Анализ стихотворения «любить иных тяжелый крест» пастернака

Анализ как бронзовой золой жаровень

О тематике произведения

Образы женщин и семейной жизни

Вернемся к знакомству писателя с Зинаидой Нейгауз. Первый семейный опыт для Пастернака оказался неудачным. Трудности быта заставили литератора искать в женщине хозяйку. И Нейгауз прекрасно подходила на эту роль. Жизнь с первой женой Пастернак видел как несение «тяжелого креста». С одной стороны, у Евгении и Бориса было много общего в творческом плане, но, с другой стороны, семейная жизнь требовала большего. Евгения всю жизнь посвящала творчеству, поэтому семейные обязанности были женщине в тягость. Пастернак осознал, что два таланта не могут ужиться вместе на одной территории.

Женщина и интеллект

Евгения – это прямая противоположность теплой и заботливой Зинаиды. Пастернак видит в первой жене равную себе личность. Автор признает, что с Лурье интересно общаться на философские темы. Однако семейная жизнь – это больше, чем сходство интересов и умные разговоры. Литератора умиляла доверчивость, бескорыстие, простота, наивность новой знакомой – Зинаиды. Пастернак осознал, что любовь строится не на восхищении умом, талантом и интеллектом. Любовь не имеет рациональной основы.

Женщина и хозяйственность

Нейгауз дала Пастернаку то, что поэту не хватало: счастье, уют семейной жизни. Более того, писатель спустился с поэтического Олимпа ради своей новой музы. Нейгауз не понимала абстрактных творений литератора. Так что Пастернак пообещал девушке создавать простые и доступные образы. Поэт пошел на «небольшие хитрости», маленькие жертвы ради будущего счастья в браке.

Кстати, первый брак Пастернака – поздний. Писатель женился, когда ему исполнилось 33 года. Отношения с Евгенией отличались страстностью, привязанностью, сложностью. Влюбленные ссорились, мирились. Однако брак страдал от непонимания между супругами. Поэт говорил, что любить Евгению трудно. С другой стороны, любить женщину «без извилин» легко. Пастернак устал от жизни с интеллектуалкой, обратившись к другому полюсу – заботливой, безыскусной хозяйке Зинаиде. Женщины, подобные Нейгауз, создаются специально для семейной жизни, для брака. Новая муза предстала для писателем идеалом хозяйки, матери и супруги.

Романы писателя

До женитьбы жизнь русского поэта полнилась мимолетными романами и кратковременными увлечениями. Однако лишь несколько женщин повлияли на жизнь и творчество писателя.

Пастернак любил вторую супругу, но любовь не уберегла литератора от новых увлечений на стороне. В 1946-м поэт увлекся женщиной, которая работала в «Новом мире» – популярном литературном издании. Это была Ольга Ивановская. В результате, Ольга осталась беременной от Пастернака. Но ребенок не заставил поэта разрушить семейное счастье с Зинаидой.

Краткий анализ

Стихотворение посвящено Зинаиде Нейгауз, ставшей впоследствии женой Пастернака, и содержит небольшое сравнение преимуществ новой любви перед бывшей – Евгенией Лурье. Образ лирического героя и автора строк полностью слит, форма представления монолог-обращение.

Стих написан в жанре элегии четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (крест – извилин – секрет – равносилен). В качестве средств выразительности поэт использует сравнение, эпитеты (не большая хитрость, твой смысл бескорыстен) и метафоры (шорох снов, любить иных тяжёлый крест и др.).

Строфы легко запоминаются, не имеют скрытого между строк подтекста и мелодичны.

Тема

В стихотворении развивается популярная в литературе тема любви. На строки произведения накладывают отпечаток жизненные обстоятельства поэта, поэтому читать стихи нужно в контексте биографии Пастернака. Лирический герой произведения полностью сливается с автором.

В первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, любить которую действительно было непросто, так как женщина была вспыльчива и своенравна. Далее лирический герой обращается к новой возлюбленной. Её преимущество: « прекрасна без извилин», то есть не обладает высоким интеллектом. Поэт считает, что именно это придаёт избраннице прелести: она более женственная, может быть прекрасной хозяйкой.

Автор считает, что возлюбленная живёт не столько умом, сколько чувствами, поэтому она умеет слышать сны, новости и истины. Она такая же естественная как воздух. В последней строфе поэт признаётся, что рядом с такой женщиной легко меняться и ему. Он понял, что очень легко «словесный сор из сердца вытрясть» и не допускать засорения впредь.

Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Как бронзовой золой жаровень…»

Стихотворение написано в 1912 году, оно одно из первых в творчестве Бориса Леонидовича. Читая произведение, сложно поверить, что оно написано двадцатидвухлетним студентом историко-филологического факультета.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

сравнения – «сыплет, как золой», «пруд – как тайна», «висит постройкой», «перехожу, как в веру»;
эпитеты – «бронзовая зола», «неслыханная вера», «лунная межа» – позволяют автору отразить особое видение явлений;
метафоры – «перехожу в ночь» – то есть совершаю важное, метафизическое превращение, «сыплет (то есть наполнена) жуками» – отражает связь насекомых с пышной весенней растительностью;
перифраз – «прибой яблони» – автор подразумевает пышно цветущие яблоневые цветы, шелестящие под ветром, подобно волнам;
инверсию – «сыплет сад», «миры расцветшие», «тополь обветшало-серый (определение отражает тот факт, что листья тополя двухцветные, одна из сторон – серая, что создает иллюзию увядания дерева, отмирания, ветхости)», «яблони прибой», «постройкой свайной»;
олицетворения – «сад сыплет», «миры висят», «сад висит и держит небо», «тополь завесил», «прибой шепчет»;
синтаксический параллелизм – «где пруд…, где прибой…, где сад…» яркий, привлекающий к себе прием, позволяющий описать доступное глазу многообразие мира.

Пастернак описывает весенний вечер, майскую пору, когда появляется множество золотистых бронзовок, небольших жуков зеленой окраски с медно-красным отливом. Роясь, поблескивая щитками и сталкиваясь с характерным стуком, они во множестве действительно напоминают небольшие еле тлеющие угольки или рассыпающиеся кусочки золы.

В рамках стихотворения автор воспроизводит неуловимый момент между днем и ночью, который вызывает у него особые ощущения. Нарождающиеся сумерки, неверное освещение придают таинственность и необычные, волшебные черты предметам и явлениям, оживляет нарисованную поэтом картину. Удивительный художественный дар Пастернака, его способность улавливать мельчайшие нюансы превращают сад в постройку: стволы уподобляются сваям, на которых держатся цветущие кроны, чудесным образом появившийся пруд скрывает в толще воды неведомые тайны, а деревья становятся опорой мирозданья.

Стихотворение, словно моментальный снимок, навечно зафиксировало настроение молодого поэта, навеянное томной красотой безмятежной природы.

Борис ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Красота без извилин Нейгауз

Совсем другой тип представляла собой Зинаида Нейгауз, которая была до банальности простой и искренней. Домашние дела не были для неё чужими, а лесть не имела места в обращении, что и подкупило Пастернака, несмотря на то, что на момент знакомства Зинаида была замужем.

Отношения стартовали и развивались, Нейгауз ушла от мужа и в СССР появилась ещё одна ячейка общества, в которой роли были расписаны согласно классическому представлению о семье.

Вторая строка стихотворения не должна быть оскорбительной для Зинаиды, ведь под словами:

О Нейгауз

Автор понимает не тупость, а простоту любимой. Она не пытается вступать в философские споры, белое называет былым, а чёрное чёрным. Зинаиде чужды поиски истины, для неё главное любовь любимого человека и благополучие в доме. Такой микс по душе Борису Леонидовичу, поэтому союз крепок и Зинаиде даже посвящено несколько стихотворений.

По мнению Пастернака, женщине не нужен большой аналитический ум, так как это отнимает у неё женственность и прелесть, делая «мужиком в юбке». С простой женщиной жить легко, ведь бытие не засоряется лишними спорами и домыслами, что оставляет больше простора для творчества.

Как отнеслись к строкам Лурье и Нейгауз, ставшая вскоре Пастернак, история умалчивает, но думается женщины адекватно отнеслись к своей оценке. В конце концов, в стихотворении нет ничего оскорбительного, автор лишь сравнивает свою новую любовь с предыдущей без перехода на неуместные детали.

Кстати, похоронена Зинаида Пастернак (Нейгауз) в 1966 году рядом с могилой мужа в Переделкино.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: