История Геродота анализ. Введение
Безусловно, скифская цивилизация сыграла огромную роль в исторических судьбах целых народов и внесла неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, прослеживания пути социально-экономического развития их цивилизации, а также изучения скифской культуры невозможно понять и историю всего Евразийского региона.
Древняя литература сохранила не столь много сведений о скифах. Лишь в совокупности произведения древних авторов могут дать довольно обширное представление об этом народе. Однако одним из наиболее авторитетных исторических источников, сообщающих читателям о скифах, может считаться «История» Геродота, который повествует не только об истории скифской цивилизации, но и о происхождении скифов, их верованиях и мифологических представлениях, быте и обычаях, контактах с соседями, военных столкновениях, культуре и восприятии мира. К сожалению, хоть «История» и описывает многие аспекты жизни скифов, она не может дать полное и всеобъемлющее представление о цивилизации. Поэтому я посчитала нужным привлечь к использованию в работе и другие источники, ведь теме скифской истории посвящено большое количество исследовательских работ, скифы становились героями произведений художественной литературы.
Мне бы не хотелось делать акцент на рассмотрение образа скифов сугубо с исторической точки зрения, то есть прослеживать историю народа с момента появления до фактического исчезновения
Я бы хотела уделить наибольшее внимание скифской культуре, обычаям, традициям, мифологии, а также общественному устройству и образу жизни. Однако начать свою работу я бы предпочла с описания территории, населяемой скифами, климатических условий, географического положения скифских земель, и населения Скифии непосредственно
Лишь только после этого небольшого экскурса можно приступить к рассмотрению основного предмета моей работы. В заключении будет сказано о месте скифского мира в древней истории и об историческом значении скифской культуры.
Таким образом, данная работа имеет целью получить наиболее полное представление о различных аспектах, как хозяйственной, культурной, так и общественно-политической жизни скифских народов, опираясь на текст «Истории» Геродота и некоторые другие источники.
Гомеровский вопрос
Народ Греции никогда не подвергал сомнению тот факт, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы поэтическим даром Гомера. Скептики появились относительно недавно – в 18 веке. Одни критики пытались полностью лишить Гомера «авторского права» на великие поэмы, и тем самым отнять его славу и почетное первое место в истории литературы. Другие считали, что только часть его произведений создана им самим, и его заслуга в том, что он собрал и объединил разрозненные «куски» в единое целое. Например, в 1795 году Фридрих Август Вольф, немецкий лингвист, издал книгу, посвященную изучению работ древнегреческого поэта. Он утверждал, что во времена Гомера письменности у древних греков еще не было. Поэтому все песни и поэмы запоминались и передавались устно. Вывод, по мнению автора, только один: невозможно создать и хранить в памяти такие объемные по размерам и отличающиеся художественным единством произведения, как «Одиссея» и «Илиада».
Таким образом и возник до сих будоражащий мир «гомеровский вопрос». Интересно отметить, что Гёте, Шиллер, Фосс и многие другие известные писатели и филологи были против такой версии.
Биография Гомера
Один из уроков литературы в 6 классе посвящен изучению великих древнегреческих поэм «Илиада» и «Одиссея». Автором их является Гомер – легендарный аэд Древней Греции, поэт и певец, основоположник мировой литературы. В буквальном переводе с древнегреческого его имя означает «слепец» или «нуждающийся в сопровождающем». Возможно, отсюда и возникла известная версия о слепоте Гомера.
Доподлинно неизвестно где и когда родился великий древнегреческий писатель. Существует несколько версий биографии Гомера. Одни полагают, что он родился и жил через малое время после Троянской войны, или даже во время неё, и вполне мог быть очевидцем тех трагических событий. Другие уверены, что он «здравствовал» через 100, 140 или 240 лет после падения Трои. Древние римляне – Плиний, Корнелий Непот, Цицерон, высказывают одно общее убеждение: Гомер творил в конце десятого или на заре девятого столетий до Р. Х.
Как относительно даты рождения, так и касательно места, где он появился на свет, ведутся бесконечные споры. На роль родины великого древнегреческого сказителя претендуют семь городов: Афины, Иос, Колофон, Смирна, Хиос, Аргос, Саламин. Но это не весь список. Есть и другие «полисы» и даже страны, предъявляющие право носить столь гордое название «родина Гомера».
Последний ответил просто родиной твоей матери является Иос.
10.07.2017 15:01:11
2018-12-10 00:32:39
Путешествия Страбона
Путешествовать Страбон начал еще в юношеском возрасте. В путешествиях он провел много лет. Чем он занимался все эти годы – не известно. Но мы видим. Что во время путешествий он не только смотрел, но и много размышлял, записывал, анализировал. Благодаря природе и воспитанию, в Страбоне сочетались таланты скрупулезного ученого-исследователя и вдумчивого писателя.
Еще юношей Страбон посетил Рим, путешествовал по Италии, побывал в Египте. Не раз он возвращался на родину. В те времена по многочисленным дорогам двигались пешеходы, повозки и колесницы, скакали всадники и проходили караваны. Дороги во времена Римской империи тщательно планировались, посыпались гравием или мостились камнем, оборудовались кюветами. Не обремененный никакими обязанностями, молодой путешественник беззаботно удовлетворял свое любопытство. Спал там, где его заставала ночь, положив какую-нибудь подстилку и укрывшись дорожным плащом. В средствах он, по-видимому, не был стеснен (не будем забывать, что он происходил из зажиточной семьи).
В Рим он прибыл в $44$ году до н.э. В этот год был убит Юлий Цезарь. Юноша внимательно изучает город, особенно – район Форума. Сохранились тщательные описания обустройства римских дорог. Их строили специально приглашенные из Египта землемеры, под руководством астронома Созигена. Эти дороги были размечены на римские мили ($1480$ м), считая от столба на Римском Форуме, и снабжены указателями. Благоустройство дорог способствовало развитию торговли и путешествий (как сейчас сказали бы – туризму). Особые бюро могли предоставить желающим карты, справочники и путеводители. Вдоль дорог развивалась сеть гостиниц и постоялых дворов.
Италию Страбон изучил и описал довольно основательно. В своих трудах он описал берега различных морей и удобные для мореходов гавани. Вставлял он в свои труды и «рассказы путешественников», которые зачастую содержали много вымысла.
После Италии Страбон изъездил и исходил всю Капрадокию и Фригию (в Малой Азии). По свидетельствам современников и по его собственным описаниям, Страбон посетил горы Тавра ипобывал у подножья Кавказа. Далее он направился в Ионию, посетил Кикландские острова и Коринф. Последний особенно поразил путешественника своим величием и богатством. Описывая посещенные места с поразительной детальностью, Страбон добавлял: «Когда я там находился…».
Неоднократно посещал Страбон и Египет. Он подолгу жил в Александрии. Там он посещал Мусей, беседовал с учеными и философами, собирал материал о жизни быте египтян и их правителях.
Пребывая в Египте, Страбон описал особенности долины Нила. Кроме географии,ж ученый изучал историю Египта как во времена фараонов, так и при персах, Александре Македонском и Птолемее. Он описал древние храмы Мемфиса и пирамиды. Страбону удалось достичь границ Эфиопии – то есть почти края ойкумены (известных обитаемых земель). Мало кто из географов того времен мог похвастаться подобным охватом территории исследований.
краткая биография, фото и видео
Геродот Галикарнасский (484-425 до нашей эры) — древнегреческий историк, один из первых известных путешественников. Именно он был автором первого трактата «История», который дошёл до потомков. В нём учёный описал обычаи и традиции народов, живших за несколько веков до нашей эры. О биографии Геродота известно немного. Имеющаяся информация была почерпнута из текстов историка и энциклопедии «Суда», изданной в Византии XX века. Некоторые данные в них расходятся, однако есть и общие сведения о жизни путешественника. О его личной жизни учёным узнать ничего не удалось.
Изгнание и путешествия
Геродот родился в Галикарнасе — колониальном поселении под Грецией. Сейчас там находится курортный городок Бодрум, а в 484 году до н.э. на территории проживали ионийцы и дорийцы. Самое известное сочинение историка было написано именно на ионийском наречии.
Будущий учёный имел обеспеченных родителей, он получил прекрасное образование. В юности он принимал активное участие в политической жизни города. Вместе со своими согражданами он пытался свергнуть с престола тирана Лигдамида. За это юноша был наказан, ему пришлось уйти из города. В 446 г. он навсегда покинул родное поселение.
После изгнания Галикарнасский поселился на острове Самос. Там он начал готовиться к путешествию по всем близлежащим территориям, доступным для человека. Юноша всегда мечтал увидеть мир собственными глазами, составить своё мнение, не ограничиваясь данными из учебников.
Когда ему исполнилось 20 лет, Геродот отправился исследовать египетские территории. Он наблюдал за жизнью народа, уточнял важную информацию о пирамидах и разливах Нила. Из записей, сделанных в тот период времени, началась мировая историческая хроника. Из Египта историк спустился в Гибралтар, затем в Александрию и Аравию. Он стремился всегда быть возле океана, чтобы легко найти обратный путь.
В Саудовской Аравии учёный провёл совсем немного времени. Возможно, это связано с чрезмерной религиозностью её населения. С Аравийского полуострова Геродот отправился в Вавилон, затем он посетил Персию, добрался до Индии. Позднее он описал в своём сочинении нравы этой страны, признал её могущество и равные силы.
Почти 11 лет Галикарнасский провёл в путешествиях. Он исследовал Финикию, Сирию, Македонию, добрался даже до Скифии. На юге современной России историк пробыл немало времени. Он начертил карты трёх морей — Чёрного, Азовского и Каспийского, а также изобразил впадающие в них реки.
Переезд в Афины
В конце своего масштабного путешествия Галикарнасский занялся изучением традиций скифов. В своих сочинениях он рассказывал о племени амазонок, насчёт которых сейчас ведутся споры среди учёных. Геродот упоминал воинственных женщин, живших в браке с вождями скифских племён.
Примерно в 446 году историк поселился в Афинах. На тот момент ему исполнилось 40 лет, Геродот пользовался признательностью влиятельных людей. Он цитировал отрывки из «Истории» элите общества, сблизился со сторонниками Перикла. Галикарнасский поддерживал демократические взгляды. Также он участвовал в восстановлении некоторых разрушенных поселений.
Согласно данным историков, Геродот умер в 426 году до нашей эры. В то время он проживал в колонии Туриум, расположенной на территории современной Италии.
Научные достижения
«История» Геродота дала пищу для размышлений будущим поколениям. В ней сочетаются сразу несколько компонентов:
- Географические данные о государствах — расположение, рельеф, особенности климата;
- Этнографические исследования — в этом произведении очень много информации о населении древних стран, их традициях и обычаях;
- Подробное описание исторических событий, которые учёный видел собственными глазами;
- Художественная ценность — историк был также талантливым писателем, его сочинение легко читалось, было увлекательным и насыщенным событиями.
Некоторые современники критиковали Галикарнасского за его простую манеру изложения. Он описывал свои впечатления и наблюдения без научных формулировок, просто делился знаниями.
Очень важно правильно осознавать задачу Геродота. Он не хотел путешествовать только с военными целями, как его соотечественники
Юношу интересовали разные люди, их обычаи и особенности. Он верил в то, что боги могут вмешиваться в жизни смертных. Одновременно с этим учёный не отрицал важности личных качеств политиков и обычных людей.
Галикарнасский стремился познать и запомнить как можно больше, поэтому он столь скрупулёзно вёл свои записи. Примечательно, что историк уже тогда посетил страны, самые популярные для туристов в наше время, — Египет, Турцию и Индию.
Популярные темы сообщений
Неметаллы представляют собой особые химические элементы. Еще совсем недавно эти элементы называли металлоидами. Они отличаются тем, что из- за небольшого радиуса атома, а также присутствия трех и более отрицательно
Город Энгельс находится в центральной части России и входит в состав Саратовской области. Этот небольшой и уютный городок раскинулся на левой стороне Волги, напротив города Саратова. Саратов и Энгельс соединяет мост через Волгу,
Город Рязань это не просто старый, а можно сказать, один из самых древних городов России. Он расположился на правом берегу реки Оки и входит в ближайшее кольцо больших городов, расположенных не очень далеко от Москвы.
Религиозная и этическая основа
Корни философии «Историй» Геродота ― в моральных и религиозных идеях старого ионического мира. Экспансия персов заканчивается катастрофой: он сравнивает персов с богами, завидующими процветанию и могуществу. Никакая сила в мире, никакое событие не спасут людей от зависти богов; таков их удел, подобный тем, что описаны в трагедиях Эсхила.
В изложении Геродота очевидна политическая линия: он осуждает тиранию и недвусмысленно поддерживает идеи свободы. Именно самодисциплина каждого отдельного человека дала возможность грекам устоять против восточного деспотизма. Конечно, Геродот пристрастен, он часто выражает теплое сочувствие грекам в целом и афинянам в частности, вероятно, такое его отношение возникло в тот период, когда он виделся в Афинах с Периклом. Геродот подчеркивает этическое превосходство греческих гражданских свобод и героизм, в совершенстве проявленный его гражданами. Также часто Геродот восхищается культурой народов, которые он называет варварами, к ним же он причисляет Персию, великих ее царей или замечательные факты из жизни солдат.
Хроника Геродота заканчивается похвалой персам, которые предпочли остаться бедными, отказавшись от доминирования, ― им достаточно того, что они живут в комфорте и служат другим. Геродот хвалит в них то качество, которым обладают герои Марафона. Таковы детали, вполне уместные для финала истории описания греков и персов, написанной греком. Все произведение проникнуто сочувствием Геродота, который умел достучаться до своего читателя.
Биография Ахматовой интересные факты
Анна Андреевна Ахматова (в девичестве Горенко), родилась 11 июня (по юлианскому календарю) 1889 года, в Одессе. Кроме Анны, в семье было еще пятеро детей. Почти сразу после рождения Анны Андреевны, семья Горенко переезжает в Павловск, однако, ненадолго и позже местом проживания становится Царское Село. Там же она и поступает на учебу в женскую гимназию в возрасте десяти лет. Здесь проходит вся ее юность. Периодически Анна гостила у своего деда в Севастополе. В возрасте одиннадцати лет пишет свое первое стихотворение.
В 1905 году происходит развод семьи Анны, мать забирает ее и других детей, и увозит в Киев, где Ахматова продолжает учиться, и заканчивает спустя два года гимназию. Решает продолжить учебу и поступает на Высшие женские курсы. Выбор пал на юридический факультет, однако, в процессе учебы, конкретно юридические предметы вызывают у Анны Андреевны скорее скуку. При этом, к латыни проявляется интерес. Во время учебы постоянно пишет стихи.
За учебой следуют счастливые годы. Состоится свадьба Анны и Николая Гумилёва. Вместе с Гумилёвым путешествует. По возвращении продолжает учиться и творить. Спустя год появляются и первые публикации. Последующие полтора года вновь путешествует. В 1912 выпускает первый сборник стихов, критики относятся к нему в целом благосклонно. Через 2 года состоится выход ее второго сборника ”Чётки”, и на этот раз о ней говорит вся столица.
1917 год ознаменует собой приход революции, которой Ахматова, впрочем, не рукоплещет. Несмотря на такое отношение, не эмигрирует, хотя и могла. В августе 1918 года разводится с Гумилёвым. По окончанию революции работает в библиотеке и занимается исследованием жизни и творчества Александра Пушкина. В 1922 году сходится с Николаем Пуниным, но брак долгое время не регистрируется. В 1933 году первый раз арестовывают единственного сына Ахматовой, Льва Гумилёва, в общем, он проведет в заключении больше десяти лет. Несмотря на неустанные попытки повлиять на судьбу сына, Льва будут преследовать вплоть до пятидесятых.
Великую отечественную войну переживает в Ташкенте. На протяжении всей войны тяжело болеет. В 1946 году подвергается опале. Не имея более возможности зарабатывать стихами, занимается переводами, однако продолжает писать.
Последние годы много путешествует. Скончалась 5 марта 1966 года в Москве.
4, 6 класс
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Брюсов Валерий Яковлевич
Знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед. Человек, который стал одним из немногих основоположников русского символизма. Человек, которого помнят и любят, произведения которого перечитывают
-
Вивальди
Антонио Вивальди был рожден в 1678 году. Младенец был крещен через пару часов после рождения, так как он родился недоношенным, и родители боялись за его жизнь. Антонио стал верующим человеком. Композитор отличался слабым здоровьем. Музицировать на
-
Вавилов Николай Иванович
Вавилов Николай Иванович – выдающийся ученый, сфера интересов которого поистине огромна. Он был генетиком, селекционером, растениеводом, географом, он является основателем учения о мировых очагах происхождения видов культурных растений.
-
Геродот
Древнегреческий историк, географ, философ по имени Геродот Галикарнаский, который известен как «отец истории», родился в малазийском городе Геликарнассе, на территории тогдашней Империи Ахеменидов (Македония). Точная дата рождения «Отца истории»
-
Гайдар
Аркадий Петрович Голиков (впоследствии – Гайдар) родился в 1904 году 22 января по новому стилю недалеко от Курска в городе Льгов в семье педагогов. Отец вырос в крестьянской семье, мать – дворянка, дальняя родственница М. Ю. Лермонтова.
-
Куприн
Родился в 1870 году единственным ребенком в небогатой провинциальной семье потомственных дворян. После смерти отца и переезда в Москву был отдан в кадетский корпус, по завершении которого поступил в военное училище. Карьеру военного начинает на
Научные достижения
«История» Геродота дала пищу для размышлений будущим поколениям. В ней сочетаются сразу несколько компонентов:
- Географические данные о государствах — расположение, рельеф, особенности климата;
- Этнографические исследования — в этом произведении очень много информации о населении древних стран, их традициях и обычаях;
- Подробное описание исторических событий, которые учёный видел собственными глазами;
- Художественная ценность — историк был также талантливым писателем, его сочинение легко читалось, было увлекательным и насыщенным событиями.
Некоторые современники критиковали Галикарнасского за его простую манеру изложения. Он описывал свои впечатления и наблюдения без научных формулировок, просто делился знаниями.
Очень важно правильно осознавать задачу Геродота. Он не хотел путешествовать только с военными целями, как его соотечественники
Юношу интересовали разные люди, их обычаи и особенности. Он верил в то, что боги могут вмешиваться в жизни смертных. Одновременно с этим учёный не отрицал важности личных качеств политиков и обычных людей.
Галикарнасский стремился познать и запомнить как можно больше, поэтому он столь скрупулёзно вёл свои записи. Примечательно, что историк уже тогда посетил страны, самые популярные для туристов в наше время, — Египет, Турцию и Индию.
Геродот
Геродот Галикарнасский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς). Родился около 484 г до н. э. — умер около 425 г до н. э. Древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.
Как древнегреческая поэзия начинается для нас с Гомера, так практически историография — с Геродота; предшественников его называют логографами. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории».
Геродот — чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной Украины и России.
Дошедшая до нашего времени биография Геродота основана на двух источниках: собственных текстах Геродота и более поздней византийской энциклопедии «Суда». Некоторые данные в источниках противоречат друг другу, однако в целом жизнь Геродота сводится к следующему.
Родина Геродота, малоазийский Галикарнас, был основан дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев. Геродот родился здесь около 484 года до н.э. во влиятельной семье Ликса. В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 году до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Скончался в 425 году до н. э.
Сочинение Геродота — не историческое исследование в современном смысле слова, это — мастерское повествование человека богато одарённого, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.
Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.
Общая характеристика
Сочинение Геродота — не история в современном смысле слова. Хотя основным сюжетом для неё стала история греко-персидских войн (вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 г. до н. э.), автор попутно создаёт настоящую энциклопедию, содержащую географические, этнографические, естественно-исторические и литературные сведения. Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и проч.
Единство изложения достигается в известной мере и тем ещё, что с первых слов и до конца историк старается проследить борьбу между варварами и эллинами:
Этот первостепенный по своей важности труд античной историографии дошёл до нас во множестве списков X—XV вв. на греческом языке и был впервые опубликован (в переводе на латынь) Лоренцо Валлой в конце XV в. н. э
Самые древние рукописи Х-XI веков известны по так называемым stirps Florеntina. Рукописи XIV века известны по stirps Romana. Кроме того, существуют папирусные отрывки труда Геродота, относящиеся ко II-III вв. н.э
н. э. Самые древние рукописи Х-XI веков известны по так называемым stirps Florеntina. Рукописи XIV века известны по stirps Romana. Кроме того, существуют папирусные отрывки труда Геродота, относящиеся ко II-III вв. н.э.
Одной из главных проблем, встающих перед исследователем, изучающим наследие этого греческого автора, становится вопрос о тех задачах, которые ставились при написании этого труда в целом и того или иного логоса в частности. Некоторые историки, например Э. Д. Фролов, считают, что Геродот работал по строго продуманному плану, в связи с чем указывают на наличие у него «главной темы, сводящейся к росту персидского могущества и развитию греко-персидского конфликта».
Однако такой антиковед, как С. Я. Лурье, был убежден, что труд Геродота первоначально представлял собой лишь географическое и этнографическое описание земель, в которых он, много путешествуя, побывал, и лишь затем начал оформляться в идейно цельное произведение. Основанием для такого предположения служит то обстоятельство, что сам Геродот придавал значение самостоятельных произведений тем частям своего труда, которые обладают тематическим единством. Он постоянно ссылается на отдельные логосы: египетский, скифский и т. п., которые, как и предполагает большинство исследователей, были написаны им до создания своего универсального труда. Именно поэтому, как считает С. Я. Лурье, основной задачей Геродота, помимо описания греко-персидских войн, было «дать отчёт о своем путешествии с указанием величайших и главнейших сооружений греков и варваров». В частности, Египту Геродот уделил больше внимания, чем другим странам, «потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами».
Но только интересом к «достопримечательностям» сложно объяснить свойственный Геродоту историзм: попытку дать, во-первых, хронологически стройную, а во-вторых, наиболее правдоподобную версию изложенных событий. Правда, как отмечает С. Я. Лурье, Геродот не всегда мог увидеть границу между сказочным материалом, относящимся к незапамятным временам, и историческим фактам ближайшего времени — в обоих случаях он, руководствуясь рассудком, пытается выбрать наиболее правдоподобную версию. В основу подобного подхода к истории легло, с одной стороны, представление о любом, даже самом фантастическом мифе как о искаженной домыслами исторической правде, а с другой — традиция критического отношения к источнику — чаще всего эпическому преданию — на основе личного опыта, ведущая ко многочисленным искажениям и домыслам при попытке интерпретации событий недавнего прошлого.
То же самое касается и попыток Геродота выстроить стройную хронологию описываемых событий: опираясь в основном на устную традицию, он зачастую просто не располагал достоверными данными — особенно когда речь шла о событиях глубокой древности. В связи этим описание Геродота в значительной мере расходится с данными памятников, что дало повод к суровой критике автора.
Однако, несмотря на все свои недостатки (излишнее доверие к источникам, отсутствие достоверной хронологии, объяснение исторических фактов действием иррациональных сил), из-за объёма и самого характера изложенного материала «История» Геродота остаётся непревзойдённым источником по истории Ойкумены VI—V вв. до н. э.