Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.
Жанр – гражданская лирика.
Метафоры – «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».
Эпитеты – «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух».
Сравнения – столица, «как опьяневшая блудница».
Тема
В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.
Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства». Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.
В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.
В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Песнь о последней встрече» создают мрачную осеннюю атмосферу заката любви:
- “беспомощно грудь холодела” — метафора. Этим приемом Ахматова чрезвычайно емко описывает чувство всеохватывающего страха, которое окутывает каждого, замирающего в ожидании удара судьбы, чья неизбежность очевидна. Подобное чувство испытывает и героиня, идущая на последнюю встречу с человеком, любовь к которому более чем вечна — безвременна.
- “шепот осенний” — синекдоха. Чтобы наделить динамикой сцену описываемого расставания, возлюбленный героини показывается уже на порядок покинувшим ее. В момент, когда он объясняется, он теряет физическое воплощение, и от него остается лишь шепот — то, чем вынуждена довольствоваться покинутая женщина, чья душа вопит от осознания случившегося.
- “унылой, переменчивой, злой судьбой” — эпитеты. Ряд удачно подобранных эпитетов, в красках описывающих эгоизм и нахальство судьбы по отношению к людям — большего не скажешь.
- “И я тоже. Умру с тобой.” — парцелляция. Разделяя точкой не просто целостное предложение, а подлежащее и сказуемое, что вовсе выбивается из правил русского синтаксиса, Ахматова демонстрирует решимость и серьезность своей героини. Она не просто вторит возлюбленному, поддерживая драматический тон происходящего. Она, как и многие из нас, поначалу автоматически отражает эмоции любимого, стоящего перед ней, затем прерывается, делая паузу (и обозначенную точкой), обдумывает свои слова и приходит осознанию их душевной подлинности, рациональности, понимает, что на этом моменте ее жизнь рискует оборвать свой цвет надолго, возможно, навечно. На это уже способен не каждый. Лишь трижды живой (любящий).
- “песня последней встречи” — метафора. Навряд ли тяжелое расставание, окрашенное столь сильными взаимными чувствами героев, можно ассоциировать с песней, ассоциирующейся в русском культурном пространстве с другим эмоциональным полем. И уж тем более не место песне там, где есть сбитое дыхание, непросыхающие слезы и бьющееся артериальной канонадой сердце.
- “равнодушно-желтым огнем” — эпитет. После расставания героиня чувствует себя безразличной к каким бы то ни было проявлениям мира. Пропал катализатор чувств — любовь, и все вокруг становится постылым и безыдейным. Потому и свечи горят не “задумчивым янтарем” или “пламенной искрой”, а именно “равнодушной-желтым огнем”.
Сравнение Александра Андреевича и Молчалина
Почему в сочинении «Мое отношение в Чацкому» будет уместным сравнить этих двух персонажей? Потому что главной темой пьесы является конфликт между «веком минувшим» и приходящим ему на смену «веком новым». А Чацкий и Молчалин являются представителями этого конфликта.
Молчалин — это скромный, незаметный молодой человек, который никогда не высказывал своего мнения. Считал, что главное в жизни — это иметь хорошее место работы и чины, которые можно получить путем подхалимства. Молчалин едва ли испытывает к Софье такие же чувства, как она к нему. Просто он понимает: если он станет ее мужем, то займет хорошее положение в обществе
А это для Фамусова и его знакомых было очень важно
Чацкий же, напротив, не боялся открыто выражать свое мнение и спорить с окружающими. Он не понимал, как может зависеть отношение к человеку от количества наград. Для молодого человека главным была сама личность, его убеждения. Александр Андреевич хотел приносить пользу обществу, но не путем преклонения перед высшими чинами, а изменением устаревших порядков и улучшением жизни всего населения страны.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.
Жанр – гражданская лирика.
Метафоры – «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».
Эпитеты – «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух».
Сравнения – столица, «как опьяневшая блудница».
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Приговор» абсолютно точно следует отнести к лирическим, потому что данное произведение выражает эмоции и чувства самой поэтессы. Никто не поспорит, что лирический герой и автор в «Приговоре» — один и тот же человек — Ахматова.
Направление, в котором творила поэтесса — акмеизм. Акмеисты ушли от принципов символизма, провозгласили ясность повествования и преобладание смысла над формой. Стихотворение наполнено простой лексикой и достаточно понятными и несложными метафорами.
Стихотворный размер, используемый Ахматовой в данном лирическом произведении, — хорей. Хочется отметить, что хорей всегда считался самым приемлемым размером для создания ощущения непринужденной, неформальной, неторжественной беседы или монолога, поэтому использования данного размера обосновано.
Текст триптиха
Было душно от жгучего света,А взгляды его — как лучи.Я только вздрогнула: этотМожет меня приручить.Наклонился — он что-то скажет…От лица отхлынула кровь.Пусть камнем надгробным ляжетНа жизни моей любовь.
2
Не любишь, не хочешь смотреть?О, как ты красив, проклятый!И я не могу взлететь,А с детства была крылатой.Мне очи застит туман,Сливаются вещи и лица,И только красный тюльпан,Тюльпан у тебя в петлице.
3
Как велит простая учтивость,Подошел ко мне, улыбнулся,Полуласково, полуленивоПоцелуем руки коснулся —И загадочных, древних ликовНа меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,Все мои бессонные ночиЯ вложила в тихое словоИ сказала его напрасно.Отошел ты, и стало сноваНа душе и пусто и ясно.
1912 год
Стихотворение «Смятение», написанное Анной Ахматовой в 1912 году – это хороший пример любовной лирики, где автор рассказывает свою историю чувств (отношений). Стих открывает сборник «Четки», задавая ему нужную для поэтессы тональность и сразу настраивая читателя на серьезный разговор о любви.
Противопоставление обществу Фамусова
В сочинении «Мое отношение к Чацкому» одним из ключевых моментов будут отношения между героем и фамусовским обществом. В этом конфликте не просто столкновение личностей — это отражение того настроения в обществе, которое царило во времена писателя. Это время грядущих реформ, которые должны были произойти в обществе.
Через пьесу показана борьба московских дворян, помещиков, которые не хотели ничего менять с людьми, которые смотрели шире, чем они, и понимали, что изменения нужны обществу. Ведь именно этот бюрократизм, коррупция является якорем для развитого общества
Это призыв к тому, что не нужно оценивать людей по их общественному положению и чинам, а нужно обращать внимание и на личность
История создания
Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.
В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.
Смысл
Главная идея стихотворения «Приговор» — идея человеческой стойкости и мужества. Поэтесса уверяет всех, что можно выйти победителем из любой ситуации, из любой проблемы, которую посылает судьба. Нельзя отчаиваться, нужно быть всегда готовым, что последует новый удар.
Также стоит сказать о том, что поэтесса находит универсальное решение для всех людей — «каменелость»: нужно забыть все, что было ранее, все, что напоминает о хорошей прошлом, и жить заново, находить новые радости и при этом стать чуточку черствее, чтобы мелкие трудности не смогли сломить дух. Это и есть главная мысль стихотворения.
Анализ 2
Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.
Первое, что нужно отметить, так это то, что Анна никогда не стремилась выложить в стихотворения свою душу, ей гораздо проще было создавать произведения на основе вымысла и своей фантазии, не вкладывая в них свою собственную судьбу. Однако, революционные годы на многих людях сказались очень тяжело, это же касается и данной поэтессы, данное время стало для неё тяжелым и довольно таки трагичным. Но, несмотря ни на что, она всегда была благодарна судьбе именно за такую жизнь и никогда не мечтала прожить свою жизнь по другому.
Основной темой данного произведения безусловно является Родины поэтессы, а именно Россия. Ведь далеко не секрет, что Ахматова всегда очень трепетно относилась к теме родины, искренне считая, что это самое главное, что может быть в жизни человека.
Именно поэтому нужно отметить, что стихотворение относится к гражданской, можно даже сказать патриотической лирике поэта.
Построение данного произведения выполнено в форме патриотической исповеди главной героини. По некоторым художественным приемам можно сказать, что данное стихотворение имеет нечто схожее с одой.
Начинается стихотворение со слов искушения. Так как главная героиня будто бы слышит голос, который манит её, призывая оставить свою родину, предать её и отправиться на поиски новой, более лучшей жизни.
Специалисты и критики в области литературы не однократно сравнивали это произведение с произведением другого, не менее известного и любимого поэта, а именно Пушкина Александра Сергеевича. В сравнение брали его произведение «Пророк». И действительно нечто общее проскальзывало и там, и там.
Чтобы показать всю полноту чувств, которые испытывает главная героиня стихотворение наполнено различными художественными элементами и от этого является более красочным и законченным.
Вообще все произведения Анны Ахматовой, связанные с темой родины являются очень живыми, так как данная тема была действительно очень близка поэтессе. Ей самой неоднократно предлагали оставить Россию и перебраться в Европу, однако каждый раз поэтесса отвечала жестким отказом, указывая на то, что она просто не может придать собственную страну, сравнивая это предательство с предательством самой себя.
Читая данное произведение многие задумываются о том, что родина действительно очень много значит в жизни каждого, и это очень хорошо и важно. Анализ стихотворения Мне голос был
Он звал утешно… по плану
Анализ стихотворения Мне голос был. Он звал утешно… по плану
«Песня последней встречи» А.Ахматова
«Песня последней встречи» Анна Ахматова
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.
Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи»
Не секрет, что произведения многих поэтов являются автобиографичными. В них они по новой переживают свои наиболее сильные чувства и впечатления, переосмысливают их и порой даже снабжают философскими комментариями. Анна Ахматова в этом отношении является исключением. Вся ее лирика раннего периода – фикция, выдумка, полет необузданной женской фантазии. Возможно, именно поэтому начинающая поэтесса так легко предавала бумаге сокровенные мысли и чувства женщин, потому что они не были ее собственными.
Поклонники раннего творчества Анны Ахматовой были убеждены, что она легко заводит романы с мужчинами, изменяя своему мужу, поэту Николаю Гумилеву. И именно стихи Ахматовой все чаще и чаще становились причиной семейных ссор, во время одной из которых, по воспоминаниям очевидцем, Гумилев воскликнул: «Ну зачем ты все это выдумала?».
Стихотворение «Песня последней встречи», написанное Ахматовой в 1911 году и вошедшее в ее первый поэтический сборник, также относится к разряду фантазий автора и не имеет ничего общего с ее реальной жизнью. К этому моменту Ахматова уже состоит в браке с Гумилевым, их первые годы совместной жизни протекают достаточно счастливо и безмятежно. Именно Николай Гумилев является одним из первых читателей и критиков стихов своей супруги, а также помогает ей их публиковать. Поэтому сложно предположить, что на фоне семейной идиллии начинающая поэтесса вдруг заводит роман на стороне, окрашенный трагизмом и безысходностью. Тем не менее, в стихотворении «Песня последней встречи» представлены именно такие отношения. Между героиней этого произведения и ее возлюбленным происходит разрыв отношений, который явно выбивает женщину из колеи. «Я на правую руку надела перчатку с левой руки», — пишет Ахматова от первого лица, отождествляя себя с героиней стихотворения. Спускаясь по знакомой и исхоженной лестнице, она ловит себя на мысли, что этот путь является бесконечным, хотя и знает, что там всего три ступеньки, преодолеть которые не составляет труда. Именно эти незначительные детали уверяют читателей в том, что Анна Ахматова действительно прочувствовала и пережила все то, о чем пишет в своих произведениях. И этот уникальный дар является характерной особенностью ранней любовной лирики поэтессы, наполненной трагизма и печали.
В стихотворении «Песня последней встречи» страдания героини возведены в абсолют. Даже в шелесте кленовых листьев ей чудится шепот возлюбленного, который просит: «Со мной умри!». И женщина, с которой отождествляет себя Ахматова, с готовностью откликается на этот призыв, подразумевая не смерть в физическом плане, а гибель души, которая испепелена страданиями и неизбежной разлукой
Еще один очень важный штрих, которому поэтесса уделяет особое внимание в этом произведении, заключается в том, чтобы подчеркнуть равнодушие окружающего мира, которому нет никакого дела до личной драмы двух людей. Поэтому поэтесса отмечает, что последний взгляд, брошенный героиней стихотворения на такой знакомый темный дом, открывает перед ней картину, наполненную тоской и безразличием
«Только в спальне горели свечи равнодушно-желтым огнем», — отмечает поэтесса.
Стоит сказать, что подобных по настроению и мировосприятию стихов в раннем творчестве Анны Ахматовой достаточно много, однако это – лишь незначительная часть произведений из знаменитой синей тетради, которые сама поэтесса считала глупыми, детскими и наивными. Поэтому после того, как вышел ее первый поэтических сборник «Вечер», Ахматова сожгла тетрадь, о чем впоследствии сильно сожалела и даже пыталась по памяти восстановить некоторые произведения. По словам поэтессы, стихотворение «Песня последней встречи» значилось в этой тетради под номером 211.
«Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
Стихотворение «Мне голос был», написанное в 1917 году, вошло в сборник «Белая гвардия». В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова. откликаясь на события революции 1917 года, поднимает новую для себя тему Родины.
Основная тема стихотворения – любовь к Родине. При этом неприятие поэтессой революции сочетается с ее духовным мужеством и патриотизмом. В этом стихотворении Ахматова впервые выступила как поэт-гражданин, страстно и достойно выразив голос той части интеллигенции, которая сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной. Быть поэтом и творить, по мнению Ахматовой, можно только на родине. Сама мысль об эмиграции в тяжелое для страны время оскорбительна для нее. Несмотря на отсутствие средств к существованию и наличие пятилетнего сына на руках, Ахматова приняла решение остаться в России. Стихотворение «Мне голос был» вместило все душевные терзания поэтессы, поставленной самой жизнью перед труднейшим выбором – бежать из России за границу или разделить со своей страной ее трагическую судьбу. Произведение стало ярким манифестом, направленным против тех, кто бросил или собирался бросить Россию.
Композиция стихотворения включает две смысловые части. В первой части неведомый сладкий голос зовет лирическую героиню покинуть свой «глухой и грешный». обреченный край. Отчетливый мотив искушения создается за счет неторопливой интонации, употребления призывных обращений («иди сюда» ) и повторов («оставь свой край». «оставь Россию» ). Голос обещает, что «черный стыд» в душе бросившего родину человека легко пройдет со временем, как и чувство вины; ведь главное – убежать от невзгод в другую, благополучную и комфортную жизнь.
Кульминация стихотворения наступает во второй части. Героиня делает нравственный выбор, приняв решение разделить со своей страной все тяготы и испытания. Ахматова, как и ее героиня, не отделяет себя от России. Она дает беспощадный отпор этому внутреннему голосу, не мысля своей жизни без родины.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Ахматова использовала в нем перекрестную рифму с чередованием мужской и женской рифмы. Чувство горечи и печали, глубокий психологизм стихотворения подчеркнуты с помощью эпитетов «глухой». «грешный». «черный» (стыд).
Стихотворение «Мне голос был» перекликается с одой Пушкина «Вольность». Сама торжественная ритмика четырехстопного ямба, использованного вслед за Пушкиным поэтессой, придает стихотворению возвышенную одическую интонацию. В первой строфе Ахматова неточно повторяет пушкинскую строфу, во второй — обращается к пушкинскому опорному образу «стыда». В ее лирической героине легко разглядеть черты пушкинского пророка .
Как и пушкинский пророк, Ахматова предвидит нелегкую трагическую судьбу страны и свою собственную судьбу, но не изменяет своей совести и не отрекается от своей родины.
Тема
В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы — кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.
Первые строфы — метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства» . Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.
В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.
В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.
Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» было написано А.А. Ахматовой в 1917 году. Революционные катаклизмы стали для поэта тяжелым испытанием, горько страницей в истории страны. Однако для нее не было вариантов — отбыть в эмиграцию или остаться на Родине. Этой теме и посвящено стихотворение.
Основная тема его — тема России. Оно относится к гражданской, патриотической лирике. Стихотворение построено в форме лирической исповеди героини, имеет некоторые черты жанра оды.
Стихотворение открывается мотивом искушения:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда».
Исследователи неоднократно отмечали связь этого стихотворения с пушкинским «Пророком», полярность этих двух сюжетов. Если у Пушкина голос Бога открывает герою «вечные ценности», наделяет его всеведением и всезнанием, указывает на его миссию — жизнь для людей, то у Ахматовой голос беса-искусителя соблазняет героиню временными и сомнительными для нее ценностями: личным покоем, уютом, благополучием. Перед героиней здесь предстает узко-эгоистичный, ограниченный, мещанский мирок. Однако ей удается устоять перед искушением:
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Героиня — сильный, мужественный, терпеливый человек. Это подвижница, готовая разделить с Родиной ее непростую участь: кровь на руках, «боль поражений и обид». «В основе этой решимости — христианское смирение, не рассуждающее и не внемлющее вражеским наветам… Таким образом, патриотическая идея получает здесь вполне отчетливое христианское измерение. Все стихотворение проникнуто христианской символикой: упоминания страданий отчизны, «боли поражений и обид» не связаны с характеристикой несправедливого социального устройства или с рассуждениями о бунте «бессмысленном и беспощадном»… Переживаемая ситуация мыслится в первую очередь как духовная катастрофа: по определению Ахматовой, Россия — «край глухой и грешный»».
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — рассказ об искушении лирической героини. Вторая часть — утверждение собственной позиции.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («край глухой и грешный», «скорбный дух», «черный стыд»), метафору («Из сердца выну черный стыд»), анафору («Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»), инверсию («Я кровь от рук твоих отмою»).
Произведение стоит в ряду лирических размышлений поэта о драматической судьбе России — стихотворений «Не с теми я, кто бросил землю…», «Все расхищено, предано, продано…», «Не бывать тебе в живых…», «Родная земля», поэмы «Реквием».
Тема и сюжет стихотворения
Стихотворение состоит из трёх смысловых частей (триптих) и каждая из них отдана Ахматовой на откуп своей фазе любовных отношений.
Первая часть стиха – это оценка мужчины в глазах главной героини и вероятность возникновения между ними химии. Начало всегда идет со взгляда, далее в игру вступает голос и довершает выстрел Амура.
Любовь возможна, более того, она может полностью покорить сердце и закрыть глаза непрозрачными очками, как это всегда бывает у прирученной женщины.
Вторая часть стихотворения-триптиха – это борьба женщины и мужского обаяния, победитель в которой не всегда очевиден. На фоне такого красавца женщина теряет способность летать, она попадает под чары мужчины и видит перед собой только тюльпан у него в петлице.
Итак, сердце героини покорено, остаётся дождаться ответа мужчины.
Третья фаза стиха – это развязка, в которой мужчина даже не заметил поражённого стрелой Амура женского сердца, а подошёл к даме исключительно из учтивости. Полуласковое прикосновение и формальный поцелуй руки – вот все, что сегодня выиграла женщина на ставках любви. Зеро не выпало, да и вместо красного ставка пала на черное.
После этого на сердце стало ясно, хотя и пусто, раны от выстрела Амура стали затягиваться, а кровь очищаться от наркотика любви.
Заметим, главная героиня не стала кидаться мужчине своей мечты на шею, а горько съела его холодность. Это один из посылов стиха – сохранять женскую гордость даже перед идеалом и кидаться на шею мужчине только при взаимности чувств.
Тема
В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.
Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства». Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.
В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.
В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.
«Мне голос был. Он звал утешно…» А.Ахматова
Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал, И дух суровый византийства От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица, Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берёт ее,-
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»
Революция 1917 году полностью изменила жизнь Анны Ахматовой. К этому моменту она была уже достаточно известной поэтессой и готовила к публикации свой третий литературный сборник. Однако в одночасье вдруг выяснилось, что ее стихи уже никому не нужны, а все личные сбережения и небольшое наследство от родителей превратились в пыль. Впервые Анна Ахматова, на руках которой остался 5-летний сын, осознала, что может попросту умереть от голода, став еще одной безвинной жертвы красного террора. Действительно, ее практически перестали публиковать, и средств к существованию не было. Что касается супруга, поэта Николая Гумилева, то он в этот момент находился во Франции и ничем не мог помочь семье, хотя и предлагал Ахматовой похлопотать о том, чтобы она смогла покинуть мятежную, бунтующую и голодную Россию.
Именно в этот сложный период жизни, когда весь привычный мир рушился на глазах. Словно карточный домик, Анна Ахматова написала стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». В этом коротком произведении вместились все внутренние переживания и душевные терзания поэтессы, которая стояла перед непростым выбором – сбежать из разоренной России за границу или же разделить вместе с родиной ее непростую, трагическую и печальную судьбу.
Ответ Ахматовой оказался неожиданным и непреклонным. Она не поддалась внутреннему голосу, который нашептывал: «Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда». Вместо того, чтобы паковать чемоданы в надежде на то, что за границей жизнь будет более сытой и привольной, Ахматова решила оставить в сердце «черный стыд», который испытывала, глядя на то, что происходит вокруг. Она сумела оформить развод с Гумилевым и уже через несколько месяцев вышла замуж за ученого Владимира Шилейко, благодаря чему смогла в относительном достатке прожить самые смутные и трагические годы, связанные со становлением советской власти.
Биографы Ахматовой до сих пор спорят по поводу того, на чем же был основан этот брак, и приходят к выводу, что поэтесса поступилась собственными чувствами ради возможности остаться в России и не погибнуть от голода. Фактически, она вышла замуж ради того, чтобы ее маленькому сыну было где жить, и что кушать. Освоившись в новом и таком чужом для нее мире, поэтесса подала на развод и связала свою жизнь с другим человеком. Однако до самой смерти она ни разу не пожалела о том, что в свое время дала беспощадный отпор своему внутреннему голосу, «чтоб этой речью недостойной не осквернялся скорбный слух».
Трудно сказать, знала ли Ахматова о том, что ждет ее впереди. Однако, полностью игнорируя новую власть, она оставалась истинной патриоткой своей страны, разделив ее судьбу не только во время революции, но и в период Великой Отечественной войны, часть которой провела в блокадном Ленинграде. Ее более успешные подруги давно уже устроили личную жизнь в Европе, наблюдая со стороны за тем, как на глазах меняется так любимая ими Россия. Ахматова же оказалась в самой гуще событий и была свидетельницей этих непростых перемен, которые отзывались болью в сердце. Тем не менее, поэтесса признавалась, что чувствовала бы себя гораздо хуже, если бы оказалась по другую сторону баррикад, став сторонней наблюдательницей многих исторических событий. И в этих словах не было иронии, обиды, бахвальства либо желания выставить себя в более выгодном свете. Анна Ахматова искренне считала, что ее жизнь неразрывно связана с Россией, даже если ради этого придется терпеть лишения, оскорбления, обиды, наветы и обман, а также поставить крест на своей литературной карьере, которой поэтесса очень дорожила.