Анализ произведения стена сартр. сартръ

Жан поль сартр стена краткое содержание. сартръ

«Стена», краткое содержание новеллы Сартра

«Стена», краткое содержание

Пабло Иббиета вместе с другими арестантами оказывается в просторной белой комнате. За столом сидят четыре субъекта в штатском. Они спрашивают у каждого арестанта фамилию и профессию и лишь изредка задают вопросы о том, не участвовали ли они в краже боеприпасов и чем занимались в определённое время. Пабло спросили, где скрывается Рамон Грис, которого он якобы укрывал у себя. Герой ответил, что не знает, потому что ничего подобного не делал. Конвойные уводят арестантов. По дороге они узнают о том, что это был не допрос, а суд. Приговор им обещают сообщить в камере.

Камера оказывается больничным подвалом. Пабло помещают туда вместе с Хуаном и Томом. Хуан оказывается слишком молодым для бесед. К тому же, он – трус. Том знает испанский и с ним можно говорить. Они обсуждают ситуацию Хуана и надеются, что его не тронут, ведь анархистом является его брат – Хозе, а не он сам.

Том рассказывает, что в Сарагосе «они» (правительственные войска) укладывают людей на мостовую и утюжат их грузовиками. Делается это для экономии боеприпасов, но при этом никто не думает об экономии бензина.

Том – физически крепкий, немного жирный человек – признаётся в том, что его колотит от холода. Он пытается размяться, но не согревается, а только устаёт. Пабло Иббиета считает, что он не озяб, но своих рук и ног герой не чувствует. Кроме того, его не покидает ощущение потери, которое он связывает с отобранной солдатами личной одеждой – курткой, штанами.

В восемь вечера в камеру приходит комендант с двумя фалангистами. Он сообщает, что Стейнбок, Иббиета и Мирбаль приговорены к расстрелу. Хуан Мирбаль говорит, что он ни в чём не виноват, но коменданта это не интересует. Он только спрашивает, не баски ли они все? Они отвечают, что нет. Комендант предлагает им беседу со священником, но это никого не интересует. После его ухода Хуан снова оправдывается и чуть ли не плачет. Том пытается его утешить, но понимает, что это бессмысленно. Тогда он спрашивает Пабло, скольких из «них» он подстрелил? Сам Том убил шестерых, но сделал это практически неосознанно.

В камеру приходит бельгийский врач и говорит, что пробудет с героями до утра. Охранник Педро приносит лампу. Том прячет лицо в ладонях, у Пабло начинает болеть голова, у Хуана – вздрагивать ноздри. Бельгиец меряет пульс Хуана. По подозрительному взгляду врача Пабло понимает, что с ним что-то не так. Оказывается, он истекает потом. В начале он пробует вытираться платком, но потом понимает, что он мокрый – весь! Хуан спрашивает врача, больно ли это и можно ли не умереть с первого залпа?

Том спрашивает Пабло, в состоянии ли он понять то, что должно произойти с ними? Он начинает описывать будущий расстрел и говорит, что его лицо уже сегодня болит от завтрашних ран. Пабло понимает, что Том говорит для того, чтобы не думать. От Тома начинает пахнуть мочой, а у его ног появляется лужа, но он кричит всем, что не боится.

Врач гладит Хуана по голове. Тот берёт его за руку и пытается укусить. Пабло периодически погружается в сонное забытье, в котором снова и снова переживает свой будущий расстрел. Он мог бы уснуть, но хочет бодрствовать, чтобы докопаться до сути. В процессе ходьбы по камере к нему приходят воспоминания. Из них становится понятно, что он прекрасно знал Рамона Гриса – тот был его дядюшкой, а сам герой – с радостью примкнул к анархистам и боролся за свободу Испании.

Бельгиец предлагает передать несколько слов родным. Пабло ничего не хочет говорить своей любимой Конче, поскольку жизнь потеряла для него смысл. Предметы начинают расплываться перед глазами героев. Врач ставит персонажей в известность, что на часах уже полчетвёртого. Хуан голосит от страха, начинает бегать по камере и рыдать.

С рассветом двор оживает. До героев доносятся звуки шагов, затем – выстрелов. Через некоторое время в камеру входит лейтенант с четырьмя солдатами. Том идёт сам, Хуана выносят, Пабло предлагают подождать. Через час его снова вызывают на допрос. Ему предлагают жизнь взамен информации о местонахождении. На Пабло нападает непонятная весёлость. Он решает разыграть своих мучителей и говорит, что Грис скрывается на кладбище. По иронии судьбы последний действительно оказывается там. Гриса убивают. Пабло остаётся в живых.

Помимо краткого содержания «Стены» есть и другие сочинения:

  • «Стена», анализ новеллы Сартра
  • «Мухи», анализ драмы Сартра
  • «Мухи», краткое содержание драмы Сартра
  • «Тошнота», анализ романа Сартра
  • «Тошнота», краткое содержание романа Сартра
  • Философия атеистического экзистенциализма Жана-Поля Сартра
  • Жан-Поль Сартр, краткая биография

По произведению: «Стена»

По писателю: Сартр Жан-Поль

Краткое содержание сюжета

Рассказчик «Стены», Пабло Иббиета, является членом Международной Бригады, прогрессивно настроенных добровольцев из других стран, которые отправились в Испанию, чтобы помочь тем, кто боролся против фашистов Франко в попытке сохранить Испанию как республику. Вместе с двумя другими, Томом и Хуаном, он был схвачен солдатами Франко. Том активен в борьбе, как Пабло; но Хуан просто молодой человек, который оказался братом активного анархиста.

В первой сцене они дают очень краткие интервью. Их практически ничего не спрашивают, хотя их следователи, похоже, много о них записывают. Пабло спрашивают, знает ли он местонахождение Рамона Гри, местного анархистского лидера. Он говорит, что нет. Затем их доставляют в камеру. В 8 часов вечера к ним приходит офицер, который совершенно точно говорит им, что они были приговорены к смертной казни и будут застрелены на следующее утро.

Естественно, они проводят ночь, угнетенные знанием о своей надвигающейся смерти. Хуан упал духом жалости к себе. Бельгийский врач держит их компанию, чтобы сделать их последние минуты «менее трудными». Пабло и Том изо всех сил пытаются прийти к согласию с идеей смерти на интеллектуальном уровне, в то время как их тела выдают страх, которого они естественным образом боятся. Пабло оказывается мокрым от пота; Том не может контролировать свой мочевой пузырь.

Пабло наблюдает, как столкновение со смертью радикально меняет то, как ему кажется все его знакомые предметы, люди, друзья, незнакомцы, воспоминания, желания и его отношение к ней. Он размышляет о своей жизни до этого момента:

Утро наступает, и Тома и Хуана вывозят застрелить. Пабло снова допрашивают и говорят, что, если он сообщит о Рамоне Грисе, его жизнь пощадят. Он заперт в прачечной, чтобы обдумать это еще на 15 минут. В это время он задается вопросом, почему он жертвует своей жизнью ради жизни Гриса, и не может дать никакого ответа, кроме того, что он должен быть «упрямым». Нерациональность его поведения забавляет его.

Еще раз попросив его сказать, где прячется Рамон Гри, Пабло решает сыграть клоуна и придумывает ответ, сообщая следователям, что Гри скрывается на местном кладбище. Солдаты немедленно отправляются, и Пабло ждет их возвращения и казни. Некоторое время спустя, однако, ему разрешено присоединиться к телу заключенных во дворе, которые не ожидают казни, и ему говорят, что его не застрелят — по крайней мере, пока. Он не понимает этого, пока один из других заключенных не скажет ему, что Рамон Гри, переехавший из своего старого укрытия на кладбище, был обнаружен и убит в то утро. Он реагирует смехом «так сильно, что я плакал».

«Тошнота», краткое содержание романа Сартра

Роман представляет собой сборник тетрадей, обнаруженных в бумагах тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. Записи были начаты в первых числах января 1932 года. Герой начинает вести дневник для того, чтобы понять, что изменилось в окружающем мире и почти сразу же приходит к мысли, что изменился он сам. По признанию Рокантена, он – человек, в котором новое копится годами, а потом прорывается наружу, полностью меняя всю его жизнь.

30 января герой сидит в кафе «Мабли». Хозяина заведения, мсье Фаскеля, он характеризует как человека, засыпающего наедине с самим собой. Посетители кафе, по его мнению, стараются держаться кучно для того, чтобы «существовать». Он сам – бесконечно одинок: живёт один, ни с кем не разговаривает и даже с Франсуазой, хозяйкой кафе «Приют путейцев», занимается любовью практически без слов. При этом влиться в общество, где все думают одно и то же, герой уже не может.

В дневниковых записях главный герой «Тошноты» рассуждает о своей книге о маркизе де Рольбоне и задаётся вопросом: принимал ли последний участие в убийстве Павла I? Изучая своё отражение в зеркале, герой понимает, что его лицо лишено всякого выражения. Оно сродни растительному миру, но не человеческому. Не застав Франсуазу в кафе, на героя накатывает Тошнота. Отступает она только с погружением Рокантена в музыку. Из «Приюта путейцев» герой выходит на пустынный бульвар Нуара, где видит страдающую от горя женщину и завидует силе её чувств. Сам он больше похож на чистый холод, струящийся по улице.

Работая над книгой в библиотеке, Рокантен встречает Самоучку – человека, уже семь лет занимающегося самообразованием и перечитывающего для этого все книги в алфавитном порядке. Необычный ученик приходит к герою посмотреть фотографии, сделанные Рокантеном во время поездок, и наталкивает последнего на мысль о том, что в его жизни не было ни одного приключения.

Воскресным днём Бувиль наполняется толпой отдыхающих – рабочих и горожан. Богатое население города гуляет по центральной улице Турнебрид, заполненной роскошными магазинами. Во второй половине дня разные социальные слои Бувиля смешиваются между собой и начинают жить сообща. Антуан Рокантен не чувствует своей принадлежности к ним. Он гуляет по молу и ожидает приключения, которое оказывается ощущением необратимости времени. Периодически в своих записях герой вспоминает Анни – женщину, которую он когда-то очень любил и не видел пять лет. В канун поста он получает от неё письмо с просьбой встретиться. Оно пробуждает в нём воспоминания о былом. В одном из кафе он встречает мсье Ахилла – такого же одиночку, как и он, и доктора Роже – состоявшегося в жизни человека.

Туман. Рокантену кажется, что хозяин «Мабли», мсье Фаскель умер. Это сводит его с ума и не даёт работать. На следующий день герой узнаёт, что у мсье Фаскеля грипп. В музее Рокантен смотрит на портреты родоначальников Бувиля и понимает, что он – никто: ни дед, ни отец, ни супруг, ни избиратель, ни налогоплательщик.

В очередной раз берясь за книгу, герой осознаёт, что маркиз де Рольбон был нужен ему, чтобы не чувствовать своего существования. Мысли о том, что он есть, сводят Рокантена с ума. Сейчас он живёт только ради встречи с Анни.

В один из дней герой обедает с Самоучкой. Он впервые за много лет так долго общается с другим человеком. Самоучка признаётся в том, что он – социалист. Раньше он тоже был одиночкой, но в концентрационном лагере, в плену, оказавшись запертым среди людей в сарае, он вдруг понял, что любит всё человечество. Самоучка пытается привлечь Рокантена на гуманистическую сторону, но из этого ничего не выходит. В процессе спора главный герой чуть не вонзает в собеседника фруктовый ножик. Затем он сбегает из кафе, садится в трамвай и понимает, что вещи утратили свои названия. В парке Рокантен приходит к мысли о том, что все существующие предметы мешают друг другу, они, как и он, — лишние. Вся абсурдность жизни встаёт перед персонажем во всей своей полноте и именно это и есть Тошнота.

В Париже Рокантен встречается с Анни. Она изменилась – располнела, перестала искать совершенные мгновения и стала испытывать страх перед миром вещей. Она поняла, что все и всё вокруг – одинаковое, а сама она – живой мертвец. Бывшим возлюбленным больше нечего сказать друг другу. На следующий день Анни уезжает с другим мужчиной в Египет. Рокантен понимает, что ему больше не для чего жить.

Он прощается с Бувилем. В библиотеке он видит, как Самоучка пристаёт к мальчикам-лицеистам. Слушая в последний раз в кафе Франсуазы старую пластинку, герой понимает: выйти за пределы существования можно с помощью творчества, создав Книгу о чём-то «прекрасном и твёрдом как сталь».

Кроме краткого содержания «Тошноты» прочитайте другие сочинения:

Легенда о башне Веселухе + фильм

До сих пор очень популярна легенда о Башне Веселухе, которую сейчас называют башней «Орел». По одной из версий там была замурована непослушная дочь одного из помещиков, которая вместо того, чтобы там плакать, устрашающе смеялась. Согласно другой легенде именно около этой башни «открыли свое производство» фальшивомонетчики во главе с неким польским графом Змеявским, который соблазнил местную помещицу и похитил ее мужа, присвоив себе, таким образом, начальный капитал. Он построил в Чертовом рву кирпичный заводик, в его подвале – делал фальшивые деньги. Шайка фальшивомонетчиков устраивала в башне «игрища нечистой силы», чтобы отвадить людей от своих темных дел. Говорят, когда логово фальшивомонетчиков раскрыли, то там же был обнаружен и пропавший помещик.

А здесь, видимо, содержались легендарные Кочубей и Искра. Фото: Михаил Ефимкин

Интересно, что в 1921 году Алексей Толстой написал фантастический рассказ «Граф Калиостро», повествующий о похождениях на Смоленщине пройдохи-иллюзиониста. По этому рассказу Марк Захаров снял свой знаменитый фильм «Формула любви». В свое время смоленский краевед Сергей Яковлев предположил, что, вероятно, именно смоленская легенда могла стать основой для рассказа толстого, а, следовательно, и для фильма Марка Захарова.

Как добраться доСмоленской крепости

Фортификационная постройка находится в историческом центре города. Она проходит по улицам: Студенческая, Соболева, Тимирязева, Маршала Жукова, Дзержинского. Так как крепостная стена Смоленска занимает значительную площадь, на осмотр может уйти несколько часов. Обычно прогулку начинают с набережной (Промышленный район, Костыревская башня) и обходят все сооружение, заканчивая в Лопатинском саду (Ленинский район, Громовая башня), или в обратном направлении.

До башен Смоленской крепости возле набережной можно доехать на общественном транспорте, выходить на остановке «Соболева (ул. Большая Советская)»:

  • Автобус № 3, 7, 9, 10, 14, 17, 19, 22, 22ш, 23, 25, 27, 31, 33, 34, 38, 49, 113, 164.
  • Маршрутное такси № 2н, 4н, 9н, 14н, 14дн, 16н, 17н, 25н, 27н, 34н, 38н, 41н, 46н, 47н, 52н, 55н, 56н, 119.

От остановок двигаться в сторону ул. Соболева.

До Лопатинского сада, где заканчиваются постройки и башни Смоленской крепостной стены, можно доехать на транспорте, следующем до остановки «Дзержинского»:

  • Автобус № 17, 38, 53, 130, 132, 143.
  • Маршрутное такси № 17н, 38н, 40н, 44н, 47н.

Чтобы доехать до центральной части Смоленского кремля, нужно выходить на остановке «Пл. Победы (проспект Гагарина)»:

  • Автобус № 8, 9, 10, 23, 27, 31, 33, 49, 53, 57, 105, 113, 115, 120, 128а, 132, 135, 140, 141, 164.
  • Маршрутное такси № 8н, 9н, 21н, 27н, 40н, 41н, 46н, 47н, 55н, 119.

Расписание общественного транспорта Смоленска

Поездку до Смоленской крепости можно также заказать через службы такси: Яндекс. Такси, Uber Russia, Gett, Максим, Такси Везёт.

Смоленская крепостная стена на видео:

Анализ и комментарии

Написанные в разное время рассказы сборника показывают эволюцию Жан-Поля Сартра . Самые старые тексты ( Erostrate , Intimacy и La Chambre были написаны в 1936 году) показывают темные исследования отдельных патологий (отношения с другими людьми, сексуальность, слабоумие, заболеваемость и т. Д.), В то время как более поздние романы ( Le Mur и L’Enfance d ‘un chef написаны в 1938 году), обрамляющие собрание, раскрывают открытость современному миру и его основным кризисам . Вот как автор La Nausée выходит из своих психологических и философских вопросов (и, возможно, из личного кризиса), чтобы заняться политическими темами серьезной актуальности 1930-х годов: гражданской войны в Испании (под влиянием Мальро , Поля Низан и молодой Бост) с Ле Муром в начале или триумф фашизма с L’Enfance d’un chef, закрывающим коллекцию.

Работа была опубликована в феврале 1939 года (через несколько месяцев после La Nausée ) и также получила широкую хвалу, за исключением крайне правых ( Бразильяк говорит о «скучном» и «нездоровом» авторе). Альбер Камю написал на нее гораздо более положительный отзыв, чем на первую книгу Сартра, La Nausée .

Жан-Поль Сартр больше не писал.

Экзистенциализм в романе

Прочитав «Тошноту», мы более ясно представляем смысл философии существования, ведь она раскрывается Антуаном как на ладони. Сартр разъединил экзистенциализм на атеистический, к числу представителей которого он и сам относился, и на религиозный. Атеистический экзистенциализм говорит о заброшенности человека, и то, что Антуан не верит в Бога, подчеркивает идею Сартра – спасение от «тошноты» не в вере. Главный герой перебирает возможные варианты, которые могут его спасти: любовь так же не выход. Антуан, как обычный человек под влиянием жестокой и безотрадной эпохи мировых социальных катаклизмов, рассматривает и вариант самоубийства. К сожалению, многие люди поддаются этой слабости, думая, что не смогут смириться с отсутствием истины, но наш герой страдает еще и от осознания своей ненужности этому миру. Возможно, он просто струсил, но, оправдываясь, что его кровь и мертвое тело будут по-прежнему лишними на этой земле, он отвергает и такое «спасение».

Идеи экзистенциализма провозглашают необходимость смириться с бессмысленностью жизни и просто назло наслаждаться ею, но Антуан не примирился, как «посторонний» Камю, а находит свое решение. Основы философии воплощены в романе в возможных вариантах спасения Рокантена и в его мировоззрении, и смело можно утверждать, что от такой «тошноты» найдется верное лекарство.

Тошнота. Жан-Поль Сартр

Год написания: 1938

Формат: FB2 | EPUB | PDF | TXT | MOBI

Самое известное произведение французского писателя-философа Жана-Поля Сартра «Тошнота». Это один из самых запоминающихся романов писателя.

Главный герой романа историк Антуан Рокантен. От его имени ведется повествование, представленное в виде отрывков из личного дневника героя. Антуан занимается научными исследованиями, он много путешествует и читает. Он не обременен работой, так как живет на ренту. В какой-то момент его мысли становятся для него материальными. Он начинает видеть окружающий его мир в безобразных красках.

Герой размышляет о своем существовании и том, что его окружает

Важной стороной его бытия является время, для Антуана – это некая субстанция, поглощающая реальность. Главным является только текущее время, так как прошлое уже не вернуть, а в будущее невозможно заглянуть. Все предметы, окружающие героя лишние в этом мире

Такой же лишней и бессмысленной считает Антуан и свою собственную жизнь. Тошнота – состояние очевидности, обострение ощущений, осознание окружающей действительности. Выход из этого состояния герой видит только в творчестве, преодоление тяжести бытия возможно, по мнению героя, только путем написания книги, повествующей о прекрасной части земной жизни

Все предметы, окружающие героя лишние в этом мире. Такой же лишней и бессмысленной считает Антуан и свою собственную жизнь. Тошнота – состояние очевидности, обострение ощущений, осознание окружающей действительности. Выход из этого состояния герой видит только в творчестве, преодоление тяжести бытия возможно, по мнению героя, только путем написания книги, повествующей о прекрасной части земной жизни.

Анализ произведения

Тема произведения Тургенева «Накануне» затрагивает художественное осмысление вопроса деятельного начала в человеке. И основной мыслью романа является необходимость активных натур для прогресса и движения общества.

Образ Елены Стаховой в романе Тургенева «Накануне» — это то, чего давно ожидали читатели. Ведь он показывает нам волевую женщину, которая выбрала для себя деятельного и решительного мужчину. Это же отмечали и критики романа Тургенева «Накануне». Отзывы литературоведов подтверждали то, что вполне русский, живой и законченный образ Елены стал настоящей жемчужиной произведения. Такого сильного женского характера до Тургенева не показывало ни одно отечественное произведение. Основной чертой девушки является ее самопожертвование. Идеал Елены – деятельное добро, которое связано с пониманием счастья.

Что касается Инсарова, то он, конечно же, возвышается над всеми персонажами романа. Исключение составляет только Елена, которая находится с ним на одной ступеньке. Главный герой Тургенева живет мыслью о подвиге. И самая привлекательная черта этого образа – любовь к родине. Душа юноши наполнена состраданием к своему народу, который находится в турецкой кабале.

Все произведение русского писателя проникнуто мыслью о величии и святости идеи освобождения отчизны. Инсаров же при этом является настоящим идеалом самоотречения.

По мнению критиков, в этом романе наиболее ярко нашла отражение гениальность Тургенева. Писатель сумел рассмотреть актуальные проблемы своего времени и отразить их таким образом, что произведение остается актуальным и для современного читателя. Ведь целеустремленные, смелые и сильные личности нужны России всегда.

Кавычки

  • «А теперь мы выглядели как братья-близнецы только потому, что собирались умереть вместе». » ( Le Mur — Folio ed., Стр. 24)
  • «Однажды его черты расплывутся, он позволил бы своей челюсти отвиснуть, он приоткрыл бы свои слезящиеся глаза. Ева наклонилась к руке Питера и коснулась ее губами: «Сначала я тебя убью». »» ( Палата — последние предложения)
  • «Но мороженое только вернуло ему красивое, упрямое личико, что еще не было достаточно ужасным:« Я собираюсь отрастить усы », — решил он. » ( L’Enfance d’un chef — последнее предложение)
  • «Мужчины, вы должны увидеть их сверху. » ( Erostrate — первое предложение)

Конец романа

Ближе к концу романа, Рокантен, кажется, нащупывает решение. Сам он, видимо, не может быть таким же прекрасным и гармоничным, как песня Негритянки, но он может создать что-то, что таким будет. Герой, когда его фантазия начинала работать особенно бурно, несколько раз приходил к мысли, что о маркизе де Рольбоне лучше писать роман. И этот роман, его произведение, гармоничностью и красотой обладать может. Если биография маркиза никому не нужна, то он напишет историю, которая «должна быть прекрасной и твёрдой как сталь, такой, чтобы люди устыдились своего существования».

Тем самым можно спастись от повседневности, стать чем-то в глазах людей. Как следует расценивать такое решение? Счастливый ли это конец? Возможно. В последней записи герой с надеждой пишет «Конечно, вначале работа будет скучная, изнурительная, она не избавит меня ни от существования, ни от сознания того, что я существую. Но наступит минута, когда книга будет написана, она окажется позади, и тогда, я надеюсь, моё прошлое чуть-чуть просветлеет». Но есть мнение, что это спасение — мнимое, всего лишь бегство от реальности от недостатка мужества, и это, скорее всего, страх перед Истиной. «…он захотел несбыточного: перенестись в иной мир, по ту сторону тошнотворного болота повседневности. Но „очищающая рефлексия“ неумолимо требует от человека стать человеком, именно стать, ибо Бог (если бы он существовал) может „быть“, как каменное изваяние египетской пустыни, неподвижный тысячелетний свидетель работы космических сил и муравьиных стараний людей, а человек может только „становиться“, непрерывным напряжением воли и разума осуществляя „проект свободы“ в этом — единственно существующем — мире. Истина требует от человека действия во имя свободы — таков был философский вывод, навеянный романом» — таким видит финал романа М. А. Киссель.

Другие персонажи

Помимо Антуана, мы можем назвать ещё двух важных персонажей романа, это Анни и Самоучка.

Самоучка

Самоучка однажды зашёл в библиотеку, посмотрел на многочисленные полки с томами, подошёл к букве «А», и начал чтение книг подряд. Семь лет ему понадобилось, чтобы дойти до буквы «L». Ещё шесть лет, считает он, и завершится его самообразование. Тогда он мечтает отправиться на Дальний Восток, в поисках приключений. Самоучка практически боготворит Антуана, внимает каждому слову, всегда радуется их общению — которого сам Антуан старается избегать. Антуана во время приступа тошноты даже посетила мысль о том, чтобы «всадить фруктовый ножик в глаз Самоучки». Остановило его прежде всего то же самое, что удерживало от самоубийства, — идея о том, что всё это будет лишним. «»…крик, который испустит Самоучка, будет лишним — и кровь, которая польётся у него по щеке, и суета людей — тоже лишними. И так существует достаточное количество вещей»». Самоучка всегда обращается к нему уважительно «мсье», хотя Антуан «никак»вежливо-корректен. В этом можно увидеть один из парадоксов романа. Герой страдает от одиночества, но он не хочет его нарушать. Самоучка же, наоборот, гуманист. Однажды он разоткровенничается, и поведает Антуану о своей любви к людям, на что тот жёстко ответит: «…людей так же невозможно ненавидеть, как невозможно их любить». Герой Сартра тогда называет себя если не антигуманистом, то просто НЕ гуманистом. Виктор Ерофеев считает, что Самоучка «похож на склад отброшенных Сартром «иллюзий». Его тезис предельно прост: в жизни есть смысл, потому что «ведь есть люди». Человек для Самоучки — ценность аксиомная, не допускающая сомнений. Ради служения этой ценности Самоучка записался в социалистическую партию, после чего его жизнь стала праздником: он живёт для других. Опровержение этого тезиса в романе идёт за счёт иронического отношения к идеальной модели человека — ценности, которой противопоставляется реальный, «каждодневный человек».

Очень важен диалог в среду с Самоучкой, именно тогда Рокантен произносит свои крылатые фразы: «Просто я думаю, (Рокантен по тексту) говорю я ему смеясь, — что все мы, какие мы ни на есть, едим и пьём, чтобы сохранить своё драгоценное существование, а между тем в существовании нет никакого, ну ни малейшего смысла.» «На мой взгляд, — говорю я Самоучке (Рокантен по тексту), — людей так же невозможно ненавидеть, как невозможно их любить.» С другой стороны Самоучка спрашивает Рокантена: «Неужели вы стали бы писать на необитаемом острове? Разве люди пишут не для того, чтобы их прочли?»

Строго говоря, этими фразами Сартр нарисовал черты героев, создав одновременно парадоксальной развязку романа.

Анни

Ещё один немаловажный персонаж, о существовании которого мы узнаём в начале книги, это Анни. Мысли об Анни, с которой Антуан расстался несколько лет назад, начинают посещать его всё чаще с тех пор, как с ним произошла перемена, с тех пор, как он заболел Тошнотой. А записка, которую она присылает, пробуждает в нём воспоминания о ней, и герой уже не может не думать об Анни. Когда они всё-таки встречаются, это событие наводит на Антуана ностальгию по старым временам, которые, впрочем, всё равно не вернуть, что очень удручает героя. Мы видим, что Антуан и Анни чем-то похожи. «Духовная жизнь, или, вернее, духовное небытие, Рокантена и Анни имеет много общих черт. Можно было бы даже сказать, что Анни — двойник Рокантена в женском обличии, если бы из их разговора не выяснилось, что скорее Рокантен следовал за Анни по пути постижения «истины», нежели наоборот. Анни живёт, окружённая умершими страстями. Приехавшему «спасаться» Рокантену, оказывается, нужно «спасать» самому, но — «что я могу ей сказать? Разве я знаю причины, побуждающие жить? В отличие от неё, я не впадаю в отчаяние, потому что я ничего особенного не ждал. Я скорее… удивлённо стою перед жизнью, которая дана мне ни для чего». Встреча с Анни только усугубляет тяжёлое положение протагониста. По возвращении в Бувиль он страдает от одиночества ещё сильней. Антуан говорит о себе: «Одинокий и свободный. Но эта свобода несколько смахивает на смерть».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: