Сергей есенин — поёт зима, аукает

Поет зима, аукает – сергей есенин: стих, текст стихотворения полностью читать на poetry monster

Стихи Есенина — коллекция, сборник

  • Стихи Есенина о природе
  • Стих Есенина о природе — Береза (Белая береза под моим окном)
  • Стих о природе — Черемуха душистая
  • Стих Есенина о природе — Пороша
  • Стих Сергея Есенина — С добрым утром
  • Времена года
  • Стихи Есенина про зиму
  • Стихи про осень
  • Стихи для детей и взрослых
  • Стихи Есенина 16 строк
  • Стихи Есенина с 1 по 11 класс 
  • Короткие легкие стихи Сергея Есенина, которые легко учатся
  • Короткие стихи Сергея Есенина
  • Стихи Есенина о родине
  • Стихи Есенина о любви
  • Сергей Есенин «Письмо к женщине» — читать стих
  • Стих Сергея Есенина «Письмо матери»
  • Стих Сергея Есенина — С добрым утром
  • Стихи Сергея Есенина — Гой ты Русь моя родная
  • Стих Сергея Есенина — Заметался пожар голубой
  • Основные темы стихов Сергея Есенина
  • Стих Есенина — Любовь хулигана
  • Стих Сергея Есенина — Отговорила роща золотая
  • Стих Есенина — Снежная равнина, белая луна
  • Стихи Есенина — Москва кабацкая
  • Стих Есенина — Я покинул родимый дом
  • Биография Сергея Есенина для 2 класса
  • Радуница — сборник стихов Сергея Есенина (ранние первые стихи поэта 1916 г.)
  • Стих Есенина — Разбуди меня завтра рано
  • Стих Есенина — До свидания друг мой
  • Стих Есенина — Весенний вечер
  • Стих Есенина — Клён ты мой опавший

Анализ стиха «Вот уж вечер. Роса»

Благодаря одному из ранних стихотворений юного Сергея Есенина под названием «Вот уж вечер. Роса…», читатель узнает об истинном поэтическом мире будущего всемирно известного поэта. В нем раскрылись и глубина мыслей, и особое трепетное отношение к родным местам, природе, среди которой он рос.

Текст написан в 1810 году. Несмотря на столь ранний возраст создания произведения, становится понятно, насколько глубок его внутренний мир, который помог создать деревенский пейзаж и показать собственное восприятие окружающего мира деревни Константиновка, где и было оно написано.

Жанр, направление и размер. Каждая строка стиха представляет букет искренних чувств автора, их движение, связанное с любовью к родному краю. Пейзаж деревни вызывает в его душе бурю положительных эмоций. Все это говорит о том, что перед читателем представлено лирическое стихотворение.

Таким образом, несмотря на раннюю дату создания стихотворения, текст наполнен мудрость, зрелостью, свойственной не ученику, а талантливому мастеру слова. Поэтому можно смело говорить о реалистичности в изображении природы края, отношения Есенина к Новокрестьянской поэзии, в которой главное место уделялось любви к деревенской Руси.

Необыкновенное нежное звучание словам придает использование двуударных дольников, которые демонстрируют неравномерное звучание. В нем сохраняется четкость, однако заметно неравное количество безударных интервалов.

Образы и символы. Не случайно неоднократно звучала мысль о том, что после прочтения стихотворения можно нарисовать сюжет на полотне. С большой душевностью юный поэт передал свою любовь в нескольких строфах, подчеркнув, что образ родного дома занимает главное место в его жизни.

Упоминание о печи символизирует вечную память о родных местах, тепле и уюте. Береза рассматривается как символ принадлежности ко всему русскому. Благодаря этим составляющим складывается общая великолепная деревенская картина, без которой Есенин не представлял себя.

Темы и настроение. Стоя на одном месте, автор с удовольствием описывает все те детали окружающего его пейзажа, которые созерцает.

Это доставляет ему необыкновенное удовольствие, о чем говорит особое нежное отношение и к капельке росы, которая не остается без внимания, и привычному всем растению в виде крапивы, но также дорогому сердцу. Размах того, чем восхищается автор стихотворения, велик.

Он берет начало от обыденных явлений природы (роса) и достигает невидимых, но уловимых ухом деталей («песнь соловья»). Настроение наблюдателя проникнуто любовью к природе, родным местам, преданностью им, о чем говорит полное авторское удовлетворение.

Идея. Полное погружение в мир природы, прошлое говорит о том, что для автора человек и природа – единое целое, которая остается в сердцах людей навечно.

Среди средств художественной выразительности использованы сравнения берез со свечками, ощущение тепла и уюта с присутствием рядом затопленной печи. «Мертвая колотушка», «свет большой» — стали яркими эпитетами произведения.

Мне нравится1Не нравится

Анализ стихотворения Поёт зима, аукает

Стихотворение «Поёт зима, аукает» написано Сергеем Есениным в 1910 году, когда автору было всего 15 лет.

Поэт описал суровую зиму, за холодом которой таятся не только снежные красоты, но и трудности, лишения для всего живого. Озябшие птенцы, «голодные, усталые», ждут окончания этой снежной поры.

Несмотря на свою суровость, русская зима очень красива. По началу, словно мать, она заботливо «мохнатый лес баюкает». Лишь потом, Сергей Александрович показывает её безжалостность. Именно такое контрастное описание характера зимы делает стихотворение ярким и запоминающимся.

Лирический герой стихотворения издали наблюдает за переменчивым настроением природы. Они (герой и природа) ждут прихода весны.

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Строфы, описанные шестистишием, подчиняются двусложному четырёхстопному ямбу и парной кольцевой рифмовке.

Линейная композиция стиха предельно проста и имеет трёхчастную форму. Первая часть – размеренное описание зимней поры, вторая – кульминация («вьюга с ревом бешеным … злится всё сильней»), третья – грёзы о приближающемся потеплении, приходе весны.

Лексика стихотворения «Поёт зима, аукает» богата на средства художественной выразительности. Самые распространённые – эпитеты («мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые», «пташки нежные» и другие).

Метафоры «мохнатый лес баюкают», «плывут в страну далёкую», «в улыбках солнца» задают разные настроения каждой строфы.

«Поёт зима, аукает, … баюкает», «облака плывут», «вьюга … стучит по ставням … злится» — олицетворения, которые придают динамичности всему происходящему.

Ассонансы на гласные «о», «у», аллитерации на согласные «з» и «с» имитируют метели и вьюгу, создают ощущение тревоги.

Несмотря на обилие действий, контрастов, стихотворение остаётся мелодичным и простым для восприятия. С.А. Есенин смог достичь этого благодаря инверсии – нарушению порядка слов («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»).

Природа, наделённая могуществом и властью, способна и помогать, и обижать. Но даже самая суровая зима не вечна. И на смену трудным испытаниям, придут светлые изменения.

Поёт зима, аукает Есенин

Одна из жемчужин ранней лирики С.Есенина, стихотворение «Поет зима, аукает…» создано юным поэтом в 15-летнем возрасте и датировано 1910 годом. Уже тогда он видел уникальное великолепие родной природы и умел рассказать об этом в задушевной поэтической манере.

Тема данного произведения, являющегося образцом пейзажной лирики, – красота и суровость русской зимы.

Идею стихотворения помогают раскрыть ключевые образы маленьких пташек. Трогательные и беззащитные, они страдают от лютых морозов и ждут наступления весны. Все живое борется за существование и хочет тепла и ласки, поэтому каждый в этом мире достоин жалости и сострадания.

В произведении 4 строфы, они не дают развернутого сюжета, но композиционно стихотворение организовано четко.

Сначала читатель восхищается завораживающей картиной зимнего леса, засыпающего под убаюкивание метели. Однако эта идиллия обманчива: в кульминации метель быстро перерастает в бешеную вьюгу, которая свирепствует и пугает не только пташек, но и людей. В последней строфе следует развязка. Дремлющие воробышки мечтают об избавлении – приходе теплой и ласковой весны.

6 строк каждой строфы рифмуются по-особому, с сочетанием параллельной и кольцевой рифмовки (аабввб). 

По ударной позиции присутствуют мужские и дактилические рифмы (с ударением на последний и на третий с конца слог соответственно).

Стихотворения построено на основе противопоставления (антитезы).  Здесь контрастируют образы жестокой, не имеющей границ стихии и маленьких птичек, зимней непогоды и весеннего тепла, реальности и сна.

Есенин использует художественные приемы, традиционные для народной поэтики:

‒ устойчивые образные определения (эпитеты): седые облака, пташки малые, вихри снежные, с тоской глубокою;

‒ олицетворения: словно живая, метель стучится и злится; азима поет, аукает, баюкает;

‒ метафоры: метелица ковром стелется, в улыбках солнца;

‒ сравнение: воробьи сравниваются с «детками сиротливыми».

Благодаря ярким контрастным образам и простому, но красочному языку стихотворение тревожит самые тонкие струнки человеческой души, взывает к нашим лучшим качествам и заставляет задуматься о философии жизни на земле.

Поёт зима, аукает
Сейчас читают:

  • Сочинение Оренбург — мой город

    Когда к царице Анне Иоанновне пришла делегация казахских послов с просьбой о присоединении к империи земель южного Урала, никто и предположить не мог какую славу обретёт город, основанный в тридцать пятом году восемнадцатого века

  • Сочинение на тему Красота природы

    Дед меня научил наслаждаться природой. Все лето я провожу у него в деревне, отдыхаю от гаджетов, компьютеров, и дед ведет меня в поля. Я, как городской житель, поначалу я не видел в этом ничего такого.

  • Образ Андрия в повести Тарас Бульба сочинение

    «Тарас Бульба» является единственной исторической повестью в литературном активе Николая Гоголя. Тематика книги касается истории запорожских казаков, их обычаев, образа жизни и роли, которую они сыграли для защиты православия в XVII веке

  • Сочинение по картине Кипренского Портрет Н.В. Кочубей

    Портретная техника – одна из сложных техник в живописи. Автору необходимо передать помимо внешних качеств человека еще его и внутренний мир, темперамент, настроение. Одним из таких знаменитых русских художников

  • Сочинение по картине Пукирева Неравный брак 6 класс

    Известный русский художник Василий Владимирович Пукирев изобразил на картине «Неравный брак» настоящую драма молодых девушек тех времён. Уникальное полотно было написано художник после окончания высшего учебного заведения в 1862 году,

  • Сочинение Что такое счастье рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс

    Читал я как-то книгу, и наткнулся на фразу «я счастлив». Я задумался, что означает «я счастлив»? Чтобы это узнать, нужно знать, что такое счастье. И решил спросить это у мамы. Иду на кухню, мама как всегда готовит, что-то вкусное.

Разбор сюжета и композиции

️Композиция стихотворения строится на противоположности и противопоставлении морозной зимы и ожидания весеннего тепла, что подчеркивает суровость первой и нежность второй. Вместе с тем, зима не показана Есениным злой старухой, которая хочет заморозить все вокруг, а нарисована рукой поэта неотъемлемой частью мироздания Божьего.

В четырех строфах Есенин рисует зимний лес и деревню, попавшую в плен метелице, но защищенную от её холода покрывалом снега.

Холод этого времени года необходим, чтобы природа спала глубоким сном и набиралась сил для встречи весны.

Ярко описаны зимние обитатели деревни – воробьи, которых поэт сравнивает с детьми, замерзшими от игры на улице и прижавшимися к оконному стеклу в поисках тепла.

️Вьюга показана, как самый суровый инструмент зимы, она не позволяет расслабиться и проснуться природе, стуча ветром по ставням, словно бы показывая – пока тут властвую я, а вы спите.

В последней строфе Есенин показывает ожидание весны через сон пташек, которые пытаются отогреться возле окна деревенской избы. Они замерзли в край, но в коротких птичьих снах им видится теплая весны, зеленая трава и журчащая вода.

Стих отлично показывает нам зиму в деревне, когда все вокруг замерло и не тратит лишние силы в ожидании красавицы-весны.

Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина

В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».

Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.

Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».

В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.

Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Стихи Есенина о природе

Метель

Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.

Хочу читать, а книга выпадает,
Долит зевота,
Так и клонит в сон…
А за окном
Протяжный ветр рыдает,
Как будто чуя
Близость похорон.

Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный —
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.

И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.

Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.

Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом.

Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались.
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберешь,
Где даль,
Где близь…

Луну, наверное,
Собаки съели —
Ее давно
На небе не видать.
Выдергивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведет беседу мать.

Оглохший кот
Внимает той беседе,
С лежанки свесив
Важную главу.
Недаром говорят
Пугливые соседи,
Что он похож
На черную сову.

Глаза смежаются,
И как я их прищурю,
То вижу въявь
Из сказочной поры:
Кот лапой мне
Показывает дулю,
А мать — как ведьма
С киевской горы.

Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.

Себя усопшего
В гробу я вижу.
Под аллилуйные
Стенания дьячка
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка.

На эти деньги,
С мертвых глаз,
Могильщику теплее станет,—
Меня зарыв,
Он тот же час
Себя сивухой остаканит.

И скажет громко:
“Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из „Капитала“”.

Декабрь 1924

***

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?

1918 г.

***

Поет зима, аукает…

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

1910 г.

***

Зима

Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

***

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

***

Восход солнца

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

1911-1912 гг.

***

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

1915 г.

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Категория: Анализ стихотворения

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Сергей Есенин

    Поет зима — аукает,

    Мохнатый лес баюкает    Стозвоном сосняка.    Кругом с тоской глубокою    Плывут в страну далекую    Седые облака.

    А по двору метелица

    Ковром шелковым стелется,    Но больно холодна.    Воробышки игривые,    Как детки сиротливые,    Прижались у окна.

    Озябли пташки малые,

    Голодные, усталые,    И жмутся поплотней.    А вьюга с ревом бешеным    Стучит по ставням свешенным    И злится все сильней.

    И дремлют пташки нежные

    Под эти вихри снежные    У мерзлого окна.    И снится им прекрасная,    В улыбках солнца ясная    Красавица весна.

1910

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает», об анализе которого и пойдет речь далее.

  Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими – несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим.

На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Эпитеты, в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными:  ковер – шелковый, облака – седые, рев – бешеный, а весна – ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.Необычность звучанию придает особое построение строк.

Каждая строфа состоит  из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века. Сейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина

В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».

Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.

Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».

В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.

Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

Эх вы, сани

Эх вы, сани! А кони, кони!Видно, черт их на землю принес.В залихватском степном разгонеКолокольчик хохочет до слез.

Ни луны, ни собачьего лаяВ далеке, в стороне, в пустыре.Поддержись, моя жизнь удалая,Я еще не навек постарел.

Пой, ямщик, вперекор этой ночи,-Хочешь, сам я тебе подпоюПро лукавые девичьи очи,Про веселую юность мою.

Эх, бывало, заломишь шапку,Да заложишь в оглобли коня,Да приляжешь на сена охапку,-Вспоминай лишь, как звали меня.

И откуда бралась осанка,А в полуночную тишинуРазговорчивая тальянкаУговаривала не одну.

Все прошло. Поредел мой волос.Конь издох, опустел наш двор.Потеряла тальянка голос,Разучившись вести разговор.

Но и все же душа не остыла,Так приятны мне снег и мороз,Потому что над всем, что было,Колокольчик хохочет до слез.

зима, Россия, Есенин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: