Василий кириллович тредиаковский

Тредиаковский василий кириллович — краткая биография

Последние годы жизни

С 1757 года Тредиаковский перестаёт появляться в Академии наук, объясняя свой шаг глубокой усталостью и потребностью в уединении. В 1759 году выходит приказ о его увольнении. Лишившись средств к существованию, Василий Кириллович подрабатывает уроками и наконец-то завершает перевод десятитомной «Древней Истории» Роллена.

В 1766 году выходит в свет написанная гекзаметром гигантская поэма Тредиаковского «Тилемахида» – переложение романа Фенелона «Похождения Телемаха». В своём новом произведении сочинитель рассуждает о преступных царях, в Тартар низвергнутых, о добрых и злых правителях, о природе власти вообще. В ту пору на престол уже взошла Екатерина II, которая и выступила главным критиком произведения.

Издевки над «Тилемахидой» – теперь новая придворная мода, а сама государыня частенько заставляет провинившихся вельмож заучивать огромные отрывки из поэмы, называя сие наказание величайшей пыткой. Однако справедливости ради стоит заметить, что именно Екатерина не позволила умереть старику Тредиаковскому голодной смертью: время от времени она оказывала ему денежную помощь, а в 1767 году по приказу императрицы сочинителю «Тилемахиды» была назначена пенсия.

Весной 1768 года состояние здоровья Тредиаковского резко ухудшается. В одном из последних писем к И. Л. Голенищеву, занимавшему в ту пору пост директора морского кадетского корпуса, он жалуется на слабость и немощь в ногах. 6 августа 1769 года поэт скончался и был похоронен на Смоленском кладбище. Место погребения на сегодняшний день утрачено.

Василий Кириллович Тредиаковский прожил яркую жизнь, полную взлётов и падений. Неудачи сменялись победами, вслед за триумфом шли глумление и злобные выпады недоброжелателей, но поэт всегда оставался верен своим идеям. Это он перенес в русскую поэзию лучшие достижения европейской философии и эстетики. Благодаря Тредиаковскому российский читатель познакомился с произведениями Барклая («Аргенида»), Горация («Послание к Пизонам»), Н. Буало («Поэтическое искусство), Ф. Бэкона («Житие канцлера Франциска Бакона) и др. Честь и талант пиита русской словесности отстаивали А. С. Пушкин, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский. Продолжателями традиций Василия Кирилловича стали В. А. Жуковский и Н. И. Гнедич, авторы бессмертных переводов «Илиады» и «Одиссеи».

ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович

(1703–1769) – рус. ученый, поэт, переводчик. Один из первых рус. академиков (с 1745). Преемник Татищева и А. Кантемира в борьбе против ср.-век. мировоззрения; предшественник Ломоносова. Помимо собственно лит. деятельности, разрабатывал проблемы эстетики, философии, социологии, этики. В ранний период творчества склонялся к атеизму, позднее искал примирения науки с религией; в своей филос. поэме «Феоптия» (1754), написанной в духе «Опыта о человеке» A. Попа, Т. доказывал, что «мир благолепно устроен» и что «человек миру как бы царь». Идеология Т. близка к системам ранних немецких (Лейбниц, X. Вольф) и французских (Монтескьё, Вольтер) просветителей. Анализ творчества Т. обнаруживает его знакомство с философией англ. эмпириков и склонность к рационализму. Причины социального зла Т. усматривал в невежестве и «развращении нравов», к-рые являются следствием «душевной лени». Не соглашаясь с библейской идеей об изначальной порочности «человеческого естества», Т. доказывал, что в человеке заложены задатки к моральному совершенствованию; однако, по Т., «благоразумие не природно», но образуется «трудом и рачением» (см. Соч., т. 1, СПБ, 1849, с. 526). Решающую роль в достижении всеобщего блага Т. отводил распространению науч. знаний, особенно «философии нравственной» и «философии гражданской», определяющих политику. Наилучшей формой правления считал монархию в рамках общественного договора. В понимании «истинно-гражданского общества» Т. более близок идеям Монтескьё, нежели «просвещенному абсолютизму» Татищева.

Т. различал два вида познания: непосредств. ощущение «пятирицей» чувств и «умствовательное», осмысляющее вещи «по второму образу» (см. тамже, с. 484). Отсюда разделение Т. жанров поэзии на «высшие» и «низшие», причем к первым он относил эпос, требующий знаний и филос. осмысления событий, а ко вторым – лирику, ограниченную чувств. восприятием (см. тамже, с. 207–08). Значит. роль в художеств. творчестве Т. отводил фантазии. Разграничивая понятия стихотворства и поэзии, стихотворством Т. называл форму, поэзией – душу художеств. творчества. Т. перевел в стихах «Поэтическое искусство» Буало и в прозе – «Послание к Пизонам» Горация. Эстетич. кредо Т.: сущность иск-ва – «подражание естеству» – остается неизменным во все времена, но «способ речи» исторически изменяется и может быть «…многоразличен в различных народах» (см. тамже, с. 756).

Соч.: Избр. произв., М.–Л., 1963.

Лит.: Орлов А. С., «Тилемахида» В. К. Тредиаковского, в сб.: XVIII век, М.–Л., 1935; Берков П., В. Тредиаковский, в кн.: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков. Стихотворения, , 1935; Πумпянский Л. В., Т. и немецкая школа разума, в кн.: Западный сборник, т. 1, М.–Л., 1937; Серман И., Неизданная филос. поэма B. Тредиаковского, «Рус. лит-ра», 1961, No 1; его же, Т. и просветительство (1730-е годы), в сб.: XVIII век, сб. 5, М.–Л., 1962; Гуковский Г. Α., Т. как теоретик лит-ры, в кн.: Рус. лит-ра 18 века. Эпоха классицизма, М.–Л., 1964.

А. Штамбок.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Значение творчества В.К. Тредиаковского

В. Тредиаковский рано осознал свою культурную миссию: просвещение России. Просвещение он связывал с западноевропейской культурой. В этом он предвосхитил будущее. Советский прозаик, поэт и переводчик В. Шефнер писал: «Мы сейчас живём во дворце русской поэзии… При Тредиаковском не было этого дворца. Не было ни крыши, ни стен, ни даже фундамента. Была неосвоенная стройплощадка, на которой Тредиаковский, в бедности и унижении, с накладками, ошибками, упущениями, но и с каторжным упорством и трудолюбием, рыл котлован для будущего фундамента. Тредиаковский – поэт нулевого цикла. Кто как, а поэты должны чтить его память» (Литературная газета, 1967).

В. Шаферан

Поэтом нулевого цикла Я б Тредьяковского назвал. Еще строенья не возникло – Ни комнат, ни парадных зал. Еще здесь не фундамент даже – Лишь яма, зыбкий котлован… Он трудится, не зная смены, Чтоб над мирской юдолью слёз Свои торжественные стены Дворец Поэзии вознес. И чем черней его работа, Чем больше он претерпит бед, – Тем выше слава ждет кого-то, Кто не рожден еще на свет.

  • < Назад
  • Вперёд >

Реформа русского стихосложения

Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России.

Поэзия XVI — начала XVII строилась на силлабической основе, то есть ударения в стихе не были упорядочены, фиксированным было только количество слогов. Такой тип стиха пришёл в Россию из Польши.

В 1735 Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских». В этой работе он ввёл понятие стихотворной стопы, а на её основе — понятие ямба и хорея. Стихотворные строки Тредиаковский предложил строить на основе хорея: «тот стих … совершенен и лучше, который состоит только из хореев … а тот весьма худ, который весь иамбы составляют». Фактически, Тредиаковский предложил обновить традиционные размеры силлабического стихосложения (13-ти и 11-ти-сложник) путём введения постоянных ударений и цезуры.

В своём труде Тредиаковский также дал определения различных жанров: сонета, рондо, эпистолы, элегии, оды и пр. приводит многочисленные примеры.

В целом, Тредиаковский принял систему, предложенную Ломоносовым, и даже переписал несколько своих прежних од, с тем, чтобы они соответствовали новым правилам стихосложения. Тем не менее, один вопрос вызвал дальнейшее обсуждение:

Ломоносов считал, что ямбические размеры подходят для написания героических произведений, в частности, оды, а хорей «с природы нежность и приятность имеющий, должен составлять собой только элегический род стихотворения». Этого же мнения придерживался и Сумароков. Тредиаковский же считал, что размер сам по себе никаких эмоциональных оттенков не несет.

Этот спор нашёл следующее продолжение: спорившие поэты выпустили книгу «Три оды парафрастические псалма 143». В ней один и тот же псалом был переведён: Ломоносовым и Сумароковым — ямбом, а Тредиаковским — хореем.

Краткая биография: Тредиаковский Василий Кириллович

(1703 — 1768) Тредиаковский Василий Кириллович (1703 — 1768), поэт, прозаик, теоретик. Родился 22 февраля (5 марта н.с.) в Астрахани в семье священника. По настоянию отца учился в школе католических монахов-капуцинов, затем служил в церкви. В начале 1720-х, оставив службу в церкви, бежал в Москву, где в 1723 — 26 учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 отправляется в Голландию, живет в Гааге у русского посла, затем, пешком добравшись до Парижа, в 1727 — 30 учится в Сорбонне. В 1730 вернулся в Россию, где начал активную литературную деятельность: напечатал перевод романа П. Тальмана «Езда в остров Любви» с приложением своих любовных стихов. Написанные самым «простым» слогом, они создали Тредиаковскому популярность. С 1732 он становится переводчиком при Академии наук. В 1735 выступил в Академии с речью о необходимости реформы в русском стихосложении; позднее написал на эту тему трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». В нем была изложена новая система стиха — силлабо-тоническая, основанная на регулярном чередовании ударных и неударных слогов, — система поэтических жанров классицизма, приведены образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Эта реформа определила дальнейшее развитие русской поэзии. В 1745 стал академиком. Вскоре опубликовал первый в русской науке опыт изучения фонетического строя русской речи — «Разговор об ортографии» (1748). В 1752 выходит двухтомный сборник «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою», где изложил свои взгляды на теорию поэтического перевода. В это время положение Тредиаковского в литературе и Академии становится все более трудным (в литературных спорах с Ломоносовым и Сумароковым взгляды Тредиаковского на стихосложение и структуру литературного языка не получили признания и поддержки у новых поколений литераторов). Из-за осуждения со стороны Синода за «сумнительность» наиболее значительные поэтические произведения — философская поэма «Феоптия» и полное стихотворное переложение «Псалтыри» — остались в рукописи. Нападки на Тредиаковского усилились после выхода его исследования «О древнем, среднем и новом стихотворении российском», в котором отдавалось предпочтение силлабической поэзии перед новейшей. В 1759 был уволен из Академии, но продолжал литературную работу: завершил переводы исторических трудов. Справедливая оценка деятельности Тредиаковского была дана только позже А.Радищевым, А.Пушкиным. Умер в Петербурге 6 августа (17 н.с.) 1768. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Наутро он проснулся знаменитым

Ещё во Франции Тредиаковский по настоянию В. П. Куракина берётся за перевод романа П. Тальмана «Езда в остров Любви». Переложение, в котором поэзия чередуется с прозой, Василий Кириллович дополнил стихами собственного сочинения.

Публикация любовного романа, написанного по выражению самого автора «…самым простым слогом, то есть каковым мы меж собой говорим…», принесла Тредиаковскому неслыханную популярность: стихами из романа зачитываются при дворе, переписывают их из альбома в альбом, а сам поэт принят и обласкан в домах столичной знати. Однако над головой Василия Кирилловича сгущаются тучи: представители русского духовенства, защитники «древнего благочестия», во главе с архимандритом Платоном Малиновским за «атейский дух» подвергают роман и его сочинителя жестоким нападкам, угрожая пролить «еретическую кровь». И не миновать молодому магистру опалы, если б за него не вступился Феофан Прокопович, самый могущественный на то время священнослужитель. По его велению в Сибирь был сослан сам Малиновский.

В 1732 году после выхода в свет романа «Езда в остров Любви» Василий Кириллович получает место переводчика при Российской Академии наук, а спустя год переводится на место секретаря.

Путешествие по Европе

Василий Тредиаковский некоторое время жил в Гааге, однако вскоре покинул эту страну и перебрался в Париж, где поселился у главы русской дипломатической миссии. Вообще о времени пребывания поэта в европейских странах известно очень мало, тем не менее, сохранившиеся известия позволяют говорить о том, что он получил хорошее образование в парижском университете. Однако так и не сумел сдать экзамены на бакалавра, поскольку они были платными, а у поэта не было денег.

Тем не менее, данный этап имел важное значение в его творчестве, поскольку он познакомился с французской культурой, просвещением, которое оказало на него большое влияние, хотя, разумеется, всего за два года он не мог полностью проникнуться новыми для него идеями европейской идеологии. С 1729 по 1730 год поэт жил в Гамбурге

Василий Тредиаковский, творчество которого к тому времени уже оформилось как проевропейское, познакомился с местными интеллектуалами, учился музыке и написал некоторые стихотворения. Кроме того, он был вхож в круг российских дипломатов, общение с которыми повысило его культурный уровень.

В. К. Тредиаковский – первопроходец в русской литературе

Подробности Категория: Русская поэзия XVIII века Опубликовано 16.02.2020 16:43 Он был автором первого печатного романа на русском языке, автором первой русской оды, первого печатного сборника светских стихотворений, он сделал первую попытку обновления условно-книжной речи и реформы стихосложения…

А первым, как известно, всегда трудно. В. Тредиаковский, как и другие представители культуры России XVIII в., был сторонником просвещённого абсолютизма. Что это означает? Они верили в то, что прогрессивное историческое развитие может осуществить носитель верховной власти – царь. Примером для них служили личность и деятельность Петра I. Каждый из них по-своему содействовал идеям просвещения: Кантемир обличал врагов науки и просвещения, Ломоносов посвящал хвалебные оды просвещённым монархам, Сумароков показывал в своих трагедиях идеальных правителей, а Тредиаковский в поэме «Телемахида» обличал «злых царей». Таким образом, русская литература в XVIII в. взяла на себя роль воспитательницы общества. Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков стали основоположниками русского классицизма, литература которого главной своей целью ставила служение государству. Государственные интересы, считали они, должны преобладать над личными. Классическими образцами искусства они считали древнегреческое и древнеримское искусство.

Творчество

Творчество Тредиаковского вызывало немало споров как при жизни автора, так и после его смерти. С одной стороны, отчасти под влиянием мнения противоборствующих ему придворных и литературных группировок, Тредиаковский остался в истории как бездарный стихотворец, придворный интриган, плетущий заговоры против своих талантливых коллег. Вышедший в 1835 году роман И. И. Лажечникова «Ледяной Дом» поддерживал этот миф , что привело к тому, что на протяжении XIX века имя Тредиаковского часто употреблялось как нарицательное для обозначения бездарного стихотворца. В то же время, А.С. Пушкин в статье о книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» так отзывается о Тредиаковском:

«Тредьяковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел в русском стихосложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков. Любовь его к Фенелонову эпосу делает ему честь, а мысль перевести его стихами и самый выбор стиха доказывают необыкновенное чувство изящного. В „Тилемахиде“ находится много хороших стихов и счастливых оборотов… Вообще изучение Тредьяковского приносит более пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей. Сумароков и Херасков верно не стоят Тредьяковского…»

Ряд современных авторов называет Тредиаковского основоположником русской лирики Нового Времени, русского классицизма XVIII-го века с его антично-европейскими истоками, одним из наиболее плодотворных идеологов и практиков русской буколической поэзии и.т.д.

Раннее творчество Тредиаковского несомненно оказывается в русле т. н. русского литературного барокко с характерными для него помпезностью стиля, наслоениями метафор, инверсиями, церковно-славянизмами. В то же время, будучи новатором, Тредиаковский заложил основные линии формирования русской лирики нового времени, блестяще развитые позднее Жуковским и Пушкиным. Поздние стихотворения Тредиаковского тяготеют к зарождающейся классицистической традиции, создаваемой современными ему Ломоносовым и Сумароковым. Однако, стать»образцовым классицистом» Тредиаковскому так и не удалось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: