Анализ стиха «песня последней встречи» ахматовой

Анализ стихотворения «песня о последней встрече» (а. а. ахматова)

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Песнь о последней встрече» создают мрачную осеннюю атмосферу заката любви:

  1. “беспомощно грудь холодела” — метафора. Этим приемом Ахматова чрезвычайно емко описывает чувство всеохватывающего страха, которое окутывает каждого, замирающего в ожидании удара судьбы, чья неизбежность очевидна. Подобное чувство испытывает и героиня, идущая на последнюю встречу с человеком, любовь к которому более чем вечна — безвременна.
  2. “шепот осенний” — синекдоха. Чтобы наделить динамикой сцену описываемого расставания, возлюбленный героини показывается уже на порядок покинувшим ее. В момент, когда он объясняется, он теряет физическое воплощение, и от него остается лишь шепот — то, чем вынуждена довольствоваться покинутая женщина, чья душа вопит от осознания случившегося.
  3. “унылой, переменчивой, злой судьбой” — эпитеты. Ряд удачно подобранных эпитетов, в красках описывающих эгоизм и нахальство судьбы по отношению к людям — большего не скажешь.
  4. “И я тоже. Умру с тобой.” — парцелляция. Разделяя точкой не просто целостное предложение, а подлежащее и сказуемое, что вовсе выбивается из правил русского синтаксиса, Ахматова демонстрирует решимость и серьезность своей героини. Она не просто вторит возлюбленному, поддерживая драматический тон происходящего. Она, как и многие из нас, поначалу автоматически отражает эмоции любимого, стоящего перед ней, затем прерывается, делая паузу (и обозначенную точкой), обдумывает свои слова и приходит осознанию их душевной подлинности, рациональности, понимает, что на этом моменте ее жизнь рискует оборвать свой цвет надолго, возможно, навечно. На это уже способен не каждый. Лишь трижды живой (любящий).
  5. “песня последней встречи” — метафора. Навряд ли тяжелое расставание, окрашенное столь сильными взаимными чувствами героев, можно ассоциировать с песней, ассоциирующейся в русском культурном пространстве с другим эмоциональным полем. И уж тем более не место песне там, где есть сбитое дыхание, непросыхающие слезы и бьющееся артериальной канонадой сердце.
  6. “равнодушно-желтым огнем” — эпитет. После расставания героиня чувствует себя безразличной к каким бы то ни было проявлениям мира. Пропал катализатор чувств — любовь, и все вокруг становится постылым и безыдейным. Потому и свечи горят не “задумчивым янтарем” или “пламенной искрой”, а именно “равнодушной-желтым огнем”.

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка)

Творчество А.
Ахматовой – совершенно уникальное явление в русской поэзии. До Ахматовой
история знала немало женщин-поэтесс, однако лишь ей суждено было стать женским
голосом своего времени и перешагнуть затем через все временные рубежи. После
первого же сборника стихов Ахматова воспринимается как тонкий художник женской
любви во всех ее проявлениях. Ее любовную поэзию отличает глубокий психологизм.
Однако ахматовская лирика любви – это прежде всего лирика разрыва, утраченного
чувства. А потому доминирующим настроением таких стихотворений становится
настроение печали. Ярким примером всего вышесказанного может стать стихотворение
А. Ахматовой «Песня последней встречи».

Стихотворение
написано в 1911 году, то есть это произведение ранней лирики Ахматовой,
вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер». Драматизм темы ощущается уже
в самом названии стихотворения: встреча не какая-нибудь, а «последняя». Сюжетом
поэтического повествования служит движение мысли и чувства лирической героини,
характер которой проявляется уже с первых строк стихотворения. Используя прием
контраста (антитезы), поэтесса тем самым подчеркивает горделивость натуры
героини, не желающей раскрываться в своих чувствах:

Так беспомощно
грудь холодела,

Но шаги мои
были легки.

Однако душевное
состояние лирической героини Ахматова передает с помощью своего излюбленного
приема «говорящей детали»:

Я на правую
руку надела

Перчатку с
левой руки.

Отрешенной от
реального мира, ей, спустившейся по знакомым трем ступеням, показалось, что их
было «много». И в этом противопоставлении «кажущегося» и действительного явно
ощутим разлад между душой героини и ее сознанием. Сердцем она, по-видимому, еще
с тем, кого уже мысленно вычеркнула из своей жизни: не случайно о «нем»
лирическая героиня не обмолвится ни словом.

Душевному
состоянию героини созвучна «одушевленная» природа (или это созвучие только
кажущееся ей?). Таким образом, в стихотворении мотив разлуки переплетается с
мотивом смерти, беспощадного рока. Героине, от того, что она оказывается не
единственной жертвой «переменчивой, злой судьбы», на мгновение как будто
становится легче, и она с нежностью произносит: «Милый, милый!» И этот «шепот
осенний» лирическая героиня принимает за «песню последней встречи». А «темный
дом», на который она бросает прощальный взгляд, видится нам немым свидетелем
ушедшей любви. Горящие в спальне свечи не рассеивают этой темноты, потому что
горят теперь «равнодушно-желтым» огнем, желтый цвет разлуки венчает эту
короткую лирическую исповедь.

Настроение
безысходной, давящей грусти создается прежде всего на лексическом уровне:
«грудь холодела», «шепот осенний», «умри», «унылой … злой судьбой», «последней
встречи», «темный дом», «равнодушно-желтым огнем». На фонетическом уровне на
протяжении всего текста поэтического повествования слышится ассонирующий звук
«у», усиливающий ощущения уныния, печали. Мотив утраты подчеркивается и тем, что
в стихотворении все глаголы используются исключительно в прошедшем времени.

Вообще следует
отметить, что поэтическая речь Ахматовой не отличается богатством
изобразительных средств. Не противоречит этому замечанию и данное
стихотворение. Говоря словами Пушкина, ему присуща «прелесть нагой простоты».
Эта простота ахматовской речи вместе с искренностью интонации, создающейся
благодаря частому использованию местоимения «я», делает стихотворение особенно
близким и понятным читателям (и в первую очередь конечно читательницам).

Оттенок
задушевности, доверительности придает интонации и выбранный поэтессой
стихотворный размер анапест, известный своей «певучестью». А ритмический сбой в
последней строке первой строфы («Перчатку с левой руки»), думается, далеко не случаен:
он подчеркивает душевное смятение лирической героини.

Таким образом,
стихотворение А. Ахматовой, обращенной к, казалось бы, вполне традиционной
теме, по своему весьма оригинально. Описывая всего лишь путь героини,
простившейся со своей любовью и уходящей из дома, с которым для нее связана ее
совсем недавняя счастливая жизнь, поэтесса рассказала нам о полной драматизма
женской судьбе.

Лирическая
героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от того,
что называется женским счастьем. Так, многим знакомая жизненная ситуация под
пером еще молодого мастера слова становятся лирическим шедевром.

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

«Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой

В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер». Тираж был совсем небольшим – всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой. Критики единодушно определили ей достойное место в ряду выдающихся русских поэтов, а почитатели (в основном, почитательницы) с нетерпением ожидали каждого нового стихотворения. Строки Ахматовой знали наизусть, записывали в альбомы и цитировали, признаваясь в любви. Ее «перчатка с левой руки» запомнилась всем, как символ отчаяния женщины, брошенной возлюбленным. Лирика Анны Ахматовой — это лирика разлук и утраченных чувств. Поэтому главным мотивом поэзии оказываются нотки светлой грусти.

Знаменитая строка о перчатке взята из «Песни последней встречи», стихотворения выстроенного как исповедь героини после расставания с любимым человеком. Первая строфа построена на контрасте (антитезе). Действия героини противоречат ее чувствам и мыслям: «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки». И вот появляется небольшая, но очень красноречивая деталь: «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки». Отстраненность от внешнего мира, когда три знакомые ступеньки кажутся бесконечными, не оставляет сомнений, произошло нечто непоправимое. В этой антитезе иллюзии и реальности воплощен разрыв между душевным состоянием героини и ее действиями. Ее сердце все еще рядом с любимым, а сознание подсказывает, что его нужно вычеркнуть из жизни. О «нем» уже ни слова не говорится, но «он» еще владеет всеми чувствами.

С безысходным состоянием героини гармонирует одухотворенная природа (а, может быть, это только ее иллюзия?). Мотив разрыва с любимым соединяется с мыслью о смерти, как о единственной возможности избавиться от невыносимой боли. Это похоже на выдох облегчения и сопричастности оттого, что «злая судьба» жестока ко всему в подлунном мире. Какая нежность в словах: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…». Эти слова обращены не к человеку, а к осеннему шепоту. Прощальный взгляд на «тёмный дом» и равнодушно-желтые огни в окнах, как осознание необратимости разрыва.

Настроение безнадежности и безысходной тоски точно передано словами: «шепот осенний», «беспомощно грудь холодела», «унылой… злой судьбой», «равнодушно-желтым огнем». Фонетика стихотворения поддерживает мелодику печали – множественное повторение звука «у», созвучного «умру». Все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени, что также добавляет красок к общей картине. Лаконичность ахматовской лексики наряду с естественностью интонаций, возникающих благодаря неоднократному повторению местоимения «я», делает «Песню» близкой и понятной читателям.

Проникновенности интонациям добавляет и избранный Анной Ахматовой анапест – певучий стихотворный размер. И сбой ри, вероятно, не случаен, так выразительно он подчеркивает смятение героини.

Совсем еще молодая поэтесса А. Ахматова, обратившись к традиционной в поэзии теме, смогла развить ее своеобразно. Всего лишь описав недлинный путь героини, расставшейся с любовью и вышедшей из дома, в котором оставался, еще совсем недавно родной, человек, а вместе с ним и минуты счастья, Анна Ахматова сумела передать драматичность ситуации. Именно эта способность делать язык поэзии простым и воспринимаемым без усилий заставляет нас сегодня грустить, читая эти строки.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
  • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
  • «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
  • «Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой

По произведению: «Песня последней встречи»

По писателю: Ахматова Анна Андреевна

Жанр и композиция

Анализ стихотворения Ахматовой «Муза» выделяет две основные композиционные части. В первой лирическая героиня ожидает прихода музы и вдохновения, находится в состоянии предвкушения диалога. Часть вторая отражает сам приход, состоявшийся диалог поэтессы и её покровителя. События характеризуются динамичностью. Создаётся ощущение быстрого, стремительного движения в короткий срок. А это добавляет эмоциональности, градуса накала событий, создаёт эффект неожиданности.
Отнести стихотворение можно к жанру философской лирики. Всё потому, что в основе сюжета присутствуют рассуждения о человеческих ценностях, особенно духовных. Есть таинственность и некая мистичность. Третья отличительная черта – наличие поэтического диалога.

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

Анна Ахматова является одной из немногих
представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как
женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не
только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.
Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему
периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной
женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов.
Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после
бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение
мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила
множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось
тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила
Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано
или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между
тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась
верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно
относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный
незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной
вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое
воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали
той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя
таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем
своих произведений.

Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты
взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая,
зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую
рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях
ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух
близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его
героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала
руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что
«терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою
неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли
возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить
по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее
мыслями, желаниями и поступками.

Не менее
тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения,
который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь
догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко
придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин.
Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных
штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал
стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить
возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную
фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы
растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно
– нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

Анна
Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в
такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям
возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот
прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя
вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев , которые расстались из-за
нелепой ссоры.

«Я научилась просто, мудро жить…» Анна АхматоваЯ научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Умру с тобой

Милый просит умереть с собой? И тут нет особого таинства – возможно, вчерашний любимый человек просто не хочет, чтобы его недавняя девушка кому-то доставалась. Фактор собственничества – не более, но героиня воспринимает его по-своему и желает умереть с ним. Ей кажется, что это слова от боли, а это лишь нежелание делиться даже тенью.

Из последнего четверостишия мы видим фон последней встречи, когда дом любви становится пуст и только в спальне, месте финального свидания, ещё горят свечи, хотя их свет равнодушно-жёлтый и тускнеет с каждой минутой. Помним, что жёлтый цвет издавна считается цветом разлуки, так что он выбран Ахматовой для героини не случайно.

Стихотворение наполнено безысходной тоской, когда боль ещё пульсирует в сердце, но с каждым ударом пульс ослабевает, даря надежду на выздоровление. Строки легко читаются и, несмотря на 1911 год написания, близки многим современным девушкам, пережившим или переживающим боль разлуки.

Темы и проблемы

Основная тема трилогии — война, ее динамика: начало ожесточенных сражений, суровая участь военных и победа, которая досталась столь дорогой ценой. Проблема тоже очевидна: это цена победы. На поле боя погибли миллионы людей, отстаивая не только свои интересы, но и права всего мира, попранные захватчиками. Их смерть была жуткой, как и военные будни: голод, холод, риск и вездесущая опасность.

По мере прочтения стихотворения становится ясно, что также в тексте встречаются темы патриотизма, отваги и мужества военных и всеобщего праздника. Ахматова очень точно показывает все стороны страшной войны: ее истоки и последствия, причиненные разрушения и надежду на светлое будущее.

История написания

Произведение «Песня последней встречи» Ахматовой относится к периоду ее раннего творчества. Оно вышло из-под пера поэтессы в 1911 году, когда автор состояла в законном браке с Николаем Гумилевым. Тогда их отношения протекали спокойно, счастливо и безмятежно. Именно супруг Анны Андреевны был ее первым читателем, критиком и помощником при публикациях. На фоне такой картины достаточно сложно представить, чтобы автор заводила романы на стороне. Хотя многие любители этого периода ее творчества склоняются именно к такой точке зрения, а как упоминали наблюдатели, сюжетная линия произведений не раз становилась причиной ссор между супругами.

Несмотря на стороннее мнение, она была верна мужу, но в произведении Ахматовой «Песнь о последней встрече» описан роман двух влюбленных, который окрашен трагизмом и безысходностью. Между героями произошел разрыв, сопровождаемый душевной болью каждого. Они на себе испытали, что означает разбиться вдребезги. Женщина явно выбита из колеи, чему свидетельствует строка стиха: «Так беспомощно грудь холодела…». Анализ показывает, что повествование идет от первого лица, а поэтесса отожествляет себя с главной героиней собственного творения.

События настолько сильно потрясли девушку, что она перепутала перчатки и забыла количество ступеней столь знакомой лестницы. Именно такие нюансы убедили читателей, что Анна Андреевна действительно пережила такой горестный роман и испытала муки разлуки на себе, что и привело к столь громогласным выводам.

Стоит отметить, что в коллекции поэтессы таких произведений достаточно много. Ярким примером также является стих «Вечером», написанный спустя два года, в 1913. В этом произведении автор перенесла события на морское побережье. Двум людям, наконец, удалось уединиться, но вечер, которого так ждала героиня, разрушила фраза ее возлюбленного: «Я верный друг!». К раннему творчеству также относятся и другие известные творения:

  • «Сон»;
  • «Гость»;
  • «Песенка»;
  • «В последний раз мы встретились тогда…» и много других.

Анализ стихотворения «Гость» Ахматовой

Во многих стихотворениях А. Ахматовой присутствует образ неизвестного мужчины, с которым ее связывают любовные отношения. Это неизменный образ вызывал в литературном обществе самые разнообразные догадки о таинственном любовнике. Даже муж поэтессы (Н. Гумилев) ревновал ее к этому загадочному незнакомцу и устраивал скандалы. Ахматова была верна мужу, все ее поэтические любовные приключения — плод воображения. В образе несуществующего любовника воплощались ее несбывшиеся мечты о настоящем счастье. Возможно, это была своеобразная месть Гумилеву, который вскоре после свадьбы совершенно охладел к супруге. В 1914 г. образ неизвестного мужчины появился в стихотворении «Гость».

К лирической героине в обычный будничный день приходит какой-то «человек». Его страстное желание — оказаться вместе с ней «в аду». Это странное заявление может означать лишь очень сильное любовное чувство. Мужчина настолько любит лирическую героиню, что готов ради нее вынести самые страшные муки. К тому же их роман станет страшным грехом, за который они понесут заслуженное наказание. Женщина со смехом перебивает гостя из боязни, что он действительно «напророчит беду».

Тем не менее загадочный человек не уходит. Он просит героиню рассказать ему о своих отношениях с мужем. При этом гость не может оторвать взгляд от свадебного кольца на руке женщины. «Просветленно-злое» лицо мужчины указывает на то, что он одновременно испытывает два сильных противоположных чувства: любовь и ненависть. Он находится в состоянии мучительного напряжения.

В заключительной строфе Ахматова объясняет эти странные отношения. Гость ничего не требует от лирической героини, понимая, что она никогда не пойдет на измену. «Его отрада» — жертвенная любовь без взаимности. Таинственному незнакомцу достаточно знать, что женщина остается честной по отношению к нему, а следовательно, предстает перед ним чистой и непорочной.

Стихотворение «Гость» можно трактовать и в другом смысле. Мужской образ — не живой человек, а дух искушения и соблазна

Частые путешествия мужа и его невнимание не могли не вызывать у Ахматовой мыслей о праве на собственное счастье и любовь. Но поэтесса подавляла в себе такие греховные желания, так как не терпела обмана

В борьбе с искушением она неизменно одерживала победу, поэтому гостю ничего не остается, как признать, что «ему ничего не надо».

Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой
являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу в литературных кругах было много споров и слухов, которые поэтесса не собиралась комментировать. Но в каждом новом сборнике присутствовали произведения, посвященные таинственному незнакомцу, которому неизменно приписывался статус любовника. В 1914 году один из таких стихов под названием «Гость» даже вызвал серьезную размолвку между Анной Ахматовой и ее супругом Николаем Гумилевым. Поэт, прочитав это произведение, действительно поверил в том, что у его супруги роман с другим мужчиной, и пожелал узнать, кто же этот счастливчик.

Действительно, образ таинственного незнакомца поэтесса на сей раз вывела весьма правдоподобно, представив своего избранника, как старого знакомого, зашедшего в гости не без тайного умысла. Он пришел добиваться расположения поэтессы и заявил, что хочет быть с ней в аду. Именно туда, согласно религиозным воззрениям, попадают женщины, которые изменяют своим мужьям, и при этом нередко компанию им составляют любовники. «И глаза, глядевшие тускло, не сводил с моего кольца», — отмечает поэтесса, намекая на то, что ее визитера совсем не смущает факт, что отныне она – замужняя женщина. Свое отношение к гостю поэтесса напрямую не выказывает, однако фраза «мне не в чем ему отказать» наводит на мысль, что с этим человеком Ахматова готова сбежать на край света. Именно поэтому так и рассердился ее законный супруг, потребовав назвать имя незваного гостя. Гумилев
даже не подозревал, что все написанное – маленькая месть его жены, которая устала от одиночества и невнимания. Совместная жизнь двух этих одаренных людей складывалась весьма непросто. Сперва Гумилев несколько лет добивался благосклонности Ахматовой и даже предпринимал попытки самоубийства. Однако после свадьбы он понял, что на спокойную и размеренную семейную жизнь ему рассчитывать не приходится. Ахматова буквально бредила литературной карьерой и, надо отдать ей должное, преуспела на поэтическом поприще, что очень сильно злило Гумилева. В итоге Ахматова
придумала для себя воображаемого возлюбленного, которому посвятила огромное количество стихов, стараясь таким нетривиальным образом реализовать свои чувства и желания быть по-настоящему любимой и необходимой хоть кому-то в этой жизни.

Основная идея

Смысл стихотворения «Песнь о последней встрече» — это трагедия любящего человека, гонимого роком чужих событий. Ахматова не приводит конкретных причин расставания. Все происходит “потому что нельзя иначе”. Знать бы, как выглядит это “иначе”, выходит, оно нескончаемо привлекательно, раз судьба так яро отваживает нас он него.

Герои покажутся некоторым несколько неограниченными собственной убежденностью в бессилии людьми, не предпринимающими попыток сохранить свое счастье. Они расстаются; разве так можно так просто? Можно. Особенно прочно в этом убедится спустя годы после написания стихотворения сама Ахматова, наблюдая связанные руки ни в чем не повинного сына, раз за разом бросая горсть земли в могилы любимых людей. Именно тогда она понимала, что значит “нельзя иначе”. Именно тогда она понимала, что не все в этом мире, увы, находится в юрисдикции человеческого сердца. Есть еще и Боги: земные и небесный, чья воля рушит жизни, крошит камень и выливает сталь: чаще на пушки, чем на колокола.

Таким образом, главная мысль стихотворения «Песнь о последней встрече» заключается в невыразимом страдании любящих сердец, обреченных судьбой на разлуку: она дала ему клятву умереть вместе с ним, и эта встреча стала последней. Возможно, именно потому, что обещание было выполнено…

Изобразительный синтаксис

Внешняя простота, завершенность речевого потока достигается использованием двусоставных предложений и пар однородных членов, оформленных союзом И. Однако стихотворение не оставляет впечатление эмоциональной инертности. Экспрессивность стихотворения создается стилистическими фигурами речи.

Следует обратить внимание на инверсию («У озерных грустил берегов», «здесь лежала его треуголка» и др. )

Мы знаем, что инверсия относится к числу стилистических фигур и неожиданный порядок слов может распределить иначе смысловые акценты предложения. Использование порядка слов в стилистических целях в данном фрагменте («У озерных грустил берегов») подчёркивает одиночество лирического героя, для которого «озерные берега» были местом вдохновения, раздумий. В другом фрагменте («здесь лежала его треуголка») на первое место ставится обстоятельственное слово

Зачем? Автору было очень важно сказать читателю, что именно «здесь» бывал Пушкин

Особо выразительно и психологически значимо в тексте многоточие («устилают низкие пни»), сигнализирующее о душевном волнении героини, обращённой в далёкое прошлое. Ведь именно у него, у Пушкина, Ахматова училась подлинности поэтического слова. Именно Пушкин всегда был для неё тем родником духовности, к которому постоянно хочется припадать.

А. С. Пушкин в повести «Арап Петра Великого» как-то заметил: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Сегодня я, читая стихотворение Анны Ахматовой, попыталась прикоснуться к этой занимательной науке.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Помощница Барто Произведение относится к детскому творчеству поэтессы, занимающему значительное место в поэзии автора, и является одной из составных частей цикла книг «Азбука».
  • Анализ стихотворения На Волге Некрасова Произведение посвящено центральной теме творчества Некрасова – тяжелой участи простого народа. Автор неторопливо разворачивает перед читателями картину Волги, где герой
  • Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства
  • Анализ стихотворения Отчаяние Андрея Белого Отчаяние — очень насыщенное образами, необычными эпитетами, сравнениями стихотворение. Хотя оно и не так велико по размеру (всего пять строф по четыре строки), но после его прочтения остаётся не только насыщение
  • Анализ стихотворений Гумилева

Стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка)

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки…

Все внутри нее оборвалось. Она едва себя сдерживала, но все же нашла силы притвориться хотя бы внешне, что все во порядке, что «шаги» ее «легки», как у беззаботного человека. Но ее смятение мы все же обнаруживаем в следующих строках:

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Так, эта маленькая бытовая деталь создает целый образ, через который мы живо представляем себе внутреннее смятение героини. Далее этот образ, эта картина наполняется рукой художницы слова новыми деталями быта, которые также расширяют наше понимание душевных переживаний лирической героини:

Показалось, что много ступеней, А я знала, их только три!

Она, как мы может почувствовать, прочитав первые шесть строк, все же не может владеть собой. Ей так больно, что даже количество ступеней она в точности определить не в состоянии. Далее героиня вступает в диалог с «шепотом осенним». Причем начинает его не она. Конечно, он надуман. Героиня, скорее, хотела бы, чтобы он был, потому что любому человеку, который испытывает сильнейшие страдания, хочется кому-то рассказать о своем горе. Именно поэтому Ахматова вводит этот диалог в стихотворение. Он исполнен трагизма и обреченности, потому что одушевленный поэтессой осенний шепот тоже несчастен:

Я обманут, слышишь, унылый, Переменчивой, злой судьбой.

Он как бы высказывает вслух мысли лирической героини, которая, приметив рядом родственную душу, готова согласиться на его просьбу:

Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. – Умру с тобой…»

Четвертая строфа, можно сказать, является развязкой столь эмоционального повествования. В ней экспрессия сменяется смиренной безнадежностью, подводится итог чувствам, которые уже не вернуть. И опять А. Ахматова наполняет последние строки бытовыми деталями, которые красноречиво рассказывают о неизбежности расставания:

Это песня последней встречи, Я взглянула на темный дом, Только в спальне горели свечи Равнодушно – желтым огнем.

Поэтесса называет огонь свечей «равнодушно-желтым». Этот эпитет является самым ярким символом стихотворения, который позволяет нам понять, что встреча лирической героини с возлюбленным была последней. Именно из-за «него». Во-первых, свет горел именно в его спальне, огонь их был равнодушным, а значит, таким был и «он». В-третьих, неслучаен здесь и желтый цвет. Издавна считается, что желтый – это цвет разлуки. Таким образом, поставив эти два слова рядом (равнодушный и желтый), Ахматова создает невидимый, на первый взгляд, образ «его», который равнодушен к любящей его женщине. Мастерством А.Ахматовой можно только восхищаться. Она умела приручать самые тонкие оттенки бурных чувств и надевать на них уздечку бытовых деталей

Как можно было убедиться в этом стихотворении, поэтесса замечает мельчайшие подробности повседневной жизни, придавая им гораздо более важное значение: это и легкие шаги, и перчатка, надетая не на ту руку, и ступенька на крыльце дома, и темный дом, и свечи. Особая напряженность стихотворения достигается А.Ахматовой за счет ритма, неровного из-за последней строки каждого четверостишия – излюбленного приема поэтессы

Эти строки намного короче трех предшествующих. Экспрессия стихотворения выражается и знаками препинания. В кульминационных четверостишиях, втором и третьем, преобладают восклицательные знаки. В этом стихотворении нет необычных эпитетов и сравнений, но оно исполнено образности и лиризма, потому что при его перечитывании перед глазами возникают настоящие театральные сцены.

Тематическое направление

В произведении автор развивает традиционную для литературы тему — расставание двух влюбленных. Повествование подается через женский взгляд на происходящие события. Центральный образ — лирическая героиня, душевное состояние которой можно понять уже из первой строки.

Мысли женщины путаются, напряжение и боль навевают ей образ любимого, и его голос ей слышится даже в листьях деревьев. При чтении становится понятно, что мужчина тоже страдает, он просит возлюбленную уйти из жизни вместе с ним, а она без раздумий соглашается. Однако в этой смерти заложена идея не физической кончины, а душевного краха, когда оба персонажа понимают, что внутри что-то сломалось, раскололось на части.

Женщина в конце решается взглянуть на место, которое принесло ей боль и расставание с любимым, но не замечает ничего, кроме тусклого света свечей. Поэтесса специально пишет про желтый цвет, который считается символом разлуки.

Структурный и композиционный анализ

Творение Анны Андреевной Ахматовой представлено монологом лирического персонажа женского пола. Повествование можно разделить на две части: в первой описывается, как героиня покидает здание после ссоры, во второй — ее воображаемый разговор с мужчиной.

Жанр и стихотворный размер

Произведение Ахматовой относится к литературному направлению — элегия. Этому свидетельствует боль, горечь и разочарование, с которым ведет монолог главная героиня. Творение русской поэтессы представлено пятистопным ямбом. Строфы написаны с употреблением перекрестной АВАВ-рифмовки. Автор использует как женскую, так и мужскую рифму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: