Trounin.ru

Анализ баллады «светлана» (в. а. жуковский)

Анализ и краткое содержание

В балладе «Светлана» Жуковского события происходят в ночь на Крещение.

В ней действуют следующие герои :

  1. Светлана — главная героиня. Это девушка, прекрасная внешне и внутренне. Она глубоко нравственна, верна своему жениху, терпеливо и кротко ждет его возвращения.
  2. Подруги Светланы — веселые девушки, посоветовавшие ей заняться гаданием.
  3. Белоснежный голубь — образ ангела-хранителя.
  4. Черный ворон — вестник смерти.
  5. Жених Светланы — молодой человек, верный и любящий. В конце сюжета он возвращается к ней.

Крещенское гадание

Балладу «Светлана» изучают на уроках литературы в 6 классе средней школы. Ее краткое содержание состоит в следующем: крещенским вечером девушки собираются погадать на суженого. Они веселятся, поют «подблюдные песни», бросают на улицу башмачок, кормят курицу «счетным зерном». Лишь одной Светлане грустно.

Девушки пытаются ее развеселить, предлагают спеть вместе с ними песню. Но Светлана отказывается. Она грустит из-за того, что ее жених уже целый год не подает о себе вестей.

Тогда девушки предлагают ей совершить старинный обряд, чтобы узнать о суженом. Нужно постелить стол белой скатертью, поставить два прибора, свечу и зеркало. «В полночь, без обмана», в зеркале должен появиться жених и сесть за накрытый стол.

Светлана проводит обряд гадания. Она садится за накрытый стол и с робостью смотрит в зеркало. В полночь чудится шепот за спиной. Она оборачивается и видит своего жениха. Он предлагает ей немедленно ехать в церковь венчаться, так как там уже все подготовлено. Светлана выходит с ним во двор, где уже ждут запряженные сани. Они садятся в них и мчатся по заснеженной равнине. Но на сердце у девушки тревожно. Она смотрит на жениха и видит, что тот «бледен и уныл».

Светлана спрашивает, что с ним, но суженый не отвечает. Вскоре они проезжают мимо церкви, полной людей: там происходит отпевание покойника. Начинается метель, валит снег. Вокруг саней вьется и каркает черный ворон. Жених молчит.

Сани мчатся и вскоре подъезжают к одинокой хижине, занесенной снегом. Неожиданно кони и возлюбленный пропадают, и героиня остается в одиночестве.

https://www.youtube.com/watch?v=NqZZArYtw5I

Страшное видение и счастливый конец

В пустой хижине Светлана видит гроб, икону и свечку перед ней. Девушка молится на образ Спаса и робко садится в уголке, зажав в руке нательный крест. Неожиданно в избушку влетает белый голубок и садится ей на грудь, обняв крыльями. Воцаряется тишина.

Вдруг девушка с ужасом видит, что покойник в гробу начинает шевелиться. Он приподнимается, и девушка узнает своего возлюбленного. Мертвец пытается разомкнуть руки, из его уст доносится стон. Но тут голубок взлетает и садится на него, лишая сил.

Раздается крик петуха. Девушка просыпается и понимает, что это был всего лишь сон. Но на душе у нее тяжело. Ее мучают мрачные предчувствия. Чтобы развеяться, девушка садится у окна. Вдруг она слышит радостный звон колокольчика. К дому подъезжают сани, из них выходит ее возлюбленный, живой, невредимый, все так же влюбленный в Светлану.

В отличие от баллады «Ленора», где главную героиню за ропот на судьбу постигает страшная кара, концовка «Светланы» радостная и позитивная. Молодые идут под венец, их чествует стар и млад. Автор призывает не верить страшным снам и возлагать надежду на провидение.

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич

(29.01/09.02.1783–12/24.04.1852) Поэт, переводчик, критик.

Родился в селе Мишенском Тульской губернии. Был усыновлен дворянином А.Г. Жуковским. В 1797—1801 гг. обучался в Московском благородном университетском пансионе. В печати дебютировал стихотворением «Мысли при гробнице» (1797). Работал в журнале «Вестник Европы», где опубликовал свой вольный перевод элегии английского сентименталиста Т. Грея «Сельское кладбище», повесть «Вадим Новгородский» и многие стихотворения. В 1808 г. написал балладу «Людмила», дав начало новому направлению в русской литературе – романтизму. Другие известные баллады: «Светлана» (1808), «Лесной царь» (1818), «Рыбак» (1818), «Кубок» (1825), «Ленора» (1831). Вступив в ополчение во время Отечественной войны 1812 г., написал знаменитое стихотворение «Певец во стане русских воинов», упрочив свою литературную популярность. В 1815 г. стал одним из главных участников литературного общества «Арзамас», высмеивавшего консерватизм классической поэзии. В 1826 г. занял должность воспитателя будущего императора Александра II. Умер в Баден-Бадене. Похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Колумбом, открывшим «Америку романтизма», назвал В.А. Жуковского В.Г. Белинский, а А.С. Пушкин написал о нем: «Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности».

  • Быть рабом есть несчастье, происходящее из обстоятельств; рабство есть низость; не быть способным к свободе есть испорченность, произведенная рабством.
  • Всем людям свойственно грешить. Различие между людьми бывает в степени угрызений совести после греха.
  • Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает.
  • Если в первом действии висит на стене ружье, то в последнем оно должно дать осечку.
  • К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники.
  • Кто вперся в чин лисой, / Тот в чине будет волком.
  • Кто смеется, тот всё прощает.
  • Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник.
  • При мысли великой, что я человек, / Всегда возвышаюсь душою.
  • Связываться с некоторыми из наших самозванцев-критиков, не знающих никакого приличия, – то же, что бороться с пьяным, который весь в грязи: только замараешься.
  • Семейная жизнь, понимаемая в ее полном смысле, есть та школа, в которой настоящим образом научишься жизни: но не радостями беззаботными, не поэтическими мечтами, а более тревогами, страхами, ссорами с самим собою, ведущими от раздражения души к терпению, от терпения к вере, от веры к сердечному миру.
  • Скатившись с горной высоты, / Лежал на прахе дуб, перунами разбитый; / А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый… / О Дружба, это ты!
  • Сколь неизбежна власть твоя, / Гроза преступников, невинных утешитель, / О совесть, наших дел закон и обвинитель, / Свидетель и судья.
  • Скупость воровство рождает.
  • Твердость есть сила, основанная на союзе разума с волей.
  • Упрямство есть слабость, имеющая вид силы; она происходит от нарушения равновесия в союзе воли с разумом.
  • Француз – весел, русский – насмешлив: француз осмеивает, потому что он смеется, русский смеется, потому что осмеивает.
  • Французы могли бы быть очень красноречивы, если бы желание произвести эффект не убивало эффекта.
  • Человек таков, каково его представление о счастье.
  • Что такое закон? / Закон – на улице натянутый канат, / Чтоб останавливать прохожих средь дороги, / Иль их сворачивать назад, / Или им путать ноги! / Но что ж? Напрасный труд! / Никто назад нейдет! / Никто и подождать не хочет! / Кто ростом мал, тот вниз проскочит, / А кто велик – перешагнет!

Материал создан: 10.07.2015

Межнациональные конфликты в России

ПАВЛОВ Иван Петрович

Главные герои и их характеристика

Для множества образов в балладе характерен символический подтекст. Это означает, что они являются мистическими силами, которые имеют физическое воплощение. На первый взгляд читателям может показаться, что единственным персонажем баллады является Светлана. Она действительно считается центральным героем произведения.

Светлана – это юная девушка, которая волнуется о своем любимом и переживает, что от него давно нет известий. Она не может веселиться, как подруги. К тому же гадание Светлана воспринимает не как простую девичью забаву. Героиня совершенно чиста и невинна. Она не злится на Бога и не обвиняет судьбу, когда узнает о гибели жениха. Наоборот девушка начинает усердно молиться.

Совершенно иначе вели себя героини других аналогичных баллад – Людмила и Ленора, которые в порыве отчаяния обвиняли Бога. Светлана противопоставляется этим героиням. Она не ропщет на Бога, потому темным силам не удается погубить ее прекрасную душу. Благодаря верности, набожности и смиренности девушка в конце встречается со своим женихом, живым и невредимым.

Еще одним персонажем баллады является белоснежный голубь. Он становится своего рода двойником и защитником Светланы, закрывая ее от темных сил. По сути, голубь – это ангел-утешитель. Именно ему молилась девушка перед началом гаданий.

Также персонажем баллады является ворон, который символизирует смерть и темные силы. Призрак жениха, который приходит к девушке в страшном сне, не имеет детального описания. Тем не менее, читатель понимает, что возлюбленный Светланы имеет приятную наружность, отличается смелостью и хранит верность любимой.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе «Певца во стане русских воинов» Жуковского нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт при создании своего произведения. Данное стихотворение имеет много общего с жанром высокой торжественной оды и пафосом, который характерен для высокого стиля.

Множество старославянизмов и использование сравнений с отсылками к фольклору подчеркивает связь с историческим и культурным наследием страны. Метафоры, перифразы придают яркость и выразительность стихотворению. Все эти литературные приемы и художественные средства подчеркивают стройность и красоту композиции.

Темы

Основными темами произведения являются любовь и вера.

Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
Традиции Руси

Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа

Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Фольклорные элементы

В тексте много фольклорных отсылок, среди которых – образ дороги как жизненного пути. Он часто используется в сказках. В «Светлане» дорога, которую она преодолевает с тревожностью, ведет ее от венчания к погибели.

Кроме этого, противопоставляются свет и тьма с помощью цветовой символики («белоснежный», «белый» голубок и «черный» ворон). Также в качестве источника света в балладе выступает снег, который «валит клоками» и «на солнышке блестит», в то время как тьма присутствует без активного действия: «темно в зеркале», «темна даль», «впотьмах».

Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

Сюжет стихотворения

В анализе «Певца во стане русских воинов» Жуковского нужно рассказать о сюжете данного произведения. В строках нет описания батальных сцен — это монолог поэта, который любит свою Отчизну и гордится ею. Он обращается с пламенной речью ко всем воинам, командирам, потому что у них одна цель — защитить свою страну, близких.

Герой поднимает кубок, прославляя Родину, царя, во славу воинов и говоря о любви, дружбе и других ценностях, важных для человека. Таким способом он словно напоминает сражавшимся о том, за что они сражаются. Эта пламенная речь поддерживает боевой дух воинов.

Слова поэта полны веры в народ и ненависти ко врагу. И это речь уже не просто служителя музы, но воина. Поэтому все сказанное героем находит отклик в сердцах людей. Стихотворение Жуковского является ярким образцом патриотической поэзии.

Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Василия Жуковского

Стихотворение «Певец во стане русских воинов» Василия Жуковского

«Певец во стане русских воинов» написано в 1812 году, в разгар русско-французской войны. Критики сочли данное стихотворение Жуковского реалистичным и ярко описывающим все тонкости и грани той войны. Жанр очень противоречивый и разнообразный. В нем вместились отголоски кантаты, русской песни, элегии и поэзии, торжественной оды, пафоса. Автор как никто понимал и проникновенно описал всю боль, переносимую воинами.

Время написания стихотворения пришлось в разгар Тарутинского сражения. Само описание рассказывает чувства и эмоции патриота, солдата, простого человека. В нем чувствуется крик и призыв, обращение и надежда. В произведении идет обращение к высшим властям, к вождям, к тем, кто «голову сложит за Родину», «кто одной пылает славой».

На протяжении всего произведения поэт пытается донести до простого люда, что они не подведут и освободят Отчизну, Родину от нечисти и дикой силы.

Слово «Певец» косвенно указывает на тех, кто прославил Русь и освободил ее в предыдущих сражениях (Дмитрий Донской, Петр I, Суворов). Жуковский неразделимо подчеркивает связь прошлого и настоящего. Связь с прошлым очень важна для поэта.

Вместе с солдатами поэт восхваляет и знаменитых полководцев. Некоторые выражения не несут прямой связи с конкретным правителем, а в сравнении или метафоре, например : «витязи» , «герои» , «чести сыны», «отважные орлы». С середины произведения к певцу приходит понимание всей сложности и серьезности бытия, что в любой момент их подстерегает смерть и нужно быть на чеку.

Глубокая лирика поднимает командный дух:

Лексическая часть произведения отличается восхваляющими устаревшими словами: «наш предтеча», «очи», «сей рьяный».

Певец восхваляет рыцарей, которые не жалея сил идут напролом к врагу, сбивая все на своем пути. Мощь и сила, патриотизм и вера — оружие бравых солдат, достойно сражающихся за отчизну. Действие происходит в ночное время, когда все спят и ему видятся солдаты из прошлого, которые несутся «воздушными толпами».

Стиль стихотворения необычайно интересен, рассказывая и воспевая гражданских героев, переплетая с любовными историями, мелькавшими в военное время, а также о силе дружбы, которая поднимала командный дух и сближала «братьев» по сложившимся обстоятельствам — Отечественной войне 1812 года.

Чему учит?

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

Тема

В центре сюжета баллады – рождественское гадание на суженого, которое в старину пользовалось большой популярностью среди незамужних девушек.

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед её глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом.

И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.

Композиция

Композиция произведения базируется на таком художественном приеме, как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приёму Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

Композиция «Светланы» отличается стройностью и лёгкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирической героини – девушки по имени Светлана. В этом заключается главная особенность композиции баллады.

  • Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
  • Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит её обвенчаться.
  • Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. Вмиг всё исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
  • Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
  • Развязка – пробуждение Светланы, её встреча с женихом.
  • Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.

История создания

В начале творческого пути Василий Андреевич Жуковский во многом подражал английским и немецким поэтам. Он искренне считал, что отечественным писателям есть чему поучиться у западных коллег, и не стеснялся перенимать у них опыт

Однако в своих работах Жуковский всегда брал во внимание особенности русского менталитета. В результате даже переводные произведения отличались удивительной самобытностью и мало походили на первоисточники

Одним из примеров подобного подражания стала баллада «Светлана», в основе которой лежит произведение известного немецкого поэта Бюргера «Ленора». Переложив первоисточник на свой манер, в 1812 году Жуковский подарил русским читателям прекрасную балладу, открывающую двери в мир сказок, мистики, легенд и преданий.

Невольно встаёт вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице А. Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта, А. Воейкова.

Главная мысль

«Светлана» стала очень популярной у читателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что в балладе очень много деталей национального колорита, она была близка народу и воспринималась как подлинно русское и понятное читателю произведение. Здесь широка фольклорная, народная основа: какие-то приметы, типичные гадания, отсылки к известным песням и преданиям, мотивы русских сказок и легенд. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.

Так, Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках: «Здесь несчастье – лживый сон; / Счастье – пробуждение».

О чем?

Сюжет данного произведения во многом повторяет сюжет предшествующей ему «Людмилы». Жуковский в них как бы воскрешает обыденный для народа мотив песен: молодая девушка ждет возлюбленного с войны.

Светлана очень тоскует по своему жениху, от которого уже как год нет никаких вестей, и решается погадать в крещенский вечер у зеркала. Героиня смотрит в зеркало и неожиданно слышит голос своего ненаглядного, который зовет ее в церковь, чтобы наконец-то связать их сердца узами брака. Конечно, девушка соглашается.

Дорога становится для нее большим испытанием: она чувствует опасность, слышит крики ворона, видит гроб. Многое предзнаменует беду. Когда сани с героиней останавливаются около какой-то хижины, лошади и жених исчезают. Светлана заходит в дом и снова видит гроб, из которого встает ее умерший возлюбленный и протягивает к ней руки, чтобы скрепить их брачный союз. Девушку спасает чудесный голубь, закрыв ее от мертвеца.

От испуга героиня просыпается и понимает, что все ее приключение оказалось страшным сном. Она в смятении, ведь, скорее всего, это было предзнаменованием, однако в финале ее ждет счастливый конец: жених возвращается целым и невредимым.

Сравнение двух произведений

Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Жуковского можно дополнить сравнением с творением другого известного поэта Батюшкова К. Н. «К Дашкову». Оба эти произведения — о событиях войны 1812 года. Но если у Василия Андреевича строки проникнуты патриотизмом, а поэт обращается к воинам с пламенной речью, то у Батюшкова стихотворение звучит несколько по-другому.

Константин Николаевич меньше всего уделяет внимание описанию батальных сцен. Он описывает другую сторону войны — с позиции простых людей

Для Батюшкова война — это разрушение, бессмысленная жестокость. Он не прославляет удаль воинов, не восхваляет известных полководцев. Батюшков больше размышляет об ужасах войны, как она меняет жизнь простых людей.

В своем стихотворении он не говорит прямо о том, что описывает войну 1812 года. Это можно понять, прочитав строки, в которых говорится о разрушении Москвы. И поэт понимает, что не время сочинять стихи, пока враг не будет изгнан с русской земли. Несмотря на то что оба поэта по-разному рассказывают о войне 1812 года, их творения не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют.

Нельзя не отметить, что произведение Жуковского сыграло важную роль. Эти строки, каждое слово которого было направлено на прославление и восхваление русского народа, подняло боевой дух солдат и командиров. В этом стихотворении переплетены гражданские и личностные мотивы. К первым относится борьба за свою Отчизну, а ко вторым — защита любви, дружбы.

Это произведение стало любимым у всего народа

Василий Андреевич сделал главным в поэзии патриотический мотив, акцентировал внимание общественности на народном единстве, восхвалял героизм русских солдат, их небывалую смелость, мужество. Произведение стало героической песнью с элементами высокого пафосно-торжественного стиля

Это был краткий анализ «Певца во стане русских воинов» Жуковского.

Устаревшие слова

Благодаря достаточно легкому языку современный читатель может спокойно понимать текст баллады. Однако стоит упомянуть об историзмах и архаизмах, которые встречаются в тексте.

  1. Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
  2. Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.

Жанр и направление

Баллада — это стихотворение, в основе которого лежит остродраматический сюжет, необычайный случай. Сам термин происходит из французского языка и переводится как «танцевальная песня». Возникают баллады в средние века. Они во многом связаны с народными преданиями, древними легендами. Здесь соединяются черты песенного повествования и рассказа.

Романтизм в балладе «Светлана» очевиден. На первый план выходит присущий романтизму конфликт, который здесь представлен как борьба мира вымышленного с миром реальным. Чувства главной героини ярко выражены через пейзажи, которые становятся действующими героями; такие элементы сюжета, как сон, гадания, символика русского фольклора, также присущи романтизму, в отличие от, например, предшествующего ему классицизма.

Интересным в балладе становится соотношение реального и фантастического. Выходит, реальное здесь – это гадание, сон, встреча с любимым в конце. Реальное (сон как процесс) порождает фантастическое (содержание сна): мертвого жениха, гроб в избушке, ворона и голубя, путешествие на лошадях и т.д. Фантастическое удивительным образом в «Светлане» приобретает и иной смысл: вера спасает главную героиню. Получается, оно, фантастическое, может не только губить человеческую душу, но и становиться ее защитником. Обычно в балладах случается наоборот: и в «Людмиле», и в «Леноре», и в «Лесном царе» И. Гете, и в «Кубке» А. С. Пушкина герои проигрывают волшебным силам.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе «Певца во стане русских воинов» Жуковского нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт при создании своего произведения. Данное стихотворение имеет много общего с жанром высокой торжественной оды и пафосом, который характерен для высокого стиля.

Множество старославянизмов и использование сравнений с отсылками к фольклору подчеркивает связь с историческим и культурным наследием страны. Метафоры, перифразы придают яркость и выразительность стихотворению. Все эти литературные приемы и художественные средства подчеркивают стройность и красоту композиции.

Роль образа природы в произведении

Читателю сразу становится понятно, что не узнает счастья без любимого Людмила. Баллада постоянно держит в напряжении. Такого эффекта автор добился и благодаря образам природы. Когда девушка поделилась горем с матерью, то день уже заканчивался. Василий Андреевич придал этому событию особое значение. Он отметил, что солнце село за горы, а долины и рощи погрустнели. Месяц то прятался, то выглядывал из-за туч, а тени были длинными и страшными. Леса в его стихах дремучие, зеркала воды трагически шаткие и холодные, а небо одето в печаль.

Поддерживает природа и тогда, когда едет в чужой край с любимым Людмила. Баллада окутана мистикой, которую читатель чувствует даже через строки. Листья шумят, в глуши слышен свист и чувствуется движение теней. Также писатель использует сравнения. Например, шепот травы очень похож на голос мертвых.

Василий Андреевич на протяжении всего произведения отлично поддерживает одну ноту чувств. Его стихотворение полно грусти и тоски. Читатель невольно проникается мистической энергией.

В 1808 г. Жуковский пишет балладу «Людмила»
— оригинальное переложение «Леноры» немецкого поэта Р.А. Бюргера (своеобразный вариант немецкой легенды о «мертвом женихе»). Позже Жуковский создаст точный перевод «Леноры», а пока «Людмилу» он назовет «подражанием»).

Ставя своей целью создать «русскую балладу» (подзаголовок «Людмилы»), Жуковский переносит действие в допетровскую Русь.

Дав героине русское имя, Жуковский вводит в язык баллады песенные обороты, фольклорные мотивы («борзый конь», «ветер буйный», «пышет конь, земля дрожит»), просторечие («все в ней жилки задрожали», «едва прискорбны очи не потухнули от слез»), придает обстановке некоторые исторические черты (Нарва, близ которой сражается «грозная рать славян»). В «Людмиле» раскрывается неведомый ранее читателю романтический мир с его необыкновенными картинами романтической природы:

Вот и месяц величавыйВстал над тихою дубравой:То из облака блеснет,То за облако зайдет;С гор простерты длинны тени,И лесов дремучих сени…Чу!.. полночный час звучит.

В «Людмиле» Жуковский затрагивает одну из вечных тем русской литературы: любовь — смерть. Людмила — милая и добрая девушка. Она искренне любит жениха, долго ждет его с войны («Возвратится ль он, — мечтала -// Из далеких чуждых стран // С грозной ратию славян?») и горько переживает его гибель («С милым вместе //- всюду рай, // С милым родно — райский край // Безотрадная обитель»). В Людмиле столько чистоты, обаяния и очарования, что смерть ее вызывает у читателя сострадание. Людмила, утратив веру в земное счастье («что прошло — невозвратимо»), теряет веру в Бога:

Царь небесный нас забыл…Где ж обетов исполненье?Где святое провиденье?Нет, немилостив творец…Так Людмила жизнь кляла, Так творца на суд звала.

Героиня не верит в вечную любовь и призывает смерть, но это от полной безысходности:

Расступись моя могила;Гроб, откройся; полно жить;Дважды сердцу не любить.

Мать героини напрасно предостерегает ее от ропота на горькую судьбу («Зла Создатель не творит // Будь послушна небесам»). О том же говорит и автор («Смертных ропот безрассуден; // Царь всевышних правосуден»). Людмила желает смерти и получает ее:

Твой услышал стон творец;Час твой бил, настал конец.

И в этом своеобразное возмездие. Под видом жениха к ней является мертвец (это страшное воплощение злых сил, само наказание), и Людмила соглашается на венчание. Дьявольский конь мчит их к могильному ложу, где Людмилу и ее жениха судьба навек соединяет в холодном гробу:

Что же, что в очах Людмилы?Ах, невеста, где твой милый?Где венчальный твой венец?Дом твой — гроб; жених — мертвец.

Героиня не верит в вечную силу любви, изменяет романтическому идеалу. «Верь тому, что сердце скажет», — призывает автор. Но для Людмилы это невозможно. «Сердце верить отказалось», — с горечью отвечает героиня.

Удивительная мелодика баллады достигается с помощью повторений, синтаксических параллелизмов: «Мрачен дол и мрачен лес», «Спят пригорки отдаленны, // Бор заснул, долина спит»; месяц «То из облака блеснет, // То за облако зайдет».

Постоянны рефрены, подчеркивающие драматическую напряженность повествования: «Все погибло: друга нет», «Все прости; всему конец»; «Час твой бил, настал конец»; «Едем, едем час настал»; «Едем, едем путь далек»; «Мертвый с девицею мчится».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: