Анализ стихотворения Толстого «Меня, во мраке и в пыли…»
Любовь — центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой « » обещает избраннице счастливую встречу — воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону «неволи», «земного горя».
В стихотворении, датированном 1851-1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. Специфика лирической ситуации, представленной в тексте, сближает ее с пушкинским «Пророком». В обоих случаях перед читателем разворачивается впечатляющая картина: высшие силы производят фантастическую трансформацию, в ходе которой смертный получает новые удивительные качества. Существенны и различия: в пушкинской версии подчеркивается болезненность загадочной манипуляции, у Толстого все свершается само собой, по воле «любови».
Особенно сильны пушкинские реминисценции в зачине. Лирического героя Толстого томит несвобода. «Мрак» и «пыль» его существования напоминают «пустыню мрачную» отшельника, неожиданно повстречавшего серафима.
Процесс преображения, занимающий у Пушкина основную часть текста, в толстовском произведении совершается мгновенно. Не конкретизируется и персонаж, сумевший осуществить эти изменения. Чудесные результаты мистической операции — тема, на которой сосредоточен лирический субъект.
Какие ощущения испытывает вознесенный «любови крыльями»? Он наделяется удивительно зорким зрением и чутким слухом, поэтому в состоянии созерцать «мир незримый» и понимать то, что «неуловимо» для непосвященных. Герой, озаренный лучами «горней выси», по-новому видит земные долины и может проникать в тайную жизнь природы.
Детали пейзажа, открывшиеся преображенному лирическому «я», ярки и динамичны. В темной глубине горных скал бьется живое «сердце каменное», а под корой дерева бежит невидимая «певучая» струя сока. Стремясь придать эпизоду особую выразительность, автор концентрирует в нем эпитеты, олицетворения и оригинальные метафорические конструкции.
Герой, умудренный сокровенным знанием, осмысливает новый опыт: истинным законом и источником жизни является любовь, рожденная божественными силами. К ней, как к своему единому началу, инстинктивно стремится природа. Право прикоснуться к гармонизующей сути мироздания доступно лучшим из людей — пророкам, обладающим чутким «вещим» сердцем.
Анализ стихотворения Толстого «Тщетно, художник, ты мнишь…»
Стихотворение «Тщетно, художник, ты мнишь…» в октябре 1856 года. В этот период краха николаевского режима и оживления либеральной мысли А. К. Толстой, тридцатидевятилетний зрелый мастер, знающий, о чем пишет, начинает активно публиковаться.
Свой поэтический манифест поэт излагает гекзаметром – древнейшим и самым употребительным стихотворным размером античной поэзии, который один только и дает возможность передать изящную речь «для избранных» и добиться требуемого художественного эффекта.
Автор использует многочисленные выразительные средства, призванные описать все многообразие мира как объекта творческой интерпретации:
- риторические восклицания – «Тщетно …ты мнишь…!», «… не Фидий воздвиг…!»;
- риторический вопрос – «Фидий ли выдумал?..» – по сути, являющийся утверждением;
- инверсию – «творений своих», «с образом … предвечным», «марш похоронный», «много в нем есть сочетаний», «слух… душевный», «грамоты тайной», «марш похоронный («Реквием»), «выступят картины» – обеспечивающую соблюдение стихотворного размера;
- обращения – «художник», «поэт» – адресуются всем творческим людям;
- синтаксический параллелизм – «нет, то не Фидий.., нет, то не Гете…», «много … форм, много сочетаний…», «кто умеет, кто вовлекает…»;
- ряды однородных членов предложения – «чело, гриву, взор», «форм, звуков, сочетаний», «черту, созвучье, слово», часть из которых выражает авторскую установку – «окружи, окружися, будь одинок и глух, напрягай зренье», «внимай, гляди, помни»;
- эпитеты – «громоносные (движение которых сопровождается громом) брови», «царственный взор», «глубокая, вселенская правда», «предвечный (вечный, не имеющий начала и конца) образ», «светлые миры», «безнадежная бездна», «неземные рыданья», «душевные слух и зренье», «тайная (невидимая при обычных условиях) грамота», «бесцветные (в значении «невидимые») строки», «стройные сочетания», «ясное значенье», «мимолетное виденье»;
- архаизмы – «око», «чело», «взор» – и лексика высокого стиля – «пламя», «мрак», «мнишь», «незримые», «воздвиг», «созидать», «внимать», «вовлекать» – призваны придать изложению значение и торжественность;
- метафоры – «мрак бровей», «ряд аккордов», «плач души», «бездна хаоса», «черта рисунка» – способствуют созданию ярких образов;
- фразеологизм – «от слова до слова»;
- олицетворения – «раздирающие сердце аккорды», «погибшая мысль», «неутешная душа», «звуки рыдали», «удивленный мир» – которые, значительно сокращая текст, облегчают передачу авторской идеи;
- оксюморон – «невидимые формы», «неслышимые звуки»;
- многосоюзие – «и слова и цвета», «и видеть и слышать»;
- контекстуальные антонимы – «древнегерманская – вселенская»;
- сравнения – «слеп, как Гомер», «глух, как Бетховен».
Рассматриваемое стихотворение – программное произведение поэта, сопряженное с мифологическими мотивами. В нем изложен взгляд автора на суть поэтического творчества в соответствии с так называемой теорией «чистого искусства», не обремененного социальным заказом, использующего возвышенные образы и отражающего исключительно внутренний мир и переживания человека.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Вопрос: выразительные средства стихотворения Толстого «Государь ты наш батюшка…»
Бывает в жизни все наоборот.Я в этом убеждался не однажды:Дожди идут, хоть поле солнца ждет,Пылает зной, а поле влаги жаждет.Приходит приходящее не в срок.Нежданными бывают зло и милость.
И я тебя не ждал и ждать не могВ тот день, когда ты в жизнь мою явилась.И сразу по-другому все пошло,Стал по-иному думать, жить и петь я.Что в жизни все случиться так могло,Не верится мне два десятилетья.
Порой судьба над нами шутит зло.
И как же я? Мне просто повезло.
Guest
Пылает зной, а поле влаги жаждет – противопоставлениеНежданные (зло и милость) – эпитет
Гость2Всего 1 ответ.
Судя по статье на украинском сайте, которую я нагуглил, на Украине на официальном уровне быстро – т.е. без долгих разбирательств и без доказательств – сочли, что вирус запустили российские хакеры.
Но в статье утверждается, что это не совсем так и что вирус, скорее всего, запустил далекие от геополитики люди. Так или иначе, в названии “Петя” читается намек на Петра Порошенко. Его (вирус), конечно, могли бы назвать попышнее, например (цитирую А.К.
Толстого), “Государь ты наш батюшка, государь Пётр Алексеевич”, но так Петра Первого звали, непонятно будет. А намек с “Петей” более понятен.
Edgar2Всего 3 ответа.
Детали котроые создают образ покоя: “Заботой тайною хранима”, “Прозрачный сумрак, луч лампады”, “Все полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой”. Ветка палестины для автора символизирует мир, святую землю, на котрой она росла.
alice20145Всего 1 ответ.«Государь ты наш батюшка…» Алексей Толстой1«Государь ты наш батюшка,Государь Петр Алексеевич,Что ты изволишь в котле варить?»— «Кашицу, матушка, кашицу,Кашицу, сударыня, кашицу!»2«Государь ты наш батюшка,Государь Петр Алексеевич,А где ты изволил крупы достать?»— «За морем, матушка, за морем,За морем, сударыня, за морем!»3«Государь ты наш батюшка,Государь Петр Алексеевич,Нешто своей крупы не было?»— «Сорная, матушка, сорная,Сорная, сударыня, сорная!»4«Государь ты наш батюшка,Государь Петр Алексеевич,А чем ты изволишь мешать ее?»— «Палкою, матушка, палкою,Палкою, сударыня, палкою!»5«Государь ты наш батюшка,Государь Петр Алексеевич,А ведь каша-то выйдет крутенька?— «Крутенька, матушка, крутенька,Крутенька, сударыня, крутенька!»6«Государь ты наш батюшка,Государь Петр Алексеевич,А ведь каша-то выйдет солона?»— «Солона, матушка, солона,Солона, сударыня, солона! «7«Государь ты наш батюшка,Государь Петр Алексеевич,А кто ж будет ее расхлебывать?»— «Детушки, матушка, детушки,
Детушки, сударыня, детушки!»
Денис Фаттахов1Анафора.Параллелизм.
Эмоционально окрашенная лексика.
Лена Токарева2Всего 1 ответ.
Выдающийся филолог и переводчик Михаил Леонович Гаспаров, автор целого ряда работ по истории и теории стиха вообще, русского в частности, на мой аналогичный вопрос ответил отрицательно. Мог ли Пушкин читать и распространять эту эпиграмму в определенный период жизни – несомненно.
Sergey Soloviov10Всего 4 ответа.