Вольный стих

Виды размеров стихов с примерами

Истоки произвольной поэзии

Свободный стих – это современная идея, но ее корни уходят в древность. От Египта до Америки ранняя поэзия состояла из прозаических песнопений без рифмы или жестких правил для метрических акцентированных слогов. Богато поэтический язык Ветхого Завета следует риторическим образцам древнего иврита. В переводе на английский язык Песнь песней (также называемая Песнь песнопений или Песнь Соломона ) может быть описана как свободный стих:

Пусть поцелует меня поцелуями губ – ибо любовь твоя лучше вина. Твои мази хорошо аромат; Твое имя – как мазь, излитая; поэтому девушки любят тебя.

Библейские ритмы и синтаксис отзываются эхом в английской литературе.. Поэт 18 века Кристофер Смарт писал стихи в форме анафоры, а не метра или рифмы. Читатели высмеивали его дико нетрадиционный Jubilate Agno (1759), который он написал, находясь в психиатрической лечебнице. Сегодня стихи кажутся игривыми и устрашающе современными:

Ибо я буду рассматривать своего Кота Джеффри …

Во-первых, он смотрит на свои передние лапы, чтобы убедиться, что они чистые.

Во-вторых, он поднимается сзади, чтобы убраться туда.

В-третьих, он работает с вытянутыми передними лапами.

Американский эссеист и поэт Уолт Уитмен позаимствовал аналогичные риторические стратегии, когда написал свои нарушающие правила Листья Трава . Состоящие из длинных, неизмеримых строк, стихи шокировали многих читателей, но в конечном итоге сделали Уитмена знаменитым. Листья травы устанавливают стандарт для радикальной формы, которая позже стала известна как свободный стих:

Я ПРАЗДНУЮ себя и пою,

И то, что я предполагаю, вы примете,

Ибо каждый атом, принадлежащий мне как добро, принадлежит вам .

Тем временем во Франции Артур Рембо и группа поэтов-символистов разрушали устоявшиеся традиции. Вместо того, чтобы определять количество слогов в строке, они строили свои стихи в соответствии с ритмами разговорной французской речи. К началу 20-го века поэты по всей Европе исследовали потенциал поэзии, основанной на естественных интонациях, а не на формальной структуре.

Свободный стих в Новое время

Новый век предоставил благодатную почву для литературных новшеств. Технологический бум привел к появлению авиационных двигателей, радиовещания и автомобилей. Эйнштейн представил свою специальную теорию относительности. Пикассо и другие современные художники деконструировали восприятие мира. В то же время ужасы Первой мировой войны, жестокие производственные условия, детский труд и расовая несправедливость вызвали желание восстать против социальных норм. Новые способы написания стихов были частью более крупного движения, поощрявшего личное самовыражение и эксперименты.

Французы называли свою нарушающую правила поэзией vers libre. Английские поэты переняли французский термин, но в английском языке есть свои ритмы и поэтические традиции. В 1915 году поэт Ричард Алдингтон (1892–1962) предложил фразу вольный стих , чтобы отличать произведения авангардных поэтов, писавших на английском языке.

Жена Алдингтона Хильда Дулиттл, более известная как HD, стала пионером английского свободного стиха в минималистских стихах, таких как «Oread» 1914 года. Благодаря запоминающимся образам H.D. осмелился Ореад, горная нимфа из древнегреческой мифологии, разрушить традицию:

Водоворот, море –

кружите свои остроконечные сосны

HD. его современник, Эзра Паунд (1885–1972), отстаивал свободные стихи, считая, что «ни одна хорошая поэзия никогда не написана в манере двадцатилетней давности, поскольку ее написание убедительно показывает, что писатель мыслит на основе книг, условностей и клише. , а не из жизни ». Между 1915 и 1962 годами Паунд написал свой обширный эпос Песни , в основном в свободных стихах.

Для читателей в Соединенных Штатах свободный стих имел особую привлекательность. Американские газеты прославляли неформальную, демократическую поэзию, описывающую жизнь простых людей. Имя Карла Сэндберга (1878–1967) стало нарицательным. Эдгар Ли Мастерс (1868–1950) ) мгновенно завоевал известность благодаря эпитафиям вольного стиха в его Антологии реки Спун . Американский журнал Поэзия , основанный в 1912 году, опубликовал и продвигал стихи Эми Лоуэлл ( 1874–1925) и другие ведущие поэты.

Сегодня в поэзии преобладает вольный стих. Поэты XXI века избраны лауреатами премии «Поэты Соединенных Штатов». Штаты работали в основном в режиме произвольного стиха. Произвольный стих также является предпочтительной формой для лауреатов Пулитцеровской премии в области поэзии и Национальной книжной премии в области поэзии.

В своем классическом тексте Справочник по поэзии Мэри Оливер (1935–) называет свободный стих «музыкой разговора. “и” время, проведенное с другом “.

Типы Произвольный стих Поэзия

Свободный стих – это открытая форма, что означает, что у него нет заранее определенной структуры и предписанной длины. Поскольку здесь нет схемы рифм и установленного метрического шаблона, нет никаких конкретных правил для разрывов строк или разделения строф.

Некоторые стихотворения вольного стиха настолько короткие, что могут вообще не походить на стихи. В начале 20 века группа, называвшая себя имажинистами, писала лишние стихи, сосредоточенные на конкретных образах. Поэты избегали абстрактных философий и непонятных символов. Иногда даже отказались от знаков препинания. «Красная тачка», стихотворение Уильяма Карлоса Уильямса 1923 года, представляет собой свободный стих в традиции имажинистов

Всего шестнадцатью словами Уильямс рисует точную картину, подтверждая важность мелких деталей:

Так много зависит

на

красное колесо

курган

застекленный дождем

вода

у белых

цыплят.

Другие стихотворения вольного стиха успешно передают сильные эмоции через повторяющиеся предложения, гиперболический язык, ритмы пения и бессвязные отступления. Возможно, лучшим примером является стихотворение Аллена Гинзберга 1956 года «Вой». Написанная в традициях битового движения 1950-х годов, «Howl» состоит из более чем 2900 слов и может быть прочитана как три поразительно длинных последовательных предложения.

Очень экспериментальная поэзия также часто пишется вольным стихом. Поэт может сосредоточиться на изображениях или звуках слов, не обращая внимания на логику или синтаксис. «Нежные пуговицы» Гертруды Стайн (1874–1946) – это собрание поэтических фрагментов, созданное потоком сознания. Такие строки, как «Немного под названием все, что угодно, содрогается» десятилетиями вызывали у читателей недоумение. Поразительное расположение слов Штейна вызывает дискуссии, анализ и дискуссии о природе языка и восприятия. Книга часто предлагает читателям спросить: Что такое стихотворение?

Однако свободный стих не обязательно экспериментальный или сложно расшифровать. Многие современные поэты пишут вольные стихи на языке обычной речи. “What Did I Love” Эллен Басс рассказывает личную историю о черной работе.. Если бы не разрывы строк, стихотворение могло бы сойти за прозу:

Споры о свободных стихах

Неудивительно, что при таком большом разнообразии и стольких возможностях свободный стих вызвал путаницу и споры в литературной сфере. В начале 1900-х критики возмущались растущей популярностью стихотворения. Они назвали это хаотичным и недисциплинированным, безумным выражением разлагающегося общества. Даже когда свободный стих стал стандартным языком, традиционалисты сопротивлялись. Роберт Фрост, мастер формальных рифмованных стихов и метрических пустых стихов, как известно, заметил, что написание свободных стихов похоже на «игру в теннис с сеткой вниз».

A современное движение под названием «новый формализм» или «нео-формализм» способствует возвращению к метрическому рифмующемуся стиху. Новые формалисты считают, что систематические правила помогают поэтам писать более ярко и музыкально. Поэты-формалисты часто говорят, что письмо внутри структуры побуждает их выйти за пределы очевидного и открывать удивительные слова и неожиданные темы.

Чтобы противостоять этому аргументу, сторонники Свободный стих утверждает, что строгое соблюдение традиционных правил подавляет творчество и приводит к запутанному и архаичному языку. Знаменитая антология Некоторые поэты-имажинисты, 1915 г. одобрила свободный стих как «принцип свободы». Ранние последователи считали, что индивидуальность поэта может быть лучше выражена в стихах» и «новая каденция означает новую идею».

В свою очередь Т.С. Элиот (1888–1965) сопротивлялся классификации. Свободный стих смешивается с рифмованным стихом и пустым стихом в поэме Элиота Пустошь . Он считал, что вся поэзия, независимо от формы, обладает основополагающим единством. В своем часто цитируемом эссе 1917 года «Размышления о Vers Libre» Элиот заявил, что «есть только хорошие стихи, плохие стихи и хаос».

Вольный стих

Вольный
стих — это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в
едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны.

Скатившись
с горной высоты

Лежал
на прахе дуб, перунами разбитый;

А
с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…

О
Дружба, это ты!

(В.А.Жуковский.
Дружба)

Вольный
стих иногда отождествляют с вольной формой ямба, потому что в русской поэзии
неравностопными чаще всего оказывались ямбические строки. Многочисленные
исследователи (М.П.Штокмар, М.Л.Гаспаров, О.И.Федотов и др.) указывали на две
традиции в использовании русскими поэтами вольного ямба, басенную и элегическую
(см., например: Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1996.
С.230-231).

Традиция
применять в басне вольный ямб появилась в эпоху русского классицизма, в
середине XVIII в. Поэты-классицисты относили этот жанр к числу “низких”, но он
обладал несомненным преимуществом перед другими: басню отличала речевая
раскрепощенность. Это проявлялось и в расширенном лексическом словаре, не
стесненном рамками “высокого штиля”, и в том, что длину ямбических строк
определяла длина помещаемых в стихи фраз, а не наоборот. Вольный ямб характерен
прежде всего для басен А.П.Сумарокова:

Был
выбран некто в боги: _____________3 стопы

Имел
он голову, имел он руки, ноги _____6 стоп

И
стан; ____________________________1 стопа

Лишь
не было ума на полполушку, ______5 стоп

И
деревянную имел он душку. _________5 стоп

Был
– идол, попросту: Болван. _________4 стопы

(Болван)

Как
видно из приведенного примера, для басенной традиции вольного стиха характерно
произвольное чередование строк, содержащих от 1 до 6 стоп.

В
конце XVIII в. широкую известность приобрела поэма И.Ф.Богдановича “Душенька”.
В начальной части своей “древней повести в вольных стихах”, как обозначил
жанровую форму Богданович, он обратился к Гомеру, отцу стихов “равных”, и дал
характеристику вольному ямбу:

Прости
вину мою, __________________________3 стопы

Когда
я формой строк себя не беспокою ________6 стоп

И
мерных песней здесь порядочно не строю. ____6 стоп

Черты,
без равных стоп, по вольному покрою, ___6 стоп

На
разный образец крою, ____________________4 стопы

И
малой меры и большия… __________________4 стопы

Басенная
традиция сказалась и в “Душеньке”: длина “черт” (стихотворных строк) – от 1 до
6 стоп.

Вольный
ямб использовался и в других жанрах поэзии классицизма (в частности в
эпиграмме), но к началу XIX в. ассоциировался именно с баснями. В начале века к
данной форме обращались все известные баснописцы, но только творчество
И.А.Крылова прочно закрепило форму вольного ямба за жанром басни. Крылов удачно
воспроизвел живые интонации столичных улиц, которые были близки и одинаково
понятны и мещанам, и высшей знати:

Имея
общий дом и общую контору,

Какие-то
честные торгаши

Наторговали
денег гору;

Окончили
торги и делят барыши.

Но
в дележе когда без спору?

Заводят
шум они за деньги, за товар, —

Как
вдруг кричат, что в доме их пожар.

(Раздел)

Другая
традиция вольного ямба была связана с жанром элегии. На ее формирование прежде
всего повлияло лирическое творчество В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова,
А.С.Пушкина. В элегиях и элегических по характеру “посланиях” сочетались
неравные строки: обычно – в 4-6 стоп длиной, реже – в 5-6 стоп, в исключительных
случаях – в 3-6 стоп . Неравностопность должна была ощущаться слабее, чем в
басне, чтобы элегия до конца не утрачивала мелодичности.

Погасло
дневное светило; _________________4 стопы

На
море синее вечерний пал туман. __________6 стоп

Шуми,
шуми послушное ветрило, ___________5 стоп

Волнуйся
подо мной, угрюмый океан ________6 стоп

(Пушкин.
“Погасло дневное светило…”)

Ну,
что ваш батюшка? Все Английского клоба

Старинный,
верный член до гроба?

Ваш
дядюшка отпрыгал ли свой век?

А
этот, как его, он турок или грек?

Тот
черномазенький, на ножках журавлиных,

Не
знаю, как его зовут,

Куда
ни сунься: тут как тут,

В
столовых и гостиных.

К
началу XX в. элегический вольный ямб исчезает из русской литературы, а басенная
традиция получает дальнейшее развитие: авторы басен и политических сатир (Саша
Черный, Демьян Бедный, В.В.Маяковский и др.) сочетают строки длиной от 1 до 7,
даже 8 стоп.

Как
было отмечено, форма вольного стиха в русской силлабо-тонической поэзии в
основном применялась в ямбических сочинениях. Однако существуют
немногочисленные образцы вольного хорея (“Товарищу Нетте, пароходу и человеку”
В.В.Маяковского), вольного дактиля (главка XXVII из второй части поэмы
Н.А.Некрасова “Мороз, Красный нос”), вольного амфибрахия (“Дума” Н.И.Гнедича),
вольного анапеста (“Рыцарь на час” Некрасова).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: