Концертная деятельность
Известный композитор в основном проживал в Вене и покидал ее исключительно ради концертов или в целях преподавательской деятельности. Например, на протяжении 6 лет он уезжал на лето в имение графа Эстергази Желиз, где обучал молодых графинь музыке.
Очень любил Шуберт гастролировать вместе со своим другом Фоглем, а их совместные концерты собирали аншлаги. Оперный певец стремился познакомить публику с творчеством Франца, сделать его произведения любимыми и известными не только в Вене, но и за ее пределами. У него это получилось — спустя короткий промежуток времени о талантливом молодом человеке стали говорить не только профессиональные критики, но и обычные слушатели.
Начиная с 1825 года, песни, фортепианные произведения и камерные опусы уже исполняли российские музыканты. Причем все композиции пользовались невероятной популярностью. Шубертовские сочинения по достоинству оценил даже Бетховен, которого композитор просто боготворил и считал своим кумиром.
В 20-х годах музыкант приступил к созданию целого цикла песен, в список вошли такие композиции, как:
- «Прекрасная мельничиха».
- «Зимний путь».
- «Третья песнь Эллен».
- «Венский вальс».
- «Скиталец».
- Симфония «Неоконченная № 8», а также «Большая № 9».
Все остальные произведения композитора и их даты создания можно посмотреть в хронологической таблице Шуберта.
Первые сочинения
В период обучения в конвикте Франц начал сочинять. В биографии Шуберта указано, что ему было тогда тринадцать лет. Он пишет музыку с огромным увлечением, часто в ущерб школьным занятиям. Среди его первых сочинений — ряд песен и фантазия для фортепиано
Демонстрируя выдающиеся музыкальные способности, мальчик обращает на себя внимание известного придворного композитора Антонио Сальери. Он начинает занятия с Шубертом, во время которых обучает его контрапункту и композиции. Учителя и ученика связывают не только музыкальные занятия, но и теплые отношения
Эти занятия продолжались и после ухода Шуберта из конвикта
Учителя и ученика связывают не только музыкальные занятия, но и теплые отношения. Эти занятия продолжались и после ухода Шуберта из конвикта.
Наблюдая бурное развитие музыкальной одаренности своего сына, отец стал тревожиться о его будущем. Понимая тяжесть существования музыкантов, даже самых знаменитых и признанных, отец пытается уберечь Франца от такой участи. Он мечтал видеть своего сына школьным учителем. В качестве наказания за чрезмерное увлечение музыкой он запрещает сыну бывать дома по выходным и праздникам. Однако запреты не помогли. Шуберт-младший не смог отказаться от музыки.
Популярные доклады
- Доклад Дворец Халифа 6 класс история сообщение
Палестина – место загадок и тайн для каждого человека. Одно из самых знаменитых зданий – это дворец Халифа. С самых древних времен он был непостижим для людей, многие пытались выяснить все секреты, которые он хранит.
- Доклад Морская капуста (ламинария) 2, 3, 4 класс сообщение
Растения в океане могут быть твердыми, мягкими, слизистыми или даже вкусными. Они бывают разного цвета и часто имеют странные названия, такие как морской салат или фартук дьявола. Сотни видов растут по всему миру, но морская капуста,
- Сообщение-доклад Растения пустыни 2, 4, 5 класс
Выживания в пустынях всегда считались трудными и экстремальными. И это совсем не удивительно. Из-за засухи и жары, животным и растениям очень трудно выживать здесь, но они всякими способами стараются поддерживать свои жизненные процессы
Которого известна всем деятелям музыкального искусства, появился на свет 31 января 1797 года в пригороде столицы Австрии Вены. Он был четвертым сыном школьного учителя и виолончелиста. Все преподаватели будущего музыканта отмечали его талант и усердие, с которыми он легко овладевал знаниями в области музыки.
Образование
Успехи и прекрасное владение голосом помогли Шуберту поступить в Императорскую капеллу, а затем и в одну из лучших школ Вены — Конвикт. В тринадцатилетнем возрасте он начал писать первые сочинения: песни, фортепианные пьесы, симфонии и оперы. В 1812 году Франц познакомился со знаменитым Сальери, который заинтересовался талантливым юношей. На протяжении пяти лет они совместно занимались созданием композиций.
Композитор Франц Шуберт сформировался именно в период своих занятий с Сальери — с 1812 по 1817 годы. В 1813 году он стал учеником учительской семинарии, а спустя еще год — стал учителем школы, где когда-то работал его отец. Именно тогда он сочинил одну из своих первых месс и положил стихотворения Гете на музыку.
Творчество
В 1815-1816 годах Франц Шуберт, биография которого сегодня изучается в школах на уроках музыки, был достаточно продуктивен. В этот период он сочинил более 250 песен, четыре симфонии, три мессы и несколько оперетт и струнных квартетов. Именно тогда были созданы песни, получившие распространение по всему миру — «Лесной царь» и «Скиталец».
Но несмотря на все это, Франц Шуберт, произведения которого сегодня считаются классикой мировой музыки, был беден, как церковная крыса. С помощью своего знакомого Й. фон Шпауна композитор познакомился с поэтом Ф. фон Шобером, который, в свою очередь, смог организовать встречу Шуберта и популярного в те времена баритона М. Фогля.
Франц продолжал трудиться в школе, но летом 1818 года принял решение оставить свою службу и отправился в поместье графа Эстерхази, где на протяжении нескольких месяцев работал в качестве учителя музыки. В 1819 году Шуберт закончил знаменитую Шестую симфонию, а затем сочинил несколько вариаций на французскую песню, которые посвятил Бетховену.
Вернувшись в Вену, Франц Шуберт, биография которого оказалась слишком короткой, создал по заказу оперу «Братья-близнецы». Она была впервые поставлена летом 1820 года в «Кертнертортеатре». Лето 1819 года Шуберт провел совместно с баритоном Фоглем, именно тогда ему удалось сочинить «Форель» (ля мажор) — популярный квинтет для фортепиано.
Следующие годы для композитора оказались достаточно трудными, поскольку он не был приспособлен к тому, чтобы добиваться покровительства влиятельных чиновников и деятелей мира искусства. В 1823 году он достаточно тяжело болел и находился в состоянии уныния. Его оперы никто не хотел ставить, однако Франц взял себя в руки и написал вокальный цикл под названием «Прекрасная мельничиха».
В 1825 году Франц Шуберт, биография которого знакома многим любителям классической музыки, сумел восстановить свое здоровье. Появились на свет его новые опусы для фортепиано. Вплоть до 1828 года композитор упорно трудился над созданием своих
В начале 1828 года Шуберта начало подводить здоровье. По всей видимости, композитор предчувствовал скорую смерть, поэтому старался писать в лихорадочном темпе. Именно в 1828 году он создал огромное количество шедевров, которые получили популярность уже после смерти автора. Франц Шуберт скончался 19 ноября 1828 года от тифа.
Биография
и эпизоды жизни Франца Шуберта.
Когда родился и умер
Франц Шуберт, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения
и видео.
Биография Шуберта и творчество для детей
Франц Петер Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828) был среди первых последователей Романтизма и композитором, который более, чем кто-либо другой, привел музыкальное искусство (романсы) до художественной зрелости. Во время его короткой, но продуктивной карьеры он создал шедевры почти в каждом жанре, все отличались богатой гармонией, несдержанным отношением к классическим нормам и, казалось бы, бесконечным даром к мелодиям. Шуберт начал свое раннее музыкальное обучение, учась вместе со своими братьями и отцом. Пройдя прослушивание, он поступил в школу Конвикт, которая обучила молодых вокалистов со временем петь в часовне Императорского двора
Шуберт начал изучать музыкальные произведения и написал песню, обратившую внимание директора института, Антонио Сальери, который вместе со школьным профессором по гармонии, провозгласили молодого Шуберта гением
В 1813 году, после того, как у Шуберта сломался голос, он уехал жить к отцу, который побудил его идти по своим стопам и стать школьным учителем. Шуберт беспрекословно подчинился и с трудом работал в этой должности в течении дня в то время, как ночью он очень много сочинял произведений. Он написал более 100 песен, а также множество симфонических, оперных и камерных музыкальных партитур прежде, чем ему исполнилось 20 лет.
В конце концов, Шуберт оставил свое место преподавателя, чтобы полностью посвятить себя музыкальному делу. Летом 1818 года молодой композитор работал частным учителем музыки в аристократической семье Эстерхази. Когда он осенью ушел с этой должности, Шуберт жил несколько богемным образом жизни, сочиняя и проводя время с группой друзей, которые играли роль его личной группы поддержки.
В 1820 году Шуберту сделали заказ два оперных театра, театр Картнертор и театр Ан дер Вин, на сочинение пары опер. Он написал Братья-близнецы и Волшебная арфа, которые обе были приняты без восторга. Шуберт не смог заключить контракт с издателем, т.к. никто не хотел идти на риск с относительно неизвестным композитором, который писал (гармонично) нетрадиционную музыку. Шуберт, наряду с поддержкой своих творческих друзей, представил свою работу группе примерно из 100 подписчиков. Однако эти усилия были финансово неоправданными, и Шуберт изо всех сил пытался себя поддерживать. Его работа привлекла мало внимания, и современные композиторы отвергли его музыку, как самонадеянную и незрелую.
В 1823 году Шуберт был избран в Музыкальное общество в Граце, как почетный член. Хотя это не принесло финансовой награды и было несущественным назначением, Шуберт наслаждался своим небольшим признанием и проявил свою благодарность, сочинив свою знаменитую Неоконченную симфонию. Пять лет спустя музыка Шуберта была представлена на концерте в Музыкальном обществе в Вене. Его работа была признана с большим энтузиазмом и критическим одобрением. Это признание было единственным разом в жизни композитора, когда он пользовался таким успехом. Казалось, это дало Шуберту новое чувство оптимизма, и, несмотря на болезнь, композитор продолжал творить с невероятной скоростью. Он начал организовывать схему повышения своей художественной популярности, продолжая оценивать свою работу и прогресс, как музыкант, возможно, даже планируя изучать гармонию в частном порядке.
Здоровье Шуберта не улучшилось, и вскоре он оказался на пороге смерти. Во время последних моментов композитора он поручил своему брату Фердинанду обеспечить, чтобы его похоронили рядом с могилой Людвига ван Бетховена. Шуберт почитал легендарного композитора и был благодарен ему, поскольку Бетховен похвалил его работу, услышав подборку песен. Шуберт также высоко оценил работу как Франца-Иосифа Гайдна, так и Вольфганга Амадея Моцарта. Франц Шуберт умер от сифилиса.
Несмотря на свою короткую жизнь, Шуберт создал множество симфоний, опер, сочинений, камерных музыкальных произведений и фортепианных сонат, большинство из которых считаются стандартным репертуаром. Он известен прежде всего тем, что сочинил сотни песен, в том числе Гретхен на спиннинговом колесе и Лесной царь. Он стал первооткрывателем цикла песен с такими произведениями, как Прекрасная мельничиха и Зимний пейзаж, и сильно повлиял на вокальное письмо Роберта Шумана и Густава Малера.
Источник
Музыка
Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.
Франц Шуберт
Однако человеку, чья жизнь заключалась в страсти к музыке, благородный учительский труд был не по душе. Поэтому между уроками, которые вызывали у Франца одно лишь презрение, он садился за стол и сочинял произведения, а также изучал труды Моцарта, Бетховена и Глюка.
В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.
Нотный автограф Франца Шуберта
В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.
Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.
Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.
Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен
Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю
Франц Шуберт сочиняет музыку на природе
В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя Гете «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.
Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.
В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.
Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона
Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе
После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.
Памятник Францу Шуберту
Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.
Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.
Шуберт — краткая биография, слушать онлайн
Франц Петер Шуберт (1797—1828) — великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
Краткая биография
Родился в предместье Вены, в Лихтентале, Сын учителя. С одиннадцати лет пел в императорском хоре. Выдающиеся способности Шуберта были замечены крупнейшими венскими музыкантами и композиторами. У Сальери он обучался композиции и игре на фортепиано. Но отец предназначил Шуберту карьеру учителя и поэтому, как только Францу исполнилось 17 лет, сделал его своим помощником. Так как профессия учителя освобождала от военной службы, а Францу вовсе не хотелось служить в королевской армии, он уступил требованиям отца. В эти годы он пишет такие замечательные песни, как «Форель», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь». Только за 1815 год появилось более 140 песен.
Когда Шуберт окончательно решил посвятить себя музыке, отец выгнал его из дому. Он не был допущен даже к умирающей матери. Однако Шуберт остался верен своему решению и продолжал заниматься исключительно композиторским трудом. Будучи человеком болезненно скромным, он поддерживал отношения лишь с небольшим кругом своих друзей, которые всячески стремились пропагандировать произведения одаренного композитора. В Вене были известны так называемые «шубертиады» — вечера, на которых Шуберт и друзья композитора исполняли его произведения. Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х годах. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти, состоялся его авторский концерт, который прошел с большим успехом.
За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах. Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность. В песнях и других произведениях композитор раскрывает необъятный внутренний мир человека, передает самые сокровенные мысли и чувства. Его считают создателем романтической песни и баллады.
Слушать онлайн
07:44
01. «Rosamunde» Ballet №1
06:13
02. «Rosamunde» Ballet №2
10:30
03. Impromptus Op. 90 №1 in C Minor
05:15
04. Impromptus Op. 90 № 3 in G Flat Major
05:14
05. Moments Musicaux Op. 94 №2 in A Flat Major
02:01
06. Moments Musicaux Op. 94 №3 in F Minor
07:27
07. Moments Musicaux Op. 94 №6 in A Flat Major
03:53
09. Song «Spring Song»
02:15
10. Song «Girl and Death»
Другие композиторы
Альбинони | Бах | Бетховен | Брамс | Берлиоз | Барток | Бизе | Бородин | Вивальди | Верди | Вагнер | Гайдн | Григ | Глюк | Гендель | Глинка | Гершвин | Дворжак | Дебюсси | Корсаков | Лист | Мендельсон | Моцарт | Мусоргский | Монтеверди | Прокофьев | Паганини | Равель | Россини | Рахманинов | Стравинский | Чайковский | Шопен | Шуберт | Шуман | Штраус | Шостакович
На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы обнаружили нерабочие ссылки или не можете слушать онлайн Франца Шуберта — просьба сообщить об этом администрации сайта здесь!
Первые сочинения
Еще обучаясь в конвикте, он занялся написанием собственных композиций. Это случилось в возрасте 13 лет. К творчеству Шуберт подошел с огромным увлечением, что плохо сказывалось на его общей успеваемости. К его первым произведениям можно отнести:
- Увеселительный замок сатаны.
- Мессу фа мажор.
После демонстрации своих выдающихся способностей парень привлек внимание известного композитора Антонио Сальери, который в тот период находился при дворе. Он предложил Францу индивидуальные занятия, где молодой человек дополнительно обучался контрапункту и композиции
Совместная работа сблизила ученика и учителя, и они на всю жизнь остались добрыми друзьями.
Так как музыкальная одаренность Франца развивалась очень стремительно, вскоре его отец начал тревожиться о будущем сына. Это связано с тем, что в те времена участь даже самых именитых и признанных музыкантов была незавидной. В его мечтах младший Шуберт должен был стать преподавателем в школе. Не придумав ничего лучшего, он запретил сыну навещать их по выходным и праздничным дням — эта стало неким наказанием за излишнее увлечение музыкой. Но это не помогло — молодой человек уже не мог отказаться от любимого дела.
В истории есть информация, что Шуберт так и не закончил обучение в конвикте, а причиной ухода стала мутация голоса, вследствие чего он больше не имел возможности петь в церковном хоре. А также большая увлеченность собственным творчеством не оставляла места для изучения других наук, поэтому успеваемость была крайне низкой. Впоследствии ему даже назначали переэкзаменовку, но он от нее отказался и покинул учреждение.
Внешность
Даже будучи ребенком, Франц плохо видел и всегда носил маленькие круглые очки — его визитную карточку, благодаря которой его образ узнают и по сей день. Даже ночью он не снимал свои очки, чтобы сразу же иметь возможность записывать, если вдруг во сне услышит незнакомую мелодию.
В биографии Шуберта отмечается, что его друзья ласково называют его «Шваммерль» или «грибок». Возможно, потому что он был похож на маленький гриб с короткими ногами и коричневой шляпкой. Даже в общежитии для Франца музыка — это все, ради чего он жил. Он не веселился ночами, как другие, а спокойно уходил в комнату, чтобы сочинить новую композицию.
Однако из-за страсти к музыке его школьные оценки становились все хуже и хуже. Вместо попыток постичь латынь или математические формулы он писал ноты в своих тетрадях, так как считал своим долгом сочинять. И так в школьные годы он уже написал много композиций для струнного квартета и несколько фортепианных произведений.
Обучение в конвикте
По достижении 11-летнего возраста Шуберт принял участие в конкурсе, цель которого — отбор певчих в императорскую королевскую певческую капеллу. Невероятно талантливому пареньку не составило особого труда с достоинством пройти все испытания и зачислиться в конвикт — бесплатную школу-интернат, где проходили обучение одаренные дети из бедных семей и сироты.
Обучение в общеобразовательном и музыкальном учреждении было бесплатным, что облегчало жизнь его малоимущей семье. Парень основное время проживал в интернате, а родителей навещал только во время каникул.
Обстановка в конвикте очень способствовала музыкальному развитию будущего композитора. С ним ежедневно занимались опытные преподаватели, в программу входили следующие занятия:
- пение;
- игра на скрипке и фортепиано;
- теоретические дисциплины.
Кроме этого, в учреждении имелся ученический оркестр, где Францу выпала честь играть первую скрипку. Дирижером был опытный музыкант Венцель Ружичка. После того как он заметил уникальный талант мальчика, стал доверять тому дирижерские обязанности. Кстати, Шуберт с ними отлично справлялся, и ему действительно нравилось этим заниматься.
Что касается произведений, которые исполнял оркестр, то они были разнообразны, и это позволило Францу познакомиться с разными жанрами оркестровой музыки. Но особенно поразили парня венские классики, такие как Бетховен и Моцарт. А от симфонии № 40 он пришел в неописуемый восторг и часто играл ее, когда его никто не слышал.
Дальнейшая работа
В 1818 г. композитор бросил преподавание. Отцу было не по душе это неожиданное решение Франца, поэтому он отказался от содержания сына. После этого композитор начал жить у знакомых.
Удача музыканта радовала не всегда. Оперу «Альфонсо и Эстрелла», которую он посчитал удачной, отклонили, после чего финансовое положение Франца сильно ухудшилось. В 1822 г. он серьезно заболел. Летом Шуберт уехал в Желиз, здесь он жил в поместье графа Эстерхази и давал уроки музыки.
В 1824 г. он стал членом Линцского и Штирийского музыкальных обществ. В это же время композитор сочинил цикл песен «Прекрасная мельничиха» на слова писателя В. Мюллера. После успеха этого музыкального произведения в 1827 г. Франц начинает работу над следующим циклом, который назывался «Зимний путь». Музыка, созданная по рассказам Мюллера, характеризовалась особым пессимизмом. Композитор называл это произведение «венком жутких песен». Интересно, что мрачное музыкальное сочинение Франц создал незадолго до своей смерти.
В биографии Шуберта сказано, что иногда он вынужден был ночевать на старых чердаках, где под свет лучины на кусочках бумаги создавал свои великие шедевры. Музыкант был очень бедным, но жить дальше за счет финансовой поддержки знакомых не захотел. «Что со мной случится, — писал Франц, — мне, наверное, нужно будет в старости, как гетевскому арфисту, ходить по домам и просить милостыню на хлеб».
Шуберт даже не предполагал, что до старости не доживет. Когда композитор находился на грани отчаяния, фортуна опять повернулась к нему лицом. В 1828 г. его выбрали членом Венского музыкального сообщества, весной он в первый раз дал собственный концерт. Выступление принесло огромный успех, зал разрывался от бурных аплодисментов. Тогда Шуберт в первый и последний раз узнал главное, к чему стремился: что такое настоящая популярность.
Детство и юность
Последний день января 1797 года сделал известным на весь мир бедный квартал Вены Лихтенталь. 31 числа многочисленная семья учителя церковной школы Франца Теодора Флориана Шуберта и его жены Марии Элизабет Катарины, бывшей поварихи, пополнилась гениальным ребенком. Мальчика назвали Францем Петером. Он был двенадцатым из 14 детей, из которых девять умерли очень рано.
Родители — Франц Теодор Флориан Шуберт и Мария Элизабет Катарина
Семья не была хорошо обеспеченной, и отец мечтал видеть младшего из сыновей Франца чиновником или преподавателем. Он обучал сына латинскому языку и математике, а также игре на скрипке (музыку у Шубертов любили, но не считали серьезным занятием). А маленький Франц любил бывать в расположенной неподалеку мастерской музыкальных инструментов, где без посторонней помощи стал по слуху подбирать мелодии на фортепиано. Заметив это, старший брат стал помогать младшему, объясняя основы игры. А местный органист стал заниматься с ребенком пением, ознакомил с азами полифонии и научил играть на органе.
Франц обладал исключительным слухом и очень красивым голосом, был солистом церковного хора. Осенью 1808 г. он победил в отборочном конкурсе и стал певчим императорской капеллы, а заодно и пансионером престижной католической школы. Одним из его преподавателей был А. Сальери. Играя в школьном оркестре, Шуберт стал первой скрипкой и получил право дирижировать. Одновременно Франц сочинял музыку, но старался это не афишировать, опасаясь конфликта с отцом. Когда мальчику исполнилось 15 лет, умерла мать. В 16 лет у Франца начал ломаться голос, пение в капелле пришлось оставить. Обучаться в церковной школе к тому времени Франц тоже не хотел.
В юности