Детство и юность
Иван родился 3 октября 1824 г. в богатой купеческой семье. Отец, Савва Евтихиевич, являлся зажиточным торговцем свечей, при этом у него была фабрика по их изготовлению и свой дом. С детства мальчика окружали богомольцы, приходившие в отцовский магазин.
Важных сообщений о матери нет ни в одном историческом докладе, исследователи знают лишь ее имя — Прасковья Ивановна. Смирная и покорная девушка терпела сложный характер мужа, все время находилась в страхе. Она не смогла дать единственному сыну достойного образования, потому он рос самостоятельно. Мальчика воспитывали няня и сторож на отцовской фабрике. Именно по этой причине ребенок рос серьезным, был хмурым и быстро повзрослел.
Грамоту он уже знал в 6 лет. Сосед по дому, работавший сапожником, научил его буквам, и юный Иван стал много читать. Уже в это время он начинает сочинять свои первые стихотворения и короткие рассказы. Но отец, который придерживался купеческих взглядов, не одобрял творчество мальчика. Он хотел видеть в нем помощника, а не писателя.
Однако мнения историков об отце Ивана разнятся. Доподлинно известно только то, что у него был сложный характер, он постоянно пил.
Project MUSE — Никитин
Щелкните для увеличения Просмотр в полном разрешении
Мы с Юрием Курягиным вспоминаем старые времена в Берлине, где мы вместе работали над Observer, русскоязычная газета. Мы покачали головами над дикой инфляцией, кабаре, необъяснимым помешательством на шестидневных велогонках, всегда бурной политикой, мы немного посмеялись. Теперь он смотрит на часы, и его темное лицо становится серьезным. Юрий здесь, в Париже, проездом в Америку. Кажется, что в наши дни все больше и больше людей делают это. Как и все мы, уехавшие из России после революции, он когда-то думал, что совершит обратный путь на восток, а теперь вместо этого едет на запад. Через несколько минут он будет на пути к поезду; немногим более чем через неделю он будет за океаном. Такие расставания слишком часты для нас, русских изгнанников.
«Алексей, — говорит он через некоторое время, — тебе следует подумать о том, чтобы уйти».
«Из Парижа?» Я спрашиваю.
«С этого континента», — говорит он. Потом он молчит. Ему не нужно больше ничего говорить. Несмотря на усердные усилия по наведению порядка на улицах, до сих пор сохранились напоминания о том, что всего несколько недель назад они были заполнены бунтовщиками, и чуть было не произошел государственный переворот. Облегчение, которое люди испытывают сейчас, когда все кончено, не может успокоить непрекращающееся беспокойство по поводу Гитлера, ощущение того, что, что невероятно, может надвигаться новая война. Полагаю, мы оба думаем об этом за несколько мгновений до того, как Юри встанет, чтобы уйти. «Мы отлично провели время в Берлине, — говорит он. Я киваю. Затем на его лице появляется задумчивая улыбка. — Ты помнишь Никитина? он спрашивает. — Конечно, — говорю я, надеясь, что он задержится еще на какое-то время. Но Юрий просто протягивает руку и быстро бормочет на прощание. Вскоре он за углом и скрылся из виду. Сейчас кафе практически пусто, а завтра на континенте будет на одного человека меньше из нашего кочевого племени. Трудно не чувствовать себя немного подавленным; в то же время трудно не думать о старых временах в Берлине.
Так Юрий тоже помнит Никитина. Когда я произношу это имя вслух, мне удается на несколько мгновений восстановить утраченную часть моей жизни, я почти слышу обрывок этой музыки, но она слишком неуловима, чтобы ее уловить. Как бы я хотел услышать это снова. Иногда кажется, что все, что у нас есть в этой изгнанной жизни, — это воспоминания.
Для русской общины Берлина в конце лета и осенью 1927 года имя Никитина было у многих на устах. «Вы слышали его?» — спрашивали они друг друга. — Вы слушали его песни? Поначалу это имя узнавали лишь немногие, так как, приехав откуда-то с востока, он играл только в маленьких захудалых клубах типа «Степи» и «Три вороны». Я знал эти места: это были темные, прокуренные пещеры, где скучающие официанты проходили среди столов, освещенных мерцающими вотивными огнями, каждый стол был островом, где потерпевшие кораблекрушение обитатели, почти исключительно мужчины, толпились над стаканами дешевой водки и переговаривались друг с другом, не обращая внимания на присутствие своих слушателей, фактически не обращая внимания ни на что, кроме звука собственного голоса, рассказывающего истории о разбитых сердцах и упущенных возможностях.
В этих местах никто и головы не поднимет, чтобы услышать, как менеджер клуба бормочет предисловие: «. . . с гордостью представляю. .
мямлить, мямлить
. Никитин». Кое-кто из любопытных мог бросить косой взгляд в сторону передней части зала, но если они и заметили невысокого коренастого человека в черном, стоящего там с гитарой, то только на мгновение. Они могли бросить на него беглый взгляд, когда он пробормотал несколько слов уходящему управляющему, но вряд ли он был из тех, кто привлекал бы ваше внимание, и вскоре островитяне вернулись бы к своим рассказам о кораблекрушении.
Меня там не было, но я это вижу. Никитин…
Вклад Ивана Никитина в русскую литературу
Жизнь и биография Ивана Никитина ярко переданы в его творчестве, где поэт стремится осмыслить свое существование, понимает чувство неудовлетворенности собственного бытия и сильно страдает от несоответствия имеющейся реальности представления; успокоение он находил в природе и религии, примирявших его на время с жизнью. В творчестве Никитина много автобиографического элемента с преобладающими печальными тонами, грустью и скорбью, обусловленными к тому же протекающей затяжной болезнью. Источником такой щемящей грусти были не только личные невзгоды, но и окружающая жизнь с человеческими страданиями, социальными контрастами, постоянным драматизмом. Биография Никитина и сегодня интересна молодому поколению, желающему почувствовать дух ушедшего времени и хотя бы через слово поэта прикоснуться к нему. Сочинения Ивана Саввича выдержали большое число изданий и разошлись в огромном количестве экземпляров.
Замечательный русский поэт жил во времена царской России в девятнадцатом веке в трудном дореформенном периоде. Это обстоятельство оказало огромное влияние на развитие его таланта и на все его творчество. С раннего детства ему была знакома наполненная лишениями и страданиями жизнь простого народа и крепостных крестьян. Во всех его творениях отражены в полной мере бесправность, безысходность, нужда и тяжкий труд людей из низших сословий, к которым принадлежала подавляюще огромная доля российского населения.
Представителям данных сословий поэт искренне сочувствовал и относился к ним в соответствии с христианскими традициями, поддерживая нуждающихся на только добрым словом, но и оказывая им реальную помощь. Основная часть творчества литератора представляет собой поэтическую пейзажную лирику, которая, помимо прочего, содержит религиозный уклон и имеет философскую направленность. По своему творческому стилю является преемником традиций, заложенных Кольцовым.
Источники вдохновения
Отыскать источники вдохновения поэту было очень просто. Вся жизнь писателя, обстановка, которая его окружала, просто знакомые люди были героями его произведений. В основном он вдохновлялся:
- Чтением. Вначале он использовал домашнюю библиотеку, которая была собрана с учетом предпочтений отца. В гимназии студент увлекался творчеством А. Кольцова.
- Любовью к Родине и природой. Уже с юных лет Иван изучал природу своего края, не редко уединялся в лесах. Описание пейзажей определенных мест или явлений, занимает основную часть всего творчества писателя.
- Любовью. Писатель несколько раз влюблялся, однако до женитьбы дело не дошло. Главное, что все свои высокие чувства Никитин описывал в трогательных стихотворениях.
- Религией. После продолжительной болезни в лирике писателя появились религиозные и мистические отголоски.
- Бытом крестьян. Появлению этой тематики поспособствовала жизнь писателя среди крестьян, а также последующая работа на постоялом дворе. В стихах ярко отображаются тяготы крестьянской жизни, их страдания и сложная судьба.
Лирика писателя очень музыкальна. На стихотворения Никитина положено приблизительно 70 романсов и песен. Для многих из них музыку написали знаменитые композиторы Калинников и Цезарь Кюи.
Писатель прожил менее 40 лет и даже кратко не оставил о себе автобиографии. Наследие Никитина не очень большое, но оно было вдохновением для многих популярных авторов — Твардовского, Сурикова, Плещеева, Есенина и некоторых иных.
↑ Биография Ивана Никитина(1824 — 1861)
Воронеж… Земля, давшая миру и России двух великих сыновей – Алексея Кольцова и Ивана Никитина. Впрочем, здесь же отбывал ссылку в 30-е гг. прошлого века поэт О.Мандельштам, оставивший о том красноречивое признание: «Я около Кольцова, Как сокол, закольцован…» Речь – о внешней несвободе. Только и Кольцов с Никитиным едва ли были свободны до конца. Обоих угнетала необходимость заниматься ненавистным торгашеством, ибо иных источников дохода просто не было. Жить в России писателю на гонорары от своих произведений – роскошь, которая выпадает очень немногим избранным.
Никитин до конца своей недолгой жизни оставался сыном времени, века и представителем купеческого сословия. На последнем стоит остановиться особо. Не очень-то в советские годы любили афишировать то обстоятельство, что первое поколение русских купцов вышло из старообрядчества. А там были многодетные семьи, верность традициям, любовь к труду с младых ногтей. И не считали для себя зазорным первые русские купцы и пахать, и сеять, и косить, и водку пить с простолюдинами, ибо помнили всегда, с каких низов поднялись сами. В дальнейшем купцы превращались в буржуа, и связи с прошлым слабели.
Отцом будущего поэта был торговец свечами, разорившийся вследствие склонности к пьянству и буйного нрава. Системного образования Никитин не получил, вынужден был оставить обучение в семинарии и стать хозяином постоялого двора, приносившего пусть небольшой, но постоянный источник дохода. Недостатки образования Никитин пытался восполнять усиленным самообразованием, в чем немало преуспел. Уже ближе к концу жизни, на ссуду, полученную от местного мецената Кокорева, Никитин смог открыть в Воронеже книжную лавку с читальней. Они быстро стали культурным очагом провинции.
Глядя на фотографию Никитина и зная, что он ушел из жизни в классическом, роковом для русского (и не только) поэта возрасте – 37 лет, трудно отделаться от мысли, что он выглядит гораздо старше своих лет. Старила его не только борода, но и перенесенные в детстве лишения, необходимость биться за каждый кусок хлеба. В те времена люди вообще взрослели и старились, видимо, гораздо быстрее, чем сейчас… Чахотка (она же – туберкулез) считалась болезнью неизлечимой. Она и свела Никитина в могилу. Он похоронен рядом с Кольцовым, в чем есть глубокая правда и символизм. Впрочем, об этом – ниже.
Сочинение «Мой любимый поэт Иван Никитин»
Моим любимым автором является Никитин, известный поэт 19 века, родом из Воронежа.
Его стихотворения очень красивы и мелодичны, и совершенно неслучайно многие известные композиторы обращались к ним в своих произведениях.
Они написаны простым народным языком, что делает лирику писателя понятной и доступной для самых широких кругов читателей.
Его стихотворениями зачитывались люди высшего света, они были популярными в городской среде, их напевали крестьяне, даже не зная имени автора столь понравившихся строк.
Точно так же и в наше время эти стихотворения всегда находят своего благодарного слушателя.
Его поэзию невозможно не полюбить, ведь в ней есть главное, что делает поэзию любимой — искренность.
Я полюбила стихи этого поэта совсем недавно, когда мне в сердце запали строки произведения «Русь».
Это несомненно великое стихотворение, в котором автор сумел отразить и красоту природу, и величие духа русских людей, коснулся истории Руси и её настоящего.
Этот поэт является настоящим честным художником, певцом родной земли, и поэтому его поэзия будет всегда востребована и популярна.
Кончина и похороны
1 мая 1861 года И. С. Никитин пил чай на воздухе, а уже 3-го числа свалился с жестокой простудой. Все лето поэт провёл в постели под присмотром своей двоюродной сестры А. Тюриной. Из друзей его навещает только Де-Пуле, остальные поразъехались кто куда. Отец пьёт пуще прежнего, бранится и кидается солёными огурцами, заставляя сына скрипеть зубами от ярости. В первых числах сентября больной, предчувствуя близкую кончину, составил духовное завещание, причастился и исповедался.
И. С. Никитин скончался 16 (28 по н. с.) октября 1861 года. Прощание получилось торжественным и многолюдным: проводить поэта-мещанина кроме друзей и родственников пришли многочисленные почитатели его таланта, гроб от Троицкого собора до самой могилы несли на руках. Ивана Саввича похоронили на Митрофановском (Новостроящемся) кладбище, рядом с его знаменитым земляком, А. В. Кольцовым (соврем. «Литературный некрополь»). В 1863 на могиле И. С. Никитина установили памятник – увенчанную лавровым венком вертикальную плиту из белого каррского мрамора с барельефом поэта, окруженным кусающей свой хвост змеей.
Согласно воле покойного книжный магазин был продан, а деньги розданы нуждающимся родственникам. Постоялый двор, личные вещи, одежда и мебель достались отцу поэта.
Детство и отрочество
И. С. Никитин родился 21 сентября (3 октября по н. с.) 1824 года в Воронеже. О матери поэта, Прасковье Ивановне, сведений почти не сохранилось. Известно лишь, что она была тихой, богобоязненной женщиной и находилась в полном подчинении у сурового мужа. Отец мальчика, Савва Евтихиевич Никитин (урожд. Кириллов) – фигура куда более заметная. Будучи младшим сыном церковного дьячка, он сменил фамилию и занялся торговлей. К моменту рождения сына Савва Евтихиевич владел свечным заводом, имел налаженное воскобелильное предприятие и свечную лавку у Смоленского собора. По свидетельству современников отец будущего поэта был весьма начитан, славился богатырской силой и любовью к кулачным боям.
Детство Иван провёл в компании двоюродной сестры, Анны Тюриной, а любимым его развлечением стали сказки, которые по вечерам рассказывал старый заводской караульщик. В 1833 году юного Ивана Никитина определили в Воронежское духовное училище. Учился мальчик прилежно, проявляя особый интерес к чтению и словесности. Освоив грамоту, будущий последователь Кольцова начал читать все, что попадалось ему под руку.
В 1839 году Никитин поступил в Воронежскую духовную семинарию, но сухая система преподавания и процветавшая в то время зубристика претили его творческой натуре, поэтому в 1843 году нерадивый студент был отчислен из учебного заведения по причине «малоуспешности» и «нехождения в класс». И все-таки годы, проведенные в семинарии, не прошли попусту. Ещё свежи были здесь воспоминания о Кольцове и Серебрянском, ещё витал в казенных стенах дух поэзии и вольнодумия. Иван Саввич, как и прочие семинаристы, зачитывался Белинским, Тургеневым, Пушкиным. Очень скоро товарищи признали в нем талантливого поэта, а профессор Чехов благожелательно отозвался о первых сочинениях начинающего стихотворца.
Выход Никитина из семинарии совпал с разорением отца. Из-за введения свечной монополии Савва Евтихиевич продал своё дело и купил постоялый двор, который сдавал в аренду, а сам с семьёй ютился во флигеле. Свечная лавка осталась, но дохода она почти не приносила. Движимый благими намерениями отец собирался отправить Ивана для продолжения образования в университет, но неожиданно этому решению воспротивилась Прасковья Ивановна. Ей хотелось, чтобы сын женился, осел в Воронеже и занялся торговлей в отцовской лавке. Подходящей невесты для Ивана, правда, не сыскалось, но за прилавок он все же встал, на полгода, до смерти матери…
После кончины жены Савва Евтихиевич начал пить по-черному. Чтобы заработать на жизнь, вчерашний семинарист Никитин то выезжает с товаром на Смоленскую площадь под градом насмешек других торговцев, то пытается пристроиться конторщиком или приказчиком. Потерпев очередную неудачу, Иван Саввич наконец решается рассчитать арендатора и принимается сам «дворничать» (то есть вести хозяйство постоялого двора).
Память о поэте
- В честь Ивана Никитина названы улицы в Воронеже, Липецке, Новосибирске.
- На Никитинской площади Воронежа в 1911 году был открыт памятник поэту, проект которого был разработан скульптором И.А. Шуклиным.
- В 1924 году в Воронеже в доме, в котором Иван Никитин жил с 1846 года, был образован литературно-мемориальный Дом-музей Никитина.
- Именем поэта названа одна из гимназий Воронежа.
- В СССР выпускались почтовые марки с изображением Никитина, а в 2011 году почта России выпустила тираж открыток, на которых изображен упомянутый выше памятник поэту в Воронеже.
Никитин Иван Саввич (1824-1861), русский поэт, прозаик.
Родился 21 сентября (3 октября) 1824 в Воронеже. Сын разорившегося к 1830-м годам владельца свечного завода, получил образование в Воронежском приходском (1833) и уездном (1834-1839) духовных училищах и духовной семинарии (1839-1843; отчислен за неуспеваемость), в литературной жизни которой несколько ранее участвовал А.В.Кольцов. Занимался хозяйством (вплоть до выполнения обязанностей дворника на купленном семьей постоялом дворе), сменив, соответственно, свой недавний внешний вид свободолюбивого «западника» на облик простого русского мужика (волосы «в кружок», сапоги с высокими голенищами, тулуп на голое тело и т.п.).
У радости быстрые крылья.
Никитин Иван Саввич
После первой публикации (стих. Русь — «Под большим шатром / Голубых небес…», 1853) сблизился с изучавшим историю, этнографию и фольклор Воронежского края кружком краеведа Н.И.Второва, среди участников которого были будущие душеприказчик, биограф и редактор поэта М.Ф.Де-Пуле и издатель его сочинений А.Р.Михайлов.
Влияние А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева (Клеветникам, 1849; Когда закат прощальными лучами, 1850; Когда один, в минуты размышлений, 1851) и особенно Кольцова (Грусть старика, Дума, оба 1849; Песня, 1853) с его характерной фольклорной лексикой и ритмикой сменяется в лирике Никитина собственными интонациями, узнаваемой «этнографической» тематикой, вниманием к обыденности, религиозными мотивами (Старик другоженец, Зимняя ночь в деревне, оба 1853; Купец на мельнице, 1854). В 1854 Н.В.Кукольник опубликовал в своей «Библиотеке для чтения» две подборки стихотворений Никитина; несколько стихотворений вышли в журнале «Москвитянин»
Быстрая известность окрылила Никитина, он упорно занимается самообразованием (в т.ч. изучением французского и немецкого языков, переводами из Фр.Шиллера и Г.Гейне), опять одевается «по моде» и становится, по словам его неустанного попечителя Второва, «светским человеком». В то же время резкое ухудшение состояния здоровья, последствие тяжелого физического труда, способствовало усилению скорбной тональности поэзии Никитина
В 1854 Н.В.Кукольник опубликовал в своей «Библиотеке для чтения» две подборки стихотворений Никитина; несколько стихотворений вышли в журнале «Москвитянин». Быстрая известность окрылила Никитина, он упорно занимается самообразованием (в т.ч. изучением французского и немецкого языков, переводами из Фр.Шиллера и Г.Гейне), опять одевается «по моде» и становится, по словам его неустанного попечителя Второва, «светским человеком». В то же время резкое ухудшение состояния здоровья, последствие тяжелого физического труда, способствовало усилению скорбной тональности поэзии Никитина.
В 1856 вышел его первый сборник Стихотворения, вызвавший как одобрительные, так и резкие (за «несамостоятельность» — Н.Г.Чернышевский в журнале «Современник») отзывы критики.
Стремясь поэтизировать «непоэтичный» материал реальной жизни простолюдинов, Никитин начинает ориентироваться на лирику Н.А.Некрасова с ярко выраженным повествовательным началом, разговорно-бытовой лексикой, пестротой персонажей деревенского «дна» — бобылей, бедняков, обездоленных (Рассказ крестьянки, 1854; Бурлак, оба 1854; Уличная встреча, 1855; Рассказ моего знакомого, 1856), заостряя внимание на драмах повседневности — изменах, убийствах, корыстных обманах и т.п. (нередко в жанре песни — Ссора, Измена, обе 1854; Отвяжися, тоска…, 1855)
По словам критика А.М.Скабичевского, автобиографической основой многих стихов Никитина, находившегося в сложных взаимоотношениях со своим отцом, человеком крутого нрава, был «вечный российский сюжет семейного самодурства», вырастающий под пером Никитина в проблему несоответствия высоких душевных порывов творческой личности и ее грубого эгоистического окружения, в характерную для романтизма и специфически преломленную в «народной» лирике Никитина проблему неизбывного одиночества талантливого неудачника.
Творческая деятельность
Несмотря на сложную семейную обстановку, бедность и необходимость трудиться почти все время, Иван Никитин никогда не бросал занятия поэзией. Впервые он пробовал писать еще в гимназии, но самые ранние из сохранившихся работ датируются только 1849 годом. Зачастую они были подражанием более известным поэтам.
В 1851 году был написан стих «Русь». В 1853 г. поэт знакомится с историком и общественным деятелем Второвым, который вводит молодого человека в кружок городской интеллигенции и вдохновляет его на публикацию лирики. В этом же году «Русь» была напечатана в «Воронежских губернских новостях», а менее чем через месяц перепечатана в «Санкт-Петербургских ведомостях» с комментарием о схожести приемов и фактур с поэзией Кольцова.
Работы поэта позднее печатались в «Отечественных записках», «Москвитянине» и других журналах, а в 60-х годах Некрасов пригласил автора в «Современник» практически на любых условиях. Смертельная болезнь помешала воспользоваться предложением. При жизни лирика были изданы 3 книги:
- В 1856 году вышел первый сборник стихотворений Никитина, напечатанный Толстым. Он был встречен публикой неоднозначно. Например, Чернышевский написал разгромную критику, что сильно задело Никитина, однако слава писателя начала постепенно нарастать.
- В 1858 году напечатана поэма «Кулак», одобрительно встреченная Добролюбовым и другими критиками. В XIX веке кулаками называли обедневших торгашей, которые жили обманом. Героем поэмы стал кулак Карп Лукич — разорившийся купец, едва добывающий деньги мошенничеством, пьянствующий и тиранящий семью. Даже короткий анализ содержания позволяет увидеть в семье героя поэмы родителей самого Ивана.
- В 1859 году появился второй сборник, встреченный публикой более благосклонно.
- В 1861 году в газете «Воронежская беседа» был напечатан «Дневник семинариста», в котором Никитин описал впечатления от обучения в семинарии.
Найти источники вдохновения писателю Никитину было несложно. Вся его жизнь, окружающая обстановка и встреченные люди становились героями его лирики. Источниками вдохновения для него стали:
- Природа и любовь к Родине. Уже в детстве мальчик интересовался природой родного края, часто уединялся в полях и лесах. Пейзажная лирика, описывающая определенное место или явление, занимает значительную часть всего творчества, например, «Ярко звезд мерцание», «Жгучий мороз».
- Чтение. Сперва это была домашняя библиотека, собранная в соответствии с увлечениями отца. В гимназии ученик увлекся поэзией Алексея Кольцова, с работами которого впоследствии нередко сравнивали его лирику.
- Крестьянский быт («Пахарь», «Жена ямщика», «Уличная встреча»). Развитию этой темы способствовала жизнь поэта среди крестьян и его работа на постоялом дворе. В стихотворениях ярко отражены тяжести жизни крестьянина, его страдания и не самая завидная участь. Однако автор не идеализирует русских мужиков.
- Религия. После длительной болезни в стихах Никитина начали появляться мистические и философские мотивы. Их можно найти в пейзажных стихах («Утро», «Встреча зимы») и в произведениях о жизни простого народа («Нищий», «Мать и дочь», «Пахарь»). Некоторые стихи («Сладость молитвы», «Молитва», «Новый Завет») полностью посвящены этой теме.
- Любовь. Лирик несколько раз влюблялся, но так и не женился. Главное, что все чувства он изливал в нежных и трогательных стихах.
Лирика Никитина довольно музыкальна. На его стихи было написано более 60 песен и романсов. Для некоторых из них музыку сочиняли популярные композиторы Римский-Корсаков, Направник, Калинников. Многие стихотворения стали популярными народными песнями, например, «Ухарь-купец». Впрочем, народ в своем варианте так сократил слова, что совершенно изменился весь смысл поэзий.
Иван Саввич Никитин прожил меньше 40 лет и не оставил после себя автобиографии даже кратко. Его творческое наследие невелико, однако оно вдохновило многих известных поэтов — Сурикова, Твардовского, Есенина, Плещеева и других. Многие стихи лирика стали песнями и романсами, а некоторые превратились в народные песни, оставшись в памяти людей.
Любовь к народу – одна из главных тем в творчестве
Краткая биография Ивана Никитина для детей повествует о том, что значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая искренняя любовь к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения. Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»). Никитин в полном понимании слова был городской житель, хотя и посещал окрестности Воронежа, но гостил в богатых помещичьих имениях, в настоящей деревне, в крестьянском доме никогда не бывал и не прочувствовал быта обычного человека. Материал для обрисовки условий жизни простых людей Никитин получал от извозчиков, останавливавшихся на его постоялом дворе и приезжавших в Воронеж крестьян. Однако Ивану Саввичу, имевшему некоторую ограниченность в наблюдении народной жизни, именно по этой причине не удалось в полной мере нарисовать всеобъемлющую широкую картину жизни народа, а получилось дать лишь отрывочные сведения.
Книжный магазин Ивана Никитина
В 1858 году вышла большая поэма Никитина «Кулак», ярко описывающая мещанство, сочувственно воспринятая критиками и имевшая успех у публики. Тираж произведения разошелся меньше чем за год, принеся поэту неплохой доход. Несмотря на болезненное состояние и угнетенное настроение, Никитин продолжал в 1857-1858 годах пристально следить за русской литературой, из зарубежной читал Шекспира, Купера, Гёте, Гюго, Шенье. Также начал изучать немецкий язык, переводя Гейне и Шиллера. В 1857-1858 годах работал в «Отечественных записках», «Русской беседе». Гонорары от публикации стихов, сбережения, накопленные в течение нескольких лет, и заем в 3000 рублей у В. А. Кокорева позволили ему в 1859 году приобрести книжный магазин, ставший любимым местом встреч жителей города, своего рода литературным клубом. Далее — новые надежды и планы, творческий подъем, новый сборник стихов, встреченный несколько прохладно, но жизненные силы были уже на исходе.
Получение образования
В 8 лет мальчик был отправлен в Воронежское духовное училище, причем поступил он сразу во 2 класс. Закончил его в 1839 году и продолжил обучение в гимназии, чтобы стать священником. Будучи сыном зажиточного отца, Никитин являлся вольным слушателем, что позволило ему сохранить широту взглядов и некоторую независимость. Однако уровень образования и принятые порядки не устраивали юношу. Больше всего Иван мечтал поступить в университет. В «Дневниках семинариста» (1861 год) он отразил год обучения в семинарии в самых мрачных цветах.
Спасала студента любовь к чтению. Он читал книги без какой-либо системы или предпочтений, поэтому судить, повлияли ли они на развитие его таланта, затруднительно. В семинарии юноша познакомился с Белинским и впервые показал стихи преподавателю русской словесности. Последний похвалил талантливого учащегося и настоятельно рекомендовал продолжать.
Впрочем, закончить семинарию Иван не смог. В 1844 году он был исключен с 4 курса за систематические пропуски, которые были связаны с семейными проблемами. Возможно, определенную роль сыграло и введение в 1841 году нового и более сурового устава.
Творческая биография Михалкова
Первой работой Никиты Михалкова в кинематографе была эпизодическая роль в картине «Солнце светит всем».
Через какое-то время он снялся в фильме «Я шагаю по Москве», по сценарию Геннадия Шпаликова. В нем он сыграл веселого парня-метростроителя. Именно по этой роли он запомнился зрителю.
Вскоре Никита Сергеевич захотел попробовать себя в качестве режиссера. В 1974 г. состоялась премьера первого в его биографии фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Лента была положительно воспринята как критиками, так и публикой. После этого Михалков снял десятки фильмов, многие из которых считаются классикой советского кинематографа.
Параллельно с этим Никита Сергеевич продолжал участвовать в съемках разных картин в качестве актера.
Большую популярность ему принесли роли в кинолентах «Раба любви», «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс», снятый по мотивам «Бесприданницы» Александра Островского (см. интересные факты об Островском).
В 1984 г. Никита Михалков был удостоен звания народного артиста РСФСР.
Получив признание на родине, Михалков образовал продюсерское агентство «ТриТэ». Дебютной картиной данного агентства стала «Урга – территория любви». Интересно, что фильм был награжден «Никой» и «Оскаром».
«Утомленные солнцем»
В 1993 г. Михалкову доверили возглавить Российский фонд культуры. Через год Никита Сергеевич снял один из самых знаковых фильмов в своей биографии – «Утомленные солнцем».
В нем он сыграл командира дивизии Сергея Котова. Его партнером был Олег Меньшиков, который играл роль секретного агента Митю. Эта картина получила множество разных наград, в том числе и «Оскар».
«Сибирский цирюльник»
В 1998 г. Никита Михалков стал председателем Союза кинематографистов РФ. Через год он снял «Сибирский цирюльник», который получил чрезвычайно большую популярность.
Съемки фильма проходили в России, Франции, Италии и Чехии. В нем принимали участие Олег Меньшиков, Алексей Петренко, Владимир Ильин, Леонид Куравлев и многие другие известные актеры.
Сам Никита Михалков сыграл в картине российского императора Александра 3.
«12»
В 2007 г. состоялась премьера художественного фильма «12», где Михалков также выступил в роли режиссера и актера. Картина получила множество престижных премий, как в России, так и за рубежом.
В прокате фильм «12» имел длительность 2,5 часа, но существовала еще и другая, телевизионная версия, продолжительность которой составляла 3,5 часа.
«Утомленные солнцем 2»
В 2010 г. Михалков решил снять вторую часть «Утомленных солнцем». Интересен факт, что данная лента стала самой дорогой в истории России. Ее бюджет составил $40 млн.
Однако в прокате было собрано всего $7,5 млн. Несмотря на звездный состав артистов, фильм был воспринят отечественными и зарубежными критиками отрицательно.
В основном Никиту Михалкова критиковали за плохую актерскую игру, исторические ляпы, а также за не очень качественный сценарий. Стоит заметить, что ветеранам войны фильм тоже не понравился.