👼 завет бытия

«завет бытия» к. бальмонт

Анализ стихотворения Бальмонта «Завет бытия»

Стихотворение «Завет бытия» повествует о сущности творчества в представлении К. Д. Бальмонта. Впервые оно было опубликовано в 1901 году в номере 2 журнала «Жизнь» под заглавием «Из книги «Голоса природы». Это проникновенное произведение было впоследствии положено на музыку композитором Б. В. Асафьевым.

Стихотворение «Завет бытия» приоткрывает завесу тайны, окутывающую творческий процесс. Метафорически автор показывает, каковы источники его вдохновения, откуда он черпает мудрость. Лирический герой произведения подобно королевичу Елисею обращается к стихиям. Но в отличие от сказочного персонажа, он ищет не возлюбленную, а ответы на извечные человеческие вопросы: в чем смысл бытия, как вечно быть молодым и счастливым.

По очереди автор устами лирического героя спрашивает ветер, море и солнце. Причем название каждой стихии начинается с большой буквы. Автор олицетворяет их и, словно древний шаман, слушает их голоса. Каждый из этих духов символизирует какую-либо сторону человеческой натуры. Поэтому для настоящей счастливой жизни, по мнению поэта, необходимо, чтобы все аспекты души были проявлены ярко и полностью.

Ветер олицетворяет молодость, свежесть человека. Представляется, что пожелание «Будь воздушным, как ветер, как дым» провозглашает свободу, легкость выбирать путь и осуществлять смелые замыслы, способность дарить себя другим. На это самоотречение указывает и последняя строфа стихотворения, где древнегреческого врача Гиппократа «Сгорая сам, свети другим всегда». Только отдавая себя и свое творчество, можно стать светлым как заря. Кроме того, словами Моря, автор утверждает, что самопожертвование невозможно без полной отдачи:
Мне ответило звучное Море:
«Будь всегда полнозвучным, как я».

Идеи, заключенные в «Завете бытия», так важны для Бальмонта, что он обращает мало внимания на красоту самого стихотворения. Конечно, кружевное чередование мужских и женских окончаний в перекрестных рифмах придает ему благозвучия. Ритм стихотворения создается с помощью трехстопного анапеста и усиливается за счет анафор во всех трех строфах. Однако автор позволяет себе повторяться, используя одинаковые слова. «Ветер» рифмуется с «ветра», «море» – с «моря», а «солнце» – с «солнца». Во второй строфе «звучное Море» дает совет лирическому герою быть «полнозвучным».

Повторения, впрочем, не портят впечатления о произведении. Несмотря на эти нюансы, стихотворение звучит свежо и смело, достигая глубины души.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Придорожные травы

Спите, полумертвые увядшие цветы,

Так и не узнавшие расцвета красоты,

Близ путей заезженных взрощенные. Творцом,

Смятые невидевшим тяжелым колесом.

В час, когда все празднуют рождение весны,

В час, когда сбываются несбыточные сны,

Всем дано безумствовать, лишь вам одним нельзя,

Возле вас раскинулась заклятая стезя.

Вот, полуизломаны, лежите вы в пыли,

Вы, что в небо дальнее светло глядеть могли,

Вы, что встретить счастие могли бы, как и все,

В женственной, в нетронутой, в девической красе.

Спите же, взглянувшие на страшный пыльный путь,

Вашим равным — царствовать, а вам — навек уснуть,

Богом обделенные на празднике мечты,

Спите, не видавшие расцвета красоты.

*****

Анализ стихотворения Бальмонта «Завет бытия»

Стихотворение К. Бальмонта «Завет бытия» было написано в 1901 году. Это период творческого становления поэта, после нескольких разочарований в себе как в литераторе. Тема стихотворения «Завет бытия» – разговор лирического героя со стихиями. К. Бальмонт пытается донести идею о том, что истинное счастье человека в том, чтобы быть «полнозвучным», гореть для других. Идею можно рассматривать и сквозь призму мотива предназначения поэта, сущности поэтического искусства.

В центре произведения К. Бальмонта лирический герой, который завязывает разговор с ветром, морем и солнцем. В этих образах нетрудно узнать три из четырех стихий: воздух, воду и огонь. Таким образом, символист К. Бальмонт вплетает в философскую тему языческие мотивы. Стихии охотно раскрывают лирическому герою секреты счастья и молодости. Герой узнаёт, что нужно быть воздушным, как ветер, чтобы оставаться молодым. То есть нужно всегда быть готовым к новым свершениям, путешествиям, любить свободу. У моря следует поучиться полнозвучия. Под этой чертой К. Бальмонт, видимо, подразумевал смелость в мыслях и действиях. Солнце же своим примером учит гореть ради других.

Если читать стихотворение «Завет бытия» параллельно с биографией его автора, легко заметить, что он следовал воспроизведенным советам. В образе лирического героя можно найти не только черты поэта, но и аллюзию на королевича Елисея, который тоже искал истину в словах стихий.

Стихотворение К. Бальмонта «Завет бытия» метафорическое. Автор использует олицетворение, чтобы воспроизвести диалог человека и природы. Этот прием помогает не только усилить идейное звучание стиха, но и ввести в него дополнительный мотив единства людей и природы. Для характеристики образов поэт использует эпитеты: «свободный Ветер», «могучее Море», «высокое Солнце». Сила душевного порыва лирического героя выражается при помощи гиперболы: «как мне вспыхнуть светлее зари?».

Композиция стиха продиктована содержанием. Он поделен на катрены, каждый из которых – разговор с определенной стихией. На первый план в произведении выступает смысл, поэтому автор не особо задумывается над оформлением. В качестве рифмы в каждой строфе он использует повторение слов: ветра — ветер, моря — море, солнца, солнце. Рифма в стихотворении параллельная. Стихотворный размер — трехстопный анапест. Могущество Солнца, Ветра и Моря выражается оформлением их ответов в виде восклицательных предложений.

Стихотворение К. Бальмонта «Завет бытия» — гармоничное сплетение традиций символизма, философских и языческих мотивов.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» Анализ стихотворения Бальмонта «Бабочка» Анализ стихотворения Бальмонта «Осень» Анализ стихотворения Бальмонта «Бог и Дьявол»

Стихотворение Бальмонта К. Д. «Забытая колокольня»

                                          
И человек в человеке увидел врага.
                                          
То был первый великий грех.
                                          
И человек в женщине увидел игрушку страстей своих.
                                          
То был второй великий грех.
                                          
И полюбили они грехи свои, и возвели их в перл
                                          
созданья, и преступление смешали с красотой,
                                          
и опьянили себя чарами Искусства.
                                          
То был третий грех, величайший.
                                          
И мера их беззакония исполнилась.
                                                                                
Из Летописи Мира
1
Над забытой колокольней
Тает странный бледный свет,
Словно грусть о жизни дольней,
Той, в которой счастья нет.
Над забытой колокольней,
В свете сказочных огней.
Все печальней, недовольней
Сонмы бледные теней —
Тех, которые молились,
Преступления полны,
И неправдой утомились,
И в земле погребены,
Тех, которые молились,
Возмущаясь тишиной,
И навеки удалились,
Удалились в мир иной.
2
Лес молчит во сне,
Сон его могилен.
Только в тишине
Стонет мрачный филин.
Красная Луна
Между елей тонет.
Всюду тишина,
Только филин стонет.
Лес молчит и спит,
Сон увидел чудный.
Кто-то был убит,
Здесь, в глуши безлюдной.
3
Много лет тому назад
Звезды таяли в тумане.
Ночью брата встретил брат,
На лесной глухой поляне.
Ночью брата встретил брат,
Смутно дрогнул мрак глубокий.
В эту ночь у райских врат
Плакал ангел одинокий.
4
И тысячи ангелов, тысячи Гениев Света,
В пределах небесных скорбели над сонной Землей,
Искали у Бога тревожным вопросам ответа,
И лучшие звезды, бледнея, подернулись мглой.
Но Бог не ответил, зачем допустил преступленье,
И падали звезды в пространстве одна за другой,
Узнавши, что им за мятеж суждено в искупленье —
Дышать и дрожать над пустыней тревоги людской.
5
В темноте миллионы теней
Погребальным идут хороводом.
И при свете болотных огней
Исчезает народ за народом.
И не в силах безумцы понять,
Что вращаются в круге замкнутом,
Что неверных огней не догнать
И нельзя отдаваться минутам,-
Что помимо звериных страстей
Есть иное святое блаженство —
Красота первозданных Идей,
Гармоничных миров совершенство.
И безумцы не в силах постичь
Бесконечную прелесть познанья,
И не слышать немолкнущий клич,
Отдаленный восторг Мирозданья.
6
Мы цветы срывали, нам цветы цвели,
Разные дороги к счастью нас вели.
Нам светили звезды, Солнце и Луна,
Все для нас погасло, всюду тишина.
Мы цветы сорвали, больше нет цветов,
Звезды утонули в бездне облаков.
Разными путями к смерти мы пришли,
Счастия искали, счастья не нашли.
7
Лес молчит во сне,
Сон его туманен.
В мертвой тишине
Кто-то в сердце ранен.
Там волна к волне
В озере стремится.
В мертвой тишине
Тень, одна, томится.
Лес молчит во сне,
Слышит: Кто-то стонет.
В водной глубине
Женский образ тонет.
8
Русалка очнулась на дне,
Зеленые очи открыла,
И тут же на дне, в стороне,
Родного ребенка зарыла.
И слышит, как бьется дитя,
Как бредит о мире свободном.
Русалка смеется, шутя —
Привольно ей в царстве подводном.
И долгие годы пройдут,
Русалка в воде побелеет,
И люди русалку найдут,
Когда глубина обмелеет.
И люди русалку найдут
Застывшим немым изваяньем,
Дивиться искусству придут,
Молчанью молиться молчаньем.
То будет в последние дни,
Когда мы простимся с Мадонной,
Над бездной засветим огни,
Услышим свой марш похоронный.
9
Что же там за странный гул?
Ты сказал, что мир уснул.
Ты сказал, что темный лес
Спит в безмолвии чудес,
Дремлет сказкой быстрых дней,
Бредит грезами теней.
Долгий мрачный гул встает.
Это колокол поет!
Совесть грозная земли,
Говорит: «Восстань! Внемли!»
Это колокол гудит,
Долгим гулом сердцу мстит
За греховные мечты
Искаженной красоты.
10
«Вы умершие, вы мертвые, хоть кажетесь живыми,
Вы закончили кружение в жестокой пустоте.
Вы, упорствуя, играете костями роковыми,
Но грозит уж срок содвинутый, и вы уже не те.
«Все исчерпано, окончено, проиграно, чужое,
Вам лишь тление, гниение средь черной темноты.
Если ранее томились вы, томленье будет вдвое,
Вы — лишь прах от растоптания убитой Красоты».

Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи – ничем не скованная творческая натура поэта. Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека. Лирический сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья». Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели» и так далее. Образы Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья». «Фантазия» пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом дожде»; даже сны – ясные и светлые. «Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья, дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся. Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез – тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе – риторические вопросы. Общее впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.

8559

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Стихотворение Бальмонта К. Д. «Раненый»

Я насмерть поражен своим сознаньем, Я ранен в сердце разумом моим. Я неразрывен с этим мирозданьем, Я создал мир со всем его страданьем. Струя огонь, я гибну сам, как дым. И, понимая всю обманность чувства, Игру теней, рожденных в мире мной, Я, как поэт, постигнувший искусство, Не восхищен своею глубиной. Я сознаю, что грех, и тьма во взоре, И топь болот, и синий небосклон — Есть только мысль, есть призрачное море, Я чувствую, что эта жизнь есть сон. Но, видя в жизни знак безбрежной воли, Создатель, я созданьем не любим. И, весь дрожа от нестерпимой боли, Живя у самого себя в неволе, Я ранен насмерть разумом моим.

См. также Константин Бальмонт — стихи (Бальмонт К. Д.) :

Рассвет

Медленные строки Я помню. Ночь кончалась, Как будто таял дым. И как.

Резигнация

Звучная волна забытых сочетаний, Шепчущий родник давно-умолкших дней.

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Фантазия»

Стихотворение К.Бальмонта «Фантазия» написано в 1894 году и вошло в первый сборник стихотворений поэта. «Фантазия» отличалась от других произведений Бальмонта того периода лёгкостью и изяществом. Лирический герой восхищается увиденным, как будто забывая, что все образы возникают лишь в его воображении. Символист Бальмонт продолжает традиции романтизма с его двоемирием. Автор раскрывает красоту зимнего леса: «Шепчут сосны, шепчут ели, в мягкой бархатной постели им отрадно почивать».

В зимнем пейзаже есть что-то таинственное, даже колдовское, волшебное:

Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют

И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.

Этот мир идеален, но очень хрупок. Интересен образ луны, традиционный и для романтизма, и для символизма. Этот образ-символ придаёт стихотворению загадочность и в то же время олицетворяет смятение в душе лирического героя, в которой происходящее находит отклик. Его «томит тревога, жажда веры, жажда Бога».

Стихотворение состоит из трёх восьмистиший, оно написано восьмистопным хореем. Женская рифма (сиянье – изваянье) чередуется с мужской (берёз – грёз). Всё это придаёт звучанию стихотворения гармоничность.

Выразительность, эмоциональность стихотворения создаётся при помощи многочисленных тропов: сравнения («как живые изваянья»), метафоры («в искрах лунного сиянья»), эпитетов («вещий лес»), олицетворения (лес «дремлет»), а также синтаксических средств: риторических вопросов («Что их мучит?»), анафоры (повтор слов «что», «точно» в начале предложений и строк), рядов однородных членов («чары ясных, светлых снов»).

Я буду ждать

Я буду ждать тебя мучительно,

Я буду ждать тебя года,

Ты манишь сладко-исключительно,

Ты обещаешь навсегда.

Ты вся — безмолвие несчастия,

Случайный свет во мгле земной,

Неизъясненность сладострастия,

Еще не познанного мной.

Своей усмешкой вечно-кроткою,

Лицом всегда склоненным ниц,

Своей неровною походкою

Крылатых, но не ходких птиц,

Ты будишь чувства тайно-спящие, —

И знаю, не затмит слеза

Твои куда-то прочь глядящие,

Твои неверные глаза.

Не знаю, хочешь ли ты радости,

Уста к устам, прильнуть ко мне,

Но я не знаю высшей сладости,

Как быть с тобой наедине.

Не знаю, смерть ли ты нежданная,

Иль нерожденная звезда,

Но буду ждать тебя, желанная,

Я буду ждать тебя всегда.

*****

Стихотворение Константина Бальмонта «Великое ничто»

Моя душа — глухой всебожный храм, Там дышат тени, смутно нарастая. Отраднее всего моим мечтам Прекрасные чудовища Китая. Дракон — владыка солнца и весны, Единорог — эмблема совершенства, И феникс — образ царственной жены, Слиянье власти, блеска и блаженства. Люблю однообразную мечту В созданиях художников Китая, Застывшую, как иней, красоту, Как иней снов, что искрится, не тая. Симметрия — их основной закон. Они рисуют даль — как восхожденье, И сладко мне, что страшный их дракон — Не адский дух, а символ наслажденья. А дивная утонченность тонов, Дробящихся в различии согласном, Проникновенье в таинство основ, Лазурь в лазури, красное на красном! А равнодушье к образу людей, Пристрастье к разновидностям звериным, Сплетенье в строгий узел всех страстей, Огонь ума, скользящий по картинам! Но более, чем это всё, у них Люблю пробел лирического зноя. Люблю постичь сквозь легкий нежный стих Безбрежное отчаянье покоя. 2 К старинным манускриптам в поздний час Почувствовав обычное призванье, Я рылся между свитков — и как раз Чванг-Санга прочитал повествованье. Там смутный кто-то,— я не знаю кто,— Ронял слова печали и забвенья: «Бесчувственно Великое Ничто, В нем я и ты — мелькаем на мгновенье. Проходит ночь — и в роще дышит свет, Две птички, тесно сжавшись, спали рядом, Но с блеском дня той дружбы больше нет, И каждая летит к своим усладам. За тьмою — жизнь, за холодом — апрель, И снова темный холод ожиданья. Я разобью певучую свирель. Иду на Запад, умерли мечтанья. Бесчувственно Великое Ничто, Земля и небо — свод немого храма. Я тихо сплю,— я тот же и никто, Моя душа — воздушность фимиама».

<�Февраль 1900>

Золотая рыбка

В замке был веселый бал,

Музыканты пели.

Ветерок в саду качал

Легкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьяненные весной,

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

Хоть не видели ее

Музыканты бала,

Но от рыбки, от нее,

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнет, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Снова скрипка зазвучит,

Песня раздается.

И в сердцах любовь журчит,

И весна смеется.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

Оттого что там в пруду —

Золотая рыбка.

*****

Размер, рифма и тропы

Стихотворение написано в размере трехстопного анапеста, относится к философской лирике по жанру и имеет перекрестную рифмовку (Ветра – молодым – Ветер – дым), где закрытая рифма есть только в первом катрене, далее все открытые.

Композиция трехчастотная, где в каждой части автор обращается к своей стихии – ветру, морю и солнцу.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (свободный ветер, могучее море, высокое солнце, великий завет)
  2. Олицетворения (играющий ветер, ответило море (солнце, ветер), душа услыхала).
  3. Метафора (вспыхнуть светлее зари).

Стихотворение дает ответ, как идти человеку по дороге жизни, чтобы к её финалу не было стыдно, после тебя осталось что-то светлое, а люди провожали в последний путь словами благодарности.

Путь на вершину – шаг 1901

В 1901 году Константин Дмитриевич уже добился славы, но дорога к ней пролегала через множество терний. Была и попытка суицида, и негативная критика первых стихов, и судорожный поиск своего стиля.

Сейчас все это позади, но поэт не желает останавливаться, он хочет расти и дальше, открывая для себя тайны мироздания и передавая их другим в поэтической форме.

У кого спросить дорогу, у кого получить ответ, если ты на Олимпе и люди остались внизу у подножья? Только у стихий, созданных Богом – Ветра, Моря и Солнца.

К ним автор и обращается в стихотворении, задавая сложные вопросы, ответы на которые указывают лирическому герою путь для дальнейшего созидания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: