Париж – творчество, любовь, разрыв с родными
Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом 1934 г.
Здесь живописец попадает в пучину авангардного искусства, знакомится с французом Андре Бретоном, поэтом-сюрреалистом, своими соотечественниками Пабло Пикассо и Хуаном Миро – они старше Сальвадора и уже имеют авторитет. Под их влиянием в поисках собственного стиля живописи Сальвадор Дали пишет картины, сюрреализм которых демонстрирует парижскому обществу, что у этого художника великое будущее.
В 1929 году Дали принимают в общество сюрреалистов, группу единомышленников, организованную Бретоном. Здесь Сальвадор знакомится с женщиной, ставшей его музой на всю жизнь. Это Елена Дмитриевна Дьяконова (в богемных кругах Гала, с ударением на последний слог, от французского слова «праздник»), она старше на 10 лет и не свободна – её мужем был поэт Поль Элюар. Она, уже имея дочь, заводила романы с другими мужчинами, но муж был уверен, что никуда она не денется и смотрел на поведение супруги сквозь пальцы, да и подобное поведение в творческой среде было нормой. Встреча с безукоризненно выглядящим и необычным Дали, в котором Гала женским чутьём угадала гения, изменила всё. Влюблённые быстро съехались, повергнув в шок родных Сальвадора, которые устали ждать, когда же он повзрослеет и остепенится. Но капризный малыш превратился в экспрессивного молодого человека, приводящего в изумление своими выходками. Последней каплей для отца стало оскорбление памяти матери Сальвадора – тот вдруг сопроводил одну из картин некрасивой и кощунственной фразой («плюю на портрет моей матери»). Эта провокация была одной из многих – так Дали вызывал в себе бурю чувств, толкающую его на новые всплески в творчестве.
Отец рассорился с сыном, а тот, не считаясь с мнением семьи, в 1934 году женился на Гала, которая стала для художника музой, опекуншей и арт-директором. Он мог больше ни о чём не думать, только творить.
В этот период написаны одни из самых известных картин Сальвадора Дали:
- «Великий мастурбатор» (1929);
- «Загадка желания» (1929);
- «Постоянство памяти» (1931);
- «Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом» (1934);
- «Лицо Мэй Уэст» (1935);
- «Телефон-омар» (1936);
- «Метаморфозы Нарцисса» (1937);
- «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937).
Знаменитые картины Дали – это иррациональные описания внутреннего мира художника, его желания и подсознание, освобождённые от условностей и правил. Гала стала спусковым крючком для полной свободы сюрреалиста Дали.
Личная жизнь
В 1929 г. Сальвадор встретил единственную любовь и музу всей его жизни – русскую эмигрантку Елену Ивановну Дьяконову, которая тогда была замужем за поэтом Полем Элюаром. Девушка предпочитала называть себя – Гала.
В результате Дали и Гала начали тайно встречаться. Осознавая, что он по сути увел у друга жену, Сальвадор в знак «компенсации» написал для Элюара его портрет. Между тем отец и сестра художника были ярыми противниками их романа.
Отец лишил Сальвадора всякой материальной помощи, однако это не решило проблему. Влюбленные обосновались на побережье в Кадакесе в скромной лачуге без каких-либо удобств. Именно тут Дали начал создавать свои первые шедевры.
В 1934 г. пара узаконила свои отношения, став официальными мужем и женой. Долгие годы между ними была полная гармония, но в начале 60-х годов они стали все чаще ссориться. При этом Гала постоянно изменяла ему. Биографы отмечают, что ее любовь не была лишена расчета, с которым она «вступила в брак с гением».
Сальвадор Дали и его жена Гала
В 1968 г. сюрреалист купил для своей музы замок, где она жила отдельно от него. Интересен факт, что Дали мог приезжать в замок только с письменного разрешения жены. Около 8 лет мужчина искал вдохновения в модели по имени Аманда Лир.
Между ними были исключительно платонические чувства. Сальвадору было достаточно просто часами наблюдать за девушкой, наслаждаясь ее грацией и красотой. Карьера Лир разрушила их взаимоотношения, и художник с легкостью расстался с ней.
Биография Сальвадора Дали о главном
Великий художник родился 11 мая 1904 года и прожил довольно долгую жизнь, уйдя на покой в восемьдесят пять лет. Дали – гений во всех отношениях. Это не только великолепный художник, но и непревзойденный скульптур, писатель, а также график и режиссер. Дали – один из самых ярких представителей сюрреализма в живописи.
Родился в Испании, в городе Фигерас. Сначала был единственным ребенком в семье. Вскоре у него появилась сестра Анна-Мария. Ранее у Сальвадора был старший брат, который умер в возрасте чуть менее двух лет. Это событие стало одним из важнейших в жизни художника. Однажды, когда мальчику было пять лет, его мать сказала, что Сальвадор – это переродившаяся душа ее старшего ребенка. Слова матери глубоко врезались в сознание маленького Дали. В результате он стал считать, что родители любят совсем не его, а старшего брата, реинкарнацией которого стал Сальвадор. Эта мысль оказалась роковой и оказала влияние на всю дальнейшую судьбу великого художника.
Дали рос в обеспеченной семье. Несмотря на атеистические взгляды отца, по настоянию матери, которая была глубоко верующим человеком, ребенок ходил в церковь постоянно.
Родители дали ему достойное образование. Свои первые учебные годы мальчик провел в школе «Непорочного Зачатия». Дали был очень способным учеником, однако его характер и поведение оставляли желать лучшего. Он был крайне упрямым, своевольным и капризным ребенком.
Помимо трудного характера и незаурядного ума, Сальвадору были свойственны некоторые странности в поведении. Это было самое настоящее раздвоение личности. Из-за своих особенностей Дали не мог ни с кем подружиться в школе. Единственным человеком, который хорошо относился к Сальвадору, был Хосеп Самитьер, в дальнейшем игрок футбольного клуба «Барселона».
Художественные таланты у мальчика проявились еще в детстве. В развитии необычайных способностей Сальвадора помогал художник-импрессионист Рамон Пишо, друг семьи Дали. Юный живописец проводил свои каникулы в доме у моря, где общался с простыми людьми и черпал вдохновение из их рассказов о жизни. От них же он получил знания о мифологии, народных преданиях и суевериях. Все это оказало большое влияние на будущее творчество художника, где зритель может наблюдать проявление мистических и психоделических мотивов.
В скором времени Сальвадор начал посещать школу изобразительного искусства. По ее окончании юноша поступил в Академию маристов, где обучался гравюре. В 1921 году Дали пережил большое горе – смерть матери. После этого страшного события он решил переехать в Мадрид. Там он поступил на учебу в Академию изящных искусств.
Помимо живописи Сальвадор интересовался также психоанализом, в частности, много времени посвящал изучению работ Фрейда. За время учебы художник создал множество прекрасных картин. Однако в 1926 году его исключили из учебного заведения за непозволительно высокомерное отношение к педагогам. После он отправился в Париж, где познакомился с Пабло Пикассо, под влиянием которого выполнил несколько замечательных работ, принесших ему популярность. Художник работал в жанре сюрреализма. В его картинах нашли отражение как мистика, так реальность, которые тесно переплетались друг с другом.
Когда началась Вторая мировая война, Дали перебрался в США, где пробыл около семи лет. Именно здесь художник начал заниматься писательской деятельностью, а также совместно с Альфредом Хичкоком поработал над созданием фильма, придумывая для него декорации.
Женой и вдохновительницей таланта Сальвадора Дали была Елена Дьяконова, которую во всем мире знали под именем Гала. Она была старше своего супруга на десять лет. Именно благодаря ей Дали стал всемирно известным художником. Гала постоянно устраивала различные выставки, аукционы. В своих отношениях они были полностью свободны, и могли встречаться, с кем заблагорассудится. Их связь оказалась невероятно долгой и продлилась буквально полвека. После смерти супруги Дали находился в глубокой депрессии, а последние годы жизни провел в одиночестве.
Гала Дали — «демонесса гения»
В 25 лет Дали встретил единственную любовь всей своей жизни — эмигрантку из России Елену Дьяконову, которая называла себя Галой Элюар. Она была старше художника на десять лет и состояла в браке с его другом. Этот союз супруги позиционировали как свободный. Между Сальвадором и Галой возникла серьёзная страсть, и женщина оставила своего мужа, чтобы стать для Дали любовницей, а затем и женой. Для художника Гала была не только музой, но и своего рода менеджером. Благодаря её усилиям картины Дали стали популярны во многих странах, и его слава приобрела совершенно иные масштабы. Сальвадор слыл в обществе эпатажной личностью с весьма причудливой манерой поведения. Даже его внешний вид говорил о том, что он — натура эгоцентричная и бесконечно творческая. Постоянные безумные выходки Дали шокировали его отца, из-за чего у них были напряжённые отношения. Последней каплей стала надпись на одной из картин художника о том, что он с наслаждением плюёт на портрет умершей матери. Хотя в действительности он всей душой любил свою мать и тяжело переживал её уход из жизни. Дали вело неудержимое стремление шокировать и изумлять публику. Однажды он перессорился и с членами сюрреалистической тусовки, к которой принадлежал, на прощание заявив, что сюрреализм есть он. А его эпатаж с нездоровым восхищением Гитлером и вовсе шокировал коллег. В преддверии Второй мировой войны, успев окончательно разорвать отношения с единомышленниками, Сальвадор вместе с Галой отбыли в США.
Художник был узнаваем и в этой стране и быстро добился ещё большего успеха. Любители роскоши скупали его картины за огромные суммы. К тому времени Дали нажил приличное состояние. В Америке он пробовал себя как дизайнер, ювелир, иллюстратор, сотрудничал с Хичкоком и Уолтом Диснеем. Сальвадор не изменял себе и продолжал совершать эксцентричные поступки. Он мог провести выставку в акваланге или в экстравагантном костюме метафизического куба, мог выйти на прогулку с муравьедом, о чём потом писали многочисленные издания. Но по-настоящему известность он почувствовал после выпуска своей автобиографии под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Её экземпляры разлетелись как горячие пирожки. Книга, написанная в лёгком жанре, получилась несколько странной и даже шокирующий, но, безусловно, индивидуальной. Постепенно Дали прискучило в Америке. Он выдохся от излишне насыщенной и эпатажной жизни. После восьми лет, проведённых в этой стране, художник и его жена возвратились на родину, в любимую Каталонию. Здесь Дали построил большой дом-музей, который получил название «Дворец ветра». Живопись Сальвадора в Испании приобрела особенно академический характер: работы, в основном пейзажи и классические картины, стали более спокойны. Дали проникся идеями католицизма, и в картинах засквозила религиозная тема. На 54-м году жизни художник обвенчался со своей музой. Но, несмотря на венчание, их чувства охладевали. Гала, как и раньше, придерживалась свободной любви, и её всё чаще видели в окружении молодых кавалеров. Супруги нередко ссорились. Всё это привело Дали к глубокой депрессии, что не замедлило сказаться на творчестве — полотна наполнились печалью и скорбью. Сальвадор купил для Галы замок, в котором она жила отдельно от него. Он же имел право посещать свою возлюбленную только с её письменного разрешения. Это длилось более десяти лет.
«Сон»
Картина была написана для Эдварда Джеймса, британского миллионера, который был покровителем Сальвадора Дали с 1936 по 1939 года. Мир снов — основная тема картины, всегда очаровывал и манил сюрреалистов. Они верили, что свобода подсознания, во время сна, может быть использована в творчестве. Картина «Сон» — это визуализация разрушения тела, во сне, так, словно во время отдельного состояния бытия. На фоне летнего небо, глубокого голубого цвета, подвешена огромна бестелесная голова. С закрытыми глазами, погруженная в сон, она висит над практическим пустым ландшафтом. ‘Мягкая’ голова, одновременно уязвима и искаженна: то, что должно быть шеей, сужается и безвольно спадает, поддерживаемо подпоркой. Даже собаке, изображенной слева, требуется подпорка для головы, так, словно она сама наполовину спит. Голова парит над землей подпираемая деревянными костылями. Нос, рот и даже глаза, всему требуются подпорки. Создается впечатление, что если их убрать, то голова попросту распадется. Костыли или подпорки — образ, довольно часто встречающийся в работах Дали.
Детство и юность художника
Рождению будущего сюрреалиста предшествовало трагическое событие. Первенец его родителей умер от менингита, прожив чуть больше года. Своим появлением второй ребенок привнес в семью утешение и веру в то, что в нем воплотилась душа умершего мальчика. Даже имя ему дали такое же — Сальвадор.
Когда ребенку исполнилось 5 лет, мать отвела Дали на могилу брата и рассказала о своих домыслах по поводу реинкарнации. Этот эпизод наложил первый отпечаток на становление личности.
В 1908 г. в семье появляется дочь — Анна Мария. Брат и сестра были близки: дети крепко дружили, делились секретами и поддерживали друг друга. Для маленького ребенка со сложным характером, комплексами и страхом такая поддержка много значила.
Впоследствии Анна стала главной натурщицей молодого художника. Но духовная близость не сохранилась на всю жизнь. Отношения разладились после того, как в жизни Сальвадора появилась Гала. Возлюбленная заменила ему всех.
Рисунки Дали вызывают восторг у друзей и знакомых его родителей. Он без ложной скромности рассказывает о своем блистательном будущем, где он знаменитый импрессионист. Но близятся события, которые навсегда изменят стиль и направление его произведений.
Дали с сестрой
Интересные факты о Сальвадоре Дали
Одна из самых забавных баек о прославленном сюрреалисте и шалуне по жизни Сальвадоре Дали принадлежит перу ироничного Михаила Веллера. Перечитайте коротенькую новеллу «Танец с саблями», и отличное настроение вам гарантировано!
Школьные годы «чудесные»
Не будем раскрывать содержание упомянутой байки (а то читать неинтересно станет!), а проследим жизненный путь легендарного испанца с помощью некоторых любопытных фактов.
Ребенком Сальвадор рос непростым. Мог закатить истерику из-за не полученной конфетки. Быстро соображал, как добиться своего, и вовсю пользовался «неспортивными методами».
С детства будущий художник страдал фобиями. В том числе, очень боялся кузнечиков. Одноклассники пользовались этим и порой зло подшучивали над «нестандартным» школяром.
Первую картину Сальвадор нарисовал в 10 лет. Тогда он еще не думал о грядущей славе и не мечтал о карьере живописца.
Буйства Дали в стенах школы привели к тому, что уже в 15 его отчислили за неадекватное поведение. Он закончил школьный курс позже — и с отличным аттестатом.
Влюбленный маэстро и мастер эпатажа
Свою судьбу, казанскую уроженку Елену Дьяконову, которая стала музой мастера по имени Гала, Сальвадор Дали «отбил» у француза Поля Элюара. Поначалу испанец воспылал чувствами к самому поэту, но, увидев его пассию, безоглядно влюбился. Случилось это в 1929-м в богемном Париже. Разница в возрасте у Галы и Дали составляла 10 лет. Елена умерла в 87, он был моложе и пережил супругу. Но после ее кончины так больше и не смог творить.
Дали обожал эпатаж. Так, он мог пройтись по Нью-Йорку с двухметровым батоном или предстать перед взыскательной публикой лондонского вернисажа в водолазном костюме.
Одна из самых первых значительных работ художника в американском мегаполисе датируется 1939-м годом. Ему поручили оформление витрины в одном из магазинов Нью-Йорка на знаменитой 5-й авеню. Ретро-манекены в придуманной Дали композиции «День и ночь» щеголяли натуральными волосами, позаимствованными у трупа. Картину довершали буйволиная голова с голубем в пасти, ванна из антрацитового цвета атласа и банная бадья.
Как-то Адольф Гитлер попросил мэтра об автографе. Не долго думая, художник изобразил простой крест (в противовес свастике).
Костюм будущего и украденный рисунок
Кристиан Диор и Сальвадор Дали как-то решили разработать костюм будущего (назвав его «костюмом для 2045 года»). Было это ровно в середине ХХ столетия. Кутюрье и сюрреалист постарались. Вышло поистине футуристическое одеяние!
Однажды Дали должен был прочесть искусствоведческую лекцию узникам тюрьмы на острове Рикерс. Но помешали обстоятельства. Тогда художник преподнес исправительному заведению свой рисунок — как знак извинения. В 1965 году эта работа мастера была торжественно повешена на стене тюремной столовой. В 2003-м году было обнаружено, что шедевр заменили копией! Три сотрудника пенитенциарного учреждения сознались в краже, однако место нахождения подлинного рисунка остается неизвестным.
Выброшенные конфетки и вдохновение перед пробуждением
Оказывается, логотип для знаменитой карамельки «Чупа-Чупс» разработан Дали. Эмблема-ромашка дошла до наших дней с небольшими изменениями. Новаторством создателя логотипа было и то, что он располагался на «макушке» леденца. Сальвадор с детства сохранил страсть к сладкому. Поэтому вместо гонорара он запросил у руководителей фирмы доставлять ему ежедневно (!) по коробке леденцов. Мастер не всегда добрых розыгрышей, он придумал неординарный способ расходовать конфетки (сам-то такое количество сластей он съесть не мог). Художник приходил на детские площадки, разворачивал карамель, облизывал и выбрасывал на землю, одну за другой, — на виду у истекающих слюной детишек.
Эксцентричный Дали любил засыпать, сидя на стуле, с тяжеленным ключом в руке. Под ключом, на полу, стояла тарелка. Когда дремота брала верх, ключ падал с оглушительно звонким звуком, пробуждался и маэстро. Он утверждал, что именно в эти минуты его посещали самые гениальные идеи! Может, в такой миг родился сюжет одной из известнейших картин, «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»?..
Невероятная история любви
Знаменитой музой и супругой Сальвадора Дали стала Елена Дьяконова, всему миру известная под именем Гала.
Они встретились летом 1929 года, на тот момент Елена была замужем за французским поэтом Полем Элюаром и одновременно имела любовника Марка Эрнста. Женщина была слишком любвеобильна, она просто обожала секс, не могла без него существовать.
Гала была старше Дали на 10 лет. На момент знакомства он был молодым начинающим художником, приехавшим из провинциального городка, а Гала опытная и умудрённая, самоуверенная и утончённая, вращающаяся с высших кругах общества. Он был сражён её красотой.
Нельзя сказать, что Гала обладала красотой в привычном смысле этого слова, она, как магнит, притягивала к себе мужчин, они становились как будто заколдованными и теряли от этой женщины голову.
Гала и Дали стали близки, но это не помешало женщине продолжать отношения с мужем, попутно ещё заводить любовников, в то время в богемных кругах это считалось нормальным.
Но в конце концов она бросила своего супруга и в 1930 году переехала к Дали, она сказала ему тогда: «Мой мальчик, мы не расстанемся никогда». Она не только удовлетворяла его сексуальные фантазии, Гала стала для Сальвадора всем: патронессой, деловым менеджером, организатором.
Именно Гала сделала художника знаменитым на весь мир, она пустила в ход все свои связи, устраивала выставки, носила его работы ценителям. А он творил с таким рвением, что ещё не была закончена одна картина, а уже просилась на холст другая. Свою музу, которая так вдохновляла его, Дали рисовал постоянно. Теперь его картины подписывались двойным именем Гала — Сальвадор Дали.
Супруг Поль Элюар до последних дней писал ей любовные письма, полные нежности. И только после его смерти в 1952 году Гала и Сальвадор поженились.
Когда Дали стал терять интерес к картинам, Гала подкинула ему новую идею создания дизайнерской мебели. Богачи всего мира готовы были отдать любые деньги за диваны в форме женских губ, слонов на тоненьких ножках или за причудливые часы со странным циферблатом. Также Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки карамели «Чупа-Чупс».
Их отношения для обычного мира казались странными, для них двоих это было нормально. Женщина меняла любовников, как перчатки, Дали постоянно развлекался в компаниях юных девиц, спуская на них кучу денег. В 1965 году у Сальвадора появилась вторая муза – Аманда Лир, 19-летняя модель и певица.
Но единственной женщиной, которой он полностью подчинялся, так и осталась Гала. Если бы не она, мир мог никогда не узнать великого гения Сальвадора Дали. Сначала она вдохнула в молодого неуверенного художника веру в себя, потом полностью раскрыла весь масштаб его таланта: сделала из Дали кумира планеты, при этом постоянно оберегала и защищала. А он преклонялся перед ней.
Их удивительные отношения длились 53 года. Гала умерла в 1982 году в возрасте 88 лет. Её тело забальзамировали, надели красное платье и уложили в гроб со стеклянной крышкой. В их замке Пуболе она ещё при жизни обустроила склеп для них двоих, там женщину и похоронили.
Первый успех
Несколько месяцев спустя в парижской галерее Камиля состоялся дебют Дали и в качестве живописца. Молодой художник прокладывал себе путь в Париже с удивительной быстротой и расчетливостью — например, он заручился поддержкой виконта Шарля де Ноая, купившего его картину «Мрачная игра». Вот как объяснял художник выбор своего пути к успеху много лет спустя:
Успех Дали был огромным. Художник обращался к классической живописи — от Бронзино до Сурбарана, от Вермеера до Веласкеса, преследуя двойную цель: продемонстрировать свое отличие от «современников», а также заставить неискушенного зрителя забыть о привычном восприятии образов и оценить искусство за рамками того, что до сих пор вызывало восхищение.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.
В 1961 году Сальвадор Дали нарисовал для Энрике Берната, основателя испанской компании производящей конфеты на палочке, логотип «Chupa Chups», который в несколько измененном виде сегодня узнаваемый во всех уголках планеты.
В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.
Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.
В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.
Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.
Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.
В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.
Совместно с Кристианом Диором в 1950 году Дали создал «костюм для 2045 года».
Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».
Впервые образ слона появляется на полотне «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Помимо слонов, Дали часто использовал на своих картинах образы других представителей царства животных: муравьев (символизировали смерть, распад и, в то же время, огромное сексуальное желание), улитку он связывал с человеческой головой (см. портреты Зигмунда Фрейда), саранча в его работах связана с отходами и чувством страха.
Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.
Седьмого декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.