Вклад бородина в науку и мировую культуру кратко

Александр порфирьевич бородин

Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)

«Бородино» — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать на­родный взгляд на войну. И его лирический ге­рой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:

  • — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,
  • Французу отдана?
  • Ведь были ж схватки боевые,
  • Да, говорят, еще какие!
  • Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
  • Старый солдат сравнивает былое время с на­стоящим, людей своего поколения и людей мо­лодых:
  • — Да, были люди в наше время,
  • Не то, что нынешнее племя:
  • Богатыри — не вы!
  • Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.

Но они бились за свободу своей родины и умира­ли за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление вол­новало солдат — все ждали сражения. И вот на­конец было выбрано место для боя.

  1. И вот нашли большое поле:
  2. Есть разгуляться где на воле!
  3. Построили редут.
  4. Становится ясно, что рассказчик — в прошлом артиллерист («Забил заряд я в пушку туго»). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгады­вать — нужно биться за свою землю:
  5. Что тут хитрить, пожалуй к бою;
  6. Уж мы пойдем ломить стеною,
  7. Уж постоим мы головою За родину свою!

Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений («Что толку в этакой безделке?»), все ожидали третий день, который обещал быть ре­шающим.

Стали слышны разговоры: «Пора до­браться до картечи!» Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, «как ликовал француз».

Русские же разбили тихий бивак, где готовились к пред­стоящей схватке — кто-то чистил избитый ки­вер, кто-то точил штык.

Но все изменилось, лишь только рассвело: «все шумно вдруг зашевелилось», образовались строи солдат. Здесь рассказчик говорит о своем командире, который погиб в сражении: «Пол­ковник наш рожден был хватом: / Слуга царю, отец солдатам…» Полковник произнес речь пе­ред солдатами, призывая их на бой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

  • Умремте же под Москвой,
  • Как наши братья умирали!»
  • Автор передает напряженность боя, говорит, что их редут воевал с огромным количеством про­тивников: перед ними «побывали и промелькну­ли» и «уланы с пестрыми значками», и «драгу­ны с конскими хвостами». Напряженность битвы передается подбором особой лексики:
  • Вам не видать таких сражений!
  • Носились знамена, как тени,
  • В дыму огонь блестел,
  • Звучал булат, картечь визжала,
  • Рука бойцов колоть устала,
  • И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
  • Он гордится тем мужеством, которое проявля­ли русские солдаты в Бородинской битве:
  • Изведал враг в тот день немало,
  • Что значит русский бой удалый,

Самодельные краски и концерт для флейты в 13 лет


Андрей Деньер. Портрет Александра Бородина (фрагмент). 1848. Историко-литературный журнал «Исторический вестник», т. 28. Санкт-Петербург: Типография А.С. Суворина, 1887

В 1843 году умер отец. Незадолго до смерти Гедианов дал сыну вольную грамоту. Мать вскоре стала жить с учителем немецкого языка Федором Федоровым. В 1846 году он познакомил Александра Бородина с Михаилом Щиглевым — сыном преподавателя математики в Царскосельском лицее. Детей решили обучать вместе: так было дешевле нанимать педагогов по каждому предмету. Щиглев вспоминал: «Федоров уговорил моих родителей отдать меня в Петербург, в семейство Саши Бородина, чтоб ближе было ходить в 1-ю гимназию, куда меня хотели отдать, и чтоб готовиться по наукам вместе Таким образом, я переехал в дом к матери Бородина». В дом приходили учителя по русскому, французскому и немецкому языкам, истории, географии, математике, рисованию и черчению. По сложности материала программа мало отличалась от Царскосельского лицея — за планом учебных занятий следил отец Щиглева. Ученикам также преподавали танцы и музыку.

Когда Александру Бородину было 13 лет, он сочинил свой первый концерт для флейты с фортепиано. Композитор исполнял партию флейты, Щиглев — фортепиано. Преподаватель по музыке похвалил произведение и посоветовал ученику продолжать писать. Вскоре Бородин закончил трио для двух скрипок и виолончели. Мать издала пьесы сына

В предисловии было написано: «Просим читателей обратить внимание на новое прекрасное сочинение адажио для фортепиано, написанное А. Бородиным

В этом небольшом произведении столько души и творческой силы, что мы заранее поздравляем любителей музыки с новым талантом».

Однако музыка была не единственным увлечением Александра Бородина. Свою комнату он превратил в импровизированную химическую лабораторию: на подоконниках стояли банки с растворами, на столе — колбы, трубки и горелка. Будущий композитор читал книги по химии, сам делал акварельные краски к уроку рисования и экспериментировал с фейверками. Он решил превратить увлечение в профессию: в 1850 году Александр Бородин поступил на медицинский факультет Медико-хирургической академии. Сделать это было непросто: закон не позволял бывшим крепостным получать высшее образование. Тогда мать пошла на хитрость. Авдотья Антонова договорилась с чиновником в Тверской губернии, и тот приписал Александра Бородина к купечеству третьей гильдии. Композитор сначала сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой петербургской гимназии, потом — вступительные в академию, и все — на отлично.

Примечания[ | ]

  1. 12Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. Archivio Storico Ricordi — 1808.
  3. Архив изобразительного искусства — 2003.
  4. 12Грушке Н. Бородин, Александр Порфирьевич //Русский биографический словарь — СПб.: 1908. — Т. 3. — С. 266—272.
  5. 12, Риман Г. Бородин //Музыкальный словарь :Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель, пер. Б. П. Юргенсон — М.: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. — Т. 1. — С. 145—146.
  6. 12 Borodin, Alexander Porfyrievich (англ.) //Encyclopædia Britannica — 11 — NYC: 1911. — Vol. 4. — P. 266.
  7. 12 Бородин Александр Порфирьевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 3 : Бари — Браслет. — С. 577—578.
  8. 123 https://www.francemusique.fr/personne/alexandre-borodine
  9. Фролов Н. На родине «Князя Игоря» Архивная копия от 17 января 2014 на Wayback Machine
  10. Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 13.
  11. Фигуровский, Соловьёв, 1950, с. 157.
  12. Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 15.
  13. Грушке Н. Бородин, Александр Порфирьевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  14. Гольдштейн М. Ю., Соловьёв Н. Ф. Бородин, Александр Порфирьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 20.
  16. Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 25.
  17. Цит. по: Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 29.
  18. Воробьёва Е. Б. Бородин // БРЭ. — Т. 4. — С. 59.
  19. Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 34.
  20. М.: Тип. Моск. ун-та, 1859.
  21. Г. Солигалич Костромская область Санаторий им. А. П. Бородина (неопр.) . Инфоурок. Дата обращения: 21 сентября 2021.
  22. Бородин А. П. Воспоминания о Мусоргском // Письма. — Вып. IV. — М.-Л.: Музгиз, 1950. — С. 297.
  23. Бородин А. П. Воспоминания о Мусоргском // Письма Бородина. — Вып. 4. — М.-Л., 1950. — С. 297—298.
  24. Булычева А. В. op. cit., с. 40.
  25. Бородин не входил в комитет из 30 учёных, занимавшихся формулировкой фундаментальных научных проблем, но принимал участие в голосованиях (Булычева А. В. op. cit., с. 43.).
  26. Воробьёва Е. Б. Бородин // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2019); дата обращения: 19.05.2019.
  27. Булычева А. В. op. cit., с. 54.
  28. Булычева А. В. op. cit., с. 83.
  29. Шохоль К. Высшее женское медицинское образование в России // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 37. — 1912. — № 2. — С. 172—174.
  30. Доброславин А. П. Воспоминания о А. П. Бородине // А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., текстол. ред., вступ. ст. и коммент. А. Зориной. — М.: Музыка, 1985. — С. 157. — 288 с.
  31. Доброславина (урожд. Потёмкина) Мария Васильевна (1847—1932), жена профессора А. П. Доброславина.
  32. Доброславина М. В. Воспоминания // А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост. А. Зорина. — М.: Музыка, 1985. — С. 182—186.
  33. Воробьева Е. Б. Бородин // БРЭ (электронная версия)
  34. Воробьева Е. Б. Бородин // БРЭ (электронная версия)
  35. Henry W. Simon. 100 great operas and their stories. — New York: Doubleday, 1989. — ISBN 0385054483 9780385054485.
  36. Воробьева Е. Б. Бородин // БРЭ (электронная версия).
  37. Тематический подзаголовок симфонии принадлежит В. В. Стасову.
  38. Булычёва А. В. Тайные игры: хождение по кругам // Искусство музыки: теория и история (журнал Государственного института искусствознания), 2014. № 10—11. С. 1—35.
  39. Булычева А. В. op. cit., с. 93
  40. Известна также в оркестровке А. К. Глазунова.
  41. Не путать с одноимённой песней М. П. Мусоргского, написанной на тот же текст.
  42. Булычёва А. В. Могут ли «попевки» быть «бородинскими»? // Научный вестник Московской консерватории, 2015. № 1. — С.154.
  43. Касаткина С. В. Композитор А. П. Бородин в усадьбе Соколово // Усадьбы Заволжья. — М.: Планета, 2012. — С. 79—93. — 240 с. — ISBN 978-5-903162-30-7.
  44. Государственный квартет имени Бородина (неопр.) .ГКБУК «Пермская краевая филармония» .
  45. д. м. н. Земскова З. С. Симфонический оркестр им. А. П. Бородина ЦДУ РАН: История. Современность. Концерты.(неопр.) .narod.ru .
  46. О школе: Историческая справка (неопр.) .ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина» .
  47. Единственный в мире (неопр.) .Администрация Камешковского района (1 декабря 2010).
  48. 1 рубль 1993 года «Бородин А. П., 160 лет со дня рождения». Описание, стоимость, разновидности (неопр.) .Деньги России: от истоков до современности .
  49. Александр Порфирьевич Бородин — Евгений Максимович Браудо — Google Книги

Биография Александра Бородина о главном

В1833 в Санкт – Петербурге году появился на свет будущий великий композитор и ученый от внебрачных связей. Далее мать выдали замуж за врача, а его записали сыном крепостного слуги. До 8 лет Александр Порфирьевич являлся крепостным своего отца, и лишь перед смертью тот купил вольную и дом для Бородина и его матери. Жизнь у будущего великого ученого началась нелегко.

Обучения проходило на дому, учил немецкий, французский. Поразительно, в 9 лет впервые написал музыкальное произведение «Польку». Научился играть на флейте, фортепиано, виолончель.

Но на этом его таланты не закончились, с 10 лет заинтересовался химией, где и достиг небывалых успехов.

Но факт того, что он незаконно рождённый ребёнок, ставило перед дальнейшим образованием большие препятствия. По — этому его мать и отчим пошли на хитрость, что бы он мог получить образование в первой гимназии. Далее поступил в Медико — хирургической академии изучал медицину и химию.

В 1857 году его направили во второй военно — сухопутный госпиталь в роли врача ординатора. Через год, защитив диссертацию, получил научную слепить. Вскоре ему дали задание по исследованию минеральных вод в водолечебнице города Солигалич. Отчет об этой работе был опубликован с Московской газете и принёс ему не бывалую славу.

Дальнейшее свое обучение Бородин провел за границей в Европе. Слушал лекции, занимался в библиотеке, много работал.

В 1861 году, когда Бородин посещал Германию, он познакомился с Екатериной Протоповой. Она обладала абсолютным слухом, что позволяло обворожительно играть на пианино. И именно благодаря этому знакомству у него пробудилась тяга к музыке.

По возвращению на родину он достиг звания адъюнкт — профессора той же академии, где и учился.

За все жизнь написал более 40 работ, за что и получил сначала должность ординарный профессор, потом научную степень академика и в 1883 году почетный член Общества русских врачей.

Бородин всегда уделял внимание музыке, писал много композиций, но его наставник считал, что музыка служит помехой науке, потому, во время заграничной поездки, он скрывал свое второе увлечение. Но, тем не менее, Бородин считается отцом симфонии и квартета в России

Даже за границей он пользовался популярностью, благодаря своим знаменитым композиция Первый и Второй квартет. Свою самую успешную оперу «Князь Игорь», он писал на протяжении 18 лет, но так и умер, не закончив ее. Лишь со временем ее дописали и Мариинском театре ее услышали многие, она отличалась яркостью национального колорита, мощностью народных хоровых сцен.

Поразительно, при всей его занятости Бородин занимался и общественной работой. Он содействовал идеи приобретению высшего образования женщинами. Пользуясь своей репутацией, защищал студентов от политических преследований.

В 1887 году внезапно умер от разрыва сердца. В память об этом выдающимся человеке симфонический оркестр в Москве и многие детские музыкальные школы России носят его имя.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Популярные люди

  • Бэкон Роджер

    Монах , философ, учёный и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Англии в 13 в., в графстве Сомерсет. Датой его рождения условно считается 1214г. Сведения о его жизни довольно скупы. Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая

  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич

    Родился гений музыки и будущий автор многочисленный музыкальных композиций в 1906 году в Санкт — Петербурге. Его любовь к музыке началась после того, как он побывал на оперы «Сказка о царе Султане». Впечатлений услышанным, Дмитрий Дмитриевич сообщил с

  • Солженицын Александр Исаевич

    Имя Александра Солженицына широко известно не только российской аудитории, но и читателям всего мира. Преодолевший тяготы лагерного существования и лишения жизни после освобождения; отлучение от родины и вынужденную жизнь

  • Григ Эдвард

    Эдвард Григ был рожден летом 1843 года в Норвегии. Его прадедушка был купцом, а родители были обеспеченными людьми. Мама Эдварда умела играть на фортепиано и петь, она давала концерты, на которых играла произведения известных классиков.

  • Беринг Витус Ионассен

    Известный всему миру мореплаватель восемнадцатого века Витус Ионассен Беринг появился на свет в восемьдесят первом году семнадцатого столетия. В двадцать один год он завершил обучение в Амстердаме, после чего поступил на службу в русский флот.

  • Эйнштейн Альберт

    Известный на весь мир ученый Альберт Эйнштейн родился в 1879 году на юге Германии. Его мать происходила из знатного рода, а вот отец всю жизнь посвятил работе на фабрике, где занимались набиванием матрасов. Интересным фактом из его детства является то,

Музыкальные сочинения[ | ]

Основная статья: Список произведений Александра Бородина

Оперы

  • Князь Игорь (закончена и отредактирована Н. А Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1869—1887)
  • Млада (IV действие; остальные написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским, 1872)

Для камерного инструментального ансамбля

  • Трио на тему русской песни «Чем тебя я огорчила» для двух скрипок и виолончели (g-moll, 1854—1855)
  • Струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • Фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • Струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • Соната для виолончели и фортепиано (h-moll, 1860—1861)
  • Секстет (d-moll) для 2-х скрипок, 2-х альтов и 2-х виолончелей (1860—1861)
  • Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (c-moll, 1862)
  • Струнный квартет № 1 (A-dur, 1879)
  • Струнный квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели (D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Для фортепиано

в три руки

Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова; 1878)

в четыре руки

  • Полька «Helene » (d-moll, 1843)
  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Романсы и песни для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (слова неизвестного автора, 1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (слова неизвестного автора,1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
  • Что ты рано, зоренька (запись русской народной песни,1850-е годы)
  • Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне; 1854—1855), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
  • Отравой полны мои песни (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1868)
  • Из слез моих (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1871)
  • У людей-то в дому (Н. А. Некрасов; 1881), в сопровождении оркестра или фортепиано
  • Для берегов отчизны дальней (А. С. Пушкин; 1881)
  • Спесь (слова А. К. Толстой; 1884—1885)
  • Чудный сад (Septain; слова бельгийского поэта С. С.;1885), для голоса и фортепиано
  • Морская царевна (А. Бородин; 1868)
  • Спящая княжна (А. Бородин; 1867), для голоса с фортепииано. Оркестровка Н. А. Римского-Корсакова
  • Фальшивая нота. Романс (А. Бородин; 1868)
  • Песня тёмного леса (А. Бородин; 1868)
  • Море. Баллада для тенора и фортепиано (А. Бородин; 1870). Оркестровка Н. А. Римского-Корскова
  • Арабская мелодия (А. Бородин; 1881)

Для вокального ансамбля

Серенада четырёх кавалеров одной даме = Serenade de quatre galants a une dame (А. Бородин; 1868—1872), партитура, для мужского вокального квартета без сопровождения

  • Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачено)
  • Богатыри (1868)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Неоконченное струнное трио: Для 2-х скрипок и виолончели

Музыкальное творчество

А. П. Бородин. Портрет работы И. Е. Репина (1888)

Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения сложилась музыкально-эстетическая позиция Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки.

Мемориальная доска в Курске

Большой занятостью Бородина, а также высокой требовательностью к себе объясняется малое количество законченных музыкальных сочинений. Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», над которой композитор работал в течение 18 лет, но так и не окончил её. После смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. В этой редакции опера была впервые поставлена в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре. В последней трети XX века были предприняты новые попытки реконструкции оперы. В редакции Ю. А. Фортунатова и Е. М. Левашёва она была поставлена в 1974 году в Вильнюсе, в 1993 — в Генуе и Москве. По величию концепции, по яркости раскрытия национальных характеров оперу Бородина в конце XX века сравнивали с романом «Война и мир» Л. Н. Толстого и художественными полотнами В. И. Сурикова.

Бородин показал себя новатором в оркестровой музыке, впервые воплотив принципы эпической драматургии в симфоническом жанре. Премьера Первой симфонии (1865) состоялась в 1869 году с оркестром РМО под управлением М. А. Балакирева. Клавир и партитура были изданы В. В. Бесселем, соответственно, в 1875 и 1882 годах.

Вершина оркестровой музыки Бородина — Вторая симфония (работа в клавире закончена в 1871, оркестровка — в 1873), которую В. В. Стасов назвал «Богатырской». Первое её исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Клавир Второй симфонии впервые издан в 1876 году, партитура — в 1887 году (посмертно), в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения. Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом. Особенно популярной была Первая — с триумфальным успехом впервые за границей она была исполнена в Баден-Бадене в 1880 году, а несколько позже — в Амстердаме, Антверпене, Будапеште, Дрездене, Лейпциге (1883, под управлением Артура Никиша), Монако, Кёльне.

К числу лучших камерных инструментальных произведений Бородина принадлежат Первый и Второй струнные квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальной» (1881) на слова А. С. Пушкина. Композитор обогатил жанр романса образами русского богатырского эпоса, например, в произведениях «Спящая княжна» (1-публикация 1870) и «Песня тёмного леса» (1-я публикация 1873). Образец сатиры Бородина — песня «Спесь» (1884; на слова А. К. Толстого).

В «Князе Игоре», в симфониях, в вокальной лирике Бородин избегает декоративности, характерной для квази-народной и по существу эклектической стилизации. Тем самым достигается ощущение подлинной архаики, достоверности образа Древней Руси, который рисует композитор.

Творчество Бородина отличается глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других произведениях).

Рецепция

Когда советский искусствовед Владимир Блок писал об эпичности Симфонии ми-бемоль мажор Петра Ильича Чайковского, то он возводил её истоки к творчеству Александра Бородина и указывал, что первые темы этой симфонии появились в записной книжке Чайковского как раз тогда, когда он готовился в качестве дирижёра познакомить зарубежную аудиторию с Первой симфонией Бородина и сама эта симфония написана именно в ми-бемоль мажоре, как и произведение самого Чайковского.

Традиции музыки Бородина восприняли советские композиторы С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.

Музыка Бородина легла в основу американского мюзикла на ориентальную тему «Кисмет» (1953); особенно популярной стала песня «Stranger in Paradise», представляющая собой обработку хора Бородина «Улетай на крыльях ветра» (с 1954 года песню с успехом исполнял Тони Беннетт). Позднейшая обработка того же хора (1997) принадлежит афроамериканскому рэперу Warren G.

Прекрасная «Корали»

Огонь в круглой башенке дома на Лонгевильском бульваре зажегся, как всегда, задолго до рассвета. Амьенцы знают: мэтр Верн встает раньше всех в городе — он работает над своей очередной книгой. Но мэтр Верн занят отнюдь не работой. Да и свет в кабинете он зажигает просто по привычке, ведь он больше не нужен ему — писатель почти слеп. Он с трудом ходит. А недавно узнал из некоего бульварного листка, который прочла ему жена, что он… умер. Да-да, Жюль Верн давно мертв, а издатель Этцель продолжает, используя его имя, выпускать все новые и новые романы из серии «Необыкновенные путешествия», написанные группой авторов. 

Мертв. В чем-то бульварный листок прав. Его забывают

Последние романы продаются неважно, да еще эта сплетня про группу авторов… Впрочем, он и сам раньше любил мистификации, чем не раз озадачивал читателя: правда ли, что он — в прошлом капитан дальнего плавания? Правда ли, что он лично знаком с капитаном Гаттерасом и инженером Сайрусом Смитом? Он ни в чем не разуверял их. Но теперь он должен напомнить о себе всему миру. Сейчас он встанет с кушетки, сядет к столу, нащупает специальный транспарант, позволяющий ему ощутить расположение строк, отыщет карандаш

Сейчас он встанет с кушетки, сядет к столу, нащупает специальный транспарант, позволяющий ему ощутить расположение строк, отыщет карандаш.

Жюль Верн в 1878 году

О Боже, когда-то он плавал по морям, а теперь ему трудно даже подняться! Под столом сопит его верный пес — ньюфаундленд Фолли. Так получилось, что они состарились вместе — человек и собака. Мэтр Верн задремал… Он увидел прекрасный корабль. Как же он назывался? «Сен-Мишель»? Нет, кажется, нет. Давно проданный «Сен-Мишель» не был кораблем, он был яхтой-талисманом. После того как писатель с ним расстался, удача будто отвернулась от него. «Дункан»? Тоже нет. «Дункан» — корабль из его романа. На нем дети капитана Гранта отправились на поиски своего отца. «Корали»! Да, он не забыл, судно называлось «Корали». 

«Корали» была трехмачтовой шхуной, сплошь пропитанной ароматами колониальных товаров, смолой и далекой Атлантикой. Летним утром 1839 года она готовилась отплыть из Нанта, чтобы к вечеру достичь Пембефа, а оттуда взять курс на Вест-Индию. Стоя на палубе «Корали», 11-летний Жюль ликовал: сонный Нант, окутанный туманом, все отдалялся и наконец исчез, точно мираж в пустыне. 

Все сложилось как нельзя лучше. Это раннее утро он провел возле харчевни «Человек, приносящий три несчастья», которую держал дядюшка Кабидулен, отставной моряк. Здесь Жюль наперебой предлагал свои услуги боцманам, шкиперам и капитанам. Но никто из ранних посетителей харчевни в юнге не нуждался. Наконец удача улыбнулась ему — он познакомился с мальчиком своих лет, служившим юнгой на «Корали». После непродолжительного торга тот согласился уступить Жюлю свою должность за небольшую сумму. В суматохе отплытия никто не заметил подмены. «Корали» — у этого судна просто чудесное название!

Оно созвучно с именем его маленькой кузины, которая так нравится ему. Жюль непременно привезет Каролине из Индии коралловое ожерелье

И, может быть, хоть тогда она обратит на него внимание. Да, тогда все будет иначе — он сделается настоящим морским волком. А уж если он отыщет знаменитого на весь Нант капитана Самбена, то вернется домой настоящим героем

О капитане Самбене Жюль впервые услышал в 5 лет. Он со своим братом Полем посещал детский сад вдовы Самбен, которая на протяжении 30 лет верила, что ее пропавший муж жив. Она ждала его возвращения каждый день и мечтала, накопив достаточно денег, отправиться на поиски супруга. 

А уж если он отыщет знаменитого на весь Нант капитана Самбена, то вернется домой настоящим героем. О капитане Самбене Жюль впервые услышал в 5 лет. Он со своим братом Полем посещал детский сад вдовы Самбен, которая на протяжении 30 лет верила, что ее пропавший муж жив. Она ждала его возвращения каждый день и мечтала, накопив достаточно денег, отправиться на поиски супруга. 

Иллюстрации к произведениям Жюля Верна: Замок в Карпатах, Дунайский лоцман, Клодиус Бомбарнак и Упрямец Керабан. 

А тем временем владелец юридической конторы в Нанте Пьер Верн, обнаружив исчезновение сына, начал действовать. Лодочник с причала рассказал ему, что видел, как Жюль садился в шлюпку, чтобы плыть на «Корали». На паровом катере Пьер Верн бросился в погоню за сыном. Он настиг его близ Пембефа и, взяв с корабля, посадил в почтовый дилижанс. Всю дорогу отец хранил угрожающее молчание. Они уже подъезжали к Нанту, а Жюль все думал о «Корали», прекрасной, как несбыточная мечта. 

Жюль был выпорот и посажен на хлеб и воду. Он вернулся домой, но сердцем остался на палубе «Корали». 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: