Анализ стихотворения «там неба осветленный край» александра блока

"человек природы" в русской литературе xix века и "цыганская тема" у блока - часть 8

Использование выразительных средств

Для украшения стихотворения и лучшей передачи своих восторженных чувств Блок использует в стихе немало средств выразительности. Игра антонимами и эпитетами украшает строки и придаёт им большую глубину без потери лирического начала. Уже в самом начале идут антонимы «удача – неудача», в первой же строфе видим «смех – плачь», в концовке «ненависть и любовь». Струю живой воды строкам предают эпитеты воспалённые, бессонные, осветлённый.

Размер стихотворения – это трёхстопный анапест, где Блок использует перекрёстную рифмовку. Жанр «Весны» — элегия с признаками послания. Стих можно разделить на семь катренов, в которые передаётся послание-об ращение героя к весне.

Состав цикла

Цикл разделён автором на две секции — «Снега» и «Маски».

Снега

  • Снежное вино («И вновь, сверкнув из чаши винной…»)
  • Снежная вязь («Снежная мгла взвилась…»)
  • Последний путь («В снежной пене — предзакатная…»)
  • На страже («Я — непокорный и свободный…»)
  • Второе крещенье («Открыли дверь мою метели…»)
  • Настигнутый метелью («Вьюга пела…»)
  • На зов метелей («Белоснежней не было зим…»)
  • Её песни («Не в земной темнице душной…»)
  • Крылья («Крылья легкие раскину…»)
  • Влюбленность («И опять твой сладкий сумрак, влюбленность…»)
  • Не надо («Не надо кораблей из дали…»)
  • Тревога («Сердце, слышишь…»)
  • Прочь! («И опять открыли солнца…»)
  • И опять снега («И опять, опять снега…»)
  • Голоса («Нет исхода вьюгам певучим!..»)
  • В снегах («И я затянут…»)

Анализ стихотворения Блока «Там неба осветленный край…»

В 1909 году Блок переживает два трагических события. Его супруга, забеременевшая от своего очередного любовника, рожает сына, которого поэт готов признать своим, однако малыш вскоре умирает. Спустя некоторое время Блок получает известие о том, что скончался его отец, с которым мать поэта развелась много лет назад. Сломленный, уставший от душевных страданий и боли, Блок принимает решение отправиться вместе с Любовью Менделеевой в заграничное путешествие, которое длится без малого полгода. Именно в этот период поэт очень остро и отчетливо понимает, что является настоящим патриотом своей страны. Он мечтает как можно скорее возвратиться в Россию, понимая, что лишь на родине сможет найти утешение и почерпнуть новые силы для того, чтобы жить дальше.

Находясь в Германии и Италии, Александр Блок все чаще и чаще вспоминает свое родовое имение в Шахматово, понимая, что там он был по-настоящему счастлив. Даже тот факт, что с загородной жизнью связаны далеко не самые светлые моменты его бурного романа с Любовью Менделеевой, не в состоянии затмить тех нежных и радостных чувств, которые испытывает поэт, вспоминая свою сельскую жизнь. И именно благодаря этим воспоминаниям появляется на свет стихотворение «Там неба осветленный край…» – чистое, пронзительное и наполненное легкой грустью по давно минувшим временам.

Шахматово представляется поэту неким светлым пятнышком среди всеобщего мрака, где природа всегда созвучная внутренним ощущениям автора, который только сейчас понимает, насколько дороги ему все те незначительные мелочи, на которые он раньше не обращал внимания. «Там разговор гусиных стай так внятен», – отмечает Блок, никогда не испытывавший потребности в пейзажной лирике. Однако, пытаясь разобраться в своих чувствах, поэт с удивлением понимает, что именно в Шахматово он был по-настоящему свободен, весел и силен». И, что гораздо важнее, над Блоком не довлел тот груз житейских и моральных проблем, которые он успел накопить за время семейной жизни. Но поэт понимает, что возврата к прошлому уже нет, и прообразом того, что этот счастливый период остался в далеком прошлом, является старый лес, который «под топором редеет» так же, как и воспоминания Блока. Он понимает, что если и будет еще когда-нибудь счастлив, то уже по-другому. И вряд ли возвращение в Шахматово принесет ему ощущение радости, которым он когда-то совсем не дорожил, считая, что жизнь просто не может быть окрашена другими чувствами.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 29.06.2023 05:31 0 Гиззатуллина Дина.

Выполни разбор слов по составу бескайний ​

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 05:31 0 Смирнов Евгений.

Выполни разбор слов по составу лодка​

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:22 0 Kazarin Gleb.

Написать сочинение «Кто в «Песне колашникова » является настоящим героем и почему?»Вступление.Исто

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:17 0 Дельмухаметов Данила.

Чому Тетяна стала улюбленою героїнею Пушкіна?​

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 05:17 0 Вотченков Влад.

Как автор описывает природу в начале рассказа «Бежин луг»

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:16 0 Узакбай Динара.

Кому говорить наталка ці слова коли петро мій вернувся то я не ваша добродію​

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:16 0 Отто Антон.

Задание 2 Напишите письмо Кощею о том, что добро всегда побеждает зло. (7-8 предложений) (6баллов)

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:34 0 Гордеев Егор.

Гидросфера и ее составные части Установи соответствие между окенами и их глубинами.Тихий океанАтла

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:34 0 Севастьянова Вероника.

СРОЧНО! Как Гринев понял, что вожатый, который помог им в буран, и вождь мятежников Пугачев- одно ли

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:34 0 Безрукова Лина.

Что говорили про своего атамана плывшие по Днестру казаки? Почему? кратко пожалуйста, срочно!!! ​п

Ответов: 1

История создания

Цикл Блока «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Кажется, что революция уже позади, народу не о чем волноваться. Однако люди понимали, что главный переворот в стране ещё не наступил, и с опаской встречали каждый новый день. Александр Александрович в период с 1905 по 1917 год анализировал исторические события и в своих произведениях сравнивал прошлое и будущее страны.

Образ битвы выступает отражением того, что происходило в России в незапамятные времена. Блок предчувствовал новые перевороты в стране и описывал те, что произошли. Поэт был готов к тому, что скоро народ попадёт под новую волну революции.

Александр Блок увлекался историей страны и любил писать стихотворения, которые основаны на каких-либо исторических событиях.

Анализ стихотворения «Там неба осветленный край» Блока

Творческий путь А.А. Блока всегда был труден. Это сказалось на резком переходе его лирики от символизма и романтических произведений до обращений к революционной действительности. Но всё же одной из центральных тем его стихотворений была любовь. И это не обязательно должна была быть любовь к женщине, но и к природе, родной земле.

Стихотворение «Там неба осветлённый край» было создано поэтом в 1909 году во время его заграничного путешествия. В этот период Блок переживал несколько личных трагедий. Это беременность его супруги от любовника и смерть отца. Именно во время этих событий поэт осознаёт свой патриотизм. Он понимает, как сильно ему не хватает родной страны. Благодаря воспоминаниям о родине и появилось это стихотворение, небольшое по объёму, но наполненное смыслом. Здесь и прослеживается тема, которой придерживается Блок на всём своём творческом пути — любовь.

Родовое имение поэта — Шахматово — предстаёт перед Блоком ярким, светлым пятном среди всеобщего мрака. Он осознаёт, что именно здесь он был «свободен, весел и силён». Но в то же время он понимает, что пути назад уже не будет. Символичен старый лес, который «под топором редеет». Здесь поэт проводит параллель между лесом и своими воспоминаниями об этом месте, которые уже не свежи, детали которых уже утрачены. Им овладевает чувство, что такого счастья, как было раньше, он уже не испытает. Блоку крайне редко были свойственны пейзажные описания, но в этом стихотворении он использует их постоянно.

Это говорит читателю о том, что поэт помнит своё родное место до мельчайших деталей.

Стихотворение проникнуто печальной ностальгией по родному месту и времени, которое уже нет возможности повернуть вспять. Этими строками поэт призывает ценить настоящее, которое совсем скоро станет прошлым, от которого останутся лишь воспоминания.

Как и любому символисту, лирике Блока присуще использование многочисленных эпитетов. Данное стихотворение из всех художественно-выразительных средств наполнено в основном ими. Здесь и «осветлённый край», и «дымные пятна», и «любимая даль», и «непомерный неуследимый звон», и «сумрачное перо». В первой строфе используется анафора (там неба… там разговор…). Для создания особой атмосферы поэт прибегает к использованию звукописи. Размер стихотворения — разностопный ямб. Тип рифмы — перекрёстная.

Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Анализ стихотворения Блока «Там неба осветленный край…» 1 вариант

В 1909 году Блок переживает два трагических события. Его супруга, забеременевшая от своего очередного любовника, рожает сына, которого поэт готов признать своим, однако малыш вскоре умирает.

Любовь Дмитриевна Менделеева и Александр Блок, 1903 год

Спустя некоторое время Блок получает известие о том, что скончался его отец, с которым мать поэта развелась много лет назад. Сломленный, уставший от душевных страданий и боли, Блок принимает решение отправиться вместе с Любовью Менделеевой в заграничное путешествие, которое длится без малого полгода. Именно в этот период поэт очень остро и отчетливо понимает, что является настоящим патриотом своей страны. Он мечтает как можно скорее возвратиться в Россию, понимая, что лишь на родине сможет найти утешение и почерпнуть новые силы для того, чтобы жить дальше.

Находясь в Германии и Италии, Александр Блок все чаще и чаще вспоминает свое родовое имение в Шахматово, понимая, что там он был по-настоящему счастлив. Даже тот факт, что с загородной жизнью связаны далеко не самые светлые моменты его бурного романа с Любовью Менделеевой, не в состоянии затмить тех нежных и радостных чувств, которые испытывает поэт, вспоминая свою сельскую жизнь. И именно благодаря этим воспоминаниям появляется на свет стихотворение «Там неба осветленный край…» – чистое, пронзительное и наполненное легкой грустью по давно минувшим временам.

Фото Александра Блока на прогулке в Шахматово, 14 лет 1894 год

Шахматово представляется поэту неким светлым пятнышком среди всеобщего мрака, где природа всегда созвучная внутренним ощущениям автора, который только сейчас понимает, насколько дороги ему все те незначительные мелочи, на которые он раньше не обращал внимания. «Там разговор гусиных стай так внятен», – отмечает Блок, никогда не испытывавший потребности в пейзажной лирике. Однако, пытаясь разобраться в своих чувствах, поэт с удивлением понимает, что именно в Шахматово он был по-настоящему свободен, весел и силен». И, что гораздо важнее, над Блоком не довлел тот груз житейских и моральных проблем, которые он успел накопить за время семейной жизни. Но поэт понимает, что возврата к прошлому уже нет, и прообразом того, что этот счастливый период остался в далеком прошлом, является старый лес, который «под топором редеет» так же, как и воспоминания Блока. Он понимает, что если и будет еще когда-нибудь счастлив, то уже по-другому. И вряд ли возвращение в Шахматово принесет ему ощущение радости, которым он когда-то совсем не дорожил, считая, что жизнь просто не может быть окрашена другими чувствами.

Структурный анализ стихотворения

В стихотворении используются повторы, анафоры или единоначатия строф, оно наполнено символами. Автор описывает свое настроение, раскрывает тему, привлекая многочисленные контекстные антонимы. Частые восклицания передают бурю эмоций поэта, так что произведение эмоционально ярко окрашено.  Многоточия, заканчивающие несколько строк, привносят в текст ощущение некоторой тайны, которая не должна быть раскрыта, но должна только угадываться.

Размер стихотворения — трехстопный анапест с перекрестной рифмой. Лирическое послание написано семью строфами. С помощью единоначатия строф стихотворение передает читателю динамику мыслей автора.

Стихотворение входит в цикл «Фаина», посвященный Н. Волоховой, в раздел «Заклятие огнем и мраком», и стало программным в школьных курсах русской литературы.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).

Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

 Главная тема стихотворения

Весенняя тема в осеннем произведении. Речь идет не о времени года и явлениях природы. Лирический герой, который полностью олицетворяет собой поэта, этот период своей жизни воспринимает как весну, как начало новой судьбоносной вехи. Его сердце исторгает одновременно и «слезы» и «смех». Герой словно задыхается от избытка эмоций. Восклицания, повторения в тексте произведения служат задаче передать это состояние накала эмоций.

В то же время поэт раскрывает философскую тему принятия жизни такой, какова она есть, со всеми ее потерями и приобретениями. Он прямо приветствует их в своей жизни. Собственно, текст произведения в основной своей части представляет собой перечень «удач» и «неудач», которые преподносит поэту жизнь. Три из семи четверостиший начинаются одинаковым словом: «Принимаю тебя, неудача», «Принимаю бессонные споры», «Принимаю пустынные веси!»

Начинается стихотворение с приветствия весны и жизни, заканчивается упоминанием «имени Бога», которое «не разгадано». Поэт верит, что его мечта воплотится, обретет черты, которые видятся ему, то в образе Прекрасной Дамы, Вечной Жены, то в образе весны, которая несет в себе свежий ветер перемен

Герой надеется, что эта весна приблизит его к разгадке чего-то важного, для чего он живет: страдает, радуется, спорит, скитается, ищет

В произведении ясно прослеживается нерв борьбы. Поэт дважды использует образ щита, с которым он вступает в пору битвы с пока еще непознанными и враждебными силами. Однако страха перед ними нет, наоборот, его будоражит предстоящая схватка. Он обещает, что никогда не «бросит щита». Поэт представляет себя в доспехах и хладнокровно измеряет «вражду». Жизнь теряет без борьбы смысл и даже перед лицом гибели лирический герой принимает ее только такой.

Стихотворение написано двадцативосьмилетним Блоком в пору творческой зрелости. Оно перекликается с лермонтовским стихотворением «Благодарность», незаконченная строфа из которого взята эпиграфом. Но не привнес в свое произведение скрытой иронии и сарказма, имеющегося в стихотворении Лермонтова. Напротив «О, весна без конца и без краю…» — радостный и неподдельно искренний манифест жизненных установок Блока, гимн борьбе, любви, ненависти, вражде и в целом жизни, во всех ее проявлениях.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.

Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч

Ответов: 1

Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.

Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы

Ответов: 2

Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.

Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта

Ответов: 1

Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.

Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!

Ответов: 1

Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.

Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов​

Ответов: 2

Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.

1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен

Ответов: 1

Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.

Правильним є твердження: «Балади …​

Ответов: 1

Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.

Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н

Ответов: 1

Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.

Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко

Ответов: 1

Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.

Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям

Ответов: 1

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока

Печальная доля — так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достоянъем доцента, И критиков новых плодить. Блок Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности. В стихотворениях «Друзьям» и «Поэты» автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных. Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание. Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта И косы, и тучки, и век золотой, Тебе ж не доступно все это!. Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам. Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцой, А вот у поэта — всемирный запой, И мало ему конституций! Пускай я умру под забором, как пес, Пусть жизнь меня в землю втоптала,- Я верю: то Бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала! В стихотворении «К Музе» поэт старается объяснить свое отношение к дарованию, творчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием. Я хотел, чтоб мы были врагами. Так за что ж подарила мне ты Луг с цветами и твердь со звездами — Все проклятье своей красоты? И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада — Эта горькая страсть, как полынь. Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаются в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточит душа — только тогда получается тот результат, к которому стремится поэт. Читатели в восторге, а что же сам творец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы. Вот моя клетка — стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять?

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.

История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: