Классицизм
Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм. И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.
Классицизм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | XVII — XIX вв. ( 17-19 вв)
Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции. |
Представители в русской литературе | А. Д. Кантемир; В. К. Тредиаковский; А. П. Сумароков; М. В. Ломоносов; |
Представители в зарубежной литературе | Н. Буало; П. Корнель; Ж. Расин; Ж.-Б. Мольер |
Особенности |
строгое соблюдение жанровых особенностей (не изображались бытовые ситуации в «высоких жанрах», а философские конфликты в «низких»); использование металогической (возвышенной речи) и автологической (речь, лишенная тропов и фигур языка) речи в соответствии с жанром; герои делятся на строго положительных и отрицательных; главный конфликт — конфликт разума и чувства (разум, соответственно, преобладает); соблюдение «трех единств» для драматических произведений (места, времени, действия); изображаются и утверждаются положительные черты власти и государства. |
Жанры | Высокие: трагедия, ода, поэма.
Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира. |
Представители символизма
Символисты в литературе
Примеры русских писателей и поэтов-символистов:
- К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);
- В. Я. Брюсов (1873 — 1924);
- Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);
- И. Ф. Анненский (1855 — 1909);
- А. А. Блок (1880 — 1921);
- А. Белый (1880 — 1934).
Примеры иностранных поэтов-символистов:
- Поль Верлен (1844 — 1896);
- Артюр Рембо (1854 — 1891);
- Стефан Малларме (1842 — 1898);
- Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).
Символисты в изобразительном искусстве
Примеры художников-символистов:
- Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910);
- Эдвард Мунк (1863 — 1944);
- Гюстав Моро (1826 — 1898);
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911);
- Обри Бёрдслей (1872 — 1898);
- Джеймс Энсор (1860 — 1949);
- Фелисьен Ропс (1833 — 1898);
- Фердинанд Ходлер (1853 — 1918);
- Макс Клингер (1857 — 1920);
- Лайош Гулачи (1882 — 1932);
- Арнольд Бёклин (1827 —1901);
- Франц фон Штук (1863 — 1928);
- Поль Гоген (1848 — 1903);
- Одилон Редон (1840 — 1916);
- Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898);
- Яцек Мальчевский (1854 — 1929).
Ахматовское течение
Литературное течение Ахматовой внешне приукрашивает язык, подводя одновременно к логически обоснованной, совершенно простой мысли (так как сам по себе акмеизм стремится избавиться от перегруженности, которая царила в литературе тех лет).
Лирические героини Ахматовой более приземленные, устремленные в настоящую жизнь. Они и мыслят иными категориями. Они – женщины, разочаровавшиеся в любви, которым кажется, что они открыли тайну: любви как таковой не существует. Но ведь совсем недавно и героини жили с розовыми очками на глазах, как все в счастливом неведении. Они так же ждали свиданий, опасались разлук с любимым, пели ему «любовные песни». Но все закончилось в один момент. Собственное прозрение вовсе не радует их. В стихах проскальзывают строки «с тех самых пор все как будто больна». Даже сложные зашифрованные послания становятся предельно ясными. Каждая женщина, которая столкнулась с потерей любви, будет ощущать себя подобным образом.
Акмеизм
Представители: С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и другие. Основоположниками считаются первые двое поэтов.
В первое десятилетие XX века в литературе оформилось новое направление — акмеизм. Оно было создано в качестве ответа символизму. Название восходит к греческому слову “akme”, что значит «расцвет, зрелось, высшая степень» чего-либо. «Высшая точка достижения правды» — так акмеисты называли своё творчество. Акмеизм поддерживал искусство ради искусства и традиционные, первоначальные смыслы разных символов. Акмеисты хотели вернуть в литературу ясность — в то время, как символисты наполняли её чем-то неопознанным и таинственным. Акмеисты орудовали конкретными образами, обращались к предметам, к человеческими чувствам. Один из отличительным приёмов акмеизма — преобладания количества существительных над количеством глаголов.
Однако акмеисты вовсе не спорили с символистами. Они лишь не ставили во главу угла потусторонний, мистический мир фантазии. Но иногда всё же обращались к нему. Акмеисты принимали реальный мир таким, какой он есть. Они также стремились избегать туманности, неопределённости. «Прекрасная ясность» — вот что их привлекало. У акмеистов слово — вещь, предмет.
Сентиментализм
Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.
Сентиментализм | |
Периодизация и место зарождения | Вторая половина XVIII века. |
Представители в русской литературе | Н. М. Карамзин; А .Н. Радищев. |
Представители в зарубежной литературе | Лоренс Стерн; Ричардсон; Жан-Жак Руссо. |
Особенности |
|
Жанры | Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь. |
Неоднородность русского символизма
Символизм в литературе наступившего серебряного века не был явлением внутренне однородным. В начале 90-х годов в нем выделяется два течения: старшие и младшие поэты символисты. Признаком старшего символизма был свой особый взгляд на общественную роль поэзии и на ее содержание.
Они утверждали, что данное литературное явление стало новым этапом в развитии искусства слова. Авторы были менее озабочены самим содержанием поэзии и полагали, что она нуждается в художественном обновлении.
Младшие представители течения выступали приверженцами философско-религиозного понимания окружающего мира. Они противостояли старшим, а сходились лишь в том, что признавали новое оформление русской поэзии и были неотделимы друг от друга. Общие темы, образы объединяли критическое отношение к реализму. Все это делало возможным их сотрудничество в рамках журнала «Весы» в 1900 годах.
Русские поэты по-разному понимали цели и задачи русской литературы. Старшие символисты считают, что поэт творец исключительно художественной ценности и личности. Младшие толковали литературу как жизнестроение, они верили в то, что мир, изживший себя, падет, а на смену ему придет новый, построенный на высокой духовности и культуре. Брюсов говорил, что вся предшествующая поэзия была «поэзией цветов», а новая отражает оттенки цвета.
Прекрасным примером отличий и сходства русского символизма в литературе рубежа веков стало стихотворение В. Брюсова «Младшим». В нем он обращается к своим оппонентам младосимволистам и сокрушается о том, что никак не может увидеть той мистики, гармонии и возможностей очищения души, в которые они так свято верят.
Важно! Несмотря на противостояние двух ветвей одного литературного направления, всех символистов объединяли темы и образы поэзии, их стремление уйти от реализма
Барокко
В нашей стране течение не получило большого распространения, но в европейской литературе было очень популярно. Возникновение этого направления было связано с разрушением идей эпохи Возрождения о всемогущем человеке-полубоге и противопоставлением личности безличному миру природы. Характерные черты барокко:
- интерес к изысканным метафорам, аллегориям, игре слов и оксюморонам,
- трагизм, ощущение безысходности и обречённости,
- эстетизация роскоши,
- богатство красок и форм,
- сочетание текста и визуальных украшений.
Наиболее популярные жанры – сонет, мадригал, рондо, ода.
Крупнейшие авторы направления: П. Кальдерон, А. Силезиус, А. Грифиус, В. Вуатюр и др.
Литературные направления в таблицах
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
Импрессионизм (последняя треть XIX — начало ХХ века) с желанием передать первое мимолетное впечатление захватывает в фокус внимания буйство чувств и эмоций. Композиция произведения четко фрагментарна
Внимание направлено не на общее, а на особенное и единичное. Ги де Мопассан, М
Пруст – достойные представители этого направления.
Экспрессионизм (1910 – 1920-е годы) сочетает критический пафос и ужас перед жестокой картиной бытия. Гибель человека и человечности, тяготение к абстрактности и гротеск — черты некоторых произведений Л. Н. Андреева и Ф. К. Сологуба.
Экзистенциализм (середина ХХ века) дает ощущение крушения всех ценностей. Трагизма человеческого существования непреодолим. Человека одинокого в привычном обществе видели Ж. П. Сартр, А. Камю.
Смотри также:
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
- Литературные роды. Жанры литературы.
- Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя
Особенности ритмики и тропов, используемых символистами
Поэты-символисты считали музыку высшей формой искусства. Они стремились к музыкальности своих стихотворений. Для этого использовались традиционные и нетрадиционные приемы. Традиционные они совершенствовали, обращались к приему эйфонии (фонетическим возможностям языка). Она у символистов использовалась с целью придать стихотворению особую декоративность, живописность и благозвучие. В их поэзии звуковая сторона доминирует над смысловой, стихотворение сближается с музыкой. Лирическое произведение намеренно насыщается ассонансами и аллитерациями. Напевность – главная цель создания стихотворения. В своих творениях символисты, как представители серебряного века, обращаются не только к фонетике, но и к исключению переносов в строках, синтаксическому и лексическому членению.
Активная работа ведется и в области ритмики стихотворения. Символисты ориентируются на народную систему стихосложения, в которой стих был более подвижным и свободным. Обращение к верлибру, стихотворению, не имеющему ри). Благодаря экспериментам в области ритма были созданы условия и предпосылки для реформы стихотворной речи.
Важно! Музыкальность и напевность лирического произведения символисты считали основой жизни и искусства. Стихи всех поэтов того времени своей напевностью очень напоминают музыкальное произведение
Серебряный век. Часть 1. Символисты.
Литература Серебряного века. Символизм. К.Бальмонт.
Модернизм
К модернизму относятся направления Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
Рис. 1. Литературные направления Серебряного века.
Поговорим кратко о литературных направлениях модернизма.
Для символизма характерно обращение к символу, который способен передать основную мысль произведения. Ярким представителем данного направления является А. А. Блок.
Имажинизм предполагал широкое обращение к метафоре и метафорическим выражениям. К данному направлению относится творчество А. Б. Мариенгофа, раннее творчество С. А. Есенина.
Для акмеизма ведущей чертой является внимание к детали. Выделяется творчество Н
С. Гумилева и раннее творчество А. А. Ахматовой.
Футуризм предполагал создание неологизмов, оригинальное построение лирических произведений, отрицание литературной культуры прошлых лет. Самым ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский.
Серебряный век. Поэты и стихиАнтология, 2020
Термин «символизм» принадлежит французскому поэту Жану Мореасу, которому пришлось стать не только практиком, но и теоретиком этого направления, отстаивая его самостоятельность и отделяя его от модернизма. В 1886 году он опубликовал исторический «Манифест символистов» — обозначив важную веху, с которой началась новая эпоха в европейской и, в частности, русской литературе.
«Символистская поэзия ищет способ облачить идею в чувственную форму, которая не была бы самодостаточной, — писал Мореас, — но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бы свою индивидуальность». Эта «чувственная форма», в которую облекается Идея, и есть не что иное, как символ.
Становление символизма во Франции связывают с именами Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Артюра Рембо, Поля Верлена. Именно они «открыли новый мир» Валерию Брюсову — первому адепту нового течения в России и его первому страстному популяризатору. В 1893 году двадцатилетний Брюсов написал письмо Верлену, именуя себя основоположником этого нового для России поэтического течения. И тут же занялся изданием символистских сборников, в которых в основном печатался сам, — уже примеряя на себя роль будущего вождя символизма.
Идеологом старших символистов (авторов, дебютировавших в 1890-е годы) выступил Дмитрий Мережковский. Он первым дал глубокий анализ удручающего состояния русской литературы, заведенной в тупик господствующим рационализмом, и назвал предпосылки победы новых литературных направлений. В 1892 году Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (опубликован в 1893 году). Окидывая скептическим взглядом современные «литературные руины», он видел спасение русской словесности в «мистическом содержании, языке символа и импрессионизме». Возродить литературу, писал он, «может лишь порыв к неведомому, запредельному, к святыням, которых нет».
Первому поколению русских символистов, действительно, эстетически был очень близок импрессионизм. Поначалу их так и называли — импрессионисты. Или декаденты. В своих произведениях они, как правило, были ориентированы на субъективные личные ощущения и мимолетные впечатления, замкнуты на своей внутренней жизни и далеки от обыденной реальности, одолеваемы мрачными предчувствиями и очарованы поэтикой смерти. Творчество для них — прежде всего интуитивное погружение в некие тайные смыслы, не поддающиеся рациональному выражению, и единственный способ передать эту тайну — задействовать символы.
«Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого, — писал в 1913 году Николай Гумилев. — Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа».
Вырабатывая новое художественное мировоззрение, символисты особое внимание уделяли музыке. В их творчестве она представала как некая универсальная энергия, которая пронизывает фактуру произведения, его композицию и звуковую оболочку, наполняя его созвучиями и мелодическими перекличками
Оставаясь, по сути, элитарным поэтическим направлением, русский символизм искал опору в творчестве поэтов XIX века, не чуждых идей «чистого искусства», — Афанасия Фета, Якова Полонского, Аполлона Майкова, Евгения Баратынского и Федора Тютчева, которого Вячеслав Иванов прямо называл основоположником символистского метода в русской поэзии.
Один из теоретиков символизма, Константин Бальмонт, разрабатывавший в своем творчестве медиумические, «стихийные» аспекты и искавший соответствующие новаторские средства выражения, в статье «Элементарные слова о символической поэзии» (1900) так формулирует ее главные отличительные черты: «Она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, — более чем другой род поэзии, трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая свое символическое произведение, от абстрактного идет к конкретному, от идеи к образу, — тот, кто знакомится с его произведениями, восходит от картины к душе ее, от непосредственных образов, прекрасных в своем самостоятельном существовании, к скрытой в них духовной идеальности, придающей им двойную силу».
К числу старших символистов относят Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского, Зинаиду Гиппиус, Константина Бальмонта, Федора Сологуба, Николая Минского, Александра Добролюбова, Поликсену Соловьеву, Константина Фофанова, Ивана Коневского.
Дом Мурузи (Санкт-Петербург, Литейный проспект, 24)
Реализм
Определение 2
Реализм – направление в искусстве, которое появилось в 30-е года 19 века. Главная отличительная черта реализма заключается в том, что писатели изображали действительность такой, какой она есть на самом деле, без приукрашиваний и преувеличений.
В произведениях реализма исключено использование мистических элементов, идеальных персонажей. Писатели стремились отразить настающую жизнь с помощью образов, которые известны обывателям.
Еще одна характерная черта реализма — это жизнеутверждающая идея, которая пронизывает произведение. Писателей интересовало развитие жизни. Они стремились рассказать в своих произведениях о новых социальных явлениях. Одна из главных особенностей реализма – желание писателей изменить жизнь людей к лучшему. Представителями реализма в Европе были Бальзак, Стендаль, Диккенс, Твен, Лондон. В России в этом направлении творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Герцен, Достоевский, Толстой, Тургенев и многие другие известные русские писатели.
Футуризм
Представители: В.В. Маяковский, братья Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, А.Е. Кручёных, Е. Гуро, Б. Пастернак и другие.
Название восходит к латинскому слову “futurum”, что значит «будущее». Футуристы смело выступали за преображение мира, преображение литературы. Широко известен манифест футуристов — «Пощёчина общественному вкусу». Футуризм появился примерно в одно время с акмеизмом — например, манифест был опубликован в 1912 году.
Дерзость футуристических идей доходила до того, что они предлагали «сбросить с корабля современности» Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и многих других писателей-классиков золотого века. Также манифест футуристов призывал менять и обновлять существующий язык, привносить в него разнообразные новые слова. Например, Владимир Маяковский стал создателем новой формы стихотворения — «лесенкой». Более того, в творчестве того же В.В. Маяковского можно найти большое количество неологизмов и употреблений существующих слов в совершенно новых формах и склонениях. Слово у футуристов новое, громкое, смелое, но главное — звучащее.
Романтизм
Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.
Романтизм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | конец XVIII — первая половина XIX века.
Зародился в Германии. |
Представители в русской литературе | В. А. Жуковский; М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); А. С. Пушкин (ранние произведение); К. Н. Батюшков; Е. А. Баратынский; Н. М. Языков. |
Представители в зарубежной литературе | Ф. Шлегель; Ф. Шеллинг; Ж.Сталь; Ламартин; Виктор Гюго; Альфред де Виньи; Проспер Мериме. |
Особенности |
углубленный анализ внутреннего мира героя (психологизм); новый тип героя — исключительный, одинокий, выступает против действительности, обычно с трагичной судьбой ; использование автором фольклора, упоминание исторических событий. |
Жанры | роман, поэма, баллада. |
Классицизм
Классицизм представляет собой направление в искусстве и, в частности, в литературе. Появился классицизм в 17 веке, во Франции, и развивался вплоть до начала 19-ого. Для классицизм характерны строгие правила и каноны. Текст должен иметь определенную структуру, должен быть упорядоченным.
Замечание 1
Многое в классицизме было заимствовано из античной литературы, в частности жанры, например, трагедия, комедия, ода, эпос, сатира и др.
Произведение должно иметь соответствие времени, места, действий.
Для классицизма не приемлемо смешивание стилей и жанров. Жанры четко подразделяются на так называемые «высокие» (ода, трагедия и эпопея) и «низкие» (комедия, сатира, басня).
Все герои четко распределены на положительных и отрицательных. Внутренние душевные переживания героев стоят на втором месте, главное в произведениях, относящихся к классицизму это поступки главных персонажей.
Главный конфликт в произведениях классицизма построен на противостоянии чувств и разума, добра и зла.
Главные представители классицизма в зарубежной литературе являются Ж.-Б. Мольер, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Яркими представителями классицизма в русской литературе были М. В Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев.
Классицизм
Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм. И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.
Классицизм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | XVII — XIX вв. ( 17-19 вв) Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции. |
Представители в русской литературе | А. Д. Кантемир; В. К. Тредиаковский; А. П. Сумароков; М. В. Ломоносов; |
Представители в зарубежной литературе | Н. Буало; П. Корнель; Ж. Расин; Ж.-Б. Мольер |
Особенности |
|
Жанры | Высокие: трагедия, ода, поэма. Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира. |
Особенности новой литературной школы
Предшественниками новоявленного символизма принято считать А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Они стали теми, кто заложил нечто новое в восприятие стихотворной речи, первые черты будущего течения. Строки из стихотворения Тютчева «Silentium» стали девизом всех символистов в России.
Наибольший вклад в осмысление нового направления внес В.Я. Брюсов. Он считал символизм новой литературной школой. Он называл его «поэзией намеков», цель которой была обозначена так: «Загипнотизировать читателя».
На первый план у писателей и поэтов выдвигается личность художника и его внутренний мир. Они разрушают концепцию новой критики. Их учение базируется на отечественных позициях
Особое внимание уделялось предшественникам западноевропейского реализма, таким как Бодлер. Вначале в своем творчестве ему подражали и Брюсов, и Сологуб, но позже они нашли свой ракурс литературы
Предметы внешнего мира становились символами каких-либо внутренних переживаний. Русские символисты учитывали опыт русской и зарубежной литературы, но он преломлялся новыми эстетическими требованиями. Эта платформа впитала в себя все приметы декадентства.
Акмеизм
Представители: С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и другие. Основоположниками считаются первые двое поэтов.
В первое десятилетие XX века в литературе оформилось новое направление — акмеизм. Оно было создано в качестве ответа символизму. Название восходит к греческому слову “akme”, что значит «расцвет, зрелось, высшая степень» чего-либо. «Высшая точка достижения правды» — так акмеисты называли своё творчество. Акмеизм поддерживал искусство ради искусства и традиционные, первоначальные смыслы разных символов. Акмеисты хотели вернуть в литературу ясность — в то время, как символисты наполняли её чем-то неопознанным и таинственным. Акмеисты орудовали конкретными образами, обращались к предметам, к человеческими чувствам. Один из отличительным приёмов акмеизма — преобладания количества существительных над количеством глаголов.
Однако акмеисты вовсе не спорили с символистами. Они лишь не ставили во главу угла потусторонний, мистический мир фантазии. Но иногда всё же обращались к нему. Акмеисты принимали реальный мир таким, какой он есть. Они также стремились избегать туманности, неопределённости. «Прекрасная ясность» — вот что их привлекало. У акмеистов слово — вещь, предмет.
Сентиментализм
Сентиментализм (в переводе с английского sentimental означает «чувствительный») — течение в литературе и искусстве Европы 18 века. Просветительский рационализм подготовил при помощи кризиса, в Просвещении является завершающим этапом. В основном хронологически предшествовал романтизму, успел передать ему некоторые свои черты.
Литературные течения, поэзия этого периода имеет свои особенности: 1. Сентиментализм остается верен идеалам нормативной личности. 2. Если сравнивать с классицизмом и его просветительским пафосом, сердцевиной «человеческой природы» объявлялся не разум, а чувство. 3. Условием формирования идеального человека считалось не «грамотное мировое переустройство», а совершенствование и высвобождение «природных чувств».
4. Литературные герои сентиментализма больше индивидуализированы: по происхождению (или убеждению) они демократичны, обогащенный духовный мир простолюдинов является одним из завоеваний сентиментализма. 5. Сентиментализм не знает об «иррациональном»: противоречивое настроение, импульсивные душевные порывы воспринимаются как доступные рационалистическим истолкованиям.
Классицизм
Господствующая идея эпохи классицизма, длившейся более 150 лет, – разумность и упорядоченность окружающего мира. В основе направления лежат античные представления, переработанные просветителями – Вольтером, Декартом и др. Человек воспринимался в первую очередь как создание, наделённое разумом, а общество – как рационально организованный механизм. Любое произведение должно было формироваться по строгому канону, для чего во многих странах происходили реформы языка и литературы. Так, в России М. В. Ломоносовым и В. К. Тредиаковским была проведена реформа стихосложения, предложена теория «трёх штилей», регламентировавшая использование различных языковых средств для различных жанров. Во Франции Н. Буало предложил строгую иерархию жанров, разделив их на низкие (басни, комедии) и высокие (трагедия, ода). Было сформулировано правило трёх единств, требующее, чтобы действие произведения происходило в одно и то же время, в одном месте и вокруг одного центрального конфликта.
Самые распространённые жанры классицизма – ода, комедия, сатира, басня. Выдающиеся авторы: Ф. Малерб, Ж. Лафонтен, Мольер; в России: А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, И. И. Хемницер.
Другие литературные методы
Ряд литературных течений появился благодаря модернизму. Сам модернизм зародился в конце XIX — начале XX вв. Произведения в этом направлении претерпевают изменения, а классические стандарты отходят на дальний план.
Символизм и экспрессионизм
Символизм — это знак, опознавательная примета. Это течение характеризуется тем, что в произведениях автор сам не понимает смысла сущности мироздания или космоса. Сознание автора находится в тумане. Из-за этого стихотворения кажутся бессмысленными. Писатели пессимистично воспринимают мир, показывают обострённую чувствительность, непонятные обычному человеку переживания.
Огромное значение символизм играл в период Серебряного века. Символистами в России были Валерий Брюсов, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Андрей Белый и другие. Брюсова, Бальмонта и Белого называли декадентами, то есть «упадочниками».
В экспрессионизме главная цель состоит в том, чтобы указать на единственную реальность — субъективный духовный человеческий мир, а выражение этого мира — главнейшая цель искусства. В России в духе экспрессионизма писали Леонид Андреев, Евгений Замятин.
Акмеизм и авангардизм
Эти направления вызывают не меньший интерес, чем вышеперечисленные. В России акмеизм стал популярен 1910-х годах и он противостоял символизму. Акмеизму присущи точность поэтического языка, склонность к изображению прекрасного, ясные образы. Произведения, написанные в течение периода акмеизма, предназначены для узкого круга читателей. Представителями акмеизма являлись Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Нарбут и другие.
Авангардизм — движение в художественной культуре, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме. Он зародился в 1950—1960-х годах и отразил стихийный бунт поэтов против современного и буржуазного уклада. Авангардизм включает в себя несколько стилевых течений: футуризм и сюрреализм.
Футуризм — это бунтарство, отрицание культурных традиций, это множественные эксперименты, выражение народного настроения. Футуристами в России были Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников.
Конечно же, это не все направления в литературе, бывают ещё и другие, но это самые основные, самые изученные и привычные. Литературный мир полон загадок, и вызывает интерес у многих поколений.
Романтизм
Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.
Романтизм | |
Периодизация и место зарождения | конец XVIII — первая половина XIX века. Зародился в Германии. |
Представители в русской литературе | В. А. Жуковский; М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); А. С. Пушкин (ранние произведение); К. Н. Батюшков; Е. А. Баратынский; Н. М. Языков. |
Представители в зарубежной литературе | Ф. Шлегель; Ф. Шеллинг; Ж.Сталь; Ламартин; Виктор Гюго; Альфред де Виньи; Проспер Мериме. |
Особенности |
|
Жанры | роман, поэма, баллада. |
Особенности
Символизм. Что такое понимают под данным термином? Особенностью данного течения было то, что изменилось не само искусство, литература или музыка, а поменялось отношение к данным категориям. Символисты были экспериментаторами, они искали что-то новое, всеобщее и универсальное. Для этого использовали определенные знаки, символы, загадки, тайны, намеки и недосказанность.
Основную роль в направлении играет воображение человека. Именно оно создает аналогии или определенные связи между предметом или явлением и его образом. Символизм, акмеизм, футуризм и другие направления этого периода оказали большое развитие на последующую культуру, литературу, музыку и искусство.