Урок литератуного чтения в 3-м классе по теме «К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»»
Цели урока:
- организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.Д. Бальмонта;
- создавать условия для видения красоты поэзии, для нахождения учащимися художественных особенностей произведения;
- организовать деятельность по развитию умения вести диалог, монолог;
- содействовать наработке у учащихся личностного отношения к природе.
1.Организационный момент.
1) Долгожданный дан звонок Начинается урок Все красиво дружно стали, Улыбнулись, подравнялись. Посмотрели на гостей, Поздоровались прилично, Чтоб учиться на “отлично”, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор
– А наш разговор мы начинаем со
2) Скороговорки:
5 ребят нашли у пенька 5 опят.
3) Тренировка памяти.
– Вспомните, из какого произведения эти строки:
“Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…”
(Сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
“Выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом…”
“…в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные…”
(Былина “Добрыня Никитич”)
“…– Доливай, что в чаше осталось. Да вторую неси нам…И почуял он в себе здоровье богатырское…”
(Былина “Исцеление Ильи Муромца”)
“Увидишь в тереме окошко: на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит “Жар-Птица””
(Сказка “Иван-царевич и Серый волк”)
“От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле прислоняются…”
(Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”)
2.Проверка Д/Задания
– Итак, продолжаем наш разговор
- – Какое задание вы готовили дома
- – Вспомним, какие требования к чтению стихотворения мы знаем.
- Читай в 2 раза медленнее, чем разговариваешь;
- Читая, представляй, воображай то, о чем читаешь;
- Читай внятно, выразительно, учись слушать себя.
- Чтение учащимися стихотворения К.Д. Бальмонта “Осень” Дополнительные вопросы: – Какая основная мысль этого произведения?
– Какие образные выражения нашли в стихотв.?
– Назовите приметы осени, описываемые в произв.
- – А сейчас немножко творческой работы : составимАКРОСТИХ на слово
- – Итог проверки домашнего задания:
– Молодцы, вы очень хорошо поработали.
Подготовка к изучению нового материала
– На первом уроке, когда мы только познакомились с поэтом К.Д. Бальмонтом, вы признались, что раньше не читали его стихов. И я попросила учащихся подготовить к этому уроку стихотворения, которых нет в учебнике.
– Но сначала вспомните, какое влияние оказал отец на будущее поэта?
- Стихотворение…вот об…этой птичке (рисунок) . которую вы наверняка видели расскажетучащийся 1
– Что необычного подметил автор в этой птичке?
– Как её зовут? “Трясогузка”
- Вспомните, где учился поэт? К.Д. Бальмонт очень любил Москву, особенно весеннюю. Любил праздники с колокольными перезвонами. Об одном из них нам расскажет учащийся 2
– О каком празднике идёт речь?
– Что за синие цветочки появляются ранней весной?
- В 1920 году поэт уехал жить во Францию и жил там, в Париже, до конца своих дней. За границей он очень тосковал по своей Родине – Москве.
Учащийся 4 – О Родине
Учащийся 5 – О Москве
(Под музыку: – Какие картины родной природы вы себе представили?)
Изучение нового материала
- – Давайте вспомним, как сказал о К.Д. Бальмонте другой поэт А. Блок
На доске: “…Поэт с утренней душой. Когда слушаешь Бальмонта– всегда слушаешь весну”
– Может кто-то догадается, о чём будем сегодня говорить на уроке?
– О ВЕСНЕ. А чтобы вам хотелось узнать о весне?
Чтение стихотворения вполголоса: – найдите приметы весны (рисунки: лютика, одуванчика)
– Найдите красивые образные выражения.
ИГРА: а)1. стр. слова-предметы, т.е. имя существительное.
“Читает и находит” 2.стр. слова-действия, т.е. глагол.
3.стр. слова-признаки, т.е. имя прилагательное.
б) в течении 1-й мин. Учащиеся находят слова, ставим точку под словами.
в) сообщения детей о найденных словах “на ушко”
г) чтение вслух с похлопыванием (хлопок вместо найденного слова)
Что бы вы хотели улучшить в своём чтении?
– Творчество какого поэта мы изучали?
– А какие чувства вызвал у вас стих “Золотое слово” – Что захотелось?
Рефлексия.
– А сейчас мы возьмём нашего мишку, вспомним всё, что было сегодня на уроке и передавая игрушку по цепочке будем сообщать:
– Сегодня меня порадовало…
– Сегодня меня огорчило…
Композиция, жанр и средства выразительности
Стихотворение написано в четыре катрена, где вторая и четвертая строфы укорочены и придают произведению дополнительный темп. Композиция кольцевая, начинается и заканчивается стих признанием изысканности своего творчества (Я изысканность – я изысканный стих).
По жанру это ода, написанная самому себе и потому не лишенная пафоса.
Рифмовка смежная, при которой рифмуются соседние строки (речи – предтечи – уклоны – звоны).
Художественные средства выразительности:
- Эпитеты (самоцветные камни, медлительная речь, зеленый май, прозрачный ручей, нежные звоны, внезапный излом, изысканный стих).
- Олицетворение (играющий гром).
- Метафоры (открыл в этой речи уклоны, переплеск многопенный).
Вторит этому стихотворению стих «Я в этот мир пришел», написанный в этом же 1903 году, где повествование идет от первого лица, подчеркивая личное «Я» автора. Рекомендуем его прочесть, если хотите понять пафос Бальмонта и рассмотреть его настойчивое стремление в вечность.
Сочинение Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. »
Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения — оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.
Еще работы по литературе и русскому языку
Реферат по литературе и русскому языку
Поэтика и семантика пауз в драматургии Чехова
31 Августа 2013
Размер и рифмовка
Сонетная строфа – строгая форма. Сонет состоит из 14 строф – двух катренов и двух терцетов. Бальмонт пишет стихотворение в форме классического итальянского сонета, немного изменив систему рифмовки терцетов (в итальянском сонете вгв гвг, а у Бальмонта вгв вгв. Рифмовка в катренах и терцетах кольцевая, женская рифма чередуется с мужской. Сонет написан традиционным для этой строфы размером – пятистопным ямбом.
ученица 11 класса Никитина Анастасия
Работа представлена как исследование поэтического сборника Бальмонта К.,Д. «Будем как солнце», его основных мотивов. Уделёно вниманию структурно-семантическому анализу стихотворения «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце», сопоставительному анализу — «Образ солнца в контексте русской литературы»
Новые публикации
Знай русский! Неинтересно или не интересно? 16.08.2022
Как правильно – не интересно или неинтересно, не важно или неважно? Наверняка с этим вопросом хоть раз сталкивался каждый пишущий. Однако решить эту лингвистическую задачку не составит труда, если вооружиться правилом.. Русист из Латвии: «Русский человек не может выжить духовно в отрыве от России» 12.08.2022
Русист из Латвии: «Русский человек не может выжить духовно в отрыве от России» 12.08.2022
«В латвийских политических условиях право на уроки русского языка и литературы приходится отвоевывать с боем. Русский язык и литература полностью вытесняются из системы школьного образования для того, чтобы ассимилировать русских. Или заставить их выехать», – пишет в своем эссе «От языка Союза к языку мира: зачем сегодня учат русский?» на XXII Международный Пушкинский конкурс «РГ» русист из Латвии Александр Филей.
Русский язык для детей Азии 12.08.2022
Фонд «Русский мир» продолжает поддерживать международную программу Всероссийского детского центра «Океан» «Дети мира». В этом году смена проходила в рамках VII Международных спортивных игр «Дети Азии». «Океан» принял порядка 1300 ребят из Армении, Афганистана, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Ливана, Монголии, Пакистана, Таиланда, Туркмении, Узбекистана и России.
Знай русский! «Телеграм» или телеграм, в телеграм- или на телеграм-канале? 12.08.2022
История слова «Телеграм» насчитывает менее 10 лет, но за такой незначительный по меркам языка срок оно успело прочно войти в нашу речь. Однако чем чаще мы используем «Телеграм», тем больше возникает вопросов, касающихся правописания и склонения названия популярного мессенджера.
Дюк Мишель Нгебана: Русская школа в Республике Конго должна стать базой для продвижения российского образования в Африке и мире 11.08.2022
В Республике Конго надеются открыть русскую школу. Об этом проекте и о продвижении в Африке русского языка и российского образования рассказывает Дюк Мишель Нгебана – Почётный консул Российской Федерации в городе Пуэнт-Нуаре, заместитель председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников.
Что немцы думают о Второй мировой? Ликбез для немецкой молодёжи 10.08.2022
В городах Германии прошёл опрос, приуроченный к 80-летию Сталинградской битвы. Немцев спросили, знают ли они о нападении гитлеровцев на Советский Союз, о потерях СССР и значении Дня Победы для россиян, выходцев из советских республик и их потомков.
Нескучный русский. Какое мороженое лучше? 09.08.2022
Освежает в жару, создаёт хорошее настроение, нравится взрослым и детям, отличается разнообразием вкусов – всё это о мороженом и его предшественниках. Интересны лакомства и с лингвострановедческой точки зрения.
Знай русский! МЕЖДУ ТЕМ – нужна ли запятая? 09.08.2022
В русском языке множество слов и словосочетаний, которые сходны с вводными, но таковыми не являются. Одно из них – между тем.
История создания
Стихотворение «Белладонна» Бальмонт написал в 1899 г. Оно вошло в цикл «Ангелы опальные» и было опубликовано в 1900 г. в сборнике «Горящие здания». Поэт находился на пике популярности.
Белладонна – ядовитое растение, которое в переводе с итальянского означает «красивая женщина». Дамы издавна закапывали глаза соком белладонны, чтобы они блестели. По-русски растение называется «красавка», то есть слово является точным переводом итальянского названия. Конечно, Бальмонт не мог заменить поэтическую белладонну простой красавкой.
Белладонна коварна, вызывает сильнейшие отравления, способные привести к остановке дыхания и смерти. В древности считалось, что белладонна становилась причиной безумия.
Исследователи утверждают, что стихотворение обращено к Мирре Лохвицкой, в которую поэт был влюблён. Их страсть была желанна и тягостна для обоих, потому что каждый был обременён семьёй. Мирра так и не решилась бросить мужа и пятерых детей. Стихи, обращённые друг к другу, были отдушиной для обоих поэтов.
Краткий анализ
Что хотел сказать в стихотворении Бальмонт, что желал передать читателям и почитателям своего творчества? Отметим несколько моментов:
Бальмонт осторожно преклоняется перед поэтами прошлого.
Дмитрий Константинович считает, что открыл новый источник поэзии и превзошел прошлое в настоящем.
Это основные два столпа, на которых стоит стих, остальное лишь декорация, остальное лишь сцена, где гений играет драму в настоящем времени, посыпая зрителей конфетти пафоса.
Это вторая строчка произведения и из неё видно, что автор опирается на опыт поэтов прошлого, хотя и не преклоняется перед ними.
А это уже 3-4 строки, которые показывают высоту взлета Бальмонта – и по его собственному мнению и по заветам критиков.
Как же сам автор объясняет столько высокий свой полет, ведь крылья есть у всех и летать хотят многие? Для понимания этого обратите внимание на последний катрен, где Бальмонт открывает секрет своего успеха:
Вот вам и ответ – любовь двигает его творчеством, но это чувство не только к другим, но и к себе. Любя других поэт находит вдохновение для строк, а любовь к себе – это для Константина Дмитриевича крылья, которые позволяют ему лететь над миром, сверху видя скорбность земли и описывая её в своем творчестве.
Основная тема стихотворения – это восторг от вышины своего творчества, которое пусть и опирается на труды поэтов прошлого, но заметно превзошло их виршы, покрытые пылью времени.