Сочинение по картине репина бурлаки на волге (описание)

Сочинение по картине бурлаки на волге репина

Подбор ракурса и образов

Путешествуя, друзья не просто зарисовывали увиденное. Переезжая с места на место, они общались с местным населением, приглядывались к типажам. Ночуя где придётся и сидя на берегу у костра, впитывали и эпический размах этих мест, и их дух, и настроение. По воспоминаниям Репина, вжиться в атмосферу помогала увертюра Глинки «Камаринская», постоянно звучавшая в его беспокойной голове.

С образами бурлаков дело пошло быстрей, когда художнику на глаза попался мужчина, по представлению Репина, идеально подходящий. Фамилия его была Канин, художник «поставил» его в первую тройку (голова которого повязана тряпицей). К позированию мужчина отнёсся серьёзно, выполнял все просьбы художника, сохраняя изнурённый и запущенный вид: не мылся, не стригся, не причёсывался и даже не улыбался. Так же были найдены и запечатлены другие герои произведения.

Деревенская тема

Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.

Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».

Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

Вариант 1

Одно из самых знаменитых творений И.Е. Репина – картина «Бурлаки на Волге». Прежде чем написать это полотно, художник путешествовал сначала по Неве, а потом – и по Волге. Рождению шедевра предшествовало написание этюдов, посвящённых бурлакам, и их портретов. Знакомство живописца с людьми этой тяжёлой профессии состоялось в 1870 году, а спустя три года появилась на свет картина в её окончательном варианте.

Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся по-доброму, с пониманием, что ему тоже нужно чуть-чуть передохнуть.

Вытянувшийся в рост молодой бурлак, похоже, не рассчитал силы, и теперь слишком изнурён, чтобы как следует налечь на лямку. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

Надо сказать, что к картине Репина многие тогда отнеслись критически, но время расставило всё по своим местам: имена критиков вряд ли теперь кто-то вспомнит, тогда как об Илье Ефимовиче знает ещё со школьной скамьи не одно поколение наших соотечественников.

Вариант 2

“Бурлаки на Волге” — одна из самых известнейших работ величайшего русского художника Ильи Ефимовича Репина, была написана в 1873 году от впечатлений и зарисовок, собранных во время путешествий по Волге в 1870 году. Бурлаки — это наёмные рабочие в России, просуществовавшие до начала двадцатого века. Работа бурлаков была очень тяжела, поэтому они объединялись в артели (группы). Сама же работа заключалась в том, что они, идя по берегу, тянули судно по реке. В основном пик роботы бурлаков приходился на осень и весну.

На картине изображено одиннадцать персонажей — все бурлаки, кто старше, кто моложе, все они тянут тяжёлую баржу. В помощь рабочим, при попутном ветре поднимали паруса. На картине же, на барже парус не поднят, а это значит, что люди тащат её против течения. Несложно догадаться, что это крайне тяжёлая работа к тому же люди идут по влажному песку, который проседает под ногами, усложняя движение группы. Нередко для координации своих действий бурлаки пели песню и в определённый момент синхронно делали рывок.

На картине Репина изображены нищие бурлаки, которые работают, несмотря на то, что сил у многих уже нет. Но всё же они идут, еле перебирая ногами, болтая в воздухе бессильными руками. Интересно в картине то, что бурлаки изображены в момент рывка, и из-за этого кажется, что они сейчас резко дёрнут и приблизятся к нам.

Рассматривая в наши дни эту картину с трудом верится, что кучка людей способна под палящим солнцем, в потных и грязных рубашках, шагая по мокрому песку, сдвинуть с места тяжёлую баржу. Однако, это так. Мимо воли начинаешь поражаться и восхищаться силе и упорству простых людей, которым из-за нищеты приходится выполнять тяжелейшую роботу, к тому же за гроши. А между тем на картине изображён обычный день: свети солнце, течёт река, коряга торчит из песка, но даже только от просмотра картины веет каким-то холодом, и запахом речной воды.

Смысл картины “Бурлаки на Волге” заключается в том, что человек, народ способны на очень многое и этим нужно восхищаться, верить в лучшее и, конечно, бороться за него. Илья Ефимович Репин восхищался простыми людьми и их упорством, и увековечил их в своей картине, которая вызывает у нас и восхищение, и восторг, и веру в свои силы.

Образец сочинения

Илья Ефимович Репин — величайший художник, который описывал тяжёлую жизнь простого народа.

Он написал много великолепных картин, среди которых самыми популярными считаются следующие полотна:

  • «Осенний букет».
  • «Не ждали».
  • «Стрекоза».
  • «Яблоки и листья».
  • «Нищая».

Илью Ефимовича всегда интересовала жизнь простого народа, поэтому он и старался это передать в своих картинах. Одной из лучших его работ считается удивительное и глубокое по смыслу художественное полотно «Бурлаки на Волге». Эта картина бессмертна.

Они все тянут крепкую верёвку, к которой привязано судно. Их лица суровы и печальны, а тела напряжены и измучены нечеловеческой работой.

На своём холсте живописец изобразил одиннадцать бурлаков, которые различаются и своим внешним видом, и возрастом, и отношением к жизни и труду. Скорее всего, у них разный и характер. Но все они объединены нищей жизнью, обветшалой одеждой и непосильным трудом. Видно по их измученным и грустным глазам, что в жизни они не видят никакой радости, они покорны своей судьбы. И у этих людей есть только одно желание — не упасть по дороге, дотянуть лямку и получить деньги, чтобы отправить домой.

Эти мужики уже многое пережили в жизни и повидали. Нечеловеческая работа сломила этих русских богатырей, которые вытягивают из себя последние силы и вытирают пот. Есть среди бурлаков и старики, которые уже по привычке идут работать и пытаются из последних сил устоять, выдержать.

Из всей этой серой печальной бурлацкой массы выделяется юноша в красной рубашке, который ещё высоко держит голову и сердито смотрит вокруг. В его фигуре художник изобразил не только молодость, но и желание вырваться из нищеты, в нём отражается протест и мощная внутренняя сила.

Именно в этом образе автор изобразил всё лучшие качества народа, которые смогли не только быть покорными, отдаваться полностью непосильному труду, но и стать счастливыми, воплотить все свои надежды.

Отказ от исповеди перед казнью


В 1879 году Репин прочитал поэму Н.М. Минского «Последняя исповедь». Она произвела на него огромное впечатление.

Вдохновленный этим произведением, он решил написать картину «Исповедь», которую после революции решили переименовать в «Отказ от исповеди перед казнью».

В поэме, опубликованной в подпольном журнале, священник вступает в горячий спор с революционером, приговоренным к смертной казни. Он призывает его покаяться, но преступник не соглашается.

Художник решил показать свое видение происходящего. Его священник не пытается кого-либо уговорить, он просто ждет решения приговоренного. Революционер также молчит, понимая, что не может противостоять системе.

Длинные волосы, рваный халат, борода создает неряшливый образ. Создается впечатление, что он сидит так давно. Его поза выдает отношение преступника к происходящему, т.е. сразу становится понятным, что он не хочет исповедоваться или каяться.

Картинные герои

Для того чтобы сочинение на тему «Бурлаки на Волге» было подробным, стоит остановиться и на героях картины.

Автор изобразил бурлацкую артель:

  • бригадир;
  • помощники;
  • кабальные;
  • надзиратели;
  • косные.

Обычно бригадиром бурлацкой артели становился тот, кто был опытнее и сильнее. Именно этот человек задавал всему движению ритм. Были у такого бригадира обязательно и помощники, которые шли по обеим сторонам от него. Они отвечали за то, чтобы вовремя закупались продукты и отдавались заработанные деньги. В то время, когда была написана картина Репиным, бурлаки получали примерно тридцать копеек в день, но по тем временам это была довольно приличная сумма.

Сразу за помощниками обычно ставили «кабальных». Так их прозвали за то, что они сразу же тратили все деньги, а потом, понимая, что уже ничего не смогут получить, работая только ради еды, особо не старались. Поэтому за ними постоянно нужно было приглядывать. Вот за ними следом и шли ответственные бурлаки, которых называли «надзирателями». Замыкали колонну бурлаков «косные». Это были старые либо больные люди, следившие за тем, чтобы бечева не цеплялась за кусты.

Обычно бурлаки тянули баржу, на которой перевозили товары и продукты питания. Поэтому она весила примерно сорок тонн.

Стоит заметить, что в картине «Бурлаки на Волге» изображены и на корабле люди:

  • лоцман;
  • водолив.

Злободневность “Бурлаков”

Итак, от прямодушной злободневности Репин отказался. И румяных дачников рядом с бурлаками писать не стал.

Но Репину это не помогло. Он создал себе репутацию художника, который пишет о тяжком труде угнетенных. И публика ждала от него таких работ и впредь.

Но Репин всячески от роли “художника угнетённых” открещивался. Впоследствии старался к подобным темам не возвращаться.

Он даже прямо признавался, что разговаривая с бурлаками, в пол-уха слушал их жалобы на тяжкую судьбу. Его интересовали лишь их лица и позы.

Но что делать, Репин сам “виноват”. Написал вдалеке пароход, как олицетворение прогресса. Прочитывается это однозначно: есть, что использовать в качества буксира, но людей все равно мучают.

Да и сами бурлаки уж слишком потрепанные. На них не одежда, а лохмотья цвета пота и грязи. Вспомните, какие чистенькие и аккуратные бурлаки в Италии.

В довершение Репин показал своих бурлаков на фоне идиллистического пейзажа. Поздняя весна, светлое небо, бежевый песок, безоблачное небо. На таком фоне обтрепанность этих бедолаг выглядит ещё более вызывающей.

На самом деле Репин здесь не преувеличил. В бурлаки часто шли бродяги и бездомные. Иногда крестьяне после неурожайных лет, то есть испытывающих сильную нужду. Ведь труд был хоть и тяжёлый, но помогал жить в межсезонье (лето и зима), не думая о голоде.

В Советское время картину “Бурлаки” тоже стали воспринимать, как символ угнетения народа “проклятой” буржуазией. Именно поэтому Советское правительство так хотело, чтобы Репин вернулся из эмиграции. Считая его предвестником “правильной” живописи, то есть соцреализма.

Кто позировал Репину для “Бурлаков”

Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.

Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.

Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.

Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.

Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.

По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.

По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.

Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.

Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.

За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.

Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.

Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.

Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.

За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.

Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.

Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.

Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.

Популярные сочинения

  • Сочинение Моя роль в семье Когда мы слышим слово «семья», то на сердце сразу же становится теплее. Ведь оно подразумевает самых родных людей, которые не бросят и поддержат в трудную минуту. Семья для каждого человека значит очень много
  • Сочинение Характеристика Василия Теркина (образ героя) Василий Тёркин — это яркий образ, который был создан в XX веке в русской литературе. Он представляет собой обычного солдата, который воюет и сражается за Родину. Фамилия у него говорящая. Что она может значить?
  • Сочинение Мое любимое животное кошка У нас в семье 7 таких любимых животных. 3 серых, одна рыжая, одна чёрная, 2 трёхцветных. Моя мама тоже любит кошек. Мы с ней подбираем животных на улице или прямо в подъезде

Другие тесты автора Давайте пройдем тесты

18 марта 2021 308924

Проходили 223276 раз

Кто ты из My Little Pony? Тест

HTML — код

23 ноября 2021 87099

Проходили 25096 раз

Тест: «Хороший Вы человек или злой?

HTML — код

17 февраля 2021 98154

Проходили 33627 раз

Тест: Какой у тебя характер?

HTML — код

18 февраля 2021 75283

Проходили 27404 раза

Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»

HTML — код

9 декабря 2020 56719

Проходили 15823 раза

Тест на психопатию: ты псих или нет?

HTML — код

4 февраля 2022 35886

Проходили 12418 раз

Тест: Насколько Вы высокомерны?

HTML — код

31 марта 2021 131100

Проходили 26960 раз

Тест на когнитивные способности

HTML — код

23 марта 2021 107632

Проходили 37979 раз

Тест на умственную отсталость

HTML — код

8 июня 2021 53793

Проходили 19857 раз

Тест. Какое имя вам подходит?

HTML — код

9 февраля 2021 24384

Проходили 5964 раза

Психологический тест на анорексию / булимию (РПП)

HTML — код

20 февраля 2022 78381

Проходили 38548 раз

Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний…

HTML — код

22 декабря 2020 92366

Проходили 33084 раза

Тест: Какая ты принцесса из Disney?

HTML — код

15 января 2021 76805

Проходили 27076 раз

Тест на адекватность

HTML — код

12 марта 2021 56966

Проходили 20979 раз

Тест: Насколько вы харизматичны?

HTML — код

26 ноября 2021 36319

Проходили 12726 раз

Тест: «Пацанка ты или Леди?»

HTML — код

27 января 2022 47933

Проходили 18151 раз

Тест: Кто ты из певцов?

HTML — код

Слайд 9 Едва ли можно найти картину Репина

более знаменитую, чем эта. Впечатление, которое она производит на зрителя,

просто ошеломляющее. Сама ситуация чудовищна. Царь Иван Грозный убил своего сына Ивана, тем самым прервав династию Рюриковичей, правившую Русью с IX века.
Момент прозрения и осознания содеянного предстает перед зрителем во всем трагизме. Царь в панике, перед нами не самодержавный властитель, а обезумевший от горя и ужаса старик. Крепко вцепившись в мертвое тело сына он пытается закрыть рану на его виске, из которой еще бежит алая кровь. Он отчаянно пытается поправить непоправимое.
Они противопоставлены друг другу — фигуры мертвого сына и живого царя

Композиционно картина выстроена так, что поначалу внимание приковывает мертвое тело, еще секунду назад полное сил, энергии, жизни. Затем зритель видит безумные глаза отца-убийцы

Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мертвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мертвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.
Атмосферу липкого ужаса довершает обстановка царских покоев: красные ковры, опрокинутое кресло, орудие убийства (царский посох), красные стены. Создается впечатление, что кровь везде. Едва заметна тень свидетеля преступления в дверном проеме. Еще мгновение и в покоях появятся люди, чтобы скрыть все следы убийства.
Интересная деталь — рама на стене. Художник предоставляет зрителю самостоятельно додумать назначение этой рамы. В сумерках покоев ее разглядеть невозможно. Картина? Зеркало? Икона? Скорее зеркало, которое не отражает происходящего. Поскольку в зеркале не отражается нежить — в это верили славяне с незапамятных времен.

Репин И. Ф.Иван Грозный убивает сына. 1885. Холст, масло. 199,5х254Третьяковская галерея. Москва

Популярные сочинения

  • Сочинение Пальчики оближешь (4 класс. Русский язык. Бунеев)

    Каждое утра для всей нашей дружной семьи начинается с волшебства. Ведь настоящее чудо — это завтрак который приготовила моя мама. Запах гренок, оладушек или каши, для нас с братиком

  • Сочинения по картинам Кипренского Ореста

    Говоря про Ореста Адамовича Кипренского, стоит сказать, что он вошел в историю, как замечательный художник, который сделал множество ярких работ. Стоит сказать, что он родился в простой семье крепостных людей

  • Сочинение на тему Правила дорожного движения (2, 3, 4, 5, 7, 9 класс)

    Дорога — одна из самых главных опасностей современного общества. Она имеет множество опасных факторов, которые, порой, могут стоить жизни.

Слайд 3 Картина «Воскрешение дочери Иаира» была написана

в 1871 году, и её автор получили большую золотую медаль,

а кроме неё звание художника первой степени и поездку за границу.
Это драматическое сложное полотно стало первой большой работой, и сюжетом к ней живописец выбрал известную библейскую историю. Иаир, который был главой синагоги, пришёл к Иисусу и пал к его ногам – его единственная дочь, двенадцати лет от роду умирает. Просьба о помощи прерывается ужасной вестью — «…дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Но Иисус идёт в дом Иаира, чтобы явить чудо Господне и воскресить оплакиваемую родителями девочку. Репин выбрал момент, когда Христос подходит к постели уже мёртвой дочери Иаира.
Левая сторона картины освещается подсвечником – свет выхватывает мрачную обстановку комнаты, Спасителя, ложе и бледно-белое лицо усопшей.
Правая сторона затемнена, и из этого полумрака выступают лица скорбящих родителей. Эти герои писались Репиным, основываясь на воспоминании о личной трагедии. Точно также оплакивали его родители маленькую дочку, сестру живописца, когда та скоропостижно умерла, наполнив сердце пустотой, а дом скорбью.
Картину «Воскрешение дочери Иаира» считают «официальным» началом творческой карьеры Репина, которая будет очень яркой, богатой и фундаментальной для всего русского искусства.

Репин И. Ф.Воскрешение дочери Иаира. 1871. Холст, масло. 229 x 382Русский музей. Санкт-Петербург

Впечатление и символы

Поразительное сочетание – сияющий пейзаж как символ счастья, стройный изящный корабль и, словно надвигающаяся туча, тёмная и таящая опасность, тяжело бредущая в сторону зрителя вереница бурлаков. Они производят впечатление чего-то инородного, невозможного в окружающей красоте.

В картине художник сделал акценты, которые можно расценивать как знаки внимательному зрителю:

  • Перевёрнутый российский триколор на мачте корабля – во флоте сигнал бедствия, здесь предзнаменование переворота – революционное движение в те годы всё больше активизировалось;
  • «Хозяин» парусника, который вместе с судном символизирует государство Российское, одет в красную рубаху. Подобная, только рваная, на самом молодом из бурлаков. Вот кто столкнётся и прольёт кровь в предстоящем перевороте: верхушка-хозяева и молодые да активные;
  • На песке крупным планом по центру нижнего края картины изображена брошенная, поломанная плетёная снасть-ловушка и перевязанный верёвкой камень. Сеть, корзина, плетение символизируют тюрьму, но их разрушение – освобождение. А камень как символ потопления предсказывает грядущую судьбу царской России.

Но подобное значение предметам и нюансам можно придать сегодня, после известных исторических событий. Тогда же, к примеру, Достоевский не видел никаких символов. Для него в картине были только «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего» (причём каждый – интересный индивид), не кричащие о своих несчастьях, а молча, сосредоточенно и терпеливо тянущие свою лямку. Как и весь народ русский.

Сочинение по картине Репина Ильи Ефимовича «Бурлаки на Волге» — описание полотна

По воспоминаниям самого художника, замысел написания «Бурлаки на Волге» возник у него ещё в 1869 году. Тогда он работал над другим холстом. Чтобы сделать этюды, он вместе с другом отправляется на берег реки Невы, и неожиданно там повстречали бурлаков, которые резко контрастировали с той цветущей и радостной природой вокруг.

сделал первый акварельный эскиз своей будущей картины

На нём он изобразил не только живописную природу, мрачных и печальных бурлаков, но и дачников, у которых уже было совсем другое настроение. Но увидев эти наброски, Фёдор Васильев тут же их раскритиковал.

Такую картинную композицию он посчитал искусственной, в которой совсем не было жизни.

Фёдор Васильев и Иван Крамской, зная, что Репин на тот момент был очень стеснён в средствах, нашли деньги, чтобы живописец мог поехать на Волгу. В мае 1870 года на пароходе Илья Репин в сопровождении брата Васильева и двух приятелей отправился в путешествие. В этом же году был сделан рисунок карандашом, который теперь хранится в Третьяковской галерее.

Уже весной 1871 года была создана временная картинная версия, которая выставлялась в Санкт-Петербурге, и лишь только через два года Илья Ефимович завершил свою работу над полотном. В настоящее время это одна из известнейших работ русского художника.

Описание картины «Бурлаки на Волге»

Ясный летний солнечный день. На переднем плане картины песчаный берег широкой спокойной реки. По песку тяжело бредут 11 мужиков. Тело каждого из них по груди и плечам пересекает широкая крепкая лямка – они впряжены в большой корабль со спущенными парусами. Жаль, что нет попутного ветра, приходится тянуть громадину против течения.

Каждый из артели бурлаков на картине Репина «Бурлаки на Волге» имеет свой характер, а местоположение в связке говорит о его функциях:

  • Бригадир – в центре первой тройки. Самый опытный работник, задающий ритм. Ведь для спорого скольжения судна по воде важна синхронность усилий и шагов, подобная строевой ходьбе военных, только гораздо медленнее – груз на плечах многотонный. При потере ритма бригадир выкрикивал команду «сено-солома», и все перестраивали шаг, чтобы идти в ногу;
  • Помощники бригадира – по бокам от него в его же ряду. Они делили функции: закупали провиант, распределяли заработанные деньги (во второй половине XIX века зарплата была в среднем 30 копеек/день), следили за порядком;
  • Кабальные – за спинами помощников. Эти были физически сильны, но быстро проматывали своё жалование, попадали в долговую зависимость от артели и потом работали за харчи;
  • Кашевар – самый молодой и шустрый. У Репина он в драной красной рубахе почти по центру полотна, с крестом на груди, поглядывает на старших товарищей и не очень-то старается – ладонями придерживает ослабленную лямку;
  • Халтурщики – не должность, а тип отношения к работе коллектива. Это бородатый мужик с опущенной головой и красным носом-картошкой по центру картины, зачерпывает трубкой табачок из кисета. Положение тела выказывает отсутствие усилий, бечеву только придерживает плечами, чтобы не упала;
  • Надзиратели – самые ответственные и внимательные. Они следили, чтобы никто не халтурил, а то недолго и оплату урезать;
  • Косный (косной) –бурлак, который замыкал «строй». Это опытный работник, болезнь или старость которого не позволяла ему быть в передовых. Косной следил за бечевой – чтобы не допускать запутывания и зацепов за прибрежные препятствия.

На корабле фигуры лоцмана, который рулит и обязан избегать мелей, и, по всей видимости, водолива, на ком вся материальная ответственность. Если в плавании нет хозяина, то его замещал водолив.

Справа вдалеке печально дымит буксир, олицетворяя прогресс, который никак не дойдёт до цели и не облегчит участи измождённых бурлаков.

Популярные сочинения

  • Почему нужно заниматься спортом — сочинение-рассуждение Я считаю, что заниматься спортом нужно по нескольким причинам. Конечно, самое главное надо это делать для себя, своего здоровья, потому что пока молодой о нем не задумываешься
  • Сочинение по картине Друзья от имени мальчика (Широков 7 класс) В этом сочинении я хочу рассказать о моём друге. Это собака по имени Себастьян. Породы у него никакой нет – родился и вырос он в нашем дворе. Однажды, когда я пошёл гулять, за мной увязался щенок.
  • Анализ басни Лягушки, просящие царя (с моралью) Крылов Басня — это один жанров литературы. Особенность басен заключается в том, что в них всегда скрыт смысл и нравоучение. Возьмём к примеру известную баню И. А. Крылова Лягушки, просящие царя.

Слайд 4Репин И. Е. Бурлаки на Волге. 1870-1873. Холст, масло. 131,5×281 Русский музей. Санкт-Петербург

Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников

и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характе­ром, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.

Живопись

В 1863 г. Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.

Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу.


Илья Репин в молодости

Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.

Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию. Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников

Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника

Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.

Позже Илье удалось познакомиться с Иваном Крамским, которого он считал своим учителем. В скором времени Репин был удостоен медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В 1868 г., находясь на берегу Невы, Илья Ефимович увидел бурлаков, тянущих за собой судно. Это событие оставило неизгладимый след в его душе. В результате, через 2 года им было написано знаменитое полотно «Бурлаки на Волге».

Картина была прекрасно принята искусствоведами, которые восхищались тем, насколько точно Репин смог передать эмоции каждого персонажа. После этого художник стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве.


Картина «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репин, 1871 г.

В 1873 г. Илья Ефимович посетил несколько европейских государств. Интересен факт, что в Париже он познакомился со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане.

Однако его мало привлекал модный в то время импрессионизм. Репин наоборот предпочитал писать картины в стиле реализма. Вскоре он представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.

После этого путешествия Илья Репин начал жить в Москве. Именно там он написал знаменитую картину «Царевна Софья». Для того, чтобы как можно лучше изобразить Софию, он перечитал множество документов о ней.

Изначально полотно не было оценено по достоинству, и только Крамской увидел в нем настоящий шедевр. После этого Репин представил несколько своих работ на библейские сюжеты.

В 1885 г. из-под его кисти вышла известная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», показанная позже на выставке передвижников. Она получила множество положительных отзывов и сегодня считается одной из лучших работ Ильи Репина.


Картина «Бурлаки на Волге», И. Е. Репин, 1870-1873 гг.

Три года спустя мастер представил свой новый шедевр «Не ждали», на котором ему удалось необычайно точно отобразить эмоции каждого героя. Интересен факт, что художник неоднократно переписывал выражение лица неожиданного гостя, стремясь достичь наилучшего результата.

Стоит заметить, что параллельно с этим Илья Репин написал множество полотен, на которых изображались деревенские пейзажи и домашняя утварь.

Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» принесла художнику еще большую славу. Для ее написания Илья Ефимович перечитал множество литературы о казаках и Запорожской Сечи, в том числе и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.

В этот период биографии Репин считался одним из самых талантливых живописцев, благодаря чему он неоднократно писал картины для Александра 3.

Интересен факт, что лучший портрет писателя Ивана Тургенева и работающего Льва Толстого на пашне написал именно Репин. В конце данной статьи имеется ссылка на все картины Репина, где вы сможете найти и эти две картины.

В конце жизни Илья Репин жил и творил в финской Куоккале в усадьбе Пенаты. И хотя он сильно тосковал по Родине, он все же предпочел остаться жить в Финляндии.

Незадолго до своей кончины у художника отнялась правая рука, в результате чего ему пришлось работать левой. Однако в скором времени перестала работать и она.

Подведем итог

“Бурлаки на Волге” – культовая картина Репина. Но не все знают, почему. Это выстраданный шедевр: 5 лет подготовки, сотни эскизов и рисунков, тесное общение с бурлаками, переделка картины.

Первым тему бурлаков поднял не Репин. Но его “Бурлаки” – самые известные.

“Бурлаки” больше интересны не своей злободневностью, а своими персонажами. У каждого из них свой “легко прочитываемый” характер.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии

других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Перейти на главную страницу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: