Суть: о чем поэма?
Произведение состоит из предисловия — идейной выдержки, и четырех основных частей. Эпатаж и пафос — сильные стороны Маяковского; в манере поэта было по-залихватски открыть дверь с ноги куда бы то ни было, в том числе и в произведение.
Собственно, и здесь поэт не нарушает своей традиции, и уже в предисловии авторитетно и непринужденно обещает “дразнить нашу мысль об окровавленный сердца лоскут”.
Первая часть
Читатель знакомится с лирическим героем — пылким и красивым двадцатидвухлетним юношей и его возлюбленной — неосмотрительной особой, пугающейся автомобильных гудков, но не находящей опасности в праведном гневе молодого человека, которому она спешит признаться в том, что ее ведут под венец. И зря! Ведь нет ничего страшнее чем убийственное спокойствие лирического героя, подобное сну Везувия, готового разразиться праведным испепеляющим гневом. Герой разочаровывается в любви к милой сердцу даме, что приводит к обрушению его веры в любовь как таковую. Гнев юноши неразличим окружающими, но он губителен для человека, подвергающего сомнению все вокруг, кроме его собственного любовного абсолюта, который только что разорвало на куски. Герой просит выстонать через столетия первый его крик. Занавес.
Вторая часть
Здесь герой высказывает свое творческое “фи” по отношению к искусству, развитие которого повернуло в русло удовлетворения изощренных амбиций безумцев, чье незаслуженно праздное существование возведено в условиях буржуазного общества в культ. Культ лжи и эффектности, которые не несут за собой ни пользы, ни созидания, что противоречит природе искусства.
Юноша, отрицая авторитеты, заключает, что гвоздь в его сапоге страшнее фантазии Гёте, выражая тем самым беспомощность отвлеченных рассуждений великих авторов в решении глобальных проблем, сжимающих свои тиски каждый день с новой силой. Занавес.
Третья часть
Апофеозом всеобличительной демагогии становится, по классике жанра, рассуждение о мировой истории, целиком, к негодованию юноши, состоящей из ошибок и угнетения. Здесь перед нами в карикатурных, порой гротескных образах предстают Бурлюк, Северянин, Наполеон, Бисмарк, Ротшильд и прочие достойные и недостойные люди.
В этой части поэмы отправляется в стремительный путь через поколения третий крик поэта — “Долой ваш строй!”. Строй, в котором предпочтение отдается красивым словам, приводящим к мерзким последствиям: уродству того, что должно быть прекрасным, необязательности того, без чего, на самом то деле, честный и добрый мир немыслим. Занавес.
Четвертая часть
Так сложилось, что разочаровавшийся во всем человек зачастую находит отдушину в религии. Но и тут герой, к несчастью своему, обладающий критическим мышлением и пребывающий во всеохватывающей ненависти, наступает на грабли, лишая себя последней возможности все обдумать и остановить акт морально-этического самосожжения.
“К черту вашу религию” — разносится последний сквозьпоколенческий крик. Здесь герой разочаровывается в Творце, называя его крохотным божиком. Тот крохотный божик, который не видит сердечных стенаний юноши — не чета тому большому, страшному Богу, боязнь которого многие столетия тянула русский мир к хоть какому-то прогрессу, что отвечает всем антирелигиозным догматам большевицкой власти. Кулисы остаются открытыми, и раздается горестный гимн рассудку.
Характеристика остальных персонажей
В произведении не очень много второстепенных действующих персонажей, все они являются уникальными, образы некоторых из них даже двойственны. Поэт не зря дал имя Мария лирической героине. В последней части ее ненавязчиво сравнивают с библейскими образами Магдалины и Девы Марии, так имя любимой героини — это олицетворение неземной и божественной любви.
Однако женщина отвергает героя, заставляя его душу страдать, молит и кричит о любви, а затем предает. Для девушки деньги имеют большое значение, она осознает, что герой не может дать ей материальные блага, потому меняет свои реальные чувства на богатство.
Эта особенность описания образа относится и к Богу. Сначала герой пытается попросить у него помощи, он убежден в его величестве, способности дать ему право на любовь и взаимопонимание. Но получается так, что Господь предает его, из-за чего у главного персонажа происходит разочарование в моще Творца, он уже не настолько властен и могуч, как до этого.
Описание
Творчество представленного поэта в целом очень своеобразно. Не стала исключением и поэма Маяковского «Облако в штанах». Она написана в свойственной автору манере без соблюдения стихотворных размеров и рифм. Также не стоит забывать, что эта поэма относиться к футуристическому направлению. По сохранившимся свидетельствам самого поэта, создавать произведение он начал в 1914 году. Вдохновлённый романтическим настроением, автор довольно быстро окончил поэму. Уже в 1915 году были опубликованы сначала отрывки, а затем и весь текст произведения, но со значительными цензурными правками. Лишь в 1918 году удалось издать авторскую версию поэмы. Подверглось критике и первоначальное название «Тринадцатый апостол», поэтому Маяковский вынужден был переименовать произведение. Как и другие поэмы и стихи автора, «Облако в штанах» литераторы восприняли неоднозначно. Слишком нестандартным, а потому непонятным для многих читателей, было мышление поэта.
Владимир Маяковский привык эпатировать публику, поэтому произведение перенасыщено метафорическими выражениями, грубыми и просторечными фразами, что крайне затрудняет понимание сюжета. В предисловии к полному изданию поэмы автор сам обозначил четыре основные идеи. Их количество соответствует четырём частям произведения, которые предваряет небольшое вступление. Автор последовательно в иронической манере высказывается относительно любви, искусства, общественного строя и религии. Маяковский безоговорочно выдвигает себя на первый план, подчёркивая, что он лучше знает, каким должно быть содержание перечисленных понятий.
Поэму «Облако в штанах» читать непросто, поэтому делать это стоит вдумчиво и размеренно.
Трагическое известие
Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в скором времени замуж. Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с другим своим стихотворением под названием «Нате». Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой «Джоконды» из Лувра, а себя самого — погибшей Помпее.
Поражает в то же время почти нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что «спокоен», однако сравнивает эту невозмутимость с «пульсом покойника». Такое сравнение означает безвозвратно, окончательно умершую надежду на взаимность.
Анализ поэмы «Облако в штанах»
Краткий анализ
История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.
Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.
Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.
Жанр – поэма-тетраптих.
Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.
Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”.
Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.
Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.
Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“.
Оксюморон – “пульс покойника“.
Развернутый анализ поэмы
История создания
Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России.
Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го.
В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.
Тема
Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.
Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии.
Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу.
Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.
Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.
Композиция
Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.
Жанр
Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей”. Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.
Средства выразительности
Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест.
В нем использованы:
- эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”;
- метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;
- гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;
- сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“;
- оксюморон – “пульс покойника“.
Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.
Суть поэмы
Поэма «Облако в штанах» начинается с описания мучительного состояния героя, который ожидает свою возлюбленную. Предвкушение долгожданной встречи не дает герою покоя: он так взволнован, что даже «у нервов подкашиваются ноги!». Мысли его не слушаются, он не в состоянии совладать с душевным трепетом, ему кажется, что дождевые капли за окном издеваются над его томительным ожиданием, и нагло гримасничают. Герой уверен, что время течет невообразимо долго, оно будто остановилось в одной точке. Внутри него бушует такой накал страстей, что ему хочется кричать на весь мир.
Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного
И вот, наконец, наступает час долгожданной встречи, однако она не приносит счастья герою – он узнает, что его ненаглядная Мария в скором времени выйдет замуж, и будет принадлежать другому. Девушке понадобилось всего несколько слов, чтобы поклонник превратился в каменное изваяние: отныне его душа пуста, былой пожар любви потушен, и нет ни сил, ни желания испытать новое чувство. Внешне он остается спокойным, но внутри него образовалась огромная, величиной с пропасть, дыра, и это состояние он называет «пульсом покойника».
Но, даже несмотря на сильнейшее разочарование и боль утраты, лирический герой не собирается забывать свою возлюбленную. Он хочет помнить ее имя, ее прекрасный облик. Разочаровавшись в любви, он пытается найти утешение в политике. Высмеивая государственный строй и бездумную толпу, слепо идущую вслед за этой властью, герой не сомневается, что все эти люди попросту не способны на сильные искренние чувства, и не в состоянии увидеть разницу между чистой любовью и грязной похотью. Желая забыться в праведном гневе обличения, он, все же, остается один на один со своим горем.
В итоге герой глубоко разочаровывается в Господе, который уже не кажется ему таким милосердным и всемогущим, каковым казался раньше. Мужчина впадает в страшное отчаяние, замыкается в своем горе и одиночестве.
Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик.
Понимая, что былые мечты о счастливой жизни с Марией канули в лету, герой не в состоянии перестать думать о свое возлюбленной. Переполненный болью и гневом, он грезит о революции, и готов целиком и полностью посвятить этому жизнь: в перестройке всего сущего он видит шанс на собственное исцеление.
Сочинение на тему «Облако в штанах»
Оригинальность и своеобразие поэмы «Облако в штанах» нам удаётся проследить уже в самом начале, когда мы узнаем, как она называется. Мало кто сразу и абсолютно точно сможет догадаться, о чем пойдёт речь, не прочитав текст, а просто взглянув на его название.
Безусловно, это предаёт произведению некую элегантность и выделяет его среди прочих, можно сказать, что оно само заставляет обратить на себя внимание. Размер и композиция поэмы были не типичны для русской литературы. Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти
Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы
Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти. Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы
Размер и композиция поэмы были не типичны для русской литературы. Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти. Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы.
Известно, что Маяковский был ярым поклонником его таланта, поэтому перенял его литературный стиль. Однако Маринетти был, скорее, теоретиком, а не практиком, и именно русскому поэту удалось довести его идеи до совершенства.
Таким образом, в поэме «Облако в штанах» автор воплотил революционный дух модернизма и открыл новую страницу в отечественном искусстве, употребив новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов. У нас есть целая статья о новаторстве Маяковского.
Также, необычным и неожиданным для современников Маяковского и для нас, становится то, как автор отзывается о Боге и религии. Мало кто смог бы осмелиться в то время так отзываться об этом, называя Творца «недоучкой» и «крохотным божиком».
Владимир Владимирович Маяковский призывает обездоленных и бедных людей упорно и настойчиво требовать и добиваться своего счастья прямо здесь и сейчас. Он же готов воспевать и поддерживать протест, отрекаясь от буржуазной классической поэзии.
Автор полностью отвергает старые устои, которые не могут позволить человеку жить достойно и свободно, он выступает против бюрократии и буржуазии, предчувствует наступление революции и готов нести ее идеи в массы. Чувства и переживания лирического героя сопоставимы с переживаниями народа, и все они обобщены в одном образе.
Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими, поэт не принимает то, что происходит сейчас (происходило тогда), он уверен, что пролетарии деградируют и унижаются перед жизнью по вине неправильного искусства, лживой религии и несправедливого государственного режима.
Однако Маяковский не теряет веру и надежду на светлое будущее, он является сторонником переворота во всех сферах и направлениях. Автор убеждён, что если беспощадно разрушить убогое старое, можно создать яркое и совершенное новое.
Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»
Любовная лирика поэта Владимира Маяковского весьма необычна и неординарна. В ней легко уживаются нежность и чувственность, страсть и агрессия, а также грубость, самомнение, гордыня и тщеславие. Подобный феерический «коктейль» способен вызвать у читателей самые разнообразные чувства, однако никого не оставляет равнодушным.
К раннему периоду творчества Маяковского относится очень своеобразная и импульсивная поэма «Облако в штанах». Над ней поэт работал почти 17 месяцев и впервые представил свое произведение летом 1915 года в Петербурге, где на квартире у Эльзы Брик проходили литературные чтения. Там Маяковский познакомился с младшей сестрой хозяйки, Лилей Брик, которая на долгие годы стала музой поэта. Именно ей автор и посвятил свою поэму, которая несмотря на довольно своеобразное и вызывающее содержание все же не лишена определенного изящества и романтизма.
Примечательно, что изначально это произведение называлось «Тринадцать апостолов» и было практически вдвое длиннее, чем «Облако в штанах». Причем, в роли тринадцатого апостола выступал сам Маяковский, который взял на себя смелость судить людей и их поступки. Однако название поэмы, равно как и отдельные ее части, при первой публикации были запрещены цензурой, поэтому поэту пришлось убрать особо острые социальные и политические моменты, превратив довольно жесткое и бунтарское произведение в образец новой любовной лирики.
Начинается поэма с того, что ее двадцатидвух летний герой, в образе которого выступает сам автор, переживает глубокую личную трагедию. Его возлюбленная Мария, которой он назначает свидание, не приходит к назначенному часу, В характерной для поэта манере, рублеными и прямолинейными фразами описываются душевные терзания главного героя, для которого каждый удар часов отдается болью в сердце. Переживания превращают молодого человека в дряхлого сгорбленного старика, который, прислонившись лбом к оконному стеклу и вглядываясь в темноту, задается вопросом: «Будет любовь или нет?».
К тому моменту, когда Мария все же появляется на пороге его комнаты и сообщает, что выходит замуж за другого, главный герой более не испытывает ничего, кроме испепеляющей ненависти. Причем, распространяется она не столько на бывшую возлюбленную, сколько на жестокий и несправедливый мир, где люди заключают браки по расчету, а не по любви, а главной ценностью являются деньги, а не чувства.
Последующие части поэмы посвящены гневному обличению общества, которое погрязло в грехах, но совершенно не обращает на это внимания. При этом Маяковский затрагивает не только материальные, но и духовные аспекты жизни людей, утверждая, что именно вера в Бога делает их рабами. То и дело автор пытается опустить читателя на землю, используя очень емкие и образные сравнения вроде «гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете». При этом поэт мастерски показывает, какой путь проделывает его герой для того, чтобы очистить свое самосознание и избавиться от ненужных чувств, которые мешают ему быть сильным, жестким, решительным и непреклонным. Однако именно несчастная любовь заставляет его переосмыслить жизненные ценности и изменить приоритеты, направив свою энергию на то, чтобы изменить этот грешный мир.
«Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи», – утверждает Владимир Маяковский, подчеркивая тем самым, что каждый человек является вполне самодостаточным и гордым существом, который в состоянии сделать свою жизнь счастливой, избавиться от сомнений и душевных терзаний. При этом автор утверждает, что небу нет никакого дела до того, что происходит на земле, и рассчитывать на помощь высших сил не приходится, потому как «вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Поэмы ✑
Поэмы
Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского 2 вариант
«Облако в штанах» — одно из наиболее известных и популярных произведений Маяковского, дающее представление об отличительных особенностях его таланта и мировоззрения. Поэт работал над ним около полутора лет и впервые представил публике в 1915 г. При авторском чтении присутствовала Лилия Брик, которая произвела на Маяковского неизгладимое впечатление. Он посвятил ей свою поэму. Это стало началом долгого мучительного романа.
Первоначально стихотворение называлось «Тринадцать апостолов» и была значительно больше по объему. Из-за слишком острых высказываний в адрес церкви произведение было запрещено цензурой и подверглось значительной авторской переработке.
Стих относится к любовной лирике, так как в основе сюжета лежит ожидание лирического героя своей возлюбленной. Это мучительное ожидание переходит в ненависть, когда герой узнает, что любимая собирается выйти замуж. Оставшаяся часть поэмы – философское размышление автора, описание переполняющих его чувств.
«Облако в штанах» в максимальной степени дает представление о тех выразительных приемах, которые использовал Маяковский: нестандартный размер, обильное употребление неологизмов и искаженных слов, неточная и рваная рифма, оригинальные метафоры и сравнения.
Долгое ожидание Марии превращается для поэта в настоящую пытку. За лаконичным описанием течения времени («Восемь. Девять. Десять.») скрывается с трудом подавляемый гнев и нетерпение. Известие о предстоящем браке Марии лирический герой встречает внешне спокойно, но из его души «вырывается упрямо» гигантское чувство злобы и ненависти к окружающему миру.
Это чувство Маяковский выплескивает против пошлости и мерзости буржуазного общества. Если раньше творческий процесс представлялся ему относительно простым делом, то теперь, глядя на отвратительную действительность, он не может выразить свои ощущения. Все яркие слова погибли, остались лишь «сволочь и… кажется, «борщ»». Это утверждение поэта очень существенно. Он никогда не испытывал недостатка в словах и в любое время создавал новые.
Злость приводит поэта к мысли о беспощадной расправе с несовершенным обществом. Он призывает взяться за оружие и серые будничные дни «окрасить кровью в праздники».
Маяковский на протяжении всей поэмы выдвигает на первый план значимость своего «Я». Это не только проявление эгоизма, но и утверждение приоритета отдельной личности над интересами и мнением инертной толпы. Апофеозом этой мысли является признание автором себя «тринадцатым апостолом» и приближение к Иисусу Христу.
В финале поэмы автор вновь обращается к Марии с униженной грубой мольбой. Он откровенно просит женщину отдать свое тело. Отказ приводит к новой вспышке ярости. Неудовлетворенный поэт с нетерпением ждет своей смерти в предвкушении разговора с Богом. Он обвиняет создателя в бессилии и грозится уничтожить весь рай. Эта угроза в максимальной степени передает настроение поэта и подчеркивает его непримиримый характер.
Название и жанр
Название «Облако в штанах» поэт дал произведению после того, как его манеру написания и стих не пропустила цензура. Сначала поэма называлась «Тринадцатый апостол», но власти запретили это название, и поэт его изменил. Автор в стихотворении гениально совмещает разные образы и характеры.
Непоколебимый в себе и сильный главный персонаж под влиянием любви и мучительных переживаний в одно мгновение становится слабым и легким, невесомым и размягченным. Внешне он по-прежнему спокоен и груб. Эти качества, которые присущи мужскому полу, Маяковский описывает, сравнивая их с грубыми штанами. Облако, в них одетое, — это отражение внутреннего мира героя произведения, который находится в подвешенном состоянии. Персонаж чуток и нежен, у него не хватает сил, чтобы поменять то, что начинает происходить вокруг.
Жанр «Облака в штанах» — поэма. Но нужно знать, что это произведение написано в форме тетраптиха, оно содержит четыре части, которые объединены одной смысловой линией и сюжетом. Главная мысль прослеживается в нескольких криках героя:
- «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!». Такой лозунг поэт размещает в предисловии. Начало рассказа довольно лирично, оно описывает душевные переживания главного персонажа. Отсюда читатель узнает о настоящей любви к Марии.
- Во второй главе произведения речь заходит о творчестве и поэзии, погибающих в буржуазии, но Маяковский уверен, что когда закончится революция, поэты спасут искусство.
- В последних двух частях автор протестует старому строю, он считает его причиной всех бед людей.
Композиция и размер
Оригинальность произведения читателю становится заметна уже в самом начале — достаточно прочитать название.
Композиция и размер не были неординарными для русской литературы того времени. Построение стихотворения в виде лесенки придумали в Италии. Впервые его применил в своих произведениях Маринетти Филиппо. Он был разработчиком тематических и идейных принципов футуризма. Не секрет, что Владимир являлся большим поклонником этого направления, поэтому принял особый литературный стиль.
Но Филиппо был теоретиком, а не практиком. У русского автора получилось усовершенствовать его идеи:
- В содержании произведения «Облако в штанах» Маяковский смог передать дух революции модернизма, а также начать новую страницу в русской литературе и искусстве, употребив окказионализмы, инновационный ритм, новый размер.
- Маяковский становится автором, который негативно отзывается о Господе и религии. Немногие авторы могли последовать его примеру.
Сначала произведение продавалось в сокращении, цензура из него удалила ряд страниц. Лишь в Москве в конце 1917 г. «Облако в штанах» полностью восстановили и выпустили под личным контролем Маяковского. Авантюрная история написания и издания поэмы придала ей дух революционной романтики.
Первая часть поэмы
Согласно авторскому замыслу, первая часть содержит первый крик: «Долой вашу любовь». Можно сказать, что тема любви является центральной во всем произведении. Ей посвящена, кроме первого раздела, еще и часть четвертого, как показывает проведенный нами анализ.
«Облако в штанах» открывается напряженным ожиданием: встречи с Марией ждет лирический герой. Так мучительно оно, что ему кажется, будто «ржут» и «хохочут» канделябры в спину, двери «ляскают», «режет» ножом полночь, гримасничают дождинки и т.д. Бесконечно долго, мучительно проходит время. Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину страдания ожидающего. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как «голова казненного» с плахи.
Это не просто свежая метафора, использованная Владимиром Владимировичем, как показывает выполненный нами анализ. «Облако в штанах» Маяковский наполнил глубоким внутренним содержанием: до такой степени высок в душе героя накал страстей, что кажется ему безысходным обычное течение времени. Оно воспринимается как физическая смерть. «Корчится», «стонет» герой, скоро «издерется рот» криком.
Религиозные ценности
Возможно, иронизируя над библейскими героями и именами, Маяковский пытается выразить собственный антиклерикальный протест. В переживания по поводу любви он виртуозно привносит политический строй нового времени, что показывает тщетность надежд на Бога. К сожалению, говорит автор, нужно быть реалистами: в любовных делах, да и в остальных, Господь нам не является помощником, а все рассказы и стихотворения — вымысел.
К примеру, автор упоминает библейское имя Мария, однако указывает не на подвиг любимой и матери Иисуса, не о печали или верности, а полностью переворачивает устоявшиеся ассоциации у людей. Так, Мария становится продажной девкой, готовой продать любимого за роскошь французской одежды. Это суть порочной и роковой девушки в жизни, а в исправление Магдалины в произведении Маяковский не верит.
Анализ стихотворения Маяковского «Во весь голос»
Итогом творческого пути Маяковского, его поэтическим завещанием стало вступление к поэме «Во весь голос» (1929-1930). Здесь продолжена классическая тема «памятника», начатая еще в стихах Державина и Пушкина.
Маяковский избирает форму «разговора с потомками», точно обозначая тему: «о времени и о себе». Сам замысел обращения в будущее через головы современников, резкое (с использованием «низкой» лексики) начало разговора на высокую тему несет в себе полемический заряд, направленный против тех, кто упрекал Маяковского в неумении писать, считал его стихи непонятными, кто называл его «попутчиком», а не творцом новой литературы, кто предрекал его творчеству быструю смерть. «Я человек решительный, я сам хочу поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем», — так объяснял Маяковский замысел поэмы.
Желание быть правильно понятым определяет тональность произведения, в котором подробно и откровенно, без всяких недомолвок излагаются взгляды поэта на революционную эпоху и смысл собственного творчества.
Я, ассенизатор и водовоз,
мобилизованный и призванный…
В этих строках берут начало основные мотивы и образы поэмы. Автор ощущает свою слитность с временем, которое определяет смысл и даже формы его творчества. Он полемически противопоставляет свою ораторскую, агитационную поэзию «барским садоводствам» интимной лирики. За всем, что делал поэт, начиная с несложных агиток («жил-де такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой») и заканчивая его поэмами и пьесами, стояла важная идея гражданского служения искусства, усиленная восприятием нового мира как своего, долгожданного, давшего новый импульс мировой истории.
Взгляд поэта на время правдив и суров, но одновременно он окрашен надеждой и верой в скорое осуществление идеалов революции. Все — и жизнь, и творчество — максимально подчинено этим задачам, поэтому лучшим памятником видится «построенный в боях социализм».
В произведении развиваются два метафорических ряда: поэзия — оружие и поэт — водовоз. Причем Маяковский, как замечает Н. Станчек, тонко обыгрывает смысл слова «вода»
В одном случае это метафора поэзии жизненно важной для людей, а потому долговечной (стих «явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима»). В другом случае это метафора поэзии пустой, льющей воду из пустого в порожнее («Кто стихами льет из лейки, кто кропит, набравши в рот», «заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики»), В полемике участвует даже ритм произведения: наступательный, волевой напор «железного стиха» («Слушайте, товарищи потомки, агитатора, гор — лана-главаря») сменяется иронически-пародийным темпом романса («мандолинят из-под стен: «Тара-тина, тара-тина, т-эн-н»). Контраст подчеркнут также выбором лексики и рифмой: «Роз — туберкулез», «высились — сифилис», «выжиг — книжек»
Маяковский предстает здесь борцом, последовательно отстаивающим свое понимание главных направлений развития искусства в революционную эпоху
Контраст подчеркнут также выбором лексики и рифмой: «Роз — туберкулез», «высились — сифилис», «выжиг — книжек». Маяковский предстает здесь борцом, последовательно отстаивающим свое понимание главных направлений развития искусства в революционную эпоху.