Темы, проблемы, настроение
Основные темы лирики Анненского сопоставимы с темами французских символистов эпохи декаданса, которым были присущи пессимизм, бросание вызова обществу. Тема смерти, тема тоски, одиночества, тема совести, тема любви являются основными в творчестве Иннокентия Анненского. Основная тема стихотворения «Снег» – это симбиоз двух тем, тоски и смерти.
- Иннокентий Фёдорович был «не очень верующим». Создавая стихотворения на тему смерти, которых у автора достаточное количества, он не видел продолжение жизни, которую очень любил, после ухода, что не могло не нагонять тоску.
- Тема тоски – это лейтмотив, проходящий через все произведения автора. Для него она определяется однообразием жизни, воспоминаниями об ушедшем.
- Хотя темы не из ряда жизнерадостных, у Анненского они имели оттенок жизнелюбия. Во всех произведениях автора просматривается безграничное желание жить, что побуждает по-новому взглянуть на излюбленные автором темы.
Настроение стихотворения «Снег», опираясь на цветовой символизм автора, можно назвать «сиреневым». Оно нестабильное, меняющееся, как и мысли в голове, перетекающее. Послевкусие у данного стихотворения приятно-тоскливое, что так же непривычно для восприятия.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Снег» написано в жанре элегия, что полностью оправдывает задумчивое, печальное настроение, присущее данному жанру.
Может показаться, что И. Ф. Анненский принадлежит к такому течению, как символизм. Да, от части, это так. Но у автора свой, особый, преломлённый символизм, основанный на романтизме, которому больше подойдет определение «психологический символизм».
Описание природы, пейзажей, мотив некой печали и философичность, тайный смысл, переданный через символы и образы – это группа особых признаков, характерных для пейзажной лирики Анненского.
Размер стихотворения «Снег» – двустопный анапест. Рифмовка – перекрёстная, с чередованием женкой и мужской рифмы.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Снег» написано в жанре элегия, что полностью оправдывает задумчивое, печальное настроение, присущее данному жанру.
Может показаться, что И. Ф. Анненский принадлежит к такому течению, как символизм. Да, от части, это так. Но у автора свой, особый, преломлённый символизм, основанный на романтизме, которому больше подойдет определение «психологический символизм».
Описание природы, пейзажей, мотив некой печали и философичность, тайный смысл, переданный через символы и образы – это группа особых признаков, характерных для пейзажной лирики Анненского.
Размер стихотворения «Снег» – двустопный анапест. Рифмовка – перекрёстная, с чередованием женкой и мужской рифмы.
Применённые художественные приёмы
Анализируемое произведение написано литературным языком, богатым на выразительные средства. Ритмика и интонация меняются на протяжении стиха: чёткий строгий такт первых строк нарастает к концу второй строфы за счёт анафоры и обрывается при помощи восклицательного знака, меняясь на более мягкий и распевный рисунок второй части «Снега».
В этом стихотворении Анненский использует следующие литературно-художественные приёмы:
- Размер — анапест, трёхсложный с ударением на третий слог, причём в нечётных строках по семь слогов, а чётные короче — по шесть;
- Рифма — перекрёстная, из четырёх строчек строфы первая рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой;
- Олицетворение — снег описан как живое существо, он «ложится усталый» и «ослабелый от нег»;
- Анафора — во второй строфе три строчки начинаются с одного местоимения «этот»;
- Эпитеты — много разнообразных оригинальных ярких определений, например, лёд «нищенский» и «заплаканный»;
- Сравнение — сны «словно стада в тумане».
Интерес к необычайно тонкой, изящной и образной лирике Иннокентия Анненского неуклонно растёт с годами. Загадочная недосказанность его поэзии, как и малочисленность достоверных сведений о его биографии, привлекают современных исследователей и ставят перед ними серьёзную задачу — оценить наследие творческого, талантливого и высоконравственного человека, выделить для него достойное место в истории великой русской словесности.
Вариант №2
У каждого поэта, который пишет стихотворения, есть своя любимая пора года, у Анненского Иннокентия таким временем является зима. Замечательные строки написал поэт, но они слишком печальны. Видимо писатель догадывался о скорой своей кончине, и каждая строка пропитана болью Анненского. Иннокентий написал, что зима прекрасна, но так тяжело ему нести эту обузу, он писал это о своей жизни, что крест его большой и тяжелый. Поэт очень любил жизнь и в последнюю зиму своей жизни пытался передать всю красоту природы, несмотря на приближающуюся кончину. У писателя было очень много друзей, которые после его смерти опубликовали многие его стихотворения одним из них, и было стихотворение «Снег». Друзья нашли около пяти версий произведения, но именно это он положил в отдельную папку для публикации.
Анненский считал, что зима является неким перерождением, но не каждый сможет проснуться после пробуждения. Автор пишет, что устал от этой жизни и не может больше радоваться красоте природы, а говорит, что она не так прекрасна. Ведь зимой очень много грязи, а такие красивые блестящие глыбы льда похожие на драгоценные камни растают и превратятся в лужи весной. В душе поэта борются два человека, один все в этой жизни украшает, а другой знает настоящее и не хочет себя обманывать. Писатель не хочет вспоминать о прошлом и его неприятностях, а лишь готов смотреть правде в глазе, ведь ему осталось совсем немного времени.
За окном своего имения Анненский видит обычную зиму, которую всегда привык превращать в волшебное время года. Праздники и яркий белый снег это лишь ширма иллюзии, созданная поэтом, на самом деле все не так прекрасно как он об этом пишет. В строках стихотворения писатель будто пытается уйти от самого себя, но он уже прекрасно понимает, что это напрасно. Анненский признается, что действительно любит эту пору года, и она ему очень нравится. В воздухе витает дивный аромат, а все вокруг преображается до неузнаваемости. Холод зимы будто приводит в чувство поэта и возвращает его в реальный мир. Иннокентий Анненский больше не хочется прятаться за иллюзией, а готов идти навстречу своей судьбе. С каждым выпавшим снегом на землю часы жизни писателю неумолимо тают.
Анненский пишет, что совсем скоро придет весна и природа очнется ото сна и все наполнится новыми красками. Для себя же писатель давно решил, что пробуждение для него не будет, ведь он чувствовал скорую свою кончину. Не одно стихотворение Анненского радовало глаз читателя. Все его окружение всегда видели в писателе романтического человека с непростой судьбой, но это не помешало ему писать такие замечательные строки. Хоть зима и принесла печаль писателю, но он не унывал и смог красиво описать красоту родной природы. Даже, несмотря на то, что с его окна был виден обрыв, но когда на него ложился снег, это выглядело сказочно. Анненский в последнюю зиму переосмыслил всю свою жизнь, но не хотел омрачать последние месяцы своей жизни. Данное стихотворение было напечатано уже после его смерти, но его поклонники смогли оценить мастерство Анненского.
Краткий анализ
История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.
Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – анапест с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.
Средства выразительности
Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:
-
Эпитеты –
“грузный полёт”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”
. -
Метафоры –
“дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”
. -
Сравнение –
“точно стада в тумане непорочные сны”
.
Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.
Композиция
Стихотворение «Снег» состоит из 5 катренов. Композиционно его можно разделить на две части.
Первая часть – это первые два четверостишия, в которых автор пишет о неприятных для него нюансах зимы. Следует отметить, что Иннокентий Фёдорович провёл параллель между временем года «зима» и «зимним» возрастом человека
То есть, строки «от нее даже дыму не уйти в облака…» можно расшифровать, как неизбежность старости и всех изменений, связанных с возрастом.
Вторая композиционная часть – это последующие 3 строфы, в которых автор, напротив, концентрирует всё своё и наше внимание на прекрасной детали – снеге.
Также можно отделить от второй части крайнюю строфу, обосновав это тем, что, по содержанию и настроению, она выделяется как из второй части, так и из стихотворения в целом. Третье четверостишие – это мысли о том, что весна уже не наступит. «На томительной грани всесожженья весны» — это размышление, предчувствие приближения ухода.
Опять же, проводя параллель и сопоставляя данное стихотворение с жизнью поэта, можно назвать его прощанием с жизнью, друзьями, творчеством.
- Первая часть стихотворения – это описания тягот прогрессирующего недуга автора.
- Вторую часть можно назвать поиском чего-то хорошего в сложившихся обстоятельствах, или же вторая часть – это тёплые воспоминания о прожитой жизни.
- Третья часть – это смирение.
Анализ Снег
Русские поэты часто в своих произведениях описывали времена года. Поэтическое слово – прекрасный инструмент, позволяющий раскрыть особенности природных явлений, погоду и окружающий пейзаж. Особо излюбленными и колоритными являются литературные описания зимних дней. Читатель с легкостью рисует в своем воображении разные картины: морозный ясный день, бегущих по льду лошадей, а, может, и настоящую метель за окном и вьюгу в чистом поле. Безусловно, главный герой зимних стихов – это сам снег.
Поэты Серебряного века, к которым причислял себя и Иннокентий Анненский, обладали удивительной способностью, отличавших их от всех прочих авторов жанра, — могли самым необычным образом при помощи нестандартных метафор, эпитетов и гипербол показать обычные явления, например, снег. В целом поэзия рубежа 19 и 20 веков наполнена глубоким смыслом, в лирических произведениях судьба человека отражает судьбу целой эпохи, а его внутренний мир с тайными закоулками души транслируется через восприятие природы. Но какой «Снег» Анненского?
Поэт показывает две ипостаси зимы, рисует два противоположных образа снега. Композиция произведения условно разделена на две смысловые части. В первых двух четверостишьях стихотворения мы видим зиму как тяжкую обузу, тяжелое бремя. В ней нет ничего прекрасного, ничто не радует глаз. Лед вместо искристого и серебристого – «нищенски синий и заплаканный», сам снег не легкий и пушистый, как обычно пишут в стихах, а грузный. Такое описание этого времени года непривычно, оставляет тягостные впечатления. Кажется, что душа поэта страдает, она наполнена тяжелыми предчувствиями.
Для лучшего понимания эмоционального настроя автора необходимо обратиться к событиям его жизни того времени. В 1906 году Анненский увольняется с должности директора знаменитого Царскосельского лицея. Его преследуют различные неудачи и неурядицы. Расстраивает поэта и тот факт, что печать его новых произведений постоянно откладывается по соображениям царской цензуры. Стихотворение «Снег» написано зимой 1909 года, в этом же году поэт скоропостижно умирает от инфаркта. Говорят, что творческие люди могут предчувствовать свою кончину. Среди его рукописей было обнаружено пять вариантов этого произведения, но только одну из них поэт положил в папку для публикации. Кажется, что Анненков выверял каждое слово и прочувствовал каждую строчку. Произведение было напечатано друзьями поэта в посмертном сборнике.
Содержание второй части стихотворения более позитивное и даже жизнеутверждающее. Автор говорит о том, что все-таки любит зиму. Особенно его вдохновляет снег последний, талый, поскольку он является предзнаменованием наступления весны и долгожданного пробуждения природы. Поздний снег у Анненского «сверкающе белый» и «сиреневый». Кажется, что от былой грусти не осталось и следа, потому что жизнь в эти моменты наполняется радостной гармонией.
Очевидно, что в одном произведении соединились два противоположных описания зимы. Одно – гнетущее, почти траурное, другое – легкое и оптимистичное. Мы можем предполагать, что автор при написании стихотворения испытывал противоречивые чувства. Прогрессирующая болезнь усугубляла моральное состояние Анненского. Последние дни жизни больной поэт не имел возможности выходить из дома. В четырех стенах, находясь вдали от светской жизни, он продолжает творить. Снег, увековеченный в стихах, он наблюдал из окна. Осознанно или случайно это стихотворение становится авторским прощанием с творчеством, друзьями и жизнью, его последним поэтическим вздохом.
Тематика, жанр и композиция
Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.
Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.
Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:
- Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
- Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.
Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.
Композиция
Стихотворение «Снег» состоит из 5 катренов. Композиционно его можно разделить на две части.
Первая часть – это первые два четверостишия, в которых автор пишет о неприятных для него нюансах зимы. Следует отметить, что Иннокентий Фёдорович провёл параллель между временем года «зима» и «зимним» возрастом человека
То есть, строки «от нее даже дыму не уйти в облака…» можно расшифровать, как неизбежность старости и всех изменений, связанных с возрастом.
Вторая композиционная часть – это последующие 3 строфы, в которых автор, напротив, концентрирует всё своё и наше внимание на прекрасной детали – снеге.
Также можно отделить от второй части крайнюю строфу, обосновав это тем, что, по содержанию и настроению, она выделяется как из второй части, так и из стихотворения в целом. Третье четверостишие – это мысли о том, что весна уже не наступит. «На томительной грани всесожженья весны» — это размышление, предчувствие приближения ухода.
Опять же, проводя параллель и сопоставляя данное стихотворение с жизнью поэта, можно назвать его прощанием с жизнью, друзьями, творчеством.
- Первая часть стихотворения – это описания тягот прогрессирующего недуга автора.
- Вторую часть можно назвать поиском чего-то хорошего в сложившихся обстоятельствах, или же вторая часть – это тёплые воспоминания о прожитой жизни.
- Третья часть – это смирение.
Анализ стихотворения Анненского «Снег»
В поэзии Анненского удивительным образом сливается реальный мир, глубокое интеллектуальное осмысление окружающего, эмоциональное восприятие. Реальность, интеллект и эмоции переплетаются самыми причудливыми и каждый раз новыми способами в том неповторимом изысканном стиле, который был присущ только Анненскому.
Стихотворение состоит из 5 строф. Размер-анапест. Стопа: трехсложная, с ударением на третьем слоге. Рифмовка-перекрестная.
У Анненского особая символика цвета: синева льда сцеплена с нищенством, нищенский — потому и заплаканный, но лед заплакан, вероятно, еще и потому, что местами подтаял и на нем проступает вода.
Анафора — это (единоначатие) повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Этот грузный полет,
Этот нищенский синий
То сверкающе белый,
То сиреневый снег.
Эпитет — это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое — либо характерное свойство, качество. Снег-талый, усталый, сиреневый.
Этот нищенский синий И заплаканный лед!
Средства выразительности
Написано стихотворение «Снег» максимально эмоционально. Высокая напряженность просматривается в каждой строчке, прочитывается в красноречивых эпитетах, анафорах, метафорах и сравнениях. Для передачи собственных чувств поэт прибегает к многочисленным тропам, добавляющим произведению выразительности. Главная художественная задача используемых поэтом приемов заключается в перенесении читателя в комнату больного, сопереживании мастеру.
В стихотворении Иннокентия Анненского «Снег» встречаются следующие художественные приемы:
- Эпитеты. Например, «грузный полет», что говорит об отягощении души автора идущим снегом. «Нищенский синий и заплаканный лед» — передает эмоции поэта, который последние свои дни проживает в серых буднях, а за окном стоит пурга, не имеющая красок жизни. «Ослабленный сиреневый снег», будто он сам скоро закончится и разрушится теплыми солнечными лучами весны. «Непорочные сны» отождествляются с последними минутами жизни и пробуждением природы.
- Метафоры. Например, «дыму не уйти в облака», ведь постоянная завируха действительно не дает никому спокойно пройти. «Выси открыв» — каждый человек когда-то находится на пике своего жизненного пути, когда есть к чему стремиться, есть силы бороться, но, устав от преград и болезней, он сдается, как и падающиие на землю осадки («снег ложится на обрыв»).
- Сравнения. «Точно стада в тумане непорочные сны», что и говорит о скором конце зимы, как и приближающейся кончине Анненского.
- Анафора, позволяющая создать единую картину, целостную и непрерывную, словно поэт пишет обо всем, что видит за окном. Повторение отдельных слов и оборотов позволяет ему усилить атмосферу грусти и печали.
В своей поэзии Иннокентий Федорович использовал гармоничное слияние реальности, глубокого интеллектуального осмысления всего происходящего, эмоционального восприятия ситуаций и собственного мнения. Все это переплетается в строках, среди которых прочитываются новые способы подачи и неповторимость изысканного авторского стиля.
Например, синие оттенки льда отождествляются с нищенством. А это подобно плачу человека, которому осталось прожить не так долго. Лед плачет не только потому, что скоро придет весна, которую автору увидеть не удастся, но и потому, что местами он подтаял, на нем проступает вода и тоненькие ручейки.
Все эти художественные приемы помогли Иннокентию Федоровичу передать, насколько тонка грань между настоящим, прошлым и будущим, которую под силу перешагнуть далеко не каждому человеку. Вероятнее всего, ему хотелось в последний раз увидеть, как пробуждается природа, о которой Анненским написано довольно много поэтических строк («Маки», «Аметист», «Сентябрь» и пр.), но этому не суждено случиться. Но именно «Снег» стал для него роковым и одновременно самым особенным, значимым произведением, публикация которого была запланирована на ближайшее будущее.
https://youtube.com/watch?v=TYQ_CH_I13U
LiveInternetLiveInternet
Иннокентий Фёдорович Анненский
Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка… От нее даже дыму Не уйти в облака.
Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед!
Но люблю ослабелый От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…
И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,
Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.
Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.
Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.
Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одному из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями
О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации
О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.
Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.
В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.
pishi-stihi.ru