Афанасий фет — список книг по порядку, биография

Хронологическая таблица фета. кратко о жизни и творчестве афанасия афанасьевича фета

Афанасий Фет хронологическая таблица

23 ноября 1812 Афанасий Фет родился в имении Новоселки Мценского уезда Орловской Губернии, принадлежавшем отставному офицеру Афанасию Неофитовичу Шеншину. Фет был сыном Шарлоты-Елизаветы Фет.

1835—1837 — Афанасий учился в немецком частном пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии.

1838 — поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем — на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Учился 6 лет: 1838—1844 годы.

1840 — вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету.

1845 — поступил на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, стал кавалеристом. В 1846 году ему присвоено первое офицерское звание.

1850 — вышел второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки».

1853 — Фета перевели в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. В Петербурге встречался с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др., а также его сближение с редакцией журнала«Современник».

1854 — проходил службу в Балтийском Порту, которую он описал в мемуарах «Мои воспоминания».

1856 — вышел третий сборник Фета под редакцией И. С. Тургенева.

1857 — Фет женился на Марии Петровне Боткиной

1858 — вышел в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселился в Москве.

1859 — произошёл разрыв поэта с журналистом Долгоруким А.В. из «Современника».

1863 — вышло двухтомное собрание стихотворений Фета.

1867 — Афанасий Фет избран мировым судьёй на 11 лет.

1873 — Афанасию Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».

21 ноября 1892 — скончался в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Хронологическая таблица Фета кратко описывает основные события в жизни писателя, но вы можете расширить ее на свое усмотрение.

Автор книги: Афанасий Фет

СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ИЗДАНИЯ

В настоящем издании впервые соединены вместе четыре выпуска последних прижизненных сборников стихов Фета, вышедших под общим названием «Вечерние огни» в 1883, 1885, 1889 и 1891 гг. и с тех пор не переиздававшихся.

Из переписки Фета известно, что в подготовке их к печати принимали ближайшее участие некоторые его друзья и особенно большое – философ и критик H. H. Страхов, а также философ и поэт В. С. Соловьев, которому, как свидетельствует дарственная надпись Фета («зодчему этой книги»), очевидно, принадлежит композиция I выпуска «Вечерних огней». Во время подготовки III выпуска, 5 июля 1887 г., Страхов и Соловьев приехали в имение Фета Воробьевку. 6 июля в письме к К. Р. (великому князю Константину Константиновичу, подписывающему свои стихи этими инициалами – Константин Романов) Фет писал о том, что три дня «велись беседы» его «…с тонким знатоком поэзии В. С. Соловьевым, с одной стороны, и тончайшим критиком H. H. Страховым, который и на этот раз улучил время для просмотра сорока пяти моих стихотворений, предназначенных осенью к напечатанию отдельным, третьим, выпуском «Вечерних огней». При этом он так был строг, что вынудил во многих местах Соловьева заступиться за меня, грешного. Излишне прибавлять, как глубоко я им признателен» {Переписка Фета с К. Р. за 1886-1889 гг. хранится в Отделе рукописей Института русской литературы АН СССР (Пушкинского дома), ф. 137, № 75; за 1890-1892 гг. – ф. 137, № 76; письма Фета к Я. П. Полонскому 1887-1892 гг. хранятся там же, шифр: 11.843б LXIX б. 2; письма Полонского к Фету – там же, шифр: 11.843 а/1 LXIXX б. 2; 11.843 а/3 – LXIX б. 2; письма Фета к Страхову 1877-1880 гг. – в Отделе рукописей Гос. библиотеки им. В. И. Ленина, ф. 315. 4.25; письма Страхова Фету за 1877-1883 гг. – там же, ф. 315. 11.27 – 31, за 1884-1892 гг. – в Отделе рукописей Пушкинского дома, шифр: 20.290/С XXX VIII б/1 – 20.290 С XXX VIII б/IV; переписка Страхова и К. Р. за 1887-1894 гг. – там же, ф. 137, № 74.}. После выхода III выпуска в ответ на замечание Я. П. Полонского в ряде грамматических неточностей Фет писал ему 23 января 1888 г.: «…что касается моих неряшеств, то приписываю их главным образом недосмотрам дорогого Николая Николаевича Страхова, без проверки которого ничего не печатаю». Летом 1890 г., когда Фет готовил к изданию IV выпуск «Вечерних огней», в Воробьевку приехали H. H. Страхов и давний друг Фета Я. П. Полонский. 8 августа Фет писал К. Р.: «Несмотря на обуявшую Страхова лень, я принудил его рассмотреть пятьдесят моих стихотворений, предназначенных в 4-й выпуск «Вечерних огней». Стихотворений шесть мы окончательно вычеркнули; зато многие при помощи поправок получили определенность и ясность». 14 октября Фет сообщал ему же, что Страхов «… не оставил ни одного почти стихотворения без исправления». Однако все многочисленные исправления, внесенные Страховым (пунктуационные, стилистические и тем более смысловые), сделаны с ведома и одобрения поэта, а при чтении корректуры были им оставлены и тем самым авторизованы. Поэтому все стихотворения печатаются нами по тексту «Вечерних огней» с соблюдением особенностей пунктуации этих изданий и лишь с исправлением имеющихся явных опечаток по рукописным и печатным источникам, что оговаривается каждый раз в примечаниях (сохраняются по тексту издания «Вечерних огней» также рисунок стиха и строфика).

Студенческие годы

За время обучения в Москве, Афанасий знакомится со многими литераторами и журналистами. Начинает издавать свои первые произведения. Особое влияние на становление Фета как поэта оказали Гоголь и Белинский, давшие его творчеству положительные характеристики. Немаловажную роль в судьбе Афанасия сыграл Григорьев – сверстник и друг «по перу». Больше информации предоставит хронологическая таблица Фета. Жизнь и творчество поэта в годы студенческой юности:

Дата Событие
1840 Опубликован «Лирический пантеон» — первый сборник стихов, над которым Фет работал со своим другом Аполлоном Григорьевым.
1841 Начинают появляться стихотворения Фета в издании «Москвитянин».
1842 Благодаря содействию влиятельных знакомых (Белинского и Боткина), юный поэт стал постоянным автором в издании «Отечественные записки».
1844 Окончание учебы. Смерть Каролины Шарлотты Фет.

Анализ Бабочки

В начале стихотворения бабочка обращается к лирическому герою, соглашаясь с его мнением, что она мила «одним воздушным очертанием». Весь её бархат, вся её визуальная красота – это всего два крыла, их и видят люди, ими и восторгаются.

Во втором катрене обращение бабочки к герою продолжается, она просит не спрашивать банальщину – откуда появилась и куда спешит. Жизнь мотылька – это миг, это любовь к цветку, это дыхание, котором может остановиться в любой момент.

Финальный катрен миниатюры – ответ бабочки на вопрос, как долго она хочет дышать вот так, без усилия, с легкостью, пусть и без великой цели? На этот вопрос нет ответа, бабочке неведомы такие глубинные мысли, она живет здесь и сейчас, её жизнь – это взмах крыльев и полет. Так задумано свыше и стоит ли ломать головку поиском ответа на этот вопрос?

Стих можно перенести на человека, которого часто терзают вопросы бытия, он ищет ответы и не может их найти. Может ему надо просто жить, как даровал Господь, и перестать тратить жизнь на поиск смысла?

Краткая биография и творчество Афанасия Фета

 
Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич, (1820-1892) русский поэт, прозаик, переводчик
Фет Афанасий Афанасьевич- русский поэт-лирик немецкого происхождения.
Стиль пера: чистая поэзия, ни капельки прозы. Умение наполнить слово живой конкретностью.
Афанасий Фет родился в селе Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем.
С помощью своих стихов Афанасий Фет старался уйти от повседневности и бытовых проблем к каким-либо сладким мечтам, и именно поэтому основными тематиками его работ были любовь и природа. При этом Фет был сторонником чистой поэзии в своих стихотворениях и все самые главные идеи и эмоции передавал с помощью прозрачного намека.
Лирические герои, образы и характеры в стихах Фета не имеют конечных деталей, их всегда можно дополнить и раскрыть с помощью детального анализа. И именно в этом заключается романтизм его стихотворений.
Русское подданство Афанасию Фету ему вернули только в 1846году.
В 1838-1844 учился в Московском университете. Во время учёбы вышел первый сборник стихов Афанасия Фета – «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842 его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.
В 1845 Фет стал унтер-офицером провинциального полка, так как офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 он перешёл в привилегированный гвардейский лейб-гусарский полк.
В 1858 году Афанасиф Фет вышел в отставку и энергично занялся литературным трудом. Дворянство не было получено. Тогда поэт приобрел помещичий участок, став помещиком-разночинцем.
В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название «Вечерние огни». (Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, 1891. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.)
Лишь в 1873 Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет.
В 1888, в связи с «пятидесятилетием своей музы», Фету удалось добиться придворного звания камергера; день, в который это произошло, он посчитал днем, когда ему вернули фамилию «Шеншин», «одним из счастливейших дней своей жизни».
 
Умер А. Фет 21 ноября (3 декабря н.с.) 1892 в Москве.
______________________

Категория времени в поэтике «вечерних огней»

Приступая к изучению категории времени в «Вечерних огнях», обратимся к определению, данному известным литературоведом Ю. М. Лотманом: «Если поэты философской школы повествуют об абстрактных идеях на языке абстракций, то Тютчев вечным языком говорит о мгновенных впечатлениях, а Фет о них же — на языке мгновений»3. Эта особенность поэзии Фета очень важна для понимания позиции лирического героя в пространственно-временном отношении. Ю. И. Айхенвальд писал, что «у Фета не даль, не длительность, не история — он пьет и поет мгновение, это чудное настоящее…» .

В выпусках «Вечерних огней» фиксируются подобные мгновения, но этим содержание образа времени далеко не исчерпывается. Временные «пласты», несмотря на очевидную доминирующую позицию настоящего времени, сложно переплетаются, так как лирический мир всё-таки не полностью изолирован от реальных жизненных событий Фета и время дано в потоке сознания лирического героя.

Концепция вечности Фета, — как отмечал В. В. Кожинов, опирается на традицию русской поэзии. В творчестве Пушкина, Лермонтова и Тютчева четко прослеживаются мотивы исторического времени, используются понятия прошлого и настоящего. Фет же создал «новую метафизическую концепцию времени в русской поэзии. В противоположность его предшественникам, его не интересовала протяженность исторического времени или хронологические процессы вообще. Своего героя Фет не помещает в какое-либо определенное физическое окружение и поэтому легко переносит его из одного временного периода в другой, преодолевая расстояние между прошлым, настоящим и будущим. Этот герой свободен от временных границ, он оглядывается из настоящего в вечность».

В «Вечерних огнях» уже само общее заглавие уже обозначает и время, и пространство в символическом единстве.

Первый выпуск представлен стихотворениями, созданными более чем за тридцатилетний период. Стихотворение «Окна в решетках, и сумрачны лица…» открывает книгу, передаёт душевное состояние лирического героя в настоящий момент. Тоску и радость, воспоминания о былом счастье вызывает любование красотой цветка. Финал — обещание героя трепетно хранить символ прекрасного прошлого.

В стихотворении «Ты отстрадала, я еще страдаю…» автор обращается к возлюбленной, трагически ушедшей из жизни, Марии Лазич. Память — это критерий, отделяющий для Фета бытие от небытия, причем прошлое более реально, чем настоящее, оно спасительно и в то же время трагично. Поэт постоянно ощущает духовную близость с любимой. Вл. С. Соловьев утверждал: «Настоящим поэтическим мотивом может служить только истинная человеческая любовь, то есть та, которая относится к истинному существу любимого предмета. Такая любовь должна быть индивидуальною, свободною от внешних случайностей и вечною» . Прошлое возвращается, оно более реально, чем сама жизнь. Лирический герой помнит глаза возлюбленной: «Как не цвести всевидящему маю / При отблеске родном таких очей! . Уже первая строка данного стихотворения задаёт временную антитезу, раскрывает причину стремления героя к небытию, стремление преодолеть какую бы то ни было временную зависимость. Любовь господствует над временем в лирике Фета. Ю. И. Айхенвальд писал по этому поводу следующее: «Миг — это много. В его мимолётное теченье возникает связь между отдельным сердцем и вселенной -надо только любить» .

Выпуск представлен преимущественно заглавиями чистых временных периодов, например, прошлого в стихотворениях: «Когда Божественный бежал людских речей…», «Жизнь пронеслась без явного следа…», «Вчера расстались мы с тобой…» «Всю ночь гремел овраг соседний…», «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…», «Толпа теснилася. Рука твоя дрожала…». В подобных примерах герой уносится мысленно из мира настоящего в мир воспоминаний, где возлюбленная и чувства к ней предстают не менее ярко, чем в реальности. Стихотворение «Всю ночь гремел овраг соседний…» — тот редкий в выпусках случай, когда речь ведётся от женского лица. Героиня передаёт те мимолётные, меняющие друг друга ощущения смутного волнения, спокойствия рядом с любимым человеком, которые охватили её, возможно, недавней ночью, во время пробуждения весны.

Отставка и дворянство

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета всегда имело много поклонников, но времена менялись. На длительное время он отошел от литературной деятельности и ударился в философию, поддерживая идеи Шопенгауэра. Неясным становится ответ на вопрос: «Сумел ли поэт вернуть себе титул дворянина?». Как показывает хронологическая таблица – Афанасий Афанасьевич Фет таки достиг желаемого:

Дата Событие
1858 Дослужившись до звания штабс-ротмистра, отходит от военных дел и селится в Москве.
1859 Разрывает все отношения с издательством «Современник», где печатался многие годы. Виной этому стала статья «Шекспир в переводе Фета», где поэт был преднамеренно оскорблен.
1860 В Мценском уезде приобретает землю и становится настоящим помещиком. Практически перестает писать.
1862 В журналах «Русский вестник» и «Записки о вольнонаемном труде» публикует работу о защите прав помещиков, что вызывает негодование среди многих слоев населения.
1863 Выходит два тома стихов Фета.
1867 Фета избирают на пост мирового судьи, который он занимал долгих 10 лет. За это время он полностью отходит от поэзии и погружается в философию.
1873 Выходит царский указ, согласно которому, Фет может вернуть себе фамилию Шеншина, а вместе ним и все законные права дворянина.
1877 Продает имение и покупает другое в Курской губернии. С новым рвением начинает писать стихи, публикует переводы Гете и Шопенгауэра.

Биография

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в имении Новоселки неподалеку от города Мценска Орловской губернии (ныне Мценского района Орловской области).

По другим данным, дата рождения Фета — 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года. 

Будущий поэт родился в семье помещика, ротмистра в отставке Афанасия Шеншина, который в 1820 году якобы обвенчался заграницей по лютеранскому обряду с Шарлоттой Фет, дочерью обер-кригс-комиссара Карла Беккера, носившей фамилию Фет по первому мужу. Этот брак не имел в России законной силы. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншина, а затем вынужден был принять фамилию матери, так как обнаружилось, что православное венчание родителей было совершено после рождения ребенка.

Это лишило Фета всех дворянских привилегий.

До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро Лифляндской губернии (ныне город Выру в Эстонии).

В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом, потом на словесном отделении.

В 1840 году вышел первый сборник стихов под заглавием «Лирический пантеон», автор укрылся за инициалами А. Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издававшегося Погодиным журнала «Москвитянин». С 1842 года Фет печатался в либеральном западническом журнале «Отечественные записки».

С целью получить дворянское звание Фет решил поступить на военную службу. В 1845 году он был принял в кирасирский полк; в 1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 году вышел в отставку штаб-ротмистром, не выслужив дворянства.

В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погибла на пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазич.

В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений Фета под названием «Стихотворения». В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала «Современник» — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и др. В журнале стали печататься его стихи. В 1856 году вышел новый сборник «Стихотворений А.А. Фета», переизданный в 1863 году в двух томах, причем во второй вошли переводы.

В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, занимался хозяйством, жил там безвыездно. В 1867-1877 годах был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1877 году он продал благоустроенную им Степановку, купил дом в Москве и живописное имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии.

С 1862 года по 1871 год в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека», «Заря» очерки Фета печатались под редакционными названиями «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни» и «По вопросу о найме рабочих».

В Степановке Фет начал работу над мемуарами «Мои воспоминания», охватывающими период с 1848 до 1889 года, они вышли в 1890 году в двух томах, а том «Ранние годы моей жизни» был опубликован уже после его смерти — в 1893 году.

Много в это время Фет занимался переводами, завершенными в основном уже в 1880-х годах. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гете, Гейне и других древних и новых поэтов.

В 1883-1891 годах были опубликованы четыре выпуска сборника стихотворений Фета «Вечерние огни». Пятый он уже не спел выпустить. Предназначавшиеся для него стихотворения частично и в ином порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник «Лирические стихотворения» (1894), подготовленный его почитателями — критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (великим князем Константином Романовым).

Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. В 1884 году за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 году, за совокупность трудов, был избран ее членом-корреспондентом.

В 1888 году Фет получил придворное звание камергера, лично представлялся императору Александру III.

Афанасий Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Афанасий Афанасьевич Фет — биография, жизнь и творчество | Узнай Москву

Родился в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета.

После четырнадцати лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял все привилегии дворянства.

Фет учился сначала дома, затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г. Верро и блестяще окончил ее в 1837 году.

В 1840 году он выпустил за свой счет стихотворный сборник «Лирический Пантеон А.Ф.», который похвалили в «Отечественных записках» и поругали в «Библиотеке для чтения».

В 1842 – 1843 годах в «Отечественных записках» было напечатано его восемьдесят пять стихотворений.

В 1845 году Афанасий Фет поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, желая приобрести потомственное российское дворянство. В 1846 году ему было присвоено первое офицерское звание.

В 1847 году была получено разрешение цензуры на издание книги и издана книга стихов в 1850 году. На стихи были положительные отзывы в журналах «Современник», «Москвитянин», «Отечественные записки».

В 1853 году Афанасий Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный вблизи Волхова, и стал чаще бывать в Санкт-Петербурге. Здесь он начал общаться с новой редакцией «Современника» Н. Некрасовым, И. Тургеневым, В. Боткиным, А. Дружининым.

В 1854 году его стихи начали печататься в «Современнике».

В 1856 году Афанасий Фет оставил военную службу, в чине гвардейского штаб-ротмистра, не выслужив дворянство, и поселился в Москве. В 1857 году женился на М.П. Боткиной.

В 1860 году купил поместье в Мценском уезде и по выражению И. Тургенева «сделался агрономом-хозяином до отчаянности».

В 1867 – 1877 годах Афанасий Фет был избран мировым судьей.

В 1873 году фамилия Шеншин была признана его фамилией и даровано потомственное дворянство. В этот период он мало занимается литературной деятельностью.

В 1881 году Афанасий Фет купил особняк в Москве и в этом же году выходит его перевод «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра.

В 1882 году он издал свой перевод первой части «Фауста» И.В. Гёте.

В 1883 году Афанасий Фет начал снова публиковать свои стихи в виде сборников «Вечерние огни».

В 1888 году вышла вторая часть «Фауста» И.В. Гёте в переводе Афанасия Фета и третий сборник стихов «Вечерние огни».

Афанасий Фет скончался от предположительно сердечного приступа 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: