«философия любви в творчестве ивана бунина»план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Анализ стихотворения крещенская ночь бунина 11 класс

Ночь

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: пески среди молчанья

И звездный час над сумраком земли.

Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион.

Люблю я их теченье над пустыней

И тайный смысл их царственных имен!

Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь. И в глубине веков

Все, для кого они во тьме светили,

Исчезли в ней, как след среди песков:

Их было много, нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жен,

Ночей и звезд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта

Юпитер озаряет небеса,

И в зеркале воды, до горизонта,

Столпом стеклянным светит полоса.

Прибрежья, где бродили тавро-скифы,

Уже не те, — лишь море в летний штиль

Все так же сыплет ласково на рифы

Лазурно-фосфорическую пыль.

Но есть одно, что вечной красотою

Связует нас с отжившими. Была

Такая ж ночь — и к тихому прибою…

Со мной на берег девушка пришла.

И не забыть мне этой ночи звездной,

Когда печь мир любил и для одной!

Пусть я живу мечтою бесполезной,

Туманной и обманчивой мечтой, —

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон.

Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен!

1901 год

*****

Иван Бунин. Любовная лирика. Стихи о любви!

Любовная лирика поэтов всех времён и поколений. Иван Бунин. Стихи о любви! (1870-1953 ) *. *. *

Я к ней вошел в полночный час. Она спала — луна сияла В ее окно, и одеяла Светился спущенный атлас

Она лежала на спине, Нагие раздвоивши груди, И тихо, как вода в сосуде, Стояла жизнь ее во сне.

Снова сон, пленительный и сладкий Снится мне и радостью пьянит, — Милый взор зовет меня украдкой. Ласковой улыбкою манит.

Знаю я — опять меня обманет Этот сон при первом блеске дня, Но пока печальный День настанет, Улыбнись мне — обмани меня!

Беру твою руку и долго смотрю на нее, Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело: Вот в этой руке — все твое бытие, Я всю тебя чувствую — душу и тело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть? Но ангел мятежный, весь буря и пламя, Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить, Уж мчится над нами!

Ты чужая, но любишь, Любишь только меня. Ты меня не забудешь До последнего дня.

Ты покорно и скромно Шла за ним от венца. Но лицо ты склонила — Он не видел лица.

Ты с ним женщиной стала, Но не девушка ль ты? Сколько в каждом движенье Простоты, красоты!

Будут снова измены. Но один только раз Так застенчиво светит Нежность любящих глаз.

Ты и скрыть не умеешь, Что ему ты чужда. Ты меня не забудешь Никогда, никогда!

Мы рядом шли, но на меня Уже взглянуть ты не решалась, И в ветре мартовского дня Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака Сквозь сад, где падали капели, Бледна была твоя щека, И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых уст Я избегал касаться взглядом, Но был еще блаженно пуст Тот дивный мир, где шли мы рядом.

Мы встретились случайно, на углу. Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы Вечернюю прорезал полумглу Сквозь черные лучистые ресницы.

На ней был креп,— прозрачный легкий газ Весенний ветер взвеял на мгновенье, Но на лице и в ярком свете глаз Я уловил былое оживленье.

И ласково кивнула мне она, Слегка лицо от ветра наклонила И скрылась за углом. Была весна. Она меня простила — и забыла. ***** **** *** ** *

Я к ней вошел в полночный час. Она спала — луна сияла В ее окно, и одеяла Светился спущенный атлас

Она лежала на спине, Нагие раздвоивши груди, И тихо, как вода в сосуде, Стояла жизнь ее во сне.

*. *. * Можно ли добавить от себя?:

«Она прекрасней свежих лилий Душа чиста её как свет, В изгибах тела нежных линий Есть наслажденье, счастье есть…» Плагиат?

На это произведение написаны 3 рецензии . здесь отображается последняя, остальные — в полном списке .

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье,

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой —

Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал

И на заре, когда с заката

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

Потом угрюмо в нем стемнело.

Луна восходит, а в лесу

Ложатся тени на росу…

Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной

Осенней чащи помертвелой,

И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:

Прислушайся — она растет,

А с нею, бледностью пугая,

И месяц медленно встает.

Все тени сделал он короче,

Прозрачный дым навел на лес

И вот уж смотрит прямо в очи

С туманной высоты небес.

О, мертвый сон осенней ночи!

О, жуткий час ночных чудес!

В сребристом и сыром тумане

Светло и пусто на поляне;

Лес, белым светом залитой,

Своей застывшей красотой

Как будто смерть себе пророчит;

Сова и та молчит: сидит

Да тупо из ветвей глядит,

Порою дико захохочет,

Сорвется с шумом с высоты,

Взмахнувши мягкими крылами,

И снова сядет на кусты

И смотрит круглыми глазами,

Водя ушастой головой

По сторонам, как в изумленье;

А лес стоит в оцепененье,

Наполнен бледной, легкой мглой

И листьев сыростью гнилой…

Не жди: наутро не проглянет

На небе солнце. Дождь и мгла

Холодным дымом лес туманят, —

Недаром эта ночь прошла!

Но Осень затаит глубоко

Все, что она пережила

В немую ночь, и одиноко

Запрется в тереме своем:

Пусть бор бушует под дождем,

Пусть мрачны и ненастны ночи

И на поляне волчьи очи

Зеленым светятся огнем!

Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял,

Сентябрь, кружась по чащам бора,

С него местами крышу снял

И вход сырой листвой усыпал;

А там зазимок ночью выпал

И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,

Звенит их медный перелив,

Как грустный вопль, среди широких

Ненастных и туманных нив.

Сквозь шум деревьев, за долиной,

Теряясь в глубине лесов,

Угрюмо воет рог туриный,

Скликая на добычу псов,

И звучный гам их голосов

Разносит бури шум пустынный.

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Но дни идут. И вот уж дымы

Встают столбами на заре,

Леса багряны, недвижимы,

Земля в морозном серебре,

И в горностаевом шугае,

Умывши бледное лицо,

Последний день в лесу встречая,

Выходит Осень на крыльцо.

Двор пуст и холоден. В ворота,

Среди двух высохших осин,

Видна ей синева долин

И ширь пустынного болота,

Дорога на далекий юг:

Туда от зимних бурь и вьюг,

От зимней стужи и метели

Давно уж птицы улетели;

Туда и Осень поутру.

Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом бору

Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,

День будет ласковый, хороший,

И скоро мягкою порошей

Засеребрится мертвый край.

Как будут странны в этот белый

Пустынный и холодный день

И бор, и терем опустелый,

И крыши тихих деревень,

И небеса, и без границы

В них уходящие поля!

Как будут рады соболя,

И горностаи, и куницы,

Резвясь и греясь на бегу

В сугробах мягких на лугу!

А там, как буйный пляс шамана,

Ворвутся в голую тайгу

Ветры из тундры, с океана,

Гудя в крутящемся снегу

И завывая в поле зверем.

Они разрушат старый терем,

Оставят колья и потом

На этом остове пустом

Повесят иней сквозные,

И будут в небе голубом

Сиять чертоги ледяные

И хрусталем и серебром.

А в ночь, меж белых их разводов,

Взойдут огни небесных сводов,

Заблещет звездный щит Стожар —

В тот час, когда среди молчанья

Морозный светится пожар,

Расцвет полярного сиянья.

1900 год

Художник

Хрустя по серой гальке, он прошел

Покатый сад, взглянул по водоемам,

Сел на скамью… За новым белым домом

Хребет Яйлы и близок и тяжел.

Томясь от зноя, грифельный журавль

Стоит в кусте. Опущена косица,

Нога — как трость… Он говорит: «Что, птица?

Недурно бы на Волгу, в Ярославль!»

Он, улыбаясь, думает о том,

Как будут выносить его — как сизы

На жарком солнце траурные ризы,

Как желт огонь, как бел на синем дом.

«С крыльца с кадилом сходит толстый поп,

Выводит хор… Журавль, пугаясь хора,

Защелкает, взовьется от забора —

И ну плясать и стукать клювом в гроб!»

В груди першит. С шоссе несется пыль,

Горячая, особенно сухая.

Он снял пенсне и думает, перхая:

«Да-с, водевиль… Все прочее есть гиль».

1908 год

Основная идея

Наверное, нет такого писателя или поэта, который не писал бы о зиме. Многие воспевали волшебное, таинственное время года (вспомним хоть «Зимнюю ночь» Б. Пастернака, «Идёт волшебница зима» А. Пушкина или «Чародейкою зимою» Ф. Тютчева). В каждом из них мы встретим завораживающие пейзажи. Но Бунин, как было отмечено раннее, выбрал не просто зимнюю ночь, а именно крещенскую, и это не просто так: поэт напоминает людям об одухотворённости природы Богом. В этом и состоит главная мысль стихотворения «Крещенская ночь». Так, созерцая красоту ночи, лирический герой ассоциирует самого себя с частью этого мира: «Я хрустальное царство лесное!» Это значит, что он воспринимает себя сыном природы, и именно заснеженный лес, мороз и небо делают его счастливым.

После прочтения стихотворения создаётся ощущение, что поэт извиняется перед родными краями за то, что надолго покинул их, в то время как только они могут подарить ему спокойную жизнь, полную тишины и гармонии. Таков смысл стихотворения «Крещенская ночь».

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой…

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца

Те же тучи — гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила — и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

1903 год

*****

Текст

Нет, мертвые не умерли для нас!Есть старое шотландское преданье,Что тени их, незримые для глаз,В полночный час к нам ходят на свиданье,

Что пыльных арф, висящих на стенах,Таинственно касаются их рукиИ пробуждают в дремлющих струнахПечальные и сладостные звуки.

Мы сказками предания зовем,Мы глухи днем, мы дня не понимаем;Но в сумраке мы сказками живемИ тишине доверчиво внимаем.

Мы в призраки не верим; но и насТомит любовь, томит тоска разлуки…Я им внимал, я слышал их не раз,Те грустные и сладостные звуки!

1905 год.

В стихотворении «Призраки» Иван Бунин пытается провести линию связи между миром живых и мертвых, сплетя их в мистическое целое, не всегда подвластное пониманию простого человека. Стих написан не позже 1905 года, возможно, строки навеяны посещением дома Чехова под Ялтой, ведь писатель умер всего год назад и дверные ручки ещё помнили тепло его рук при визите Бунина.

Анализ стихотворения Бунина «Я к ней вошел в полночный час…»

Лирическое стихотворение «Я к ней вошел в полночный час…» напоминает быструю зарисовку молодого художника. Это легкое воспоминание о возлюбленной Ивана Алексеевича Бунина, Анне Николаевне Цакни, которая стала его женой в 1898 году. Нежные чувства поэта к этой необыкновенно красивой девушке отражены во многих его любовных стихотворениях.

Стихотворение написано, по всей видимости, уже после свадьбы. Лирический герой – сам автор. Глубокой ночью он входит в спальню к возлюбленной и созерцает ее сон. Она лежит перед ним в сиянии лунного света, одеяло соскользнуло с тела, открыв глазам поэта молодую грудь. Девушка обнажена и безмятежна, однако в строках нет и тени страсти или вожделения. Наоборот, вид ее недвижного тела пробуждает в авторе философские мысли о сущности жизни.

С помощью выразительных художественных образов в стихотворении создана атмосфера интимности и задумчивости. Вместе с автором читатель проникает в полуночный мрак женской спальни. В центре внимания – она. В строках содержится противопоставление женщины и сверкающей за окном луны, словно для автора оба эти образа равны. Красота его возлюбленной столь же значительна, как и величие небесного светила. Мерцающий атлас также указывает на очарование спящей девушки, намекая на блеск ее юной кожи. Это неуловимое сравнение демонстрирует трепетное отношение автора к ней. Он не восхищается ей напрямую, но не в силах отвести взгляд от ее совершенства.

Но нужно сказать, что не единственно плотское чувство движет лирическим героем. Любуясь представшей перед ним картиной, автор испытывает некое духовное откровение. Он словно видит саму жизнь, заключенную в телесной оболочке спящей женщины. Отсюда образ воды в сосуде. Сравнивая физическую оболочку человека с сосудом, а жизнь уподобляя воде, автор наблюдает, как затихает, приостанавливается на время ночного отдыха бурная жизнедеятельность. Здесь есть место сомнению – что же более ценно: сосуд или его содержимое? На это указывает и образ женской груди, вечный символ жизни и плодородия. Образ раздваивается, указывая на двойственность человеческой сущности, на ее телесное и духовное начала. Какое из них важнее, читатель должен почувствовать сам.

Ощущение завершенности образам придает кольцевая структура стихотворения. Представляется, что нанеся последние штрихи, художник уберет рисунок в альбом, где никто не сможет потревожить размышлений лирического героя стихотворения и легкого сна его возлюбленной.

Иван БунинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

История создания

Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт. Его стихотворение «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества. Бунин написал его в возрасте 16 лет. Произведение было начато в 1886 году, а закончено лишь в 1901 (тогда русскому писателю исполнился уже 21 год). Название стихотворения связано с праздником Крещения Господня. Основная тема произведения — красота и величие природы.

С праздником, о котором идёт речь, связаны многие приметы. Так, если в крещенскую ночь наступали сильные холода, это значило, что следующий год будет плодородным. И всё-таки поэт начинает стихотворение, не связывая происходящее с религиозным праздником. Перед читателем предстаёт ночь, полная очарования.

Может показаться, что поэт создавал произведение в лесу, однако его дневниковые записи говорят об обратном. Бунин в это время был в Украине и вспоминал о лесах в родной Орловской губернии. Дописано же стихотворение было через пять лет. Тогда поэт возвращался из Одессы в Москву и прогуливался по ночному зимнему лесу. И. А. Бунин тонко чувствовал природу, не зря его называют певцом ночи.

Композиция

Произведение состоит из трех частей. В первой части находятся начальные пять куплетов, в которых нам показана ночь в лесу, окутанная зимним величием, которое придают ей нотки волшебства в атмосфере. Природа словно оживает и обличается, наблюдая за всем

В этом нам показана важность природы и ее значимость для человека, ибо так было еще издревле

А во вторая часть резко отличается от предыдущей своим контрастом, в котором состояние умиротворения сменяется напряжением, характерным для человека. Однако величие природы сохраняется. Но во второй части указывается, что человек разобщен с природой и не верит в мудрость Бога. В этом демонстрируется страх человека остаться наедине с самим собой. Впрочем, несмотря на то, что человек отделился от природы, он, тем не менее, стремится быть поближе к ней.

А к третьему фрагменту относятся всего два последних куплета, которые Бунин посвятил утраченному покою человека и его мудрости, которые постепенно возвращаются.

История создания

Написано произведение было в 1909 году. Данный период пришелся на самый расцвет творчества поэта. Ему вручили пушкинскую премию, счастье улыбнулось и в личной жизни со второй супругой, так же автор проводил много времени в путешествиях. Так же в это время поэт обрел и народную славу – публика поняла его и полюбила.

В стихотворении «Вечер» интересно переплетается пейзажная лирика с философскими размышлениями автора. В скором времени Ивану Алексеевичу приходится уехать из России, но он на протяжении всей жизни хранил в своем сердце воспоминания о Родине. В произведении «Вечер» отчетливо видно то, как он вспоминает то время, когда был абсолютно счастлив, но на тот момент не понимал этого.

Так уж вышло, что именно 1909 год стал для поэта одним из самых счастливых, поскольку после ему пришлось познать большое количество горя и лишений.

«Ночь»(Ищу я в этом мире сочетанья. ), анализ стихотворения Бунина

И. А. Бунин был прирожденным романтиком, тоскующим по прекрасным и суровым пространствам. Ярко заявляет о себе в его лирике тема «вечной красоты». пронизанная минорным звучанием.

Стихотворение «Ночь» покоряет тихой грустью о невозвратном и неизбывном, это удивительный образец философской лирики. Его причудливый узор мастерски сотканных поэтом иллюзий выстраивает уникальный хронотоп. он сопричастен всем мирам и всем векам.

Отсюда и компоненты духовного склада лирического героя, ищущего в «этом мире сочетанья». он с пронзительной ясностью осознает свою принадлежность макрокосму и историческому процессу, а с другой — ясно ощущает свою индивидуальность.

Условно-созданное, зрительно-наглядное описание сменяется субъективно эмоциональным. Последовательное расширение и сужение пространства позволяют перенести акцент с деталей внешнего мира на интимную, личностную сферу:

…Была такая ж ночь, Такая ж ночь- и к тихому прибою Со мной на берег девушка пришла.

Совмещение повествовательных пластов, взаимопереходы мысли, напряженность повествования определили специфику бунинской «Ночи».

Все времена, все страны, все чувства связаны навечно между собой, конечность жизни и бесконечность бытия — такова основная тема произведения.

Поиски смысла бытия всего человечества занимают мысли лирического героя:

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного.

Категория прекрасного мыслится им как единение человека с красотой этой ночи, со звездами и тишиной. Древние загадки, вечные как мир, он пытается познать через звезды, в них причудливо отражается история земли, на которую они взирают с высока, и человечества, ищущего в них ответы.

Полнота бытия всегда у Бунина сопровождается мыслями о смерти, это произведение не исключение.

Все, для кого они во тьме светили,

Исчезли в ней, как след среди песков:

Одна за другой уходят в небытие древние цивилизации, поколение сменяет поколение, чего же ради приходит человек в подзвездный мир? Ради того, чтобы чувствовать, любить, сопрягать в своей душе все оттенки земных эмоций.

И не забыть мне этой ночи звездной,

Когда весь мир любил я для одной!

Стихотворение написано шестистопным ямбом. так называемым Александрийским стихом, создающим торжественность звучания. Малейшие нюансы чувств и мыслей переданы через особый синтаксис: несовпадение конца строки с концом предложения подчеркивает идею замкнутости человека в самом себе и одновременно его открытость миру.

Кольцевая композиция стихотворения символизирует вечный ход истории, бесконечность жизни.

Проблематика

Лирика произведения носит художественный характер пейзажа, и основная тематика с проблематикой вытекают из этого, а именно: Тематика природы, которая имеет плотную взаимосвязь с человеческими эмоциями и чувствами, всегда умиротворяя и успокаивая человека, внутренне подталкивает его к единству со своими собратьями.

Второй темой является тема красоты атмосферы мира, которая показана через описание зимних пейзажей.

Третья тема произведения заключается в описании значимости природы для существования человека, над которой часто задумывался писатель.

Последней темой можно определить смену настроения в стихотворении, потому что оно переменное. Так, изначально стихотворение носит характер спокойствия и могущества, а во второй части меняется, напрягаясь и тревожась. Третья часть погружает нас в праздничную атмосферу.

Тематика и композиционные моменты

Иван Сергеевич неоднократно обращался к вопросу «вечной красоты», она постоянно волновала его. Ни на минуту не останавливающийся жизненный круговорот стал главной темой произведения. Делая анализ стихотворения «Ночь», стоит отметить то, что автор пытался показать: между событиями и временами всегда существует прочная связь.

Для лирического героя произведения, человека с глубокими чувствами, принадлежность к макрокосмосу составляет часть его сущности. Наблюдая за движением и мерцанием звезд поздней ночью и на заре, он остро ощущает свою связь со Вселенной и прошлым. Он понимает, что точно так люди, жившие тысячи лет назад, смотрели ввысь и любовались млечной картиной. Меняются времена, но это будет повторяться бесконечно, пока жив человек, круговорот вечен.

Для всей поэзии Бунина характерны философские размышления о смерти и вечности бытия. Он многократно обращается к вопросу, остается ли после кончины человека что-либо по прошествии тысячелетий

Литератор уделяет внимание:

  • Вавилону.
  • Египту.
  • Восточным цивилизациям, проживавшим на побережье Понт-Эвксинского моря.

Лирический герой стихотворения «Ночь», помимо поисков смысла бытия, имеет и проникнутые эмоциями переживания. Он говорит, что каждый отдельный человек существует, чтобы любить. Только это объединяет людей, живущих сейчас, с теми, кто уже не может вновь узнать большое чувство.

Для воплощения основной идеи бесконечности истории и жизни Бунин применил кольцевую форму композиции. В финале стихотворения в окна дома задувает ледяной ветер, но в нем давно уж нет друзей и близких ему людей. Используются лексические повторы. Эпитетов в произведении немного, но все они имеют насыщенную эмоциональную и торжественную окраску.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в самом начале 20 века, в 1901 году, и приближено к классической традиции века девятнадцатого.

Тема стихотворения – вечная связь между всеми временами, странами и событиями.

Композиция – кольцевая, такая форма закрепляет философскую идею произведения.

Жанр – лирическое стихотворение, которое тематически следует отнести к философской лирике.

Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Эпитеты – “звёздный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “лазурно-фосфорическая пыль”, “туманная и обманчивая мечта”, “бесполезная мечта”, “тихий прибой”.

Метафоры – “звёздный час над сумраком земли”, “в глубине веков”, “зеркало воды”, “море сыплет лазурно-фосфорическую пыль”.

Сравнения – “как письмена, мерцают Плеяды”, “исчезли, как след среди песков”, “столпом стеклянным светит полоса”, “ищу сочетанья прекрасного и тайного, как сон”.

Метонимия: “мильярды глаз следили”.

Анализ стихотворения Бунина «В полночный час я встану и взгляну…»

К концу лета 1922 г. творческий кризис, обусловленный ностальгией и бытовой неустроенностью Буниных-эмигрантов, сменился подъемом. 25 августа поэт создает три произведения, в число которых входит и анализируемый текст. Созвучность этих стихотворений определяется элегическими мотивами, медитативным настроением лирического «я», господством печальных интонаций. Душа героя, в которой царит безнадежность, не может принять радости и света, явленных в картинах окружающей природы: они кажутся противоестественными, обманчивыми, противоречащими истинной ситуации.

В анализируемом произведении встречаются реминисценции из пушкинского наследия. Лирическая ситуация, представляющая субъекта речи в часы изнуряющего ночного бдения, аналогична позиции героя «Воспоминания». В обоих случаях предметом изображения становятся тяжелые раздумья, мешающие отдыху. Угрюмый морской пейзаж, навевающий скорбные мысли, напоминает мрачный ночной океан, по которому плывет путешественник из «Погасло дневное светило…»  А.С. Пушкина. Одиночество, разочарование, саднящие «сердца раны» – портрет бунинского героя близок к настроению пушкинского элегика.

Стихотворение начинается пейзажной зарисовкой: перед созерцателем открывается вид на залив и вершины гор. В лунном свете мерцают прибой и далекие снежные пики, однако общей доминантой картины являются «муть», мрачный сероватый туман и безбрежность холодного океана.

Наблюдая величественный, но темный и безрадостный вид, герой обращается к собственным мыслям. Последним посвящена вторая строфа, которая значительно объемнее начальной. Изображая настроение субъекта речи, автор оперирует абстрактными категориями: его мыслитель разочаровался в любви и земных радостях, в высоком смысле творчества и благодатной силе природы. Позиция отрицания сообщает бунинскому созерцателю черты романтического героя, и это обстоятельство также указывает на глубинную связь анализируемого текста с классической традицией.

Сгладить остроту внешнего конфликта способны немногие близкие и преданные люди, однако и в этом случае побеждают жизненные диссонансы. Дружба и участие заканчиваются неумолимой, «терпкой» и горестной разлукой. Интонации непримиримости крепнут в концовке: герой, полный презрения к окружающему миру, наделяет земную красоту оценочным эпитетом «бессмысленная».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: