Виды и схемы
Большинство российских поэтов в своём творчестве используют силлабо-тоническое стихосложение. Такой способ организации стихотворения требует, чтобы в каждой строке безударные и ударные слоги чередовались в определённом порядке. Например: «Скажи-ка, дядя, ведь, недаром…» ( М.Ю. Лермонтов «Бородино»). Во всех строках этого стихотворения за одним безударным слогом следует один ударный.
Порядок чередования ударных и безударных слогов в строке называется стихотворным размером, а повторяющаяся последовательность этих слогов — стопой. Чаще всего строка состоит из двух и более стоп (в приведённом фрагменте стопами являются «скажи-ка», «дядя» и т.д.).
Традиционно в русском стихосложении используются два вида размеров:
- Двусложные: стопа состоит из двух слогов: ударного и безударного
- Трёхсложные: стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.
К двусложным размерам относятся:
- Хорей, с ударением на первый слог стопы («Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкин «Зимний вечер»);
- Ямб, с ударением на второй слог («У хладных невских берегов…» Н.А. Некрасов «Прекрасная партия»).
А к трехсложным можно отнести:
- Дактиль (ударение на первый слог : « Тучки небесные, вечные странники!» М.Ю. Лермонтов «Тучи»);
- Амфибрахий (ударение на второй слог: «Однажды, в студеную зимнюю пору…» Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»);
- Анапест (ударение на третий слог: «Ты меня никогда не забудешь,// Ты меня никогда не увидишь». А.А. Вознесенский «Сага»).
Этими стихотворными размерами написаны большинство классических отечественных стихотворений.
Трёхсложные размеры стихов
В трёхсложных стихотворных размерах стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.
В зависимости от того, который слог становится ударным, выделяют три размера:
- дактиль;
- амфибрахий;
- анапест.
Трёхсложные размеры получили распространение в послепушкинскую эпоху, поэтому примеры я подберу из лирики поэтов.
Дактиль – это стихотворный размер с ударением на 3-м слоге.
Он звучит напевно и жалобно:
Амфибрахий – стихотворный размер с ударением на 2-м слоге. Смотрим пример:
Иногда одно ударение как бы перетягивает на себя другое, как в стопе «был сильный». Слог «был» тоже ударный, но фразовое ударение падает именно на «силь».
Анапест – стихотворный размер с ударением на 3-м слоге. Выглядит это так:
Как определить размер стиха?
Для определения стихотворного размера необходимо расставить ритмическое ударение. При расстановке ритмического ударения учитываются все слова, включая союзы и предлоги.
Каждая строка будет иметь определенную комбинацию символов, которые помогут понять, какой размер у стихов.
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯ
дру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
Ваня — хорей:
«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:
«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)
Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:
«Ранними летними росами» (А.А. Блок)
Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:
«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:
«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6–8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,
—U—UU—UU—UU—
До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.
UU—UU—UU—UU—
Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|
—U—UU—UU—UU—
Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.
—U—UU—UU—UU—
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
—U—|UU—|UU—|UU—|
UU—|UU—|UU—|UU—|
—U—|UU—|UU—|UU—|
—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Распространение и виды дактилей
Одностопные дактили в поэзии встречаются в поэзии крайне редко. В XVIII в. в силлабо-тоническом стихосложении в основном использовались двустопные дактили. В XIX–XX вв. распространились наиболее используемые до сих пор трехстопные и четырехстопные дактили, позже – пятистопные и шестистопные.
Пример четырехстопного дактиля:
Мысли мои утопают в бессилии. Душно, светло, безотрадно и весело. Ты, прозвеневшая в странном обилии, Душу мою торжеством занавесила. (А. А. Блок)
В поэзии также используются смешанные дактили, чередующиеся строки которых содержат разное количество стоп. К примеру, первая строка стиха – четырехстопный дактиль, вторая – трехстопный, третья – четырехстопный и т. д. Существует и свободный дактиль, полагающий в произвольном количестве стоп в каждой строке.
Интересный факт: в России самое длинное название носит стихотворение Гавриила Романовича Державина «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».
Стопа в метрическом стихосложении
Сильная и слабая доля
Сильная доля стопы, которая определяется иктом, называется арсис (ἄρσις), слабая — тесис (θέσις). До V—IV вв. до н. э. термины имели противоположные значения; арсисом называлось восходящее движение (нога поднималась), тесисом — нисходящее движение (нога ударяла о землю). В метрическом стихосложении в стопе сильная доля формируется как правило долгим слогом, или первым из долгих слогов, если долгих слогов несколько; напр. дактиль —́UU, амфибрахий U—́U, бакхий U—́ —, ионик восходящий UU—́ —.
Количество стопы
Один из принципов метрического стихосложения — фиксированное количество времени, отводимое установленному виду стиха — определяет первую характеристику стопы, её длительность, или количество. Стопа делится на временны́е отрезки, посредством которых измеряется её количество. Такой элементарный временной отрезок называется мора (лат. mora, соответствует др.-греч. χρόνος πρῶτος). Количество мор определяет просодическое время, необходимое для произнесения слога или стопы. При этом считается, что долгий слог занимает две моры, короткий — одну. Количественный состав стопы колеблется от двух до десяти мор.
Качество стопы
Этот же принцип, вместе с главным свойством квантитативных языков, оппозицией долгих гласных/слогов кратким, определяет вторую характеристику стопы — её слоговый состав, или качество. Стопы одинакового количества могут иметь разное качество, то есть занимая одинаковое просодическое время, состоять из разного числа слогов. Например, количественно равны трибрахий (UUU) и ямб (U—), занимающие 3 моры, дактиль (—UU) и спондей (— —), занимающие 4 моры. Это свойство стопы определяет наличие таких фонетических явлений как, например, ипостаса (изменение длины стопы по слогам, но сохранение по морам).
Трансформация стопы
В некоторых случаях такие стопы как спондей (—́ —), дактиль (—́UU), анапест (UU—́), в своей номинальной длительности равняясь 4 морам, сводились к длительности ямба (U—́) или трохея (—́U), то есть произносились не в 4, а в 3 моры. При этом, вероятно, долгий слог произносился в 1½ моры, а краткий — в ¾ (так называемые, «иррациональные» стопы). Ускорение темпа таким образом представляется вполне естественным при музыкально-вокальном исполнении метрического стиха, особенно в хоровой лирике. К подобной трансформации поэт прибегал, как правило, по требованиям ритма (т. н. metri causa), либо с целью определённого художественного эффекта.
Наиболее распространенные стопы
Двух- и трёхсложные стопы, восходящие к простым двудольным и трехдольным музыкальным размерам (2/4 и 3/4) считаются простыми, остальные — сложными. Сложные 5-сложные стопы использовались главным образом в хоровой лирике и позже драме, часто формируя размер, уникальный для стиха и произведения.
Простые | Сложные | |||
---|---|---|---|---|
2-сложные | 3-сложные | 4-сложные | 5-сложные | |
2 моры | UU дибрахий (пиррихий) | |||
3 моры | -U трохей (хорей)U- ямб | UUU трибрах(ий) | ||
4 моры | -- спондей | U-U амфибрахийUU- анапест-UU дактиль | UUUU прокелевсматик (дипиррихий) | |
5 мор | -U- амфимакр (кретик)--U антанапест (антибакхий)U-- триподий (бакхий) | -UUU пеон 1-йU-UU пеон 2-йUU-U пеон 3-йUUU— пеон 4-й | ||
6 мор | --- молосс (тримакр, экстенсипес) | U--U антиспаст (ямбхорей)U−U− дихорей (дитрохей)UU-- ионик восходящий--UU ионик нисходящий−U−U диямб-UU- хориямб | -UUUU промакрU-UUU парапикUU-UU месомакрUUU-U пиррихотрохейUUUU- пиррихиямб | |
7 мор | U--- эпитрит 1-й-U-- эпитрит 2-й--U- эпитрит 3-й---U эпитрит 4-й | UU--U антамебейUUU-- дасийU-UU- киприй | ||
8 мор | ---- диспондей | --UU- амебейU--U- дохмий−U−U− гиподохмий---UU молоссопиррихийU-U-- париамбод | ||
9 мор | U---- пробрахий--U-- месобрахий---U- молоссиямб | |||
10 мор | ----- молоссоспондей |
Дактилическая стопа
В эту стопу также входят три слога, ударный – первый из них. Если строка выглядит так, как в следующих отрывках, то ударения будут падать на первый, четвёртый и седьмой слоги.
В силлабо-тонической метрике принято, чтобы в рамках одного стихотворения соблюдался один и тот же размер. Однако это правило регулярно нарушается, но нельзя сказать, что стихи, содержащие различные стопы в рамках одной стопы, являются неблагозвучными. Скорее наоборот, литература знает примеры подобных произведений, которые очень мелодичны и выразительны. Вот несколько таких отрывков:
Здесь видим симметричное сочетание хореических, амфибрахических и ямбических стоп.
В этом отрывке аналогичная структура, только вместо хореических и ямбических стоп использованы стопы дактиля и анапеста.
Таким образом, даже кажущаяся строгой система силлабо-тонического стихосложения допускает отступления от правил. В результате могут получаться не менее элегантные и ритмичные стихотворения, нежели при неукоснительном следовании метру. Этим пользуются современные авторы, которые не стесняются экспериментировать и создавать оригинальные поэтические произведения.
Виды стихотворных размеров
Для правильного определения важно уметь ориентироваться в существующих их видах. В зависимости от количества стоп, слогов и характера ударения, в литературе выделяют следующую классификацию стихотворных произведений:. Стих односложного размера — брахиколон
Произведение, состоящее из стопы одного слога. В стихотворной строке таких стоп может быть несколько. Поэтами, в творчестве которых часто встречаются произведения такого рода, являются Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Александр Безыменский и другие. Примером поэзии такого рода можно считать отрывок следующего стихотворения:
Стих односложного размера — брахиколон. Произведение, состоящее из стопы одного слога. В стихотворной строке таких стоп может быть несколько. Поэтами, в творчестве которых часто встречаются произведения такого рода, являются Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Александр Безыменский и другие. Примером поэзии такого рода можно считать отрывок следующего стихотворения:
Произведения двухсложного размера состоят из стоп двух слогов, в которых ударение падает или на четный, или на нечетный слог. Ямб — вид стихотворения, ударение в котором падает на последний слог в стопе:
Данный размер передает торжественное, жизнерадостное настроение. Часто встречается в творчестве гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина.
Хорей — произведение, состоящее из двухсложной стопы с ударением на первый слог в ней:
Стихотворный размер предполагает наличие в произведении лирического, нежного настроя — достаточно сказать, что им написаны почти все колыбельные песни.
Трехсложный размер стихотворения предполагает наличие стоп, состоящих из трех слогов. Дактиль — вид произведения, в котором ударение приходится на первый из трех слогов в стопе. В русской литературе наиболее распространены двух-, трех- и четырехстопные дактили:
Дактиль, как и остальные трехсложные виды стихотворений, считается более гибким интонационно и более близким к прозе. Встречается в произведениях Михаила Лермонтова и Николая Некрасова.
Амфибрахий — стихотворение с трехсложными стопами, с ударением на втором слоге:
Анапест — произведение, состоящее из трехсложных стоп с ударением на последнем слоге:
Данный вид поэтических произведений встречается в творчестве Александра Блока. Наибольшее распространение получил с середины 19-го столетия (в основном трех- и четырехстопный анапест).
Какие бывают стихотворные размеры?
В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского
Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы
Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер, освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.
Рассмотрим самые популярные размеры. Размер стопы зависит от того, сколько слогов её составляют. Например, если слог один, то стопа тоже односложная, а если пять, то соответственно пятисложная. Чаще всего в литературе (поэзии) можно встретить двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стопы.
Двусложные. Слогов два и размера тоже два.
Хорей – стопа с ударением на первом слоге. Синоним, которым иногда пользуются, называя этот вид стопы, – слово трохей. В ямбе ударение на втором слоге. Если слово длинное, то в нём подразумевается и вторичное ударение.
Интересно происхождение термина. По одной из версий – от имени служанки богини Деметры, Ямби, которая пела веселые песни, построенные на ямбическом размере. В Древней Греции ямбом изначально слагали только сатирические стихи.
Как отличить ямб от хорея? Затруднений легко избежать, если расположить термины по алфавиту. Первым идет “хорей”, соответственно, и ударение у него на первом слоге.
На картинке справа вы видите схематичное изображение размеров с помощью цифр и знаков, а под этим текстом можно почитать примеры стихотворений с такими размерами из художественной литературы. Хореический размер хорошо демонстрирует нам стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», а стопы ямбического типа мы можем обнаружить в самом начале знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин».
Трехсложные стихотворные размеры. Слогов в стопе три, и размеров столько же.
Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису.
Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине. Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад)– стопа с ударением на последнем слоге. Схема: 001/001
Особенности трёхсложных размеров легко запомнить по предложению: «ДАМА вечером калитку запирает». В аббревиатуре ДАМА зашифрованы названия размеров по порядку: ДАктиль, АМфибрахий, Анапест. А слова «вЕчером калИтку запирАет» иллюстрируют образцы чередования слогов.
Примеры из художественной литературы для трёхсложных размеров смотрите на картинке, которую видите под этим текстом. Дактиль и амфибрахий иллюстрируют произведения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «На севере диком стоит одиноко». Стопу анапестическую можно найти в стихотворении А. Блока «К музе»:
Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон.
Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера.
Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: “Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а “пентон № 3” так и называют “кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:
Знать, какие бывают стихотворные размеры, нужно не только для школьных анализов по литературе, а для правильного их выбора при сочинении собственных стихов. От размера зависит напевность повествования. Правило здесь одно: чем больше в стопе безударных слогов, тем более плавно звучит стих. Не годится живописать стремительную битву, например, пентоном: картина получится как в замедленной съемке.
Автор – Галина Шутова
Виды и схемы
Большинство российских поэтов в своём творчестве используют силлабо-тоническое стихосложение. Такой способ организации стихотворения требует, чтобы в каждой строке безударные и ударные слоги чередовались в определённом порядке. Например: «Скажи-ка, дядя, ведь, недаром…» ( М.Ю. Лермонтов «Бородино»). Во всех строках этого стихотворения за одним безударным слогом следует один ударный.
Порядок чередования ударных и безударных слогов в строке называется стихотворным размером, а повторяющаяся последовательность этих слогов — стопой. Чаще всего строка состоит из двух и более стоп (в приведённом фрагменте стопами являются «скажи-ка», «дядя» и т.д.).
Традиционно в русском стихосложении используются два вида размеров:
- Двусложные: стопа состоит из двух слогов: ударного и безударного
- Трёхсложные: стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.
К двусложным размерам относятся:
- Хорей, с ударением на первый слог стопы («Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкин «Зимний вечер»);
- Ямб, с ударением на второй слог («У хладных невских берегов…» Н.А. Некрасов «Прекрасная партия»).
А к трехсложным можно отнести:
- Дактиль (ударение на первый слог : « Тучки небесные, вечные странники!» М.Ю. Лермонтов «Тучи»);
- Амфибрахий (ударение на второй слог: «Однажды, в студеную зимнюю пору…» Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»);
- Анапест (ударение на третий слог: «Ты меня никогда не забудешь,// Ты меня никогда не увидишь». А.А. Вознесенский «Сага»).
Этими стихотворными размерами написаны большинство классических отечественных стихотворений.
Определение размера стихотворения
Для того чтобы определение размера стихотворения было более удобным, можно придерживаться следующих советов:
Для анализа необходимо взять бумагу, ручку и стихотворение. Во всем тексте расставить ударение
Для удобства можно схематично обозначить ударные и безударные слоги
Обратите внимание, на какой слог постоянно падает ударение, попробуйте расставить ритмические разделы (между слогами с помощью вертикальных черточек), обозначив тем самым стопы. Разделение будет верным, если в каждой строчке получится один и тот же ритмический рисунок, например, везде первый слог будет ударный, а второй — безударный (в двусложном размере)
Затем можно посчитать количество таких ритмических отрезков в строке и выяснить полностью размер стихотворения. Например, каждая строчка стихотворения гармонично делится на отрезки «первый слог ударный, второй безударный», и таких слогов в каждой строчке по четыре. Первый ударный слог, а второй безударный — это хорей. Так как в каждой строчке стихотворения он встречается по четыре раза, то размер стихотворения — четырехстопный хорей. Если это двусложная стопа, ударный слог будет только один. Если ударение падает на нечетный слог – это будет хорей, на четный – ямб. Если ни на один слог не падает ударение – это будет пиррихий. Чтобы это понять, нужно сделать ударения в нескольких строчках, а потом уже делать соответствующие выводы. Например, в песне Шевчука есть такая строка: «Что такое осень – это небо. » Именно здесь встречается пиррихий. Если строчки в стихотворении гармонично делятся на один из трехсложных размеров (их характеристику см. выше), то стихотворение написано или анапестом, или амфибрахием, или дактилем. Опять же, считаем, по сколько стоп в строчках стихотворения, и по их количеству определяем точный размер. Размер может быть «нечистым», то есть, к некоторым строчкам может прикрепляться пиррихий в конце, спондей в середине. В такой ситуации определяют основной ритмический рисунок (как написано большинство строчек стихотворения), именно он и будет являться основным размером, а элементы, выходящие за его пределы, прикрепляют к основному названию. Например, размер стихотворения — пятистопный хорей с пиррихием в конце второй, четвертой и шестой строк.
А теперь, возьмите любое стихотворение и определите размер, которым оно написано. Удачи!
Ещё больше интересного
Хорей в русской поэтической традиции
Как уже говорилось, хорей имеет древнейшую историю в русской поэзии. Им написаны многие былины, встречается он и в древнерусских духовных стихах. Народная поэзия на протяжении столетий отдавала предпочтение хорею.
«Книжный» хорей встречается в сделанном Ломоносовым переводе оды французского богослова Фенелона, хотя сам он хореем писал мало. Популярности хорея в большей степени способствовали Тредиаковский и Сумароков.
Младший современник Ломоносова Сумароков был особенно близок к образцам народной лирической поэзии, которым часто подражал в своей лирике. Тредиаковский же и вовсе выступал решительным противником чисто ямбических стихов, предпочитая хорей.
Хорей в русской поэзии XIX и XX веков
В 1800-е годы хорей попадает в поле зрения предромантиков, заинтересовавшихся народным стихом (Мерзляков, Востоков). Всплеск популярности этого размера отмечается в связи с подъемом карамзинских легких жанров: песни и романса. Дальнейшей популяризации хорея способствовали Некрасов (поэма «Коробейники», стилизованная под фольклор), Жуковский, Пушкин и другие их современники.
В 1840-х годах хорей входит в русскую элегическую лирику (уже упоминавшееся знаковое стихотворение Лермонтова «Выхожу один я…»), и в простой стиль реализма (баллада Тургенева «Перед воеводой молча…»).
Во второй половине XIX века этот размер употребляется в лирике Фета, Майкова, А. К. Толстого, Полонского. Встречается он и у символистов и других поэтов XX века (Блока, Ахматовой, Гумилева, Кузмина, Волошина, Есенина. Поэты середины-конца XX века (Окуджава, Вознесенский) тоже не сторонились хорея:
Владимир Высоцкий пользовался хореем, чтобы передать душу простого народа. Особенно удачно ему это удается в песне «Инструкция», рассказывающей о работяге, которому выпала честь отправиться в загранкоммандировку:
Амфибрахий
С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон». Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.
«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода с дозором
Обходит владенья свои…»
Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия. Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.
Нестандартные варианты: спондей и пиррихий
Стихотворные размеры составлены по идеальной схеме. Однако в реальности поэты часто нарушают общепринятые правила. Самый известный пример подобного отклонения — первые строчки поэмы «Евгений Онегин».
Есть отклонение от схемы и во второй строке: Когда не в шутку занемог, схема — |U_|U_|UU|_|. В данном случае вместо ударного слога мы наблюдаем безударный (в слове «занемог»). Такой вариант отступления от стихотворного размера называется «пиррихий».
Стоит отметить, что и спондей, и пиррихий есть почти в любом стихотворении. Однако они не мешают определить размер. Это связано с тем, что стихотворная речь очень ритмичная и человек проговаривает строки, подсознательно правильно расставляя ударения.
Помочь разобраться во всех перипетиях русского литературного языка помогут наши занятия с репетиторами в Москве.
Особенности определения размера стихотворения
Существует несколько подходов, дающих возможность понять, что за размер имеет произведение. Самый простой вариант из них — скандирование. В таком случае надо просто проговорить произведение как детскую считалку, выделяя ударные места. Например:
- мчА-тся-тУчи-вьЮ-тся-тУчи
- нЕ-ве-дИ-мко-Ю-лу-нА
(А.С. Пушкин «Бесы»)
Для большего эффекта можно притоптывать в такт или выстукивать ритм. Во время скандирования сразу станет понятно, что перед нами двустопный размер. Поскольку ударение падает на первый и последующие слоги, то это хорей.
Метод «Ваня»
Автор этого необычного подхода — А.А. Илюшин. Он долгое время изучал русское стихосложение и предложил соотнести размеры с разными вариантами имени Иван.
Ямб | Иван (ритм — «Иван-Иван») |
Хорей | Ваня (ритм — «Ваня-Ваня») |
Дактиль | Ванечка (ритм — «Ванечка-Ванечка») |
Анапест | Иоанн (ритм — «Иоанн-Иоанн») |
Амфибрахий | Ванюша (ритм — «Ванюша-Ванюша») |
Графический метод
Такой подход считается классическим и самым точным, хотя на него придется потратить достаточно много времени. Для начала возьмите стихотворение, размер которого вам надо определить (не более 6-8 строк). Классический пример:
Тучки небесные, вечные странники…
(М.Ю. Лермонтов «Тучи»)
Текст стихотворения нужно переписать на бумагу и поделить на слоги. Получится следующий вариант:
Ту|чки| не|бе|сны|е|, ве|чны|е| стра|нни|ки|,
_UU_UU_UU_UU
Сразу же становится заметно, что перед нами трехстопный метр, в котором первая стопа является ударной. Соответственно, это дактиль.
Терминология
Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.
Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).
Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.
Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха.
Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа — группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп.
Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
- двусложная, когда постоянно повторяются два слога — ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб . );
- трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль . ).
Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).
Немного об истории
Русская авторская поэзия начиналась с силлабического стиха, так как брала за образцы европейскую (французскую, польскую) литературу, для которой были характерны постоянные ударения. Ф.Прокопович, А.Сумароков, В.Тредиаковский писали длинным силлабическим стихом, состоявшим из 8-ми, 11-ти или 13-ти стоп.
Вскоре их последователи поняли, что подвижные ударения русского языка требуют более гибкого подхода. Постепенно поэтический канон стал меняться. Немало сделали для этого Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, а затем и великий А.С.Пушкин, считавший себя продолжателем их реформаторского дела.
Собственно с Пушкина начинается современный русский язык, в том числе и язык поэтический. Именно он «канонизировал» классические стихотворные размеры, которыми написаны добрые три четверти всех русскоязычных поэтических текстов.
Разбор стихотворных размеров
Рассмотрим каждый стихотворный размер на примерах из литературы. Начнём с двусложных — хорея и ямба.
Хорей — это двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог. Примером хорея может служить стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом»:
Ямб — это двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог. Тут мы можем рассмотреть стихотворение, например, Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»:
Теперь рассмотрим трёхсложные размеры: дактиль, амфибрахий и анапест.
Ловите лайфхак: запомните слово «ДАМА», чтобы знать, на какой слог падает ударение в трёхсложных размерах
Дактиль — это трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог. Продемонстрируем на примере стихотворения Н. Некрасова «Славная осень»:
Амфибрахий — это трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог. Такой размер используется в произведении А. Фета «Шумела полночная вьюга»:
Анапест — это трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на третий слог. Для иллюстрации анапеста снова возьмём стихотворение А. Фета. Например, «Вечер»:
Трехсложные стопы
Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых — первый, второй или третий — ударный.
Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.
Три и четыре, и два бегемота
Встретили два и четыре слона.
Рядом — один — это было болото,
Два — это речка.
И пальма — одна.
Три и один бегемота сказали:
«Здравствуйте, два и четыре слона».
А остальные под пальмой лежали.
Их было много,
А пальма — одна. (А. Чебышев)
Если ударный слог — второй, то После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:
…Однажды пупусик водичил цветочки,
А нусики мерили воду в горшочках,
Следили, чтоб он ничего не схимичил
И в каждый горшочек помногу водичил…
…
Однажды пупусик кишмишил обед
И вспомнил, что соли ни горсточки нет.
А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!
Еще в старой бубе зачухлилась соль…»
…Однажды пупусик кузюнился с другом,
Вдруг нусики взвякнули громким испугом:
«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!
Смотри, как он хищнит глазами вокруг!
Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.
А нусики что будут вечером есть?..»
В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).
…а бывает еще воскресение.
А сегодня нельзя баловать,
Потому что, когда воскресение,
Нам не надо пораньше вставать.
Мама-папа не будут с будильником,
Как сегодня, ругаться с утра…
А зато у меня в холодильнике
Очень вкусная рыбья икра.
А вчерашней весной в воскресение —
Там еще продавали слонов —
С мамой-с-папой гуляли мы семьями,
А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)
Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.
Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
Ваня — хорей:«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,—U—UU—UU—UU—
До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.UU—UU—UU—UU—
Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—
Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.