«тартюф» мольера: проблематика и образы (стр. 3 из 5)

Краткое содержание комедии «тартюф» мольера

Краткое содержание

Госпожа Пернель ругает всю свою семью. Как они могут быть против самого Тартюфа! Члены семьи и прислуга действительно считают Тартюфа лицемером. Горничная Дорина даже заподозрила, что Тартюф имеет виды на супругу Оргона Эльмиру.

Оргон возвращается домой, и первое, что его интересует, — Тартюф. Выясняется, что именно Оргон и привёл в дом этого человека, восхищаясь его мнимым благочестием. То, что не связано с Тартюфом, Оргона не интересует. Дочь хочет поторопить своё супружество, но у Оргона другие планы. Он предлагает Мариане выйти за Тартюфа.

Мариана в ужасе. Она просит помощи у своей дерзкой служанки и обещает покончить с собой, чтобы не выходить замуж за нелюбимого. Валер (жених Марианы) настаивает, что они должны как можно скорее пожениться.

Сын Оргона Дамис давно мечтает раскрыть отцу глаза на Тартюфа. Дорина просит юношу не торопиться: горничная надеется, что всё устроит Эльмира.

Тартюф приходит, делает вид, что оскорблён декольте Дорины (требует, чтобы девушка прикрыла грудь платком). Приходит Эльмира, Тартюф остаётся с женщиной наедине. Эльмира спрашивает, хочет ли Тартюф жениться на Мариане. Святоша навязчиво заигрывает с Эльмирой и говорит, что хочет другого — добиться её любви. Эльмира отказывает Тартюфу и говорит, что не пожалуется мужу только в одном случае — если Тартюф посодействует свадьбе

Марианы и Валера. Входит Дамиас: он всё слышал. Дамиас хочет рассказать отцу о поведении Тартюфа.

Оргон не верит Дамиасу и вызывает Тартюфа. Лицемер ругает и унижает себя, и Оргон убеждается в невиновности святоши. Отец семейства выгоняет сына и лишает его наследства, а Тартюфу обещает дарственную на всё своё имущество.

Мариана и Эльмира всё ещё надеются убедить Оргона в том, что Тартюф — обманщик. Эльмира идёт на хитрость: просит мужа спрятаться под столом и зовёт Тартюфа. Увидев, как недвусмысленно пристаёт к его жене Тартюф, Оргон велит святоше убираться вон. Но Тартюф возражает: уходить ему незачем, ведь этот дом принадлежит ему.

Оргон с ужасом вспоминает, что отдал Тартюфу на хранение ларец с документами его друга Аргаса, бежавшего из страны. Мать Оргона по-прежнему не верит, что Тартюф обманщик.

Появляется пристав, который велит семье Оргона освободить дом, принадлежащий Тартюфу. Тут является и сам Тартюф с военным: лицемер выдал тайну Оргона. Однако арестовывают не Оргона, а Тартюфа: офицер поясняет, что король разобрался во всём происшедшем, Оргона прощает, а Тартюфа хочет наказать.

Оргон благодарит справедливого монарха и настаивает на немедленном венчании Марианы и Валера.

«Тартюф, или Обманщик» (Мольер)

Цитата: «Для разных случаев, встречающихся в мире, / Наука есть о том, как совесть делать шире» (пер. М. Л. Лозинского).

Язык оригинала: французский.

Основные переводы: М. Л. Лозинского, М. А. Донского.

Проблематика: обличение обмана (Тартюф) и глупости (Оргон и госпожа Пернель).

Смысл названия: комедия названа по имени главного героя, и это имя уже давно стало нарицательным.

Литературное направление: классицизм с элементами реализма. Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: в интерпретации Мольера комедии уже нельзя было назвать «низким» жанром — хотя бы в силу важной нравственной проблематики. Таким образом, Мольер стал родоначальником жанра «высокой» комедии

Время и место действия: Мольер соблюдает классицистическое правило «трёх единств»: действие происходит в течение одного дня в доме Оргона, рассматривается один сюжет (ситуация с Тартюфом).

Действующие лица

  • Тартюф — лицемерный святоша.
  • Оргон — глава семейства.
  • Эльмира — супруга Оргона.
  • Госпожа Пернель — мать Оргона.
  • Мариана — дочь Оргона, возлюбленная Валера.
  • Валер — молодой человек, ухаживающий за Марианой.
  • Дорина — служанка Марианы.
  • Дамис — сын Оргона.

Краткое содержание

Госпожа Пернель ругает всю свою семью. Как они могут быть против самого Тартюфа! Члены семьи и прислуга действительно считают Тартюфа лицемером. Горничная Дорина даже заподозрила, что Тартюф имеет виды на супругу Оргона Эльмиру.

Оргон возвращается домой, и первое, что его интересует, — Тартюф. Выясняется, что именно Оргон и привёл в дом этого человека, восхищаясь его мнимым благочестием. То, что не связано с Тартюфом, Оргона не интересует. Дочь хочет поторопить своё супружество, но у Оргона другие планы. Он предлагает Мариане выйти за Тартюфа.

Мариана в ужасе. Она просит помощи у своей дерзкой служанки и обещает покончить с собой, чтобы не выходить замуж за нелюбимого. Валер (жених Марианы) настаивает, что они должны как можно скорее пожениться.

Сын Оргона Дамис давно мечтает раскрыть отцу глаза на Тартюфа. Дорина просит юношу не торопиться: горничная надеется, что всё устроит Эльмира.

Тартюф приходит, делает вид, что оскорблён декольте Дорины (требует, чтобы девушка прикрыла грудь платком). Приходит Эльмира, Тартюф остаётся с женщиной наедине.

Эльмира отказывает Тартюфу и говорит, что не пожалуется мужу только в одном случае — если Тартюф посодействует свадьбе

Марианы и Валера. Входит Дамиас: он всё слышал. Дамиас хочет рассказать отцу о поведении Тартюфа.

Оргон не верит Дамиасу и вызывает Тартюфа. Лицемер ругает и унижает себя, и Оргон убеждается в невиновности святоши. Отец семейства выгоняет сына и лишает его наследства, а Тартюфу обещает дарственную на всё своё имущество.

Мариана и Эльмира всё ещё надеются убедить Оргона в том, что Тартюф — обманщик. Эльмира идёт на хитрость: просит мужа спрятаться под столом и зовёт Тартюфа. Увидев, как недвусмысленно пристаёт к его жене Тартюф, Оргон велит святоше убираться вон. Но Тартюф возражает: уходить ему незачем, ведь этот дом принадлежит ему.

Оргон с ужасом вспоминает, что отдал Тартюфу на хранение ларец с документами его друга Аргаса, бежавшего из страны. Мать Оргона по-прежнему не верит, что Тартюф обманщик.

Появляется пристав, который велит семье Оргона освободить дом, принадлежащий Тартюфу. Тут является и сам Тартюф с военным: лицемер выдал тайну Оргона. Однако арестовывают не Оргона, а Тартюфа: офицер поясняет, что король разобрался во всём происшедшем, Оргона прощает, а Тартюфа хочет наказать.

Оргон благодарит справедливого монарха и настаивает на немедленном венчании Марианы и Валера.

Пересказ комедии

В дом Оргона поселяется юноша, чьи речи кажутся праведны и религиозны, а сам он представляется скромным, набожным и бескорыстным. Хозяин дома и его мать сразу полюбили Тартюфа, но его жена Эльмира, ее брат Клеант и дети Оргон Дамис и Мариана уверены, что святоша — лицемер и лжец. Домочадцы пытаются убедить главу семьи, что юноша — мошенник, и его речи не имеют ничего святого, на что Оргон попросту отмахивается, продолжая мило беседовать с набожным человеком.

Тартюф же ничем не обеспокоен, кроме сытного ужина и привлекательной Эльмиры, которую хочет заполучить. В это же время Мольер раскрывает отношения Марианы с юношем Валером, а его сестры — с Дамисом. Последний просит Клеанта разузнать у Оргона планы насчет его дочери, ведь от этого зависит и его свадьба, на что получает довольно уклончивый ответ. Мужчина подозревает что-то неладное.

Помолвка по принуждению

Оргон освещает свое желание породниться с Тартюфом, что можно сделать с помощью брака юноши и Марианы. Девушка шокирована, но не может перечить своему отцу из-за уважения к нему. Служанка пытается уговорить ее отказать в помолвке, рассказывая, как же плоха будет жизнь с этим подлым и лицемерным лжецом. Но на вопрос Валера о том, как же поступит Мариана: откажет или согласится выйти замуж за Тартюфа, девушка не может ответить ничего вразумительного.

Влияние Тартюфа

Дамис узнает о скорой помолвке своей сестры и решается силой отговорить Тартюфа, но Дорина останавливает его, рассказывая, как хочет вывести героя на чистую воду. Служанка давно заметила, что святоша неровно дышит к Эмилии, и собирается устроить им двоим встречу наедине, прося девушку встретиться со святошей, дабы узнать, что он думает по поводу брака. Подготавливая комнату для Тартюфа и Эмилии, служанка просит Дамиса спрятаться в шкафу комнаты.

При встрече Тартюф, увидя Эмилию, сразу признается в симпатии к ней и предлагает разделить с ним ложе. Женщина отказывает, аргументируя греховностью таких мыслей и действий, но это не останавливает юношу, который ранее казался скромным и набожным. Тогда Эмилия спрашивает о том, какая реакция у Оргона будет на такое поведение Тартюфа.

Святоша боится и умоляет не рассказывать об этой встречи ее мужу, на что хитрая женщина предлагает юноше сделку: она ничего не говорит об этой встрече своему мужу, а тот не женится на ее дочери. И вроде бы Тартюф соглашается, но все портит сын женщины. Разозленный речами юноши Дамис несется прямиком к своему отцу и рассказывает все, что произошло.

Разоблачение лжеца

Глава семьи возвращается с уже оформленной дарственной и известием, что свадьба Марианы и Тартюфа вот-вот наступит. Девушка умоляет отца отменить свадьбу и говорит, что такой брак — грех, так как она не любит избранника, на что Оргон говорит, что союз божественен, потому что «отвращение умерщвляет плоть». Мариана даже готова отдать все приданое и уйти в монастырь, но отец, у которого вся голова заполнена якобы праведными речами Тартюфа, ничего не желает слышать.

Эмилия решает показать своему мужу нечестивость святоши, устраивая встречу с ним. Оргон, будучи под столом, слышит весь разговор его жены и юноши, который предлагает отказаться от свадьбы с Марианой взамен на ночь с Эмилией. Он также говорит, что Оргон настолько глуп, что не поверит в измену, даже если увидит ее своими глазами. Мужчина, которому эти речи открыли глаза на правду, выскакивает из-под стола и требует, чтобы Тартюф убрался из его дома. Но Оргона ждет неприятная реальность: дом, по дарственной, теперь Тартюфа, как и сейф с ценными бумагами.

Торжество справедливости

Вся семья в раздумьях, что же делать дальше, входит нотариус с приказом освободить дом. Дамис преисполнен желанием убить Тартюфа, Клеонт остужает пыл юноши, говоря, что хитрость всегда рациональнее кулаков. Еще больший удар нанес Валер, рассказывая, что Тартюф обвинил Оргона в предательстве, у главы семьи появляется идея бежать из города. Тот час же в дом входит лицемерный святоша с приставами и объявляет, что путь Оргона лежит прямо в тюрьму.

Но все оказывается ровно наоборот: приставы берут под стражу Тартюфа. Офицеры объясняют семье, что король с самого начала не поверил святоше, узнав в нем старого мошенника, на чьем счету не одно преступление и отправил его, чтобы посмотреть, как он превращает свой план в реальность до конца. Правитель аннулировал все дарственные и простил Оргону сокрытие тех документов, что лежали в сейфе, в благодарность на добросовестную службу.

Сочинения

Главный герой комедии Мольера является образцом высшего лицемерия и подлости. Характеристика Тартюфа, данная ему автором, отображает главного героя беспринципным лжецом, прикрывающим свои пороки под мнимой религиозностью и набожностью.

Образ Тартюфа

Австрийская королева Анна создала «Общество святых даров», для искоренения безбожников и вольнодумцев. Тартюф — главный персонаж комедии Мольера использует особые приемы, которыми пользовались члены вышеназванного собрания: прикрывается маской притворной святости, обманывает жалостливого Оргона, представляется разорившимся дворянином. И Оргон готов уже отдать за него дочь Мариану, надеясь, что Тартюф: «…вотчины вернет…»

И они принесут немалую прибыль: «…мы вправе ждать немалого дохода».

Служанка говорит Оргону о внешности Тартюфа: «…в грех она<…> введет саму безгрешность».</…>

Хотя Оргон и сам признает: «Тартюф не блещет красотой».

Но считает, что у будущего зятя прекрасная душа, в которую невозможно не влюбиться.

Характеристика Тартюфа

Оргон, увлекающийся религией, принимает мнимого «святошу» в свой дом, дает бродяге кров, кормит его. Служанка Дорина рассказывает Клеанту (брату жены Оргона), что Тартюфа: «…любит он<…> сильней в сто раз, чем мать, дочь, сына и жену».</…>

Молодая жена Оргона Эльмира, пытается образумить мужа, но тщетно. Хитрый по своей характеристике бродяга Тартюф сумел настолько втереться в доверие к Оргону, что ничто и никто не сможет убедить старика в лживости святых речей хитрого проходимца.

Тартюфу нравится вести праздный образ жизни, он сибаритствует вволю. Любит хорошо и много поесть: «За трапезой всегда он во главе стола; Он ест за шестерых…».

Но при этом утверждает, что все желания бренной плоти нужно умерщвлять, чтобы становиться ближе к Богу. Он обходителен и вкрадчив, обладает приятными манерами. Святой лицемер согласен жениться на дочери Оргона Марианне из-за ее богатого приданного. Тартюф обладает быстрой реакцией, его ум изворотлив настолько, что он мгновенно может найти выход из сложной ситуации. Когда его лицемерие было раскрыто, он сразу принял образ смиренного святого, готового понести любую кару: «Пускай припишут мне любое злодеянье — Смирюсь, не проронив ни слова в оправданье».

Оргон хранил в доме бумаги своего друга Аргаса, о чем неосмотрительно оповестил своего религиозного наставника. Подлый безбожник хотел при случае распорядиться ими в своих интересах. Эльмире дважды пришлось доказывать Оргону, что Тартюф пылает к ней отнюдь не братской любовью. Тут для всех персонажей комедии Тартюфа раскрылись отрицательные характеристики Тартюфа. Он мстителен, не пожалел ни своего благодетеля, ни будущую невесту, ни жену Оргона в которую был влюблен.

Главный персонаж комедии смог втереться в доверие к вельможам и чиновникам разных рангов, у него много влиятельных покровителей, имеются связи в суде, он даже смог передать бумаги для доноса на своего благодетеля самому королю. Решил завладеть домом, а Оргона отправить в тюрьму. Автор приводит комедию к счастливому концу. Только мудрость короля спасла Оргона и его семейство. Король справедлив, он сорвал маску праведности с лжеца и отправил его под арест.

Тартюф: образ и характеристика героя

5 (100%) 4 votes

Действие III

Дамис хочет вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина просит его не вмешиваться. Она считает, что Эльмира, в которую влюблён святоша, скорее сможет добиться своего.

Тартюф при встрече с Дориной начинает лицемерить. Он даёт горничной платок и просит прикрыть грудь. Их разговор прерывается приходом Эльмиры.

Разговаривая с Эльмирой, Тартюф сильно сжимает её руку, гладит бархат платья, старается сесть поближе. Дамис подслушивает разговор из соседней комнаты. Эльмира спрашивает Тартюфа, хочет ли он женится на Мариане. Святоша признаётся, что его манят совсем иные прелести. Эльмира отказывает ему в любви и обещает ничего не рассказывать мужу взамен на содействие Тартюфа в устройстве брака Марианы и Валера. Вышедший из комнаты Дамис говорит, что сам всё расскажет отцу.

Не желая, чтобы Тартюф уходил, Оргон обещает ему дарственную на все именья.

Акт второй: помолвка по принуждению

Оргон сообщает Мариане о своем желании породниться с Тартюфом, для чего хочет отдать гостю ее руку. Мариана обескуражена, но дочерний долг не позволяет ей прямо отказать отцу. На помощь девушке приходит служанка Дорина, которая описывает Оргону нелепость принятого решения, однако упрямец ничего не желает слышать и настаивает на скорой женитьбе.

Дорина уговаривает Мариану твердо настоять на своем нежелании выходить замуж за Тартюфа, но девушка не представляет себе, как можно ослушаться отца. Нерешительность девушки становится причиной ссоры с ее возлюбленным, однако Дорина вовремя останавливает вспылившего Валера. Она предлагает молодым людям до поры — до времени откладывать помолвку с Тартюфом.

Действие III

Дамис хочет вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина просит его не вмешиваться. Она считает, что Эльмира, в которую влюблён святоша, скорее сможет добиться своего.

Тартюф при встрече с Дориной начинает лицемерить. Он даёт горничной платок и просит прикрыть грудь. Их разговор прерывается приходом Эльмиры.

Разговаривая с Эльмирой, Тартюф сильно сжимает её руку, гладит бархат платья, старается сесть поближе. Дамис подслушивает разговор из соседней комнаты. Эльмира спрашивает Тартюфа, хочет ли он женится на Мариане. Святоша признаётся, что его манят совсем иные прелести. Эльмира отказывает ему в любви и обещает ничего не рассказывать мужу взамен на содействие Тартюфа в устройстве брака Марианы и Валера. Вышедший из комнаты Дамис говорит, что сам всё расскажет отцу.

Оргон не верит словам сына. Слушая, как Тартюф поносит себя, он думает, что тот делает это по своему смирению. Оргон обвиняет всю семью в навете на «святого», лишает Дамиса наследства и выгоняет из дома.

Не желая, чтобы Тартюф уходил, Оргон обещает ему дарственную на все именья.

Жанр, направление и композиция

Мольер написал «Тартюфа» в жанре социальной комедии, пытаясь сделать произведение понятным и доступным наибольшему числу людей. В нём писатель высмеивает как узколобость и несостоятельность высшего класса, так и жадность и желание возвыситься низших слоёв общества. Героями произведения стали обычные люди, далёкие от пафосных образов классицизма — они живут своей обычной частной с понятными личными проблемами, что делает их близкими к народу.

Необычной особенностью композиции произведения считается позднее появление Тартюфа. В первом акте читатель знакомится с ним через призму восприятия Оргона, восхищающегося святошей, во втором — видит пагубное влияние «слуги церкви» от лица всей семьи, получая полное представление о его характере. Только в третьем действии главный герой показывает себя, что было необычным решением для пьесы.

По художественному направлению «Тартюф» наиболее близок к классицизму. В нём чётко соблюдено правило трёх единств — сюжет разворачивается последовательно и органично, без смены времени, места или действия. Необычной является постепенная смена тона произведения. Ближе к пятому акту оно почти превращается в трагедию — шутки и смешные комментарии Дорины исчезают, а злодей почти торжествует.

Европейская классическая комедия

Основоположником европейской классической трагедии является Ж.-Б. Мольер, французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства.

Долгое время он путешествовал с труппой по провинции, где знакомился со вкусами публики и сценической техники. В 1658 году Мольер получил разрешение играть в придворном театре в Париже.

Замечание 2

Мольер, опираясь на достижения классицизма и традиции народного театра, создал новый жанр комедии – социально-бытовую комедиию.

В ней плебейский юмор и буффонада сочетались с аристократизмом и изяществом. Писатель, преодолевая схематизм итальянской комедии масок, создал жизненно достоверные образы. Мольер высмеивал ограниченность буржуа, сословные предрассудки аристократов, ханжество дворянства и с особой непримиримость разоблачал лицемерие, которое прикрывалось показной добродетелью и набожностью. Особенно яркими произведениями Мольера являются:

  • «Мещанин во дворянстве»,
  • «Мизантроп»,
  • «Дон-Жуан»,
  • «Тартюф, или Обманщик».

Замечание 3

Художественное наследие французского комедиографа оказало большое влияние на развитие мирового театра и драматургии. Его комедии являются вершиной комедий классицизма.

Краткая биография писателя

Жан-Батист Мольер — драматург эпохи неоклассицизма. Он являлся основоположником комедии в пьесах. У Мольера было трое детей:

  • Мари Маделейн Поклен;
  • Луи Поклен;
  • Пьер Поклен.

Кроме писательского дара, Мольер обладал даром актерским и играл главные роли в своих произведениях. Писатель пользовался популярностью у короля и ставил комедии по его приказу. Несмотря на критику в адрес драматурга, его пьесы всегда были горячо любимы всеми и во Франции, и за пределами его родины. Его творчество имеет ценность и сегодня, в 21 веке.

Пьесы Мольера совершенно отличаются от спектаклей Шекспира и представляют что-то новое, современное для того времени. В произведениях драматурга классицизм смешался с реализмом, дав начало неоклассицизму. Каждый герой, каждая зарисовка, каждая деталь известны зрителю, все это он может найти и в своей жизни, в своем окружении. В пьесах Жан-Батиста можно найти много экспериментов: он менял структуру, форму, постановку и размер. Но все произведения объединяет одно — по-хорошему язвительная сатира, обличающая все пороки общества того времени.

«Тартюф, или обманщик» сохранился в репертуаре многих театров и остается таким же известным и популярным, как и 350 лет назад, не теряя своей актуальности и ироничности по сей день. Но, как и любые гениальные произведения, пьеса подвергалась большой критике и цензуре. Французские католики обвиняли писателя в богохульстве и жестоком насмехательстве над всей религией, называли его работу аморальной и неправильной.

Описание и анализ пьесы «Тартюф, или Обманщик» Мольера

«Тартюф, или Обманщик» — пьеса Ж.-Б. Мольера. Первая, не дошедшая до нас, редакция «Тартюфа» относится к 1664 г. Здесь Мольер дерзнул сделать заглавного персонажа духовным лицом, и в результате пьеса была запрещена к постановке. Вторая редакция появилась в 1667 г: в ней автор изменил имя героя (Панюльф), сделал его светским человеком и добавил два акта. Хотя этой редакции удалось с одобрения короля появиться на сцене, пьеса вскоре вновь была запрещена судебным парламентом, а архиепископ Парижа пригрозил отлучением от церкви тем прихожанам, кто будет ставить, читать или слушать это сочинение. До нас дошла лишь третья редакция пьесы Мольера — «Тартюф» (1669 г.), разрешение на постановку которой в конце концов дал Людовик XIV.

Спектакль, состоявшийся 5 февраля 1669 г. в театре «Пале-Рояль», принес «Тартюфу» огромный успех. В этом же году состоялась первая публикация комедии парижским издателем Ж. Рибу. Среди современных французских изданий «Тартюфа» можно выделить отдельную публикацию пьесы в серии «Французские классики» (1994 г.) и комментированное издание ее в составе полного собрания пьес 1910 г. Комедия неоднократно переводилась на многие языки, существует большое количество русских переводов «Тартюфа», среди которых можно выделить первый, прозаический перевод И. Кропотова (1757 г.) и современный перевод М.Л. Лозинского (опубликован в 1957 г.).

«Тартюф» относится к числу «высоких» мольеровских комедий, отличающихся серьезностью проблематики и «пограничностью» (Н.Я. Берковский) смеха: хотя здесь множество подлинно комических ситуаций и смешных диалогов, конфликт в пьесе развивается катастрофически стремительно и напряженно, благополучно разрешаясь лишь с помощью «deus ex machina» — «бога из машины» — вмешательством короля. При том, что Тартюфу суждено было стать нарицательным обозначением всякого лицемера, Мольер стремился в своей пьесе не только к разоблачению этого «вечного» порока, но и имел в виду конкретные общественные явления своего времени, в частности, деятельность во Франции «Общества святых даров», выполняющего функции тайной полиции.

В отличие от других комедий, фабула которых чаще всего имела долгую литературную родословную (писатель, по его собственному признанию, «брал свое добро там, где его находил»), «Тартюф» больше опирается не на книжную традицию, а на жизненные впечатления Мольера от деятельности тайного религиозного общества, которое, под покровительством Анны Австрийской, боролось с теми, кто казался религиозным лицемерам слишком вольнодумным и свободным. Как писал сам Мольер в предисловии к «Тартюфу», «задача комедии — бичевать пороки, и исключений тут быть не должно. Порок лицемерия с государственной точки зрения является одним из самых опасных по своим последствиям». Можно сказать, что «Тартюф» Мольера — высокая сатирическая гражданская комедия. Это также и классицистическая комедия, что сказывается и в строгом соблюдении правил трех единств, и в особенностях характеров персонажей, воплощающих в себе прежде всего одну, доминирующую нравственно-психологическую черту: Оргон — безграничную доверчивость, Тартюф — многоликое лицемерие и т.д. При этом конфликт комедии не только глубок, но и, по словам А.С. Пушкина, обширен, демонстрирует «высшую смелость Мольера», остроту и универсальность его сатирического замысла. Как справедливо заметил позднее В. Гюго, «Мольер занимает вершинное место во французской драме, не только как поэт, но и как писатель, у которого стих заключает в себе мысль, тесно сплетается с нею в одно целое». Именно слияние настоящей поэзии, комического мастерства и острой сатирической мысли позволило Мольеру в «Тартюфе» «страшно поразить… ядовитую гидру ханжества» (В.Г. Белинский).

Мольер оказал огромное влияние на развитие мировой комедии, среди его последователей — Бомарше и Шеридан, Гольдони и Лессинг, Фонвизин и Гоголь. Количество постановок «Тартюфа» на мировых сценах, в том числе и на русской, огромно. Следует особо упомянуть постановку «Тартюфа», осуществленную в 1939 г. М.Н. Кедровым по плану К.С. Станиславского, а также спектакли Ю.П. Любимова в Театре на Таганке (1969 г.) и А.В. Эфроса на сцене МХАТа (1981 г.).

Акт первый

В доме благородного господина Оргона поселился некий Тартюф – человек, чьи речи необычайно религиозны и наполнены такой праведностью, что Оргон и его мать уверены: Тартюф — самый достойный из людей, и им выпала честь принимать его в своем доме.

Сам праведник, удобно устроившись под теплой крышей, с достойным содержанием, думает не столько о воле небес, сколько об ужине и красавице Эльмире – жене Оргона.

Остальные домочадцы, включая саму Эльмиру, ее брата Клеанта и детей Оргона Мариану и Дамиса, видят лжеца насквозь и пытаются показать Оргону, насколько слепо и безосновательно он верит совсем чужому человеку.

Дамис просит Клеанта разузнать у отца его планы относительно брака Марианы и Валера, ведь если Оргон заберет данное благословение, то Дамис не сможет стать женихом сестры Валера. Клеант прямо спрашивает хозяина дома, как он намерен распорядиться рукой дочери, на что Оргон дает лишь уклончивые ответы. Клеант подозревает неладное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: