После грозы
Пронесшейся грозою полон воздух. Все ожило, все дышит, как в раю. Всем роспуском кистей лиловогроздыx Сирень вбирает свежести струю.
Все живо переменою погоды. Дождь заливает кровель желоба, Но все светлее неба переходы, И высь за черной тучей голуба.
Рука художника еще всесильней Со всех вещей смывает грязь и пыль. Преображенней из его красильни Выходят жизнь, действительность и быль.
Воспоминание о полувеке Пронесшейся грозой уходит вспять. Столетье вышло из его опеки. Пора дорогу будущему дать.
Не потрясенья и перевороты Для новой жизни очищают путь, А откровенья, бури и щедроты Душе воспламененной чьей-нибудь.
Текст
За окнами давка, толпится листва,И палое небо с дорог не подобрано.Все стихло. Но что это было сперва!Теперь разговор уж не тот и по-доброму.
Сначала все опрометью, вразнорядВвалилось в ограду деревья развенчивать,И попранным парком из ливня — под град,Потом от сараев — к террасе бревенчатой.
Теперь не надышишься крепью густой.А то, что у тополя жилы полопались,-Так воздух садовый, как соды настой,Шипучкой играет от горечи тополя.
Со стекол балконных, как с бедер и спинОзябших купальщиц,- ручьями испарина.Сверкает клубники мороженый клин,И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч, покатясь с паутины, залегВ крапиве, но, кажется, это ненадолго,И миг недалек, как его уголекВ кустах разожжется и выдует радугу.
1915 год.
️ Ярким примером пейзажной лирики является стихотворение «После дождя», написанное Пастернаком в 1915 году. Стих относится к ранней лирике Бориса Леонидовича и передает нам поэтический образ природы, расцветающей новыми красками после проливного с градом дождя.
Свидание
Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
По рукаву в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка, и фигура,
И это пальтецо.
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
1949 год
*****
Анализ стихотворения «После дождя» Пастернака
Борис Пастернак известен своими философскими произведениями, наполненными двойными смыслами, поисками истины, многогранностью значений. Раннее же его творчество более лирично, строки – просты и понятны любому читателю, они лишены какого-либо подтекста. Как и многие поэты, в начале своего творчества он пытался описать то, что видно каждому – окружающий мир, величественный, прекрасный в любой своей ипостаси. Таким произведением, описывающим природу, является и стихотворение «После дождя», написанное Пастернаком после прошедшей грозы с градом.
Само явление грозы поэт описывает как нечто мрачное, грозное, давящее сверху своей мощью. Однако это проходит спустя мгновение, и мир после грозы преображается – обновленный, чистый, пахнущий сырым тополем, озоном, и теперь «не надышишься крепью густой». Земля словно умылась дождевой водой, и воздух наполнился ароматами растений, которые несколько мгновений назад были нещадно избиты бурей.
Борис Пастернак – мастер образов и метафор, вся его поэзия пронизана сравнениями и олицетворениями. Игривый воздух в саду, играющий с побитым непогодой тополем. Стекла окон выглядят в его строках как озябшие купальщицы, со спины которых идет испарина, а град сравним с рассыпанной поваренной солью. Оживает и солнечный луч, который прячется в крапиве, и через капли воды вот-вот обратится в радугу.
Поэт удивлен внезапным преображениям природы, смене ее состояния буквально в несколько секунд. Удивлен и восхищен этим, красочно описывая явление. Если еще мгновения назад шумела гроза, то теперь все стихло, и первый солнечный луч уже прячется в крапиве. И вот-вот, еще немного – и его уголек разгорится и превратится в радугу. И град, что еще минуту назад колотил тополь и пытался сорвать с него листву, растает, не оставив после себя ничего, кроме капель воды. Поэт не задается вопросами о причинах или следствиях – он лишь отмечает эти перемены. Человек слаб и ничтожен по сравнению с силами природы, и остается ими только восхищаться.
Произведение наполнено эпитетами: попранный парк, бревенчатая терраса, садовый воздух. Имеет место быть и олицетворения – «воздух играет», «луч, покатясь с паутины», и метафоры – «воздух, как соды настой», «градинки стелются солью поваренной».
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Стопа трехсложная, с ударением на втором слоге. Рифма перекрестная.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
1956 год
*****
***
Красавица моя, вся стать, Вся суть твоя мне по сердцу, Вся рвется музыкою стать, И вся на рифмы просится.
А в рифмах умирает рок, И правдой входит в наш мирок Миров разноголосица.
И рифма не вторенье строк, А гардеробный номерок, Талон на место у колонн В загробный гул корней и лон.
И в рифмах дышит та любовь, Что тут с трудом выносится, Перед которой хмурят брось И морщат переносицу.
И рифма не вторенье строк, Но вход и пропуск за порог, Чтоб сдать, как плащ за бляшкою Болезни тягость тяжкую, Боязнь огласки и греха За громкой бляшкою стиха.
Красавица моя, вся суть, Вся стать твоя, красавица, Спирает грудь и тянет в путь, И тянет петь и — нравится.
Тебе молился Поликлет. Твои законы изданы. Твои законы в далях лет, Ты мне знакома издавна.
Анализ стихотворения Пастернака «Не волнуйся, не плачь, не труди…»
Стихотворение «Не волнуйся, не плачь, не труди…» написано Пастернаком в 1931 году. Оно включено в сборник «Второе рождение». Во время работы над книгой поэт был влюблен в Зинаиду Николаевну Нейгауз, женщину замужнюю. Ситуация осложнялась еще и тем, что Борис Леонидович и сам состоял в браке. Его супругой была художница Евгения Владимировна Лурье. Большая часть лирики из «Второго рождения» посвящена Нейгауз. Поэтому несколько особняком стоит стихотворение «Не волнуйся, не плачь, не труди…». Посредством него Пастернак обращался к Лурье. Пятого мая 1931 года поэт отправил жену вместе с сыном в Берлин. В последовавшем вскоре письме он уверял Евгению Владимировну в том, что союз их душевный неразрывен. При этом говорил о любви к Нейгауз. Рассматриваемое нами стихотворение по смыслу схоже с письмом. С его помощью Борис Леонидович одновременно прощается с женой и пытается ее утешить, хотя больше это походит на жалость. Кроме того, косвенно он признается, что отношения их семейные были ошибкой.
«Не волнуйся, не плачь, не труди…» – история о предстоящей разлуке. Лирический герой уверен, что на чужой стороне женщине предстоит расцвести, что там ее ждет настоящая жизнь:
Как росток на свету распрямясь,
Ты посмотришь на все по-другому.
Такой оптимизм вполне оправдан. Во-первых, супруга Пастернака отбывала в Берлин с целью лечения от туберкулеза, которым болела с 1918-го. Во-вторых, СССР образца начала тридцатых годов – не лучшая страна для комфортного существования. Лурье уезжала «из тифозной тоски тюфяков», чтобы оказаться «на воздухе широт образцовом». Героиня стихотворения связывается поэтом с Евгенией Владимировной еще и через географические координаты. В тексте упоминаются «разговоры по-альпийски» и «блюдо баварских озер».
Отсылка к финальной строфе произведения «Не волнуйся, не плачь, не труди…» встречается у Бродского. В его стихотворении «Письмо к А. Д.» 1963 года речь также идет о разлуке лирического героя с женщиной. В середине текста есть следующие строки:
Добрый путь, добрый путь, возвращайся с деньгами и славой.
Добрый путь, добрый путь, о как ты далека, Боже правый!
Сравните со словами Пастернака:
Добрый путь. Добрый путь. Наша связь,
Наша честь не под кровлею дома.
Впрочем, вернемся от Бродского к Борису Леонидовичу. Вскоре после написания вышеназванного письма и создания стихотворения «Не волнуйся, не плачь, не труди…» он покинул Лурье, оформив официальный развод, и женился на Нейгауз.
Борис ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Разлука
С порога смотрит человек, Не узнавая дома. Ее отъезд был как побег. Везде следы разгрома.
Повсюду в комнатах хаос. Он меры разоренья Не замечает из-за слез И приступа мигрени.
В ушах с утра какой-то шум. Он в памяти иль грезит? И почему ему на ум Все мысль о море лезет?
Когда сквозь иней на окне Не видно света божья, Безвыходность тоски вдвойне С пустыней моря схожа.
Она была так дорога Ему чертой любою, Как моря близки берега Всей линией прибоя.
Как затопляет камыши Волненье после шторма, Ушли на дно его души Ее черты и формы.
В года мытарств, во времена Немыслимого быта Она волной судьбы со дна Была к нему прибита.
Среди препятствий без числа, Опасности минуя, Волна несла ее, несла И пригнала вплотную.
И вот теперь ее отъезд, Насильственный, быть может! Разлука их обоих съест, Тоска с костями сгложет.
И человек глядит кругом: Она в момент ухода Все выворотила вверх дном Из ящиков комода.
Он бродит и до темноты Укладывает в ящик Раскиданные лоскуты И выкройки образчик.
И, наколовшись об шитье С не вынутой иголкой, Внезапно видит всю ее И плачет втихомолку.
Средства выразительности
Для того, чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:
- Эпитеты – “сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.
- Метафоры– “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
- Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.
В нем также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “черная” и в то же время в мире человека также есть кое-что черное – это “чернила”.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Зимняя ночь
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
*****
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Во всём мне хочется дойти…» однозначно относится к философской лирике. Всё произведение – это цепочка рассуждений автора о творчестве, о жизни. Творчество Пастернака можно охарактеризовать как особо философичное, глубокое.
Борису Леонидовичу выпало пережить две страшные войны, революции, терроры, угнетения со стороны правительства, но даже после этих тягот, ужасов поэт не перестал тонко, чутко реагировать на красоты, дивности мира.
Данное стихотворение некоторые литературоведы относят к такому направлению как соцреализм. По мнению И. В. Сталина, «писатель – инженер человеческих душ», то есть своими произведениями он должен влиять на общество, на его восприятие жизни. «Во всём мне хочется дойти до самой сути» чётко, конкретно выражает главную идею правительства того времени насчет народа! Каждая отдельная личность должна «дойти до самой сути в работе, в поисках пути…», чтобы поднять страну, чтобы улучшить жизнь.
Сам же Борис Леонидович, его творчество, стоит на границе между символизмом и футуризмом. Символистских черт в стихотворении не наблюдается, хотя в нём можно обнаружить некоторые символы, которые были употреблены поэтом специально или же случайным образом, что мало вероятно. К футуризму произведение тоже не отнести, так как одной из главных его черт является антиэстетизм, то есть отрицание искусства, как чего-то прекрасного, чего мы не наблюдаем в данном случае.
Размер стихотворения «Во всём мне хочется дойти…» – чередование четырёхстопного и двустопного ямбов. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.
Образы и символы
Лирическим героем является поэт, вдохновлённый природной сменой сезона, вдохновленный тем, чем вдохновляются очень немногие: слякотью, ливнем, «сухой грустью», «почерневшими проталинами», «кричащим ветром». Лирическим героем является сам Борис Леонидович, каждое стихотворение которого имеет оттенки пейзажной лирики.
Стихотворение «Февраль» наполнено множеством интересных образов. Объемлющий образ февраля является главным в произведении. Остальные образы – составляющие этого ключевого образа, раскрывающие его в более полной мере.
В данных строках представлены два необычных, метафоричных образа. Многие произведения Бориса Леонидовича наполнены звуками, и данное стихотворение не исключение: «грохочущая слякоть», «благовест», «клик колёс», «шумней чернил и слёз», «ветер криками изрыт».
Вторая строфа интересна тем, что в ней нет конкретного образа, но присутствует ощущение движения, причём поэт описывает не «проплывающие» пейзажи, а «едет» лирический герой сквозь звуки колокола, стук колёс, едет туда, «где ливень еще шумней чернил и слез», то есть тоже в «звук».
Третья строфа изобилует образами: «обугленные груши», «сухая грусть», «дно очей». Данные метафоры кратко и точно описывают восприятие поэтом окружающего.
Черные грачи для автора схожи с плодами груши, хоть и не являются золотыми, они обугленные, то есть обгорелые от «черной весны», упомянутой в первой строфе («Весною черною горит.»).
Грачи являются весенними птицами, являются символом марта, признаком весны! Также они символизируют проницательность, мудрость. В стихотворении они «срываются» с деревьев и «обрушивают» «сухую грусть на дно очей». Почему же грусть сухая? Возможно, потому, что она без слёз, она приятная для поэта, вдохновляющая.
В стихотворении «Февраль» поэт часто упоминает черный цвет. Но с традиционным символическим значением пастернаковский черный никак не связан. У автора черный – это противоположность белому, то есть зиме, а это значит, что черный – это тепло, это перемены, это символ возрождения природы.
Чернила, как ещё одно проявление «черноты» в стихотворении, тоже заслуживают особого внимания. Они являются символом вдохновения, символом потенциальных возможностей. Плач, который упоминает автор в начале стихотворения и в конце – это сам процесс создания стихотворения, соответственно, «достать чернил и плакать» можно перевести так: вдохновиться и создать произведение.
Для Бориса Леонидовича особенной является стихия воды. В «Феврале» слово «вода» не употреблено ни разу, но поэт пишет о «слякоти», о «ливне», о «слезах», о «лужах».
Вода – это символ чистоты, источник жизни, а дождь – символ очищения, плодородия. Объединив данные значения и перенеся их на стихотворение Пастернака, можно предположить, что поэт «замаскировал» в произведении освобождение от оков зимы, прозрение. Слёзы можно рассмотреть как «внутричеловеческий» дождь, то есть освобождающий от душевных оков, позволяющий обрести гармонию.
В данных строках автор как бы сопоставляет ливень и слёзы, что является доказательством вышенаписанного.
«Стихи слагаются навзрыд», то есть поэт изливает душу на лист бумаги, делится своими мыслями, переживаниями с читателем, от чего ему становиться легче, лучше, свободней.
Композиция
Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению.
Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.
Концовка произведения имеет еще один мотив – это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд”, которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стихотворение и становится последним словом в нем, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.
История создания
Стихотворение «Февраль» считается одним из самых любимых произведений поэта. Оно было написано в 1912 году, но после этого Борис Леонидович его несколько раз редактировал.
- В 1913-м году вышел сборник стихов «Лирика», куда было включено «свеженаписанное» стихотворение «Февраль».
- В 1928 году стихотворение претерпело первые изменения. Автор внёс поправки в текст, начиная с 7-й строки.
- В 1945 году Борис Леонидович вновь возвратился к совершенствованию «Февраля», включив новый его вариант в сборник «Избранное». Но спустя 10 лет поэт решил остановиться на первоначальном варианте стихотворения 1912 года.
Следует отметить, что на момент написания поэтом данного стихотворения действовал ещё календарь «старого стиля», то есть отстававший на 13 дней от нового календаря, следовательно, первые тринадцать дней «нового» марта были ещё февралём по старому стилю. Данное уточнение необходимо для более полного осознания написанного. Автор упоминает грачей, которые сидели на ветках как «обуглившиеся груши», но грачи прилетают во второй половине марта по новому стилю, следовательно, в начале весны по старому стилю. Из вышенаписанного можно сделать вывод, что «ранние» грачи – это авторское допущение.
Анализ стихотворения «После дождя» Пастернака
Борис Пастернак известен своими философскими произведениями, наполненными двойными смыслами, поисками истины, многогранностью значений. Раннее же его творчество более лирично, строки – просты и понятны любому читателю, они лишены какого-либо подтекста. Как и многие поэты, в начале своего творчества он пытался описать то, что видно каждому – окружающий мир, величественный, прекрасный в любой своей ипостаси. Таким произведением, описывающим природу, является и стихотворение «После дождя», написанное Пастернаком после прошедшей грозы с градом.
Само явление грозы поэт описывает как нечто мрачное, грозное, давящее сверху своей мощью. Однако это проходит спустя мгновение, и мир после грозы преображается – обновленный, чистый, пахнущий сырым тополем, озоном, и теперь «не надышишься крепью густой». Земля словно умылась дождевой водой, и воздух наполнился ароматами растений, которые несколько мгновений назад были нещадно избиты бурей.
Борис Пастернак – мастер образов и метафор, вся его поэзия пронизана сравнениями и олицетворениями. Игривый воздух в саду, играющий с побитым непогодой тополем. Стекла окон выглядят в его строках как озябшие купальщицы, со спины которых идет испарина, а град сравним с рассыпанной поваренной солью. Оживает и солнечный луч, который прячется в крапиве, и через капли воды вот-вот обратится в радугу.
Поэт удивлен внезапным преображениям природы, смене ее состояния буквально в несколько секунд. Удивлен и восхищен этим, красочно описывая явление. Если еще мгновения назад шумела гроза, то теперь все стихло, и первый солнечный луч уже прячется в крапиве. И вот-вот, еще немного – и его уголек разгорится и превратится в радугу. И град, что еще минуту назад колотил тополь и пытался сорвать с него листву, растает, не оставив после себя ничего, кроме капель воды. Поэт не задается вопросами о причинах или следствиях – он лишь отмечает эти перемены. Человек слаб и ничтожен по сравнению с силами природы, и остается ими только восхищаться.
Произведение наполнено эпитетами: попранный парк, бревенчатая терраса, садовый воздух. Имеет место быть и олицетворения – «воздух играет», «луч, покатясь с паутины», и метафоры – «воздух, как соды настой», «градинки стелются солью поваренной».
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Стопа трехсложная, с ударением на втором слоге. Рифма перекрестная.
Творческая работа
Краткий анализ стихотворения Пастернака «Февраль» потребуется для написания тематического школьного сочинения. В работе над ним одиннадцатиклассники могут использовать изученную информацию и выразить свое отношение к произведению.
Классик Борис Пастернак внес уникальный вклад в литературу. Его произведения наполнены глубоким смыслом, музыкальны и лиричны. Спустя годы они остаются актуальными, поскольку автор высказывал мысли о единстве людей и природы, размышлял о гармонии мира.
Стихотворение «Февраль» знакомит читателей с лирическим героем, который ожидает прихода весны. Автора окружают серость и слякоть последнего месяца зимы. Мыслями он устремлен в будущее, представляет себе грачей и звуки пасхального благовеста. Свое эмоциональное состояние он не держит в секрете. Ему хочется громко расплакаться, закричать.
Образы, создаваемые с помощью ярких слов и их сочетаний, позволяют представить картину, которую хотел изобразить Пастернак. Читатель переносится в мрачный февральский день, наблюдает за черной слякотью, представляет напоминающих обугленные груши птиц. Антитеза, использованная поэтом, помогает воспринимать образы, изложенные в виде рифмы.
Авторская работа написана в классическом размере, но можно заметить неточные рифмы, надрывные интонации. Множество ярких образов не позволяет проследить определенную закономерность. Читателю может показаться, что слова для стихотворения подобраны случайно, поэтому неизвестно, как они объединились в правильный поток творческих мыслей. В этом и заключается талант поэта.
Знакомство со стихотворением помогает лучше узнать творчество Бориса Пастернака, побуждает к дальнейшему изучению его биографии и литературных работ. Живописный стиль и образность произведений не оставляют читателей равнодушными.
После дождя
За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и по-доброму.
Сначала все опрометью, вразноряд Ввалилось в ограду деревья развенчивать, И попранным парком из ливня — под град, Потом от сараев — к террасе бревенчатой.
Теперь не надышишься крепью густой. А то, что у тополя жилы полопались,- Так воздух садовый, как соды настой, Шипучкой играет от горечи тополя.
Со стекол балконных, как с бедер и спин Озябших купальщиц,- ручьями испарина. Сверкает клубники мороженый клин, И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч, покатясь с паутины, залег В крапиве, но, кажется, это ненадолго, И миг недалек, как его уголек В кустах разожжется и выдует радугу.
Ночь
Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.
Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.
И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.
В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.
В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.
Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.
1957 год
*****
Снег идёт
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
1957 год
*****