Средства художественной выразительности
В стихотворении используется множество эпитетов: «венец терновый, увитый лаврами», «напрасной жаждой мщенья», «звуки чудных песен», «коварный шёпот насмешливых надежд», «свет завистливый и душный», «поэта праведная кровь».
Язык произведения богат сравнениями: «угас, как светоч, дивный гений», «подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов»…
Встречаются метафорические иносказания-символы: увитый лаврами венец терновый (похвалы, приправленные желчью), «приют его угрюм и тесен» (могила), «на устах его печать» (безмолвие смерти).
Основной приём, на котором выстраивается конфликт – это антитеза: «дивный гений – убийца хладнокровный», «вашей чёрной кровью поэта праведную кровь».
Эмоциональное напряжение передают аллитерации: «р», «п», «ч». Они напоминают резкий звук пистолетного выстрела.
Ассонансы с «а», «о», «э», «у», «и» соответствуют скорбному плачу, неудержимому рыданию, безысходной тоске и гневу автора.
Средства выразительности
Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовский стих всегда романтичный и грустный, на этот раз пропитан трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.
Возвышенная лексика (провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи
) и библейская (тварь земная, дар божий, пророк, завет
) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития. Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов (“божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”
), и метафор (“страницы злобы и порока”, “читать в очах”
), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза“вечный судия”, “предвечный”
используется, чтобы не повторять имя (слово “бог” также используется в 6-й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово “бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.
Главная мысль
Основная идея Лермонтова в стихотворении «Смерть поэта» – протест против общества, которое виновато в смерти поэта. Это общество покрывало преступника, способствовало распространению клеветнических слухов и было безразлично к потере великого творца. Лермонтов восстал в этом стихотворении против светских льстецов и лицемеров, которые раздули пламя ревности в груди Пушкина. Движущая сила общества, в котором жил Пушкин, – богачи, приближенные к государю лица — была направлена против честного и смелого поэта, который не раз обличал их пороки. Но их вина глубже рядового преступления, и они поплатятся на Божьем суде и перед потомками, культуру которых они ограбили.
Смысл стихотворения «Смерть поэта» заключается в том, что исчезновение человека искусства, гибель гения — это трагедия для всего народа, и все те, кто повинен в этом преступлении, поплатятся перед историей и перед Богом.
Тема
Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери (“мне тварь покорна там земная”
), там он чувствует гармонию с природой (“и звёзды слушают меня, лучами радостно играя”
). Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешено
каменья”
.
Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.
Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.
Средства художественной выразительности
В «Предсказании» Лермонтова анализ стихотворения основан на использовании разных способов выразительности, с помощью которых удалось создать страшную, тёмную, безысходную ситуацию:
- Безнадёжность, обречённость передаётся благодаря цветовой окраске.
- Посредством эпитетов автор описывает Российскую империю: смрадные мёртвые тела; печальные сёла.
- Поэт оживляет неживые явления: чума начнёт бродить среди печальных сёл; корона упадёт; станет глад терзать. Одушевление делает картину реалистической.
- Для большего сближения с народом писатель использует слова-архаизмы: глад, чело.
- Благодаря интонационным приёмам Лермонтов добивается реальной картины мрака, беспорядка, беззакония.
- Оксюморон. Автор сопоставляет противоречивые друг другу понятия: пища — смерть и кровь.
- Ключевые метафоры: чума, обречённость, ужас.
Система образов
Образы стихотворения построены через оппозицию «поэт-чернь», «поэт – его убийцы». Его «праведная кровь» противопоставлена «чёрной крови» злоумышленников.
Лермонтов обвиняет в случившемся не одного только Дантеса, а всё светское общество во главе с императором. Мир искусства для поэта выше мира земных ценностей.
Образ Дантеса окутан зимним холодом: «Его убийца хладнокровно навёл удар», «Не мог он знать в тот миг кровавый, // На что он руку подымал…».
На фоне этого чужого для России, пустого, ничего не значащего человека Пушкин выглядит как святой, принимающий терновый венец страдания. В его лице русская культура лишается своего средоточия, своего творца. Но этой гибелью преодолевается сама смерть, ведь поэзия Пушкина бессмертна.
Тема одиночества
Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.
Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».
У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
Тематика
В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.
Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.
Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.
Сюжет
Сюжет стихотворения описывает гибель А.С. Пушкина вследствие ранения, полученного на дуэли с французским подданым Ж. Дантесом на Чёрной речке 27 января (8 февраля) 1837 года.
В случившемся автор винит светский круг, раздувавший в Пушкине огонь суетных страстей, всех, кто радостно бесчестил на словах его жену и его самого. Лермонтов проклинает убийцу поэта, напыщенного чужака, не понимавшего, на что он поднимает руку.
Он описывает трагизм последних минут Пушкина («Умер он с напрасной жаждой мщенья…», с терновым венцом страдания на челе), горько сожалеет о том, что уста поэта навек останутся немы.
Стихотворение завершается обращением к потомкам, от поспешного суда которых хочет защитить погибшего поэта Лермонтов. Он опасается возможного злословья и призывает помнить о высшем суде, для которого будут важны дела Пушкина – его стихотворения и поэмы.
Композиция
Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3-4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.
Жанр – лирическая исповедь. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл”
от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.
Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано несколькими стихотворными размерами:
- начинается оно с любимого Пушкиным четырёхстопного ямба;
- вторая часть представляет собой вольный стих, составленный из чередующихся строф, написанных четырёхстопным, пятистопным и шестистопным ямбом.
В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ). Шесть строф поэтического текста имеют разную длину.
Своеобразная строфическая нерегулярность и внутренняя аритмия передают смятения автора, неспособность говорить заданным языком и стилем о проблеме, всколыхнувшей всё русское общество. Исключительность лермонтовского сообщения подчёркивается данными формальными характеристиками.
Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»
Стихотворение «Пророк» было создано весной — в начале лета 1841 года. Оно было написано в записной книжке, подаренной Лермонтову Одоевским. В свете напутствия, сделанного Одоевским Лермонтову, это стихотворение звучит как ответ поэта князю. Одоевский написал на титульном листе строки из послания Апостола Павла коринфянам, которое в современном переводе выглядит так:
В то же время произведение перекликается со стихотворением «Пророк» Пушкина. И не просто перекликается, оно словно продолжает тему, начатую Александром Сергеевичем. Последние строки Пушкина:
Лермонтов начинает так:
Это произведение написано в жанре философской лирики. Лермонтов, как и Пушкин, пишет от первого имени, связывая себя с пророком. В этом стихотворении поэт выразил собственное мироощущение, собственное отношение с людьми. Он говорит о переживаниях, о собственном одиночестве. Приближение к Богу отдаляет поэта и пророка от людей, потому что пророки частенько говорят не то, что хотят слышать люди. Люди хотят слышать оправдание собственным порокам и слабостям. Если вспомнить Библейских пророков, жития святых христианской эпохи, то можно увидеть, что путь их был тернистым, нелегким, требовал самоотречения, подвижничества. Бог призвал пушкинского пророка к такому служению, но люди не были готовы его принять. Пророк Пушкин погиб. Та же участь ждала и пророка Лермонтова.
LiveInternetLiveInternet
Михаил Юрьевич Лермонтов
Я виноват перед тобою, Цены услуг твоих не знал. Слезами горькими, тоскою Я о прощеньи умолял, Готов был, ставши на колени, Проступком называть мечты; Мои мучительные пени Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно Я должен был узнать людей И счастьем жертвовать напрасно Холодной гордости твоей?.. Свершилось! Вечную разлуку Трепеща вижу пред собой… Ледяную встречаю руку Моей пылающей рукой. Желаю, чтоб воспоминанье В чужих людях, в чужой стране Не принесло тебе страданье При сожаленье обо мне…
Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей Лермонтова стал Михаил Сабуров, дружбу с которым сам поэт называл «мучительной» и «бессмысленной». В последствии он так и не смог ответить, чем именно его привлекал этот худощавый и высокомерный подросток, который был резок в суждениях и несдержан в высказываниях.
Так или иначе, но Михаилу Сабурову Лермонтов посвятил несколько стихотворений, последнее из которых под названием «Разлука» датировано 1830-м годом. Написано оно было накануне окончания пансиона, после чего поэт больше никогда не встречался со своим товарищем
И на то были довольно веские основания, так как юный поэт по своей неосторожности выдал сердечную тайну друга, которая стала известна широкому кругу людей. По этой причине свое прощальное стихотворение, адресованное Сабурову, автор начинает со строк: «Я виноват перед тобою, цены услуг твоих не знал»
Поэт просит прощения у человека, который, как он считает, был ему не только верным другом, но и наставником. Обращаясь к нему, поэт подчеркивает, что научился узнавать и понимать людей. Однако эти знания принесли ему одни лишь страдания. Хотя бы потому, что теперь автор прекрасно осознает, что его дружбе с Сабуровым пришел конец, и избежать расставания с близким товарищем ему не удастся.
Ситуация осложнилась тем, что Михаил Сабуров не принял извинения Лермонтова, и это подтверждают строки стихотворения: «Мои мучительные пени бессмысленно отвергнул ты». Поэтому расставались приятели не столько друзьями, сколько врагами, что вызывала в душе юного поэта бурю чувств. Лермонтов догадывается, что судьба больше никогда не сведет их вместе, поэтому отмечает в своем стихотворении: «Вечную разлуку трепеща вижу пред собой». В этой строчке слышится не только раскаяние и сожаление, но и некоторое облегчение, потому что по отношению к Сабурову Лермонтов постоянно испытывал чувство вины. Точнее, это лучший друг заставлял поэта его ощущать, умело изображая холодность, равнодушие и презрение. Гораздо позже Лермонтов скажет, что, в сущности, ничего не потерял, разорвав отношения с Сабуровым. Однако в момент расставания поэт желал лишь, чтобы друг не испытывал страданий, вспоминая о нем.
Текст: pishi-stihi.ru
Система образов
Образы стихотворения построены через оппозицию «поэт-чернь», «поэт – его убийцы». Его «праведная кровь» противопоставлена «чёрной крови» злоумышленников.
Лермонтов обвиняет в случившемся не одного только Дантеса, а всё светское общество во главе с императором. Мир искусства для поэта выше мира земных ценностей.
Образ Дантеса окутан зимним холодом: «Его убийца хладнокровно навёл удар», «Не мог он знать в тот миг кровавый, // На что он руку подымал…».
На фоне этого чужого для России, пустого, ничего не значащего человека Пушкин выглядит как святой, принимающий терновый венец страдания. В его лице русская культура лишается своего средоточия, своего творца. Но этой гибелью преодолевается сама смерть, ведь поэзия Пушкина бессмертна.
Образы и символы
Образ Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» — это образ гения, отвергнутого толпой. Его «свободный, смелый дар» гнали, а пожар сердца раздували на потеху. Пушкин в изображении Лермонтова — бунтарь, который «восстал против мнений света». По мнению автора, его обманули, и сам творец напрасно доверился «ложным словам». Ему не стоило входить в светское общество, потому что оно не стоило его таланта.
Поэт аллегорически описывает судьбу Пушкина. Свинец в груди – образ смерти Пушкина-дуэлянта (правда, пуля попала ниже).
Так же появляется образ «ничтожных клеветников», то есть тех, кто порочил имя Пушкина и его жены и поддерживал его убийцу. Эти люди лицемерием добились доверия поэта и специально привели его к трагическому исходу. По мнению автора, их ждет жестокая кара, от которой их не убережет «злословие». Грозный божий суд сулит наказание для тех, кто посмел поднять руку на поэта.
Не остается незамеченным и образ его противника и убийцы – Дантеса: «Смеясь, он дерзко презирал чужой земли язык и нравы». Лермонтов характеризовал его как человека «с пустым сердцем».
Когда Лермонтов говорит про увянувший «торжественный венок», он имеет в виду пышущего бодростью и жаждой жизни молодого Пушкина, чья смерть наступила так внезапно. Также венок символизирует славу и успехи поэта. Образ венка обыгрывается и дальше. Венок жизни и славы сменяется библейским символом, означающим несправедливые муки, принятые Творцом:
В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта. Лермонтов резко разделяет людей: одни отравляют жизнь другим, потому что сами отравлены желчью и злобой.
Полный текст стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет,
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Средства выразительности
Лермонтов в изобилии использует тропы и различные средства выразительности в стихотворении «Смерть поэта». Например, он часто употребляет восклицательные знаки, риторические вопросы и многоточия, чтобы подчеркнуть эмоциональный накал произведения. Кроме того:
- В стихотворении присутствует целый ряд ярких и запоминающихся эпитетов: «дивный гений», «свободный смелый дар», «пламенные страсти», «кровавый миг», «глухая ревность», «грозный суд». Именно с помощью этих эпитетов и создается картина, помогающая читателю понять всю остроту переживаний Лермонтова по поводу смерти поэта.
- В стихотворении так же присутствуют метафоры. Они призваны сдержать гнев самого Лермонтова: «звон злата», «ловля счастья и чинов», «печать на устах», «взят могилой».
- В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта.
Сочинение-анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»
С тихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и всё общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречён на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и погибает.
Пушкин погиб, потому что «Восстал он против мнений света…». Светское общество не понимает «его свободный, смелый дар». Лермонтов сравнивает Пушкина с Ленским из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
… И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…
Лермонтов этим стихотворением хочет показать, что в смерти Пушкина виновато светское общество, которое не понимало Пушкина, когда он был ещё жив. Но потом Лермонтов пишет:
Убит. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
В первой части стихотворения Лермонтов несколько строк берёт у других писателей и немного их изменяет.
Вторая часть стихотворения – это ответ на суждения тех, кто оправдывал убийц поэта:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов.
Лермонтов верит, что если не земной суд, то «божий суд»» накажет тех, кто оправдывал убийц поэта:
Есть грозный суд: он ждёт;.
В своём стихотворении Лермонтов использует сравнения:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Пушкин как свеча, которая освещает путь, и как «торжественный венок», который украшает.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова – “Смерть поэта”
Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.
Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде… и убит! Убит. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… — он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво. издалёка, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал.
И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей.
И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шопотом насмешливых невежд, И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. —
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
написано в 1837 году
Художественные особенности
Язык стихотворения изобилует обращениями, риторическими вопросами, восклицательными предложениями.
Глаголы второго лица множественного числа усиливают тягостное чувство всеобщей причастности к смерти Пушкина.
Лермонтов не скупится на прямые и резкие характеристики героев драмы «убийца», «наперсники разврата», «пустых похвал ненужный хор», «жалкий лепет оправданья», «Свободы, Гения и Славы палачи».
Использование инверсии, назывных предложений, гипербол и градаций усиливает обвинительный и обличительный пафос стихотворения.
В тексте присутствуют книжные слова и выражения, поскольку трагическое начало стихотворения требует высокой лексики.
Анализ стихотворения Лермонтова «Исповедь»
Впервые стихотворение «Исповедь» журнал «Отечественные записки» опубликовал после смерти Лермонтова – в 1859 году. Датируется оно второй половиной 1831-го. На момент написания произведения поэту было семнадцать лет, причем жизнь его складывалась не лучшим образом. За плечами остались две несчастных любви – к Екатерине Александровне Сушковой и Наталье Федоровне Ивановой. Бабушка Лермонтова постоянно конфликтовала с его отцом, не желая отдавать ему внука. Их ссоры угнетали Михаила Юрьевича, но помирить родственников он был не в силах. Семейные распри нашли отражение в автобиографической драме «Menschen und Leidenschaften» (1830) и ряде других произведений. Первого октября 1831 года Юрий Петрович Лермонтов скончался, что послужило причиной возникновения депрессии у его сына
Принимая во внимание все вышеописанные обстоятельства, становится понятно, почему ключевой образ раннего творчества Михаила Юрьевича – это романтически разочарованный молодой человек, на долю которого выпали страдания. Несмотря на юный возраст, он уже успел столкнуться с коварством и обманом окружающих людей, отсутствием у них моральных принципов
Нравственный максимализм – не менявшаяся со временем жизненная позиция Лермонтова, хотя с возрастом и произошло некоторое смягчение. В раннем творчестве поиски совершенства в человеческой природе и мироздании представлены в виде важнейшей внутренней потребности. В «Исповеди» лирический герой раскрывает свои взгляды на то, какой должна быть идеальная окружающая действительность. Ему хочется верить, что иногда человек способен на прощение ближним незначительных ошибок, что «время лечит от страданья», что «мир для счастья сотворен», что добродетель – это не просто слово, что поцелуи и улыбки людей не всегда коварны. И по форме, и по содержанию стихотворение четко делится на две части. Первые двенадцать строк – идеалистические представления о жизни. Вторые – то, как дела обстоят на самом деле, и описание душевного состояния лирического героя. Естественно, реальность от мечты оказывается далека: «Но вере теплой опыт хладный противоречит каждый миг». Мрачная действительность угнетает. Герой называет свой ум безотрадным, сердце – полным сожалений. Страдание становится для него неотъемлемой частью жизни. При ослаблении страданий, он словно утрачивает личность, выпадает из мира высших и человеческих ценностей. На примере «Исповеди» видна интересная особенность творчества Лермонтова – сочетание глубокой веры в жизнь, в людей с разочарованием от царящего вокруг обмана, часто встречающейся несправедливости, коварства, предательства, лжи.
Заглавие стихотворения возникает неслучайно. Юношеская лирика Михаила Юрьевича – это дневник, в котором затрагивается широкий спектр проблем философских, любовных и даже иногда политических. Недаром в немалой части стихотворений в качестве заглавия используются даты или инициалы, что больше характерно для личных заметок и писем, чем для поэзии. Здесь стоит вспомнить и о жанрах, преимущественно используемых Лермонтовым в раннем творчестве. Его самые важные произведения того времени представляют собой нечто среднее между стихотворной дневниковой записью, монологом и лирической исповедью. Жанры, традиционные для восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия (сатира, элегия, ода), в творчестве Михаила Юрьевича смешиваются, теряют свои очертания. Каждое лермонтовское стихотворение глубоко лично. В характерах многих лирических героев нашли отражение черты самого поэта. И «Исповедь» – не исключение.
Лермонтов
История создания
Лермонтов родился в 1814 году, в семье офицера, но воспитывался бабушкой. Он всегда любил литературу, но писать начал только во время обучения в московском пансионе, где учился с 1828 года до 1830. А затем, в 1830-1832 годах, он учится в Московском университете, где и пишет «Я не унижусь».
Написано стихотворение «Я не унижусь. .. » в 1832 году. Это не просто рассказ, написанный в стихах, это посвящение. И даже не совсем упрек, здесь что-то большее — крик разочарования. В любви, в обожании, в жизни. Возможно, именно поэтому Лермонтов так и не опубликовал его при жизни, стихотворение увидело свет лишь в 1859 году, уже после гибели поэта.
Кому посвящено стихотворение «Я не унижусь»? Известно, что автор обращался в этом стихотворении к своей возлюбленной — Наталье Ивановой, с которой они к этому моменту уже расстались. Лермонтов славился своими романами, скандалами и славой повесы, который никогда никого не любил. Да и в своих произведениях он не стремился раскрыть тему любви, она была не главной в его творчестве. Однако данное стихотворение показывает совсем другого Лермонтова: потерянного, оставленного и совершенно не представляющего, что делать. В нем много чувств, даже слишком, что делает текст не просто искренним, а излишне искренним. Та, что его оставила – и боль его, и радость, и разочарование, и подарок. И Лермонтов понимает это, потому что так и не уничтожил стихотворение, которому, однако, не дал увидеть свет.
Тема
Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и одновременно дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.
Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.
Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит встречу со столь близкими по духу людьми.
Композиционная составляющая
Контекстуальная взаимосвязь частей в анализе стихотворения «Завещание» М. Ю. Лермонтова довольно проста. Композиция представлена в виде обращения погибающего военного к сослуживцу. Балладу кратко можно разделить на 3 плановые части:
- Первый стих представляет собой пролог произведения. Читателю открывается картина, где солдат, находясь при смерти, дает указания и поручения своему «брату по оружию». В этом эпизоде можно проследить настроение героя, который говорит, что он никому не нужен и о его жизни никто не беспокоится.
- В последующих трех строфах разворачиваются некоторые сферы жизни солдата: отношение к родной стране, родителям и любимой женщине. «Умер честно за царя» — стандартная причина гибели солдата, которую указывало правительство в письмах для родственников. Не составит труда понять, что подобное извещение не несет в себе особого смысла, за ним скрывается огромная история каждого солдата, множество пережитых моментов и несчастная смерть. Автор не скрывает свою печальную иронию в стихотворении, говоря о гибели за царя и врачах, но все же с уважением относится к родине.
- В последнем эпизоде лирический персонаж вспоминает о возлюбленной девушке, с которой жил неподалеку. Гнев и досада наполняют его после того, как в памяти проскользнули воспоминания о расставании. Солдат думает, что вряд ли она поинтересуется его судьбой, и не против использовать свою гибель, чтобы напомнить о существовании.
Композиция, построение стиха
Стихотворение написано одной строфой в 18 стихов. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка параллельная, все рифмы мужские, что усиливает, ужесточает ритмичность произведения.
По композиции стихотворение делится на две части:
- В первой части поэт показывает будущее России;
- Во второй части он выводит на сцену лидера, который возглавит Россию.
Стихотворение написано от третьего лица. Мощный человек – единственный литературный герой этого произведения. Правда, мощный человек в представлении Лермонтова получился довольно мрачным и грозным. Прямо, Мефистофель какой-то. Но это от юношеского максималистского романтизма.