Афанасий Фет хронологическая таблица
23 ноября 1812 Афанасий Фет родился в имении Новоселки Мценского уезда Орловской Губернии, принадлежавшем отставному офицеру Афанасию Неофитовичу Шеншину. Фет был сыном Шарлоты-Елизаветы Фет.
1835—1837 — Афанасий учился в немецком частном пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии.
1838 — поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем — на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Учился 6 лет: 1838—1844 годы.
1840 — вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету.
1845 — поступил на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, стал кавалеристом. В 1846 году ему присвоено первое офицерское звание.
1850 — вышел второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки».
1853 — Фета перевели в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. В Петербурге встречался с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др., а также его сближение с редакцией журнала«Современник».
1854 — проходил службу в Балтийском Порту, которую он описал в мемуарах «Мои воспоминания».
1856 — вышел третий сборник Фета под редакцией И. С. Тургенева.
1857 — Фет женился на Марии Петровне Боткиной
1858 — вышел в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселился в Москве.
1859 — произошёл разрыв поэта с журналистом Долгоруким А.В. из «Современника».
1863 — вышло двухтомное собрание стихотворений Фета.
1867 — Афанасий Фет избран мировым судьёй на 11 лет.
1873 — Афанасию Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».
21 ноября 1892 — скончался в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
Хронологическая таблица Фета кратко описывает основные события в жизни писателя, но вы можете расширить ее на свое усмотрение.
Автор книги: Афанасий Фет
СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ИЗДАНИЯ
В настоящем издании впервые соединены вместе четыре выпуска последних прижизненных сборников стихов Фета, вышедших под общим названием «Вечерние огни» в 1883, 1885, 1889 и 1891 гг. и с тех пор не переиздававшихся.
Из переписки Фета известно, что в подготовке их к печати принимали ближайшее участие некоторые его друзья и особенно большое – философ и критик H. H. Страхов, а также философ и поэт В. С. Соловьев, которому, как свидетельствует дарственная надпись Фета («зодчему этой книги»), очевидно, принадлежит композиция I выпуска «Вечерних огней». Во время подготовки III выпуска, 5 июля 1887 г., Страхов и Соловьев приехали в имение Фета Воробьевку. 6 июля в письме к К. Р. (великому князю Константину Константиновичу, подписывающему свои стихи этими инициалами – Константин Романов) Фет писал о том, что три дня «велись беседы» его «…с тонким знатоком поэзии В. С. Соловьевым, с одной стороны, и тончайшим критиком H. H. Страховым, который и на этот раз улучил время для просмотра сорока пяти моих стихотворений, предназначенных осенью к напечатанию отдельным, третьим, выпуском «Вечерних огней». При этом он так был строг, что вынудил во многих местах Соловьева заступиться за меня, грешного. Излишне прибавлять, как глубоко я им признателен» {Переписка Фета с К. Р. за 1886-1889 гг. хранится в Отделе рукописей Института русской литературы АН СССР (Пушкинского дома), ф. 137, № 75; за 1890-1892 гг. – ф. 137, № 76; письма Фета к Я. П. Полонскому 1887-1892 гг. хранятся там же, шифр: 11.843б LXIX б. 2; письма Полонского к Фету – там же, шифр: 11.843 а/1 LXIXX б. 2; 11.843 а/3 – LXIX б. 2; письма Фета к Страхову 1877-1880 гг. – в Отделе рукописей Гос. библиотеки им. В. И. Ленина, ф. 315. 4.25; письма Страхова Фету за 1877-1883 гг. – там же, ф. 315. 11.27 – 31, за 1884-1892 гг. – в Отделе рукописей Пушкинского дома, шифр: 20.290/С XXX VIII б/1 – 20.290 С XXX VIII б/IV; переписка Страхова и К. Р. за 1887-1894 гг. – там же, ф. 137, № 74.}. После выхода III выпуска в ответ на замечание Я. П. Полонского в ряде грамматических неточностей Фет писал ему 23 января 1888 г.: «…что касается моих неряшеств, то приписываю их главным образом недосмотрам дорогого Николая Николаевича Страхова, без проверки которого ничего не печатаю». Летом 1890 г., когда Фет готовил к изданию IV выпуск «Вечерних огней», в Воробьевку приехали H. H. Страхов и давний друг Фета Я. П. Полонский. 8 августа Фет писал К. Р.: «Несмотря на обуявшую Страхова лень, я принудил его рассмотреть пятьдесят моих стихотворений, предназначенных в 4-й выпуск «Вечерних огней». Стихотворений шесть мы окончательно вычеркнули; зато многие при помощи поправок получили определенность и ясность». 14 октября Фет сообщал ему же, что Страхов «… не оставил ни одного почти стихотворения без исправления». Однако все многочисленные исправления, внесенные Страховым (пунктуационные, стилистические и тем более смысловые), сделаны с ведома и одобрения поэта, а при чтении корректуры были им оставлены и тем самым авторизованы. Поэтому все стихотворения печатаются нами по тексту «Вечерних огней» с соблюдением особенностей пунктуации этих изданий и лишь с исправлением имеющихся явных опечаток по рукописным и печатным источникам, что оговаривается каждый раз в примечаниях (сохраняются по тексту издания «Вечерних огней» также рисунок стиха и строфика).
Студенческие годы
За время обучения в Москве, Афанасий знакомится со многими литераторами и журналистами. Начинает издавать свои первые произведения. Особое влияние на становление Фета как поэта оказали Гоголь и Белинский, давшие его творчеству положительные характеристики. Немаловажную роль в судьбе Афанасия сыграл Григорьев – сверстник и друг «по перу». Больше информации предоставит хронологическая таблица Фета. Жизнь и творчество поэта в годы студенческой юности:
Дата | Событие |
1840 | Опубликован «Лирический пантеон» — первый сборник стихов, над которым Фет работал со своим другом Аполлоном Григорьевым. |
1841 | Начинают появляться стихотворения Фета в издании «Москвитянин». |
1842 | Благодаря содействию влиятельных знакомых (Белинского и Боткина), юный поэт стал постоянным автором в издании «Отечественные записки». |
1844 | Окончание учебы. Смерть Каролины Шарлотты Фет. |
Анализ Бабочки
В начале стихотворения бабочка обращается к лирическому герою, соглашаясь с его мнением, что она мила «одним воздушным очертанием». Весь её бархат, вся её визуальная красота – это всего два крыла, их и видят люди, ими и восторгаются.
Во втором катрене обращение бабочки к герою продолжается, она просит не спрашивать банальщину – откуда появилась и куда спешит. Жизнь мотылька – это миг, это любовь к цветку, это дыхание, котором может остановиться в любой момент.
Финальный катрен миниатюры – ответ бабочки на вопрос, как долго она хочет дышать вот так, без усилия, с легкостью, пусть и без великой цели? На этот вопрос нет ответа, бабочке неведомы такие глубинные мысли, она живет здесь и сейчас, её жизнь – это взмах крыльев и полет. Так задумано свыше и стоит ли ломать головку поиском ответа на этот вопрос?
Стих можно перенести на человека, которого часто терзают вопросы бытия, он ищет ответы и не может их найти. Может ему надо просто жить, как даровал Господь, и перестать тратить жизнь на поиск смысла?
Краткая биография и творчество Афанасия Фета
Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич, (1820-1892) русский поэт, прозаик, переводчик
Фет Афанасий Афанасьевич- русский поэт-лирик немецкого происхождения.
Стиль пера: чистая поэзия, ни капельки прозы. Умение наполнить слово живой конкретностью.
Афанасий Фет родился в селе Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем.
С помощью своих стихов Афанасий Фет старался уйти от повседневности и бытовых проблем к каким-либо сладким мечтам, и именно поэтому основными тематиками его работ были любовь и природа. При этом Фет был сторонником чистой поэзии в своих стихотворениях и все самые главные идеи и эмоции передавал с помощью прозрачного намека.
Лирические герои, образы и характеры в стихах Фета не имеют конечных деталей, их всегда можно дополнить и раскрыть с помощью детального анализа. И именно в этом заключается романтизм его стихотворений.
Русское подданство Афанасию Фету ему вернули только в 1846году.
В 1838-1844 учился в Московском университете. Во время учёбы вышел первый сборник стихов Афанасия Фета – «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842 его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.
В 1845 Фет стал унтер-офицером провинциального полка, так как офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 он перешёл в привилегированный гвардейский лейб-гусарский полк.
В 1858 году Афанасиф Фет вышел в отставку и энергично занялся литературным трудом. Дворянство не было получено. Тогда поэт приобрел помещичий участок, став помещиком-разночинцем.
В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название «Вечерние огни». (Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, 1891. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.)
Лишь в 1873 Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет.
В 1888, в связи с «пятидесятилетием своей музы», Фету удалось добиться придворного звания камергера; день, в который это произошло, он посчитал днем, когда ему вернули фамилию «Шеншин», «одним из счастливейших дней своей жизни».
Умер А. Фет 21 ноября (3 декабря н.с.) 1892 в Москве.
______________________
Категория времени в поэтике «вечерних огней»
Приступая к изучению категории времени в «Вечерних огнях», обратимся к определению, данному известным литературоведом Ю. М. Лотманом: «Если поэты философской школы повествуют об абстрактных идеях на языке абстракций, то Тютчев вечным языком говорит о мгновенных впечатлениях, а Фет о них же — на языке мгновений»3. Эта особенность поэзии Фета очень важна для понимания позиции лирического героя в пространственно-временном отношении. Ю. И. Айхенвальд писал, что «у Фета не даль, не длительность, не история — он пьет и поет мгновение, это чудное настоящее…» .
В выпусках «Вечерних огней» фиксируются подобные мгновения, но этим содержание образа времени далеко не исчерпывается. Временные «пласты», несмотря на очевидную доминирующую позицию настоящего времени, сложно переплетаются, так как лирический мир всё-таки не полностью изолирован от реальных жизненных событий Фета и время дано в потоке сознания лирического героя.
Концепция вечности Фета, — как отмечал В. В. Кожинов, опирается на традицию русской поэзии. В творчестве Пушкина, Лермонтова и Тютчева четко прослеживаются мотивы исторического времени, используются понятия прошлого и настоящего. Фет же создал «новую метафизическую концепцию времени в русской поэзии. В противоположность его предшественникам, его не интересовала протяженность исторического времени или хронологические процессы вообще. Своего героя Фет не помещает в какое-либо определенное физическое окружение и поэтому легко переносит его из одного временного периода в другой, преодолевая расстояние между прошлым, настоящим и будущим. Этот герой свободен от временных границ, он оглядывается из настоящего в вечность».
В «Вечерних огнях» уже само общее заглавие уже обозначает и время, и пространство в символическом единстве.
Первый выпуск представлен стихотворениями, созданными более чем за тридцатилетний период. Стихотворение «Окна в решетках, и сумрачны лица…» открывает книгу, передаёт душевное состояние лирического героя в настоящий момент. Тоску и радость, воспоминания о былом счастье вызывает любование красотой цветка. Финал — обещание героя трепетно хранить символ прекрасного прошлого.
В стихотворении «Ты отстрадала, я еще страдаю…» автор обращается к возлюбленной, трагически ушедшей из жизни, Марии Лазич. Память — это критерий, отделяющий для Фета бытие от небытия, причем прошлое более реально, чем настоящее, оно спасительно и в то же время трагично. Поэт постоянно ощущает духовную близость с любимой. Вл. С. Соловьев утверждал: «Настоящим поэтическим мотивом может служить только истинная человеческая любовь, то есть та, которая относится к истинному существу любимого предмета. Такая любовь должна быть индивидуальною, свободною от внешних случайностей и вечною» . Прошлое возвращается, оно более реально, чем сама жизнь. Лирический герой помнит глаза возлюбленной: «Как не цвести всевидящему маю / При отблеске родном таких очей! . Уже первая строка данного стихотворения задаёт временную антитезу, раскрывает причину стремления героя к небытию, стремление преодолеть какую бы то ни было временную зависимость. Любовь господствует над временем в лирике Фета. Ю. И. Айхенвальд писал по этому поводу следующее: «Миг — это много. В его мимолётное теченье возникает связь между отдельным сердцем и вселенной -надо только любить» .
Выпуск представлен преимущественно заглавиями чистых временных периодов, например, прошлого в стихотворениях: «Когда Божественный бежал людских речей…», «Жизнь пронеслась без явного следа…», «Вчера расстались мы с тобой…» «Всю ночь гремел овраг соседний…», «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…», «Толпа теснилася. Рука твоя дрожала…». В подобных примерах герой уносится мысленно из мира настоящего в мир воспоминаний, где возлюбленная и чувства к ней предстают не менее ярко, чем в реальности. Стихотворение «Всю ночь гремел овраг соседний…» — тот редкий в выпусках случай, когда речь ведётся от женского лица. Героиня передаёт те мимолётные, меняющие друг друга ощущения смутного волнения, спокойствия рядом с любимым человеком, которые охватили её, возможно, недавней ночью, во время пробуждения весны.
Отставка и дворянство
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета всегда имело много поклонников, но времена менялись. На длительное время он отошел от литературной деятельности и ударился в философию, поддерживая идеи Шопенгауэра. Неясным становится ответ на вопрос: «Сумел ли поэт вернуть себе титул дворянина?». Как показывает хронологическая таблица – Афанасий Афанасьевич Фет таки достиг желаемого:
Дата | Событие |
1858 | Дослужившись до звания штабс-ротмистра, отходит от военных дел и селится в Москве. |
1859 | Разрывает все отношения с издательством «Современник», где печатался многие годы. Виной этому стала статья «Шекспир в переводе Фета», где поэт был преднамеренно оскорблен. |
1860 | В Мценском уезде приобретает землю и становится настоящим помещиком. Практически перестает писать. |
1862 | В журналах «Русский вестник» и «Записки о вольнонаемном труде» публикует работу о защите прав помещиков, что вызывает негодование среди многих слоев населения. |
1863 | Выходит два тома стихов Фета. |
1867 | Фета избирают на пост мирового судьи, который он занимал долгих 10 лет. За это время он полностью отходит от поэзии и погружается в философию. |
1873 | Выходит царский указ, согласно которому, Фет может вернуть себе фамилию Шеншина, а вместе ним и все законные права дворянина. |
1877 | Продает имение и покупает другое в Курской губернии. С новым рвением начинает писать стихи, публикует переводы Гете и Шопенгауэра. |
Биография
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в имении Новоселки неподалеку от города Мценска Орловской губернии (ныне Мценского района Орловской области).
По другим данным, дата рождения Фета — 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года.
Будущий поэт родился в семье помещика, ротмистра в отставке Афанасия Шеншина, который в 1820 году якобы обвенчался заграницей по лютеранскому обряду с Шарлоттой Фет, дочерью обер-кригс-комиссара Карла Беккера, носившей фамилию Фет по первому мужу. Этот брак не имел в России законной силы. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншина, а затем вынужден был принять фамилию матери, так как обнаружилось, что православное венчание родителей было совершено после рождения ребенка.
Это лишило Фета всех дворянских привилегий.
До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро Лифляндской губернии (ныне город Выру в Эстонии).
В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом, потом на словесном отделении.
В 1840 году вышел первый сборник стихов под заглавием «Лирический пантеон», автор укрылся за инициалами А. Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издававшегося Погодиным журнала «Москвитянин». С 1842 года Фет печатался в либеральном западническом журнале «Отечественные записки».
С целью получить дворянское звание Фет решил поступить на военную службу. В 1845 году он был принял в кирасирский полк; в 1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 году вышел в отставку штаб-ротмистром, не выслужив дворянства.
В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погибла на пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазич.
В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений Фета под названием «Стихотворения». В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала «Современник» — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и др. В журнале стали печататься его стихи. В 1856 году вышел новый сборник «Стихотворений А.А. Фета», переизданный в 1863 году в двух томах, причем во второй вошли переводы.
В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, занимался хозяйством, жил там безвыездно. В 1867-1877 годах был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1877 году он продал благоустроенную им Степановку, купил дом в Москве и живописное имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии.
С 1862 года по 1871 год в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека», «Заря» очерки Фета печатались под редакционными названиями «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни» и «По вопросу о найме рабочих».
В Степановке Фет начал работу над мемуарами «Мои воспоминания», охватывающими период с 1848 до 1889 года, они вышли в 1890 году в двух томах, а том «Ранние годы моей жизни» был опубликован уже после его смерти — в 1893 году.
Много в это время Фет занимался переводами, завершенными в основном уже в 1880-х годах. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гете, Гейне и других древних и новых поэтов.
В 1883-1891 годах были опубликованы четыре выпуска сборника стихотворений Фета «Вечерние огни». Пятый он уже не спел выпустить. Предназначавшиеся для него стихотворения частично и в ином порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник «Лирические стихотворения» (1894), подготовленный его почитателями — критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (великим князем Константином Романовым).
Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. В 1884 году за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 году, за совокупность трудов, был избран ее членом-корреспондентом.
В 1888 году Фет получил придворное звание камергера, лично представлялся императору Александру III.
Афанасий Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
Афанасий Афанасьевич Фет — биография, жизнь и творчество | Узнай Москву
Родился в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета.
После четырнадцати лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял все привилегии дворянства.
Фет учился сначала дома, затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г. Верро и блестяще окончил ее в 1837 году.
В 1840 году он выпустил за свой счет стихотворный сборник «Лирический Пантеон А.Ф.», который похвалили в «Отечественных записках» и поругали в «Библиотеке для чтения».
В 1842 – 1843 годах в «Отечественных записках» было напечатано его восемьдесят пять стихотворений.
В 1845 году Афанасий Фет поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, желая приобрести потомственное российское дворянство. В 1846 году ему было присвоено первое офицерское звание.
В 1847 году была получено разрешение цензуры на издание книги и издана книга стихов в 1850 году. На стихи были положительные отзывы в журналах «Современник», «Москвитянин», «Отечественные записки».
В 1853 году Афанасий Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный вблизи Волхова, и стал чаще бывать в Санкт-Петербурге. Здесь он начал общаться с новой редакцией «Современника» Н. Некрасовым, И. Тургеневым, В. Боткиным, А. Дружининым.
В 1854 году его стихи начали печататься в «Современнике».
В 1856 году Афанасий Фет оставил военную службу, в чине гвардейского штаб-ротмистра, не выслужив дворянство, и поселился в Москве. В 1857 году женился на М.П. Боткиной.
В 1860 году купил поместье в Мценском уезде и по выражению И. Тургенева «сделался агрономом-хозяином до отчаянности».
В 1867 – 1877 годах Афанасий Фет был избран мировым судьей.
В 1873 году фамилия Шеншин была признана его фамилией и даровано потомственное дворянство. В этот период он мало занимается литературной деятельностью.
В 1881 году Афанасий Фет купил особняк в Москве и в этом же году выходит его перевод «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра.
В 1882 году он издал свой перевод первой части «Фауста» И.В. Гёте.
В 1883 году Афанасий Фет начал снова публиковать свои стихи в виде сборников «Вечерние огни».
В 1888 году вышла вторая часть «Фауста» И.В. Гёте в переводе Афанасия Фета и третий сборник стихов «Вечерние огни».
Афанасий Фет скончался от предположительно сердечного приступа 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.