Я обманывать себя не стану
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я хожу в цилиндре не для женщин —
В глупой страсти сердце жить не в силе,-
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
1922 год
*****
Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь»
Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник и дамский угодник. В жизни поэта должно было произойти нечто такое, что заставило его превратиться из простого сельского парня, открытого и добродушного, в настоящего хулигана, дебошира и пьяницу. Ответ на этот вопрос сам поэт дал в стихотворении «Моя жизнь», датированным 1911 годом. Ему едва исполнилось 16 лет, но это не помешало молодому человеку дать вполне трезвую и объективную оценку своему прошлому, а также предопределить будущее. «Будто жизнь на страданья моя обречёна», – отмечает поэт, подчеркивая при этом, что за свои 16 лет он повидать много горя. В это сложно поверить, так как у подростка из обычной крестьянской семьи при живых родителях априори не может быть каких-либо проблем и неприятностей. Тем не менее, Есенин утверждает: «От тоски и от ран истомилася грудь». Объяснить эти строки можно лишь неудачным романом с Анной Сардановской, которую поэт всю жизнь считал своей первой и единственной любовью. Девушка отвечала ему взаимностью, но лишь до того момента, пока не узнала, что ее избранник собирается покорять Москву. Она была твердо убеждена, что поэт – это не профессия, и ничего путного из затеи Есенина не выйдет. Тем не менее, молодые люди поссорились и расстались навсегда.
Позже Есенин приезжал в своей избраннице, однако своего решения она так и не изменила. В итоге Анна Сардановская вышла замуж за обычного крестьянского парня и скончалась через год во время родов. Однако все это произойдет лишь спустя пять лет, и к тому времени Есенин выполнит данное себе обещание – вырвать из сердца образ той, которую он любит. Но в тот момент, когда создавалось это произведение, поэт еще не может совладать с болью утраты и тешит себя иллюзией, что Москва поможет ему забыть избранницу. «Даль туманная радость и счастье сулит», – утверждает Есенин и сам искренне верит в то, о чем говорит. Но при этом он осознает, что в крупном городе ему придется стать циником, скрывая от посторонних глаз свои истинные чувства, желания и стремления. Принимая такое решение, Есенин заявляет: «Догадался и понял я жизни обман». Трактовать эту фразу можно по-разному, однако сам автор дает ей пояснение, подчеркивая: «Не страдает душа от тоски и от ран». Юный поэт учится быть равнодушным и лишь в стихах позволяет себе открыто говорить о том, что наболело. Поэтому Есенин не строит иллюзий, отмечая: «Не ропщу на свою незавидную долю», он сделал выбор в пользу славы и успеха, хотя впоследствии неоднократно сожалел о том, что уехал в Москву, которая так и осталась для него чужим суетливым городом, холодным и неприветливым.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Анализ строф по порядку
Уже в первой строфе мы видим разочарованность, где начинающий поэт пишет о жизни:
Уже в 16 лет Есенин пишет, что он обречен на страдания, а дорогу к светлому будущему загородила черная гора тоска.
Строфа №2 продолжает тему разочарования, лирический герой, он же Сергей Есенин, признается, что в жизни ему выпал только удел страдания, доля его незавидна, а душа плачет от горя.
Сережа пытается найти дорогу к светлому, он смотрит в туманную даль и она, вроде бы, сулит некое счастье, но стоит приблизиться к горизонту и вот уже рядом только слезы. Как только он приближается к мечте, то сразу раздается гром и грезы рассыпаются в прах под ударами роковых молний.
В финальном катрене Есенин приходит к заключению, что жизнь обман и зарекается роптать на свою долю, как бы не страдала душа, как бы она не изливалась слезами от тоски. Сергей уверен, что ему никто не поможет, что и реализовалась в будущем, когда Есенин стал знаменит, но почти всегда был одинок в душе.
Технический анализ стихотворения
Стихотворение «Низкий дом…» написано автором в размере трехстопного анапеста. Каждая стопа, за исключением пиррихиев – сочетаний безударных слогов, имеет, таким образом, ударение на третий слог. Поэт использует перекрестный тип рифмовки, однако отходит от него в стремлении передать кульминационный момент в стихотворении. В результате 5 и 6 строфа приобрели опоясывающую рифмовку.
Есенин также пользуется разными видами рифм: в завязке стихотворения читатель видит сочетание дактилической и мужской рифм, потом на смену дактилической приходит женская. Поскольку концовка текста перекликается с началом за счет яркого рефрена, автор возвращает в финале дактилическую рифму.
Изучая стихотворение «Низкий дом…», можно увидеть следующие тропы, используемые автором для передачи ностальгических чувств и создания запоминающихся деревенских пейзажей:
- Эпитеты. Поэтические образы становятся более надрывистыми и печальными за счет приглушенной цветовой гаммы и неказистых описаний природы: «серенький ситец», «бедные небеса», «седые журавли», «тощие дали», «кривой ракитник», «дешевенький ситец».
- Метафоры. Этот литературный троп добавляет изящности и живописности картинам сельской жизни: «ситец небес», «отзвучавшие в сумрак года».
- Олицетворения. Чтобы сделать описание деревенских пейзажей действительно живым, поэт придает образам человечности, замечая, что луга и леса накрывают ситцем, а журавли могут видеть и слышать происходящее вокруг.
Итак, центральной «фигурой» стихотворения является образ дореволюционного села, ведущего размеренную жизнь. Детское восхищение миром и сельскими пейзажами явилось источником вдохновения для автора, живо и красочно описывающего детали родного края. Природа всегда была близка трогательной и хрупкой душе поэта, и в ней он видит отражение собственных эмоций и переживаний.
-
«Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
-
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
-
«Белая береза», анализ стихотворения Есенина
-
«Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
-
«Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
-
«Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
-
«Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
-
«Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
-
«Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
-
«Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
-
«Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
-
«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
-
«Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
-
«Пороша», анализ стихотворения Есенина
-
«Русь советская», анализ стихотворения Есенина
По произведению: «Низкий дом с голубыми ставнями…»
По писателю: Есенин Сергей
Анализ стихотворения Сергея Александровича Есенина «Моя жизнь»
Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник и дамский угодник. В жизни поэта должно было произойти нечто такое, что заставило его превратиться из простого сельского парня, открытого и добродушного, в настоящего хулигана, дебошира и пьяницу. Ответ на этот вопрос сам поэт дал в стихотворении «Моя жизнь», датированным 1911 годом. Ему едва исполнилось 16 лет, но это не помешало молодому человеку дать вполне трезвую и объективную оценку своему прошлому, а также предопределить будущее. «Будто жизнь на страданья моя обречёна», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что за свои 16 лет он повидать много горя. В это сложно поверить, так как у подростка из обычной крестьянской семьи при живых родителях априори не может быть каких-либо проблем и неприятностей. Тем не менее, Есенин утверждает: «От тоски и от ран истомилася грудь». Объяснить эти строки можно лишь неудачным романом с Анной Сардановской, которую поэт всю жизнь считал своей первой и единственной любовью. Девушка отвечала ему взаимностью, но лишь до того момента, пока не узнала, что ее избранник собирается покорять Москву. Она была твердо убеждена, что поэт – это не профессия, и ничего путного из затеи Есенина не выйдет. Тем не менее, молодые люди поссорились и расстались навсегда.
Позже Есенин приезжал в своей избраннице, однако своего решения она так и не изменила. В итоге Анна Сардановская вышла замуж за обычного крестьянского парня и скончалась через год во время родов. Однако все это произойдет лишь спустя пять лет, и к тому времени Есенин выполнит данное себе обещание – вырвать из сердца образ той, которую он любит. Но в тот момент, когда создавалось это произведение, поэт еще не может совладать с болью утраты и тешит себя иллюзией, что Москва поможет ему забыть избранницу. «Даль туманная радость и счастье сулит», — утверждает Есенин и сам искренне верит в то, о чем говорит. Но при этом он осознает, что в крупном городе ему придется стать циником, скрывая от посторонних глаз свои истинные чувства, желания и стремления. Принимая такое решение, Есенин заявляет: «Догадался и понял я жизни обман». Трактовать эту фразу можно по-разному, однако сам автор дает ей пояснение, подчеркивая: «Не страдает душа от тоски и от ран». Юный поэт учится быть равнодушным и лишь в стихах позволяет себе открыто говорить о том, что наболело. Поэтому Есенин не строит иллюзий, отмечая: «Не ропщу на свою незавидную долю», он сделал выбор в пользу славы и успеха, хотя впоследствии неоднократно сожалел о том, что уехал в Москву, которая так и осталась для него чужим суетливым городом, холодным и неприветливым.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)