↑ Первый беспосадочный перелет
Мало того, бедовый летчик-лихач каким-то чудодейственным образом попал в претенденты на первый беспосадочный перелет на рекордно дальнее расстояние. Но предварительно, тоже, как говорят, по рекомендации Сталина, он прошел курс летчика испытателя в Авиапроме (1933). За его успехами внимательно следили. И вот когда в верхах созрела мысль о рекорде, выбор пал на Валерия Чкалова. Сталин предложил назначить его командиром полета по маршруту «Москва – Петропавловск-Камчатский».
Перелет был совершен 21-22 июля 1939 г. В экипаже было три человека: В.П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А.В. Беляков (штурман). Расстояние в 9374 км команда преодолела за 56 часов на самолете АН-25. Остров Удд, на котором они совершили посадку, впоследствии переименовали в о. Чкалов. Этот беспосадочный перелет стал триумфальным событием не только в стране, но и во всем мире. Дети стали играть в Чкалова и мечтали стать авиаторами.
Краткая биография
Валерий Павлович Чкалов (1904–1938) известен во всем мире. Родился этот легендарный летчик-испытатель в селе Василево (Нижегородская область). Ныне это город, носящий его имя, — Чкаловск.
Вырос Валерий Чкалов в простой рабочей семье. Однако в 1919 году он во что бы то ни стало решает связать свою жизнь с небом и стать летчиком. Валерий Чкалов записывается в красноармейцы. После службы работает сборщиком самолетов и получает направление учиться в Егорьевской военно-теоретической школе ВВС.
А потом Москва. В столице, в Школе высшего пилотажа Чкалов все лучше оттачивает свои навыки в управлении самолетами. Затем следует обучение в Серпуховской авиационной школе, где молодой человек изучает стрельбу и авиационный бой.
В начале 20-х годов — большая удача! Валерий Чкалов зачисляется в эскадрилью им. Нестерова в Северной столице.
Валерий Павлович Чкалов был женат на Ольге Эразмовне (в девичестве Ореховой). У них было трое детей: два сына и дочка.После женитьбы Чкалов служил в столице СССР.
Валерий Чкалов. Фото: commons.wikimedia
В 1933 году главное дело Чкалова — испытания образцов новой авиатехники. Также именно тогда он осваивает легендарные фигуры высшего пилотажа — замедленную бочку и выходящий штокер. Это принесет ему всемирную славу среди летчиков-испытателей и просто людей, интересующихся авиацией.
В 1936 году Чкалов берет на себя командование новейшим самолетом АНТ-25. Через год происходит легендарный перелет через Северный Ледовитый океан в США, за который ас удостаивается Ордена Ленина, а также звания Героя Советского Союза.
В 1937 году Валерий Павлович Чкалов разбивается во время испытательного полета. Захоронен он в Кремлевской стене. Его могила считается местом паломничества летчиков со всего мира. Пилоты приезжают отдать дань памяти советскому покорителю неба, для которого не было невозможных высот.
Интересный факт:
Через Северный полюс в Америку
Пожалуй, главным достижением прославленного советского летчика Валерия Павловича Чкалова было выполнение беспосадочного перелета через Северный Ледовитый океан на Американский континент.
Иосиф Сталин пожимает руку Валерию Чкалову. Фото: commons.wikimedia.
Целых два дня, с 18 по 20 июня 1937 года, члены экипажа советского самолета АНТ-25 под руководством Валерия Чкалова (также в экипаж входили А. Беляков и Г. Байдуков) впервые в истории авиации сумели без посадок преодолеть одним махом более 9 тысяч километров и из Советского Союза оказаться на Американском континенте.
Маршрут был полон смертельных опасностей! Целых четыре раза за время пути самолет советских героев встречал препятствия на своем пути. Чтобы миновать их, летчики поднимали машину на высоту более шести тысяч километров, что для техники того времени совершенно невероятный показатель. Экипаж испытывал сильнейшее переохлаждение, были проблемы и с сильной разреженностью воздуха.
Однако, несмотря на все трудности, отважные авиаторы СССР смогли приземлиться в Ванкувере, где их встречали как настоящих героев. После Ванкувера команда покорителей неба во главе со своим выдающимся командиром — Валерием Павловичем Чкаловым, была доставлена в Портленд, оттуда в Окленд, а затем уже в жемчужину Западного побережья Соединенных Штатов — город Сан-Франциско
Везде в этом импровизированном туре по США советских летчиков встречали с такими почестями и вниманием, которые ранее на американской земле доставались разве что звездам Голливуда
Мемориальная надпись в честь В. Чкалова. Фото: BGCracker, Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0
В столице Соединенных Штатов советские пилоты удостоились встречи с тогдашним президентом — Теодором Рузвельтом. В их честь был дан прием почти на тысячу персон, среди которых были члены американского правительства, высший командный состав армии США, а также бесчисленные спортсмены, ученые и прочие публичные люди. Как говорят, эта встреча довольно сильно утомила летчиков, не привыкших к такому вниманию к их персонам.
А потом был Нью-Йорк. Многотысячная толпа жителей этого мегаполиса скандировала: «Да здравствует Советский Союз! Да здравствуют советские орлы!» В прямом смысле весь город собрался на чествование русских летчиков.
Интересный факт:
Домой отвез героев корабль «Нормандия». На палубе этого лайнера Валерий Чкалов завязал знакомство с самой Марлен Дитрих — мегазвездой кино 30-х и 40-х годов.
Перелет из СССР в США Валерия Чкалова навсегда останется в истории как пример поразительной стойкости, сноровки и отваги советских летчиков. Весь мир восхищался отважными пилотами, для которых, кажется, вообще не было такой преграды, как расстояние. Имя Валерия Павловича Чкалова навсегда вписано в историю мировой авиации.
Биография: семья
Учительницу Ольгу Орехову и любовь всей своей короткой жизни встретил всенародный любимец в двадцатитрёхлетнем возрасте. Вот он – Валерий Чкалов: фото с женой, оставшейся верной ему до самой своей смерти, вы можете увидеть выше. Она так и не вышла замуж после его трагической гибели. Да и нашёлся бы человек во всём мире, хотя бы приблизительно равный её мужу по своим мужским качествам? Такой честный, такой бесстрашный в своём упорстве – наверняка нет.
И настолько любящий свою семью. Это можно увидеть даже теперь, на таком большом временном расстоянии, просто рассматривая фото. Как нежно обнимал детей – свидетельствуют фото, а не такого легендарного человека, как Валерий Чкалов, биография. Жена и дети не просто были рядом. Видно, что именно они вдохновляли героя на все его подвиги. Сын Игорь и старшая дочь Валерия помнят эти объятия, а младшая Ольга – нет. Она не успела родиться до гибели отца. Игорь стал военным лётчиком, настоящим полковником, а впоследствии написал несколько книг и множество статей о своём замечательном отце. Его мать тоже писала воспоминания.
Биография Валерия Павловича Чкалова
Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.
Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.
В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.
Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.
В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.
Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.
Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.
В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.
Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.
В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.
Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».
Родословная. Отец “сталинского сокола” был пароходчиком, а дядя – художником-самоучкой
– Род Чкаловых происходит из деревни Высоково под Нижним Новгородом. Теперь этого села уже нет, оно слилось с городом. Метрические свидетельства о представителях семьи, чуть ли не с XVII века, начал собирать некий церковнослужитель. Известно, что род пошел от монастырских крестьян. Первым упоминается Иван Чкалов, предположительно 1687 года рождения. Потом Чкаловы были бурлаками на Волге. В каждой семье рождалось много детей. Так что род наш очень большой,– У прадеда Григория было 10 детей, среди них сыновья Павел (1866 года рождения) – отец легендарного летчика, и Семен (1882 года рождения), отец моего отца Бориса. Если еще проще, то Семен приходился Валерию Чкалову дядей, а мне – дедом. Все Чкаловы жили в Высоково, а Павел укатил в соседнее село Василево (ныне Чкаловск). Во всех официальных биографиях Валерия Павловича написано, что его отец был простым котельщиком в казенных мастерских. Но это не совсем так. Одно время он владел речным пароходом “Русло”. Собственное судоходное дело вел вместе с братом Семеном.
Нижний ряд: Семен Григорьевич Чкалов, его дети Анна, Николай, Борис, жена Татьяна Алексеевна. Верхний ряд: дочь Мария и сын Володя. Фото из семейного архива Валерия Борисовича Чкалова |
Дед мой Семен был человеком-самородком. Он знал Волгу как свои пять пальцев и, не будучи художником и инженером, создал рисунки всех пароходов, что ходили по реке в начале ХХ века. А это 245 пассажирских и 77 буксирных! Каждый из рисунков сопровождался техническими характеристиками. К счастью, эти уникальные свидетельства не пропали, и моя тетя Анна Семеновна передала их в музей в Нижнем Новгороде. Основная черта представителей нашей семьи – трудолюбие. Дед, уже и за 80 лет, начинал день с работы – колол дрова или чистил двор от снега. Потом ставил самовар. Не пил, не курил. Был всегда спокойный. Самое большое ругательство у него было: “Вот зараза!”.
Первый слева в верхнем ряду – Валерий Борисович Чкалов. Рядом с ним его отец Борис Семенович. Затем – Алексей Павлович Чкалов, родной брат знаменитого летчика. Третий справа в верхнем ряду – Семен Григорьевич Чкалов. Фото: семейный архив |
Я много могу про деда вспоминать, так как в детстве много с ним общался, он меня фактически и воспитал. После похорон Валерия Чкалова в 1938 году дед и мой отец были на приеме у Сталина. И “вождь народов” поинтересовался, кем хочет быть мой отец. Ну, конечно же, летчиком! Сталин велел Ворошилову поспособствовать молодому человеку. Но связать свою жизнь с небом отец не смог – по состоянию здоровья. Поступил в танковое училище. После войны служил в Германии. Офицеры тогда не могли брать с собой детей, так что первые школьные годы (а затем и в начале студенчества в Горьковском университете, до переезда в Минск) я жил у деда Семена, в Высоково, в чкаловском родовом гнезде. Своего дядю Семена любил и Валерий Павлович. Когда Чкалов прилетал по делам в Горький, то делал несколько кругов над Высоково. Это был сигнал. Пока он добирался до деревни на автомобиле, Семен Григорьевич топил для племянника баньку… Париться тот обожал. Потом было семейное застолье. Но поскольку дед сам не пил, то стопку водки вместе с Валерием поднимала моя бабушка Татьяна Алексеевна. Кстати, я, как и дочь Чкалова Валерия Валерьевна, не согласен с образом летчика и человека, который представили создатели сериала “Чкалов”. Он не был таким пьяницей и гулякой, как его там показывают. Выпить он, конечно, мог. Но пьяница никогда бы не совершил сложнейший перелет длительностью 63 часа 16 минут. Я видел самолет, на котором прошел этот перелет. Для трех человек экипажа там совсем небольшое место. И хотя бы уже один этот факт говорит о том, в каком они находились напряжении.
Копия журнала, в котором фиксировались все детали перелета через Северный полюс. Он проходил в сложных условиях (отсутствие видимости, обледенение и т.д.) |
В доме деда висело панно с фотографией Валерия и надписью “Великий летчик страны социализма”. Хранил Семен Григорьевич и копию штурмового бортового журнала перелета через Северный полюс, которую в семью передал второй пилот экипажа Георгий Байдуков. Кстати, в родословной есть я, но почему-то нет моих брата Евгения и сестры Татьяны. Я добавил их, а также своих и их детей и внуков и подарил это тетке Анне Семеновне на 90-летие. Семья у нас дружная, мы переписываемся, стараемся видеться, я навещаю родню в Нижнем Новгороде. Правда, прошлая поездка была несколько лет назад: по теперешним ценам на билеты в другую страну особо не наездишься.
Пробные попытки
Осенью 1934 года экипаж в составе М. Громова, А. Филина и И. Спирина на АНТ-25 по замкнутой территории пролетели 12 тысяч 411 км за 75 часов полета. Они установили мировой рекорд дальности. За это каждый член экипажа был удостоен орденами Ленина, капитан — званием Героя СССР.
Громов, Филин и Спирин
В августе 1935 года была предпринята первая попытка полета в Сан-Франциско на АНТ-25 под управлением Сигизмунда Лаваневского. Однако уже над Баренцевым морем двигатель усиленно стал «гнать» масло. Из Москвы поступила личная команда Сталина — возвращать машину назад. «Вождь» не мог допустить позора перед американцами. Но возвращение самолета было небезосновательным. Во время посадки около Москвы машина загорелась. Экипажу чудом удалось спасти.
Туполев понимал, что совершить подобный перелет Лаваневскому больше не позволят. Но он был уверен в возможности АНТ-25 совершать длительные перелеты. Друг Туполева Байдуков уговаривал Чкалова совершить перелет с такими словами: «Я и Беляков предлагаем тебя стать командиром нашего экипажа в полете через Северный полюс до США. От тебя требуется добыть согласия на вылет и взлететь на перегруженном самолете. Эти два условия составляют 50% успеха всего мероприятия. Остальные 50% мы с Беляковым берем на себя».
Гайдуков, Чкалов и Беляков
К следующей попытке отнеслись более осмотрительно. Только авторитет Чкалова и его уважение Иосифом Виссарионовичем позволили обратиться к руководству страны за разрешением повторить попытку перелета в США. Идею поддержал. Всегда прислушивающийся к мастеровитому летчику Сталин дал добро, но скорректировал маршрут — вместо США пунктом назначения стал Петропавловск-Камчатский. Экипаж под руководством Чкалова пролетели 9375 км за 56 часов без пересадки. Необорудованная для посадки песчаная коса острова стала местом посадки самолета. Маршрут с Москвы до Петропавловска-Камчатского через Земли Франца Иосифа и Северную впоследствии стал называться Сталинским.
По итогам успешного перелета все трое членов экипажа удостоились звания Героев СССР. Чкалов снискал любовь всего советского народа, ему был вручен личный самолет марки У-2.
Для этой цели он и пошел опять к Сталину за дозволом перелететь в США через Полюс…
Юность
Пятнадцатилетний мальчик увидел чудо – самолет. Его захватила мечта о небе, он бредил летательными машинами. По совету земляка досрочно стал бойцом Красной Армии. Так оказался на авиационном заводе.
Через два года юноша – ученик слесаря пробился на учебу в Егорьевскую школу ВВС.
В Борисоглебской авиационной школе впервые самостоятельно поднялся в небо.
Его отмечали как пилота, летающего «очень хорошо, спокойного, дисциплинированного». Так мечта превратилась в реальность — стал квалифицированным летчиком-истребителем и начал свою профессиональную деятельность. Было ему 20 лет.
Биография Валерия Чкалова о главном
Имя Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова известно во всем мире. Местом рождения легендарного летчика-испытателя является город Чкалов (ранее село Василево), расположенный в Новгородской области. В 1904 году в семье заводского рабочего родился сын. Материнской любви мальчик почти не помнил, так как женщина рано умерла.
Учеба в местной приходской школе давалась ему легко. Ответственный ученик мог похвастаться хорошей памятью и отличными знаниями в математике. Финансирование Череповецкого технического училища, куда юноша поступил после семилетки, лишило его возможности завершить до конца обучение. Заведение преждевременно было закрыто.
Молодой человек вынужден был работать напарником отца. Он выполнял работу кочегара на судне. С 1919 года у него появляется мечта, которая стала его целью — связать свою будущую жизнь с летательными аппаратами. В это время Чкалов добровольно идет в Красную армию. Сначала его вполне устраивает место ученика сборщика самолетов на авиационном заводе в Нижнем Новгороде. Но спустя некоторое время он не останавливается на этом. По направлению поступает в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС. Пребывание в Борисоглебовской военной авиационной школе летчиков ознаменовано его первым полетом.
Школа высшего пилотажа города Москвы стала прекрасной возможностью для приобретения практических навыков. Далее более опытный молодой человек поступил в Серпуховскую школу стрельбы и воздушного боя.
Начало 20-х годов связано с зачислением В. Чкалова в авиационную эскадрилью имени П. Н. Нестерова в городе Ленинграде. В это время, не справляясь с амбициями, он совершает необдуманные поступки, серьезно нарушающие дисциплину. Некоторые из них заканчиваются плачевно. Буйное поведение молодого человека привело к заключению его под стражу сроком на 6 месяцев.
Супруга Валерия Чкалова — Ольга Эразмовна Орехова — была связана с преподавательской деятельностью. Она родила двух сыновей и дочь.Однако семейная жизнь не повлияла на некоторые дальнейшие события, связанные с его дисциплиной. За грубые нарушения общественного порядка он был исключен из рядов Красной армии. Благодаря своим знаниям, опыту и ходатайству коллег, Чкалову вернули звание. В Московской ВВС он приступил к освоению небесных просторов.
В 1993 году — летчик занимается испытательными работами, находясь на Московском авиазаводе. Выходящий штокер, замедленная бочка — фигуры воздушного пространства, которые принесли ему славу.
С 1936 года Чкалов является командиром самолета АНТ-25. За продолжительный перелёт через Северный Ледовитый океан он был награжден медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.
В 1937 году во время испытательного полета Чкалов разбился. Стены кремля преданно хранят его прах на Московской Красной площади.
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Джобс Стив
Стив Джобс родился 24 февраля 1955 года в Сан-Франциско, США. Отцом Стива был Джон Джандали, ассистент преподавателя в Висконсинском университете, а матерью Джоан Шибле, студентка, обучавшаяся там же. Так как Джон был сирийцем, католики родители Джоан
-
Конюхова Татьяна
Татьяна Георгиевна родилась в городе Ташкент 12 ноября 1931 года. Семья жила здесь, потому что ее отец находился на военной службе. Когда девушке было 15 лет, отца перевели в Прибалтику, вся семья поехала вслед за ним. С раннего детства маленькая Таня
-
Рублёв Андрей
А. Рублев — очень знаменитый и уважаемый русский иконописец. Благодаря своим работам Русская православная церковь относит его к преподобный лике святых. Все иконы считались чудотворными и образцом для последующих мастеров. Родился великий мастер
-
Шаляпин Фёдор Иванович
Жизнь знаменитого оперного певца началась в простой семье. Его родители были крестьянами в Вятской губернии. Петь начал в церковном хоре, певчим. Вряд ли кто — то мог подумать, что ему светит карьера оперного певца, потому его и отдали обучаться
-
Мономах Владимир
Один из самых великих правителей Руси, Владимир Мономах, появился на свет у Всеволода Ярославича, князя земель русских, и дочери Византийского императора, Константина Мономаха-Анны. Он родился 26 мая 1052 года. И именно от деда будущий князь
-
Чарльз Диккенс
Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте, Портсмут. Он был вторым ребенком Джона и Элизабет Диккенс. Помимо Чарльза, у его родителей было еще 7 детей. Они переехали в Лондон в 1814 году и через два года в Чатем — Кент, где Чарльз провел
Самолет-легенда — АН-25
Это в наши дни самолеты совершают длительные беспосадочные перелеты ежедневно. ВКС способны целыми днями «парить» в воздухе, дозаправляясь на ходу. Но в 30-х годах прошлого века «марш-броски» были сродни подвигам. Советская авиация только стала «на крыло», как тут же последовали один за другим рекордом. «Вождь всея Руси» пристально следил за каждым перелетом на длительные расстояния
Идея полета в США витала в воздухе постоянно — для всех было важно доказать мощь и преобладание русских в этой авиасфере над американцами
Легендарный АН-25
Еще когда был неясен состав экипажа, было известно, на каком именно самолете будет совершен перелет. Легендарным конструктором Андреем Николаевичем Туполевым был разработан самолет, который и получил свое название по инициалам своего создателя — АНТ-25. Самолет имел уникальную для тех времен конструкцию — каркас полностью металличсекий, размах крыльев 33 метра и возможным удлинением на 11 метров. Впервые в истории крылья самолета использовались не только для аэродинамики, но и для хранения топливных запасов. Крылья этой модификации самолета вмещали до 7 тонн дозаправки.
Первая модификация самолета не была предназначена для дальних перелетов. Крылья машины были покрыты дюралевыми гофрированными пластинками. Этот материал создавал большое сопротивление при полете, что значительно уменьшало его дальность. Было решено заменить дюраль на перкаль. Им покрылись все крылья, отшлифовались и покрасились. Это помогло снизить сопротивление, но увеличило пожароопасность — перкаль напитывался бензином и мог легко загореться от искр из выхлопных труб.
Перелет на АН-25 через Северный полюс
Туполевым была создана и боевая вариация — АНТ-36 ДБ-1. Он обладал существенными недостатками: небольшая бомбовая нагрузка — всего 300 кг и низкая скорость — 235 км/ч. Однако впоследствии именно АНТ-36 стал основой для изготовления более модифицированных версий бомбардировщиков.
Специально для осуществления легендарного перелета через Северный полюс была создана арктическая модификация АНТ-25. Машину модернизировали и подготовили для полетов при низких температурах. Для достижения цели: радиатор системы охлаждения уменьшили, ее трубку перевели за бак подогрева, дабы не допустить замерзания, на двигатель установили трехлопастный винт, позволяющий выбирать оптимальный режим перелета, решили проблему заледенения лопастей.