантазии и намекает на то, что серые глаза ее дочери – прощальный подарок умершего короля, вымышленного героя-любовника, которого она оплакивает в душе, еще не осознавая, что тем самым разрушает и без того хрупкое равновесие семейной жизни.

Написанное в декабре 1910 года, стихотворение «Сероглазый король» было опубликовано годом позже в журнале «Апполон», а потом вошло в состав первого сборника Ахматовой «Вечер».

Любовь — основной мотив многих творений поэтессы, но среди лирических произведений раннего периода «Сероглазый король» выделяется пронзительностью, лаконичностью и глубиной. Популярность сочинения подтверждают многочисленные попытки сделать положение текста на музыку.

Исследователи до сих пор гадают: кто явился прототипом погибшего возлюбленного героини? Существовал ли в реальности тайный сероглазый любовник? Ни одна из версий не находит подтверждения, возможно, образ короля — это поэтический вымысел.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Близнецы Тургенева 7 класс Это стихотворение, точней, белый стих Ивана Тургенева передаёт то самое (неоднозначное, странное, даже жуткое) ощущение, которое испытал сам автор.
  • Анализ стихотворения Пушкина Демон 9, 10 класс Название «Демон» ассоциируется в основном со стихотворением Лермонтова. И всё же произведение Пушкина также ценно, глубоко и эмоционально. Это стихотворение поражает ритмом (написано четырехстопным ямбом), зарядом энергии
  • Анализ стихотворения Долго снились мне вопли рыданий твоих Фета Афанасий Фет, находясь в молодых годах, переживает страстные и бурные отношения с Марией Лазич. Из-за финансовых соображений, он отказывается от любимой и женится на другой. Он не может выбрать ее из-за скромного
  • Анализ стихотворения Жуковского Лесной царь 8 класс сочинение Василий Андреевич Жуковский внес в жанр баллады элементы романтизма, и этот жанр стал для него любимым. В основу сюжетов его произведений легли старинные предания и легенды разных народов.
  • Анализ стихотворений Сурикова

Анализ стихотворения «Сероглазый король» Ахматовой

Детские и юношеские годы А. Ахматовой прошли в счастливой и безоблачной атмосфере. Ее окружали одаренные творческие люди. Она сама получила прекрасное образование, увлекалась искусством, рано начала писать стихи. Девушка обладала очень тонкой возвышенной душой, часто мечтала. В 1910 г. она вышла замуж за Н. Гумилева. Примечательно, что свое согласие Ахматова дала после долгих лет ухаживания и даже попытки самоубийства своего будущего мужа. Она никогда не скрывала, что не любит Гумилева, а пошла на брак только из жалости. Вскоре после свадьбы Ахматова написала стихотворение «Сероглазый король». Литературоведы долгое время пытались определить, кому оно было посвящено. В результате общепризнанным стало версия, что произведение не имеет реального адресата. Оно символизирует крушение волшебных надежд поэтессы в связи с браком. Несмотря на холодное отношение к мужу, Ахматова всегда заявляла о своей непогрешимой верности семье.

Произведение написано в жанре сказочной баллады. С первых строк удивляет «безысходная боль», которую испытывает лирическая героиня при известии о смерти «сероглазого короля». Складывается впечатление о наличии какой-то тайной связи. Сообщение о смерти приносит муж героини, который относится к нему совершенно равнодушно. Единственное проявление чувств – жалость к вдове короля, которая «за ночь… стала седой». Да и эта жалость выглядит как стандартное изъявление соболезнования. Распорядок дня мужа не нарушен, он берет свою трубку и спокойно уходит на «работу ночную».

Финал стихотворения содержит намек на упомянутую связь. После ухода мужа героиня уже не скрывает своих чувств. Она даже будит свою дочь, испытывая непреодолимое желание поглядеть в «серые глазки». В одном и том же цвете глаз скрывается указание на возможное отцовство короля. Прошлое уточнение о ночном характере работы мужа также намекает на тайные свидания героини. Наконец, в шелесте тополей женщина слышит фразу «Нет на земле твоего короля…». Даже природа выражает ей свои сожаления по поводу смерти тайного любовника.

Учитывая обстоятельства личной жизни Ахматовой, нельзя воспринимать буквально тайные намеки стихотворения. Вряд ли в нем описан реальный любовник. «Сероглазый король» — это идеал, мечта восторженной девушки, которой так и не суждено было сбыться в жизни.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Анализ 2

Произведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями – литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящена данная баллада.. Читая его, становится понятно, что тот, кому она была посвящена, был горячо любим и невероятно дорог. Но дело все в том, что у великой поэтессы не было, как выяснили после, не было молодого человека, который бы попадал под описание. Возможно, дело все в том, что весь образ, который представлен в творении – выдумка и не более, чем плод фантазии Анны Ахматовой.

Из строчек становится понятно, что у возлюбленного остался ребенок. Именно он, как часть своего отца, будет напоминать героине баллады о любимом. Ребенок, словно какая-то надежда на лучшее, вера в не совсем безнадежное существование.

Помимо всего этого, очень показательно то, что с новостью о смерти приходит муж героини. Здесь подчеркивается трагизм ситуации. Муж, даже и предположить не может, что в жизни человека, которому он рассказывает о случившемся, разворачивается настоящая драма и трагедия. Ни где-то там, а совсем рядом. Для обычных людей – это ничего не значащая смерть, они вполне сухо реагируют на такое обстоятельство, а героиня втайне от мужа переживает невероятное чувство скорби и одиночества.

Для усиления ощущений от прочитанного стиха, автор использует художественные приемы, наверное, поэтому читатель столь остро переживает все то, о чем говорится в каждой строчке. В целом стихотворение, по большей части, написано в разговорном стиле, поэтому нельзя сказать, что оно вмещает в себя много стилистических фигур и тропов.

Очень важно отметить, что поэтесса упоминает много деталей в балладу, ни один нюанс не остается незамеченным. Также используются олицетворения и эпитеты

Стихотворение Анны Ахматовой вряд ли оставит кого-то равнодушным. Оно пропитано невероятно искренними горестными чувствами.

В стихотворении “Сероглазый король” лирическая героиня рассказывает о гибели человека, которого она тайно любила. Идея произведения заключается в том, что близкие люди, уходя из жизни, оставляют и “безысходную боль”, и свой след в памяти. При этом окружающие и даже родные могут не догадываться о горе человека, потерявшего любовь.

В данном стихотворении мы видим множество образов: сероглазый король, муж, старый дуб, королева.

Одну из наиболее значительных ролей в произведении играет дочь лирической героини. Девочка – дитя

Это можно понять, благодаря такой художественной детали, как цвет глаз ребенка. Не зря мать будит дитя после получения известия о гибели любимого. Серые глаза дочери – это воспоминание о дорогом для лирической героини человеке.

Размер стихотворения – трехстопный дактиль; оно состоит из семи двустиший, где строки рифмуются попарно – например, первая и вторая, третья и четвертая.

Произведение “Сероглазый король” относится к любовной лирике, ведь его тема – гибель “короля” лирической героини. Сквозь все строки проходит чувство печали, которое охватило женщину.

этом стихотворении присутствуют эпитеты, служащие для придания большей выразительности: “безысходная боль”, “сероглазый король”, “старый дуб”.

Это произведение Анны Ахматовой произвело на меня сильнейшее впечатление, благодаря своей теме, которая “цепляет за живое”. Думаю, это самое красивое из всех стихотворений этой поэтессы, прочитанных мною.

  • Как отмечали масленицу в 19 веке кратко

      

  • Какое значение имеет изучение биологии для человека 5 класс ответы кратко

      

  • Педагогический коллектив школы 7

      

  • Почему учитель важная профессия кратко

      

  • Проект вместе весело шагать в доу

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Есенина
  • Анализ стихотворения Снега потемнеют синие Твардовского Круговерть этого мира на самом деле не всегда осознается в полной степени людьми. Казалось бы, не существует ничего более простого, чем понять, как люди появляются на Свет и уходят, как сменяются эпохи и как простые и не совсем движения души выливаются
  • Анализ стихотворения Уж верба вся пушистая Фета Произведение было сочинено в 1844 году и не имеет отдельного названия. Названием считается главная строка рукописи. Главной мыслью творения считается канун весны.
  • Анализ стихотворения Толстого Замолкнул гром, шуметь гроза устала… Стихотворение А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» – это выражение искренних чувств автора в отношении собственного видения природы после дождя. Читатель становится свидетелем того
  • Анализ стихотворения Мать Бунина Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.

Анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король»

Давайте попробуем увидеть особенности поэзии Ахматовой на примере баллады «Сероглазый король». Это стихотворение, положенное на музыку, является самой короткой в мире балладой. Ахматова не любила его, возможно, потому, что его связывали с вымышленным романом с А.Блоком, который был лишь поэтическим. Но стихотворение может стать яркой демонстрацией только что названных особенностей лирики. Учащиеся называют такие черты поэзии Ахматовой, как эпичность (баллада), предметные образы, которые связаны с глубокими душевными переживаниями и как бы задержались помимо воли в памяти лирической героини в момент ещё до конца не осознанной потери (осенний вечер, охота, старый дуб, трубка, камин, шелест тополей). Художественные средства достаточно скромны и ограничены эпитетами: «безысходная боль», «сероглазый король», «спокойно сказал», «старый дуб», «ночная охота».

— На при мере баллады несложно определить черты лирической героини. Какая она?

Способная на глубокие, сильные чувства, смиренная, с достоинством переживающая печаль, любовную потерю.

— Совпадают ли автор и лирическая героиня?

Нет, в этом стихотворении наглядно видно, что черты лирического героя создаются на основе переживаний, а не поступков. Поэтому не стоит искать в стихах реальные события, следы биографии.

Образ лирической героини Ахматовой отразился не только в стихах, но и в живописи, более того — создавался одновременно с ним. Наиболее удачно выражен он в портрете Натана Альтмана. Художник-авангардист соединил в нём реальное и воображаемое. Фигура Ахматовой в кресле, лишённом опор, как бы плывёт в пространстве, унося её в поэтические фантазии. При этом ощущается женственная хрупкость и сила характера, страдальческий излом и высокая умиротворённость.

https://youtube.com/watch?v=rZatux0Hcz8

https://youtube.com/watch?v=jLbCe1eChdI

Структурный анализ стихотворения

Тема запретной любви и загадочного преступления, средневековые образы, таинственные события, стихотворный размер, наличие прямой речи – все эти признаки позволяют отнести произведение к жанру баллады. Использование трехсложных стоп, состоящих из двустиший с парными мужскими рифмами, также характерно для английского фольклора.

Повествование начинается с сообщения о смерти. В дальнейших строфах можно наблюдать развитие действия, появление новых персонажей. Простой язык и ясность изложения дают понять отношение лирической героини к происходящему. Шестая строфа выступает кульминацией: несчастная женщина с нежностью сообщает о ребенке с серыми глазами.

Ахматова использует такие средства выразительности, как метафора, гипербола, эпитет.

Ярко и точно показав скрытое горе, тоску по любимому мужчине, невозможность что-либо изменить, душевную боль, ощущение одиночества, поэтесса создала один из лучших образцов лирики Серебряного века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: