Лесков «Очарованный странник», глава 18 – краткое содержание
Груша рассказала, что когда Иван был в Нижнем, князь однажды пригласил её покататься в коляске – и завёз на какую-то пчельню в чаще леса, сказав: ты теперь будешь жить не у меня, а здесь, в доме под присмотром трёх девок-однодворок.
Но Груше вскоре удалось бежать оттуда: она обманула девок во время игры в жмурки. Ускользнув от них, цыганка пошла к дому князя – и вот, встретила Ивана.
Груша просила, чтобы Иван убил её, иначе она сама погубит невинную невесту князя. Вынув из иванова кармана складной нож, она совала его ему в руки. Иван в ужасе отпихивал нож, однако Груша в ярости сказала: «не убьёшь, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Ножом он её ударить не смог, но спихнул с крутизны в реку, и цыганка утонула.
Лесков «Очарованный странник», глава 13 – краткое содержание
Войдя в дом, Иван увидел краем глаза, как какой-то цыган «магнетизёра» через заднюю дверь выводил со словами: «Вот тебе пока полтинник, а если нам от него польза будет, мы тебе за его приведение еще прибавим». Повернувшись к Ивану, тот же цыган пригласил его «песен послушать».
В большой комнате увидел пьяный Иван много народа, немало было там и городских богачей. Между публики ходила неописуемой красы цыганка Груша с подносом. Угощала она гостей шампанским, а те взамен клали на поднос ассигнации. По знаку старшего цыгана девушка эта с поклоном подошла и к Ивану. Богачи стали носы морщить: зачем мужику шампанское. А Иван, выпив бокал, кинул на поднос больше всех: сторублёвку из-за пазухи. Тут же несколько цыган бросились к нему и посадили в первый ряд, рядом с исправником.
Цыганский хор плясал и пел. Груша томным голосом исполнила жалобный романс «Челнок» и опять пошла с подносом. Иван бросил ещё одну сторублёвку. Груша его за это поцеловала – как ужалила. Вся публика плясала с цыганами. Вокруг Груши стал увиваться какой-то молодой гусар. Иван выскочил между ними и стал одну за другой метать сторублёвки Груше под ноги. Потом загрёб из-за пазухи всю оставшуюся кучу – и тоже бросил.
Глава третья
Работа в то лето спорилась, деньги работники получали исправно, к тому же, не болел никто. Да и гонений от властей не было, к которым староверы давно привыкли. Даже многие местные приходили слушать, как строители молятся, а кто-то и слова песен записывал.
Иностранцы, на которых люди Луки трудились, были набожными. Они уважали и хвалили своих работников. Поэтому старообрядцы решили, что привел их в столь удачное место любимый ангел.
В артели каменщиков работали два человека, которые сыграли свои значимые роли в этой истории – старый кузнец Марой и счетчик Пимен Иванов. Первый был человеком малообразованным. Он даже молитвы всей запомнить не мог, только одно слово повторял постоянно. А Пимен умел витиевато изъясняться и цену себе знал.
Суть
Автор и его друзья на палубе знакомятся с монахом, который рассказывает необычную историю своей жизни.
Иван родился в семье крепостного крестьянина. Его мать долго не могла родить и в молитвах обещала Богу, что ее сын станет его слугой. И тогда родился мальчик. Но Иван не проявлял склонности к религиозной службе. Ему нравились лошади графа. Со временем он стал управлять упряжкой и ходить за ними. И однажды он из озорства ударил кнутом монаха, который упал и умер. Тот стал являться мальчику во снах и предрек, что тот будет несколько раз умирать, но восстановится и придет к духовному призванию.
Предсказание сбылось. У Ивана была бурная жизнь. Он сбежал от графа с цыганом, затем в бою убил человека, а после и вовсе оказался в плену у татар, которых лечил. Освободившись, Иван устроился к графу на службу и влюбился в цыганку, которая стала содержанкой графа. Груша умолила его убить ее, когда граф ей изменил. Отчаявшийся Иван нашел себе применение в армии, где дослужился до чина офицера и совершил подвиги. После этого он служил чиновником, но подлинную гармонию с собой нашел на духовном поприще.
Теперь он стал странником и просвещал людей. Более подробно о его приключениях Вы можете прочитать в кратком содержании по главам.
Композиция повести
Её можно обозначить, как фольклорное произведение, имеющее те или иные особенности жанра. Это своего рода устный рассказ. У него имеется композиция рассказа, с одной оговоркой, что она является модернизированной. Здесь четко прослеживаются пролог и экспозиция. Их можно видеть во время описание сцены на судне, когда происходит знакомство путешественников. Дальше рассказчик приводит свои воспоминания, для каждого из которых характерны свои особенности. Флягин применяет те слова и выражения, которые свойственны для представителя его сословия. Кроме того, он умело передаёт речевые характеристики героев его историй.
В повести 20 глав. Их примечательной особенностью является то, что они не связаны друг с другом чёткой хронологией событий. Рассказчик ориентируется на случайные ассоциации, которые рождаются у героя, а потому выстраивает их на собственный лад. Автор дает понять, что Флягин придерживался стихийного образа жизни. Такое хаотичное отношение ко всему видно и по тому, как он рассказывает целые вереницы историй, объединённые нечеткими воспоминаниями.
Писатель добавляет повесть в сборник легенд, посвящённых российским праведникам. Это неслучайно, потому что его творение создано по канонам жития. Так формируется особый, религиозный жанр, имеющий в своей основе биографию какого-либо святого. Подобную догадку подтверждает композиция «Очарованного странника»:
- Поначалу приводится описание детских лет героя. Это период, который наполнен знамениями и знаками судьбы.
- Вслед за этим рассказывается про жизнь персонажа. Здесь для передачи смысла применяются аллегории.
- Роль кульминации берёт на себя момент, когда Флягин пытается справиться с демонами, а также возникающими перед ним искушениями.
Проблематика
- Основная проблема — гуманизм и долг как составляющие воинской службы, конфликт этих двух начал. Рано или поздно перед военным человеком возникает нравственная дилемма: слушать внутренний голос или же безропотно следовать уставу. На этот вопрос сложно найти ответ, и Н. С. Лесков показывает, насколько труден и драматичен этот выбор.
- Еще одна проблема — взаимоотношения солдат и офицеров. Многие военнослужащие рассматривают нижние чины в роли слепых исполнителей распоряжений. Но встречаются исключения, как капитан Миллер, «болеющий» душой за своих подчиненных. Такие командиры становятся для солдат справедливыми наставниками. Приказы в армии не обсуждаются, но рядовому составу необходимо взаимопонимание и поддержка со стороны «старших» товарищей.
- Проблема подлости на пути к цели. На что можно пойти ради медали и общественного признания? Малодушно ведет себя офицер инвалидного полка. Он присваивает себе подвиг часового и заявляет во всеуслышание, что спасение утопающего — его заслуга. Обер-полицмейстер скрывает проступок Постникова, следствием чего является получение медали обманщиком.
- Проблема лжи и неполной истины. Свиньин беседует с владыкой и вынужден признаться, что в истории с Постниковым было допущено множество недосказанности и обмана.
- Проблема влияния алкоголя на сознание человека. Лесков упоминает о том, что утопающий был «выпимши» и хотел сократить путь, перейдя через лёд, однако сбился и попал в воду. Если бы рассудок был чист, не затуманен, то и проблемы бы не возникло.
Анализ «Очарованного странника», главный герой
События повести происходят на Ладожском озере, где повстречались путешественники, целью которых является Валаам. Познакомимся с одним из них — конэсером Иваном Северьянычем, который облачен в подрясник, он и поведал остальным, что с юности имеет чудесный дар, благодаря которому может приручить любую лошадь. Собеседникам интересно послушать историю жизни Ивана Северьяныча.
Герой «Очарованного странника» Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ с того, что его родина — Орловская губерния, родом он из семьи графа К. В детстве ужасно полюбил лошадей
Как-то раз забавы ради он так избил одного монаха, что тот умер, откуда видно отношение главного героя к человеческой жизни, что важно в «Очарованном страннике», анализ которого мы сейчас делаем. Далее главный герой рассказывает о других событиях своей жизни — удивительных и странных
Очень интересно в общем отметить последовательную организацию повести. Почему можно определит её, как сказ? Потому что Лесков построил повествование как устную речь, которая имитирует импровизационный рассказ. При этом воспроизведена не только манера главного героя-рассказчика Ивана Флягина, но и отражена особенность речи других персонажей.
Всего в «Очарованном страннике» 20 глав, первая глава — это некая экспозиция или пролог, а другие главы рассказывают непосредственно историю жизни главного героя, и каждая из них оконченная история. Если говорить о логике сказа, то видно, что ключевую роль здесь играет не хронологическая последовательность событий, а воспоминания и ассоциации рассказчика. Повесть напоминает канон жития, как высказываются некоторые литературоведы: то есть сначала мы узнаем о детских годах героя, затем последовательно описывается жизнь, также видно, как он борется с соблазнами и искушениями.
История создания
Анализ “Очарованого странника” не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.
Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.
Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Очарованный странник»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Очарованный странник»
для самых компанейских —
Главные герои «Очарованный странник»
для самых занятых —
Читательский дневник «Очарованный странник»
для самых крутых —
Читать «Очарованный странник» полностью
Серьезный посыл, цензура или хлесткая шутка?
Николай Лесков написал «Запечатленного ангела» в 1872-м году. Длинный рассказ повествует о необыкновенной иконе старообрядцев, на которой изображен ангел
Чиновники отобрали ее вместе с другими образами и «запечатали» лицо ангела сургучом, но икона все равно привлекла внимание православного архиерея, и он велел поставить ее на алтарь в церкви. Чтобы вернуть святыню, старообрядцы решили подменить ее подделкой
Была изготовлена новая икона, тоже с запечатанным лицом, но слишком поздно: на реке начался ледоход, перебраться через нее и добраться до церкви было, казалось, невозможно. Однако одному из старообрядцев это удается – с иконой за пазухой и веслом в руках он, балансируя, переходит реку по протянутой цепи строящегося моста. Когда он оказывается на другом берегу, то видит, что с лица ангела на иконе пропала печать.
Концовка рассказа ярко пропагандистская и жестко раскритикована многими, в том числе Федором Достоевским: старообрядцы принимают произошедшее за чудо и присоединяются к православной церкви. Чуть позже «чудеса» легко объясняются, так что после прочтения создается впечатление шутки (печать была сделана на листе, прикрепленном к иконе, который во время перемещения через мост – отклеился)
Пусть так. Но при чем тут водка?
Мы напишем — Анализ рассказа Лескова Запечатленный ангел. Подсказки школьнику
Произведение, имеющее по мнению автора жанровую направленность в стиле рождественского рассказа, основано на реальных событиях, произошедших при строительстве моста через Киев и Чернигов, когда каменщик из Калуги смог перебраться с помощью цепей недостроенной переправы с одного берега на другой ради дешевой водки.
Композиционная структура повести представляет собой шестнадцать глав и выполнена в форме рассказа в рассказе. В первой главе повести излагается экспозиция, действия которой происходят накануне 1 января на затерянном среди степей постоялом дворе, где укрываются от ненастья путешественники различных сословий. Один из путников рассказывает историю о явлении перед ним небесного ангела, повествование о котором представляется в основной части повести. Финалом произведения является возвращение писателем читательской аудитории на территорию постоялого двора, на котором свидетели рассказанной истории размышляют об услышанном и пытаются дать произошедшему объяснение с точки зрения логики.
Центральным персонажем повести является Марк Александров, представленный писателем в образе каменщика, бывшего старообрядца, имеющего деревенское происхождение и работающего с раннего детства в старообрядческой артели. Именно Александров повествует для слушателей постоялого двора историю об увиденном ангеле. Кроме того, ключевыми героями в повести изображаются Лука Кириллов, являющийся главой рабочей артели, совершивший переход по недостроенному мосту для спасения английского инженера Якова Яковлевича, руководящего стройкой, от обвинения в краже иконы ангела-хранителя. Лука договаривается с талантливым иконописцем Севастьяном о создании копии иконы, которая оказывается арестованной по решению чиновников.
Особая роль в повествовательном содержании отводится безгневному и независтливому отшельнику Памве, не разделяющему людей на церковных и раскольников, прототипом которого является Серафим Саровский.
Отрицательным персонажем повести представляется Пимен Иванов, описанный в качестве щеголеватого сластолюбца, бахвала, исполняющего различные задания членов артели и постоянно навлекающего на себя неприятности.
Основной темой повести писатель представляет тематику, затрагивающую область русского иконописного творчества, для раскрытия которой автор использует полученные им знания при изучении исследований, посвященных вопросам иконописи в России. Кроме того, в произведении раскрывается тема чудесных явлений, которая в соответствии с авторским замыслом выражается на всем протяжении повествования.
Смысл названия
Итак, первый вариант названия понятен. Но рождается второй вопрос, в соответствии с которым хочется понять, почему второе наименование звучит как «Очаровательный странник». Здесь прослеживается интересная мысль. Лесков, используя такое заглавие, подчеркивает, что его герой:
- ведет насыщенную жизнь;
- имеет богатый внутренний мир;
- попадает в интересные приключения, пытаясь отыскать своё место в жизни.
Прилагательное в составе названия указывают на то, что Иван словно очаровывается красотой окружающего пространства, поставив её на высокие позиции. Кроме того, можно говорить о значении колдовских чар, ведь иногда персонажу приходится поступать, словно не по своей воле. Создается впечатление, будто какие-то неведомые силы ведут его, заставляя прислушиваться к знакам судьбы, а не к голосу разума.
Когда юноша ещё не появился на свет, мать обещала его Богу. По этой причине ему приходится сталкиваться с чарами судьбы. Они словно ведут его к тому, чтобы исполнить высшее предначертание. То есть странником движет предопределение, он не принимает самостоятельных решений.
Жанр
Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.
Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в XIX веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.
С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.