Ii. анализ стихотворений. подробный анализ стихотворения брюсова «творчество

Из дневника валерия брюсова 1892–1893 годов[*]

Тени прошлого Стихотворение Валерия Брюсова

Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля. Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я. Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных,— Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами!

В.Я.Брюсов. Избранное. Москва: Правда, 1982.

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности

Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы

Использованные тропы

Основная прелесть символизма состоит во многообразии средств выразительности. Брюсов использует несколько тропов:

  1. Сравнения: «словно лопасти латаний», «вырастают, словно блестки».
  2. Эпитеты: «фиолетовые руки», «эмалевая стена», «звонко-звучной тишине», «прозрачные киоски».
  3. Повторы создают ритмичность звучания, а также подчеркивают значимость образа, который периодически возвращается в сознание поэта.
  4. Олицетворения: «трепещет тень», «колыхается тень», «звуки ластятся».

Благодаря использованию ярких красок поэту удается создать запоминающиеся образы. Основная часть речи, которую он использует, — существительные, поэтому в произведении мало действия. Гораздо более интересны Брюсову художественные образы, которые возникают в сознании творца. За счет использования перекрестной рифмы создается мелодичность звучания.

Пока есть небо

Пока есть небо, будь доволен!

Пока есть море, счастлив будь!

Пока простор полей раздолен,

Мир славить песней не забудь!

Пока есть горы, те, что к небу

Возносят пик над пеньем струй,

Восторга высшего не требуй

И радость жизни торжествуй!

В лазури облака белеют

Иль туча тёмная плывёт;

И зыби то челнок лелеют,

То клонят мощный пакетбот;

И небеса по серым скатам

То золотом зари горят,

То блещут пурпурным закатом

И лёд вершинный багрянят;

Под ветром зыблемые нивы

Бессчётных отсветов полны,

И знают дивные отливы

Снега под отблеском луны.

Везде — торжественно и чудно,

Везде — сиянья красоты,

Весной стоцветно-изумрудной,

Зимой — в раздольях пустоты;

Как в поле, в городе мятежном

Всё те же краски без числа

Струятся с высоты, что нежным

Лучом ласкает купола;

А вечером ещё чудесней

Даль улиц, в блеске фонарей,

Всё — зовы грёз, всё — зовы к песне:

Лишь видеть и мечтать — умей.

Октябрь 1917 года

*****

Тематика и проблематика

Изучение любого произведения следует проводить по плану, рассмотрев его тему и идею. Уже первая строка поэтического текста «Тень несозданных созданий» говорит, что перед читателем не совсем обычное стихотворение. Основатель и идейный лидер символизма обращается к теме творчества, пытается разобраться в том, что именно происходит в душе творца, когда он занимается созданием собственного произведения

При анализе «Творчества» Валерия Брюсова важно отметить, что поэт активно использует зрительные и слуховые образы.

Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.

Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.

Первый образ, который рисует Брюсов, — легкая тень, едва заметная глазу. Этот образ статичен и невесом. Однако уже во второй строке поэт вводит элемент динамики, используя глагол «колыхается». Но движение очень робкое, ведь происходит оно во сне.

Тени прошлого Стихотворение Валерия Брюсова

Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля. Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я. Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных,— Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами!

В.Я.Брюсов. Избранное. Москва: Правда, 1982.

Влияние на эпоху символизма

Брюсов, которого сегодня школьники изучают по программе для 11 класса, был идейным вдохновителем и главой журнала «Весы», отбирая для сборника настоящие шедевры эпохи модернизма. Это выгодно отличало его от главных редакторов таких изданий, как «Перевал» и «Золотое Руно». Михаил Гаспаров называл поэта «побеждённым учителем», поскольку ученики пошли дальше него, создав самобытную культуру модернизма. Чувство неприятия молодого поколения нашло отражение в стихотворении поэта «Младшим», которое было посвящено собратьям-символистам .

Особого внимания для исследователей истории заслуживает полемика Брюсова с Лениным, изложившим своё понимание литературы в 1905 году на страницах газеты «Новая жизнь». Вскоре в «Весах» был опубликован отзыв поэта, похвалившего революционера за смелость, но упрекнувшего его за то, что в его словах не хватает подлинной «любви к свободе». Будучи настоящим мастером слова, прекрасно знакомым с европейской традицией и мировой культурой, он протестовал против всяких попыток ограничить творческие порывы художника, поместив их в узкие рамки догматических учений.

Тема, жанр и литературное направление

Тема и литературное направление заданы эпиграфом из сонета Шарля Бодлера «A une passante», которое Брюсов перевёл под названием «Промелькнувшей» (более точное название – «Прохожей»). Буквально этот эпиграф переводится так: «О ты, которую я мог бы полюбить, о ты, которая это знала!» Это последняя строка – так называемый «ключ» – сонета «Прохожей». Но если «ключ» сонета, по законам жанра, должен в той или иной степени обладать такими качествами, как парадоксальность и неожиданность, то оригинальное стихотворение Брюсова, в отличие от переведённого им сонета Бодлера, не просто больше на две строки (в нём четыре полных катрена), но с последовательной философичностью ведёт к ожидаемому выводу. Притом этот вывод сформулирован в виде вопроса (синтаксически это именно вопросительное предложение) настолько риторического, что автор постеснялся поставить вопросительный знак, воспользовавшись восклицательным:

Парадоксальность же данного образчика философской лирики состоит в том, что он воистину принадлежит к направлению символизма, основоположником которого считается именно Бодлер – в то время как сонет Бодлера, с его безнадёжной парадоксальностью, по сути лишь доводит до логического конца излюбленную романтическую идею о вечном несоответствии идеала и действительности. Лирический герой Брюсова не «потерял навек» свою мечту, подобно лирическому герою Бодлера. Он, напротив, вполне удовлетворён чувством, пережитым в одно мгновенье.

Краткий анализ

Некрасов является одним из самых выдающихся русских поэтов, которые оставили заметный след в мировой литературе и сделали себе имя.

Автор любил путешествовать и в 1864 году в очередной раз решил посетить страны Европы. Когда Николай приехал обратно домой, то у него появились сомнения насчет того, что его работа нужна кому-то на родине. Данный период был наполнен многими переживаниями и внутренней нестабильностью автора, и он пишет стихотворение «Возвращение» где и отражает своё состояние того времени.

Главная тема стихотворения это то, что герой, которым является сам Некрасов, ведет размышления насчет своего назначения и роли в жизни и творчестве. А идея заключается в том, что автор передает читателю свои переживания и чувства того времени, когда он воротился с путешествия по Европе и когда начал задумываться о своей актуальности на родине.

Данное произведение автора можно относить к жанру элегия исходя из того, что Некрасов описывает именно свои чувства и душевные ситуации.

У поэта складывается впечатление, что даже родная природа не совсем рада его возвращению на родину. Эта природа встречает автора сильным ливнем, который автор сравнивает со слезами. Поет, пишет, что и лес недружелюбно бросает на него свои листья. Некрасов практически на сто процентов уверен в том, что он не нужен людям, и они хотят выгнать его с родной страны, и когда он будет уезжать, то ему вслед неприятели будут бросать все его работы и книги. А ведь, сколько любви он вложил в свои произведения.

Середина стихотворения также наполнена мрачными строками и рассуждениями, которые никак не навеивают позитив читателю. А вот после середины произведения настроение заметно меняется.

Главный герой где-то вдалеке услышал грустную песню, которая помогает ему собраться и вспомнить своё предназначение в литературе – это доносить до читателя трудную жизнь простых людей России. Главный герой словно очнулся и ругает сам себя за то, что чуть не сдался и не кинул главное занятие своей жизни. Это не единственное произведение, в котором Некрасов критикует себя и размышляет по поводу своего предназначения. Автор славен тем, что умеет признавать свои ошибки и может заявить о них на людях, таких людей не так много. Некрасов на протяжении своей жизни всегда шел к своей цели и никогда не мог прощать себе слабость.

Стихотворение является показателем того, что как бы трудно не было, не нужно никогда проявлять слабость, а наоборот еще усердней идти к поставленной цели.

По плану

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности

Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы

Смена лирических героев

Отличительная черта поэзии XVIII—XIX вв. — наличие в тексте одного лирического героя, который пропускает сквозь себя происходящее и дает оценку. Брюсов же, будучи поэтическим новатором, решает отказаться от этого классического приема и вводит в текст двух лирических персонажей. Кратко процесс выглядит так:

  1. Повествование от третьего лица, героем является наблюдатель, который восхищается тем, как творит поэт, но не может до конца разобраться в действии. Строфы 1−3.
  2. Лирическим героем становится сам поэт, наслаждающийся готовым результатом, рожденным художественным текстом, который настолько сложен для восприятия, что близкие и друзьям, не говоря уже о простых читателях, будут видеть в нем что-то свое. Строфа 4.

Сначала художнику свойственно недовольство миром, который его окружает, поэтому он пытается его преобразить в своем творчестве. Постепенно серое равнодушие и разочарование сменяются гордостью и радостью, ведь в строках стихотворения скучный мир превращается в гармоничную феерию звука и цвета.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. Я. Брюсова «Тени прошлого»

Нургалиев
Максим 11А г.Агидель

Восприятие,
истолкование, оценка стихотворения В. Я. Брюсова «Тени прошлого».

Валерий Яковлевич Брюсов видный — поэт-символист «серебряного» века.
Его творческая деятельность началась в 1890-е годы. После знакомства с поэзией
французских символистов Брюсов сделал выбор: «Это — декадентство».
«Да! Что ни говорить, — записал молодой поэт в дневнике, — ложно ли оно,
смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему,
особенно, когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да,
Я!». С юношеским задором, недюжинной энергией и неутомимым трудом принялся
воплощать Брюсов, сравнивший однажды «мечту», которую поэт принуждает
трудиться, с «волом», это начинание.  Первые его стихи отвечали этой
мечте, но позже юношеский максимализм погаснет, и начнется жизнь простого
поэта.

Великая Октябрьская Социалистическая революция во многом изменила
взгляды Брюсова. Он вернулся к декадентству. Наиболее ярко отражается это в
стихотворении «Тени прошлого».  Название само указывает нам на воспоминания – тени,
которые, возможно, не самые приятные.

Стихотворение написано ямбом. Ударение, падающее на второй слог,
создает ощущение эха. Строфа – сонет в классической форме – два четверостишия
развивают тему, а два трехстишия дают развязку. Таким образом, стихотворение
можно разделить на две части. Брюсов, как истинный символист, создал свое
произведение при помощи символов.  Можно сказать, что все стихотворение является
символом одного события – революции. Все языковые средства направлены на то,
чтобы показать ужас этого события. Даже эмоционально мы рисуем себе образ
стихотворения серыми тусклыми красками:

Осенний
скучный день. От долгого дождя

И камни
мостовой, и стены зданий серы;

В туман
окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в
одно и небо и земля.

Вспоминая  те события, я думаю, никто не сможет описать их в радужных
тонах. Вся пролитая кровь привела в ужас не только писателей и поэтов, людей с
повышенным восприятием действительности, но и  простого обывателя.  Именно поэтому
воспоминания для Брюсова – это тени, которые властвуют над человеком.  Всё
светлое для автора было погребено и замуровано. Многие люди творчества боялись
оглядываться назад, так и Брюсов в своем стихотворении описывает прошлое, как
что-то странное и непривычное:

Мне снится
прошлое. В виденьях полусонных

Встает
забытый мир и дней, и слов, и лиц.

Есть много
светлых дум, погибших, погребенных,—

Как странно вновь стоять у темных их гробниц

И мертвых заклинать безумными словами!

О тени прошлого, как властны вы над нами!

Подобные
строки есть и у Ахматовой в стихотворении «Эхо»:

В прошлое давно пути закрыты,

Что там?- окровавленные плиты

Или замурованная дверь,…

Эти два стихотворения схожи по своей тематике, но «Тени прошлого» отличается
от «Эхо» тем, что в нем отношение к проблеме более взвешенное и не спонтанное. Это
ничуть не портит его, а, наоборот, дает нам более четкое представление о мнении
автора. Мы видим, что  за спиной Брюсова было много смертей, которые очень
затронули его. Они не дают ему покоя, преследуя даже во сне, словно навязчивая
идея, эти «мертвые» изводят автора. Он заклинает их «безумными словами» в
надежде на успокоение. Разумеется, от себя и от своих воспоминаний не уйдешь, В.
Я. Брюсов этого не отрицает, но и не принимает этого. Последним, отчаянным
возгласом звучит строка: «О тени прошлого, как властны вы над нами!»

«Тени прошлого» очень глубокое стихотворение по своему восприятию.
Люди, которые жили полной жизнью, имеют за своими плечами не только радостные
моменты, но и горе. Многим хотелось бы забыть их, но это не возможно. Они
властвуют над нами, и это пугает не только Брюсова. В памяти остается все, что
человек способен выдержать и чем сложнее, больнее воспоминания, тем прочнее они
оседают  в сознании. Именно поэтому сильным людям живется труднее, на их долю
выпадают более серьезные испытания. Брюсов хотел в этом стихотворении высказать
свою боль, а получилось шире и больше. Получилась боль многих, особенно
современников событий 1917 года. Брюсов, Ахматова, да и все поэты «серебряного»
века, носили в себе свои «окровавленные плиты» «темных гробниц». Стоя перед
ними, они создавали произведения всенародного масштаба, благодаря которым мы
можем оценивать события не только по официальным источникам. В этом я вижу
ценность произведений, созданных под влиянием общечеловеческих событий.

«Я люблю…» анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение, опубликованное в третьем по счету сборнике Валерия Брюсова «Me eum esse» под заголовком «Я люблю…», датируется июнем 1897 года. В это время двадцатитрехлетний скандально известный поэт-декадент — все еще студент и все еще проживает в доме своих родителей, в большой семье, где с недавнего времени появилась выпускница французской католической школы в Москве, чешка по национальности, Иоанна Матвеевна Рунт: она служит гувернанткой младших детей Александра, Лидии и Евгении, и ей двадцать один год. Валерий к тому времени уже пережил две бурные любовные драмы и в скромной гувернантке сумел распознать надежную подругу, с которой он затем счастливо прожил до конца своей жизни .

Литературное направление и жанр

Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращенном к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф

И. Тютчева — любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф. И.

Тютчева «Лебедь»: в нем «лебедь чистый» показан между двойною бездной — Небом и Морем.

Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа — и тоже между двумя символическими безднами: Небо остается «на своем месте», а место Моря занимает бездонная и еще неведомая бездна-стихия — Женщина.

Тема, основная мысль и композиция

Истинная любовь — вот тема этого стихотворения: любовь, которая не опускает человека до уровня инстинктивной, животной жизни, но, напротив, влечет его к небу. Это весьма ответственное поэтическое послание Валерия Брюсова не только возлюбленной, но и самому себе, и своим друзьям, а более врагам — той «антидекадентской» критике, которая именно в нем, Брюсове, усматривала едва ли не главного провозвестника «декадентских» устремлений его поколения. В данном стихотворении уже можно видеть начало того «страстного рационализма», который вообще среди всех русских поэтов отличает Брюсова, сочетавшего, казалось бы, несочетаемое — «романтическую» страсть со строгим «классицистическим» рационализмом поэтического мышления и художественного построения.

Так, вызывающе проста, предельно рациональна композиция стихотворения, выражающая его главную мысль и построенная на одном параллелизме, заявленном в первой строке и настойчиво повторенном в последней: любовь к единственной и главной женщине — любовь к небу.

Тропы и образы

Этот главный параллелизм раскрывается в столь же рационально построенной системе образов-символов, которые играют и переливаются, как «двойные» картинки: например, явные гиперболы тут же могут быть прочитаны и как «простое» поэтическое описание неба, «просто» отраженного в глазах любимой — в чем и состоит символизм данных образов. Точно так же дышать нам дано воздухом, «атмосферой», которая и есть небо, — но в символическом плане «жизнью я дышу, любя» — и только любя, так как истинное постижение всего символического наполнения «небесных» образов-символов дается лишь любовью. Прямая отсылка к Тютчеву дана не только в эпиграфе, но и в символическом образе лебедя, но и этот образ есть троп — сравнение с лебедем самого лирического героя, который, «как лебедь на волнах», гордо реет между «бездной» неба и «бездной» взора любимой.

Наконец, очень важен финальный образ-символ «заброшенности» : «Так, заброшены на землю…» Преодолеть заброшенность, вернуть утраченный рай и вернуться на свою метафизическую родину — на небо — человеку возможно опять-таки не иначе как при помощи любви: «…к небу всходим мы, любя…».

«Тени прошлого» В.Брюсов

«Тени прошлого» Валерий Брюсов

Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля.

Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных,—

Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами!

Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого»

В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир – через все это прошел юный Брюсов, окончательно расставшись с жизненными иллюзиями. Нет, он не превратился в черствого и бездушного человека, циника и эгоиста, но стал по-другому смотреть на то, чем раньше восхищался. В 1898 году он написал знаковое стихотворение «Тени прошлого», в котором развеял собственные мечты и расставил все точки над «i» прежде, чем сделать свой первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь.

Уже с первых строчек этого произведения становится понятно, что мир для молодого поэта утратил свою привлекательность. Брюсов видит его в серых тонах, и любое время года ассоциируется у автора с холодной дождливой осенью, когда «сливаются в одно и небо и земля». Впоследствии столь пессимистические настроения будут все чаще и чаще появляться в стихах Брюсова, искренне считающего, что смерть – это самое лучшее, о чем только может мечтать человек. Однако в 25 лет он еще не задумывается над темой вечности, хотя и остро ощущает дуновение небытия. Поэтому поэт признается, что «нет в моей душе ни дерзости, ни веры». Это означает, что он готов покориться своей судьбе, хотя заранее знает – светлого будущего ждать не стоит, и уповать на высшие силы нет никакого смысла. Брюсов не хочет загадывать наперед, как сложится его жизнь, но заранее предполагает, что ждать феерических взлетов и падений ему не стоит. И эта будущая размеренность и предопределенность настолько угнетают поэта, что он с прискорбием о.

Реальная жизнь постепенно утрачивает для Брюсова свою прелесть и остроту. Отдушиной для поэта являются красочные сны, где он путешествует в прошлое, встречаясь с теми, кого когда-то любил и ценил. Надо отдать должное, что таких людей в жизни поэта было довольно много, но почти все они трагически ушли из жизни. включая возлюбленную Брюсова Елену Краскову, которая скончалась от черной оспы. Все эти смерти оставили в душе поэта неизгладимый след, и однажды он поймал себя на мысли, что ему гораздо лучше и уютнее в мире мертвых, со своими друзьями и близкими, чем в мире живых людей, где его душевных поисков и терзаний никто не одобряет. Именно поэтому автору так дороги его тени прошлого, которые вызывают у Брюсова очень нежные и теплые чувства. «Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что прошлое притягивает его своей простотой, открытостью и доступностью. Достаточно погрузиться в сон, чтобы попасть в мир, который так дорог поэту. Однако Брюсов понимает, что этот мир мертв, и ему уже никогда не стать реальностью. «Есть много светлых дум, погибших, погребенных, — как странно вновь стоять у темных их гробниц», — отмечает автор, испытывая весьма противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет навсегда остаться в своем прошлом, которое так притягательно. С другой же стороны Брюсов знает, что и в этом мире он не сможет обрести душевного равновесия и стать по-настоящему счастливым. А соединить прошлое и настоящее таким образом, чтобы мир стал гармоничным, поэту не под силу. Поэтому он с грустью признается: «О тени прошлого, как властны вы над нами!». И, тем самым подводит черту под настоящим, которое для автора лишено всякого смысла, надежд и перспектив.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кинжал.

История создания – стихотворение написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда в творчестве писателя наступил переломный период. Стало частью поэтического сборника, названного “Венок”. Однако впервые было опубликовано не в нем, а в журнале “Новый путь” в 1904 году.

Тема стихотворения – место поэта в современном обществе.

Композиция – последовательная, Брюсов от первой строфы до последней развивает мысль о том, что поэт должен быть с народом и выступать за революцию. Но при этом вечная жертва – это не то, что от него требуется.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырех- и шестистопный ямб.

Эпитеты – “былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена”.

Метафоры – “шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: