«Выбор» Н.Гумилев
«Выбор» Николай Гумилев
Созидающий башню сорвется, Будет страшен стремительный лет, И на дне мирового колодца Он безумье свое проклянет.
Разрушающий будет раздавлен, Опрокинут обломками плит, И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит.
А ушедший в ночные пещеры Или к заводям тихой реки Повстречает свирепой пантеры Наводящие ужас зрачки.
Не спасешься от доли кровавой, Что земным предназначила твердь. Но молчи: несравненное право — Самому выбирать свою смерть.
Анализ стихотворения Гумилева «Выбор»
Произведение 1908 г. вошедшее в сборник «Романтические цветы», отражает авторский подход к мировоззренческой категории смерти, тема которой выходит за рамки отдельного издания. Картины последних минут жизни гумилевских героев разнообразны, однако в стихотворениях раннего периода смерть чаще всего представляется обманчивой «Белой Невестой», прекрасной женщиной — «нежной» и «бледной», ласковой и манящей.
Россыпь коротких экспрессивных историй с летальным концом насыщает художественное пространство «Выбора». В каждом из трех катренов — рассказ об ужасном финале трех персонажей: созидателя, разрушителя и охотника.
Первый герой трудится над постройкой башни. Это занятие порождает стойкую аллюзию на притчу о Вавилонской башне, создавая иносказательный смысловой пласт лирического повествования. Несчастный случай, повлекший «стремительный лет» строителя, представляется не беспричинным событием, а жестоким наказанием божества за человеческую дерзость. Отвлеченный образ «мирового колодца», в котором пребывает безумный созидатель, поддерживает двойственный эффект.
Разрушитель проделывает работу, прямо противоположную персонажу-созидателю, но также становится жертвой мести «Всевидящего Бога».
Охотника преследуют «зрачки свирепой пантеры». Место встречи с хищником не имеет значения: будь то пещера или берег реки, жуткий исход неизбежен.
«Безумье», «мука», «ужас», «проклянет», «возопит» — три трагические ситуации объединяет лексика с негативными коннотациями, передающими страдания или страх персонажей.
Содержание финального катрена посвящено философской декларации лирического героя, близкой к позиции автора. Молодого поэта привлекала идея Ницше о свободном человеке, который равнодушен к испытаниям и опасностям. Попытки самоубийства и дуэль, африканские путешествия и окопы первой мировой — факты гумилевской биографии свидетельствуют, что поэт придерживался трудных жизненных дорог. Игра со смертью была способом преодоления глубинного страха, путем, рождающим настоящего героя. В стихотворении декларируется важнейшее право деятельного романтика — прерогатива выбора «своей смерти». Неизбежность земного конца, обозначенного как «доля кровавая», определена властью высших сил. Однако жизненный итог и конечный облик многообразной смерти зависит только от воли лирического субъекта.
LiveInternetLiveInternet
Николай Степанович Гумилёв
Как конквиста́дор в панцире железном, Я вышел в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам.
Порою в небе смутном и беззвездном Растет туман… но я смеюсь и жду, И верю, как всегда, в мою звезду, Я, конквистадор в панцире железном.
И если в этом мире не дано Нам расковать последнее звено, Пусть смерть приходит, я зову любую!
Я с нею буду биться до конца И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую.
Свой первый поэтический опыт — книгу «Путь конквистадоров» — автор считал слабой и при жизни не переиздавал. Однако именно в ней возник ключевой образ оригинального лирического «я», обозначенный броской формулой «Конквистадор в панцире железном». Новую вариацию стихотворения о рыцаре-завоевателе, озаглавленную «Сонет», поэт включил в третье издание «Романтических цветов», увидевшее свет спустя 10 лет после выхода первого сборника.
Внутренняя композиция стихотворений в составе поэтической книги, порядок следования тем и лирических ситуаций — этим вопросам Гумилев уделял особое внимание. «Сонет» 1905 г
выступает в роли пролога, открывающего читателю художественный мир «Романтических цветов».
Герой произведения полон энергии и оптимизма. Он сравнивает себя с испанским воином-завоевателем, закованным в крепкие доспехи. Удел деятельного романтика — покорение пространства, «путь», а не пассивное созерцание. Лирический субъект спокойно претерпевает смену жизненного «ландшафта»: он с удовольствием отдыхает в «радостном саду», а также испытывает острый азарт, играя с опасностью, которую таят «пропасти и бездны».
Вторая строфа, следуя жанровым канонам, определяет трудности, с которыми встречается романтический путник. Картина «смутного и беззвездного» небосвода и нарастающий туман могли бы запутать и смутить героя, но ему помогают отвага и вера. «Смеюсь и жду», — такой ответ дается враждебным силам. Интересно, что в конце второго катрена лирический субъект не сравнивает, а отождествляет себя с конквистадором — такая позиция повторяет ситуацию, сложившуюся в первой версии стихотворения.
С началом терцетов появляется мотив смерти. В первом трехстишии он развивает темы отваги и бесстрашия: рыцарь, привыкший рисковать жизнью, не страшится собственной гибели. Заключительная часть подтверждает готовность к битве со смертью. Лирическому герою Гумилева чужды отчаяние и страх: к примеру, измученный голодом старый конквистадор из одноименного стихотворения предлагает смерти, пришедшей забрать его, сыграть в «изломанные кости».
Затруднительно дать однозначное толкование сложному финальному образу голубой лилии. Символ, богатый культурными реминисценциями, связан с божественным началом, честностью помыслов, смертью, возрождением. Заветная мечта, добытая ценой смерти, — таким видится достойный итог жизни мужественному герою.
Текст: pishi-stihi.ru
Проблемы и тематика
Начальное произведение предполагает, что главный герой — молодой парень, наделенный оптимизмом романтик. Вторая работа показывает, как он умудрен жизненным опытом, он знает о жизни больше, но в обоих вариантах герой показан как человек, сражающийся до конца за свои идеи. Это подтверждается предложением главного героя для смерти поиграть в кости. «Железный панцирь» раскрывает твердый характер и защиту героя. В начальном варианте герой стремится к звезде – цели. Во втором случае цели нет, но герой целеустремлен.
Пропасти и бездны описывают препятствия на жизненном пути героя, который радуется исполнению своих желаний, это состояние описывается как «отдых в саду радости». Темный небосвод раскрывает не предсказуемую жизнь. Аллегория Железный панцирь предполагает описание завоевательного характера, стремления поэта к покорению общества своим творчеством.
Второй вариант «Конквистадоре» также обозначает цель через символ звезды. Понятие «Расковать последнее звено» предполагает освобождение, готовность следовать к своей цели, прекратить все размышления. «Песня битв» — дорога творчества, который должен увлечь читателя. Образ лилии имеет несколько трактовок. Лилия обозначает чистоту, успех, свободы, надежды, стремление к достижению своих намеченных желаний. Голубая расцветка растения предполагает желание в достижении своих целей. По словам жены Гумилева – Анны Ахматовой, он любил три вещи: петь вечером, павлинов и карты Америки. Именно музыка, путешествия и любовь к искусству пронизывали все работы Гумилева.
У него отмечалась страсть к совершенству, возвышенному, необычному, желание ездить и путешествовать как старинные испанские путешественники. Все это было лейтмотивом работ Гумилева, в том числе и рассматриваемого произведения. Основными темами его поэзии были: чувства, жизнь, творчество, война, путешествия.
Основная тема произведения «Конквистадор» —искусство, значение поэзии для людей. Человек, пишущий стихи, это конквистадор, одерживающий победы. Само произведение раскрывает сущность пути творческого человека. В работе раскрываются чувства поэтов, отношение окружающих людей к ним, их творчеству.
Не менее важна для Гумилева и тема жизни человека. В своих произведениях он упоминал теорию сверхчеловека. Гумилев придерживался теории о развитии людей, а поэзию в качестве метода связи времен. Все герои поэзии Гумилева наделены в разы увеличенными человеческими качествами.
Суть стихотворения «Конквистадор» – показать сложность жизни и выражения творчества жизни поэта. В нем Гумилев раскрывает путь любого писателя, поэта, все проблемы, сложности, которые сопровождают творчество до его признания. Аналогичные темы поднимаются в произведении «Волшебная скрипка». Суть стихотворения «Конквистадор» — изучение себя, понимание своей жизни, стремление к волевому характеру, силе воли и достижения своих целей.
Работа содержит множество разнообразных троп и выразительных элементов. В нем отмечается большое количество эпитетов, расположенных в двух вариантах произведения и раскрывающих тяжесть и трагичность описываемой обстановки, в повторном варианте имеет место сравнение в самом начале, позволяющее раскрыть характер главного героя. Имеют место метафоры, олицетворения, в самом начале в двух работах есть анафора в отношении местоимений и союзов. Начальное стихотворение включает и риторическое описание, и в первом и во втором есть инверсия.
Стихотворение стало примером лирики, выражения зарубежных стран, героизма, мотивов борьбы.
Гумилев в 1905 году
В 1905 году Гумилев только мечтал об африканской саванне, но через 4 года мета станет явью и состоится экспедиция, которая пройдет по востоку и северо-востоку Африки. Это будет первая из двух африканских экспедиций Николая, вторая состоится через четыре года после первой, в 1913 году.
Посетив Африку Гумилев побывает в Аддис-Абебе, где будет замечен на торжественном приеме у негуса Менелика II – тогдашнего властителя Эфиопии. Между молодым поэтом и зрелым правителем африканской страны возникнут даже дружеские отношения, чему подтверждение статья Гумилева «Умер ли Менелик?», написанная чуть позже.
Пока же Николай учится в Царскосельской гимназии и только мечтает об Африке, которая манит его тайнами и возможностью показать своё настоящее «Я».
Стихотворение Гумилёва Н. С. «Больной»
В моём бреду одна меня томит Каких-то острых линий бесконечность, И непрерывно колокол звонит, Как бой часов отзванивал бы вечность.
Мне кажется, что после смерти так С мучительной надеждой воскресенья Глаза вперяются в окрестный мрак, Ища давно знакомые виденья.
О, хоть бы сон настиг меня скорей! Уйти бы, как на праздник примиренья, На желтые пески седых морей, Считать большие, бурые каменья.
См. также Николай Гумилёв — стихи (Гумилёв Н. С.) :
Больные верят в розы майские
И нежны сказки нищеты. Заснув в тюрьме, виденья райские Наверняка уви.
Борьба
Борьба одна: и там, где по холмам Под рёв звериный плещут водопады, И.
Николай Гумилев — Я верно болен: на сердце туман
Ya verno bolen: na serdtse tuman, Mne skuchno vse, i lyudi, i rasskazy, Mne snyatsya korolevskiye almazy I ves v krovi shiroky yatagan.
Mne chuditsya (i eto ne obman), Moy predok byl tatarin kosoglazy, Svirepy gunn. ya veyanyem zarazy, Cherez veka doshedshey, obuyan.
Molchu, tomlyus, i otstupayut steny — Vot okean ves v klochyakh beloy peny, Zakatnym solntsem zality granit,
I gorod s golubymi kupolami, S tsvetushchimi zhasminnymi sadami, My dralis tam. Akh, da! ya byl ubit.
Z dthyj ,jkty: yf cthlwt nevfy, Vyt crexyj dct, b k/lb, b hfccrfps, Vyt cyzncz rjhjktdcrbt fkvfps B dtcm d rhjdb ibhjrbq znfufy/
Vyt xelbncz (b nj yt j,vfy), Vjq ghtljr ,sk nfnfhby rjcjukfpsq, Cdbhtgsq ueyy/// z dtzymtv pfhfps, Xthtp dtrf ljitlitq, j,ezy/
Vjkxe, njvk/cm, b jncnegf/n cntys — Djn jrtfy dtcm d rkjxmz[ ,tkjq gtys, Pfrfnysv cjkywtv pfkbnsq uhfybn,
B ujhjl c ujke,svb regjkfvb, C wdtneobvb ;fcvbyysvb cflfvb, Vs lhfkbcm nfv/// F[, lf! z ,sk e,bn/
Николай Гумилев — Как конквистадор в панцире железном (Сонет)
Kak konkvistador v pantsire zheleznom,Ya vyshel v put i veselo idu,To otdykhaya v radostnom sadu,To naklonyayas k propastyam i bezdnam.
Poroyu v nebe smutnom i bezzvezdnomRastet tuman. no ya smeyus i zhdu,I veryu, kak vsegda, v moyu zvezdu,Ya, konkvistador v pantsire zheleznom.
I yesli v etom mire ne danoNam raskovat posledneye zveno,Pust smert prikhodit, ya zovu lyubuyu!
Ya s neyu budu bitsya do kontsaI, mozhet byt, rukoyu mertvetsaYa liliyu dobudu golubuyu.
Rfr rjyrdbcnfljh d gfywbht ;tktpyjv,Z dsitk d genm b dtctkj ble,Nj jnls перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет
«Старый конквистадор» Н.Гумилев
«Старый конквистадор» Николай Гумилев
Углубясь в неведомые горы, Заблудился старый конквистадор, В дымном небе плавали кондоры, Нависали снежные громады.
Восемь дней скитался он без пищи, Конь издох, но под большим уступом Он нашел уютное жилище, Чтоб не разлучаться с милым трупом.
Там он жил в тени сухих смоковниц Песни пел о солнечной Кастилье, Вспоминал сраженья и любовниц, Видел то пищали, то мантильи.
Как всегда, был дерзок и спокоен И не знал ни ужаса, ни злости, Смерть пришла, и предложил ей воин Поиграть в изломанные кости.
Анализ стихотворения Гумилева «Старый конквистадор»
Образ рыцаря-завоевателя символичен для гумилевского творчества: он знаменует суть поэтической доктрины, с которой начинающий автор вступил в литературу. Доблестному воину не страшна смерть, герой призывает «любую» из ее личин, чтобы «биться до конца». Персонаж, близкий по духу философии Гумилева, надеется выиграть рискованную схватку и добыть загадочную «голубую лилию» — романтическую мечту и любовь.
В стихотворении 1908 г. читатель встречается с образом постаревшего воителя. Испанский рыцарь — на его происхождение указывают песни о «солнечной Кастилье» — затерялся в «неведомых» горах Южной Америки. О конкретном географическом ориентире позволяет говорить приметная пейзажная особенность — парящие в небе кондоры. Природную зарисовку дополняют детали, создающие впечатление бескрайних просторов: «снежные громады» вершин и «дымное небо».
Второй катрен начинается с описания испытаний, через которые пришлось пройти старому воину. Гибель коня и голодная жизнь не сломили героя. Под уступом скалы он устраивает «уютное жилище», где ютится рядом с «милым трупом» коня. Определения, данные импровизированному пристанищу и останкам верного жеребца, создают контекст оксюморона. Стилистический прием подчеркивает противоречие между ужасом ситуации и спокойствием персонажа.
Что делает старик-воин, обреченный на голодную смерть среди безграничных и бесплодных пространств? Он остается невозмутим и даже «дерзок»: поет родные песни, вспоминает о прошедших годах. Жизнь завоевателя соответствовала рыцарским представлениям о достойном мужском поприще. Доминантами судьбы стали доблесть и влечение к опасности, а главными событиями — участие в «сраженьях» и любовные приключения.
К ослабевающему герою подступают путаные видения, в которых ружья соседствуют с кружевными накидками. Однако в ответственную минуту сознание проясняется: конквистадор достойно встречает свою смерть. Он не покоряется вечной силе, а нахально предлагает сыграть в азартную игру, проявляя глубинные личностные черты — непримиримость и надежду на удачу.
Разнообразные, на первый взгляд незначительные детали образуют исчерпывающий портрет мужественного героя.
Романтические интонации произведения облечены в четкую выразительную форму: стиль характеризуется ясностью и простотой, небольшим количеством хорошо продуманных и емких тропов.
Источники
Серия романов «Автостопом по галактике » Дугласа Адамса | |
Книги | |
Постановки | |
Персонажи | |
Места | |
Прочее | Расы и виды Вогоны Вавилонская рыбка Кибернетическая корпорация Сириуса Бистромат Культурная значимость Инфинидим Энтерпрайзис Невероятностный двигатель «Автостопом» как международный феномен Значимые фразы Пангалактический грызлодёр Пушка точки зрения Поле проблем кого-то другого День полотенца Поэзия вогонов Разное |
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Нивель, Робер
- Нерезкое маскирование
Смотреть что такое «Жизнь, вселенная и всё остальное» в других словарях:
Жизнь, Вселенная и всё остальное
— Life, the Universe and Everything
Жизнь, вселенная и все остальное
Жизнь вселенная и все остальное
— Жизнь, вселенная и всё остальное (1982, англ. Life, the Universe and Everything) юмористический фантастический роман Дугласа Адамса. Третья часть серии книг «Автостопом по галактике». История Идея романа базировалась на давным давно написанном… … Википедия
Вселенная и все остальное Жизнь
— Жизнь, вселенная и всё остальное (1982, англ. Life, the Universe and Everything) юмористический фантастический роман Дугласа Адамса. Третья часть серии книг «Автостопом по галактике». История Идея романа базировалась на давным давно написанном… … Википедия
ЖИЗНЬ
— понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии
Параллельная вселенная (фантастика)
— Параллельный мир (в фантастике) реальность, существующая каким то образом одновременно с нашей, но независимо от неё. Эта автономная реальность может иметь различные размеры: от небольшой географической области до целой вселенной. В параллельном … Википедия
Автостопом по галактике (серия романов)
— У этого термина существуют и другие значения, см. Автостопом по галактике. «Автостопом по галактике» (англ. The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy; более дословные переводы: Путеводитель автостопщика по галактике, Путеводитель для… … Википедия
Второстепенные персонажи в «Автостопом по галактике»
— Здесь представлен список персонажей, придуманных британским писателем Дугласом Адамсом для его цикла юмористических научно фантастических книг «Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом», а также для радиопостановок и фильма … Википедия
Адамс, Дуглас Ноэль
— В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Адамс. Дуглас Адамс Douglas Adams Имя при рождении … Википедия
Адамс, Дуглас
— В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Адамс. Дуглас Адамс Douglas Adams … Википедия
Жанр, направление, размер
Второе название стихотворения «Конквистадор» отражает и жанр, в котором написано оно – сонет. Произведение состоит из двух четверостиший и двух трёхстиший, то есть всего 14 строк, что является обязательным признаком данного жанра лирики.
Николай Степанович является основоположником такого течения в литературе начала 20 века, как акмеизм. У приверженцев данного течения не было определённой и точной философии, но было ясно, что ценности данного направления противопоставлены ценностям символизма. Акмеисты считали, что слово должно иметь свой изначальный, определённый смысл, а образ – чёткость, предметность.
Но первые стихи поэта, как ни странно, больше похожи на стихи «старших символистов», к которым относятся В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. Хотя отличаются они энергичностью и жизнелюбием, что противоречит трагизму символистов.
Рифмовка первого «Конквистадора» английская, то есть схематически её можно представить АБАБ АББА ВВГ ДДГ. А второй «Конквистадор» имеет французскую рифмовку, схема которой АББА АББА ВВГ ДДГ.
Николай Гумилев — Я верно болен: на сердце туман
Ya verno bolen: na serdtse tuman, Mne skuchno vse, i lyudi, i rasskazy, Mne snyatsya korolevskiye almazy I ves v krovi shiroky yatagan.
Mne chuditsya (i eto ne obman), Moy predok byl tatarin kosoglazy, Svirepy gunn. ya veyanyem zarazy, Cherez veka doshedshey, obuyan.
Molchu, tomlyus, i otstupayut steny — Vot okean ves v klochyakh beloy peny, Zakatnym solntsem zality granit,
I gorod s golubymi kupolami, S tsvetushchimi zhasminnymi sadami, My dralis tam. Akh, da! ya byl ubit.
Z dthyj ,jkty: yf cthlwt nevfy, Vyt crexyj dct, b k/lb, b hfccrfps, Vyt cyzncz rjhjktdcrbt fkvfps B dtcm d rhjdb ibhjrbq znfufy/
Vyt xelbncz (b nj yt j,vfy), Vjq ghtljr ,sk nfnfhby rjcjukfpsq, Cdbhtgsq ueyy/// z dtzymtv pfhfps, Xthtp dtrf ljitlitq, j,ezy/
Vjkxe, njvk/cm, b jncnegf/n cntys — Djn jrtfy dtcm d rkjxmz[ ,tkjq gtys, Pfrfnysv cjkywtv pfkbnsq uhfybn,
B ujhjl c ujke,svb regjkfvb, C wdtneobvb ;fcvbyysvb cflfvb, Vs lhfkbcm nfv/// F[, lf! z ,sk e,bn/
Николай Гумилев — Я верно болен: на сердце туман
Ya verno bolen: na serdtse tuman, Mne skuchno vse, i lyudi, i rasskazy, Mne snyatsya korolevskiye almazy I ves v krovi shiroky yatagan.
Mne chuditsya (i eto ne obman), Moy predok byl tatarin kosoglazy, Svirepy gunn. ya veyanyem zarazy, Cherez veka doshedshey, obuyan.
Molchu, tomlyus, i otstupayut steny — Vot okean ves v klochyakh beloy peny, Zakatnym solntsem zality granit,
I gorod s golubymi kupolami, S tsvetushchimi zhasminnymi sadami, My dralis tam. Akh, da! ya byl ubit.
Z dthyj ,jkty: yf cthlwt nevfy, Vyt crexyj dct, b k/lb, b hfccrfps, Vyt cyzncz rjhjktdcrbt fkvfps B dtcm d rhjdb ibhjrbq znfufy/
Vyt xelbncz (b nj yt j,vfy), Vjq ghtljr ,sk nfnfhby rjcjukfpsq, Cdbhtgsq ueyy/// z dtzymtv pfhfps, Xthtp dtrf ljitlitq, j,ezy/
Vjkxe, njvk/cm, b jncnegf/n cntys — Djn jrtfy dtcm d rkjxmz[ ,tkjq gtys, Pfrfnysv cjkywtv pfkbnsq uhfybn,
B ujhjl c ujke,svb regjkfvb, C wdtneobvb ;fcvbyysvb cflfvb, Vs lhfkbcm nfv/// F[, lf! z ,sk e,bn/
Средства выразительности и рифмовка
Стих написан в жанре философского сонета, имеет последовательное развитие сюжета и комбинированную (перекрестную, кольцевую и смежную) перелинковку с открытыми и закрытыми рифмами (беззвездном – жду – найду – железном).
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (дикое и беззвездное небо, воинственный наряд, полдневые слова).
- Метафоры (железный панцирь, весело преследую звезду, прохожу по пропастям и безднам, бурям вечный брат).
- Инверсии (панцирь железный, сам мечту свою создам).
- Олицетворение (растет туман).
В концовке анализа советуем прочитать ещё одно стихотворение Гумилева – «Волшебная скрипка», в котором также дается оценка целей и способов их достижения для творческого человека.
Образы и символы
Лирическим героем сонета «Конквистадор» является сам автор, представленный в образе завоевателя, конквистадора.
- В первом варианте стихотворения герой – это молодой человек, очевидно, с романтическим складом характера, достаточно жизнерадостный и оптимистичный.
- Во втором варианте стихотворения герой представляется более приземлённым, познавшим жизнь человеком, который не исключает своего поражения, но который, с таким же рвением, как и «первый герой», готов бороться до конца.
- «Железный панцирь» — это символ неуязвимости героя, его защита.
- В первом варианте стихотворения упомянута «звезда», которую весело преследует герой, и которая символизирует определённую цель. Лирический герой из второго «Конквистадора» не имеет такой же указанной цели, но по своему пути он идёт также весело, как и «первый конквистадор».
- Пропасти и бездны – это образное определение преград, проблем, жизненных трудностей, которые преодолевает герой, получая в итоге радость и удовлетворение от достигнутых целей, что обозначено автором как «отдых в радостном саду».
- Смутное и беззвездное небо – это жизнь, которая, по определению автора, загадочная, непредсказуемая.
По этим строкам ясно, что лирический герой верит в свою цель, в её достижение. Во втором «Конквистадоре» появляется образ звезды, который в первом варианте был обозначен ранее. Выражение «Расковать последнее звено» во втором варианте стихотворения, возможно, обозначает снятие неких оков.
- Данные строки первого «Конквистадора» можно воспринять как готовность защитить и оправдать свою цель, если не найдётся слов из уже существующих оправданий.
- «Песня битв» — это творческий путь, которым автор обещает «любовно зачаровать» читателя, то есть вдохновить, увлечь.
- Во втором же «Конквистадоре» автор, после слов о снятии оков («И если в этом мире не дано нам расковать последнее звено»), упоминает о готовности умереть любою смертью, что невольно наталкивает читателя на мысль об уверенности автора в своей силе и победе.
- Образ лилии довольно неоднозначный. Он может символизировать чистоту и невинность, может обозначать успех, свободу и надежду, также звезда является и символом смерти. В данном случае, лилия – это победа, успех, о которых мечтает лирический герой произведения. Эпитет «голубая» характеризует «лилию» как желанную, то есть «Я лилию добуду голубую» обозначает достижение автором заветной цели.
Николай Гумилев — Я верно болен: на сердце туман
Ya verno bolen: na serdtse tuman, Mne skuchno vse, i lyudi, i rasskazy, Mne snyatsya korolevskiye almazy I ves v krovi shiroky yatagan.
Mne chuditsya (i eto ne obman), Moy predok byl tatarin kosoglazy, Svirepy gunn. ya veyanyem zarazy, Cherez veka doshedshey, obuyan.
Molchu, tomlyus, i otstupayut steny — Vot okean ves v klochyakh beloy peny, Zakatnym solntsem zality granit,
I gorod s golubymi kupolami, S tsvetushchimi zhasminnymi sadami, My dralis tam. Akh, da! ya byl ubit.
Z dthyj ,jkty: yf cthlwt nevfy, Vyt crexyj dct, b k/lb, b hfccrfps, Vyt cyzncz rjhjktdcrbt fkvfps B dtcm d rhjdb ibhjrbq znfufy/
Vyt xelbncz (b nj yt j,vfy), Vjq ghtljr ,sk nfnfhby rjcjukfpsq, Cdbhtgsq ueyy/// z dtzymtv pfhfps, Xthtp dtrf ljitlitq, j,ezy/
Vjkxe, njvk/cm, b jncnegf/n cntys — Djn jrtfy dtcm d rkjxmz[ ,tkjq gtys, Pfrfnysv cjkywtv pfkbnsq uhfybn,
B ujhjl c ujke,svb regjkfvb, C wdtneobvb ;fcvbyysvb cflfvb, Vs lhfkbcm nfv/// F[, lf! z ,sk e,bn/
Анализ стихотворения Гумилева «Сонет»
В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества — человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей — завоевателя и охотника, воина и моряка — неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя.
Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. Отважный и сильный романтик, чувствующий близость к «пропастям и бурям», готов пройти свой путь до конца. В «Сонете», опубликованном в 1912 г., настроение героя изменилось. Скука и «туман» в душе, похожие на болезнь, напоминают состояние пушкинского Онегина, страдавшего от «английского сплина».
Тоска бездействия сопровождается фантастическими видениями. Сначала возникают отдельные экзотические детали: «королевские алмазы» и окровавленный ятаган. Яркие «вещные» приметы сменяются образами воинов далекого прошлого, с которыми герой ощущает родственную связь. Два временных пласта сближает сложный сплав жажды деятельности, тяги к опасности и погони за удачей, метафорически обозначенные как «веянье заразы».
Первый терцет, следуя канонам жанра, синтезирует чувства лирического субъекта. Тоске и молчанию в туманно-сером настоящем противостоит яркий пейзаж прошлого. Прекрасный город, «голубые купола» которого купаются в лучах «закатного солнца», окружен двойным рядом «белой пены» цветущих садов и океанских вод.
Последняя строка сонета неожиданно прерывает живописную зарисовку. После сообщения о поединке с неизвестным противником следует пауза, и за ней — эпатирующее припоминание о собственной смерти. Развязка предлагает по-новому взглянуть на отношения настоящего и прошлого: промелькнувшие в уме фантастические образы — не предки, а двойники лирического субъекта. Погружаясь в воображаемые сферы, герой сталкивается с многослойной структурой, определяющей глубинные качества собственной натуры.
Картина причудливого мира, в котором переплетаются пестрые пространственно-временные пласты, облечена в классическую форму французской разновидности сонета.
Блуждание лирического «я», охватывающее различные исторические эпохи, является одним из ведущих мотивов в поэтике Гумилева. Смешение времен и пространств, сконцентрированных в душе героя, достигает кульминации в стихотворном тексте « ».
В разделе на вопрос Ищу название, текст и исполнителя песни по строкам: заданный автором Игорь Игоревич
лучший ответ это СонетЯ, верно, болен – на сердце туман,Мне скучно все – и люди, и рассказы,Мне снятся кородевские алмазыИ весь в крови, тяжелый ятаган.Мне чудится, и это не обман –Свирепый гунн, я веяньем заразы,Через века дошедшей, обуян.Молчу, томлюсь, и отступают стены,Вот океан, весь в клочьях белой пены,И город с золотыми куполами,С цветущими жасминными садами.Мы дрались там – ах, да, я был убит. Николай Гумилев
Ответ от 22 ответа
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ищу название, текст и исполнителя песни по строкам:
Ответ от Косогор
Николай Гумилев на главнуюСонетЯ, верно, болен: на сердце туман,Мне скучно всё — и люди, и рассказы.Мне снятся королевские алмазыИ весь в крови широкий ятаган.Мне чудится (и это не обман),Мой предок был татарин косоглазый,Свирепый гунн… Я веяньем заразы,Через века дошедшей, обуян.Молчу, томлюсь, и отступают стены:Вот океан весь в клочьях белой пены,Закатным солнцем залитый гранит,И город с голубыми куполами,С цветущими жасминными садами,Мы дрались там… Ах, да! Я был убит.
Как конквистадор в панцире железном, Я вышел в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам.
Порою в небе смутном и беззвездном Растёт туман… но я смеюсь и жду, И верю, как всегда, в мою звезду, Я, конквистадор в панцире железном.
И если в этом мире не дано Нам расковать последнее звено, Пусть смерть приходит, я зову любую!
Я с нею буду биться до конца И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую.
*
В октябре 1905 года вышел первый сборник стихов Н.Гумилева «Путь конквистадоров». Гумилев ни разу не переиздал свою первую книгу. Он начал свой поэтический «счет для всех» книгой «Романтические цветы», изданной в Париже в 1908 году. Третье издание сборника «Романтические цветы» в 1918 году он открыл новым вариантом стихотворения «Я конквистадор в панцире железном. » под заглавием «Сонет».
Конквистадор
– устар. от конкистадор, (исп.) завоеватель.
Лилию
– цветок лилия в народной символике означает смерть, а голубая лилия ассоциируется со звездой – знаком восторжествования загробной судьбы персонажа.
Темы, проблемы, настроение
«Он любил три вещи на свете: «За вечерней пение, белых павлинов… И стёртые карты Америки…» — Так охарактеризовала Николая Гумилёва его жена — Анна Ахматова.
Из выше написанного можно выделить три выдающиеся особенности творчества поэта: любовь к совершенному, возвышенному, интерес к иноземному, экзотическому и страсть к путешествиям. Эти характеристики также можно считать основными мотивами всего творчества Николая Степановича. Тем, на которые писал поэт, тоже не очень много: любовь, жизнь и смерть, искусство, военная тематика, географическая тематика.
Основная тема стихотворения «Конквистадор» — это искусство, точнее — роль поэта в жизни и обществе. Поэт – это завоеватель, конквистадор, который сражается и побеждает. По сути, представленное стихотворение – это путь творца, художника.
Гумилёва всегда волновали проблемы человеческого бытия. Концепция Ф. Ницше о сверхчеловеке нашла своё отражение в ранней лирике поэта. Современного человека автор рассматривал как ступень на пути к сверхчеловеку, а поэзию – как что-то волшебное, связывающее прошлое и будущее, как некую форму познания настоящего. Поэтому все лирические герои раннего творчества Гумилёва имеют невероятные, фантастические характеристики: огромную силу, страсть, невиданную отвагу, волю.
Настроение стихотворения «Конквистадор» приподнятое, жизнеутверждающее, уверенное. Первый вариант можно также охарактеризовать как восторженное, мечтательное, тогда как вторую редакцию больше характеризуют такие эпитеты, как решительная и достойная.
«Н.С. Гумилёв. Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии Н.С. Гумилёва».
Как странно, как сладко входить в ваши грезы, Заветные ваши шептать имена. И вдруг догадаться, какие наркозы Когда-то рождала для вас глубина!
Великие имена пробуждают мысль о «всех, кто дерзает, кто хочет, кто ищет», т. е. прямую связь с творческими влечениями автора. Он лелеет надежду, что есть еще «страны, куда не ступала людская нога…». Но мучительна реакция на это предположение: «Как будто наш мир не открыт до конца!» Динамика развития чувств стремительна: от восхищения до горького разочарования.
Ответом на сомнения становится стихотворение совершенно иного колорита, по-своему выражающее идеал движения вперед. Легкою рукой мастера написана чисто бытовая картина легкомысленных развлечений матросов на берегу. Приказ командира корабля действует на них магически, пресекая «зов дурмана». Ясно проступает своеобразная параллель с волей любого человека. обретшего себя на самоиспепеляющий поиск. Даже тех областей, которые:
Для высшей силы, высшей доблести Они навек недостижимы.
Поэтические открытия сборника «Огненный столп».
После «Жемчугов» с 1912 по 1921 г. вышли в свет еще шесть сборников лирики. Каждый из них — яркое, глубокое открытие утонченных сфер духовной жизни, творчества в том числе. Развитием этих мотивов насыщена посмертная книга Н. Гумилева «Огненный столп», последняя, подготовленная им самим к изданию незадолго до трагической гибели.
Почти каждое произведение «Огненного столпа» воспринимается «жемчужиной», своим словом художник творил это долго искомое им сокровище.
Открывается «Огненный столп» стихотворением«Память».
Первая строфа звучит грустным и глубоким обобщением:
Только змеи сбрасывают кожи, Чтоб душа старела и росла. Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела.
Начальные строки частично повторяются в конце (как бы опоясывая произведение), но уже с новым, горьким оттенком — краткости человеческого существования.
Заключенные в это «обрамление» 13 четверостиший охватывают этапы жизни автора, смысл творчества художника, сущность общечеловеческой памяти и мечты о счастье. Образная мыслеемкость стихотворения удивительна. Для исповеди поэта найдены столь точные и выразительные определения, которые сразу становятся афоризмами. Скажем, ироническая оценка юности и молодости: «колдовской ребенок», словом «останавливающий дождь», «коврик под ногами его — мир». За четко обозначенным фактом всегда ощущается некая внутренняя «емкость». Награждение воина крестами — это одновременно и его свыше вдохновленное душевное прозрение: «святой Георгий тронул дважды пулею нетронутую грудь». Поэтому (будто неожиданно) раздумчивая интонация исповеди пресекается торжественным признанием высшего назначения поэзии:
Николай Гумилев — Как конквистадор в панцире железном ( Сонет )
Kak konkvistador v pantsire zheleznom, Ya vyshel v put i veselo idu, To otdykhaya v radostnom sadu, To naklonyayas k propastyam i bezdnam.
Poroyu v nebe smutnom i bezzvezdnom Rastet tuman. no ya smeyus i zhdu, I veryu, kak vsegda, v moyu zvezdu, Ya, konkvistador v pantsire zheleznom.
I yesli v etom mire ne dano Nam raskovat posledneye zveno, Pust smert prikhodit, ya zovu lyubuyu!
Ya s neyu budu bitsya do kontsa I, mozhet byt, rukoyu mertvetsa Ya liliyu dobudu golubuyu.
Rfr rjyrdbcnfljh d gfywbht ;tktpyjv, Z dsitk d genm b dtctkj ble, Nj jnls[fz d hfljcnyjv cfle, Nj yfrkjyzzcm r ghjgfcnzv b ,tplyfv/
Gjhj/ d yt,t cvenyjv b ,tppdtplyjv Hfcntn nevfy/// yj z cvt/cm b ;le, B dth/, rfr dctulf, d vj/ pdtple, Z, rjyrdbcnfljh d gfywbht ;tktpyjv/
B tckb d njv vbht yt lfyj Yfv hfcrjdfnm gjcktlytt pdtyj, Gecnm cvthnm ghb[jlbn, z pjde k/,e/!
Z c yt/ ,ele ,bnmcz lj rjywf B, vj;tn ,snm, herj/ vthndtwf Z kbkb/ lj,ele ujke,e//