Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой
Тема конечности жизни, завершения земного пути, смерти — одна из вечных тем искусства. О смерти размышляют все, в особенности писатели и поэты. И для каждого она означает что-то свое: кто-то боится смерти, кто-то спокойно следит за ее приближением, а кто-то даже ждет, устав от земных страстей, в надежде на вечный покой в ином мире.
В «Приморском сонете» эта мысль — о том, что придется однажды уйти, — является главной. Она формулируется предельно четко в самой первой строке: «Здесь все меня переживет». Смерть не только неотвратима, но еще и довольно близка, ведь переживут лирическую героиню даже «ветхие скворешни». Но осознание этого дается без труда. Смерть не пугает и не радует. В ней нет ничего трагичного, ни тоски, ни печали, ни горечи. Нет даже страха — эмоциям больше нет места там, что ждет впереди.
А есть ощущение величия происходящего, по сравнению с которым все земные переживания кажутся незначительными: «И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней». Вечность — понятие, которое неподвластно человеческому разуму. Ее нельзя ни увидеть, ни постичь, а значит, незачем беспокоиться о ней. И героиня отвечает на этот зов, принимает все безусловно, не пытаясь ни противостоять грядущему, ни приблизиться к нему. Покорность, которая не выглядит слабостью, а выглядит мудростью.
Испытания, лишения и беды заканчиваются вместе с жизнью. Предстоящая «дорога не скажу куда» не кажется трудной, поскольку все трудное уже позади. Бояться ее не нужно, но пройти по ней придется. И героине хочется видеть эту дорогу как нечто дорогое сердцу, любимое и близкое — как аллею у царскосельского пруда. Как известно, в Царском Селе Ахматова провела юность и была счастлива. И, наверное, хотела бы вновь почувствовать себя такой, какой была когда-то там. Кто знает, может быть, предстоящий путь может вернуть утраченное? Может быть, начало жизни и ее завершение связаны гораздо теснее, чем кажется на первый взгляд?
Подобное отношение к смерти — безусловное принятие ее как данности — кажется наиболее достойным и правильным. И, несомненно, требующим мудрости. Ахматова написала «Приморский сонет», будучи уже немолодой — ей было 69 лет. Она прожила трудную жизнь, полную потерь и боли. И все же нашла в себе силы переосмыслить все произошедшее с ней и сейчас говорить о пугающем вот так — просто, без страха, со спокойной уверенностью в том, что все должно быть именно так.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения Ахматовой «Приморский сонет»
Стихотворение «Приморский сонет» было написано в 1958 году и включено в «Седьмую книгу» поэтессы. Этим произведением А. Ахматова как бы подводит итог своей жизни.
Читатель видит перед собой светлые, неприкрашенные, хорошо вырисовывающиеся образы. В нём нет обилия метафор, непростых аллегорий, символов, имеющих несколько значений. Детали пейзажа ясные, всё время находятся в движении.
Вообще «Приморский сонет» можно назвать произведением, свойственным лучшим традициям русской классики XIX века. Лирическая героиня этого стихотворения,
как и в пушкинских произведениях, осознаёт, что жизнь рано или поздно будет иметь свой конец, но относится к этому спокойно.
Здесь всё меня переживёт, Всё, даже ветхие скворешни…
В этих первых строфах можно увидеть анафорический повтор местоимения «всё». Этим приёмом автор достигает убедительности высказывания. Человек не вечен, проживая свою жизнь, он не может не видеть, как со временем умирают земные существа, а на их месте зарождается новая жизнь, таков закон природы.
Лирическая героиня стихотворения А. Ахматовой принимает со спокойствием, по-философски тот факт, что когда-нибудь и её не станет на этой земле. Ведь она – лишь частица Вселенной, вот почему ей совсем не жаль ни себя, ни оставляемой на земле красоты окружающего мира. Всё, помимо «ветхих скворешен», воспринимается очень остро, просматривается наилучшим образом.
Эпитеты в стихотворении говорят сами за себя. Так, например, воздух «вешний», черешня «цветущая», месяц «лёгкий», чаша «изумрудная». Поэтесса использует в произведении инверсию – и это придаёт стихотворению большую торжественность и певучесть.
Второе четверостишие как бы вступает в противоречие с первыми строфами: жизнь не может быть вечной, однако «голос вечности зовёт». Наверное, героиня Ахматовой уверена, что существует жизнь и после смерти. Но неведомое существование её нисколько не пугает: через это предстоит пройти каждому. Вот почему дорога в неизвестность «…кажется такой нетрудной…»
Эти слова наполнены миром и душевным спокойствием. По всему видно, что человек, их произносящий, имеет большой жизненный опыт. Он умеет ценить счастье – быть с дорогими сердцу людьми и знает не понаслышке, что такое горечь одиночества. Несложный путь, который отдалит от всего этого, даже более ясен: «Там средь стволов ещё светлее, / И всё похоже на аллею / У Царскосельского пруда».
В заключение поэтесса упоминает Царскосельский парк. Там провела она детство, и там же пролетела юность. Это воспоминание о том, чего никогда уже не будет, что уничтожила война.
В «Приморском сонете» удивительным образом переплетаются женственность и мужская отвага. Стихотворение пронизано тонкостью чувства и глубиной мысли.
Образы и символы
В данном стихотворении ключевую роль играют природные образы, когда как лирическая героиня никак не обрисовывается. Это даёт читателю вполне детальное представление того, что окружает героя в приморской обстановке, но сам герой остаётся загадкой, и вместо него можно легко представить себя на берегу моря.
Хотелось бы детальнее проанализировать завершающий образ стихотворения – аллея Царского села. Почему она возникает в перечне деталей приморской обстановки?
Анна Ахматова родилась в Одессе в 1889 году, а в Петербург и Царское село её семья переехала десять лет спустя, в 1899 году. Анна Андреевна поступила в Мариинскую женскую гимназию, и на этот период пришлись её первые поэтические опыты. Позднее, уже став женой Николая Гумилёва, Ахматова проживала в Царском селе в доме свекрови с 1911 по 1916 годы. Таким образом, юность и молодость поэтессы связаны с Царским селом.
Царское село становится для Ахматовой связующим звеном между прошлым и наступающим, между юностью и старостью, началом и завершением жизни. Это знакомая обстановка, и ступать на аллею не так страшно. Таким образом, круг жизни лирической героини замыкается: она видит родную с детства обстановку, и это наполняет её радостью. Не так страшна «дорога не скажу куда», если она знакома и напоминает о беззаботной юности, любви и начале творческого пути.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Горячий ключ Фета В жизни Афанасия Фета произошла редкая личностная трагедия, гибель любимой женщиной становится для него неизгладимой травмой, которая отразилась также и на творчестве поэта,
- Анализ стихотворения Маяковского Нате! На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного.
- Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение Василия Андреевича Жуковского известного русского автора и поэта уже давно отнесли к поэтам, которые смогли стать открывателями романтического стиля в поэзии российских произведений.
- Анализ стихотворений Толстого
- Анализ стихотворения Сонеты солнца Бальмонта Стихотворение является частью одноименного сборника, который содержит существенное количество сонетов и, главное, сонетов весьма оригинальных. Как известно, есть такой критерий оценки искусства как наличие чего-либо качественно нового
Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой
Наверное, каждый рано или поздно задумывается о том, что ожидает его, когда «смерть будет совсем близко». Некоторые с тревогой, страхом думают о смерти. Другие будто сами приближают момент смерти, «играя с жизнью». А остальные ожидают его с необычным спокойствием, понимая, что ничего страшного не случится, просто человек перейдет из одного мира в другой, где, может быть, будет лучше, чем на Земле.
На долю Анны Ахматовой выпали очень страшные годы: Октябрьская и Февральская революции, Гражданская и Великая Отечественная войны — да и сама судьба поэтессы преподнесла ей много «сюрпризов», которые выдержит не всякий расстрел мужа, запрет не издание стихов, многочисленные аресты сына. Может, именно все это повлияло на то, что она так спокойно воспринимала смерть? По-моему, это так. Ахматова верила, что существует жизнь после смерти. Верила, что там она сможет встретится с Пушкиным:
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!
Связаться с нами:
У меня возникло ощущение, что каждое слово стихотворения подводит меня все ближе и ближе к теме вечного и превосходящего, потому что в первой строфе употреблены глаголы совершенного вида («переживет»), которые подчеркивают незыблемость мира, природы, окружающих смертного человека… Но вдруг во второй строфе смерть, пытающаяся захватить человека, отступает, уступая место вечности, все это происходит в течение нескольких мгновений, потому что надо спешить, ведь
Кажется, что еще один шаг, еще немного, и мы увидим, как герой погружается в вечность, находя там покой, умиротворение… Но вдруг все меняется, этот мир словно погружается в туман, не желая раскрыть свои тайны.
Герой уже перешел в тот мир, но мы не знаем, где он: поэтесса не говорит об этом. Я думаю, что, используя глаголы разных видов, Ахматова хотела подчеркнуть незыблемость окружающего нас мира и необычайно быстрое истечение времени, отведенного человеку…
Говоря о вечности, Ахматова показывает, что дорога к вечности у каждого человека будет своя… Например, она говорит, что ее дорога к ней намечена и этот путь связан со светлым именем Пушкина:
Кольцевая рифма придает относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, составляющим строфу. Но четвертая строфа плавно «вытекает» из третьей — это подчеркивает то, что именно здесь Ахматова показывает то, как она представляет себе вечность.
Художественная зоркость Ахматовой, психологическая глубина ее поэзии неразрывно связаны, слиты с фонетической, звуковой окраской ее стиха. Строка и фраза не являются у Ахматовой только неким элементом музыкальной волны, музыкального рисунка, как это было у многих ее современников — символистов
Внимание в стихах Ахматовой перенесено на интонацию, на слово, причем на слово произносимое, а не декламационно-распевное. Именно поэтому такие размеры стиха, которые придают им еще большую ритмическую выразительность (например, как в этом «ямб»)
«Приморский сонет» не изобилует изобразительно-выразительными средствами, в нем всего один эпитет «чаща изумрудная», но именно он заранее подводит нас к вечности, которая сложилась для Ахматовой, сияя пушкинскими красками.
Наибольшая точность, ясность всему происходящему достигается с помощью лирических повторений
До Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Стихи Ахматовой необычны, они делают людей рабами творчества поэтессы: прочитав однажды ее стихотворения, вы не забудете их никогда.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Пастернака Ночь Стихотворение Пастернак написал в 1957 году. В этот период поэт жил в Переделкино, над которым нередко пролетали самолеты. Этот образ, полёта и пилота, смотрящего сверху на землю, он передал в стихотворении.
- Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман Стихотворение-обращение к, собственно, талисману с просьбой сохранить. В первой строфе представляет общая мольба сохранить в разных ситуациях: в печали, в опасности… И поэт признаётся, что дар этот он получил в дни печали. Скорее всего, на память.
- Анализ стихотворений Ахматовой
- Анализ стихотворения Проводы Некрасова Лирика Некрасова в основном посвящена теме угнетения людей и угнетенных людей. Как известно, поэт довольно ярко переживал и судьбах своего народа.
- Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер Стихотворение создано, когда Сергей Есенин только перебрался в Москву — покорять столицу. Поэту это удалось хотя бы одним этим лиричным стихотворением.
- Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.
- Анализ стихотворения Мои читатели Гумилева Когда человек чувствует, что совсем скоро расстанется с жизнью, начинает задумываться над тем, как он прожил жизнь и что сделал для себя, а также и для других хорошего, а чего сделал плохого.
- Анализ стихотворения Никитина Поле Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство
- Анализ стихотворений Цветаевой
referat5vip.ru
Любой человек рано или поздно задумывается о смерти, ведь все люди, увы, смертны. Кого-то она пугает, кто-то демонстрирует, что не боится ее, многие думают и говорят о ней, как о чем-то неизбежном. Однако любой публичный человек, скорее, боится не смерти, а беспамятства — того, что о нем быстро забудут, когда его не станет. Именно поэтому так популярен среди поэтов мотив «памятника нерукотворного», по сути, сборника стихов, который всех переживет и «тленья убежит». Есть те, кто воспринимает смерть всего лишь как миг перед лицом вечности. К числу таких поэтов по праву можно отнести Анну Андреевну Ахматову. Пережив расстрел мужа, блокаду Ленинграда, арест и ссылку единственного сына, она действительно научилась «просто, мудро жить, смотреть на небо и молиться Богу». Правда, эти строки она написала, когда ей исполнилось 23 года и счастье было впереди. Когда ей исполнилось 69 лет, а позади осталась большая и трудная жизнь, Анна Андреевна написала «Приморский сонет», анализ которого и будет здесь представлен. Обращение к сонету, по меньшей мере, странно. Сонет — каноническая форма, имеющая строгое построение, строфику и рифмовку. В русской поэзии XIX века сонет почти не использовался. В начале ХХ века только старшие символисты — В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб — создавали сонеты. Сама Ахматова почти не обращалась к этому жанру, тем более не выносила в название. И вдруг — «Приморский сонет». В то время Ахматова жила в поселке Комарово на берегу Финского залива в доме, предоставленном ей Литфондом. Очевидно, поэтому и назван сонет «Приморским». Гуляя по берегу Финского залива, уже немолодая поэтесса получила возможность осмыслить все прожитое и достойно подготовиться к завершению своего земного пути. Однако образ смерти в этом произведении как будто подменен образом вечности. А перед лицом вечности меркнут все обиды, забываются все житейские мелочи, замирает суета. Даже ритм этого произведения неспешный, несмотря на то, что написан четырехстопным ямбом вместо общепринятого в мировой практике пятистопного или даже гекзаметра. Чередование женской и мужской рифмы тоже замедляет темп стихотворения, а повторение точной рифмы — «скворешни — вешний — нездешний — черешни» — словно бы окончательно останавливает движение. Действительно, а куда торопиться? Героиня никуда и не торопится, она тщательно взвешивает: что было ЗДЕСЬ и что будет ТАМ, за гранью неизвестного. Поэтому стихотворение и построено на антитезе: смерть и бессмертие, вечность. При этом слово «смерть» не звучит — Ахматова использует прием умолчания: Дорога не скажу куда. Строгость формы сонета во многом обусловлена тем, что начинается он, как правило, с тезиса, а последующие тринадцать строк раскрывают содержание этого тезиса. В произведении Ахматовой все подчинено данному правилу. Тезис «Здесь всё меня переживет», содержащий обобщающее слово всё, раскрывается с помощью ряда однородных членов, куда логически входят и скворешни, и воздух, и черешня, и месяц — действительно, все — все, что так дорого в земной жизни. В завершающих строках возникают приметы родных для Ахматовой мест, связанных с Царским Селом. Здесь прошла ее гимназическая жизнь, здесь она познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Николаем Гумилевым. Гуляя по дорожкам Царского Села, Ахматова ощущала просто физическую связь с Александром Пушкиным, а сама атмосфера располагала к творчеству, к поэзии. Итак, своеобразный жизненный круг замкнулся: героиня вновь оказывается там, где когда-то, «на заре туманной юности», была счастлива, а значит, «средь стволов еще светлее» и «дорога не скажу куда» будет такой же радостной. Настораживает только использование слова «кажется» в первом терцете. Конечно, поэт всегда как бы отделяется, абстрагируется от созданного им героя. И в этом стихотворении представлено наиболее достойное, по мнению Анны Андреевны Ахматовой, отношение к смерти. Но на самом деле дорога к смерти только кажется легкой, ведь, говорят, ожидание смерти во сто крат тяжелее самой смерти.
Более новые статьи:
- Анализ стихотворения Ахматовой «Уединение» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Ты выдумал меня» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Сад» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Рыбак» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» — .
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Приморский сонет»
Жанр этого стихотворения, написанного в 1958 году, — сонет. Сонет — канонический жанр лирики, имеющий твердую форму: 14 строк (два четверостишия, два трехстишия). В содержательном плане сонет представляет собой стихотворное рассуждение, в котором мысль поэта развивается по схеме: тезис, антитезис, синтез.
Первое четверостишие — тезис, утверждение. Центральная тема — тема скоротечности жизни.
Вторая строфа сонета содержит антитезис и противопоставляется первой. Первая строфа начинается со слова «здесь», во второй звучит антонимичное слово «нездешней». Противопоставлены не только два мира (тот и этот), но и их приметы. В этом мире — временное, сиюминутное, преходящее («ветхие скворешни»); в том понятии не существует («голос вечности»).
В третьей строфе соединяются тезис и антитезис, жизнь и смерть. Их связывает образ дороги, ведущей в вечность:
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда.
Что характерно, этот путь кажется не катастрофой, а нетрудной дорогой. Сонет заканчивается упоминанием о Царском Селе, духовной родине Анны Ахматовой, об истоках ее жизни. Рождение и смерть сходятся в одной точке, круг замыкается.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Отсутствие страха перед смертью
О близости своего конца Ахматова говорит в первых строках:
Это говорится со спокойствием человека, честно прошедшего свою жизнь и готового дать перед Богом ответы за свои прегрешения.
Кто боится смерти? Вор, насильник, король, убийца… то есть те, чей образ жизни связан с постоянным грехом и от даже материально зависим от его количества – больше – лучше. Они всеми силами будут держаться за жизнь, как это делает бывший президент Беларуси Лукашенко, потому что за порогом смерти для них ад.
Ахматова не боится смерти, ибо чувствует, что количество сделанных ею добрых дел больше, чем масса случайных промахов и ошибок.