Краткое содержание
Пьеса состоит из 5 актов, каждый из которых включает от 4 до 8 явлений. Краткое содержание каждого из них:
- Первое действие начинается с ссоры между матерью Оргона госпожой Парнель и остальной семьёй из-за различных взглядов на Тартюфа. Женщина защищает его, другие домочадцы — осуждают. Обиженная госпожа уходит. Оргон возвращается в дом. Его жена Эльмира просит Клеанта поговорить с мужем по поводу свадьбы их дочери Марианы. Оргон сразу начинает интересоваться делами Тартюфа. Клеант пытается вразумить его, но безуспешно.
- Оргон принуждает Мариану к браку с Тартюфом. Горничная Дорина пытается вразумить его и корит хозяйку за пассивность, ведь у неё уже есть возлюбленный Валер. Между ними происходит ссора, но Дорина мирит пару, предлагая им тянуть время.
- Услышав о планах отца, брат Марианы Дамис приходит в гнев и пытается вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина останавливает его и предлагает привлечь к делу Эльмиру, в которую святоша влюблён. Женщина приглашает того на свидание. Услышав признание в любви, она угрожает рассказать всё мужу и требует у ханжи способствовать браку Марианы с Валером. Дамис рассказывает обо всё отцу, но тот не верит ему, выгоняя и лишая наследства.
- Клеант просит Тартюфа примирить сына и отца, но тот отказывается. Тем временем Мариана на коленях умоляет Оргона избавить её от ненавистного брака, а Эльмира предлагает самому убедиться в гнилости святоши. Пока муж прячется, она признаётся Тартюфу в любви — тот сначала не верит, но потом отвечает взаимностью. Разгневанный отец просит Тартюфа покинуть его дом, но ханжа спокойно заявляет, что тот уже подарил особняк ему.
- Оргон рассказывает о некоем ларце, который он передал святоше на хранение. Там находится компромат, а значит глава семьи теперь во власти Тартюфа. Валер говорит, что содержимое шкатулки уже дошло до короля, а потому ему нужно бежать из страны. Затем в дом прибывает офицер, но ко всеобщему удивлению он арестовывает не Оргона, а Тартюфа — оказывается, мудрый монарх уже раскусил обман святоши. Король прощает хранение ларца и возвращает подаренный дом законному владельцу. Радостный и благодарный Оргон наконец осознаёт свои ошибки и начинает подготовку к свадьбе Марианы и Валера.
Действие второе
Извещенный о сопернике, Клеант появляется в доме Аргана, изображая из себя учителя пения. Ему удалось уговорить настоящего учителя уступить свое место на несколько дней. Туанетта волнуется: Анжелика о проделке не предупреждена. Но находчивая девушка с ходу включается в игру. Арган не дает влюбленным побыть вдвоем, но приглашает мнимого учителя на свадьбу. Она состоится через 4 дня.
Между тем, отец и сын Диафуарус приходят в дом для первого знакомства. Будущий зять обращается к своему «второму отцу» Аргану, путает Анжелику с ее молодой мачехой, а когда недоразумение разъясняется – осыпает девушку затейливыми комплиментами. Туанетту забавляют его речи.
Отец расхваливает сына: он врач старой закалки, для него важен процесс, а не результат лечения. Жених, пользуясь случаем, приглашает невесту полюбоваться вскрытием трупа какой-то женщины.
Арган доволен сватовством и хочет показать товар лицом – просит дочку спеть. Клеант подает ей оперу своего сочинения. Под видом пастушка и пастушки влюбленные при всех объясняются друг другу в любви. Арган прерывает эти «глупости».
К присутствующим присоединяется мачеха Белина. Между нею и падчерицей начинается словесная «дуэль». Анжелика просит отсрочки свадьбы, уважения к своим чувствам, намекает, что она не из тех беспринципных особ, которых интересуют только деньги жениха. Мачеха догадывается, что у девушки есть другой избранник, и клеймит ее неблагодарной нахалкой. Арган ставит ультиматум: свадьба или монастырь. Анжелика выбегает прочь. Будущие родственники обследуют Аргана. Пульс у него частит и селезенка барахлит. Одним словом, ему нужен постоянный врачебный контроль.
Белина некстати видит, как Клеант целует руки расстроенной Анжелике. Арган зовет свои глаза и уши в этом доме – маленькую Лизон. Она, испугавшись наказания, подтверждает слова «мамаши».
Вторая интермедия
Аргана навещает брат Беральд. С собой он приводит толпу цыган, переодетых маврами. Те поют о любви и изменах, а после пляшут вместе с обезьянками, развлекая «больного».
Сочинения
Главный герой комедии Мольера является образцом высшего лицемерия и подлости. Характеристика Тартюфа, данная ему автором, отображает главного героя беспринципным лжецом, прикрывающим свои пороки под мнимой религиозностью и набожностью.
Образ Тартюфа
Австрийская королева Анна создала «Общество святых даров», для искоренения безбожников и вольнодумцев. Тартюф — главный персонаж комедии Мольера использует особые приемы, которыми пользовались члены вышеназванного собрания: прикрывается маской притворной святости, обманывает жалостливого Оргона, представляется разорившимся дворянином. И Оргон готов уже отдать за него дочь Мариану, надеясь, что Тартюф: «…вотчины вернет…»
И они принесут немалую прибыль: «…мы вправе ждать немалого дохода».
Служанка говорит Оргону о внешности Тартюфа: «…в грех она<…> введет саму безгрешность».</…>
Хотя Оргон и сам признает: «Тартюф не блещет красотой».
Но считает, что у будущего зятя прекрасная душа, в которую невозможно не влюбиться.
Характеристика Тартюфа
Оргон, увлекающийся религией, принимает мнимого «святошу» в свой дом, дает бродяге кров, кормит его. Служанка Дорина рассказывает Клеанту (брату жены Оргона), что Тартюфа: «…любит он<…> сильней в сто раз, чем мать, дочь, сына и жену».</…>
Молодая жена Оргона Эльмира, пытается образумить мужа, но тщетно. Хитрый по своей характеристике бродяга Тартюф сумел настолько втереться в доверие к Оргону, что ничто и никто не сможет убедить старика в лживости святых речей хитрого проходимца.
Тартюфу нравится вести праздный образ жизни, он сибаритствует вволю. Любит хорошо и много поесть: «За трапезой всегда он во главе стола; Он ест за шестерых…».
Но при этом утверждает, что все желания бренной плоти нужно умерщвлять, чтобы становиться ближе к Богу. Он обходителен и вкрадчив, обладает приятными манерами. Святой лицемер согласен жениться на дочери Оргона Марианне из-за ее богатого приданного. Тартюф обладает быстрой реакцией, его ум изворотлив настолько, что он мгновенно может найти выход из сложной ситуации. Когда его лицемерие было раскрыто, он сразу принял образ смиренного святого, готового понести любую кару: «Пускай припишут мне любое злодеянье — Смирюсь, не проронив ни слова в оправданье».
Оргон хранил в доме бумаги своего друга Аргаса, о чем неосмотрительно оповестил своего религиозного наставника. Подлый безбожник хотел при случае распорядиться ими в своих интересах. Эльмире дважды пришлось доказывать Оргону, что Тартюф пылает к ней отнюдь не братской любовью. Тут для всех персонажей комедии Тартюфа раскрылись отрицательные характеристики Тартюфа. Он мстителен, не пожалел ни своего благодетеля, ни будущую невесту, ни жену Оргона в которую был влюблен.
Главный персонаж комедии смог втереться в доверие к вельможам и чиновникам разных рангов, у него много влиятельных покровителей, имеются связи в суде, он даже смог передать бумаги для доноса на своего благодетеля самому королю. Решил завладеть домом, а Оргона отправить в тюрьму. Автор приводит комедию к счастливому концу. Только мудрость короля спасла Оргона и его семейство. Король справедлив, он сорвал маску праведности с лжеца и отправил его под арест.
Акт первый
В доме благородного господина Оргона поселился некий Тартюф – человек, чьи речи необычайно религиозны и наполнены такой праведностью, что Оргон и его мать уверены: Тартюф — самый достойный из людей, и им выпала честь принимать его в своем доме.
Сам праведник, удобно устроившись под теплой крышей, с достойным содержанием, думает не столько о воле небес, сколько об ужине и красавице Эльмире – жене Оргона.
Остальные домочадцы, включая саму Эльмиру, ее брата Клеанта и детей Оргона Мариану и Дамиса, видят лжеца насквозь и пытаются показать Оргону, насколько слепо и безосновательно он верит совсем чужому человеку.
Дамис просит Клеанта разузнать у отца его планы относительно брака Марианы и Валера, ведь если Оргон заберет данное благословение, то Дамис не сможет стать женихом сестры Валера. Клеант прямо спрашивает хозяина дома, как он намерен распорядиться рукой дочери, на что Оргон дает лишь уклончивые ответы. Клеант подозревает неладное.
Акт четвертый: разоблачение лжеца
Оргон возвращается с брачным контрактом для дочери. Мариана умоляет отца не заставлять ее подписывать собственный приговор, ведь она не испытывает к Тартюфу нежных чувств, напротив, считает его омерзительным. Оргон утверждает, что брак с неприятным человеком — благородный поступок, поскольку отвращение умерщвляет плоть. Эльмира поражена бескомпромиссной слепотой мужа и задается вопросом: поверит ли Оргон в нечестивость Тартюфа, если увидит доказательство собственными глазами? Оргон настолько уверен в праведности гостя, что готов быть свидетелем разговора Эльмиры и Тартюфа.
Эльмира просит мужа спрятаться под стол и зовет Тартюфа. Сначала гость насторожен внезапной переменой настроения хозяйки, но Эльмира убеждает его, что женщинам свойственна нерешительность в делах сердечных. Тартюф же требует «осязаемого залога» чувств и убеждает Эльмиру, что секретная связь не есть грех и Оргон настолько глуп, что не поверит в предательство Тартюфа, даже если увидит измену своими глазами.
Возмущенный Оргон требует, чтобы Тартюф немедленно убрался из его дома, на что мерзавец отвечает: дом теперь принадлежит ему, и убраться должен Оргон. К тому же сейф с секретными бумагами, которые Оргон хранил по просьбе друга, находится в руках Тартюфа, теперь в его руках не только состояние Оргона, но и его жизнь.
Характеристика персонажей
Каждый из персонажей «Тартюфа» является воплощением одной ярко выраженной черты характера. Все они чётко разделены на положительных и отрицательных, что было свойственно французской комедии того времени
Автор практически не уделяет времени переживаниям, внутреннему развитию и психологии героев, вместо этого акцентируя внимание на их взаимодействиях.
Образ Тартюфа
Самым ярким образом в пьесе является сам Тартюф, который вышел настолько удачным и жизненным, что «тартюфство» стало вторым названием лицемерия. Он воплощает в себе все пороки, свойственные «обществу святых даров». Герой выступает как некто совершенно лишённый каких-либо положительных качеств — иногда он кажется не человеком, а концентрированным сгустком порочности и лицемерия. Его основные черты:
- маска святости и благочестия;
- лицемерие, готовность обманывать даже добрых к нему людей;
- жадность и корыстность;
- самоуверенность, гордыня и отсутствие любого страха перед наказанием со стороны людей и богов;
- манипулятивность и понимание психологии — однажды заманив человека в ловушку, Тартюф будет использовать любые уловки для его удержания;
- гневность, отсутствие самоконтроля — герой часто совершает ошибки в своих планах и играет роль святоши плохо, но это не мешает ему обманывать Оргона и его мать;
- любовь к праздным удовольствием — обжорство, жадность, похотливость.
Интересно, что перед читательским взглядом Тартюф предстаёт только в третьем акте комедии, но ещё перед первым выходом персонажа на сцену ему дана исчерпывающая характеристика. Маска святоши не способна обмануть зрителя ни на секунду — он сразу изображает себя и делает лицемерие очевидным. Такого эффекта Мольер добивался специально — он намеренно сгущал краски. Но, несмотря на все промахи и явный обман, простаки всё равно верят церковному служителю на слово — мнимое благочестие словно ослепляет их.
Другие герои
Помимо самого святоши, действующими лицами книги выступает честный христианин и богатый буржуа Оргон, а также его семья и домочадцы. Кратко о второстепенных персонажах:
- Оргон — немолодой мужчина, прямолинейный и упрямый. Несмотря на волевой и неглупый характер, восхищается Тартюфом и беспрекословно верит ему. Причины его преданности святоше остаются неясными — это может быть эгоизм и желание продать себя подороже, тайное желание терроризировать домочадцев или банальное воспитание в строгих религиозных условиях. Его образ служит оттенением Тартюфа, отрицательные черты которого видны на фоне Оргона наиболее явно.
- Мариана — дочь Оргона. Скромная, тихая и стыдливая девушка. Осознаёт лживую натуру святоши, но не в силах ей противостоять из-за робкого характера.
- Валер — жених Марианы. Отказывается участвовать в раскрытии лжи Тартюфа, поскольку таким образом он бы влез в дела другой семьи.
- Дорина — горничная Марианы. Остроумная и острая на язык девушка, выступающая «голосом разума» на протяжении пьесы. Проницательная, хорошо разбирается в людях. Сразу замечает двуличность ханжи и противостоит ему на протяжении всех пяти актов — как словами, так и делами. Её роль — высказывать вслух смелые мысли, о которых остальные молчат.
- Дамис — сын Оргона. Вспыльчивый, горячий юноша. Решительно настроен против Тартюфа, но не может воззвать к голосу разума отца.
- Эльмира — жена Оргона. Кажется легкомысленной и привыкшей к роскоши, но соблюдает меру. Держится отстранённо и со спокойным достоинством, пытаясь не вмешивается в дела, но затем помогает прекратить интриги Тартюфа, когда тот начинает угрожать её семье.
- Клеант — брат Эльмиры, дворянин. По большей части выступает пассивным наблюдателем — он честен и правдолюбив, но готов терпеть наглого святошу и идти с ним на компромиссы ради защиты семьи. Пытается воззвать к рассудку Оргона и совести Тартюфа, но ему недостаёт активности и дара убеждения.
Действие первое
Явление первое
Семейство обсуждает наставления и советы Тартюфа. По ним становится понятно, что сам святоша влюблен в Эльмиру. Опасаясь, что к ней в дом будут приезжать другие кавалеры, обманщик, прикрываясь религией, запрещает прием гостей.
Против Тартюфа выступает даже домашняя прислуга. Его называют тираном, который решает за хозяев, что им можно делать в доме, а что – нет. Г-жа Пернель уверена: семейство погрязло во грехе. Только прислушиваясь к Тартюфу, они смогут спастись. Ведь «святой человек» всегда говорит правду в глаза, является любым врагом греха, безнравственности, заступником чистоты и добродетели.
Расстаются родственники в ссоре. Особенно зла г-жа Пернель. Она заявляет, что теперь все поняла о своей невестке и не скоро еще раз появится в ее доме. В заключении первой части женщина бьет свою служанку и уходит, обидевшись на всех.
Явление второе
Святоша с удовольствием принимает все предложенные ему милости от главы семейства. Наглый священнослужитель нередко приезжает в дом на обед, любит учить всех жизнь и при этом ест за троих. Оргон любуется любым действием Тартюфа и его слова (даже самые глупые) воспринимает как пророчество.
Вместе с наглым святошей в дом приезжает и его слуга, приблизительно с такой же манерой поведения, как и у его хозяина. Оба ведут себя с окружающими нагло и по-хамски. Тартюф не стесняется буквально залезать под подушки к хозяевам дома. Дорина рассказывает историю, как он разорвал кружевной платок, оказавшийся в Псалтыре. Наглый гость назвал это безобразным кощунством и дьявольским соблазном по отношению к святыне.
Явление шестое
Родственники переходят к беседе о свадьбе. Выясняется, что глава семейства решил выдать свою юную дочку за Тартюфа, отказав Валеру.
Акт пятый: торжество справедливости
Вся семья сильно опечалена таким поворотом событий и каждый раздумывает над планом действий, когда в дом входит нотариус с требованием до утра освободить дом. Вернувшийся Дамис грозится убить мерзавца, но Клеонт убеждает юношу, что насилием проблемы не решить.
В дом входит Валер со страшной новостью: Тартюф отнес документы королю, обвинив Оргона, верного слугу короля, в предательстве. Валер предлагает увезти всю семью и помочь им укрыться от гнева короля. В этот самый момент возвращается Тартюф в сопровождении приставов и сообщает, что путь Оргона с этого момента ведет только в тюрьму, ведь он пришел арестовать предателя именем короля, которому обязан служить верой и правдой.
Оргон и его домочадцы обескуражены дальнейшим поворотом событий: приставы берут под арест самого Тартюфа. Офицеры объясняют удивленному семейству, что умный и проницательный король давно прослышал о пагубном влиянии Тартюфа на своего верного слугу и приказал провести расследование, которое показало, что мошенник давно промышляет обманом и имя его вовсе не Тартюф. Король своей волей аннулировал дарственные бумаги и простил Оргону сокрытие документов в память о его верной службе.
Сюжет пьесы
В счастливой семье парижского аристократа Оргона появляется гость — некий Тартюф. Он втерся в доверие хозяину дома настолько, что прежде умный и проницательный Оргон отказывается видеть в своем госте что-либо, кроме святости, набожности, скромности и бескорыстия. Попытки домочадцев открыть Оргону глаза на истинную сущность Тартюфа встречаются с упрямым нежеланием верить кому-либо кроме «праведника».
Лживый святоша становится причиной разрыва отношений с друзьями хозяина дома, ссоры Оргона с сыном и разлуки дочери с возлюбленным. Истинное лицо и мерзкий характер Тартюфа открывается только после того, как ослепленный Оргон переписывает на гостя все свое состояние. Оргон становится свидетелем обольщения собственной жены «набожным» Тартюфом. Осознав всю глубину своей глупости, Оргон выгоняет лжеца, на что в ответ получает ордер на выселение из собственного дома, ведь по документам он уже не хозяин.
Вмешательство мудрого и справедливого короля за несколько минут до окончания пьесы расставляет все на свои места: мошенник арестован, Оргон восстановлен в праве владения собственным имуществом, а дочь Оргона Мариана выходит замуж за своего возлюбленного Валера.
Темы и проблематика
Главной темой произведения стало бичевание лжи, лицемерия и ханжества, образцом которых является Тартюф. Противопоставление его мнимого образа высокого святоши и реальной личиной подлого и ничтожного мошенника является основным источников комичности. Главный герой пытается играть роль совершенно противоположного себе человека, но делает это настолько неумело и грубо, что зритель не может не смеяться. Лицемерие не является его единственной отрицательной чертой, но подчёркивает и выводит на первый план все остальные пороки, что и помогло создать вечный образ Тартюфа, имя которого стало нарицательным.
Не менее важное значение в пьесе имеет Оргон, попавший в сети мошенника. Через него писатель раскрывает тему слепой приверженности людей церкви и их готовности верить любой лжи, спрятанной под маской благочестия
Одержимость главы семьи христианской моралью и философией, приверженность экстремистским идеям и бездумная преданность позволяют неумелому и очевидному манипулятору обмануть его. Совершенная слепота Оргона и его нежелание принимать правду служит вторым источником смешных моментов.
Как показывает углублённый анализ «Тартюфа» Мольера, главной целью автор ставил не высмеять обман и глупость (на это направлены все его комедии), а показать их через призму религиозных вопросов. Произведение разоблачает несостоятельность церковного благочестия, которым религиозные служители прикрывают мерзкие поступки. В нём показано, что святошество оставляет человеку много простора для сделок с совестью и постепенно заглушает естественное чувство морали, заменяя на мнимое боголюбие.
В буквах пьесы явно читаются антиклерикальные идеи. В образе главного персонажа изображён знакомый как современникам Мольера, так и нынешним людям жадный и лицемерный монах, падкий на праздные удовольствия. Через его козни автор передаёт идею о том, насколько легко подобным личностям манипулировать уязвимым христианским народом. Вместе с этим Жан-Батист отрицает направленность пьесы против самой религии. Он высмеивает только духовенство, прикрывающееся мнимыми нормами морали, но противоречащее своим словам.
Заключение
Современник Мольера (опубликовано в 1740 г.) Монваль: «Мольер не был ни слишком толст, ни слишком худощав. Роста он был скорее высокого, чем низкого, осанку имел благородную, поступь красивую. Он ходил медленно и имел очень серьезный вид. У него был толстый нос, большой рот, мясистые губы, смуглый цвет лица, черные и густые брови; и различные движения, которые он им сообщал, делали его лицо крайне комичным.
-
Реферат для воспитателей доу
-
Правила безопасного поведения на водном транспорте реферат
-
Решение прогнозных задач в гис реферат
-
Международный уголовный процесс реферат
- Художественная обработка материалов реферат