Образы и символы
Данное стихотворение — знакомство. Главный герой его — сама автор, она и не пытается это скрыть. Ее имя, Марина, переводится как морская, и именно на этом построено все стихотворение. Каждая строка здесь — о ней, в каждом слове она выражает себя, погружаясь в язык аллегорий.
Цветаева сравнивает здесь себя с морской пеной, говоря об этом прямым текстом в строке «Я — бренная пена морская». Она не просто рассуждает о своей судьбе, здесь для банального рассуждения слишком много восклицаний, она хочет доказать, что права. Во всем: в своих суждениях, мыслях, поступках. Но еще ей страшно, она не уверена. Слишком уж эмоционально написано, даже для того человека, который живет чувствами. А если брать в расчет то, что она переживала не только разлуку с мужем, жившим в эмиграции в то время, но и смерть маленькой дочери, то данное стихотворение можно даже расценивать, как крик о помощи.
Морская пена породила на свет Афродиту, богиню красоты в древнегреческой мифологии. Видимо, поэтому сравнение себя с нею весьма лестно для лирической героини. Пена на языке символов — это изменчивость, непостоянство, легкость и эфемерность. В то же время она порождается сильной и могучей морской стихией — капризной владычицей Земли. Сочетание силы и слабости, вечности океана и бренности пены — это есть противоречивый характер Цветаевой,
Основная идея
Марина Цветаева будто бы всю жизнь боролась не только с режимом, но и со всем миром. Она бросала ему вызов, проверяя на прочность не только моральные устои общества, но и собственную силу воли, силу характера. Она жила каждым моментом, каждую секунду жизни готова была превратить в стихотворение, наполнить до краев, увековечить. И всегда писала. Смысл стихотворения «Кто создан…» заключается в обозначении этого кредо: Цветаева противопоставляет индивидуальность безликой толпе.
Поэтесса не боялась, сметая на своем пути преграды из чужого осуждения, предательств, страха перед неизвестностью. Только ее самоубийство дает понять, что этот страх все же был, захлестывал ее с головой, но она выплывала. Не выплыла лишь в год своей гибели, захлебнулась в ужасе войны и крови, в страхе за саму себя и близких. Она сломалась, но тогда, в 1920 году, она еще держится, стараясь держать голову высоко, а спину – ровно. Тогда она еще уверена, что справится, что выстоит, даже если останется совсем одна. Она говорит: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье», и верит в это. Или хочет верить, кто знает? Такова главная мысль стихотворения «Кто создан».
Сочинение о стихе Уж сколько их упало в бездну
М. И. Цветаева начала писать стихи в достаточно юном возрасте — первый её сборник был опубликован в её 16 лет, и современники стали говорить о Цветаевой как о поэте, который только встаёт на свой путь.
М.А. Волошин отмечал, что если умение юной М. И. Цветаевой разглядывать обыденные детали, жесты и мимику перерастёт в умение посредством этих деталей увидеть человеческую душу со всеми ее страданиями и радостями, то тогда её поэзия окажется очень и очень интересной.
Критик не ошибся — вскоре, подпитываясь ходом истории и своим собственным характером, М. И. Цветаева превратила лирическую героиню в философа. Так в стихотворении «Уж сколько их упало в бездну…» она поднимает тему жизни и смерти — лирическая героиня рассуждает о бренности бытия, о скоротечности жизни.
Почти в каждой строфе звучит мысль о том, что героиня должна рано или поздно умереть: она «исчезнет с поверхности земли» канет «в бездну, разверзтую вдали», и всё «застынет» для неё.
Автор приводит метафору жизнь-горящие дрова – на истоке всё «становится золой».
И самым ужасным, непонятным, неразгаданным для героини оказывается тот факт, что она умрёт, исчезнет, пропадет вместе со всеми своими особенностями — изменчивостью, недолгой злобой, и даже с «зеленью глаз», и с «нежным голосом», и с «золотом волос», она утратит самое необыкновенное и дорогое — жизнь и мир… а жизнь и мир тем временем продолжат существовать.
Будут звучать виолончель и мчаться кавалькады, будет звенеть колокол — а её не будет. Более того: все «чужие и свои» останутся — а она исчезнет. Героиня, такая юная (автобиографично — и героине, и автору по 20 лет) и хрупкая, неопытная и испуганная внезапным осознанием «быстроты стремительных событий» обращается «с требованием веры и с просьбой о любви».
Она понимает, что ей необходимо, неизбежно простить обиды и самой попросить прощения за свою «безудержную нежность и слишком гордый вид». И завершает своё «требование» она словами о том, чтобы и её любили за то, что она умрёт.
Это означает, что героиня раскаялась во всех своих грехах, поняла все свои неудачи и, любя весь мир, просит любить и себя, как будто уже придя к порогу между жизнью и смертью.
Количество однородных членов и восклицательных предложений, а также чередование строк по 5 и 3 стопы, усиливает ощущение восторженности, запутанности мыслей героини, а также создаёт эффект придыхания при чтении, что будто разрывает речь на отдельные эмоциональные отрывки.
Мне нравитсяНе нравится
Таким образом, героиня, рассуждая о скоротечности жизни и близости смерти, приходит, любуясь людьми, слушая музыку жизни, к тому, что она безумно любит весь этот мир, что она не хотела бы уходить, опорочив его своим существованием и опорочив его негативными эмоциями других, испытываемых к ней самой.
Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
54
Подробный анализ стихотворения
25
Анализ стиха «Уж сколько их упало в бездну»
2
Сочинение о стихе Уж сколько их упало в бездну
Анализ стихотворения «Самоубийство» Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева в юности примкнула к символистам, однако ее творчество находится вне рамок какого-либо литературного течения Серебряного века. Уже в первом сборнике стихотворений появляется ее типичный лирический герой — вечный романтик.
Стихотворение написано в 1910 году. Поэтессе в эту пору 18 лет, она едва закончила гимназию, успела съездить в Париж для изучения старофранцузской поэзии, познакомилась со своим будущим мужем и издала дебютный сборник стихов «Вечерний альбом». По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 2 строфы. Композиция сюжетная. События — типичные для сюжетов модерна: идиллия на природе, испуганный ребенок, смерть и объяснение всему — «в изящном узеньком конверте». Мир детей ясен и прост, в нем нет места смерти. Не в силах понять произошедшее, он подбирает единственно возможное объяснение: ее колдун увлек туда. Колдун как причина — лучше, чем ничего, тем более, лучше правды. Юная поэтесса не смогла удержаться от шокирующего момента: ее героиня бросается в пруд на глазах у ребенка. И он впервые понял, как, в сущности, он одинок в этом недружелюбном мире, зависим: теперь же нищий стал, ничей. Поэтесса несколько раз подчеркивает, что пейзаж остается безмятежным, трагедия — будто незамеченной.
Трогательный момент: хоть над подушкою икона. В той, «прошлой», жизни мамочка поручала мальчика Богу. Через уменьшительные суффиксы М. Цветаева подчеркивает возраст героя: постельке, мамочка, глазки. «Всегда любовь и грусть — сильнее смерти»: собственно, это и есть предсмертная записка женщины. Из нее понятно, что страстная и несчастная любовь довела ее до отчаяния. Это переиначенная цитата из Библии: крепка, как смерть, любовь. Однако неверно понятая, ведь настоящая любовь не убивает, не отнимает, не лишает веры и надежды. Уже мертвая, она не может не отозваться на плач оставленного ею сына: мальчик мой! Восклицания и многоточия усиливают тревожную атмосферу. Есть прямая речь. А в ней — крик: «Мама!» Это стихотворение — невольная параллель с судьбой поэтессы. Много лет спустя она сама свела счеты с жизнью, оставив сына. Решила, что для него так будет лучше. Эпитеты: задумчивые глазки, злого жезла, розовых лучей. Метафора: взглянула светло. Олицетворения: успокоилась вода, рыдала флейта.
Произведение «Самоубийство» М. Цветаевой входит в ее первый сборник «Вечерний альбом», посвященный умершей в Париже молодой художнице М. Башкирцевой.
Творчество и жизнь
Высказывания поэта, а тем более его творчество – это одно. Особое пространство. И оно буквально, напрямую, примитивно не пересекается с жизнью, которая часто не благосклонна к поэтам. Но они все-таки живут и – творят. Ведь жила же Цветаева (и писала!) в послереволюционной Москве, несмотря на голод и холод, на разлуку с мужем (даже не зная – жив ли он), несмотря на смерть младшей дочери и на страх потерять старшую…
То, что случается здесь, в нашем измерении, работает уже по-другому. Да, все, о чем говорилось выше в статье (кроме выводов-версий), вся тяготы и боли – это копилось, накапливалось, наваливалось, стремясь раздавить. Особенно события последних двух лет. Но вряд ли это могло привести к спокойному, что называется в здравом уме и твердой памяти решению – покончить собой. Тяготы истощили нервную систему Цветаевой (тем более у поэтов – особый душевный строй).
Вряд ли она была психически здорова в момент своей гибели. И сама понимала это, что видно в предсмертной записке, обращенной к сыну (выделено мной– Оксана Головко): «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».
Марина Цветаева — Был вечер музыки и ласки ( Самоубийство )
Samoubystvo
Byl vecher muzyki i laski,Vse v dachnom sadike tsvelo.Yemu v zadumchivye glazkiVzglyanula mama tak svetlo!Kogda zh v prudu ona ischezlaI uspokoilas voda,On ponyal — zhestom zlogo zhezlaYee koldun uvlek tuda.Rydala s dalney dachi fleytaV sianyi rozovykh luchey. On ponyal — prezhde byl on chey-to,Teper zhe nishchy stal, nichey.On kriknul: «Mama!», vnov i snova,Potom probralsya, kak v bredu,K postelke, ne skazav ni slovaO tom, chto mamochka v prudu.Khot nad podushkoyu ikona,No strashno! — «Akh, vernis domoy!»On tikho plakal. Vdrug s balkonaRazdalsya golos: «Malchik moy!»V izyashchnom uzenkom konverteNashli yee «prosti»: «VsegdaLyubov i grust — silneye smerti».Silneye smerti. Da, o da.
Cfvje,bqcndj
sk dtxth vepsrb b kfcrb,Dct d lfxyjv cflbrt wdtkj/Tve d pflevxbdst ukfprbDpukzyekf vfvf nfr cdtnkj!Rjulf ; d ghele jyf bcxtpkfB ecgjrjbkfcm djlf,Jy gjyzk — ;tcnjv pkjuj ;tpkfTt rjkley edktr nelf/Hslfkf c lfkmytq lfxb aktqnfD cbzymb hjpjds[ kextq///Jy gjyzk — ght;lt ,sk jy xtq-nj,Ntgthm ;t ybobq cnfk, ybxtq/Jy rhbryek: «Vfvf!», dyjdm b cyjdf,Gjnjv ghj,hfkcz, rfr d ,htle,R gjcntkmrt, yt crfpfd yb ckjdfJ njv, xnj vfvjxrf d ghele/[jnm yfl gjleirj/ brjyf,Yj cnhfiyj! — «F[, dthybcm ljvjq!»Jy nb[j gkfrfk/ Dlheu c ,fkrjyfHfplfkcz ujkjc: «Vfkmxbr vjq!»D bpzoyjv eptymrjv rjydthntYfikb tt «ghjcnb»: «DctulfK/,jdm b uhecnm — cbkmytt cvthnb»/Cbkmytt cvthnb/// Lf, j lf!//
Композиция
В композицию стихотворения «Кто создан…» входят четыре строфы, две из которых начинаются одинаково «Кто создан из…». Подобная анафора делает стихотворение похожим на балладу, придает ему певучесть и некую народность. Однако уже во второй строке все это разбивается о силу слова Цветаевой, ее восклицания и противопоставления, которыми, кажется, и живут ее произведения. Вот и это не исключение — оно построено на противоположности не только в метафорах, которых здесь достаточно много, но и на ее характере, с которого писалось данное произведение. Это непостоянство, ее противоположность прослеживается с первых строк «Кто создан из камня, кто создан из глины, — а я серебрюсь и сверкаю!». Здесь не просто показан характер, здесь ярко читается вызов обществу, которое бросало вызов ей. Она отвечает всем тем, кто хотел ее сломить, а именно, советской власти, которая не признавала Цветаеву, не позволяла ей печататься большими тиражами.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Кто создан…» можно охарактеризовать, как лирическое стихотворение. Оно очень напоминает оду, но не в честь кого-то другого, а в честь самого себя. Цветаева в этом своем произведении будто кричит всему миру о том, что справится, что она сильная. Это легко прослеживается в строках «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье». Она здесь не бросает вызов кому-то, она направляет энергию на себя. Здесь Цветаева — и враг самой себе, и друг, она и поддерживает себя, и укоряет.
Размер этого стихотворения — амфибрахий, который представляет собой такое построение строфы, при котором ударение падает на второй слог. Подобный размер очень часто придает стихотворению плавность, размеренность, но и в данном случае Цветаева доказала, что является прекрасным поэтом — она играет с нами, показывая сначала резкость и определенную обрывочность строк, а затем умело добавляя им легкости и уверенности.
История создания
Стихотворение “Кто создан из камня” написано Мариной Цветаевой в тяжёлые годы, когда её стихи были запрещены, не печатались, а личные драмы шли одна за одной. Не прошло и месяца, как умерла от голода её трёхлетняя дочь, муж пропал в эмиграции, от него не было известий. Сама поэтесса находилась в тяжёлом материальном положении, однако старалась держаться на зло режиму, завистникам и недругам. Стихотворение датируется 23 мая 1920 года, входит в сборник “Вёрсты”, относится к циклу Н. Н. В. (Николай Николаевич Вышеславцев). Художник – портретист Вышеславцев был дружен с Мариной Цветаевой, она – увлечена им. К слову, увлечение скоро сменилось разочарованием. Сборник “Вёрсты” был издан в 1922 году небольшим тиражом. Стоит отметить, что образ моря, как и сама стихия, были очень близки Цветаевой, она любила море, так же, как А.С. Пушкин.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Тематика и сюжет
Стихотворение бессюжетно. В центре – мысли, эмоции, чувства лирической героини. Содержание произведения раскрывается для читателя через два образных плана. Первый – морской пейзаж с бьющимися о берег волнами. Второй – изображение мятежной души лирической героини, женщины своевольной и с переменчивым настроением.
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» перекликается с ранним стихотворением Цветаевой «Душа и имя», вошедшим во второй сборник поэтессы «Волшебный фонарь» (1912). Смысловая оригинальность обоих произведений заключается в том, что в них образ лирической героини раскрывается в первую очередь через ее имя. Правда, в «Душе и имени» оно не называется. Только говорится, что имя героине бог дал морское, как и душу.
Анализ стихотворения Цветаевой «Самоубийство»
В 1910 году на собственные средства Цветаева выпустила тиражом в пятьсот экземпляров свой дебютный сборник «Вечерний альбом». Книгу она посвятила Марии Башкирцевой – художнице, рано умершей от туберкулеза. Первые стихотворные опыты Марины Ивановны получили в основном благосклонные оценки от представителей литературного мира. Восемнадцатилетнюю поэтессу заметили Николай Гумилев, Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов. «Вечерний альбом» состоит из трех разделов: «Детство», «Любовь» и «Только тени». В первую часть сборника включено «Самоубийство». В нем прослеживается связь сразу с тремя произведениями книги. Как и в «Жертвам школьных сумерек» речь идет о человеке, покончившем с собой, как в «Сереже» — о смерти, навсегда оторвавшей сына от матери, как в стихотворении «Дортуар весной» — о женской душе, не выдержавшей сильной тоски.
В «Самоубийстве» есть четкий сюжет, что делает похожим его на балладу. При этом стилистика произведения ближе к романсу, да и размер Цветаева использует обычный – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. История рассказывается читателем через призму восприятия ее ребенком. Как часто бывает в таких случаях, поэтесса прибегает к приему отстранения: мальчик не способен в полной мере осознать происходящее, понимая смысл случившихся событий по-своему. Мать умирает в момент наивысшей гармонии – на вечерней заре, когда все растения цветут и играет музыка. Взгляд ее светел. Сын объясняет уход самого близкого человека со сказочной точки зрения. Он уверен, что маму в воду увлек злой колдун. Защититься от потусторонних сил ребенок надеется с помощью иконы. Тем не менее, без матери ему страшно. Чтобы успокоить сына, она является к нему. Финальная философская сентенция стихотворения: «Всегда любовь и грусть – сильнее смерти». Скорей всего, фраза – отсылка к знаменитым словам из Библии: «…крепка, как смерть, любовь».
Тема самоубийства в раннем цветаевском творчестве возникает неслучайно. Примерно с семидесятых годов девятнадцатого века эмоционально-восприимчивая молодежь нередко кончала с собой. По некоторым свидетельствам, свести счеты с жизнью пыталась и юная Марина Ивановна. Есть версия, что в шестнадцать лет она хотела застрелиться, но револьвер дал осечку. Причиной несостоявшегося суицида якобы была влюбленность в молодого поэта Владимира Нилендера, которому она посвятила ряд стихотворений.
Стихи Марины Цветаевой
Реквием
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
– Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
– Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
***
Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.
На веках тень. Подобием короны
Лежали кудри… Я сдержала крик:
Мне стало ясно в этот краткий миг,
Что пробуждают мертвых наши стоны.
С той девушкой у темного окна
— Виденьем рая в сутолке вокзальной —
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей — и в небе счастья нет?
***
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале…
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы,—
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
***
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
***
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побежден?
Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
Кто был охотник? — Кто — добыча?
Все дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?
В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце — Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?
И все-таки — что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?
Видео. Чулпан Хаматова читает стихи Марины Цветаевой:
О Марине Цветаевой:
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Сочинения
Чтобы понять сущность и творческие истоки замечательной поэтессы Марины Цветаевой, достаточно прочитать ее стихотворение Кто создан из камня, где главным героем выступает не просто какой-то лирический герой, а она сама. Об этом мы и напишем в анализе стиха, которое нам задали на дом.
Цветаева: Кто создан из камня
Произведение Кто создан из камня Марина Цветаева пишет в 1920 году. Ей тогда исполнилось двадцать восемь лет, и для нее это был сложный жизненный период. Время было смутное и не простое. Такое же сложное время было и в личной жизни Цветаевой. Мужу пришлось эмигрировать, а младшая дочка поэтессы умирает. Но Марина находит в себе силы, и вопреки всему пишет стихотворение, насыщенное оптимизмом и верой в лучшее будущее.
Жанр, композиция и основная мысль
По своему жанру стихотворение Кто создан из камня является лирической работой, одой свободному творческому человеку. Стихотворение небольшое, и ее композиция состоит лишь из четырех строф, что представлены монологом автора в образе лирической героини. Однако с помощью эпитетов, метафор и фразеологизмов, Цветаевой удается наилучшим образом раскрыть тему непонимания и отверженности. Вместе с тем читатель может здесь заметить и величественные ноты, тему избранности тех, кто создает бессмертное искусство.
Используя разнообразные образы, Цветаева описала свою сущность и показала себя изнутри. И что мы видим?
Поэтесса сравнивает себя с морской пеной, которая несмотря на обстоятельства, продолжает серебриться и сверкать. Людей же в своем окружении она сравнивает с камнем. Многие попросту окаменели и стали бесчувственными. Другие, подобны глине, из которой можно лепить, все что пожелает душа. Все они приземленные и обречены на гроб и могильные плиты. Она же пена морская, чье своеволие пробьется сквозь сети и проникнет в любое сердце. У поэтессы горит надежда что-то изменить. И пусть она еще неоднократно будет натыкаться на гранитные колена, и даже разобьется, но не умрет. Подобно пене, она все равно воскреснет в своих стихах. Ведь все, что идет из души, бессмертно и остается жить в сердцах тех, кому удалось прочувствовать их очарование.
Работа Цветаевой Кто создан из камня наполнено оптимизмом, желанием творить, жить, делать что-то важное, бросая вызов судьбе. Лишь бы не превратиться в тех, кого поэтесса сравнивает с камнем и глиной
История создания
Стихотворение Кто создан из камня было написано в 1920 году. Стихи поэтессы запрещены и не разрешают к печати, да и смерть ребенка стала ударом для Марины Цветаевой. Но поэтесса продолжает писать, и создает стихотворение, которое входит в сборник Версты. Оно посвящено художнику Вышеславцеву. С ним Цветаева познакомилась после смерти дочки и искала у него поддержки и опоры. Женщина быстро увлеклась новым знакомым, и также быстро в нем разочаровалась. Однако это знакомство подарило миру более двадцати пяти стихотворений, среди которых и Кто создан из камня. Анализ этого стихотворения мы и разобрали в нашем сочинении.
«Кто создан из камня» анализ стихотворения Цветаевой
А какую оценку поставите вы?
В качестве бреда
Еще одну версию даже версией назвать нельзя. Поскольку воспринимается бредом. Но раз существует – не обойдешь. Всегда находились люди, готовые, чтоб хоть как-то оторвать славу у великих, коснуться «жареного». Пусть и не существующего. Главное – броско изложить.
Так вот, по этой версии, причина гибели Цветаевой вовсе не психологические проблемы, не бытовая неустроенность поэта, а – ее отношение к сыну — как Федры – к Ипполиту.
Один из тех, кто ее излагает с давних пор и придерживается – Борис Парамонов – писатель, публицист, автор радио «Свобода».
Он «анализирует» стихи поэта под каким-то своим взглядом, с высоты своего мировидения и отыскивает в них то, что другим читателям и исследователям не обнаружить при всем их желании.
Стихотворный размер, рифмы и тропы
Размер, которым написано стихотворение, — амфибрахий. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку и женские рифмы. Важнейшее средство художественной изобразительности в произведении – аллитерация. Например, в заключительной строфе повторяется буква «в», а в двух последних строках первой строфы – буква «м». Кроме того, в стихотворении нередко встречаются повторы слов. В частности, речь идет о последних строках произведения. Там три раза использовано существительное «волна». Благодаря повторам и аллитерации стихотворение приобретает особенное звучание. При его чтении возникает ощущение, что слышится шум морских волн, то прибиваемых к берегу, то стремящихся от него прочь.
- «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
- «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
- «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
- «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
- «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой
- «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой
- «Любовь! Любовь!», анализ стихотворения Цветаевой
- «Рас-стояние: вёрсты, мили», анализ стихотворения Цветаевой
- «В Париже», анализ стихотворения Цветаевой
- «Глаза», анализ стихотворения Цветаевой
- «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой
- «Кошки», анализ стихотворения Цветаевой
- «Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой
- «Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой
- «Книги в красном переплёте», анализ стихотворения Цветаевой
По произведению: «Кто создан из камня кто создан из глины…»
По писателю: Цветаева Марина Ивановна
Морская волна
Внутренняя сила Марины ещё не потухла, она подобна морской волне – то накатывает на берег, то прячется в глубинах океана. Почему Марина сравнивает себя с морской волной? Случайность ли это? Цветаева прекрасно знает, что Марина с греческого «морская», поэтому и прикладывает волну для сравнения своего состояния душа и характера. Верит – не верит, в жизни Цветаевой было немало волн и сравнение уместно.
Поэтесса пишет, что волна способна воскресать, что она и планирует сделать, так как давно подана просьба отпустить к мужу в Европу и надежда на восстановление семьи жива. Сравнивая себя с изменой, Цветаева не имеет в виду измену в общепринятом понимании, хотя долго прожить без страсти и чувств Марина не могла. Измена – это игривость волны – её приливы к берегу и отливы в океан, её своеволие.
История создания
Жизнь Марины Цветаевой непосредственно показывается буквально в каждом ее произведении, она будто старалась документировать каждой строкой историю своего существования. Возможно, именно поэтому такому огромному количеству людей ее творчество откликается, они находят в нем себя. Свои чувства и эмоции, пережитое горе и минуты счастья.
Говоря конкретно о данном произведении, стоит упомянуть, что написано оно в 1920 году, когда поэтесса находилась в очень тяжелом состоянии, как моральном, переживая личные драмы, так и в материальном. Новая власть не приняла ее лирику, да и сама поэтесса не приняла революцию. Ей были чужды пролетарские лозунги и новое искусство. Ее произведения не печатались, она писала практически «в стол», но, тем не менее, писала. Именно в творчестве, в строках, наполненных горем и отчаянием, силой жизни и верой в лучшее, верой в саму себя, Цветаева старалась пережить сложный жизненный период. Данное стихотворение, о котором сейчас идет речь, вошло в сборник стихов «Версты», который был издан в 1922 году небольшим тиражом.
Средства художественной выразительности
Тропы в стихотворении «Кто создан» подчеркивают авторский стиль М.И. Цветаевой:
- Произведение построено на анафоре «Кто создан» и олицетворении. Лирическая героиня ассоциирует с себя с пеной и присваивает ей человеческие черты.
- Здесь очень много метафор: «гранитные колена», «пена морская». По большей части, на метафорах и построено все стихотворение, потому что оно само — метафора. Автор хочет показать себя в этом стихотворении, стать олицетворением написанных строк.
- Но для этого одних метафор мало, и Цветаева прибегает к помощи эпитетов: «бренная пена», «беспутные кудри», «высокая, веселая пена». Все это — издевка, попытка доказать, что она не сломлена, что ее нельзя сломать. Вот только правда ли это? Ведь в 1941 году она все-таки признает, что сломлена, предпочитая закончить жизнь самоубийством.